Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Темперамент

  • 42 страницы
  • 15 источников
  • Добавлена 04.05.2012
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования темперамента
1.1. История изучения темперамента
1.2. Понятие темперамента
1.3. Типы темпераментов и их психологическая характеристика
Глава 2. Физиологические особенности темперамента. Методики и пути исследования темперамента
2.1. Физиологические особенности темперамента
2.2.Методики исследования темперамента
2.3. Пути исследования темперамента основанные на методиках
Глава 3. Эмпирическое исследование темперамента
3.1.Цели, задачи и методика исследования темперамента
3.2.Описание проведения исследования по методике
3.3.Анализ результатов
Список литературы
Приложение А
Приложение Б
Приложение В

Фрагмент для ознакомления

– М.:ВЛАДОС, 2007.-512с. Маклаков О.А. Общая психология. – СПб.: Питер, 2008.-583с.  Максименко С.Д. Общая психология. М.: Рефл-бук, 2009.- 528с. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. Пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии.- М.: ВЛАДОС, 2007.-301с.Овчинников Б.В., Владимирова И.М., Павлов К.М. Типы темперамента в практической психологии. -СПб.: Речь, 2003.-288с.Овчинников Б.В., Павлов К.В., Владимирова И.М. Ваш психологический тип. СПб.:Речь, 1994. -315с.Практикум по психологии здоровья. Под ред. проф.Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2005. - 180с. Психология. / Под ред. А.А. Крылова. – М.: ПРОСПЕКТ, 2007.-584с. Приложение АОпросник КейрсиОписание методикиОпросник Кейрси - методика оценки темперамента, созданная на основе работ К.Г. Юнга и И. Майерс-Бриггс. Опросник разработан в 1956 г. профессором Калифорнийскоrо университета Дэвидом Кейрси. Перевод и адаптация методики осуществлены Б.В. Овчинниковым, К.В. Павловым, И.М. Владимировой, Ильиным Е. П.Опросник содержит четыре биполярные шкалы, отображающие содержание восьми психологических факторов темперамента (в рамках теоретических представлений К.Г. Юнга и его последователей). К этим факторам (шкалам) относятся:экстраверсия-интроверсия (Е-I, от англ. Extravertion-Intmvertion);сенсорика-интуиция (S-N, отангл. Sensation-Intuition);логичность-чувствование (T-F, от англ. Thinking-Feeling);решение-восприятие (J-P, от англ. Judging-Perceiving) (планирование-имрульсивность).Опросник содержит 70 утверждений, 10 из которых относятся к шкале экстраверсии-интроверсии, остальные (тремя группами по 20) раскрывают содержание последующих трех шкал. Шкалы искренности и достоверности в опроснике отсутствуют. Утверждения следуют однородными группами по 7: первое относится к факторам Е-I, второе и третье - к факторам S-N, четвертое и пятое - к факторам T-F, шестое и седьмое - к факторам J-Р. Далее (с каждой новой строки регистрационного бланка) указанная последовательность возобновляется. Каждое утверждение имеет два варианта продолжения (обозначаемые а или b), один из которых предлагается выбрать испытуемому. Таким образом, выявляются индивидуальные предпочтения одного из сдвоенных факторов во всех четырех парах. Испытуемый (респондент) получает в результате характеристику экстраверта либо интроверта; сенсорика либо интуитива и т.д.Согласно представлениям Д. Кейрси, экстраверты в общении с людьми черпают энергию, всегда готовы продолжить коммуникацию, в то время как интровертам после интенсивного общения необходимо уединиться, обработать полученную информацию и, по образному выражению автора, "подзарядить батареи". Экстраверты в общей популяции преобладают над интровертами.Для S-индивидов (сенсориков) жизненный опыт и здравый смысл являются критериями для принятия решений. Поэтому сенсорный фактор можно назвать "здравомыслием". Таким людям чуждо фантазирование, они предпочитают "синицу в руках журавлю в небе". Люди, относящиеся к N-фактору (интуитивы), в принятии решений опираются на внутренний голос, собственную интуицию, вне зависимости от того, как поступают в подобных ситуациях окружающие, N-индивиды несколько преобладают над N-индивидами в различных случайных выборках.Люди, опирающиеся на T-фактор, при обработке информации и принятии решений (логики), считают оправданным логичный, объективный подход, имеющий свои четкие законы и правила. F-людям (чувственным) характерны субъективизм, гуманность, они руководствуются этическими категориями в большей мере, чем категориями логическими. Шкала T-F - единственная, в которой отмечены половые различия.6 из 10 мужчин являются логиками, 6 из 10 женщин предпочитают полюс чувственности.Люди с J-предпочтением стремятся как можно раньше принять определенное решение и затем действовать уже в рамках конкретного плана, последовательно прорабатывая промежуточные этапы на пути достижения перспективной цели. Их действия, в принципе, предсказуемы. Р-индивиды пытаются зарезервировать как можно больше возможных вариантов действий в зависимости от обстоятельств. Ил свойственно стремление собирать, воспринимать максимум информации до момента принятия решения. Поэтому их действия выглядят импульсивными. Возможные сочетания указанных парных факторов дают возможность установить тип темперамента и функциональный портрет конкретного индивида.Процедура проведенияПорядок работы. Испытуемому выдается регистрационный бланк, в котором вначале следует заполнить анкетную часть. После этого испытуемый получает опросник и инструкцию. Если в процессе работы у испытуемого возникнут вопросы, экспериментатор должен дать соответствующие разъяснения, ориентируя при этом испытуемого на тот или иной ответ.