См. тему в задании

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Специальная психология
  • 5353 страницы
  • 34 + 34 источника
  • Добавлена 17.05.2012
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИЙ В ПСИХОЛОГИИ
1.2 ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.3 ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ГЛУХИХ (СЛАБОСЛЫШАЩИХ) ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.3.1 Исследование личностной тревожности (Р.Теммел, М.Дорки, В.Амен)
2.3.2 Изучение самооценки дошкольника методика «Лесенка» (в модификации С.Г.Якобсон, В.Г. Шур)
2.3.3 Методика «Два дома»
2.3.4 Диагностика наличия страхов
2.2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2.1 Сравнительный анализ показателей тревожности
2.2.2 Сравнительный анализ показателей самооценки
2.2.3 Сравнительный анализ показателей системы отношений ребенка
2.2.4 Сравнительный анализ диагностики страхов
2.3 ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Фрагмент для ознакомления

В практических тетрадях отмечаются фамилия, имя, возраст ребенка, дата проведения задания, а также наиболее яркие реакции, высказывания ребенка. Материал задания прилагается.
На основе проведенного анализа формируется вывод об общих выявленных в ходе задания особенностях общения детей (по каждому ребенку отдельно).
2.3.4 Диагностика наличия страхов
Можно провести опрос по следующей схеме - вначале задается вопрос: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься?»
1. Когда остаешься один?
2. Заболеть?
3. Умереть?
4. Каких-то детей?
5. Воспитателей?
6. Того, что они тебя накажут?
7. Бабу-Ягу, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча?
8. Страшных снов?
9. Темноты?
10. Волка, медведя, собак, пауков, змей?
11. Машин, поездов, самолетов?
12. Бури, грозы, урагана, наводнения?
13. Когда очень высоко?
14. В маленькой тесной комнате, туалете?
15. Воды?
16. Огня, пожара?
17. Войны?
18. Врачей (кроме зубных)?
19. Крови?
20. Уколов?
21. Боли?
22. Неожиданных резких звуков?
На основе ответов делается вывод о наличии у детей страхов. Наличие большого количества разнообразных страхов - важный показатель преневротического состояния (группа риска). Все перечисленные страхи можно разделить на группы: «медицинские» (боль, уколы, врачи, болезни); страхи, связанные с причинением физического ущерба (неожиданные звуки, транспорт, пожар, стихия, война); страхи смерти (себя); страхи животных и сказочных персонажей; страхи кошмарных снов и темноты; социально опосредованные страхи (людей, детей, наказания, опоздания, одиночества); «пространственные» страхи (высоты, воды, замкнутые пространства).
2.2 Сравнительный анализ результатов исследования
2.2.1 Сравнительный анализ показателей тревожности
Уровень тревожности выявлялся с помощью методики исследования личностной тревожности (Р.Теммел, М.Дорки, В.Амен).
Таблица 1. Сравнительный анализ показателей тревожности
  экспериментальная
группа контрольная
группа t-Стьюдента df p-уровень индекс
тревожности 64,27 41,47 4,19 28,00 0,001

Рисунок 1. Показатели тревожности у дошкольников
экспериментальной и контрольной группы
Как видно из таблицы 1 по показателям уровня тревожности у слабослышащих дошкольников и дошкольников контрольной группы получены статистически достоверные отличия. Показатели слабослышащих дошкольников выше показателей дошкольников контрольной группы.
Слабослышащие дошкольники имеют высокий уровень тревожности в 93% случаев, а у дошкольников контрольной группы в 50% случаев, средний уровень тревожности наблюдается у 7% слабослышащих дошкольников и у 43% дошкольников контрольной группы. Низкий уровень тревожности у слабослышащих дошкольников не выявлен, тогда как у дошкольников контрольной группы низкий уровень тревожности наблюдается в 7% случаев.
2.2.2 Сравнительный анализ показателей самооценки
Уровень самооценки выявлялся с помощью методики «Лесенка».
Как видно из таблицы 2 по показателям уровня самооценки у слабослышащих дошкольников и дошкольников контрольной группы статистически достоверных отличий не выявлено. Показатели слабослышащих дошкольников и показателей дошкольников контрольной группы находятся на одном уровне и свидетельствуют об адекватной самооценке у дошкольников данной выборки.
Таблица 2.
Сравнительный анализ показателей самооценки
  Экспериментальная
группа контрольная
группа t-Стьюдента df p-
уровень Я, когда
был
маленьким 4,73 4,67 0,34 28,00 0,74 Я - сейчас 4,93 4,87 0,59 28,00 0,56 Я, когда вырасту
большой 5,00 5,00   28,00  

