Терроризм как фактор дестабилизации современного европейского общества.
Заказать уникальную курсовую работу- 3232 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 10.05.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Международный терроризм: основные категории и определения
2. Международный терроризм как глобальная проблема
3. Позиция стран Запада в отношении мирового терроризма
4. Региональные организации ЕС по противодействию терроризму
5. Законодательные меры ЕС для противодействия терроризму
Заключение
Литература
При этом, любой отказ подвергается процедуре контроля, которая применяется и в отношении всех обязательств, вытекающих из текста измененной Конвенции.
Рабочая группа ГМТ также выделила 6 приоритетных направлений деятельности, одобренных Комитетом Министров в ноябре 2002 года:
исследование понятий «апология терроризма» или «призывы к терроризму»;
специальные методы расследования;
защита свидетелей и лиц, сотрудничающих с органами правосудия;
международное сотрудничество в области правоприменения;
деятельность, направленная на борьбу с источниками финансирования терроризма;
вопросы, связанные с документами, удостоверяющими личность и возникающие в контексте борьбы с терроризмом.
Резолюция №1 о борьбе с терроризмом была принята на Конференции в Софии, 9 и 10 октября 2003 года. В данной резолюции министры подтвердили свое намерение продолжать совместные усилия (особенно в приоритетных областях) по расширению борьбы с терроризмом и укреплению безопасности граждан в духе солидарности, а также на основе общих ценностей, которым неизменно привержен Совет Европы: верховенство закона, права человека и плюралистическая демократия. Кроме того, министры определили и другие возможные направления деятельности:
защита, поддержка и выплаты компенсации жертвам терроризма;
оценка эффективности национальных юридических систем при реагировании на террористические акты;
поддержка расширения законодательных и институциональных возможностей государств - членов в области борьбы с терроризмом;
изучение возможности создания европейского свода национальных и международных норм, в первую очередь норм в области борьбы с терроризмом;
вероятная дополнительная роль общей Европейской конвенции о борьбе с терроризмом, которая внесла бы значительный вклад в усилия ООН в данной области.
В конце октября 2004 года Комитет экспертов по терроризму (CODEXTER) Совета Европы рассмотрел предварительный проект Конвенции о противодействии терроризму - международно-правового документа, который призван закрыть имеющиеся пробелы в нормах, регулирующих вопросы борьбы с терроризмом. Кроме того, эксперты обсудили такие вопросы, как составление кратких справок о состоянии борьбы с терроризмом в государствах-членах, разработка новых документов о защите свидетелей и применению специальных оперативно-следственнных методов, защита жертв террористических актов и выплата им компенсаций, противодействие финансированию терроризма.
В мае 2005 года на саммите Европейского Союза в Варшаве была подписана Конвенция о противодействии терроризму. Это стало важным шагом на пути дальнейшего совершенствования методов борьбы с угрозой терроризма.
Таким образом, в Евросоюзе на данный момент создана определенная структура для противодействия терроризму. В данном вопросе ЕС тесно сотрудничает с Советом Европы как в институциональном, так и нормативно-правовом смысле.
Так, в Евросоюзе за данную проблему отвечают Координатор по борьбе с терроризмом и Управление по борьбе с терроризмом, созданное в рамках Европола. В Совете Европы существует Специальная комиссия по борьбе с терроризмом и Комитет экспертов по борьбе с терроризмом (CODEXTER).
Законодательные вопросы по борьбе с терроризмом на общеевропейском уровне больше отражены в нормативно-правовых актах Совета Европы. Прежде всего, это Конвенции 1977 года по борьбе с терроризмом. В 2003 году был принят Протокол с поправками к ней. Важно отметить и работу Междисциплинарной группы по международной деятельности в борьбе с терроризмом.
Главной проблемой борьбы с терроризмом в Европе остается слабая координация между спецслужбами разных стран. Появление поста координатора по борьбе с терроризмом не решило проблему из-за небольшого объема выделяемых средств. В результате на первое место в этой борьбе вышла Единая Европейская полиция Европол.
Заключение
На рубеже ХХ-XXI веков наряду с уже ставшими традиционными глобальными проблемами (такими как угрозы ракетно-ядерной катастрофы, экологической, демографической, энергетической, продовольственной, распространением СПИДа и наркомании), с наличием которых люди уже свыклись, как с неизбежностью, обострилась проблема терроризма, несущая в себе также все признаки опасности глобального значения.
