Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Педагогическое мастерство учителя

  • 35 страниц
  • 23 источника
  • Добавлена 11.05.2012
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Научно - теоретический анализ проблемы педагогического мастерства
1.1. Понятие педагогического мастерства
1.2. Структура педагогического мастерства
1.3. Формирование педагогического мастерства
Выводы по I главе
Глава 2. Исследование педагогического мастерства
2.1. Организация исследования
2.2. Результаты исследования
Выводы по II главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ

Фрагмент для ознакомления

Выводы по II главе

Проеденное исследование показало, что педагоги имеют различный уровень сформированности педагогических способностей, как составляющих педагогического мастерства. Педагогическое мастерство предполагает не только знание своего предмета, но и эффективное взаимоотношение с учащимися. Однако не все педагоги могут сотрудничать с учениками, искать совместные пути разрешения проблем.
Результаты исследования позволили выделить три группы педагогов, имеющих разный уровень сформированности педагогических способностей.
Группа педагогов с высоким уровнем педагогических способностей включает педагогов с большим стажем педагогической деятельности.
Группа педагогов со средним уровнем педагогических способностей.
Группа педагогов с низкими педагогическими способностями включает педагогов с небольшим стажем педагогической деятельности. Эти педагоги, возможно, не приобрели достаточного опыта для разрешения педагогических ситуаций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мастерство учителя напрямую связано с его творчеством, где большую роль играют интуиция, вдохновение, талант педагога. Важнейшим условием роста мастерства является творческая, основанная на непрерывном совершенствовании педагогическая деятельность. Решающее значение в становлении мастерства имеет то ближайшее окружение, в которое попадает педагог: и микроклимат коллектива, и идеи, которыми он живет, и его традиции.
Процесс формирования и развития педагогического мастерства позволяет познавать, прогнозировать и преобразовывать действительность; совершенствовать профессиональную компетентность на протяжении всей жизни, мобилизуя обретаемые и пополняемые учителем знания и формируемые умения на поиск решения новых возникающих задач; принимать обоснованные профессиональные решения; формировать субъектную позицию обучаемого. В процессе становления педагогического мастерства «вскрываются» резервы личностного развития учителя и возможности оптимизации его педагогических влияний, тем самым, давая возможность отвечать на «вызовы» образовательной среды. Рассматривая и оценивая профессионализм педагога, важно определить, что движет человеком в профессии, из каких ценностных ориентации он исходит, ради чего он занимается данным делом, какие свои внутренние ресурсы вкладывает в свой труд.
Проведенное исследование показало, что не все педагоги имеют высокий уровень педагогического мастерства. Действительно, молодые педагоги имеют, как правило, большой теоретический багаж знаний, воплощая который на практике, приобретают незаменимый опыт творческой педагогической деятельности. Уже с опытом, педагоги, накапливая различные ситуации, умения их разрешать, становятся творцами педагогической деятельности. Для этого важно понимать, что необходимо учиться и самосовершенствоваться на протяжении всей жизни.
Таким образом, педагог как образец и авторитетное лицо для обучающихся должен заботиться о самосовершенствовании и повышении профессионального уровня, в том числе и об уровне педагогического общения. Многое в этом процессе решает творчество педагога, его личностные качества, а также природные предпосылки, а также приобретенный собственный опыт и опыт коллег.

