Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Воля как высший уровень психической регуляции. Основные теории воли.

  • 39 страниц
  • 15 источников
  • Добавлена 17.05.2012
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения воли
1.1. Теоретические подходы к исследованию воли
1.2.Понятие о воле
1.3.Волевая регуляция поведения
Глава 2. Методические особенности волевых качеств
2.1. Волевые качества личности
2.2. Формирование волевых качеств человека
2.3. Методы изучения волевых качеств
Глава 3. Экспериментальное исследование волевых качеств
3.1.Цели, задачи и методики исследования воли
3.2.Описание проведения исследования по методикам
3.3.Анализ результатов
Заключение
Список литературы
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г

Фрагмент для ознакомления

Для преодоления субъективизма В. Н. Мясищев предложил при выполнении испытуемым заданий возрастающей трудности регистрировать у него физиологические показатели: КГР, ЧСС, частоту дыхания - полагая, что с увеличением волевого усилия значение этих показателей будет нарастать. Однако и здесь имеются некоторые сложности, в частности необходимость установления того, какой из физиологических показателей в большей степени реагирует на преодолеваемую трудность, какова индивидуальная реактивность вегетативной системы.
 В последние годы развивается тенденция к экспериментальному изучению величины волевого усилия с применением физиологических, психологических и педагогических критериев. Однако это относится только к одному волевому качеству - терпеливости, причем по существу измеряется не максимальная величина волевого усилия, а длительность его удержания при нарастающей величине усилия. В отношении других волевых проявлений измерение волевого усилия невозможно и приходится пользоваться другими критериями, характеризующими различные особенности волевой регуляции и волевого поведения человека.
 Диагностика степени развития решительности. Диагностика степени развития решительности требует соблюдения ряда условий.
 Первое условие: ситуация, в которой определяется решительность, должна быть значимой для испытуемых, т. е. принятие или непринятие решения и начало выполнения действия или отказ от него имеют для человека какие-то моральные, материальные или физические последствия.
 Второе условие: ситуация, создаваемая в эксперименте или изучаемая в реальных условиях деятельности, должна вызывать у человека определенную долю сомнения, неуверенности в исходе деятельности или действия либо же угрожать ему мнимой или реальной опасностью.
 Третье условие: необходимость для испытуемого в процессе диагностирования начать выполнять действие в соответствии с принятым решением.
 Четвертое условие: должна определяться трудность принятия решения, связанная с выбранной ситуацией, а не трудность решения задачи, которая зависит от степени подготовленности испытуемого, от его интеллектуального развития, от наличия или отсутствия необходимой для решения информации.
 Во всех случаях степень развития решительности измеряется временем (в секундах) от момента принятия по команде экспериментатора исходного положения до момента начала действия.
  Диагностика степени развития смелости. Для измерения степени развития смелости необходимо применять такие показатели, которые дают возможность судить о том, какова способность человека усилием воли переключать свое сознание с переживания страха на контроль за своими действиями и поступками. Чем лучше это человеку удается, тем в меньшей степени ухудшается качественная сторона его деятельности в опасной ситуации по сравнению с безопасной.
 Исходя из этого, Г. А. Калашников, Н. Д. Скрябин, А. И. Высоцкий разработали методические подходы, для разделения людей по степени проявления смелости. Даются упражнения, выполняемые в опасной и неопасной ситуации, и сравнивается качество их выполнения (в баллах, сантиметрах и т. п.). Если в опасной ситуации качество упражнения каждый раз снижается, то это свидетельствует о низкой степени смелости человека, если же качество выполнения упражнения остается прежним или даже повышается, это свидетельствует о высокой степени смелости испытуемого.
 Экспериментальная диагностика степени развития терпеливости. Американские психологи для изучения терпеливости у астронавтов использовали пробу «вода со льдом». Астронавты опускали голые ступни в таз с этой водой и терпели холод, сколько могли.
 Однако общепринятой моделью изучения способности человека к длительному удержанию волевого усилия считается измерение выносливости к статическому усилию на заданном уровне от максимума (например, на половине максимальной силы). Такую методику впервые использовал в отечественной психологии Е. И. Игнатьев. Он рассматривал волевое усилие как сознательное подавление импульсов к мышечному расслаблению, когда испытуемые уже не могли без дополнительного напряжения поддерживать максимальное усилие.
В исследовании М. Н. Ильиной предпринята попытка вычленить из общего времени, характеризующего выносливость, время, связанное с проявлением дополнительного волевого усилия. Было принято, что мерой степени развития терпеливости может быть время от момента возникновения чувства усталости до отказа поддерживать усилие на заданном уровне.
С. В. Корж и В. Н. Носов для объективизации контроля, над удержанием усилия, на заданном уровне использовали электромиографию.
Данный метод может служить для иллюстрации развиваемых волевых усилий при удержании статического усилия, однако из описания остается неясным, каким образом следует сравнивать разных испытуемых по величине волевого усилия.
 Экспериментальная диагностика степени развития упорства. Степень его развития измеряют несколькими тестами (заметим, авторы этих тестов, и их последователи неправомерно полагают, что изучают настойчивость). Один из них - тест Торнтона, представляющий собой деформированный текст, в котором нарушена слитность написания слов; знаки препинания (точки, запятые) смещены и поставлены в середине предложений и слов, некоторые буквы или слова переставлены или пропущены. Оценка уровня проявления упорства выводится из трех показателей: времени, затраченного на восстановление текста (чем его больше, тем выше оценка), количества восстановленного текста (чем оно больше, тем выше оценка) и трудностей, которые преодолел испытуемый.
     Но этот тест не совсем адекватен своему назначению, так как результаты диагностики зависят от интеллектуальных возможностей испытуемых (Е. С. Махлах и И. А. Раппопорт).
С этой целью стоит использовать известные задачи Кооса. Испытуемые должны составить из кубиков модели, предъявленные на трех картинках. Две первые решаются довольно легко, на третьей же картинке предложена задача, которая не может быть решена (естественно, испытуемый не должен знать этого). Время, затраченное на решение третьей задачи, служит показателем упорства. Этой же цели служит игра «пятнадцать» (автор С. Лойд).
 Обязательным условием методики измерения степени проявления упорства должна быть уверенность испытуемых, что все задачи решаемы. Чтобы создать эту уверенность, сначала даются легко решаемые задачи.[10,329]

