Особенности стратегического и оперативного управления

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Менеджмент
  • 1818 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 15.06.2012
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение
1.Стратегическое управление: сущность и особенности
2. Процесс стратегического планирования
3. Взаимосвязь стратегического и оперативного управления
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Для предприятий, которые имеют многономенклатурное производство и обслуживают много рынков, задача стратегического выбора гораздо сложнее. Дело в том, что одни товары могут занимать сильные позиции по сравнению с конкурентами, другие – наоборот слабые. Кроме того, одним товарам могут понадобиться инвестиции для поддержки их конкурентоспособности, другие же наоборот, будут давать больше прибыли, чем это минимально необходимо для их перспективного развития.3. Взаимосвязь стратегического и оперативного управленияВысокая взаимообусловленность различных факторов деятельности предприятия накладывает серьезные ограничения на возможность их однозначного определения и установления четкой причинно-следственной связи между ними. Следствием этого часто является разобщенность в понимании одних и тех же категорий и существование различных подходов к их объяснению. Так в частности содержание дефиниций стратегического и оперативного управления часто раскрывается через призму таких понятий как внешняя и внутренняя среда предприятия, период планирования, иерархическая структура управления и т.д. В соответствии с этим меняются критерии их разграничения и классификации. С одних позиций стратегический контур включает все управленческие решения относительно функционирования предприятия во внешней среде. Другой подход связывает стратегию с долгосрочным периодом планирования деятельности предприятия. Третья точка зрения лежит в плоскости разграничения стратегии и тактики предприятия относительно его внутренней структуры, при котором стратегические решения являются прерогативой только высшего руководства. Очевидно, что рассматриваемые аспекты в большинстве своем отражают следственный характер приведенных критериев, вытекающий из глубинного понимания стратегии и тактики.Основной вопрос стратегического управления - чего хочет добиться организация. Оперативное управление сосредоточено на том, как организация должна достигнуть такого состояния. То есть разница между стратегическим и оперативным управлением - это разница между целями и средствами. Тактическое планирование как функция оперативного управления неразрывно связано со стратегическим планированием, так как там, где используется стратегическое планирование, возникает потребность в тактическом планировании.Тактическое планирование, осуществляемое на уровне оперативного управления — это детальное планирование, определение и разработка вопросов в рамках технических линий. Оперативное управление можно рассматривать как определенные шаги, ступени по направлению к вершине — общей цели, предусмотренной стратегией.Таким образом, отличия между стратегическим и оперативным управлением проявляются в различных видах планирования (стратегическим и тактическим). Чтобы лучше понять, что такое тактическое планирование, рассмотрим различия между стратегическим и тактическим планированием по некоторым характеристикам.Подробность. В стратегическом планировании проводится планирование общих линий деятельности предприятия. В тактическом планировании имеет место детальное планирование.Временной уровень. В стратегическом планировании планы характеризуются долгосрочностью, а в тактическом планировании — краткосрочностью.Лица, принимающие решения. В стратегическом планировании решения принимают немногочисленные специалисты из высшего руководства, в тактическом — многочисленные специалисты из среднего звена руководства.Характер проблем. В стратегическом планировании рассматриваются редко повторяющиеся проблемы и задачи, а в тактическом планировании решаются однородные проблемы.Степень регулярности действии. В стратегическом планировании действия могут носить как регулярный, так и нерегулярный характер. В тактическом планировании принят фиксированный график действий.Количество альтернатив. В стратегическом планировании может быть много альтернатив, в тактическом планировании таких альтернатив мало.Процесс тактического планирования состоит из двух взаимосвязанных стадий: подготовка плана и его принятие. Подготовка плана включает в себя сбор, систематизацию и уточнение различной информации о деятельности предприятия, анализ полученной информации, уточнение целей и задач планирования, постановку менеджером задач отдельным структурным подразделениям и работникам, определение подлежащих включению в план мероприятий. Принятый план обязательно должен быть документально оформлен и утвержден руководителем предприятия.Кроме этого, необходимо отметить следующие черты оперативного управления:- принятие решений на уровне оперативного управления, как правило, бывает менее субъективным, потому что менеджерам, выполняющим функции оперативного управления, больше доступна конкретная информация; - выполнение тактических решений лучше наблюдается, менее подвержено риску, поскольку решения касаются в основном внутренних проблем;- тактические решения легче оцениваются, так как могут быть выражены в более конкретных цифровых результатахДля оперативного управления, помимо его сосредоточения на средних и низших уровнях управления, характерно также тяготение к уровням отдельных подразделений - продуктовых, региональных, функциональных.ЗаключениеДля достижения рыночного успеха субъектами предпринимательства необходима обоснованная и взвешенная стратегия развития. Важная роль в современной модели стратегического управления должна отводиться стратегическому анализу, в рамках которого должны быть изучены внутренняя и внешняя среда предприятия, а также необходимо выявить возможности и угрозы. Результатом должны стать выявленные конкурентные преимущества.Анализ перспектив развития предприятия, предполагает оценку существующих проблем и рисков, которые могут возникнуть в будущем. Набор конкретных инструментов стратегического анализа и планирования зависит в значительной степени от используемого научного подхода (школы) стратегического менеджмента.Стратегический план предприятия – это письменный документ, фиксирующий намерения владельцев фирмы: видение будущего положения своей компании, миссию, основные шаги и мероприятия. Это средства планирования будущего роста и прибыльности предприятия. Составление стратегического плана и постоянная модификация его некоторых составных элементов – обязательное условие в современном быстро изменяющемся внешнем окружении. Для практической реализации выбранной стратегии развития необходима разработка тактических мероприятий и действий, что реализуется на уровне оперативного управления.Стратегическое управление существенно отличается от оперативного управления. Прежде всего, у них различные объекты управления. Оперативное управление направлено по преимуществу на повышение эффективности использования уже накопленного потенциала в ходе текущей деятельности фирмы – ее функционирования.Стратегическоеуправление имеет дело с процессами развития, а не функционирования организаций. Его основная цель заключается в создании нового потенциала для получения в будущем больших прибылей.Список использованной литературы1. Ансофф И. Стратегическое управление. – М.: Экономика, 1989.2. Большаков А.С., Михайлов Б.И. Современный менеджмент: теория и практика. – СПб.: Питер, 2002.3. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме. Современный опыт управления. – М: Юнити, 2000.4. Кныш М.И. Конкурентные стратегии: учебное пособие. – СПб.: 2000.5. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент/Пер. с англ. под ред. Л.А. Волковой, Ю.Н. Каптуревского. – СПб: Питер, 2000.6. Мартынова Т.А. Стратегическое планирование социально-экономического развития района//Современные аспекты экономики, № 19(86), 2005. С. 95-98.7. Менеджмент: учебник. Под ред. В.В. Томилова. – М.: Юрайт, 2003.8. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2000.9. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. – СПб.: Питер, 2000.10. Николаев А. Стратегический и тактический уровень создания потребительской ценности на предприятии / Статья опубликована http://www.e-xecutive.ru 11. Стратегический менеджмент: Учебник / Пер. с англ. Н.И. Алмазовой. – М.: Проспект, 2003.12. Стратегический менеджмент: учебник/Под.ред. А.Н. Петрова. – СПб.: Питер, 2005.13. Томпсон А.А., СтриклендА.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации. – М.: Инфра-М, 2000.

