Любая из предложенных 42

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология и педагогика
  • 1515 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 15.06.2012
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА И СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ЭМОЦИИ» И «ЧУВСТВА»
1.1. Понятие и классификация эмоций
1.2. Функции и физиологическая роль эмоций
1.3. Соотношение понятий «чувство» и «эмоция»
1.4. Классификация чувств
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Как видно из этого перечня, большинство названных Платоновым феноменов относятся либо к эмоциям, либо к интеллектуальным процессам, поэтому его попытку расширить список чувств следует признать неудачной.
Таким образом, вопрос о конкретном составе чувств остается открытым. Большинство из так называемых чувств являются эмоциями, а многие вообще не относятся к эмоциональным установкам, т. е. не выражают пристрастное отношение к кому-либо или чему-либо. Таковы многие моральные чувства, выделяемые в этике.
Вопрос о том, какое из психологических явлений относится к эмоциям, а какое - к чувствам, решить сложно. Одно и то же явление может выступать и в роли эмоции, как кратковременное и острое переживание, и в роли чувства, как долговременная установка - отношение к данному объекту. Например, можно ревновать кого-то в данный момент и проявлять при этом все признаки эмоционального состояния, а можно рассматривать человека как соперника за обладание чем-то как постоянную перспективу, испытывать к нему определенное устойчивое отношение, т. е. чувство. Поэтому можно говорить об эмоции ревности и о чувстве ревности. Не случайно К. Изард, ставя вопрос: «В какой мере эмоции детерминированы ситуацией, условиями момента, а в какой степени являются устойчивыми характеристиками человека?», - заявил, что однозначного ответа он дать не может.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Познание сущности эмоций и чувств и их роли в жизни человека возможно лишь при определении места этого сложного явления в структуре психических функций в целостном отражении и изменении действительности.
Пожалуй, самая большая сложность состоит том, какие именно психологические явления следует отнести к чувствам. Ряд эмоций называются чувствами: «чувство» страха, «чувство» тревоги, «чувство» злости и т. д. Существуют, однако, эмоциональные явления (такие, как ревность, зависть, гордость), которые имеют общее название как для эмоции, так и для чувства. Эмоции и чувства вызывают различные виды эмоционального поведения. Речь идет именно о поведении, а не об эмоциональных реакциях. В зависимости от выраженности и доминирования эмоции и чувства той или иной модальности выделяют эмоциональные типы.
Эмоции и чувства представляют собой один из основных механизмов регуляции мотивационной деятельности и других видов поведения живых организмов. Положительные и отрицательные эмоции представляют собой психологические процессы и состояния, непосредственно отражающие переживания человека. Эмоции участвуют в регуляции поведения, связанного с удовлетворением как «первичных», так и «вторичных» мотиваций разных уровней. Осознанное управление человеком уровнем своих эмоциональных переживаний играет огромную роль в процессах воспитания и самовоспитания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. – 147 с.
Беляев И.П. Эмоции как регулятор совместной когнитивной деятельности // Управление большими системами: сборник трудов. – 2006. – № 16. – С. 40-50
Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.: Изд-во МГУ, 1986. – 283 с.
Данилова H.H. Физиология высшей нервной деятельности. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 478 с.
Изард И. Эмоции человека. – М., 1980. С. 52–71
Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб: Питер, 2001. – 752 с.
Кроль В. Психофизиология человека. – СПб.: Питер, 2003. – 304 с
Куликов Л. В. Психогигиена личности. Основные понятия и проблемы. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. – 450 с.
Леонтьев А. Н Потребности, мотивы и эмоции: Конспект лекций. – М., 1971. – 40 с.
Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. – М., 1984. – 174 с.
Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М, 1979. – 421с.
Симонов П.В. Эмоциональный мозг. – М: Наука, 1981. – 213 с.
Солодилова И. А. К вопросу о соотношении понятий «эмоция» и «когниция» // Вестник Башкирского университета. – 2009. – Т. 14. – № 4. – С. 1348-1351
Хомская Е. Д., Батова Н. Я. Мозг и эмоции. Нейропсихологическое исследование. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – С. 67
Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. – М.: «Академия», 2003. – 304 с.
Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. Нейропсихологическое исследование. – М.: МГУ, 1992. – С. 67
Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. – С. 62
Солодилова И. А. К вопросу о соотношении понятий «эмоция» и «когниция» // Вестник Башкирского университета. – 2009. – Т. 14. – № 4. – С. 1348
Беляев И.П. Эмоции как регулятор совместной когнитивной деятельности // Управление большими системами: сборник трудов. – 2006. – № 16. – С. 43

Изард И. Эмоции человека. – М., 1980. – С. 53
Беляев И.П. Эмоции как регулятор совместной когнитивной деятельности // Управление большими системами: сборник трудов. – 2006. – № 16. – С. 43
Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. – С. 63
Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб: Питер, 2001. – С. 132
Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. – М.: «Академия», 2003. – С. 116
Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М, 1979. – С. 133-151