В последнее время эта проблема приобрела особую актуальность. В. Торукало считает, что это обусловлено тем, что, во-первых, терроризм отражает культ насилия и способствует его развитию, давая ему преимущества перед социальными, политическими и правовыми методами разрешения конфликтов в социуме; во-вторых, терроризм формирует и усиливает в обществе чувство страха и как всякое иное действие, направленное на причинение смерти, обесценивает человеческую жизнь; в-третьих, терроризм способен привести к свертыванию государственных гарантий и свобод личности, поскольку может вызывать со стороны государства контрмеры, которые не всегда согласуются с нормами правового демократического государства.
Отмеченные выше направления международного терроризма как представляющие в настоящее время наибольшую угрозу международной стабильности и национальной безопасности многих стран мира отнюдь не исчерпывают собой всего круга существующих и потенциальных опасностей терроризма. Очевидные угрозы исходят от тоталитарных, апокалиптических сект и организаций, а также от ультраправых структур расистского типа. Эти формирования существуют главным образом на национальном уровне – в США, развитых странах Европы, в ряде других регионов.
Однако социальные процессы, благоприятствующие возникновению этих структур (распространение нетрадиционных культов на фоне кризиса мировых религий, религиозный фанатизм, широкие миграционные процессы из развивающихся стран в развитые, нарушения традиционного этноконфессионального баланса в пределах последних и др.), приобретают постепенно все более расширяющийся, международный характер.
На этой основе складываются предпосылки для выхода указанных экстремистских структур за национальные границы в целях усиления влияния, наращивания потенциала, взаимодействия с близкими по платформе организациями.
Все последние атаки террористов в Соединенных Штатах Америки, Европейском Союзе и в остальных государствах, несомненно, вызвали ответную реакцию у международного сообщества. Получило свое развитие международное законотворчество в антитеррористической деятельности, как в рамках международных организаций, так и на национальном уровне каждой отдельной страны.
Мировое сообщество осознало, что отсутствие ответных мер приведет к тому, что глобальная проблема международного терроризма превратится в третью мировую войну, в которой не будет победителей. Именно поэтому с конца ХХ столетия и до наших дней были приняты различные правовые акты, целью которых стало согласование подходов всех государство по борьбе с терроризмом.
Законодательные акты принимаются не только на национальном уровне государств, но и на уровне международных организаций. Первостепенное значение здесь играет ООН, а также такие организации как НАТО, ОБСЕ, ЕС, ФАТФ и многие другие.
Поэтому видится еще более актуальным продолжение антитеррористического сотрудничества мировых держав и подключение к ним всех остальных государств, особенно в сфере права.
В качестве важного шага в формировании механизма всемирной реакции на новые серьезные вызов и угрозу международной безопасности Совет Безопасности подчеркнул необходимость улучшения координации государств на национальном, субрегиональном, региональном и международном уровнях и для контроля, с использованием необходимых экспертов, за осуществлением данной резолюции постановил учредить комитет Совета Безопасности ООН из членов Совета, получивший наименование Контртеррористический комитет Совета Безопасности. Все государства были призваны предоставлять Комитету в установленном порядке доклады о предпринимаемых шагах по выполнению данной резолюции. Таким образом, были созданы важные организационные и политико-правовые предпосылки качественного совершенствования международных и национальных систем борьбы с терроризмом.
В Российской Федерации на основании положений вышеупомянутой резолюции Совета Безопасности ООН Указом Президента РФ от 10 января 2002 г. № 6 «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1373 от 28 сентября 2001 г.» определен широкий комплекс мероприятий по совершенствованию общегосударственной системы борьбы с терроризмом и обеспечению адекватного участия России в международной антитеррористической борьбе.
Новые вызовы международного терроризма диктуют, таким образом, необходимость принятия новых, максимально эффективных мер борьбы с ним. Однако сложность и многогранность детерминант современного международного терроризма и опасность его проявлений обусловливают необходимость не только совершенствования силовых и ограничительных воздействий на субъекты международного терроризма, но и всемерное развитие системы его профилактики. Последняя, на мой взгляд, должна включать меры социально-экономической стабилизации международной обстановки, процессов глобализации, придания ей мировым сообществом и ведущими государствами социальной ориентированности, как этого требуют многие влиятельные политические и общественные деятели и движения, а также меры целенаправленного противодействия распространению духовных основ экстремизма в современном обществе.
Литература
1. Авдеев Ю.И. Современный терроризм –угроза международной и национальной безопасности (эволюция терроризма во второй половине ХХ века) // Проблемы борьбы с терроризмом и организованной преступностью: Материалы науч.-практ. конф. / Уфим. юрид. ин-т МВД РФ. –Уфа, 1999. – С.4.
2. Вебер А. Что стоит за так называемым антиглобализмом? // Мировая экономика и междунар. отношения. – М., 2001. – № 12. – С.51–52.
