Вам нужна дипломная работа?
Интересует Менеджмент?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Формирование эффективного стиля руководства на предприятии (на примере ОАО "Автоваз").

  • 94 страницы
  • 45 источников
  • Добавлена 16.06.2012
3 600 руб. 7 200 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление

Введение
1. Теоретические аспекты формирования стиля руководства
1.1Понятие и характеристика стилей руководства
1.2Стратегия и практика работы с подчиненными
1.3Влияние стиля руководства на эффективность деятельности организации
2. Исследование стиля руководства в ОАО «АВТОВАЗ»
2.1Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «АВТОВАЗ»
2.2Анализ системы руководства в ОАО «АВТОВАЗ»
2.3Оценка стиля руководства в ОАО «АВТОВАЗ»
3. Разработка проекта по формированию эффективного стиля руководства на предприятии ОАО «АВТОВАЗ»
3.1Разработка комплекса мероприятий по совершенствованию стиля руководства на предприятии ОАО «АВТОВАЗ»
3.2Оценка эффективности разработанных мероприятий
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Фрагмент для ознакомления

Интегрированная схема оценки показателей и отчетности будет стимулировать конкретные ответственные действия, выражающиеся, в том числе, в повышении производительности труда, уровня вовлеченности и лояльности персонала.
Технология создания системы заключается в проведении фокус-групп по выработке целей в каждом подразделении завода, начиная с топ-менеджеров и заканчивая рядовыми исполнителями.
Каскадирование основной (главной) цели предприятия на подразделения позволит создать систему подцелей, направленных на ее выполнение. Параллельно с целями в подразделениях среднего и нижнего звена будут вырабатываться простые и измеряемые показатели, необходимые для достижения целей каждого уровня.
Таким образом, до каждого сотрудника организации будут доведены как основная цель, так и цели его подразделения, а также показатели, которые необходимо выполнить для достижения этих целей. Любые показатели производственной деятельности не могут быть информативными, пока они остаются не привязанными к стратегическим целям организации.

Оценка эффективности разработанных мероприятий

Внедрение любых мероприятий в организации влечет за собой изменения и на социально-экономических направлениях.
Что касается экономической эффективности, то хотелось бы отметить, что все возможные расчеты будут приблизительными, т.к. мероприятия, связанные с персоналом, в основном дают косвенный экономический эффект, выражающийся, как правило, в повышении удовлетворенности трудом, росте уровня лояльности, создании комфортного психологического климата в коллективе и вследствие этого, повышения производительности труда.
Социальная же эффективность проявляется в возможности достижения позитивных, а также избегания отрицательных с социальной точки зрения изменений в организации.
К числу позитивных можно отнести следующее:
- внедрение проектных предложений позволит компании иметь стабильный высококвалифицированный и лояльный персонал;
- предложенные мероприятия будут влиять на повышение качества деятельности, повышение профессионального уровня персонала, создание позитивного имиджа компании и увеличение ее доходности.
Особо хотелось обратить внимание на ожидаемый результат от внедрения системы интегрированных показателей:
1. Система позволит передать цели предприятия и его подразделений внутрь всей организации.
2. Руководители получат возможность связать цели компании с набором показателей, индивидуально разработанных для различных уровней управления и связанных между собой.
3. Выработка исполнителями на всех уровнях своих показателей повысит уровень вовлеченности работников и создаст дополнительные каналы вертикальной коммуникации.
4. Анализ целей подразделений позволит определить, насколько согласованно работают все подразделения для достижения основной цели.
Для поддержания работоспособности системы показателей необходимо выполнение регулярных проверок с помощью обратной связи и необходимых корректировок целей и показателей. При этом одна группа показателей измеряет достигнутые результаты, другая - показатели, которые отражают процессы, способствующие получению этих результатов. Обе категории показателей должны быть увязаны друг с другом, так как для достижения первых (например, определенного уровня производительности) нужно реализовать вторые (например, добиться известной загрузки мощностей машин и оборудования).
Таким образом, полученные в настоящем исследовании результаты и предложенные мероприятия, имеют явную практическую направленность, составляют основу для формирования эффективного стиля руководства. Это дало возможность построить целостную систему практической работы, позволяющую определить оптимальную позицию руководителя в системе внутриорганизационных отношений, его наиболее предпочтительную управленческую позицию в организациях определенного типа и выделить несколько самостоятельных направлений: консультирование руководителей, повышение управленческой компетентности, тренинг эффективного руководителя, выстраивание эффективной вертикальной коммуникации.











