Рисунок 2. Показатели уровня самооценки у дошкольников экспериментальной и контрольной группы
Формирование самооценки и притязаний тесно связано с новым осознанием себя во времени. На протяжении дошкольного возраста формируются индивидуальное прошлое и индивидуальное будущее, которые непосредственно связаны с настоящим, являются как бы его прямым продолжением. Прошлое, помимо разнообразных воспоминаний, представляет ребенку некое его состояние, именуемое им «когда я был маленьким», и это значит, что старший дошкольник осознает себя большим со всеми вытекающими отсюда последствиями. Будущее позволяет создать «жизненную перспективу» в форме «когда я вырасту и стану большим» с системой положительных и самых невероятных ожиданий: ребенок одновременно и последовательно хочет быть космонавтом и дворником, певцом и врачом, диктором телевидения и автогонщиком и т.д.
Слабослышащие дошкольники и дошкольники имеют завышенный уровень самооценки при оценке себя в будущем, то есть уровень притязаний в 100% случаев, при оценке в настоящем в 90% случаев завышенный, а в 10% адекватный, при оценке «когда был маленьким» 70% завышенных оценок и 27% адекватных.
2.2.3 Сравнительный анализ показателей системы отношений ребенка
Система отношений ребенка изучалась с помощью методики диагностика межличностной коммуникации: методика «Два дома».
Как видно из таблицы 3 статистически достоверных отличий по показателям позитивной системы отношений слабослышащих детей и дошкольников контрольной группы не выявлено.
Таблица 3.
Сравнительный анализ показателей позитивной системы отношений ребенка
  экспериментальная
группа контрольная
группа t-Стьюдента df p-уровень мать 0,80 0,80 0,00 28,00 1,00 отец 0,67 0,67 0,00 28,00 1,00 родители 0,33 0,60 -1,47 28,00 0,15 брат, сестра 0,60 0,60 0,00 28,00 1,00 бабушка,
дедушка 0,27 0,27 0,00 28,00 1,00 друг 0,67 0,67 0,00 28,00 1,00 воспитатель 0,53 0,40 0,71 28,00 0,48

Рисунок 3. Показатели позитивной системы отношений у дошкольников экспериментальной и контрольной группы
Позитивная система отношений слабослышащих детей и дошкольников контрольной группы складывается из общения с матерью (80% и 83% соответственно), отцом (73% и 67% соответственно), другом (67% и 67% соответственно), брат, сестра (50% и 56% соответственно), воспитателем (53% и 37% соответственно).
Как видно из таблицы 6 (приложение №6) статистически достоверных отличий по показателям негативной системы отношений слабослышащих детей и дошкольников контрольной группы не выявлено.
Таблица 4.
Сравнительный анализ показателей негативной системы отношений ребенка
  экспериментальная
группа контрольная
группа t-Стьюдента df p-уровень мать 0,00 0,00   28,00   отец 0,07 0,07 0,00 28,00 1,00 родители 0,07 0,07 0,00 28,00 1,00 брат, сестра 0,13 0,27 -0,89 28,00 0,38 бабушка,
дедушка 0,13 0,07 0,59 28,00 0,56 друг 0,07 0,07 0,00 28,00 1,00 воспитатель 0,07 0,20 -1,06 28,00 0,30