ИнструкцияВам предлагается опросник для изучения типичных способов повеления и личностных особенностей. Опросник состоит из 70 утверждений (вопросов), каждое из которых имеет два продолжения (ответа). Подчеркиваем, что все ответы равноценны, правильных или неправильных среди них нет. Ваша задача:прочесть каждое из утверждений вместе с двумя его возможными продолжениями;выбрать то продолжение, которое вам свойственно в большинства жизненных ситуаций;вписать знак (+) в соответствующую (по номеру вопроса) ячейку регистрационного листа.Ответы в листе располагаются по строкам слева направо. Просим работать в темпе, подолгу не задумываясь над ответами, и проявлять откровенность. Работайте последовательно, не пропуская вопросов.Обработка результатовПодсчет первичных результатов производится простым суммированием количества крестиков (ответов по варианту а или b) во всех вертикальных столбцах регистрационного листа.Внизу каждого столбца расположены пустые ячейки, в каждую из которых следует записать соответственно количество ответов по варианту a и по варианту Ь. Для первого столбца (шкала Е-I) обработка на этом заканчивается, а данные столбцов 2-3 (S-N), 4-5 (T-F), 6-7 (J-P) попарно суммируются, и результат записывается в нижние пустые ячейки, рядом с которыми стоят буквенные обозначения шкал (факторов). Таким образом, получается четыре пары чисел в нижних пустых ячейках. Затем обводится та буква (Е, или I, S, или N, Т, или F,J, или Р), которой соответствует большая сумма ответов из данной пары. Если числа равные (для шкалы Е-I это 5-5, для всех остальных - 10-10), обводится правая буква.В результате получаются четыре объединенные буквы. Они обозначают функциональный психологический портрет обследуемого. Комбинации могут быть следующими:ESFPESFJENFJENTJISFPISFJINFJINTJESTPESTJENFPENTPISTPISTJINFPINTPЗатем определяется яркость выраженности типа. Она обозначается добавлением к одной из четырех букв символа b (от англ. brightness).Например: E(b), I(b), S(b), N(b), T(b) и. m. д. Яркость вычисляется следующим образом: для первой шкалы (Е - I) от большего числа в паре чисел, записанных в нижних ячейках, отнимается число 5. Результат умножается па 2:где max - большее число из пары сумм, записанных внизу регистрационного листа.Это выглядит следующим образом:т.е. Полученная величина яркости записывается на бланке под соответствующими сдвоенными буквами. Для остальных трех шкал порядок вычисления яркости более прост: от большего числа в паре нижних чисел отнимается 10.где max - большее число из пары сумм, записанных внизу регистрационного листа.По шкале T-F имеем:итак, Арифметическая сумма яркостей по всем четырем сдвоенным факторам представляет собой суммарную яркость выраженности типа темперамента - Z.В нашем примере:Подобная характеристика позволяет разделить людей на "ярких" (20 < Z(b) < 40) и "неярких" (0 < Z(b) < 20). Для первых характерна высокая степень соответствия личностных характеристик полученному типологическому портрету и устойчивость типологической принадлежности во времени: лишь 8% из числа "ярких" изменяют свой тип через год. Степень соответствия портрета особенностям личности "неярких" представителей может быть меньшей, чем у "ярких".Интерпретация результатовЭкспресс-диагностика типа темперамента и функционального портрета с помощью опросника является предварительной. Окончательное заключение выдается в случае совпадения результатов при повторном обследовании через полгода. Основное диагностическое значение имеет принадлежность человека к одному из четырех типов темперамента; функциональный портрет служит дополнительной характеристикой. Словесные обозначения портретов условны и диагностического значения не имеют.Описание типовДля SР - типа темперамента при учете всех шкал возникают четыре комбинации (функциональных портрета). Охарактеризуем каждый из них отдельными ключевыми словами:ESFP - "Тамада": оптимизм и теплота; избегают одиночества; идут по жизни смеясь, жизнь для них - сплошные приключения; игнорируют все мрачное; щедрость, поддаются соблазнам; старший друг для своего ребенка; умение вдохновлять людей, приземленность языка; наука - дело не для них, они выбирают бизнес, торговлю.ISFP - "Художник": успешное художественное творчество, эпикурейский образ жизни; острота ощущения текущей минуты; высокая' чувствительность к оттенкам и полутонам в ощущениях; тонкости устной и письменной речи обычно не интересуют; свобода, оптимистичность, непокорность, уход от всякого рода ограничений.ESTP - "Антрепренер": энергия, игра, неистощимый, искушенный в обращении с людьми; остроумие, прагматизм; работа в условиях риска и на грани катастрофы; поиск острых ощущений; преследуют выгоду во взаимоотношениях; погоня за Госпожой Удачей, риск.ISTP - "Мастер": субординация - излишняя условность; бесстрашие, жажда действий; увлечения с оттенком экстремальности; умение обращаться с любыми инструментами и механизмами; это боевики, наемники; им свойственны братские взаимоотношения; формальное образование не обязательный вариант для них (часто бросают школу и редко стремятся к высшему образованию).