Искусство эпохи Возрождения.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 6565 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 06.08.2012
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЙ КАРТИНЫ МИРА В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
1.1.Специфика философской картины мира эпохи Ренессанса
1.2.Основные течения и тенденции философской мысли Ренессанса. Эстетика искусства
ГЛАВА 2. РЕНЕССАНС - ЭПОХА ТОРЖЕСТВА ИДЕАЛОВ ГУМАНИЗМА В ИСКУССТВЕ
2.1. Литература эпохи Возрождения
2.2. Изобразительное искусство эпохи Возрождения и его связь с философией гуманизма
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ



Фрагмент для ознакомления

В шедеврах Рафаэля нашли своё отражение гуманистические идеалы эпохи Возрождения, ведь в центре для великого художника всегда находится человек – прекрасный духом и телом. Чувство величия духа человека, возвышенность наполняли творчество Рафаэля. По своему содержанию наследие Рафаэля можно назвать в полной мере классическим благодаря ясности и идеальности форм, композиции.
В произведениях Рафаэля ярко воплотились представления ренессансного гуманизма о свободном человеке, его физическом и духовном совершенстве, его исключительном месте в окружающем мире. Как справедливо отмечает В.Н. Гращенков, «светлый гений Рафаэля не был склонен к психологической углублённости в постижении внутреннего мира человека, как к этому стремился Леонардо. Ещё более был он чужд духу титанического и одновременно трагического восприятия жизни, столь свойственного Микеланджело. Он в своём искусстве всегда находил должную меру реального и идеального, неповторимую художественную гармонию конкретного и типического, рационального и эмоционального».
Идеал художественного совершенства, отвечающий гуманистической философии, которому до конца оставался верен Рафаэль, менялся по мере развития его творчества, впоследствии приобретя более содержательный характер. Гуманизм пронизывает творчество Рафаэля на всех этапах творческого развития мастера, меняется только гармонический мир художника. Красота и естественность, воспеваемые гуманизмом Ренессанса, проявились в творчестве Рафаэля уже на раннем этапе. На картине «Воскресение Христа», созданной для францисканской церкви и находящейся теперь в Ватиканской галерее, Рафаэль в лице двух спящих стражников изобразил Перуджино и себя; очевидно, что в это время между учителем и учеником установились уже товарищеские отношения. По мнению знатоков, сама картина написана несомненно рукою Рафаэля, хотя по композиции и рисункам Перуджино. Уже в первых опытах можно узнать кисть Рафаэля как по ясности и жизненности изображений, так по красоте и естественности. Модель и платье он передает согласно действительности, тогда как Перуджино вносит повсюду свои исторические представления. Уже оригинальнее проявил он себя в картине «Сотворение человека». Здесь в фигуре Адама виден мощный характер, первобытные сила и свежесть. Красота и сила, духовная мощь, воспеваемые гуманистами, нашли своё отражение в изображении святого Михаила, написанном для герцога в Урбино (1505). Главная идея – победа воина Христова над злыми чудовищами. Архангел изображен в полном блеске юношеской красоты и силы. Первым произведением Рафаэля во Флоренции была «Мадонна дель Грандука» (1504). Здесь особенно ярко проявились такие идеалы гуманизма, как торжество земной красоты человека, глубокая связь между земной и духовной красотой человека. В ней Рафаэль с необыкновенной силой изобразил идеал прекрасной и застенчивой материнской любви. В творениях Рафаэля все детали отточены, присутствует несомненное благородство и нежность. Высшим проявлением гения Рафаэля и идеалов эстетики гуманизма эпохи Возрождения является «Сикстинская мадонна», находящаяся в Дрездене. Здесь Рафаэль проявляется смелость, вводя «натуралистический мотив раздвинутого занавеса». Дело в том, что подобная завеса приоткрывается, как правило, ангелами. В «Сикстинской Мадонне» художник соединил «черты высшей религиозной идеальности с высшей человечностью, представив царицу небесную с печальным сыном на руках – гордую, недосягаемую, скорбную – спускающуюся навстречу людям».
В искусстве Рафаэля отразилось стремление к художественному обобщению, синтезу. Следуя идеалам гуманизма, Рафаэль, как никто из мастеров Возрождения, смог постичь совершенство формы и уловить сущность произведений античного искусства. Глубокое понимание основ античного искусства особенно ярко проявилось в поздний этап творчества Рафаэля, так как именно в этот период он особенно тщательно изучал античную пластику, монументально-декоративную живопись и архитектуру.
Что касается великого Леонардо да Винчи, то наиболее насыщенным и плодотворным в его жизни был миланский период творчества. В трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие Леонардо да Винчи было поручено увековечить Христа, то есть «создать образ добра и мудрости, любви и всепрощения». Итогом работы стала знаменитая фреска «Тайная вечеря». Леонардо да Винчи «изобразил драматическое действие. Он избрал момент, когда Христос говорит своим ученикам «Один из вас предаст меня». Волнение пробегает по всей группе, некоторые апостолы встают. Чувства изумления, ужаса, негодования, недоумения, недоверия сменяют друг друга. Художник выражает это позами, движениями, жестами рук. Подавленный, поник головою Иоанн. Пётр, схватив нож, нагибается к нему и шёпотом просит узнать у учителя, кто злодей. Иуда несколько отклонился назад. Его лицо с резким профилем, крючковатым носом, выступающей нижней губой и подбородком остаётся в тени. Фигура Христа на фоне окна с голубым небом спокойна, грустна, почти бесстрастна; правая рука как бы подтверждает сказанное, левая ладонь кверху лежит на столе, она как бы говорит: «Вот она правда». Двенадцать фигур художник разбил на четыре группы по три человека в каждой: пирамидально построены две ближайшие к Христу, по четырёхугольнику – две крайние. Леонардо да Винчи виртуозно сочетает характерность типов и жестов, использует чередование света и тени. Как отмечает А.К. Дживелегов, «впечатление движения создается этим удивительным делением на группы и игрой лиц, тел и рук в каждой из групп. Свет падает на сцену откуда-то сверху и слева, и все лица освещены, за исключением лица Иуды. Его — предателя — Леонардо нарочно усадил спиной к источнику света, и лицо его получилось темным. Это — замысел».