3. Гриняев С. Борьба сетей: Американское разведсообщество мобилизуется против террористов // Независимое военное обозрение. – М., 2002. – № 3. – C.14.
4. Джурабаев Е. Беглый император террора // Эксперт. – М., 1999, 30 августа. – № 32. – С.46.
5. Мировой порядок после терактов в США: проблемы, перспективы. М., 2002. C. 12.
6. Малышева Д. Исламско-фундаменталистский проект в реалиях современного мира. – М., 1999. – № 7. – С.109–110.
7. Мирский Г.И. «Политический ислам» и западное общество // М., Полис. – 2002. – № 1. – С.83–84.
8. Петрищев В.Е. Заметки о терроризме. М., 2001. С. 10.
9. Солленберг М., Валленштейн П. Крупные вооруженные конфликты // Ежегодник СИПРИ: Вооружения, разоружение и международная безопасность. – М., 1997. – 1996. – С.31–45.
10. Benjamen D., Simon S. The New Face of Terrorism // New York times. – N.Y., 2000. – January 4.
11. Сameron J. Nuclear terrorism reconsided // Current History. – Philadelphia, 2000, – Apr. – P.154–156.
12. Countering the changing threat of international terrorism: Report from the National commission on terrorism. – Wash., 2000. – P.IV.
13. Huband M., Willman J. Holy war on the world// Financial times. – L., 2001. – Nov. 28.
14. Hubanil M. Bin Laden’s martirs for the cause// Financial Times. – L., 2001. – Nov. 28.
15. Juergensmeyer M. Understanding the new terrorism // Current history. Philadelphia, 2000. – Apr. – Vol. 99, N 636. – P.158.
16. Tucker J. Chemical and biological terrorism: How real a threat? // Current history. – Philadelphia, 2000. – Apr. – P.149. Untitled-4 24.10.03, 12:36 26
17. Declaration on combating terrorism, Brussels, 25 March 2004 // URL: http://www.consilium.europa.eu/ueDocs/cms_Data/docs/pressData/en/ec/79637
18. International Convention for the Suppression of Terrorist Bombings, adopted by the General Assembly of the United Nations on 15 December 1997 //URL: http://untreaty.un.org/English/Terrorism/Conv11.pdf
19. International Convention for the Suppression of the Financing of Terrorism, adopted by the General Assembly of the United Nations on 9 December 1999 // URL: http://untreaty.un.org/English/Terrorism/Conv12.pdf
20. United Nations Convention Against Transnational Organized Crime // URL: http://www.odccp.org/crime_cicp_convention.html
Авдеев Ю.И. Современный терроризм – угроза международной и национальной безопасности (эволюция терроризма во второй половине ХХ века) // Проблемы борьбы с терроризмом и организованной преступностью: Материалы науч.-практ. конф. / Уфим. юрид. ин-т МВД РФ. – Уфа, 1999. – С.4.
Солленберг М., Валленштейн П. Крупные вооруженные конфликты // Ежегодник СИПРИ: Вооружения, разоружение и международная безопасность. – М., 1997. – 1996. – С.31–45.
Солленберг М., Валленштейн П. Крупные вооруженные конфликты // Ежегодник СИПРИ: Вооружения, разоружение и международная безопасность. – М., 1997. – 1996. – С.31–45.
Сameron J. Nuclear terrorism reconsided // Current History. – Philadelphia, 2000, – Apr. – P.154–156.
Петрищев В.Е. Заметки о терроризме. М., 2001. С. 10.
Джурабаев Е. Беглый император террора // Эксперт. – М., 1999, 30 августа. – № 32. – С.46.
Термин «богатый Север» употребляется для обозначения развитых государств; термин «бедный Юг» - обозначения развивающихся стран.
Мировой порядок после терактов в США: проблемы, перспективы. М., 2002. C. 12.
Международный терроризм: борьба за геополитическое господство. М., 2005. С. 11.
Tucker J. Chemical and biological terrorism: How real a threat? // Current history. – Philadelphia, 2000. – Apr. – P.149. Untitled-4 24.10.03.