Рисунок 4. Показатели негативной системы отношений у дошкольников экспериментальной и контрольной группы
Негативная система (отрицательные выборы) отношений слабослышащих детей и дошкольников контрольной группы складывается из общения с братом, сестрой (10% и 23% соответственно), воспитателем (10% и 16% соответственно), бабушкой, дедушкой (10% и 13% соответственно).
Можно предположить, что в целом система отношений слабослышащих детей и дошкольников контрольной группы является позитивной, некоторые сложности вызывают отношения с братом (сестрой), воспитателем и бабушкой (дедушкой).
2.2.4 Сравнительный анализ диагностики страхов
Изучение страхов проводилось с помощью методики диагностики наличия страхов.
Как видно из таблицы 5 статистически достоверных отличий по показателям диагностики страхов у слабослышащих детей и дошкольников контрольной группы не выявлено.
Таблица 5.
Сравнительный анализ показателей диагностики страхов
  Экспери
ментальная
группа Контрольная
группа t-Стьюдента df p-уровень "медицинские" страхи 0,60 0,33 1,47 28,00 0,15 страхи, связанные
с причинением
физического ущерба 0,33 0,27 0,39 28,00 0,70 страхи смерти (себя) 0,67 0,67 0,00 28,00 1,00 страхи животных и
сказочных персонажей 0,47 0,40 0,36 28,00 0,72 страхи кошмарных
снов и темноты 0,27 0,27 0,00 28,00 1,00 социально опосре
дованные страхи 0,27 0,40 -0,76 28,00 0,46 "пространственные"
страхи 0,27 0,33 -0,39 28,00 0,70

Рисунок 5. Показатели диагностики страхов у дошкольников экспериментальной и контрольной группы
Наиболее характерные страхи у слабослышащих детей и дошкольников контрольной группы: страхи смерти (себя) (67% и 67% соответственно); страхи животных и сказочных персонажей (50% и 36% соответственно); "медицинские" (боль, уколы, врачи, болезни) (50% и 33% соответственно); страхи, связанные с причинением физического ущерба (неожиданные звуки, транспорт, пожар, стихия, война) (43% и 30% соответственно).