Глава 3. Экспериментальное исследование волевых качеств
3.1.Цели, задачи и методики исследования воли
Контингент: Подростки в возрасте 14-15 лет. Двенадцать юношей и восемь девушек.
Цель: Оценить уровень смелости и объективность самооценки воли подростков.
Задачи:1. Подобрать соответствующие методики;
2. Провести тестирование с подростками;
3. Подсчитать результаты, сделать выводы.
В экспериментальной части мы используем две методики: «Социальная смелость» и «Самооценка силы воли» представленные в Приложении А и Приложении Б

3.2.Описание проведения исследования по методикам

Методика «Социальная смелость»
Подросткам был предложен тест из 13 вопросов, на которые нужно было выбрать один ответ. Отвечать нужно быстро, не задумываясь над ответом. Когда все ответили, бланки собираются для анализа результатов.

Методика «Самооценка силы воли»
Подросткам был предложен тест состоящий из 15 вопросов, на которые можно ответить: «Да»; «не знаю» или «бывает», «случается»; и «Нет».
После того как все ответили результаты теста собираются для подсчета баллов. После чего данные соотносятся с ключом к методике.


3.3.Анализ результатов
Анализ результатов, полученных после проведения методики «Социальная смелость».
После полученных результатов тестирования которые представлены в Приложении В, мы получили следующее.
Для данной группы характерно следующее: у мальчиков уровень социальной смелости выше, чем у девочек.
Анализ результатов, полученных после проведения методики «Самооценка силы воли».
После полученных результатов тестирования которые представлены в Приложении Г, мы получили следующее.
Сила воли у подростков мужского пола выражена сильнее, чем у девушек. Это может быть обусловлено тем, что у мальчиков-подростков развитие взрослости связано с их активной ориентацией на определенное содержание мужского идеала - качества "настоящего мужчины". Это, с одной стороны, - сила, воля, смелость, мужество, выносливость, с другой - верность дружбе и товарищам.
В силу этой ориентации значительная часть мальчиков начинает развивать у себя силу воли и волевые качества различными упражнениями, и иногда выдает желаемое наличие силы воли за действительное.
Волевые качества школьниц-подростков не проявляются столь выражено. Различие между девочками и мальчиками в школьных делах заключается в том, что для девочки достаточно сознания того, что она действует так, как с нее спрашивают, лишь бы ей внушили, что в этом есть необходимость и смысл. Мальчики же обязательно должны сами понять и смысл, и значение мероприятия. Большинство девочек не имеют выраженных волевых качеств и не стремятся их развивать.
Данные методики не дают достоверный результат, поэтому для более точного результата их необходимо повторить через полгода.











