Формы воздействия государства и бизнеса.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономика
  • 3535 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 29.04.2012
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение
1.Бизнес как составляющая экономики
1.1 Виды бизнеса
1.2 Функции бизнеса в современной экономике
2.Взаимосвязь государства и бизнеса
2.1 Общее содержание и необходимость, цели взаимосвязи государства и бизнеса
2.2 Направление взаимосвязи государства и бизнеса
3.Основные формы взаимосвязи государства и бизнеса
3.1 Государственное регулирование бизнеса
3.2 Влияние бизнеса на государственное регулирование частного предпринимательства (участие бизнеса в индикативном планировании)
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

По сути дела, государство становится особым институтом, ответственным за выработку национальной стратегии развития, создания соответствующих механизмов ее реализации и формирования эффективных институтов развития на всех уровнях экономики. Государство может и должно стимулировать создание и внедрение
технических новшеств, ускоряющих инновационный процесс, аккумулировать масштабные ресурсы, требуемые для реализации крупных инновационных проектов.
Инновационное развитие России, как область национальной экономики, в настоящее время еще не является инвестиционно привлекательной из-за высоких проектных рисков, обусловленных невозможностью прогнозирования результатов внедрения инновационных
технологий в промышленность и инфраструктуру, а также и из-за значительных затрат, сопровождающих этап разработки и внедрения новой техники и технологии.
Необходимость государственного участия в инновационных процессах обусловлена объективными причинами, связанными с особенностями инновационной деятельности как объекта для инвестирования средств частного капитала. Имеющаяся мировая практика применения механизма государственно-частного партнерства свидетельствует, что для успешной реализации крупных инновационных проектов с применением механизмов ГЧП необходимо, прежде всего, наличие специальной законодательной базы. Ее формирование на основе принципов национального и международного права может стать условием для стабильного развития ГЧП в инновационном секторе с привлечением не только отечественного, но и иностранного капитала.
Создание стимулов к инвестиционной деятельности должно выражаться и в создании соответствующей экономической базы – формировании условий и возможностей для достижения максимальной и оправданной рентабельности при реализации инновационных проектов.
Возможны следующие направления, обеспечивающие развитие партнерства государства и бизнеса в инновационной сфере:
- решение проблемы определения и постановки на баланс как интеллектуальной собственности результатов научных исследований на базе реализации инновационных и проектов (на примере проектов, финансируемых за счет займов Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР);
- субсидирование части затрат предпринимательских структур на НИОКР в рамках проекта за счет бюджетов всех уровней;
- передача государству созданной научно-технической продукции в счет погашения долговых обязательств предпринимательских структур перед ним (на федеральном и субфедеральном уровнях).