Для представителей SJ-темперамента:ESFJ - "Торговец": открытый, практичный, расчетливый, обладает житейской мудростью; компанейский, гостеприимный; деловой, ответственный, интересы клиента превыше всего; общительный.ISFJ - "Консерватор": спокойный; защищает интересы организации, традиции; ответственный; придерживается связи времен, проявляет интерес к истории; все у него по плану; заботливый; выполнять поручения для него спокойнее, чем руководить; хозяин в доме.ESTJ - "Администратор": ответственный, надежный; для него важны долг, иерархия, порядок; практичный, открытый, все у него идет по плану; без глупостей и лишних выдумок; бесхитростный, исполнительный, цельная натура.ISTJ - "Опекун": на первом месте - долг, человек слова, ответственный; спокойный, твердый, надежный, логичный, малоэмоциональный; семьянин; ему свойственны обстоятельность и даже въедливость.Для NF-представителей деление на функциональные типы выглядит следующим образом:ENFJ - "Педагог": гуманистический лидер, общительный, внимательный к чувствам других людей, образцовый родитель; нетерпеливый по отношению к рутине и монотонной деятельности; отличается умением распределить роли в группе.INFJ - "Предсказатель": радость друзей - радость и для него; проницательность и прозорливость; успешное самообразование; ранимость, не любят споров и конфликтов; богатое воображение, поэтичность, любовь к метафорам; это психолог, врачеватель, писатель; стремится к гармонии человеческих взаимоотношений.ENFP - "Журналист": умение влиять на окружающих; видит людей насквозь; отрывается от реальности в поиске гармонии; подмечает все экстраординарное; ему свойственны чувствительность, отрицание сухой логики, творчество, энтузиазм, оптимизм, богатая фантазия; это торговец, политик, драматург, практический психолог; ему присущи экстравагантность, щедрость, иногда избыточная.INFP - "Романтик": спокойный, идеалист; чувство собственного достоинства; борется со злом за идеалы добра и справедливости; отличается лирическим символизмом; это писатель, психолог, архитектор; кто угодно, только не бизнесмен; способности в изучении языков; принцип "Мой дом - моя крепость"; уживчивые и покладистые супруги.NT-тип темперамента включает следующие четыре функциональных портрета:ENTJ - "Фельдмаршал": руководитель-стратег; ориентация на цель; логичный; эффективность в работе превыше всего; хранитель домашнего очага; интеллигент; требовательный родитель, неутомимый; карьера иногда важнее, чем семейное благополучие.INTJ - "Исследователь": самоуверенный; его интересы в будущем; авторитет положения или звания не имеет значения; теоретик, приверженец "мозгового штурма", жизнь - игра на гигантской шахматной доске; дефицит внешней эмоциональности, высокие способности к обучению, независимость, интуиция; возможны трудности в мире эмоций и чувств.ENTP - "Изобретатель": применяет интуицию на практике (в изобретениях), энтузиаст, новатор; важна воплощенная идея, а не идея сама по себе; приятный собеседник, инициативный в общении; нетерпение к банальным, рутинным операциям, хороший педагог; любит юмор; девиз: "Понимать людей! "INTP - "Архитектор": ценитель мыслей и языка; мгновенная оценка ситуации, логичность; познание законов природы; интеллектуал, несколько высокомерный, интеллигент, философ, математик, теоретик, неистощимый фонтан новых идей; чуткий и умный родитель; отличается сложным внутренним миром; богатство ассоциаций.Для полноценной интерпретации данных, полученных при исследовании типа темперамента, необходимо располагать хотя бы минимумом сведений об особенностях жизненного пути испытуемого, о его поведении и характере, условиях воспитания и обучения, о ближайшем социальном окружении. Это дает возможность сделать обоснованное диагностическое заключение и дать необходимые рекомендации.Приложение БОпросник Кейрси / Текст опросника ФИО ______________________________________________________________Инструкция: Вам предлагается опросник для изучения типичных способов поведения и личностных характеристик. Опросник состоит из 70 утверждений (вопросов), каждое из которых имеет два продолжения (ответа). Подчеркиваем, что все ответы равноценны, правильных или неправильных здесь быть не может. Ваша задача, прочесть каждое из утверждений вместе с двумя его возможными продолжениями. Выбрать то продолжение, которое свойственно вам вбольшинстве жизненных ситуации, вписать знак (+) в соответствующем квадрате регистрационного листа (он помешен после текста опросника).Просьба работать в темпе, подолгу не задумываясь над ответами. Работайте последовательно, не пропуская вопросов.1.В компании (на вечеринке) вы:а) общаетесь со многими, включая и незнакомцевб) общаетесь с немногими – вашими знакомыми2 Вы человек скорее:а) реалистичный, чем склонный теоретизироватьб) склонный теоретизировать, чем реалистичный3. Как по-вашему, что хуже:а) «витать в обликах»б) придерживаться проторенной дорожки4. Вы более подвержены влиянию;а) принципов, законовб) эмоции, чувств5. Вы более склонны:а) убеждатьб) затрагивать чувства6. Вы предпочитаете работать:а) выполняя все точно в срок6) не связывая себя определенными сроками7. Вы склонны делать выбор:а) довольно осторожно6) внезапно импульсивно8. В компании (на вечеринке) вы:a) остаетесь допоздна, не чувствуя усталостиб) быстро утомляетесь и предпочитаете пораньше уйти9. Вас бoлee привлекают:а) здравомыслящие людиб) люди с богатым воображением10. Вам интереснее:а) то что происходит в действительностиб) те события которые могут произойти11. Оценивая поступки людей, вы больше учитываете:а) требования закона, чем обстоятельстваб) обстоятельства, чем требования закона12. Обращаясь к другим, вы склонны:а) соблюдать формальности, этикетб) проявлять свои личные, индивидуальные качества13. Вы человек скорее:а) точный, пунктуальныйб) неторопливый, медленный14.