Declaration on combating terrorism, Brussels, 25 March 2004 // URL: http://www.consilium.europa.eu/ueDocs/cms_Data/docs/pressData/en/ec/79637.pdf
An Overview of the Counter Terrorism Unit Activities, Europol // URL: http://www.europol.eu.int/index.asp?page=publ_terrorism
Fight against Terrorism, Council of Europe // URL: http://www.coe.int/t/e/legal_affairs/legal_co-operation/Fight_against_terrorism
Европейская система предотвращения терактов // URL: http://studies.agentura.ru/tr/reform/eurocounterterrorism
European Convention on the Suppression of Terrorism // URL: http://conventions.coe.int/Treaty/Commun/QueVoulezVous.asp?NT=090&CM=8&DF=11/29/2006&CL=ENG
Fight against Terrorism, Council of Europe // URL: http://www.coe.int/t/e/legal_affairs/legal_co-operation/Fight_against_terrorism
Европейская система предотвращения терактов // URL: http://studies.agentura.ru/tr/reform/eurocounterterrorism
Директорат коммуникации Совета Европы // URL: http://www.coe.int/T/R/press/%5BPress_releases%5D/20050503_conventions.asp
33
1. Авдеев Ю.И. Современный терроризм –угроза международной и национальной безопасности (эволюция терроризма во второй половине ХХ века) // Проблемы борьбы с терроризмом и организованной преступностью: Материалы науч.-практ. конф. / Уфим. юрид. ин-т МВД РФ. –Уфа, 1999. – С.4.
2. Вебер А. Что стоит за так называемым антиглобализмом? // Мировая экономика и междунар. отношения. – М., 2001. – № 12. – С.51–52.
3. Гриняев С. Борьба сетей: Американское разведсообщество мобилизуется против террористов // Независимое военное обозрение. – М., 2002. – № 3. – C.14.
4. Джурабаев Е. Беглый император террора // Эксперт. – М., 1999, 30 августа. – № 32. – С.46.
5. Мировой порядок после терактов в США: проблемы, перспективы. М., 2002. C. 12.
6. Малышева Д. Исламско-фундаменталистский проект в реалиях современного мира. – М., 1999. – № 7. – С.109–110.
7. Мирский Г.И. «Политический ислам» и западное общество // М., Полис. – 2002. – № 1. – С.83–84.
8. Петрищев В.Е. Заметки о терроризме. М., 2001. С. 10.
9. Солленберг М., Валленштейн П. Крупные вооруженные конфликты // Ежегодник СИПРИ: Вооружения, разоружение и международная безопасность. – М., 1997. – 1996. – С.31–45.
10. Benjamen D., Simon S. The New Face of Terrorism // New York times. – N.Y., 2000. – January 4.
11. Сameron J. Nuclear terrorism reconsided // Current History. – Philadelphia, 2000, – Apr. – P.154–156.
12. Countering the changing threat of international terrorism: Report from the National commission on terrorism. – Wash., 2000. – P.IV.
13. Huband M., Willman J. Holy war on the world// Financial times. – L., 2001. – Nov. 28.
14. Hubanil M. Bin Laden’s martirs for the cause// Financial Times. – L., 2001. – Nov. 28.
15. Juergensmeyer M. Understanding the new terrorism // Current history. Philadelphia, 2000. – Apr. – Vol. 99, N 636. – P.158.
16. Tucker J. Chemical and biological terrorism: How real a threat? // Current history. – Philadelphia, 2000. – Apr. – P.149. Untitled-4 24.10.03, 12:36 26
17. Declaration on combating terrorism, Brussels, 25 March 2004 // URL: http://www.consilium.europa.eu/ueDocs/cms_Data/docs/pressData/en/ec/79637
18. International Convention for the Suppression of Terrorist Bombings, adopted by the General Assembly of the United Nations on 15 December 1997 //URL: http://untreaty.un.org/English/Terrorism/Conv11.pdf
19. International Convention for the Suppression of the Financing of Terrorism, adopted by the General Assembly of the United Nations on 9 December 1999 // URL: http://untreaty.un.org/English/Terrorism/Conv12.pdf
20. United Nations Convention Against Transnational Organized Crime // URL: http://www.odccp.org/crime_cicp_convention.html
Вопрос-ответ:
Какие основные категории и определения существуют в международном терроризме?
Основные категории и определения в международном терроризме включают: политический терроризм (использование насилия для достижения политических целей), религиозный терроризм (основанный на религиозных убеждениях или идеологии), этнический терроризм (приступы насилия, в которых причина конфликта основана на этнической или национальной идентичности), экологический терроризм (использование насилия для защиты или продвижения экологических целей) и кибертерроризм (использование компьютерных систем для совершения террористических актов).
Почему международный терроризм является глобальной проблемой?
Международный терроризм является глобальной проблемой, потому что он угрожает безопасности и стабильности во всем мире. Террористические организации не ограничены границами одной страны и могут подвергать опасности граждан и интересы разных государств. Кроме того, террористические акты могут иметь глобальные последствия, такие как экономические потери, миграционные кризисы и возникновение международных конфликтов.