ЛИТЕРАТУРА

Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию. – М.: Академия, 1998
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер,2000. - 304 с.
Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 544с.
Гуго М. Учитель. // Психологическая наука и образование. – 2000. - №1
Дьяченко М. И., Кандыбович. А. Психология высшей школы. – Минск: Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 1978.
Исаев И.Ф. Профессионально – педагогическая культура преподавателя. – М.: Академия, 2002. – 208 с.
Калюжный А.А. Особенности формирования профессионального имиджа учителя. // Москва: PR в образовании. - №1. – 2005. – С. 110-118
Каминская М.В. Педагогическая деятельность как феномен культуры. //Психологическая наука и образование. – 2002. - №3. – С. 58
Кан – Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое мастерство. – М., 1990
Коротаев А. А., Тамбовцева Т. С. Исследование индивидуального стиля педагогического общения // Вопросы психологии. – 1990. - №2. – С. 62 - 69
Карпенкова О. Педагогика успеха. // Учитель. – 2007. - №1. – С.66
Кукушкин В.С. Введение в педагогическую деятельность. – Ростов н/Д: Март, 2002. – 224 с.
Макаренко А. С. О воспитании. – М.: Политиздат, 1990
Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 288с.
Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. – М.: Академия, 2004
Немов Р.С. Психология. Кн. 2: Психология образования. – М.:Владос, 2003. – 608 с.
Немов Р.С. Психология. Кн. 3. Основы психодиагностики. – М.: Владос, 2003. – 614 с.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 2003. – 512 с.
Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 1993
Рубинштейн М.М. Проблема учителя. / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2004. – 176 с.
Скоробогатова Г.Г. Консультации: педагогическая техника и профессиональное мастерство учителя. // Педагогические технологии. – 2005. - №3. – С. 84
Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002
Сухомлинский В. А. О воспитании. – М.: Политиздат, 1982
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Ситуация 1
Вы начинаете урок, все учащиеся сидят тихо. Вдруг кто – то из учеников вслух рассмеялся. Вы с удивлением смотрите на этого учащегося, который засмеялся, а он, смотря вам прямо в глаза, говорит: «Мне всегда смешно глядеть на вас, и я хочу смеяться, когда вы приходите в класс и начинаете урок». Как вы отреагируете на это? Варианты ответов:
1. «Вот тебе и на!»
2. «Что же тебя рассмешило?»
3. «Ну, и ради бога!»
4. «Ты что, дурачок?»
5. «Мне нравятся веселые люди».
6. «Я рад (а), что способна создать тебе веселое настроение».
7.________________________________________
Ситуация 2
В начале какого – нибудь урока или по окончанию проведения нескольких уроков, один из учеников подходит и говорит вам: «Мне не кажется, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить». Как вы отреагируете:
1. «Твое дело — учиться, а не учить учителя».
2. «Таких, как ты, мне, конечно, нечему невозможно научить».
3. «Ну тогда лучше бы тебе перейти в другой класс или к другому учителю?»
4. «На тебе, скорее всего, лень учиться».
5. «Мне интересно знать, почему же ты так думаешь».
6. «Да, давай подробно все обсудим. Что же тебя в моем поведении наталкивает на подобную мысль».
7.___________________________________________________

Ситуация 3
Педагог предлагает выполнить ученику задание, но тот отказывается его и при этом отвечает: «Я не хочу это делать!». Какова Ваша реакция на подобное поведение
1. «Не хочешь — заставим!»
2. «Зачем же ту ходишь сюда учиться?»
3. «Это же хуже для тебя самого. Ты мне напоминаешь человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос».
4. «Ты понимаешь то, что такое поведение может для тебя плохо кончиться?»
5. «Поясни, пожалуйста, почему?»
6. «Давай сядем и обсудим — может быть, ты и прав».
7._____________________________________________________

Ситуация 4
Учащийся разочарован результатами своей учебы, сомневается в собственных силах, а убежден, что ему не доступен учебный материал, и он его не сможет усвоить как. Он заявляет учителю: «Как вы думаете, смогу ли я когда-нибудь учиться на отлично, чтобы не отставать от других учениов в классе?». Варианты Вашей реакции:
1. «Если честно сказать — сомневаюсь».
2. «О, да, конечно, в этом ты можешь не сомневаться».
3. «У тебя прекрасные способности, и я связываю с тобой большие надежды».
4. «Объясни свои сомнения?»
5. «Ну давай обсудим твои школьные проблемы».
6. «Многое зависит от того, как мы вместе будем работать».
7._____________________________________________________


Ситуация 5
Ученик подходит к учителю и говорит ему: «На два занятия, которые вы сейчас будете вести, я не пойду, потому что как раз в это время будет проводиться спортивный чемпионат по городу и мне очень хочется на это посмотреть». Как бы Вы ему ответили?
1. «Только попробуй пропустить!»
2. «Ну тогда я жду твоих родителей в школу».
3. «Ну что ж, на экзамене я тебя будут гонять по всем пропущенным темам. Ты это учти».
4. «Ты, мне кажется, очень несерьезно относишься к занятиям».
5. «Тогда, может быть, ты вообще не будешь ходить в школу?»
6. «А что ты собираешься делать дальше?»
7. «Интересно, неужели для тебя спортивны мероприятия важнее и интереснее, чем занятия в школе».
8. «Конечно, отдыхать, ходить на соревнования действительно интереснее, чем учиться в школе. Но я, тем не менее, хотел (а) бы знать, почему это так именно для тебя».
9._______________________________________________
Ситуация 6
Когда педагог заходит в класс, один из учеников говорит ему: «У вас очень усталый вид». Ваша реакция?
1. «Мне кажется, что тебе, как ученику не очень прилично делать мне такие замечания».
2. «Да, у меня неважное самочувствие».
3. «Не волнуйся обо мне, за собой следи».
4. «Я сегодня плохо спал, у меня много работы».
5. «Ничего страшного, это не помешает нашему уроку».
6. «Ты — очень внимательный, спасибо за заботу!»
7._____________________________________________________-