Вас больше беспокоит необходимость:а) оставлять дела незаконченнымиб) непременно доводить дело до конца15. В кругу знакомых вы, как правило:а) в куpce происходящих событийб) узнаете о новостях с опозданием16. Повседневные дела вам нравится делать.а) общепринятым способомб) своим оригинальным способом17. Предпочитаю таких писателей, которые:а) выражаются буквально, напрямуюб) пользуются аналогиями, иносказаниями18. Что вас больше привлекает?:а) стройность мыслиб) гармония человеческих отношений19. Вы чувствуете себя увереннее:а) в логических умозаключенияхб) в практических оценках ситуаций20. Вы предпочитаете, когда дела:а) решены и устроеныб) не решены и не устроены21. Как по-вашему, вы человек:а) серьезный, определенныйб) беззаботный, беспечный22. При телефонных разговорах вы:а) заранее не продумываете: все, что надо сказатьб) мысленно "репетируете" то, что будет сказано23. Как вы считаете факты:а) важны сами по себеб) ecть проявление общих закономерностей24. Фантазеры, мечтатели:а) раздражают васб) довольно симпатичны вам25. Вы чаще действуете как человек:а) хладнокровныйб) вспыльчивый, горячий26. Как, по-вашему, хуже быть:а) несправедливымб) беспощадным27. Обычно вы предпочитаете действовать:а) тщательно оценив возможностиб) полагаясь на волю случая28. Вам приятнее:а) покупать что-тоб) иметь возможность купить29. В компании вы как правило:а) первым заводите беседуб) ждете, когда с вами заговорят30. Здравый смысл:а) редко ошибаетсяб) часто попадает впросак31. Детям часто не хватает:а) практичностиб) воображения32. В принятии решений вы руководствуетесь скорее:а) принятыми нормамиб) своими чувствами, ощущениями33. Вы человек скорее:а) твердый, чем мягкийб) мягкий, чем твердый34. Что, по-вашему, больше впечатляет:а) умение методично организовыватьб) умение приспособиться и довольствоваться достигнутым35. Вы больше цените:а) определенность, законченностьб) открытость, многовариантность36. Новые и нестандартные отношении с людьми:а) стимулируют, придают вам энергииб) утомляют37. Вы чаще действуете как:а) человек практического складаб) человек оригинальный, необычный38. Вы более склонны:а) находить пользу в отношениях с людьмиб) понимать мысли и чувства других39. Что приносит вам больше удовлетворения:а) тщательное всестороннее обсуждение спорного вопросаб) достижения соглашения по поводу спорного вопроса40. Вы руководствуетесь более:а) рассудкомб) велениями сердца41. Вам удобнее выполнять работу:а) по предварительной договоренностиб) которая подвернулась случайно42. Вы обычно полагаетесь:а) на организованность, порядокб) на случайность, неожиданность43. Вы предпочитаете иметь:а) много друзей на непродолжительный срокб) несколько старых друзей44. Вы руководствуетесь большей степени:а) фактами, обстоятельствамиб) общим положениями, принципами45. Вас больше интересуют:а) производство и сбыт продукцииб) проектирование и исследования46. Что вы скорее сочтете за комплимент:а) «Вы очень логичный человек»б) «Вы тонко чувствующий человек»47. Вы более цените в себе:а) невозмутимостьб) увлеченность48. Вы предпочитаете высказывать:а) окончательные и определенные утвержденияб) предварительные и неоднозначные утверждения49. Вы лучше чувствуете себя:а) после принятия решенияб) не ограничивая себя решениями50. Общаясь с незнакомыми вы:а) легко завязываете продолжительные беседыб) не всегда находите общие темы для разговора51. Вы больше доверяете:a) своему опытуб) своим предчувствиям52. Вы чувствуете себя человеком:а) более практичным, чем изобретательнымб) более изобретательным, чем практичным53. Кто заслуживает больше одобрения:а) рассудительный, здравомыслящий человекб) человек глубоко переживающий54. Вы более склонны:а) быть прямым и беспристрастнымб) сочувствовать людям55. Что по-вашему, предпочтительней:а) удостовериться, что все подготовлено и улаженоб) предоставить событиям идти своим чередом56. Отношения между людьми должны строиться:а) на предварительной взаимной договоренностиб) в зависимости от обстоятельств57. Когда звонит телефон, вы:а) торопитесь подойти первымб) надеетесь, что подойдет кто-нибудь другой58. Что вы цените в себе больше:а) развитое чувство реальностиб) пылкое воображение59. Вы больше придаете значения:а) тому, что сказаноб) тому, как сказано60. Что выглядит большим заблуждением:а) излишняя пылкость, горячностьб) чрезмерная объективность, беспристрастность61. Вы в основном считаете себя:а) трезвым и практичнымб) сердечным отзывчивым62. Какие ситуации привлекают вас больше:а) регламентированные и упорядоченныеб) неупорядоченные и нерегламентированные63. Вы человек скорее:а) педантичный, чем капризныйб) капризный, чем педантичный64. Вы чаще склонны:a) быть открытым, доступным людямб) быть сдержанным, скрытным65. В литературных произведениях вы предпочитаете:а) буквальность, конкретностьб) образность, переносный смысл66. Что для вас труднее:а) находить общий языкб) использовать других в своих интересах67. Что бы вы себе больше пожелали:а) ясности размышленийб) умения сочувствовать68. Что хуже:а) быть неприхотливымб) быть излишне привередливым69. Вы предпочитаете:а) запланировать событияб) незапланированные события70. Вы склонны поступать скорее:а) обдуманно, чем импульсивноб) импульсивно, чем обдуманноПриложение В