2.3 Обсуждение результатов исследования
1) Сравнительный анализ результатов исследования позволил выявить следующие особенности испытуемых данной выборки:
По результатам анкетирования родителей и воспитателей можно определить, что эмоциональное состояние слабослышащих дошкольников хуже эмоционального состояния дошкольников контрольной группы: у них ниже уровень настроения, они медленнее засыпают, в новой обстановке слабослышащие дети хуже адаптируются и начинают интересоваться игрушками и предметами дома, они труднее идут на контакт со взрослыми и другими детьми, меньше интересуются действиями взрослых, реже уверены в себе.
Глухие родители по результатам анкетирования чаще отмечают, что эмоциональное состояние слабослышащих дошкольников лучше эмоционального состояния слабослышащих дошкольников, у которых слышащие родители: у них выше уровень настроения, они быстрее засыпают и имеют большую продолжительность сна, в новой обстановке слабослышащие дети глухих родителей лучше адаптируются и начинают интересоваться игрушками и предметами быта, они легче идут на контакт со взрослыми и другими детьми, чаще уверены в себе.
По показателям уровня тревожности у слабослышащих дошкольников и дошкольников контрольной группы получены статистически достоверные отличия. Показатели слабослышащих дошкольников выше показателей дошкольников контрольной группы. Повышенный уровень личностной тревожности свидетельствует о недостаточно хорошей эмоциональной приспособленности, адаптированности ребёнка жизненным ситуациям, вызывающим беспокойство.
По показателям уровня самооценки у слабослышащих дошкольников и дошкольников контрольной группы статистически достоверных отличий не выявлено. Показатели слабослышащих дошкольников и показателей дошкольников контрольной группы находятся на одном уровне и свидетельствуют о адекватной самооценке у дошкольников данной выборки. На основе самооценки у дошкольника формируется уровень притязаний.
Можно предположить, что в целом система отношений слабослышащих детей и дошкольников контрольной группы является позитивной, некоторые сложности вызывают отношения с братом (сестрой), воспитателем и бабушкой (дедушкой).
Статистически достоверных отличий по показателям диагностики страхов у слабослышащих детей и дошкольников контрольной группы не выявлено.
Наиболее характерные страхи у слабослышащих детей и дошкольников контрольной группы: страхи смерти (себя) (67% и 67% соответственно); страхи животных и сказочных персонажей (50% и 36% соответственно); "медицинские" (боль, уколы, врачи, болезни) (50% и 33% соответственно); страхи, связанные с причинением физического ущерба (неожиданные звуки, транспорт, пожар, стихия, война) (43% и 30% соответственно).
2) Таким образом, гипотезу нашего исследования о том, что существуют особенности развития эмоциональной сферы у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста, можно считать доказанной.
Методические указания
Следует учитывать, что нарушение словесного общения частично изолирует глухого от окружающих его говорящих людей, это создает определенные трудности в усвоении социального опыта. Глухим детям недоступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки.
Следует обращать внимание, что отставание в развитии речи приводит к затруднениям в осознании своих и чужих эмоциональных состояний, эго приводит к упрощению межличностных отношений. Более позднее приобщение к художественной литературе обедняет мир эмоциональных переживаний глухого ребенка, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и героям художественных произведений.
Педагогам и воспитателям учитывать, что благоприятно влияет на личностную и эмоциональную сферу глухих детей развитие внимания к средствам, с помощью которых могут быть выражены эмоции, к использованию мимики, выразительных движений в жестовой речи.
Педагогам и воспитателям следует помнить, что значительное влияние на формирование эмоционально-волевой сферы, развитие личности глухих детей, становление межличностных отношений на начальных этапах оказывают условия семейного воспитания.

Заключение
Цели и задачи, поставленные в данной работе были решены в полном объеме – мы изучили и проанализировали теоретическую литературу по теме исследования, сформулировали цели, задачи и гипотезу исследования, выбрали адекватные методы эмпирического исследования, проанализировали полученные результаты и сделали выводы. Гипотеза, что существуют особенности развития эмоциональной сферы у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста, подтвердилась.
Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, и отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т.п.), значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. С первых дней жизни ребенок сталкивается с многообразием окружающего мира: людьми, предметами, событиями. Родители не только знакомят малыша со всем тем, что его окружает, но всегда в той или иной форме выражают свое отношение к вещам, явлениям с помощью интонаций, мимики, жестов, речи. Знакомясь с различными свойствами и качествами вещей, маленький ребенок получает и некоторые эталоны отношений и человеческих ценностей: одни предметы, действия, поступки приобретают знак желаемых, приятных, другие, наоборот – отвергаются.
На протяжении детства особенности эмоций (их сила, длительность, устойчивость) изменяются в связи с изменением общего характера деятельности ребенка и его мотивов, а также с усложнением отношений ребенка с окружающим миром.
Для дошкольного детства становится характерным более адекватное проявление эмоций, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый относительно эмоциональный фон определяет растущая способность детей управлять своими эмоциями. Регулирование эмоций – одна из сторон психосоциального развития, особенно, в первые семь лет жизни.
Из-за поражения слуха объем внешних воздействий на глухого ребенка ограничен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено, в то время как необходимым условием успешного психического развития всякого ребенка является значительное возрастание количества, разнообразия и сложности внешних воздействий. Вследствие этого ограничения психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными, формирующаяся система межфункциональных взаимодействий изменена. Компоненты психики у ребенка с нарушенным слухом развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях: наблюдается несоразмерность в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления (превалирует первое); письменная речь в обеих формах — импрессивной (чтение) и экспрессивной (письмо) — приобретает большую роль по сравнению с устной.
Отличия в темпе психического развития у детей с нарушениями слуха по сравнению с нормально слышащими детьми. Различия в психической деятельности между слышащим и глухим ребенком, незначительные на начальных этапах онтогенеза, возрастают в течение последующего времени. Так происходит до определенного этапа, когда вследствие систематического сурдопедагогического воздействия различия перестают нарастать и даже уменьшаются. Чем благоприятнее условия, тем быстрее и значительнее сближается развитие ребенка с нарушенным слухом с развитием нормально слышащего ребенка. Основной смысл сурдопедагогических мероприятий состоит, таким образом, в создании новых условий для психического развития, прежде всего — в расширении и качественном изменении доходящих до ребенка внешних воздействий, в изменении их состава за счет воздействий, заменяющих акустические и равных им по значению.
Статистический анализ результатов исследования позволяет констатировать значительные отличия между показателями особенностей эмоционально-личностного развития слабослышащих дошкольников и их Здоровых сверстников.
По результатам анкетирования родителей и воспитателей можно определить, что эмоциональное состояние дошкольников контрольной группы лучше эмоционального состояния слабослышащих дошкольников: у них выше уровень настроения, они быстрее засыпают, в новой обстановке здоровые дети лучше адаптируются и начинают интересоваться игрушками и предметами дома, они легче идут на контакт со взрослыми и другими детьми, интересуются действиями взрослых, чаще уверены в себе.
По показателям уровня тревожности и агрессивности у слабослышащих дошкольников и дошкольников контрольной группы получены статистически достоверные отличия. Показатели слабослышащих дошкольников выше показателей дошкольников контрольной группы.

