Вам нужнакурсовая работа?
Интересует Искусство?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Несформулированна.

  • 25 страниц
  • 14 источников
  • Добавлена 07.06.2012
700 руб.1 400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление


Введение
1.Программная музыка и особенности анализа программных произведений
2.Музыкальный язык: сущность и особенности
3.Анализ музыкального языка программных произведений на примере Чайковского "Зимнее утро", Грига "Утро", Щуровского "Утро", Прокофьева"Утро"
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Большая часть его произведений принадлежит мировой культурной сокровищнице. Восемь опер, семь балетов, семь симфоний.  Инструментальные концерты, оратория, кантаты, камерно-инструментальные ансамбли, девять фортепианных сонат и много других произведений  носят широкую известность, осуществляя огромное влияние на многих композиторов.Тесно связана с традициями, творчество Прокофьева  раздвинула  границы музыкального искусства в области языка, содержания, образов и  средстввыразительности. Это передовое и новаторское явление современной эпохи. В настоящее время С.Прокофьев - признанный классик ХХ века. Его музыка - не только знамение времени, но и богатейший источник будущего развития музыкальной культуры.«Утро» - это миниатюрное произведение рассказывает слушателю о пробуждении всего на земле: растений, животных, людей – в светлое, возможно, летнее утро. Можно представить, что солнце ещё не взошло, но его первые прозрачные лучи мягко освещают природу.Рассмотрим некоторые из музыкально-выразительных средств, используемых Прокофьевым для передачи утреннего настроения.Первые 2 аккорда музыкального произведения по своему расположению очень показательны. Контраст между высоким и низким регистром дает слушателю необычайное ощущение, будто перед ним предстают символы дня и ночи, света и темноты, сна и пробуждения. Несмотря на то, что оба аккорда одинаковы по своей структуре, тональности и функции (тонические мажорные трезвучия в C-dur), однако же, звучат они совершенно по-разному. Благодаря контрасту регистров, они словно принадлежит разным тембрам: один из них светлый, мягкий, умиротворённый, другой же поглощает своей тёмной окраской, густотой и настороженностью.Эти аккорды, а также ещё 2 субмотива, составляют фразу, являющуюся основой всего произведения. На протяжении первых восьми тактов происходит ее трёхкратное ритмическое и функциональное варьирование.С каждым этапом варьирования происходит «прояснение» функциональной окраски. Прослушав мотив в первый раз, мы не можем точно распознать его гармонические функции (T–SII–Т или же T–D–Т), лишь постепенно, на протяжении трех «вариаций», эти функции нам разъясняются посредством прибавления подголосков в мелодии, создающий более полную гармонию. Последний вариант гармонизации темы: T–S–DD–D–T. Примечательно, что «прояснение» функционального значения аккордов очень напоминает эффект пробуждения, когда сознание проясняется, а предметы, имеющие в темноте нечёткие очертания, с рассветом приобретают определённые формы.Новый раздел произведения открывается «ползущей» темой с хроматическими ходами в нижнем голосе, символизирующей поднимающееся солнце. Начинаясь в низком регистре, тема с каждым тактом поднимается всё выше и выше.На её фоне в верхнем голосе появляется аккордовая фигурация, выстроенная по звукам до-мажорного трезвучия и одновременно включающая секстовые интонации начальной фразы. Она даёт ощущения света и объёма. Если рассмотреть функциональную основу нового раздела, то можно заметить определённую закономерность в употреблении аккордов первых четырёх тактов. Функции располагаются строго по терциям (T–III–D). После звучания первого тонического аккорда каждый следующий отличается от предыдущего на один звук, образуя постепенное перерождение гармоний. В пятом такте, после звучания доминантовой гармонии, внезапно следует субдоминантовая функция (SII). Известно, что такой гармонический ход в классической гармонии является недопустимым, но он вполне уместен у композитора XX века, ход звучит свежо и современно. На аккорде SII завершается первая фраза нового раздела.Начало следующего построения основано на субдоминантовых гармониях (аккорды II и VI ступени). Плагальность этого оборота придает звучанию мягкость и не конфликтность. Это последовательность приводит к кульминации особого рода – «тихой кульминации» (вместо привычных нам ff композитор вводит pp и dolce). Остроту гармонии придаёт аккорд, введённый самим Прокофьевым – так называемая «прокофьевская доминанта» (доминантовый нонаккорд с повышенной септимой), который благополучно разрешается в тонику.ЗаключениеТаким образом, проведенный нами анализ следующих произведений: Чайковский "Утро", Григ "Утро", Щуровский "Утро", Прокофьев"Утро". позволил сделать такие выводы:Все музыкальные произведения - это миниатюрное произведение, которые рассказывают слушателю о пробуждении всего на земле: растений, животных, людей – в светлое, возможно, летнее утро. Можно представить, что солнце ещё не взошло, но его первые прозрачные лучи мягко освещают природу.В ходе анализа мы смогли провести некоторые аналогии между произведением П. Чайковского «Зимнее утро» и «Утро» С. Прокофьева. Как похоже и вместе с тем по-разному рассказали композиторы о событиях в жизни ребенка, а именно об утреннем пробуждении.