Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

См. в задании

  • 34 страницы
  • 17 источников
  • Добавлена 17.05.2012
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
Глава 1 Теории и концепции личности как субъекта социальных отношений
1.1.Структура социального опыта личности
1.2.Социализация личности
1.3.Статусная и ролевая теории личности
1.4. Нормативные концепции личности
Глава 2 Методы психологического исследования личности
2.1. Классификации методов психологического исследования
2.2. Эмпирические методы
Глава 3 Гендерный аспект в социализации детей младшего дошкольного возраста
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1 Взаимодействие составляющих структуры личности
Приложение 2 Беседа
Приложение 3 Тестовое задание «Выбор игрушки»

Фрагмент для ознакомления

Различают лабораторный, естественный, формирующий и констатирующий виды экспериментов. Первый проводится в специальных условиях с созданием особой ситуации, второй – в обычных условиях, но со специальной организацией, третий является самым распространенным и эффективным: изучает изменения личностных характеристик под целенаправленным обучающим воздействием, и, наконец, четвертый констатирует определенные психические особенности, что в дальнейшем служит материалом для проведения формирующего эксперимента.

Архивный метод
В отечественной психологии этот метод имеет другие названия: «праксиметрический» метод или метод «анализа продуктов деятельности». Здесь исследователь не измеряет и не наблюдает за поведением испытуемых, он занимается анализом заметок, архивных материалов, дневниковых записей, заметок, продуктов трудовой, учебной, творческой деятельности.
К разновидностям архивного метода относят биографический метод и техника континент-анализа. В ходе биографического метода происходит изучение особенностей жизнедеятельности конкретной личности или группы людей. Континент-анализ используется для анализа исторических документов, материалов беседы, в процессе чего исследователь выделяет единицы содержания и квантифицирует полученные данные. Преимущество этого метода в отсутствии воздействия исследователя на поведение людей, следовательно, полученные данные являются достоверными.
Существует несколько способов обработки данных контент-анализа. Саамы простой из них заключается в том, что исследователь фиксирует частоту появления тех или иных единиц в тексте и сопоставляет её в разных текстах. Другой тип анализа — построение матриц совместных появлений единиц контент-анализа в текстах. При этом, например, регистрируются частоты независимой встречаемости единиц А и В в разных сообщениях. Вычисляется условная (теоретическая) вероятность совместной встречаемости, равная Р(АВ) = Р(А) х Р(В). Затем регистрируется частота совместного появления этих двух единиц в одном сообщении. Сравнение эмпирической частоты совместного появления двух единиц с теоретической (условной) вероятностью их встречи дает информацию о неслучайности или случайности их появления в текстах.
Моделирование
Данный метод применяется в двух направлениях:
1. моделирование психики - знаковая, техническая имитация механизмов, процессов и результатов психической деятельности;
2 психологическое моделирование - организация, воспроизведение того или иного вида человеческой деятельности путем искусственного конструирования среды этой деятельности напр., в лабораторных условиях.
Первый метод моделирования заключается в построении моделей психических явлений, в изучении функционирования этих моделей и использовании полученных результатов для предсказания и объяснения эмпирических фактов. Моделирование психики тесно связано с проблемой искусственного интеллекта и построением сложных управляющих информационных и вычислительных машин и систем. Работы по моделированию психики ведутся не только в психологии, но и в смежных областях – бионике, кибернетике, вычислительной технике, информатике, синергетике.
Таким образом, в психологической практике используется большое разнообразие методов, позволяющих исследовать практически любое явление. Для того, чтобы подобрать наиболее оптимальную методику исследования, необходимо иметь информацию о классификациях и видах методов психологического исследования, изложенную в этой главе. Планируя эмпирическое исследование, т.е. исследование, направленное на сбор и анализ данных по проблеме, необходимо подбирать методики в соответствие с целью и задачами исследования, обращать внимание на их валидность и надежность – в общем, активно использовать свои знания в области эмпирических методов исследования в психологии.