Список литературы
Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студентов вузов. – 2-е изд., стереотип. – М., 1999. – 320 с.
Богданова Т. Г. Сурдопсихология:Учеб.пос.- М:"Академия",2002.-224 с.
Богданова Т. Г., Мазурова Н.В. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младших школьников//Дефектология. — 1998. — №3. — С. 43.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. – 189 с.
Боскис P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха. — М., 1988. – С. 3-45
Бреслав Г.М. Психология эмоций 2004. – 310 с.
Валлон А. Психическое развитие ребенка. – СПб., 2001. – 208 с.
Выготский Л. С. Развитие высших психических функций.— М., 1960
Выготский Л.С. О развитии речи глухих // Дефектология. - 2004. - №4. - С.88-90.
Выготский Л.С. Проблемы эмоций. Вопросы психологии, 1958 №3. -639 с.
Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с.
Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
Грабенко Т. М., И. А. Михаленкова. Эмоциональное развитие слабослышащих школьников. Диагностика и коррекция. Издательство: Речь, 2008. – 256 с.
Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. - 2004. – 210 с.
Ильин Е.П. Эмоции и чувства - изд. «Питер». - 2002. – 320 с.
Исенина Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. — М.: ОАО ИГ «Прогресс», 1999. - 80 с.
Калинина Р. Программа развития эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников. Псков, 2005. – 134 с.
Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. – Москва: Гардарики, - 2000. – 255 с.
Михаленкова И. А., Н. В. Анисимова, Н. В. Мирошниченко, К. В. Дроздовская. Практикум по коррекции психического развития детей с нарушением слуха. Издательство: КАРО, 2006. – 216 с.
Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. СПб., 2004. – 392 с.
Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 224 с.
Основы коррекционной педагогики. Учебно - методическое пособие / Авторы-сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 1999. - 110 с.
Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
Петрова О. А. Развивающие занятия для детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. Издательство: Речь, 2008. – 64 с.
Петшак В. Изучение эмоциональных проявлений у глухих и слышащих дошкольников // Дефектология. - 1989. - № 6. - С.61-65.
Петшак В. Исследование эмоциональных отношений глухих школьников к членам семьи // Дефектология. - 1990. - № 6. - С.18-24.
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В.- М., 1999. – 248 с..
Психология глухих детей / Под ред. И Т. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н.В.Яшковой. — М , 2001. – 448 с.
Психолого-педагогическая диагностика /под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной/. - Москва.: Асток-Пресс, 2006
Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца и Я.З. Неверович. М.: Просвещение, 1986. – 210 с.
Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности: Пособие для учителей и практических психологов 2003.- 256 с.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999. – 806 с.
Самощенко И.В. Глухой ребенок: Воспитание и обучение: Опыт матери и сурдопедагога / И.В. Самощенко. — М.: ООО «Издательство ACT»; Донецк: «Сталкер», 2003. — 171 с.
Хрестоматия по детской психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. и ред. Г.В.Бурменская. – М., 1996. – 264 с.