1.Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.: ВЛАДОС, 2009-345с.
2.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: МГУ, 2009.- 256с.
3.Гриншпун И.Б. Введение в психологию. - М.: ВЛАДОС, 2006.-152с.
4.Дубровина И.В. и др. Психология. - М.: Академия, 2007.-464с.
5.Еникеев М.И. Общая и социальная психология. - М.: НОРМА - ИНФРА, 2008.- 624с.
6.Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер, 2004. 701 с.: ил. (Серия "Мастера психологии").
7.Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. - СПб.: Речь, 2001.- 350с.
8.Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.:ВЛАДОС, 2007.-512с.
9.Маклаков О.А. Общая психология. – СПб.: Питер, 2008.-583с.
10. Максименко С.Д. Общая психология. М.: Рефл-бук, 2009.- 528с.
11. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. Пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии.- М.: ВЛАДОС, 2007.-301с.
12.Овчинников Б.В., Владимирова И.М., Павлов К.М. Типы темперамента в практической психологии. -СПб.: Речь, 2003.-288с.
13.Овчинников Б.В., Павлов К.В., Владимирова И.М. Ваш психологический тип. СПб.: Речь, 1994. -315с.
14. Практикум по психологии здоровья. Под ред. проф.Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2005. - 180с.
15.Психология. / Под ред. А.А. Крылова. – М.: ПРОСПЕКТ, 2007.-584с.