Заключение
Выполненная работа дает полное понятие воли. В первой главе мы рассмотрели, что такое воля. Также подробно изучили основные теории воли. Рассмотрели волю, в качестве высшего уровня психической регуляции.
Во второй главе мы рассмотрели методические особенности исследования воли. А точнее, как можно исследовать волю, и какие трудности возникают при исследовании воли. Рассмотрели основные методы и приемы изучения волевых качеств.
В третьей практической части работы мы подобрали методики исследования воли. Выбрали определенный контингент для исследования – это подростки 14-15 лет. Провели исследования с помощью методик «Социальная смелость» и «Самооценка силы воли». Полученные результаты мы обработали и сделали определенные выводы.
В наиболее трудном положении в современной ситуации оказались молодые люди, находящиеся в подростковом и юношеском возрасте. Потребность молодежи в самоопределении, стремление к самоутверждению, самоусовершенствованию, с одной стороны, стимулируются происходящими в обществе процессами, с другой – ограничиваются отсутствием социальной поддержки в определении своего места в системе социально-профессиональных отношений.
Общество говорит, что человек свободен, независим, может строить свою жизнь в соответствии со своей свободной волей, он может получить то, что хочет, если будет деятелен и энергичен. В действительности для большинства людей все эти возможности ограничены, так как современное общество основывается на принципе индивидуального соперничества.
Именно поэтому вопросы изучения и развития воли в подростковом возрасте особенно актуальны в настоящее время.

Список литературы
Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.: ВЛАДОС, 2009-345с.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: МГУ, 2009.- 256с.
Гриншпун И.Б. Введение в психологию. - М.: ВЛАДОС, 2006.-152с. 
Дубровина И.В. и др. Психология. - М.: Академия, 2007.-464с. 
Еникеев М.И. Общая и социальная психология. - М.: НОРМА - ИНФРА, 2008.- 624с. 
Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер, 2004. 701 с.: ил. (Серия "Мастера психологии").
Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. - СПб.: Речь, 2001.- 350с.
Кравченко А.И. Общая психология: учеб.пособие/А.И.Кравченко.-М.: ПРОСПЕКТ,2009.-432с.
Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2007.-512с. 
Маклаков О.А. Общая психология. – СПб.: Питер, 2008.-583с. 
Максименко С.Д. Общая психология. М.: Рефл-бук, 2009.- 528с.
Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. Пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии.- М.: ВЛАДОС, 2007.-301с.
Психология. / Под ред. А.А. Крылова. – М.: ПРОСПЕКТ, 2007.-584с. 
Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов: учеб. Пособие / В.Б. Шапарь. - Ростов на Дону.: Феникс, 2006.-448с.
Грецов А.Г. Узнай себя. Психологические тесты для подростков / А.Г. Грецов, А.А. Азбель.-СПб.:Питер, 2008, -176с.
Приложение А
Методика "Социальная смелость"
Данная методика является фрагментом 16 PF (фактор Н). 1. При общении с людьми я: а) с готовностью вступаю в разговор; б) нечто среднее; в) предпочитаю спокойно оставаться в стороне. 2. Я чувствую себя немного не по себе, если неожиданно оказываюсь в центре внимания группы людей: а) да; б) нечто среднее; в) нет. 3. Я всегда рад оказаться среди людей, например, в гостях, на танцах, на какой-либо коллективной  встрече: а) да; б) нечто среднее; в) нет. 4. Обычно я молчу в присутствии старших по возрасту, опыт и положению: а) да, б) нечто среднее, в) нет. 5. Мне трудно говорить или декламировать перед большой группой людей: а) да, б) нечто среднее, в) нет. 6. Волнение перед выступлением в присутствии многих людей я испытывал: а) довольно часто, б)иногда, в)почти никогда. 7. Когда я нахожусь в большой группе людей, то я предпочитаю молчать и предоставляю слово другим: а) да б) нечто среднее в) нет. 8. Мне легко вступить в контакт с людьми во время различных общественных мероприятий: а) верно, б) не уверен в) неверно. 9. Когда требуется немного дипломатии и умения убедить людей что-либо сделать, об этом обычно просят меня: а) верно б) не уверен в) неверно. 10. Я считаю себя открытым общительным человеком: а) да, б) нечто среднее в) нет. 11. В общении я:  а) свободно проявляю чувства б) нечто среднее в) держу свои переживания «про себя». 12. Мне не очень нравится, когда смотрят, как я работаю: а) да б) нечто среднее в) нет 13. Я отношусь к типу энергичных людей, которые всегда заняты: а) да б) не уверен в) нет. За а) и в) – по 2 балла, за б) – 1. ДА: 1, 2, 4, 6, 8, 10, 12, 13. НЕТ: 3, 5, 7, 9, 11. Считаем сумму. Чем больше набранная сумма баллов, тем больше выражена социальная смелость.
