Список использованной литературы
1. Ансофф И. Стратегическое управление. – М.: Экономика, 1989.
2. Большаков А.С., Михайлов Б.И. Современный менеджмент: теория и практика. – СПб.: Питер, 2002.
3. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме. Современный опыт управления. – М: Юнити, 2000.
4. Кныш М.И. Конкурентные стратегии: учебное пособие. – СПб.: 2000.
5. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент/Пер. с англ. под ред. Л.А. Волковой, Ю.Н. Каптуревского. – СПб: Питер, 2000.
6. Мартынова Т.А. Стратегическое планирование социально-экономического развития района//Современные аспекты экономики, № 19(86), 2005. С. 95-98.
7. Менеджмент: учебник. Под ред. В.В. Томилова. – М.: Юрайт, 2003.
8. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2000.
9. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. – СПб.: Питер, 2000.
10. Николаев А. Стратегический и тактический уровень создания потребительской ценности на предприятии / Статья опубликована http://www.e-xecutive.ru
11. Стратегический менеджмент: Учебник / Пер. с англ. Н.И. Алмазовой. – М.: Проспект, 2003.
12. Стратегический менеджмент: учебник/Под. ред. А.Н. Петрова. – СПб.: Питер, 2005.
13. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации. – М.: Инфра-М, 2000.