В Милане Леонардо да Винчи также написал картину «Мадонна в гроте» (миланский период творчества укладывается в следующие хронологические рамки: 1483-1490 гг.). Кроме того, к первому миланскому периоду исследователи творчества Леонардо да Винчи относят также «Портрет неизвестной дамы» и картину «Мадонна Литта».
В целом, итальянцы воспевали в искусстве, в первую очередь, величие человека. Таким образом, именно в эпоху Возрождения формируется новый тип мировоззрения и мировосприятия. Ренессанс принёс иной подход к деятельности человека, и именно творческая деятельность приобрела самодовлеющее значение. Благодаря этому и стали возможными все достижения культуры и искусства Ренессанса, без этой потребности человека в самопознании и самореализации эпоха Возрождения не была бы столь богата шедеврами искусства и философской, этической и эстетической мысли.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В творчестве гуманистов нашли своё отражение традиционные антиклерикальные мотивы, литература и искусство, религиозно-философская и социально-политическая мысль отразили широкое распространение различных форм критики современного состояния церкви, её учения, институтов, культовой практики. Гуманисты, выступая против схоластики, которая была теоретической опорой католической ортодоксии, критикуя учреждения церкви и все ступени её иерархии.
Сущность философии гуманизма заключалась не только в антропоцентризме, воспевании добродетели и духовности человека, неограниченных возможностей его разума. В рамках ренессансного гуманизма стала возможной новая интерпретация красоты, которая приобрела целостный, синтетический характер, основывалась на осознании духовности, на античных представлениях о мире «как эманации невидимого Единого». Эстетика гуманизма предполагала то, что природа не противопоставляется Богу, наоборот, она отражает факт божественного присутствия.
Человек в философии гуманизма – это высшее творение природного мира, соответственно, художники эпохи Возрождения видели свою главнейшую задачу в том, чтобы наилучшим образом воплотить в художественном отношении красоту человека, его телесное совершенство. В этом плане мировоззрение эпохи Возрождения резко контрастировало со схоластикой, вступало с ней в конфронтацию. В средневековом схоластическом мировоззрении тело являлось лишь земной оболочкой, бренной, греховной, наполненной животными инстинктами. Для гуманистов тело – это важнейшая эстетическая ценность. Гуманисты увязывали тайну разума с целесообразностью внешней оболочки человека, и разум, и тело являлись свидетельством божественным проявлением духа на земле, созидательной мудрости Бога.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Алпатов М.В. Искусство. Живопись, скульптура, графика, архитектура. – М.: Просвещение, 1987. - 544 с.
Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. – М.: Мысль, 1987. - 348 с.
Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. – М.: Изд-во РГГУ, 1995. – 346 с. [Ресурс локального доступа]
Брагина Л.М., Варьяш О.И., Володарский В.М. и др. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. – М.: Высшая школа, 1999. - 479 с.
Бриллиант С.М. Рафаэль Санти. Его жизнь и художественная деятельность. – СПб., 1891.//http://lib.rus.ec/b/169000/read#t2
Власов В.Г. Стили в искусстве. Т.1 – СПб.: Лита, 1995. - 672 с.
Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М.: Современник, 1997. - 494 с.
Гращенков В.Н. Об искусстве Рафаэля./В.Н. Гращенков//Рафаэль и его время. – М.: Наука, 1986. - 256 с.
Данилова И.Е. От Средних веков к Возрождению. (Сложение художественной системы картины кватроченто). – М.: Искусство, 1975. - 127 с.
Дживелегов А.К. Леонардо да Винчи. – М.: Искусство, 1974. - 203 с.
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М.: Аст-Пресс, 2008. - 623 с.
Зарубежная литература. – М.: Просвещение, 2008. - 318 с.
Культурология. История мировой культуры./Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Юнити, 2001. - 600 с.
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1982. - 624 с.
Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура. – Минск: Тетра Системс, 1997. - 320 с.
О любви и красотах женщин. Трактаты о любви эпохи Возрождения. – М.: Республика, 1992. - 368 с.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб.: Петрополис, 1996. - 714 с.// http://www.krotov.info/
Тихомиров А.Н. Искусство итальянского Возрождения. – М.: Издательство Академии Художеств СССР, 1963. - 68 с.
Тэн И. Характер человека в эпоху итальянского Возрождения.// http://www.countries.ru/
Фролов И.Т. Введение в философию. – М.: Культурная революция, 2008. - 623 с.// www.gumer.info
Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: Академический проект, 2007. - 272 с.
Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. - М.: Мысль, 1993. - 528 с.