Приложение Б
Тест « Самооценка силы воли» 
Тест разработан и описан Н.Н. Обозовым и предназначен для изучения обобщенной характеристики проявления силы воли.
Инструкция.
На приведенные 15 вопросов можно ответить: «Да»; «не знаю» или «бывает», «случается»; и «Нет». Если Вы ответили:
-«Да», то за это присваивается – 2 балла;
-«не знаю» или «бывает», «случается» - 1 балл;
-«Нет» - 0 баллов.
При последовательном ответе на вопросы от 1 до 15 необходимо сразу суммировать набираемые баллы.
Текст опросника 
1.В состоянии ли вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться от нее и потом снова вернуться к ней?
2.Преодолевали ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно было сделать что-то вам неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день)?
3.Когда попадаете в конфликтную ситуацию на работе (учебе) или в быту, в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее с максимальной объективностью?
4.Если вам прописана диета, сможете ли вы преодолеть все кулинарные соблазны?
5.Найдете ли вы силы утром встать раньше обычного, как было запланировано вечером?
6.Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?
7.Быстро ли вы отвечаете на письма?
8.Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?
9.Будете ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое вам рекомендовал врач?
10. Сдержите ли вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет вам немало хлопот, являетесь ли вы человеком слова?
11. Без колебаний ли вы отправляетесь в поездку в незнакомый город, если это необходимо?
12. Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?
13. Относитесь ли вы неодобрительно к библиотечным задолжникам?
14. Самая интересная телепередача не заставит вас отложить выполнение срочной и важной работы. Так ли это?
15. Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались вам слова противоположной стороны?
Обработка и интерпретация результатов
Подсчитывается общая сумма набранных баллов. Если она находится в пределах:
-        от 0 до 12 баллов — у Вас слабая сила воли, Вас легко переубедить. Однако, знание своих «слабых мест» делает человека более сильным. Работайте над собой, совершенствуя свою волевую регуляцию.
-        от 13 до 21 баллов — у Вас сила воли средняя. В различных ситуациях Вы действуете по-разному, иногда проявляя чудеса уступчивости и податливости, а иногда – настойчивость и упорство. Именно в этой мобильности и неодинаковости заключается Ваша привлекательность в общении и делах.
-        от 22 до 30 баллов — у Вас большая сила воли, Вы волевой человек. Однако, помните что Вы не одни, а уступки, компромиссы и переговоры тоже приводят к успеху в общении и делах.
Приложение В
Результаты методики «Социальная смелость».

№ Испытуемый Баллы Ср. значения мальчиков Ср. значения девочек 1 Александр А. 20 22.2 12.6 2 Иван П. 21 3 Света М. 15 4 Таня С. 12 5 Марина И. 18 6 Алексей К. 26 7 Петя М. 23 8 Софья А. 10 9 Артем Р. 24 10 Рома В. 21 11 Влад С. 21 12 Катя Г. 13 13 Инна Д. 14 14 Сергей У. 24 15 Дина Р. 9 16 Дима Ч. 16 17 Аня О. 10 18 Ярослав О. 26 19 Стас Ю. 19 20 Вова К. 25