Изард И. Эмоции человека. – М., 1980. – С. 78
Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб: Питер, 2001. – С. 137
Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.: Изд-во МГУ, 1986. – 283 с.
Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб: Питер, 2001. – С. 138
Куликов Л. В. Психогигиена личности. Основные понятия и проблемы. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. – 450 с.
Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб: Питер, 2001. – С. 138
Там же. С. 134
Данилова H.H. Физиология высшей нервной деятельности. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – С. 307
Там же. С. 313
Данилова H.H. Физиология высшей нервной деятельности. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – С. 311
Там же. С. 316
Кроль В. Психофизиология человека. – СПб.: Питер, 2003. – С. 279
Кроль В. Психофизиология человека. – СПб.: Питер, 2003. – С. 280
Данилова H.H. Физиология высшей нервной деятельности. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – С. 317
Леонтьев А. Н Потребности, мотивы и эмоции: Конспект лекций. – М., 1971. – С. 40.
Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб: Питер, 2001. – С. 296
Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. – М., 1984. – С. 74
Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб: Питер, 2001. – С. 296
Кроль В. Психофизиология человека. – СПб.: Питер, 2003. – С. 297









7

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. – 147 с.
2.Беляев И.П. Эмоции как регулятор совместной когнитивной деятельности // Управление большими системами: сборник трудов. – 2006. – № 16. – С. 40-50
3.Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.: Изд-во МГУ, 1986. – 283 с.
4.Данилова H.H. Физиология высшей нервной деятельности. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 478 с.
5.Изард И. Эмоции человека. – М., 1980. С. 52–71
6.Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб: Питер, 2001. – 752 с.
7.Кроль В. Психофизиология человека. – СПб.: Питер, 2003. – 304 с
8.Куликов Л. В. Психогигиена личности. Основные понятия и проблемы. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. – 450 с.
9.Леонтьев А. Н Потребности, мотивы и эмоции: Конспект лекций. – М., 1971. – 40 с.
10.Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. – М., 1984. – 174 с.
11.Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М, 1979. – 421с.
12.Симонов П.В. Эмоциональный мозг. – М: Наука, 1981. – 213 с.
13.Солодилова И. А. К вопросу о соотношении понятий «эмоция» и «когниция» // Вестник Башкирского университета. – 2009. – Т. 14. – № 4. – С. 1348-1351
14.Хомская Е. Д., Батова Н. Я. Мозг и эмоции. Нейропсихологическое исследование. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – С. 67
15.Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. – М.: «Академия», 2003. – 304 с.

Вопрос-ответ:

Что такое эмоции?

Эмоции - это комплексные психофизиологические реакции человека на внешние или внутренние стимулы. Они проявляются через субъективные ощущения, физиологические изменения и выражение через жесты и мимику.

Как можно классифицировать эмоции?

Эмоции можно классифицировать по различным признакам, например: по положительности или отрицательности (приятные или неприятные); по интенсивности (сильные или слабые); по типу (гнев, страх, радость и т.д.).

Какова функция эмоций в жизни человека?

Эмоции выполняют важную функцию для человека. Они помогают нам адаптироваться к окружающей среде, отвечать на различные ситуации, мобилизовать силы в экстремальных условиях и общаться с окружающими.

В чем разница между понятиями "эмоция" и "чувство"?

Понятие "эмоция" охватывает комплексные реакции человека на стимулы, в то время как "чувство" относится к более узкому спектру переживаний и состояний. Эмоции - это более кратковременные и интенсивные реакции, а чувства - это более длительные и устойчивые состояния.

Какие чувства можно выделить и классифицировать?

Существует множество чувств, которые можно классифицировать, например: радость, грусть, страх, удивление, отвращение и т.д. Они могут быть положительными или отрицательными, интенсивными или слабыми в зависимости от ситуации и переживаний человека.

Что такое эмоции?

Эмоции - это психологические состояния, которые возникают в ответ на определенные события или стимулы. Они могут проявляться в виде сильных чувств, таких как радость, грусть, страх, гнев и т.д.

Какие функции выполняют эмоции?

Эмоции выполняют несколько функций, включая адаптивную (помогают нам справиться с определенными ситуациями), мотивационную (влияют на наше поведение и действия), коммуникативную (помогают нам выражать свои чувства и понимать чувства других людей) и физиологическую (вызывают изменения в организме, такие как учащенное сердцебиение или повышенное выделение гормонов).

Как связаны эмоции и чувства?

Эмоции и чувства являются тесно связанными понятиями, но имеют некоторые различия. Чувства - это более долговременные переживания, которые связаны с определенными ценностями, убеждениями или атмосферой окружающей обстановки. Эмоции же - это более кратковременные и сильные переживания, которые возникают в ответ на конкретные события.

Как можно классифицировать чувства?

Чувства можно классифицировать по разным признакам, например, по природе возникновения (естественные или социально-культурные), по полярности (положительные или отрицательные), по направленности (на себя или на других) и т.д. Классификации могут быть достаточно разнообразными в зависимости от используемых критериев.