Глава 3 Гендерный аспект в социализации детей младшего дошкольного возраста
В психологии возрастает интерес к осмыслению проблем самоопределения личности в социальной и профессиональной среде, что связано с изменениями как общества, так и сложившихся в нем представлений об условиях жизни людей. Всё это отражается на самосознании и поведении людей.
Более того, проблема гендерной социализации, входящей в структуру социальной идентификации, является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы, особенно на этапе первичной социализации. Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, определяемых принадлежностью к какому-либо полу, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность.
В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Успех вхождения ребенка в социум, его половая воспитанность в значительной мере зависит от содержания воспитания в семье и в дошкольном учреждении.
Данное исследование обращено к проблемам полоролевой социализации мальчиков и девочек младшего дошкольного возраста посредством игры. Данные для практической части работы были собраны на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №120, расположенного в Фрунзенском районе города Санкт-Петербург. В исследовании приняли участие 24 ребенка в возрасте 3-4 лет: 12 девочек и 12 мальчиков.
Целью исследования является выявление особенностей и условий полоролевой социализации детей 3-4 лет, а также различий её протекания у мальчиков и девочек.
Нами были использованы следующие методики: беседа (Приложение 2, с. 36) и тестовое задание (Приложение 3, с.37). В результате проведенного исследования были получены следующие результаты:
Уровень полоролевой воспитанности Количественный показатель Процентный показатель Высокий 1 4,2% Средний 14 58,3% Низкий 9 37,5%
В качестве показателей разных уровней полоролевой воспитанности детей младшего дошкольного возраста мы выделили:
Высокий уровень
адекватные представления о своем половом образе, ориентированные на образ другого (отец, мать, сверстник своего пола);
адекватные представления о различиях полов, включающие физический, поведенческий и нравственный аспекты;
наличие интереса к познанию ценностей полоролевой культуры;
наличие представлений об элементарных правилах полоролевого поведения, способах проявления внимания и заботы по отношению к взрослым и сверстникам своего и противоположного пола;
наличие у мальчиков и девочек основ качеств мужественности и женственности;
постоянство проявления мужских (женских) способов поведения в различных реальных и игровых ситуациях.

Средний уровень
не всегда адекватные представления о своем половом образе, ориентированные на образ другого (мать, отец);
представления о различиях полов частичные — о некоторых характеристиках (внешних, внутренних, поведенческих) мужского и женского пола;
фрагментарные представления о правилах полоролевого поведения, способах проявления внимания и заботы по отношению к взрослым и сверстникам своего и противоположного пола;
наличие не ярко выраженного интереса к познанию ценностей полоролевой культуры;
наличие нестабильности в проявлении мальчиками и девочками мужских и женских качеств;
отсутствие стабильности в проявлении детьми «мужских» («женских») способов поведения в игровых ситуациях, отсутствие таковых проявлений в реальных ситуациях.

Низкий уровень
неадекватные представления о своем половом образе, не ориентированные на образ другого (мать, отец);
отсутствие представлений о различиях полов;
отсутствие представлений о правилах полоролевого поведения, способах проявления внимания и заботы по отношению к взрослым и сверстникам своего и противоположного пола отсутствие или слабое проявление интереса к познанию ценностей полоролевой культуры;
частичное проявление или полное отсутствие у мальчиков и девочек основ качеств мужественности и женственности;
проявление детьми в различных ситуациях способов поведения, противоречащих нормам «мужского» и «женского» поведения.

Итак, больше половины испытуемых в целом показали средний уровень полоролевого воспитания, что является для возраста 3-4 лет хорошим показателем, поскольку в этом возрасте у детей только начинает складываться образ «Я», они начинают ощущать себя личностью и активно учатся взаимодействию и сотрудничеству. Однако, наличие тревожного количества детей с низким уровнем полоролевого воспитания указывает на тот факт, что родители не уделяют внимания гендерному воспитанию в семье или просто не знают как его осуществлять.
Проанализировав детально полученные данные, мы смогли сделать выводы относительно особенностей полового развития отдельно у мальчиков и девочек. Количественные показатели представлены в следующей диаграмме:

На диаграмме видно, что гендерная социализация у мальчиков происходит гораздо сложнее и требует больше времени, чем у девочек. Возможно, это связано с тем, что и воспитатели, и мамы, с которым дети проводят наибольшее количество времени, - представители женского пола. Кроме того, учитывая возрастные особенности в воспитании детей, нельзя забывать всё же о гендерных различиях, воспитывая в девочках женственность, а в мальчиках мужественность.
Таким образом, результаты нашего исследования ещё раз показали ошибочность традиционной точки зрения, согласно которой «гендерная идентичность имеет биологический характер, заложена в каждом человеке с рождения и не является предметом выбора, не подлежит воспитанию» [3, c.59]. Психический пол формируется под воздействием социальной среды и воспитания и оказывает значительное влияние на поведение человека с возраста 2-3 лет. На этом этапе своего развития ребенок в процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности.
Позиция ребенка как представителя своего пола определяет специфику развития самосознания. Осознание своей половой принадлежности имеет важнейшее значение для развития личности: чувство тождественности со своим полом, стремление поддержать “престиж” своего пола в рамках социальных ожиданий определяют основополагающие позитивные достижения в развитии личности. Необходимо совершенствовать дифференциальный подход в воспитании девочек и мальчиков с учетом их психофизиологических особенностей.
Процесс половой социализации как неотъемлемая часть общего процесса социализации протекает под влиянием окружающих взрослых и сверстников, где, по-прежнему, важнейшую роль играет семья. Не менее важным является и система общественного дошкольного воспитания, на плечи которого родители зачастую перекладывают всю ответственность за развитие личности собственного ребенка.
Заключение
Проблема человека личности является одной из фундаментальных междисциплинарных проблем. С древних времен её изучением занимались разные науки. Накоплен огромный теоретический и эмпирический материал, тем не менее, сегодня эта проблема остается самой сложной и непознанной в силу многогранности самой личности.
Личность связана с внешней средой, с обществом, вне которого она не может развиваться. Именно это взаимодействие личности и общества рассматривает социология. Человек рождается в этом мире, развивается, становится личностью. Через него воспринимает определенные знания, ценности, нормы поведения и т.д. Проще говоря, в этом мире человек проходит все стадии социализации, через него включается в различные виды деятельности, взаимодействует с окружающими и приобретает определенное социальное положение.
Культурная составляющая общества накладывает огромный отпечаток на формирование личности современного человека. Поскольку общество постоянно меняется, то и личность изменяется вслед за ней, что дает почву для дальнейших исследователей и делает проблему изучения личности постоянно актуальной.
Социальная идентичность личности начинает формироваться в период дошкольного детства, когда личностно-идентификационные характеристики ещё доминируют над социальными. В этот момент родителям и воспитателям важно уделить внимание гендерному воспитанию, поскольку гендерная идентичность – это один из важнейших и наиболее стабильных видов социальной идентичности. Современное общество видит такое воспитание не в закреплении жёстких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности и взаимопонимании.
Список использованных источников
Андриенко Е. В. Социальная психология: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 264с.
Гладилина И. П. Социальное становление творчески одаренной молодежи в системе высшего профессионального образования России // Социально-гуманитарные знания. М., 2009. №4. С. 180-191.
Дерягин Г. Б. Криминальная сексология. Курс лекций для юридических факультетов. М., 2008. С. 57-61.
Джерелиевская И. К. Социальный порядок и отчуждение личности // Социально-гуманитарные знания. М., 2009. №4. С.116-124.
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М.: ИНФРА-М, 1997. 320с.
Еникеев М. И. Общая и социальная психология: учебник для вузов. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 2000. 624с.
Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: Учить по-разному, любить по-разному. Издательство: "Учебная литература", 2008. 160 с.
Ковас Ю.В., Тихомирова Т.Н., Малых С.Б. Проблема стабильности и изменчивости общих способностей в психогенетике// Вопросы психологии. М., 2011. №6. С.67-77.
Леонтьев Д.А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному // Вопросы психологии. М., 2011. №1. С.3-27.
Майерс Д. Социальная психология / Перев. с англ. Спб.: Питер Ком, 1998. 688с.
Общий практикум по психологии: Метод наблюдения. Метод. указания. Часть I / Под ред. М.Б.Михалевской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. С. 3-25.
Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. 511 с.
Хухлаев О.Е. Этнонациональные установки современной российской молодежи // Вопросы психологии. М., 2011. №1. С.46-57.
Штомпка П. Социология. Анализ современного общества: Пер. с польск. С.М.Червонной. М.: Логос, 2008. 664с.
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описания, объяснение, понимание социальной реальности: учебник. М., 2001.
Яновский М.И. Проблема изменения Я-концепции под влиянием просмотра кинофильма // Вопросы психологии. М., 2012. №1. С. 92-99.
URL: www.psibook.com/06/10.html



Приложение 1 Взаимодействие составляющих структуры личности




Приложение 2 Беседа

1.  Как тебя зовут?
2.  Ты мальчик или девочка?
3.  Мальчик и девочка — одинаковые или разные?
4.  В какие игры играют мальчики, в какие — девочки?
5.  С кем интереснее играть — с мальчиками или девочками?
6.  Какие девочки (мальчики) тебе нравятся?
7.  Когда вырастешь, будешь мамой или папой (тетей или дядей)?
8.  Кто в твоей семье самый сильный?
9.  Кто в твоей семье самый красивый?
10.Что в семье делают папа и мама?

Ключ: За каждый верный ответ ребенок получает 1 балл. Высокий уровень - 10 баллов, средний уровень – от 9 до 5 баллов, низкий уровень – меньше 5 баллов. В нашем исследовании допускалось оценивание в полбалла, поскольку на ряд вопросов ребенок мог ответить частично верно.
Приложение 3 Тестовое задание «Выбор игрушки»

Цель: выявление представлений детей о специфике использования мальчиками и девочками предметов по их функциональному назначению.
Суть эксперимента заключается в том, что мальчикам и девочкам предлагаются различные игрушки (машинки, куклы, посуда, кубики, солдатики, скакалки и пр.). Ребенок должен сначала назвать игрушки, потом разложить их в две коробки: в одну — игрушки для мальчиков, в другую — игрушки для девочек. Свои действия ребенок сопровождает пояснениями.
Ключ. Высокий уровень — ребенок самостоятельно выполняет задание, действия сопровождает пояснениями. Средний уровень – ребенок справляется с заданием с небольшой помощью взрослых, действия частично сопровождает пояснениями. Низкий уровень – ребенку требуется помощь педагога, действия не поясняет.