ПРИЛОЖЕНИЕ

Потолок Сикстинской капеллы (Микеланджело)


















Фрагмент фрески Микеланджело «Страшный суд» 1535 – 1541 гг. (Сикстинская капелла)











Пьетро Перуджино. Фреска «Христос вручает ключи апостолу Петру» 1480 – 1482 гг. (Сикстинская капелла, Рим)







Тициан. «Саломея», около 1515 г. (Галерея Дориа – Памфили, Рим)












Произведения Леонардо да Винчи


1. Мона Лиза (Джоконда) (1503-1505)









2. Мадонна Бенуа (1478)











3. Мадонна Литта (1490-1491)











4. Тайная вечеря (1498)










Произведения Рафаэля Санти

1. Автопортрет 1506 Масло на деревянной панели Галерея Уфици, Флоренция
2. Мадонна в кресле. Ок. 1513-1515 гг. Флоренция. Палаццо Питти











3. Рафаэль Санти. Мадонна в зелени. 1505 г. Вена, Художественно-исторический музей












4. Рафаэль Санти. Обручение Марии. 1504 г. Милан, галерея Брера


















5. Рафаэль Санти. Афинская школа (деталь фрески Делла Сеньятуро) 1509-1511 г.







6. Рафаэль Санти. Месса в Больсене. Деталь фрески Д`Элиодоро 1511-1514 г.







7. Рафаэль Санти. Св. Георгий и Дракон. 1504-1506 г. Вашингтон.












8. Рафаэль Санти. Святой Георгий сражается с драконом. 1505 г. Париж, Лувр







9. Рафаэль Санти. Мадонна с безбородым Иосифом. Около 1505 г.








10. Рафаэль Санти. Мадонна Грандука. 1505 г. Флоренция, галерея Питти









11. Рафаэль Санти. Мадонна с младенцем. 1505 г. Вашингтон












12. Рафаэль Санти. Портрет папы Льва Х с кардиналами Лодовико деи Росси и Джулио деи Медичи. Около 1518 г. Флоренция, Уфицци




13. Рафаэль Санти. Мадонна де Фолиньо. 1511-1512. Рим, Ватиканская пинакотека.





14. Рафаэль Санти. Мадонна с младенцем (Мадонна Конестабиле) 1500-1502 г.





15. Рафаэль Санти Портрет Бальдассаре Кастильоне 1514-1516 Масло на холсте Лувр, Париж











16. Сикстинская Мадонна











17. Рафаэль. «Преображение Господне» 1518 – 1520 гг. (Пинакотека Ватикана)















Джотто. Испытание огнём перед султаном. Ок. 1325—1328. Флоренция, базилика Санта Кроче, капелла Барди (южная стена)

































Джорджоне. Спящая Венера










Фролов И.Т. Введение в философию. – М.: Культурная революция, 2008. 623 с./Электронный ресурс// www.gumer.info