Заключение

В современных условиях рыночной экономики, в условиях высокой конкуренции между производителями и спросом на качественную продукцию изменились и функции руководителей. Так, к ним предъявляется ряд требований, к которым относятся: обеспечение высокой производительности, контроль над качественным исполнением работниками своих обязанностей и др. В связи с этим возникает необходимость формирования эффективного стиля руководства, применяя который можно было бы соответствовать предъявляемым требованиям.
Целью данной работы являлась разработка мероприятий по формированию эффективного стиля руководства для ОАО «АВТОВАЗ».
Для этого были решены следующие задачи:
Анализ литературных источников, позволил сделать следующие выводы:
Под стилем управления понимают совокупность особенностей поведения руководителя в ходе выполнения им своих обязанностей;
Существует несколько подходов к изучению стилей руководства: подход с позиции личных качеств, поведенческий, ситуативный;
Наиболее актуальным стилем руководства в современном обществе является ситуативный, т.е. когда решения руководителя и его поведение зависят от сочетания различных факторов в каждой конкретной ситуации;
Для эффективного руководства менеджеру необходимо соответствовать современным требованиям;
Грамотный руководитель должен постоянно работать над своими профессиональными качествами;
Для развития профессионализма руководителей необходимо регулярно проводить обучающие и диагностирующие занятия с ними;
Система подготовки современных менеджеров должна предусматривать хорошее знание ими психологии.
Анализ деятельности ОАО «АВТОПРОМ» показал, что существующую систему управления можно охарактеризовать как систему переходного типа от антикризисного управления к регулярному менеджменту. Экономические показатели компании свидетельствуют, что менеджмент ОАО «АВТОВАЗ» в целом справился с явлением кризиса. В то же время система управления продолжает сохранять отдельные черты антикризисного управления, например, такие как чрезвычайно высокая централизация принятия управленческих решений, излишняя детализация и объем отчетности, большое количество согласовывающих инстанций, фрагментарность (функциональная неполнота) процессов управления.
В настоящее время, идет оптимизация оргструктур, модернизация производства, развитие персонала. Анализ стилей руководства указал на необходимость разработки мероприятий для изменения ситуации. Оказалось, что стиль руководства оказывает влияние на психологический климат в коллективе, а соответственно и на текучесть сотрудников. Предприятие несет дополнительные расходы, связанные с поиском «новых» профессионалов, их обучением, адаптацией и т.д. Основным направлением для дальнейшего совершенствования стала потребность в гибкости стиля руководства, т.е. использование различных стилей в различных ситуациях. Все руководители из группы профессионально успешных, по показателям оценок, также говорят о том, что они умело, сочетают различные стилевые приемы с требованиями ситуации и особенностями коллектива. Это определенный тип взаимодействия руководителя, формирующийся под влиянием объективных и субъективных условий управления.
Разработанные рекомендации по результатам экспериментального исследования, имеют практическую направленность и составляют основу работы с руководителями по формированию эффективного стиля руководства. Для этой цели разработаны специальные мероприятия, направленные на повышение эффективного индивидуального стиля руководства, с учетом особенностей организации, социально-экономических условий, индивидуальных особенностей самого руководителя, на формирование высокого уровня управленческого компетентности, и на освоение новых методов и моделей управления в профессиональной деятельности.
Полученные данные позволили построить целостную систему практической работы, позволяющую определить оптимальную позицию руководителя в системе внутриорганизационных отношений, выявления эффективного стиля руководства, преодоления собственных ограничений, поиска наиболее продуктивных методов управления.
Проведенная работа в дипломном исследовании показала необходимость в анализе стилевых характеристик в деятельности высокоэффективных руководителей различных уровней организационно-управленческой иерархии, разработке специального комплекса мер и рекомендаций по повышению продуктивности стиля руководства организации.
Данные исследования имеют дальнейшую перспективу, а именно, создание банка специальных методов управления, помогающих при решении управленческих задач по подбору и расстановки кадров, урегулировании конфликтных ситуаций, формировании группы резерва на вышестоящие должности, повышении организационной культуры. , также необходимо проведение командообразующих мероприятий для создания сильной организационной культуры.
Полученные результаты позволяют делать вывод о том, что управленческая деятельность, осуществляемая руководителем в рамках коллегиального (оптимального) стиля руководства, в наибольшей степени отвечает представлению о зрелой, саморазвивающейся и профессиональной развитой личности, эффективно использующей свой внутренний потенциал, способной адаптироваться к изменяющимся условиям, находить нестандартные решения, оптимально организующей свою жизнь и свою профессиональную деятельность. В то же время, руководители, которые используют в своих методах управления элементы директивного (авторитарного) стиля, также отвечают требованиям и показателям профессиональной успешности.











