Эта музыка как бы взгляд ребенка на мир изумленными, широко раскрытыми глазами — все удивительно, все в первый раз! Музыка необычайно близка и понятна детям. В обеих музыкальных произведениях отчетливо проявляются характерные черты стиля: жизнелюбие, юмор, предельно ясная и вместе с тем тонкая звукопись, необычность гармоний, мелодических оборотов в самых, казалось бы, «простых» эпизодах.Полвека отделяет «Зимнее утро» П. Чайковского от «Утро» С. Прокофьева, а роднит эти два цикла одно — счастливое детство. Отличают же их музыкальный язык, интонации, стиль.В пьесах П. Чайковского звучит песенное, задушевное высказывание простого человеческого сердца, призыв к общению. От мелодии исходят все прекрасные качества его музыки: интонации ласки, сочувствия, сострадания, дружеской поддержки, ясность и выразительность мысли, эмоциональная насыщенность образов, точность формы.У С. Прокофьева — свобода, раскованность, своеобразный восторг, охватывающий ребенка на природе. Герой его музыкального альбома — само движение.Остановимся на отдельных стилевых характеристиках музыки С. Прокофьева. Она отличается непривычным соединением простого и сложного: упрощенных ритмов с остротой гармонии. У него свой характерный мелодический рисунок, в котором простота линий сочетается с непривычными изгибами и угловатостями. Но если попробовать спеть ее без скачков, то в своей основе она окажется простой гаммой. Особенно наглядно своеобразие мелодической линии С. Прокофьева предстает в сопоставлении с мелодикой П. Чайковского. О мелодии С. Прокофьева часто говорят, что ее трудно спеть. Мелодия же П. Чайковского с ее закруглениями, опеваниями, поступенностью (все звуки рядом) поется легко и свободно.Проанализируем схожесть произведений «Зимнее утро» П. Чайковского и «Утро» из симфонической сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига. Эти музыкальные примеры позволяют услышать внутреннее согласие в ощущениях композиторами мира природы, мира людей… Музыка П. Чайковского отображает спокойное душевное состояние ребенка. Музыка Э. Грига, рисуя картину природы, выражает ощущение человека, светло воспринимающего внешний мир. Музыкальные характеристики звучания пьес (слова на цветных плашках в учебнике) в полной мере соответствуют музыке как русского, так и норвежского композиторов. Особо стоит музыкальное произведение Щуровского «Утро». Его отличает свой собственный стиль и легкость восприятия и обучения. Данное произведение чаще других используют в учебных программах.Всем произведениям присущи мягкость и мелодичность колорита, легкость и некая прозрачность фактуры, схожая динамика – плавность и постоянство развития, спокойный и медленный темп.Все четыре композитора нарисовали утро, рассвет своей родной природы, передали красоту и восхищение, восторг, используя особенности своей национальной музыки, в духе той народной музыке, к народу которой принадлежат сами.Список литературыАлмазова А. А. Постструктурализм и семиотика как направление и метод исследования аксиологии в музыке / А. А. Алмазова // Музыковедение. — 2006. — № 4. — С. 2—8.Арановский М. Г. Музыкальный текст: структура и свойства / М. Г. Арановский. — М. : Композитор, 2008. — 344 с.Барсова И. А. Опыт этимологического анализа / И. А. Барсова // Советская музыка. — 1975. — № 9. — С. 59—66.В.Блок - "Метод творческой работы С. Прокофьева". В.Нельсон - "Фортепианное творчество и пианизм Прокофьева".Денисов А. В. К проблеме семиотики музыки / А. В. Денисов // Музыкальная академия. — 2000. — № 1. — С. 211—217.Ивко А. В. Христианская символика в органном творчестве О. Мессиана : [курсовая работа] / А. В. Ивко. — Донецк, 2009. — 47 с. — (Рукопись).Кудряшов А. Ю. Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки XVII—XX веков : [учеб. пособие для музыкальных вузов и вузов искусств] / А. Ю. Кудряшов. — СПб. : Лань, 2006. — 429 с.Левашев Е. М. Драма народа и драма совести в опере «Борис Годунов» / Е. М. Левашев // Советская музыка. — 1983. — № 5. — С. 32—38.Новак Л. Понятие «обширности» в музыке Антона Брукнера / Л. Новак // Музыкальная академия. — 1997. — № 2. — С. 167—169.Трембовельский Е. Перепастание традиционных черт в современные в «Детской музыке» Прокофьева. // Моцарт-Прокофьев: Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции. − Р-н/Д: РГМПИ, 1992.Холопова В. Н. Икон. Индекс. Символ / В. Н. Холопова // Музыкальнаяакадемия. —2007. — № 4. — С. 159—162.Холопова В. Н. Музыка как вид искусства : [учеб. пособие для студентов консерваторий и музыкальных училищ] / В. Н. Холопова. — М. : Консерватория, 1994. — 260 с.Чигарева Е. И. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени. Художественная индивидуальность. Семантика / Е. И. Чигарева. — М. : УРСС,2001. — 275 с.Холопов Ю. Современные черты гармонии Прокофьева. – М.: Музыка, 1967.Холопов Ю. Очерки современной гармонии. − М.: Музыка, 1973.Шаймухаметова Л. Семантический анализ музыкальной темы / Л. Шаймухаметова. — М. : РАМ имени Гнесиных, 2008. — 265 с.Шип С. В. Музыкальная речь и язык музыки / С. В. Шип. — Одесса : Изд-во Одесской гос. консерватории имени А. В. Неждановой, 2001. — 296 с.Шип С. В. Понимание музыкального текста как семиотическое основание музыкальной герменевтики / С. В. Шип // Кшвське музикознавство. — К. : НМАУ 1меш Шера, 2007. — Вип. 21. — С. 28—44.