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1982. 624 с. С. 51-52
Там же. С. 54
Лосев А.Ф. Указ. соч. С. 55.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб.: Петрополис, 1996. 714 с./Электронный ресурс// http://www.krotov.info/
Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. – М., 1995. [Ресурс локального доступа]
Реале Дж., Антисери Д. Указ. соч.
Цит. по: Баткин Л.М. Указ. соч.
Цит. по: Там же.
Культурология. История мировой культуры./Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Юнити, 2001. 600 с. С. 173
Тэн И. Характер человека в эпоху итальянского Возрождения/Электронный ресурс// http://www.countries.ru/library/renesans/vzriten.htm.
Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: Академический проект, 2007. 272 с. С. 61-62
Власов В.Г. Стили в искусстве. Т.1. – СПб.: Лита, 1998. 672 с. С. 251
Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура. – Минск: Тетра Системс, 1997. 320 с. С. 161
Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. – М.: Мысль, 1987. 348 с. С. 220
Мартынов В.Ф. Указ. соч. С. 163
Там же. С. 162
О любви и красотах женщин. Трактаты о любви эпохи Возрождения. – М.: Республика, 1992. 368 с. С. 128
Мартынов В.Ф. Указ. соч. С. 167
Там же.
См.: Баткин Л.М. Указ. соч.
Мартынов В.Ф. Указ. соч. С. 168
Шпенглер О. Закат Европы. – М.: Мысль, 1993. Т. 1. 528 с. С. 411
Брагина Л.М., Варьяш О.И., Володарский В.М. и др. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. – М.: Высшая школа, 1999. 479 с. С. 34.
Лосев А.Ф. Указ. соч. С. 64
Власов В.Г. Указ. соч. С. 250
Алпатов М.В. Искусство. Живопись, скульптура, графика, архитектура. – М.: Просвещение, 1987. 544 с. С. 91
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М.: Аст-Пресс, 2008. 623 с. С. 7.
Власов В.Г. Указ. соч. С. 250
Зарубежная литература. – М.: Просвещение, 2008. 318 с. С. 39
Брагина Л.М., Варьяш О.И., Володарский В.М. и др. Указ. соч. С. 20
Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М.: Современник, 1997. 494 с. С. 332
См.: Баткин Л.М. Указ. соч.
Брагина Л.М., Варьяш О.И., Володарский В.М. и др. Указ. соч. С. 25
Тихомиров А.Н. Искусство итальянского Возрождения. – М.: Издательство Академии Художеств СССР, 1963. 68 с. С. 8.
Цит. по: Гнедич П.П. Указ. соч. С. 342
Там же.
Данилова И.Е. От Средних веков к Возрождению. (Сложение художественной системы картины кватроченто). – М.: Искусство, 1975. 127 с. С. 22
Данилова И.Е. Указ. соч. С. 22
Там же. С. 39-40.
Там же. С. 47.
Данилова И.Е. Указ. соч. С. 47.
Там же. С. 45.
Там же. С. 88.


Гращенков В.Н. Об искусстве Рафаэля./В.Н. Гращенков//Рафаэль и его время. – М.: Наука, 1986. С. 10
Бриллиант С.М. Рафаэль Санти. Его жизнь и художественная деятельность. – СПб., 1891./Электронный ресурс//http://lib.rus.ec/b/169000/read#t2

Гращенков В.Н. Указ. соч. С. 28
Тихомиров А.Н. Указ. соч. С. 26-27.
Дживелегов А.К. Леонардо да Винчи. – М., 1974. С. 72












5



1.Алпатов М.В. Искусство. Живопись, скульптура, графика, архитектура. – М.: Просвещение, 1987. - 544 с.
2.Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. – М.: Мысль, 1987. - 348 с.
3.Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. – М.: Изд-во РГГУ, 1995. – 346 с. [Ресурс локального доступа]
4.Брагина Л.М., Варьяш О.И., Володарский В.М. и др. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. – М.: Высшая школа, 1999. - 479 с.
5.Бриллиант С.М. Рафаэль Санти. Его жизнь и художественная деятельность. – СПб., 1891.//http://lib.rus.ec/b/169000/read#t2
6.Власов В.Г. Стили в искусстве. Т.1 – СПб.: Лита, 1995. - 672 с.
7.Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М.: Современник, 1997. - 494 с.
8.Гращенков В.Н. Об искусстве Рафаэля./В.Н. Гращенков//Рафаэль и его время. – М.: Наука, 1986. - 256 с.
9.Данилова И.Е. От Средних веков к Возрождению. (Сложение художественной системы картины кватроченто). – М.: Искусство, 1975. - 127 с.
10.Дживелегов А.К. Леонардо да Винчи. – М.: Искусство, 1974. - 203 с.
11.Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М.: Аст-Пресс, 2008. - 623 с.
12.Зарубежная литература. – М.: Просвещение, 2008. - 318 с.
13.Культурология. История мировой культуры./Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Юнити, 2001. - 600 с.
14.Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1982. - 624 с.
15.Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура. – Минск: Тетра Системс, 1997. - 320 с.
16.О любви и красотах женщин. Трактаты о любви эпохи Возрождения. – М.: Республика, 1992. - 368 с.
17.Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб.: Петрополис, 1996. - 714 с.// http://www.krotov.info/
18.Тихомиров А.Н. Искусство итальянского Возрождения. – М.: Издательство Академии Художеств СССР, 1963. - 68 с.
19.Тэн И. Характер человека в эпоху итальянского Возрождения.// http://www.countries.ru/
20.Фролов И.Т. Введение в философию. – М.: Культурная революция, 2008. - 623 с.// www.gumer.info
21.Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: Академический проект, 2007. - 272 с.
22.Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. - М.: Мысль, 1993. - 528 с.