Какова позиция стран Запада в отношении мирового терроризма?
Страны Запада обычно принимают жесткую позицию в отношении международного терроризма и осуждают все формы насилия и экстремизма. Они сотрудничают с другими государствами и региональными организациями для противодействия террористическим угрозам, разработки мер по предотвращению террористических актов и борьбы с финансированием терроризма. Кроме того, страны Запада активно поддерживают резолюции ООН, которые призывают к прекращению террористических действий и усиливают международное сотрудничество в борьбе с терроризмом.
Какие категории и определения международного терроризма существуют?
Международный терроризм может быть разделен на несколько основных категорий. Во-первых, это политический терроризм, который используется для достижения политических целей и оказания давления на правительства или общественность. Во-вторых, религиозный терроризм, который основан на идеологии и вероучении и используется для привлечения новых сторонников и установления религиозной власти. В-третьих, этнический или националистический терроризм, который базируется на принадлежности к определенной этнической или национальной группе и направлен на достижение их интересов. Кроме того, существует также экстремистский терроризм, который оправдывает насилие радикальными идеями и стремится изменить существующий социальный и политический строй.
Почему международный терроризм является глобальной проблемой?
Международный терроризм стал глобальной проблемой, потому что его последствия распространяются на множество стран и континентов. Террористические группировки действуют за пределами своих государств и могут организовывать теракты и акции в разных точках мира. Угроза терроризма также распространяется на различные сферы жизни, включая экономику, политику и безопасность. Борьба с международным терроризмом требует координации усилий между разными странами и региональными организациями.
Какова позиция стран Запада в отношении мирового терроризма?
Страны Запада обычно выступают против мирового терроризма и активно принимают участие в его противодействии. Они признают, что терроризм представляет угрозу для мирового порядка и безопасности граждан. Однако страны Запада могут различаться в своем подходе к решению этой проблемы. Некоторые страны склонны к более жестким мерам и активно участвуют в военных действиях против террористических групп, в то время как другие страны ставят акцент на сотрудничество и дипломатические усилия.
Какие основные категории и определения международного терроризма?
Основные категории и определения международного терроризма включают такие понятия, как террористические организации, террористические акты, экстремистские идеологии, финансирование терроризма, рекрутинг и радикализация. Терроризм можно определить как использование насилия и угроз насилием с целью достижения политических, религиозных или иных целей.
Почему международный терроризм является глобальной проблемой?
Международный терроризм является глобальной проблемой из-за своего масштаба и воздействия на различные страны и регионы. Террористические организации оперируют в разных странах, а их действия угрожают безопасности и стабильности всего мирового сообщества. Глобальный характер терроризма требует сотрудничества и совместных усилий со стороны всех стран для его противодействия.
Какова позиция стран Запада в отношении мирового терроризма?
Страны Запада, включая Европейский союз и США, категорически осуждают терроризм и решительно выступают против него. Они рассматривают террористические организации как угрозу национальной и международной безопасности и принимают меры по их пресечению. Западные страны активно сотрудничают между собой и с другими государствами в борьбе с терроризмом и поддерживают резолюции ООН, направленные на противодействие этому явлению.
Какие региональные организации ЕС существуют для противодействия терроризму?
Европейский союз имеет несколько региональных организаций, которые занимаются противодействием терроризму. К ним относятся Европол (Европейское полицейское агентство), ФРОНТЕКС (Европейская агентство по управлению операциями на внешних границах), СИТА (Европейское централизованное агентство по формированию информации). Эти организации координируют действия стран-членов ЕС в области противодействия терроризму, обмена информацией и оперативного реагирования на возможные угрозы.
Какие основные категории и определения существуют для международного терроризма?
Одной из основных категорий является политический терроризм, который осуществляется с целью давления на правительства и достижения политических целей. Также существуют религиозный терроризм, который основан на идеологии религиозного экстремизма, и националистический терроризм, связанный с борьбой за самоопределение народа или определенной этнической группы. Определения терроризма могут варьироваться в разных странах и организациях, но обычно подразумевают использование насилия и угроз с целью создания страха и паники в обществе.
Почему международный терроризм является глобальной проблемой?
Международный терроризм стал глобальной проблемой из-за своей способности оперировать за пределами границ одной страны и оказывать влияние на множество стран и регионов. Террористические организации используют современные коммуникационные и транспортные технологии для совершения актов терроризма в разных частях мира. Они могут финансироваться из различных источников и привлекать сторонников из разных стран. Поэтому борьба с международным терроризмом требует сотрудничества различных государств и международных организаций.