Ситуация 7
Один из учеников подходит к учителю заявляет «Занятия, которые вы проводите, мне совсем не помогают». Затем добавляет: «Я бы вообще хотел бросить школу». Как бы Вы отреагировали?
1. «Какие глупости!»
2. «Вот тебе и на, додумался!»
3. «Ну тогда иди и учись к другому педагогу?»
4. «Расскажи подробнее, почему у тебя возникло такое желание?»
5. «Ну давай вместе подумаем над тем, что ты сказал?»
6. «Может быть, твою проблему можно решить как-то иначе?»
7.___________________________________________________
Ситуация 8
Один из учеников, излишне самоуверенный, говорит учителю: «Если я захочу, я смогу выполнить все. Также я могу самостоятельно освоить и ваш учебный материал». Как вы отреагируете?
1. «Ты слишком много о себе думаешь».
2. «Что – то я в этом сомневаюсь»
3. «Ты слишком самоуверен, заявляя подобное?»
4. «Не сомневаюсь в этом, так как знаю, что если ты захочешь, то сможет добиться хорошего результата».
5. «Это, наверное, потребует от тебя большого напряжения».
6. «Излишняя самоуверенность вредит делу».
7._________________________________________________
Ситуация 9
Вы делаете ученику замечание, а он в ответ говорит, что для того, чтобы усвоить этот урок, ему не нужно прилагать усилия: «Я достаточно способный, чтобы освоить материал». Как бы Вы прореагировали?
1. «Навряд ли это так».
2. «Судя по твоим знаниям и результатам, я не думаю также как и ты».
3. «Многие думают, что они очень способны, но далеко не все на деле таковыми являются».
4. «Я рад (а), что ты такого высокого мнения о себе».
5. «Тем более ты должен прилагать больше усилий в своем труде».
6. «Ты говоришь так, как будто ты не очень-то и веришь в свои собственные силы».
7.____________________________________________________
Ситуация 10
Один из учеников говорит педагогу: «Я опять забыл выполнить домашнее задание по вашему предмету». Как следует поступить?
1. «Ну вот, опять!»
2. «Мне кажется, что ты безответственный?»
3. «Думаю, что тебе нужно быть серьезнее».
4. «Почему бы, я хотела знать?»
5. «Ты наверное был чем то другим занят, раз не выполнил задание?»
6. «Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об этом?»
7.______________________________________________-
Ситуация 11
Один из учеников в беседу с учителем высказывает следующего вида просьбу: «Мне бы хотелось, чтобы вы относились ко мне лучше, чем к другим одноклассникам». Как необходимо учителю отреагировать на такое высказывание ученика?
1. «Почему же мне нужно относиться к тебе лучше, чем ко всем остальным ученикам?»
2. «Я не хочу выбирать любимцев!»
3. «Мне не нравятся люди, которые заявляют подобное».
4. «Мне хотелось быть знать, почему я должна выделять тебя среди остальных учеников?»
5. «Если бы я тебе сказал (а), что люблю тебя больше, чем других учеников, то ты чувствовал бы себя от этого лучше?»
6. «Давай поговорим об этом, объясни, как я к тебе отношусь?»
7.___________________________________________
Ситуация 12
Один из учеников поделился с учителем о своих сомнениях по поводу отсутствия собственных возможностей в усвоении учебного материала, который преподает учитель. При этом ученик говорит: «Я поделился с вами о том, что меня беспокоит. Подскажите, в чем причина этого и что мне делать дальше?» Как нужно ответить учителю?
1. «Может быть, комплекс неполноценности».
2. «У тебя нет никаких оснований для беспокойства».
3. «Прежде, чем я смогу выразить свое мнение, мне необходимо лучше разобраться в сути проблемы».
4. «Надо немного подождать, поработать над материалом и вернуться к обсуждению твоей проблемы через некоторое время. Я думаю, что нам удастся ее решить».
5. «Я не готов (а) сейчас дать тебе точный ответ, я хочу подумать».
6. «Не волнуйся, у многих сначала ничего не получалось».
7.______________________________________________
Ситуация 13
Один из учащихся заявляет педагогу: «Мне не нравится то, что вы говорите и защищаете на своих уроках». Как бы вы ответили на это?
1. «Плохо».
2. «Ты в этом еще плохо разбираешься».
3. «Очень надеюсь на то, что в процессе дальнейших занятий твое мнение изменится».
4. «Почему, хотелось бы знать?»
5. «А ты сам-то что любишь и готов защищать?»
6. «На вкус и цвет товарища нет».
7. «А ты когда – нибудь думал о том, почему я это защищаю?»
8. _________________________________________________
Ситуация 14
Один из учеников негативно относится к своему однокласснику, говорит при этом: «Я не хочу учиться с ним в одном классе». Как должен поступить учитель в такой ситуации?
1. «Ну и что?»
2. «А куда деваться, все равно придется».
3. «Какая глупость».
4. «Теперь и он не захочет учиться с тобой».
5. «Почему, объясни»
6. «Мне кажется, что ты не прав».
7.___________________________________________________