Вопрос-ответ:

Какова специфика философской картины мира эпохи Ренессанса?

Философская картина мира эпохи Ренессанса характеризуется новым взглядом на мир, основанном на обращении к античной философии. Возрождение принесло с собой уверенность в роли человека в мире и его способности к творчеству и познанию. Ренессансные философы верили в гармонию человеческой природы и вселенной, а также в идеал разумного и справедливого человеческого общества.

Какие основные течения и тенденции философской мысли были в эпоху Ренессанса?

В эпоху Ренессанса возникли и развивались различные философские течения и тенденции. Одним из них был гуманизм, который признавал центральное значение человека и его способности к развитию. Также был распространен неоплатонизм, отражающий идею о единой вселенной и душе как части космоса. Возникла идея героизма и индивидуализма, а также рационализма, подчеркивающего важность рационального мышления и познания мира.

Какую роль играла эстетика искусства в эпоху Возрождения?

Эстетика искусства имела особое значение в эпоху Возрождения. Художественные произведения становились важным средством выражения идеалов гуманизма и философских взглядов эпохи. Искусство призывало к гармонии, красоте и идеалам, подчеркивая природные пропорции и совершенство человеческой формы. Оно служило средством обращения к эмоциям и чувствам зрителей и читателей, позволяя им переживать прекрасное и воспитывать свою душу.

Какое влияние оказало философское мышление эпохи Возрождения на искусство?

Философская картина мира эпохи Возрождения сформировала уникальное понимание гармонии человека и природы, а также возвышенные идеалы гуманизма. Это отразилось в изобразительном искусстве, которое проникнуто было эстетикой и моральными ценностями гуманистического мировоззрения.

Какие основные течения и тенденции философской мысли были характерны для эпохи Возрождения?

В эпоху Возрождения существовали различные философские направления, такие как неоплатонизм, аристотелизм, скептицизм и другие. Однако, основными тенденциями были возвращение к античной культуре, развитие гуманизма и возрождение интереса к человеку как к основному объекту исследования.

Как литература эпохи Возрождения отразила идеалы гуманизма?

Литература эпохи Возрождения стала отражением гуманистических идей через изображение героических и возвышенных идеалов человеческой личности. Произведения таких авторов, как Данте, Петрарка и Макиавелли, выразили образованный и успешный идеал человека, стремящегося к самосовершенствованию и достижению величия.

Каким образом изобразительное искусство эпохи Возрождения связано с философией гуманизма?

Изобразительное искусство эпохи Возрождения было неразрывно связано с философией гуманизма. Художники, такие как Рафаэль, Микеланджело и Леонардо да Винчи, создавали произведения искусства, отражающие красоту, гармонию человеческого тела и природы, а также возвышенные идеалы гуманистического мышления.

Какая особенность философской картины мира эпохи Возрождения?

Особенностью философской картины мира эпохи Возрождения является усиление интереса к человеку и его способностям, а также переоценка роли человека во Вселенной.

Какие основные течения философской мысли были характерны для Ренессанса?

Основными течениями философской мысли эпохи Возрождения были гуманизм, неоплатонизм и скептицизм. Гуманизм выдвигал идею централизации человека и его способностей, неоплатонизм акцентировал внимание на духовном и трансцендентном, а скептицизм подвергал сомнению все истины.

Как связано изобразительное искусство эпохи Возрождения с философией гуманизма?

Изобразительное искусство эпохи Возрождения было глубоко связано с философией гуманизма, так как оно отражало идеалы и ценности гуманизма, поднимая человека на пьедестал и преподнося его как совершенное и величественное существо. Картины Рафаэля являются примером такого отражения гуманистических идей.