Приложение
Сводная таблица результатов исследования
Приложение 1.
          самооценка   ДВА дома               Ф.И. пол Роди
тели гр тампл,
дорки,
амен       Несу
Щест
Вую
щее живот
ное Красный дом Черный дом СТРАХИ   1м 0ж 0-неслышащие,1-слышащие 1-экспериментальная,2 контрольная индекс тревожнлсти Я, когда был маленьким Я - сейчас Я, когда вырасту большой уровень агрессии мать отец родители брат, сестра бабаушка, дедеушка друг воспитатель мать отец родители брат, сестра бабаушка, дедеушка друг воспитатель "медицинские" страхи страхи, связанные с причинением физического ущерба страхи смерти (себя) страхи животных и сказочных персонажей страхи кошмарных снов и темноты социально опосредованные страхи "пространственные" страхи 1 0 1 1 72 5 5 5 0,7 0 1 0 0 0 1 1 0 0 0 1 1 0 0 0 0 1 1 0 0 0 2 0 1 1 74 5 5 5 0,5 1 1 1 0 0 0 1 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 1 0 0 3 0 1 1 68 5 5 5 0,4 1 0 0 1 1 0 1 0 1 1 0 0 0 0 1 1 0 1 0 1 1 4 0 1 1 66 5 5 5 0,5 1 0 1 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 1 0 0 0 0 5 0 1 1 76 5 5 5 0,6 1 1 0 0 0 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 1 1 1 0 0 0 6 0 1 1 88 5 5 5 0,5 1 0 0 1 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 1 0 1 0 1 7 0 1 1 68 5 5 5 0,3 1 0 0 1 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 1 1 1 0 0 1 0 8 1 1 1 67 4 4 5 0,6 1 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 1 0 0 0 0 0 0 9 1 1 1 72 4 5 5 0,5 0 1 0 0 0 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 1 0 0 1 10 1 1 1 68 4 5 5 0,3 1 1 0 1 1 0 1 0 0 0 0 0 0 0 1 1 0 1 0 0 0 11 0 1 1 57 4 5 5 0,6 1 1 1 1 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 1 0 1 1 0 12 0 0 1 24 5 5 5 0,4 1 1 1 1 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 1 0 0 0 1 13 0 0 1 50 5 5 5 0,5 0 1 0 0 1 1 1 0 0 0 1 0 0 0 0 1 1 1 0 0 0 14 0 1 1 57 5 5 5 0,3 1 1 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 1 0 0 15 0 1 1 57 5 5 5 0,5 1 1 1 1 0 1 1 0 0 0 0 0 0 0 1 0 1 1 0 1 0 16 1 1 2 50 4 4 5 0,3 0 1 0 0 0 1 1 0 0 0 1 0 0 0 0 0 1 1 0 1 1 17 1 1 2 57 4 5 5 0,5 1 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 1 0 0 0 0 0 0 0 18 1 1 2 57 5 5 5 0,4 1 0 0 1 1 0 1 0 0 0 0 0 0 0 1 1 0 1 1 0 0 19 1 1 2 50 5 5 5 0,5 1 0 1 0 0 1 0 0 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 20 1 1 2 42 5 5 5 0,3 1 1 0 0 0 1 1 0 0 0 1 0 0 0 0 0 1 1 0 0 1 21 1 1 2 57 5 5 5 0,5 1 0 1 1 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 1 0 0 22 1 1 2 50 4 5 5 0,1 1 0 1 1 1 1 0 0 0 1 0 0 0 0 1 1 1 0 0 1 1 23 1 1 2 57 5 5 5 0,4 1 0 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 24 1 1 2 57 5 5 5 0,5 0 1 0 0 0 1 1 0 1 0 0 1 0 0 0 0 1 1 0 1 1 25 0 1 2 24 5 5 5 0,3 1 1 1 1 1 0 1 0 0 0 0 0 0 0 1 1 0 1 0 1 0 26 0 1 2 28 5 5 5 0,2 1 1 1 1 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 1 0 0 27 0 1 2 18 5 5 5 0,4 1 1 1 1 0 1 0 0 0 0 0 0 0 1 1 0 1 0 0 0 0 28 0 1 2 24 5 5 5 0,5 0 1 0 0 1 1 1 0 0 0 1 0 0 0 0 1 1 1 0 0 1 29 0 1 2 26 3 4 5 0,3 1 1 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 30 0 1 2 25 5 5 5 0,5 1 1 1 1 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 1 1 0