Список литературы


1.Алмазова А. А. Постструктурализм и семиотика как направление и метод исследования аксиологии в музыке / А. А. Алмазова // Музыковедение. — 2006. — № 4. — С. 2—8.
2.Арановский М. Г. Музыкальный текст: структура и свойства / М. Г. Арановский. — М. : Композитор, 2008. — 344 с.
3.Барсова И. А. Опыт этимологического анализа / И. А. Барсова // Советс¬кая музыка. — 1975. — № 9. — С. 59—66.
4.В.Блок - "Метод творческой работы С. Прокофьева".
5. В.Нельсон - "Фортепианное творчество и пианизм Прокофьева".
6.Денисов А. В. К проблеме семиотики музыки / А. В. Денисов // Музыкаль¬ная академия. — 2000. — № 1. — С. 211—217.
7.Ивко А. В. Христианская символика в органном творчестве О. Мессиана : [курсо¬вая работа] / А. В. Ивко. — Донецк, 2009. — 47 с. — (Рукопись).
8.Кудряшов А. Ю. Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки XVII—XX веков : [учеб. пособие для музыкальных вузов и вузов искусств] / А. Ю. Кудряшов. — СПб. : Лань, 2006. — 429 с.
9.Левашев Е. М. Драма народа и драма совести в опере «Борис Годунов» / Е. М. Левашев // Советская музыка. — 1983. — № 5. — С. 32—38.
10.Новак Л. Понятие «обширности» в музыке Антона Брукнера / Л. Новак // Музыкальная академия. — 1997. — № 2. — С. 167—169.
11.Трембовельский Е. Перепастание традиционных черт в современные в «Детской музыке» Прокофьева. // Моцарт-Прокофьев: Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции. ? Р-н/Д: РГМПИ, 1992.
12.Холопова В. Н. Икон. Индекс. Символ / В. Н. Холопова // Музыкальная академия. —2007. — № 4. — С. 159—162.
10.Холопова В. Н. Музыка как вид искусства : [учеб. пособие для студентов консерваторий и музыкальных училищ] / В. Н. Холопова. — М. : Консер¬ватория, 1994. — 260 с.
11.Чигарева Е. И. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени. Худо¬жественная индивидуальность. Семантика / Е. И. Чигарева. — М. : УРСС,2001. — 275 с.
12.Холопов Ю. Современные черты гармонии Прокофьева. – М.: Музыка, 1967.
13.Холопов Ю. Очерки современной гармонии. ? М.: Музыка, 1973.
12.Шаймухаметова Л. Семантический анализ музыкальной темы / Л. Шаймухаметова. — М. : РАМ имени Гнесиных, 2008. — 265 с.
13.Шип С. В. Музыкальная речь и язык музыки / С. В. Шип. — Одесса : Изд-во Одесской гос. консерватории имени А. В. Неждановой, 2001. — 296 с.
14.Шип С. В. Понимание музыкального текста как семиотическое основание музыкальной герменевтики / С. В. Шип // Кшвське музикознавство. — К. : НМАУ 1меш Шера, 2007. — Вип. 21. — С. 28—44.

Узнать стоимость работы