Заключение

Роль предпринимательства в создании современной социально-ориентированной рыночной экономики заключается не только в более эффективном решении инвестиционных проблем, не только в более оперативном реагировании на количественные и качественные сдвиги на потребительском рынке, но и в формировании иного (по сравнению с административно-командной системой) среднего класса в обществе. Стабильный, разносторонний, экономически активный средний класс был и остается базой реформ, основой социально-политической стабильности в обществе. При этом развитие предпринимательства способствует не только формированию (воспроизводству) среднего класса общества, но и постоянному выдвижению из него наиболее выдающихся представителей современного предпринимательства и управления в целом.
Основным нормативным актом, регулирующим статус субъектов бизнеса является Федеральный закон РФ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Основными критериями, определяющими малое предприятие являются численность сотрудников и годовой оборот.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности является одной из форм прямого вмешательства государства в экономику, в рамках госсектора, которое связано с производством и сбытом государственными предприятиями товаров и услуг. Государство выступает самостоятельным субъектом хозяйствования, который реализует общенациональные цели.
Распространенные в мире системы государственной поддержки бизнеса (венчурные фонды, бизнес-инкубаторы, технопарки, франчайзинг, лизинг, государственные программы поддержки) находятся в начальной стадии развития и не могут удовлетворить потребности бизнеса.
По ставкам кредитования РФ превышает показатели развитых стран в среднем на 10%,сроки погашения ниже в 2 раза, что затрудняет доступ к кредитам и усложняет их погашение. Плюс к тому, предпринимателям начинающим бизнес, доступ к кредитным ресурсам закрыт из-за отсутствия систем поддержки, залоговой базы и кредитной истории.
Проблемы развития бизнеса в РФ сходны с проблемами развитых стран и представляют собой недостаток финансирования, административные барьеры, низкий уровень развития сектора поддержки малого предпринимательства.
Конкретизируем возможные пути решения проблем малого бизнеса.
1. Снижение административных барьеров
Необходимым является:
- скорейшее принятие Федерального закона «О стандартах государственных услуг и административных регламентов»;
- активизация работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, отвечающих за развитие малого и среднего бизнеса путем включения задач по развитию конкуренции и демонополизации экономики в программы социально-экономического развития регионов;
- замена при открытии собственного дела (особенно инновационного) всех разрешительных процедур на уведомительные на федеральном и местных уровнях.
2. Расширение доступа к кредитным ресурсам
Необходимо:
- включать в в региональные и муниципальные программы развития субъектов МП мероприятия, предусматривающие формирование региональных фондов гарантий (поручительств) и муниципальных фондов для предоставления обеспечения по кредитам, привлеченным малыми и средними предприятиями (особенно для поддержки малого бизнеса в сельском хозяйстве);
- предоставлять средства господдержки посредством проведения аукциона, предусматривающего установление фиксированной цены размещения средств господдержки в кредитных организациях и проведение торгов на снижение ставки, по которой будет осуществляться кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства;
3. Доступ к недвижимости и инженерной инфраструктуре
Для обеспечения доступа к недвижимости необходимым является:
- формирование имущественного фонда для сдачи в аренду субъектам малого и среднего бизнеса;
- разработка мероприятий, направленных на создание государственно-частных партнерств на федеральном и региональных уровнях по строительству технопарков и промышленных парков (отраслевой направленности), для развития малого и среднего бизнеса и внедрения новых технологий управления и ведения бизнеса.
Для развития инженерной инфраструктуры необходимо:
- разработать и принять нормативные акты, направленные на дальнейшие совершенствование порядка технологического присоединения потребителей к электрическим сетям;
- ликвидировать необоснованное двойное налогообложение потребителей при осуществлении технологического присоединения, что приводит к увеличению платы за технологическое присоединение;
- разработать меры, направленные на удешевление и упрощение процедуры подключения к другим инженерным сетям (вода, тепло, газ) как было сделано с процедурой подключения к электросетям, в том числе публиковать информацию о технической возможности подключения, размере платы и о количестве фактических подключений.
4. Доступ малого и среднего бизнеса к государственному заказу
Необходимо:
- перейти в размещении государственных и муниципальных заказов преимущественно на электронную форму посредством проведения электронных аукционов на ограниченном количестве электронных площадок;
- составить реестр «недобросовестных заказчиков» по принципу реестра «недобросовестных поставщиков» с возможностью дисквалификации чиновника за систематические нарушения законодательства;
- повысить качество финансового обеспечения исполнения государственных и муниципальных контрактов.
5. Развитие инновационного малого бизнеса
Необходимо:
- внедрение инновационного образования. Высшее учебное заведение должно стать центром совмещения учебного и научного процесса.
- сделать российское патентное законодательство более гибким: а) упростить процедуры для мелких компаний (т.е. заявительный принцип регистрации патентов); расширить возможность их применения для защиты бизнес-идей, моделей и алгоритмов; б) сориентировать его на индивидуальных предпринимателей, эффективно защищать их от крупных компаний (вопросы судебной процедуры); в) ужесточить санкции за воровство или копирование интеллектуальной собственности (увеличить суммы, подлежащие выплате пострадавшему предпринимателю, соответствующие его реальным потерям).
- укрепить связь между наукой и бизнесом путем закрепления интеллектуальной собственности – включения в трудовые контракты положений о праве собственности в случае коммерциализации разработок.
- внести поправки в патентное и связанное с ним законодательство с целью усиления защиты нематериальных активов, недостаток которой сдерживает как развитие партнерских отношений между малыми фирмами, так и венчурное финансирование (венчурные фонды также нуждаются в гарантиях своей собственности на создаваемые активы, сохранения за собой уникальности продукта).
- вовлечение государственных корпораций в инновационную экономику, например, через наблюдательные или попечительские советы.
6. Доработка законодательства о саморегулируемых организациях в целях недопущения создания дополнительных барьеров выхода на рынок
Необходимо:
- провести анализ законодательства по СРО совместно с объединениями малого и среднего бизнеса на предмет оценки возможных негативных последствий для экономики страны. Необходимо также учесть зарубежный негативный опыт;
- привлечь профессиональные или отраслевые сообщества к разработке проектов нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к деятельности участников строительного рынка;
- перейти к обязательному саморегулированию в строительстве, если это будет признано необходимым, постепенно в течение нескольких лет.
7. Совершенствование знаний и опыта предпринимателей.
Целесообразно:
- организовать систему краткосрочного специального профессионального образования для руководителей малых предприятий и лиц, желающих открыть собственное дело;
- ввести в школьную программу дисциплину «Основы предпринимательской деятельности»;
- создать информационный портал в сети «Интернет» по оперативному консультированию предпринимателей по вопросам организации и работы малого бизнеса;
- ввести в программу общероссийского государственного телеканала обучающую передачу, помогающую открыть собственное дело;
- организовать поддержку предпринимательства путем создания инфраструктуры, предполагающей работу предпринимателей-волонтеров («бизнес-кружки» с необходимой литературой, консультации предпринимателей уже создавших свое дело и т.п.).
Кроме того, возможен ряд других мер, нацеленных на поддержку бизнеса:
1.целесообразно законодательно закрепить инфраструктуру поддержки бизнеса, и утвердить механизм поддержки бизнеса на основе программно-целевого метода;
2.утвердить показатели эффективности реализации программ поддержки;
3.создать центры инвестиционных проектов;
4.укреплять участие бизнеса в индикативном планировании через законодательное его закрепление и развивать ГЧП.
Перечисленные меры помогут бизнесу адаптироваться к изменяющимся экономическим условиям, будут способствовать его развитию, а значит и укреплению национальной экономики.