1

1.Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студентов вузов. – 2-е изд., стереотип. – М., 1999. – 320 с.
2.Богданова Т. Г. Сурдопсихология:Учеб.пос.- М:"Академия",2002.-224 с.
3.Богданова Т. Г., Мазурова Н.В. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младших школьников//Дефектология. — 1998. — №3. — С. 43.
4.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. – 189 с.
5.Боскис P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха. — М., 1988. – С. 3-45
6.Бреслав Г.М. Психология эмоций 2004. – 310 с.
7.Валлон А. Психическое развитие ребенка. – СПб., 2001. – 208 с.
8.Выготский Л. С. Развитие высших психических функций.— М., 1960
9.Выготский Л.С. О развитии речи глухих // Дефектология. - 2004. - №4. - С.88-90.
10.Выготский Л.С. Проблемы эмоций. Вопросы психологии, 1958 №3. -639 с.
11.Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с.
12.Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. - М.: Ака-демия, 2002. - 272 с.
13.Грабенко Т. М., И. А. Михаленкова. Эмоциональное развитие слабо-слышащих школьников. Диагностика и коррекция. Издательство: Речь, 2008. – 256 с.
14.Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. - 2004. – 210 с.
15.Ильин Е.П. Эмоции и чувства - изд. «Питер». - 2002. – 320 с.
16.Исенина Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. — М.: ОАО ИГ «Прогресс», 1999. - 80 с.
17.Калинина Р. Программа развития эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников. Псков, 2005. – 134 с.
18.Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. – Мо-сква: Гардарики, - 2000. – 255 с.
19.Михаленкова И. А., Н. В. Анисимова, Н. В. Мирошниченко, К. В. Дроздовская. Практикум по коррекции психического развития детей с нарушением слуха. Издательство: КАРО, 2006. – 216 с.
20.Наследов А. Д. Математические методы психологического исследова-ния. СПб., 2004. – 392 с.
21.Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 224 с.
22.Основы коррекционной педагогики. Учебно - методическое пособие / Авторы-сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт Са-ратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 1999. - 110 с.
23.Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Акаде-мия», 2002. — 480 с.
24.Петрова О. А. Развивающие занятия для детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. Издательство: Речь, 2008. – 64 с.
25.Петшак В. Изучение эмоциональных проявлений у глухих и слышащих дошкольников // Дефектология. - 1989. - № 6. - С.61-65.
26.Петшак В. Исследование эмоциональных отношений глухих школьни-ков к членам семьи // Дефектология. - 1990. - № 6. - С.18-24.
27.Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубро-виной И.В.- М., 1999. – 248 с..
28.Психология глухих детей / Под ред. И Т. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н.В.Яшковой. — М , 2001. – 448 с.
29.Психолого-педагогическая диагностика /под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной/. - Москва.: Асток-Пресс, 2006
30.Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца и Я.З. Неверович. М.: Просвещение, 1986. – 210 с.
31.Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности: Пособие для учителей и практических психологов 2003.- 256 с.
32.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999. – 806 с.
33.Самощенко И.В. Глухой ребенок: Воспитание и обучение: Опыт мате-ри и сурдопедагога / И.В. Самощенко. — М.: ООО «Издательство ACT»; Донецк: «Сталкер», 2003. — 171 с.
34.Хрестоматия по детской психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. и ред. Г.В.Бурменская. – М., 1996. – 264 с.