Вопрос-ответ:

Что такое стратегическое управление и какие у него особенности?

Стратегическое управление - это процесс принятия решений и разработки долгосрочных целей компании с целью достижения конкурентного преимущества. Особенности стратегического управления заключаются в том, что оно охватывает большой временной период (от нескольких лет до десятилетий) и преследует цель создания устойчивого и конкурентоспособного бизнеса.

Каков процесс стратегического планирования?

Процесс стратегического планирования включает следующие этапы: 1) анализ внешней и внутренней среды компании, 2) определение стратегических целей, 3) разработка стратегического плана, 4) реализация стратегии, 5) контроль и оценка результатов. Этот процесс включает в себя принятие решений о выборе наиболее эффективного и конкурентоспособного курса действий.

Как связано стратегическое и оперативное управление?

Стратегическое и оперативное управление являются двумя взаимосвязанными аспектами управления компанией. Стратегическое управление определяет общие цели и направление развития компании, в то время как оперативное управление осуществляет контроль над текущей деятельностью компании и обеспечивает выполнение стратегических задач. Стратегическое управление определяет "куда мы идем", а оперативное управление - "как мы туда попадаем".

Какие особенности стратегического выбора у предприятий с многономенклатурным производством и обслуживанием множества рынков?

У предприятий с многономенклатурным производством и обслуживанием множества рынков задача стратегического выбора становится значительно сложнее. Различные товары могут иметь разную позицию на рынке - от сильной конкурентной позиции до слабой. При принятии стратегических решений необходимо учитывать разные факторы, такие как специфика рынка, конкурентоспособность товаров и возможности компании проникновения на эти рынки.

Что такое стратегическое управление и каковы его особенности?

Стратегическое управление - это процесс разработки и реализации долгосрочных целей и планов деятельности предприятия. Особенности стратегического управления заключаются в его направленности на определение конкурентных преимуществ, выборе наиболее эффективных стратегий развития, ориентации на будущее и учете внешних и внутренних факторов.

Как происходит процесс стратегического планирования?

Процесс стратегического планирования состоит из нескольких этапов. Сначала проводится анализ внешней и внутренней среды предприятия, идентифицируются возможности и проблемы. Затем определяются цели и стратегии развития, разрабатывается бизнес-план и план действий. После этого происходит контроль и оценка выполнения стратегии с возможной корректировкой.

В чем состоит взаимосвязь между стратегическим и оперативным управлением?

Стратегическое управление и оперативное управление взаимосвязаны и взаимозависимы. Стратегическое управление определяет долгосрочные цели и стратегии предприятия, а оперативное управление занимается их реализацией на практике. Оперативное управление обеспечивает выполнение стратегии и обратную связь для ее корректировки, а стратегическое управление учитывает опыт и результаты оперативного управления при выборе новых стратегий.

Какие особенности имеет задача стратегического выбора для предприятий с многономенклатурным производством?

Для предприятий с многономенклатурным производством задача стратегического выбора сложнее, потому что необходимо учитывать различные товары и их позиции на разных рынках. Некоторые товары могут иметь сильные конкурентные позиции, в то время как другие могут быть слабыми. При этом стратегия развития должна быть эффективной для всех товаров и рынков.

Какова сущность стратегического управления?

Сущность стратегического управления заключается в определении основных целей и задач предприятия в долгосрочной перспективе, разработке стратегии и способов ее реализации, а также контроле и корректировке выполнения стратегического плана.

Какие особенности имеет стратегическое управление?

Особенности стратегического управления заключаются в долгосрочной направленности, комплексности, неопределенности и рискованности решений, а также в высокой степени влияния на всю организацию и ее окружение.