2

Список использованных источников
1.Андриенко Е. В. Социальная психология: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 264с.
2.Гладилина И. П. Социальное становление творчески одаренной молодежи в системе высшего профессионального образования России // Социально-гуманитарные знания. М., 2009. №4. С. 180-191.
3.Дерягин Г. Б. Криминальная сексология. Курс лекций для юридических факультетов. М., 2008. С. 57-61.
4.Джерелиевская И. К. Социальный порядок и отчуждение личности // Социально-гуманитарные знания. М., 2009. №4. С.116-124.
5.Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М.: ИНФРА-М, 1997. 320с.
6.Еникеев М. И. Общая и социальная психология: учебник для вузов. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 2000. 624с.
7.Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: Учить по-разному, любить по-разному. Издательство: "Учебная литература", 2008. 160 с.
8.Ковас Ю.В., Тихомирова Т.Н., Малых С.Б. Проблема стабильности и изменчивости общих способностей в психогенетике// Вопросы психологии. М., 2011. №6. С.67-77.
9.Леонтьев Д.А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному // Вопросы психологии. М., 2011. №1. С.3-27.
10.Майерс Д. Социальная психология / Перев. с англ. Спб.: Питер Ком, 1998. 688с.
11.Общий практикум по психологии: Метод наблюдения. Метод. указания. Часть I / Под ред. М.Б.Михалевской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. С. 3-25.
12.Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. 511 с.
13.Хухлаев О.Е. Этнонациональные установки современной российской молодежи // Вопросы психологии. М., 2011. №1. С.46-57.
14.Штомпка П. Социология. Анализ современного общества: Пер. с польск. С.М.Червонной. М.: Логос, 2008. 664с.
15.Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описания, объяснение, понимание социальной реальности: учебник. М., 2001.
16.Яновский М.И. Проблема изменения Я-концепции под влиянием просмотра кинофильма // Вопросы психологии. М., 2012. №1. С. 92-99.
17.URL: www.psibook.com/06/10.html

Индивидуальные задания в совершенствовании навыка чтения у учащихся

Индивидуальные задания в совершенствовании навыка чтения у учащихся

В. А. Грошенкова

Цель литературного образования в школе - "становление духовного мира человека, воспитание любви к чтению, формирование внутренней потребности личности в непрерывном духовно-морального совершенствования, позволяет понять и реализовать свои личностные характеристики" [1]. Таким образом, стандарт ориентирует нас на подготовку квалифицированного читателя и формирование духовной личности. Известно, что в настоящее время отмечается резкое падение интереса к чтению художественной литературы, что объясняется множеством причин, поэтому воспитание творческого, квалифицированного, талантливого, эстетически формате читатель − важнейшей задачей на современном этапе обучения на уроках литературы и литературы. Квалифицированный читатель - это человек, "который, читая книгу, "посмотреть, как в зеркало, в другого человека" и таким образом осознает реальную ценность других людей и себя" [2]. Но необходимой предпосылкой становления такого читателя является работа над качеством чтения: целенаправленная и систематически работу по совершенствованию навыка чтения у учащихся.

Как известно, сформированный навык чтения включает в себя два компонента:

- технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов);

- понимание текста (извлечение из него смысла, содержания).

Для улучшения процесса обучения чтению мы предлагаем индивидуальные задания, которые помогут освоить навыки чтения, что в дальнейшем будет способствовать формированию ученика как талантливого читателя.

В соответствии с компоненты навыка чтения выделяются следующие группы упражнений:

1) упражнения, направленные на формирование правильного чтения;

2) упражнения, развивающие скорость чтения;

3) упражнения, направленные на формирование умений понимать читаемый текст.

Упражнения включают в себя задания, которые ученик должен выполнить, опираясь на предлагаемый текст, а также методические рекомендации по их проведению. Упражнение позволяет ученикам в индивидуальном порядке, с учетом того, какой параметр чтения у них плохо работал.

Первая группа упражнений направлена на совершенствование правильности чтения. Работы, включенные в эту группу, предназначены для тех учеников, которые допускают большое количество ошибок в процессе чтения текста. Первоначально рекомендуется предлагать тексты, простые по содержанию и структуре. 1) Чтение строчек наоборот по словам. Написал прочитывается, таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее − второй и т. д. Это упражнение уводит от привычного стереотипа чтения слева направо, развивает точность движений глаз, предупреждает ошибки в грамматической форме слова, пропуски и перестановки слов и слогов. Задание: Прочитай текст вслух, начиная с последнего слова каждого предложения.

Узнать стоимость работы