Вопрос-ответ:

Какие теоретические подходы существуют к проблеме изучения эмоций в психологии?

Существуют различные теоретические подходы к изучению эмоций в психологии, включая эволюционный подход, когнитивный подход, феноменологический подход и др. Каждый из них предлагает свою трактовку эмоций и подходы к их изучению.

Какие особенности психического развития имеют слабослышащие дети старшего дошкольного возраста?

Слабослышащие дети старшего дошкольного возраста могут испытывать задержку в развитии речи и языка, а также в социальной адаптации. Они могут иметь проблемы с коммуникацией и восприятием информации, что может повлиять на их эмоциональную сферу.

Какие особенности эмоциональной сферы имеют слабослышащие дети старшего дошкольного возраста?

Слабослышащие дети старшего дошкольного возраста могут испытывать трудности в выражении и распознавании эмоций других людей. Они могут иметь ограниченные возможности для эмоционального выражения и могут испытывать стресс в связи с трудностями в общении.

Что известно об особенностях эмоциональной сферы глухих (слабослышащих) детей старшего дошкольного возраста?

У глухих (слабослышащих) детей старшего дошкольного возраста могут быть проблемы с распознаванием и выражением эмоций. Возможно, у них также есть ограниченные возможности для эмоциональной коммуникации и социальной адаптации.

Что известно об исследовании особенностей эмоциональной сферы слабослышащих детей старшего дошкольного возраста?

Исследования показывают, что слабослышащие дети старшего дошкольного возраста могут испытывать проблемы с эмоциональной сферой, такие как ограничения в выражении эмоций, трудности в распознавании эмоций других людей и повышенный уровень стресса. Однако, подходы к исследованию этих особенностей могут различаться.

Какие теоретические подходы существуют к проблеме изучения эмоций в психологии?

1.1 Теоретические подходы к изучению эмоций в психологии включают физиологический, эволюционный, когнитивный и социокультурный подходы. Физиологический подход предполагает изучение эмоций с учетом биологических процессов, происходящих в организме. Эволюционный подход основывается на представлении об эмоциях как биологических адаптациях, возникших в процессе эволюции. Когнитивный подход уделяет внимание восприятию и интерпретации эмоциональных событий с помощью познавательных процессов. Социокультурный подход учитывает влияние социальных и культурных факторов на формирование и выражение эмоций.

Какие особенности психического развития слабослышащих детей старшего дошкольного возраста?

1.2 Слабослышащие дети старшего дошкольного возраста имеют ряд особенностей в психическом развитии. Они часто отстают в речевом развитии и имеют ограниченный словарный запас. У них может быть нарушена способность к восприятию и анализу звуковой информации, что влияет на развитие языковых и коммуникативных навыков. Также у слабослышащих детей может быть затруднен доступ к информации, что влияет на развитие познавательных процессов и общей эрудиции.

Какие особенности эмоциональной сферы слабослышащих детей старшего дошкольного возраста?

1.3 Слабослышащие дети старшего дошкольного возраста имеют некоторые особенности в эмоциональной сфере. Они могут испытывать повышенную тревожность и неполноценность из-за своих слуховых проблем. Также у них может быть затруднено распознавание и выражение эмоций, связанных с речевой коммуникацией. Однако, с помощью поддержки и специальных методик работы с эмоциями, слабослышащие дети могут развивать свою эмоциональную компетентность и справляться с трудностями.