Список литературы

Захарова, Л.И.Государственная политика в области развития малого бизнеса. Автореферат/Л.И.Захарова. - М.: РАН,2006.-35 с.
Ибадова, И.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса/И.Т.Ибадова.-М.:Волтерс Клувер,2006.-258 с.
Капканщиков, С.Г.Государственное регулирование экономики/С.Г.Капканщиков.-М.:Кнорус,2010.-448 с.
Кокошин А.А. Стратегическое планирование в политике/ А.А. Кокошин.- М.: КомКнига, 2007.-95 с.
Колесникова, Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве/Л.А.Колесникова. - М.: Академия народного хозяйства,2000.-388 с.
Кушлин, В.И. Государственное регулирование экономики/В.И.Кушлин.-М.:РАГС,2005.-804 с.
Лапуста, М.Г. Малое предпринимательство/М.Г.Лапуста, Ю.Н.Старостин. - М.:Инфра-М,2006.-560 с.
Лев, М.Ю. Государственное регулирование в зарубежных странах/М.Ю.Лев. - М.:Юнити,2009.-423 с.
Петухов А.Н. Стратегическое планирование. учебное пособие/ А.Н. Петухов.-Томск:ТПУ,2011.-95 с.
Усачева, Ю.В.Проблемы развития малого бизнеса в мировой экономике /Ю.В.Усачева. - М.: Научная книга,2007.-148 с.
Хамидуллин, Ф.Ф. Формирование институциональной среды развития малого предпринимательства. Автореферат/Ф.Ф.Хамидуллина. - Казань: КГФЭИ,2007.-46 с.
Чапек, В.Н. Рынок инвестиций малых организаций/В.Н.Чапек. - М.: Феникс,2006.-192 с.
Щегорцов М.В. Государственно-частное партнерство как эффективная форма взаимодействия государственной власти и бизнеса России // Общество, государство, 2007.№1
Правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] - Режим доступа:http:// www.consultant.ru/

Статистический сборник «Малый бизнес России»

Капканщиков, С.Г.Государственное регулирование экономики/С.Г.Капканщиков.-М.:Кнорус,2010.С.215.

Капканщиков, С.Г.Государственное регулирование экономики/С.Г.Капканщиков.-М.:Кнорус,2010.С.231.

Хамидуллин Ф.Ф. Формирование институциональной среды развития малого предпринимательства. Автореферат. - Казань: КГФЭИ,2007.С.15

www.consultant.ru
Ибадова И.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса/М.:Волтерс Клувер,2006.С.98.

Ибадова И.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса/М.:Волтерс Клувер,2006.С.102.

Чапек В.Н. Рынок инвестиций малых организаций/М.: Феникс,2006.С.78.

Кокошин А.А. Стратегическое планирование в политике.- М.: КомКнига, 2007,С.24
Петухов А.Н. Стратегическое планирование. учебное пособие.-Томск:ТПУ,2011 С.33
Щегорцов М.В. Государственно-частное партнерство как эффективная
форма взаимодействия государственной власти и бизнеса России // Общество, государство,
политика. 2009. № 1.