2

ЛИТЕРАТУРА

1.Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию. – М.: Академия, 1998
2.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер,2000. - 304 с.
3.Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 544с.
4.Гуго М. Учитель. // Психологическая наука и образование. – 2000. - №1
5.Дьяченко М. И., Кандыбович. А. Психология высшей школы. – Минск: Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 1978.
6.Исаев И.Ф. Профессионально – педагогическая культура преподавателя. – М.: Академия, 2002. – 208 с.
7.Калюжный А.А. Особенности формирования профессионального имиджа учителя. // Москва: PR в образовании. - №1. – 2005. – С. 110-118
8.Каминская М.В. Педагогическая деятельность как феномен культуры. //Психологическая наука и образование. – 2002. - №3. – С. 58
9.Кан – Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое мастерство. – М., 1990
10.Коротаев А. А., Тамбовцева Т. С. Исследование индивидуального стиля педагогического общения // Вопросы психологии. – 1990. - №2. – С. 62 - 69
11.Карпенкова О. Педагогика успеха. // Учитель. – 2007. - №1. – С.66
12.Кукушкин В.С. Введение в педагогическую деятельность. – Ростов н/Д: Март, 2002. – 224 с.
13.Макаренко А. С. О воспитании. – М.: Политиздат, 1990
14.Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 288с.
15.Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. – М.: Академия, 2004
16.Немов Р.С. Психология. Кн. 2: Психология образования. – М.:Владос, 2003. – 608 с.
17.Немов Р.С. Психология. Кн. 3. Основы психодиагностики. – М.: Владос, 2003. – 614 с.
18.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 2003. – 512 с.
19.Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 1993
20.Рубинштейн М.М. Проблема учителя. / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2004. – 176 с.
21.Скоробогатова Г.Г. Консультации: педагогическая техника и профессиональное мастерство учителя. // Педагогические технологии. – 2005. - №3. – С. 84
22.Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002
23.Сухомлинский В. А. О воспитании. – М.: Политиздат, 1982

Педагогическое мастерство учителя

Министерство образования и науки Российской федерации

федерального государственного образовательного учреждение высшего образования «Тобольская государственная социально-педагогическая академия". Д. И. Менделеева»

Кафедра " социальная педагогика и образование




Курсы

Педагогическое мастерство учителя

Выполнил: студент (ка)

Молданова Наталья Викторовна

Физико-математический факультет 3 курса

Научный руководитель: c. p. н., доцент Черкасова I. I.






Тобольск, 2013.

Содержание

Введение

Глава 1. Системный подход для понимания, изученности педагогического мастерства с позиции истории педагоги

.1.Система работы с. Д. Ушинского

.2.Педагогическое мастерство в понимании А. С. Макаренко

Глава 2. Теоретические основы педагогического мастерства

.1. Педагогическое мастерство учителя в современном мире

.2 Особенности современной школы и ее влияние на формирование педагогического мастерства

.3 Требования к учителю современной

.4 Способы получить педагогическое мастерство

Практическая часть

Вывод

библиография

Введение

Решение задач модернизации образования возможно сегодня лишь на основе совершенствования мастерства педагога. В современной психологии квалификация понимается как целостное социально-психологическое образование, синтезирующее научные знания, умения, навыки, методическое искусство и личностные качества, обеспечивающие высокую эффективность педагогической деятельности. В настоящее время изменились представления о сущности и структуре педагогического мастерства. Руководство образования парадигма рассматривала мастерство как способность педагога найти ответ на вопрос - что и как учить. Современная образовательная парадигма заключается в том, чтобы ответить на вопрос, кто и как независимая стимулирует творческую деятельность учащихся. Педагогическое творчество предполагает наличие педагогической системы качеств, характеризующих его как творческую личность - фондовом рынке, креативности, рефлексивности, способности предвидеть и проектировать, активности, воли и других Педагогическое мастерство подразумевает формирование и использование педагог оригинальный стиль деятельности, разные возможности и универсальность.

Узнать стоимость работы