Приложение Г

Результаты методики «Самооценка силы воли».
№ Александр А. Баллы Ср. значения мальчиков Ср. значения девочек 1 Иван П. 22 23 15.9 2 Света М. 24 3 Таня С. 21 4 Марина И. 13 5 Алексей К. 10 6 Петя М. 21 7 Софья А. 19 8 Артем Р. 14 9 Рома В. 29 10 Влад С. 22 11 Катя Г. 24 12 Инна Д. 22 13 Сергей У. 18 14 Дина Р. 19 15 Дима Ч. 16 16 Аня О. 24 17 Ярослав О. 13 18 Стас Ю. 22 19 Вова К. 26 20 Александр А. 24












6

Список литературы
1.Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.: ВЛАДОС, 2009-345с.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: МГУ, 2009.- 256с.
3.Гриншпун И.Б. Введение в психологию. - М.: ВЛАДОС, 2006.-152с.
4. Дубровина И.В. и др. Психология. - М.: Академия, 2007.-464с.
5. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. - М.: НОРМА - ИНФРА, 2008.- 624с.
6.Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер, 2004. 701 с.: ил. (Серия "Мастера психологии").
7. Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. - СПб.: Речь, 2001.- 350с.
8.Кравченко А.И. Общая психология: учеб.пособие/А.И.Кравченко.-М.: ПРОСПЕКТ,2009.-432с.
9.Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2007.-512с.
10. Маклаков О.А. Общая психология. – СПб.: Питер, 2008.-583с.
11. Максименко С.Д. Общая психология. М.: Рефл-бук, 2009.- 528с.
12. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. Пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии.- М.: ВЛАДОС, 2007.-301с.
13.Психология. / Под ред. А.А. Крылова. – М.: ПРОСПЕКТ, 2007.-584с.
14.Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов: учеб. Пособие / В.Б. Шапарь. - Ростов на Дону.: Феникс, 2006.-448с.
15.Грецов А.Г. Узнай себя. Психологические тесты для подростков / А.Г. Грецов, А.А. Азбель.-СПб.:Питер, 2008, -176с.

Взаимосвязь психической атмосферы в семье и уровня психического развития ребенка

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ российской ФЕДЕРАЦИИ

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ /Куб.ГУ/

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КУРСЫ

В ПСИХОЛОГИИ

ОТНОШЕНИЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА В СЕМЬЕ И на МЕНТАЛЬНОМ УРОВНЕ

РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Работу выполнила студентка Шкрабкова Т. b.
Группа 3-I ОЗО факультет социально-педагогический институт
Отделение Дошкольная педагогика и психология
Специальность 030900
Руководитель работы ст. преподаватель Балабанова Н. В.
Нормоконтролер методист кафедры Селиванова Т. И.

Краснодар, 2000

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение

1. Психическое здоровье, как психолого–педагогическая проблема.

1.1. Психологические аспекты психического здоровья детей.

1.2. Семья как источник психического здоровья ребенка.

1.3. Трудные ситуации и психическое здоровье.

2.Зависимость между восприятием ребенком психологической атмосферы înfamilia и уровня психического развития ребенка.

2.1. Организация и методы исследования.

2.2. Исследование психологического климата в семье.

2.3. Исследование уровня психического развития ребенка.

2.4 Определение коэффициента ранговой корреляции.

Вывод

библиография

Приложение

Введение

Тема отношений психологическая атмосфера в семье и уровня dedezvoltarea психического ребенка, рассмотренная в этом поменять работу, înrelevanța заслуживает внимания не только специалистов в domeniipsihologiei, педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей, copiiinstituții дошкольных. С каждым годом увеличивается число детей, накоторых они появятся какие-либо признаки психического здоровья.

Гипотеза: предполагается, что существует взаимосвязь между percepțiacopilul психологическая атмосфера в семье и уровень развития psihicăcopilului.

Целью данной работы является изучение влияния психологического климата înfamilia на уровень психического развития ребенка.

Объектом исследования выступает процесс развития психоэмоциональногоcopilului в семье.

Предмет изучения-индивидуальные показатели психического развития șianxietate.

Для достижения цели диссертации были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть вопросы психического и личностного развития ребенка, условия и средства формирования психического здоровья;

- изучить условия обеспечения и сохранения психического здоровья дошкольников;

Узнать стоимость работы