2

Список литературы

1)Захарова, Л.И.Государственная политика в области развития малого бизнеса. Автореферат/Л.И.Захарова. - М.: РАН,2006.-35 с.
2)Ибадова, И.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса/И.Т.Ибадова.-М.:Волтерс Клувер,2006.-258 с.
3)Капканщиков, С.Г.Государственное регулирование экономики/С.Г.Капканщиков.-М.:Кнорус,2010.-448 с.
4)Кокошин А.А. Стратегическое планирование в политике/ А.А. Кокошин.- М.: КомКнига, 2007.-95 с.
5)Колесникова, Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве/Л.А.Колесникова. - М.: Академия народного хозяйства,2000.-388 с.
6)Кушлин, В.И. Государственное регулирование экономики/В.И.Кушлин.-М.:РАГС,2005.-804 с.
7)Лапуста, М.Г. Малое предпринимательство/М.Г.Лапуста, Ю.Н.Старостин. - М.:Инфра-М,2006.-560 с.
8)Лев, М.Ю. Государственное регулирование в зарубежных странах/М.Ю.Лев. - М.:Юнити,2009.-423 с.
9)Петухов А.Н. Стратегическое планирование. учебное пособие/ А.Н. Петухов.-Томск:ТПУ,2011.-95 с.
10)Усачева, Ю.В.Проблемы развития малого бизнеса в мировой экономике /Ю.В.Усачева. - М.: Научная книга,2007.-148 с.
11)Хамидуллин, Ф.Ф. Формирование институциональной среды развития малого предпринимательства. Автореферат/Ф.Ф.Хамидуллина. - Казань: КГФЭИ,2007.-46 с.
12)Чапек, В.Н. Рынок инвестиций малых организаций/В.Н.Чапек. - М.: Феникс,2006.-192 с.
13)Щегорцов М.В. Государственно-частное партнерство как эффективная форма взаимодействия государственной власти и бизнеса России // Общество, государство, 2007.№1
14)Правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] - Режим доступа:http:// www.consultant.ru/

Вопрос-ответ:

Какие виды бизнеса существуют?

Существует несколько основных видов бизнеса: торговля, производство, услуги. В каждой отрасли бизнеса есть свои особенности и специфика работы.

Какие функции выполняет бизнес в современной экономике?

Бизнес выполняет ряд функций в современной экономике, включая создание рабочих мест, производство товаров и услуг, генерацию прибыли, инвестиции в развитие и инновации, конкуренцию на рынке и другие.

Каким образом государство и бизнес взаимодействуют друг с другом?

Государство и бизнес взаимодействуют посредством различных форм сотрудничества и взаимосвязи, таких как государственное регулирование бизнеса, участие бизнеса в разработке законодательства и принятии решений, создание партнерств и общественно-частных партнерств и другие.

Какое влияние оказывает бизнес на государственное регулирование?

Бизнес имеет возможность оказывать влияние на государственное регулирование через различные механизмы, такие как лоббирование интересов, финансовая поддержка политических партий и кампаний, участие в общественных консультациях и диалоге с правительством.

Какие основные формы взаимосвязи государства и бизнеса существуют?

Основные формы взаимосвязи государства и бизнеса включают государственное регулирование бизнеса, участие бизнеса в разработке законодательства, создание партнерств и общественно-частных партнерств, социальное партнерство и др.

Какие виды бизнеса существуют?

Существует несколько видов бизнеса: малый бизнес, средний бизнес, крупный бизнес. Еще можно выделить такие виды бизнеса как торговля, производство, услуги.

Какие функции бизнеса выполняет в современной экономике?

Бизнес выполняет несколько функций в современной экономике: создание рабочих мест, производство товаров и услуг, генерация налогов, инновации и развитие, участие в социальных программ.

Для чего необходима взаимосвязь государства и бизнеса?

Взаимосвязь государства и бизнеса необходима для достижения общих целей и взаимоуважения интересов. Государство создает условия для развития бизнеса, а бизнес обеспечивает экономический рост и благосостояние общества.

Какое направление взаимосвязи государства и бизнеса можно выделить?

Направление взаимосвязи государства и бизнеса можно выделить в двух аспектах: вертикальное (государство воздействует на бизнес через законы и регуляции) и горизонтальное (государство и бизнес взаимодействуют на равных условиях в рамках законодательства).

Какое влияние бизнеса на государственное регулирование частного предпринимательства?

Бизнес может оказывать влияние на государственное регулирование частного предпринимательства через лоббирование своих интересов и участие в разработке законодательства и нормативных актов. Также бизнес может влиять на решения государства через экономическое давление и финансовую поддержку.