Темперамент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Темперамент.

Содержание:

 

1. Общее понятие о темпераменте. Определение темперамента...........1

2. История представлений о темпераменте.....................................1

3. Типы темпераментов.............................................................3

4. Свойства темперамента..........................................................4

5. Физиологические основы темперамента......................................6

6. Психологические характеристики темпераментов..........................7

7. Темперамент и общение..........................................................8

8.Темперамент и характер............................................................9

9.Темперамент и личность............................................................9

10.Список литературы..........................................11
















1. Общее понятие о темпераменте. Определение темперамента.

Мы не можем найти двух людей, одинаковых его психические свойства. Каждый человек отличается от других многими особенностями, единство которых образует его индивидуальность.

В психологических различий между людьми существенное место занимают так называемые динамические особенности психики. Как известно, люди заметно отличаются друг от друга по силе отклика на окружающие воздействия, по проявляемой ими энергии, ритм, скорость психических процессов. Этот вид значительные особенности характеризуют активность психическую человека, его моторику, эмоциональные. Так, для одного человека более характерна пассивность, для другого-неустанная инициативность, одному это легкость пробуждения чувств, а другому - холодно, отличают резкие жесты, выражения лица, выразительных, другого - сдержанность движений, очень малая подвижность лица.

Конечно, динамические проявления человека могут зависеть от требований ситуации, от воспитанных установок и привычек, и др, Но психические различия появляются и при прочих равных условиях: в одних и тех же обстоятельствах, при относительно равенстве мотивов поведения. Эти индивидуальные особенности проявляются еще в годы детства, отличаются особым постоянством, обнаруживаются в самых различных сферах поведения и деятельности, т. е. они не являются только чем-то внешнем. Несколько экспериментальных исследований доказано, что в основе такого рода проявления динамических лежат индивидуально-природные, врожденные свойства человека.

Узнать стоимость работы