Список использованной литературы

Албастова Л.М., Игнатов В.Г. Теория управления. – Ростов-на-Дону: Изд-во МаРТ, 2006. – 311с.
Апарина Н.Ф.. Курбатова М.В. Социальный капитал предпринимателя: формы его проявления и особенности в современной российской экономике // Экономический вестник Ростовского государственного университета, 2008.  - № 4. - С. 45-61. 
Арсеньев Ю.Н. Организационное поведение. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 327с.
Байбурина Э.Р., Е.В.Шустрова. Влияние вознаграждения топ-менеджмента и совета директоров на стоимость крупных российских компаний // Корпоративные финансы, 2008.  - № 4(8). - С. 60-80. 
Бабинцев В.П., Бояринова И.В., Реутов Е.В.. Лидерство и аутсайдерство // Социологические исследования, 2008.  - № 2. - С. 76-83. 
Бреддик У. Менеджмент в организации. - М.: Инфра-М, 2007. – 432с.
Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. — М.: Юристъ, 2005. – 381с.
Герасимов Б.Н., Чумак В.Г., Яковлева Н.Г. Менеджмент персонала: учебное пособие/Ростовна Дону: Феникс, 2005г. - 448с.
Даулинг Гр. Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2005. – 274с.
Егоршин А.П. Основы управления персоналом: учебное пособие для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 472с.
Загоруйко И., Федоров В. Как управлять персоналом коммерческой организации // Человек и труд. - 2009. - №1. - С. 101-106.
Зайцева О.Н., Радугин А. и др. Основы менеджмента. – М.: Центр, 2006г. – 311с.
К. Камерон, Р. Куинн. Диагностика и изменение организационной культуры. – СПб.: изд-во «Питер», 2007. – 259с.
Кнорринг В.И. Искусство управления. – М., БЕК, 2005. – 293с.
Ковалев С.В. Управление качеством работы персонала. – М.: Издательство "Альфа-Пресс", 2009. - 384с.
Козырева П.М.. К вопросу о доверии в трудовых коллективах // Социологические исследования, 2008. - № 11. - С. 24-33. 
Комаров Е.И. Стимулирование и мотивация в современном управлении персоналом // Управление персоналом. – 2007. - №1. - С. 25 – 27.
Кравченко А.И., Кравченко К.А. Основы менеджмента: управление людьми. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2006. – 307с.
Куликова В.Н. Как заставить собеседника принять вашу точку зрения/ В.Н. Куликова. – М.: АСТ, 2006. – 277с.
Либман А.М. «Власть и организационное развитие». Журнал «Менеджмент в России и за рубежом», 2005. - №5. – С. 21-25.
Мартынов С.Д. Профессионалы в управлении. М., 2006. – 385с.
Менеджмент / Ю.Ф. Гордиенко, Д. В. Обухов, М. С. Зайналабидов.- М.: ОАО «Московские учебники»; Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 387с.
Мескон М. Х. Основы менеджмента. - М.: Человек, 2007. – 357с.
Мордовин С.К. Управление персоналом: современная российская практика. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 304с.
Обозов Н.Н. Психология менеджмента. - СПб.: Питер, 2007. – 193с.
Образцов В.И. «10 путей к успеху». – Калининград, Янтарный сказ, 2006. – 177с.
Основы менеджмента: учебное пособие / Л.В. Плахова, Т.М. Анурина, С.А. Легостаева и др. – М.: КРОНУС, 2007. – 284с.
Организационное поведение (Управление поведением человека в организации): Учебное пособие. / Смирнов С.В. , Мурашова Е.П. - М.: МГИУ, 2005. – 305с.
Пархоменко А. HR-технологии // Корпоративные финансы, 2008. - № 4(8). - С. 23-40. 
Питер Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления.- 2-е изд. М: Прогресс, 2006. – 293с.
Практикум по теории управления: Учебное пособие/ Под ред. Ю.В. Васильева, В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. -2-е изд. доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. - 304 с.
Проблемы развития личности и коллектива. Ростов н/Д., 2006. – 198с.
Пугачев В.П. Руководство персоналом: Учебник-М.: АспектПресс, 2006г. - 416с.
Свергун О., Пасс Ю., Дьякова Д., Новикова А. HR – практика. Управление персоналом: как это есть на самом деле. - СПб.: Питер, 2005. – 217с.
Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2007. - 451с.
Социально-психологические методы практической работы, в коллективе: диагностика и воздействие. М.: Инфра-М, 2005. – 236с.
Спивак В.А. Корпоративная культура. - СПб.: Питер, 2007. – 321с.
Спивак, В.А. Организационное поведение и управление персоналом: учеб. пособие для вузов .— 2-е изд., перераб. и доп . - СПб.: Питер, 2007. – 279с.
Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности / науч.редактор А.А. Деркач. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 359с.
Рансдорф М. Секреты успеха и задачи менеджмента на современном этапе. // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - №6. – С. 13-17.
Управление организацией. /Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. —М.: ИНФРА-М, 2007. – 357с.
Управление персоналом: Учебник для вузов/ Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. – 393с.
Шейн Э.Г. Организационная культура и лидерство. – СПб.: Изд-во «Питер», 2005. – 329с.
Широкова Г.В.. Жизненный цикл организации: эмпирические исследования и теоретические подходы // Российский журнал менеджмента, 2007. - № 3. - С. 85-90. 
Шутенко Н.Д.. Феномен миссии в стратегическом целеполагании российских организаций // Социологические исследования, 2008. - № 5. - С. 84-90. 

Приложения
Приложение 1

Анкета

1. Как часто вы выражаете несогласие с мнением руководителя?
а) часто
б) редко
2. С какого типа руководителем вы предпочитаете работать?
а) автократический
б) консультативный
3. Согласны ли вы с мнением, что нормы и инструкции нельзя нарушать даже в тех случаях, если работник считает, что это в интересах организации?
а) да
б) нет
4. Сколько еще вы хотите проработать на своем предприятии?
а) долго
б) недолго
Как часто вы нервничаете на работе?
а) часто
б) нечасто
6. Насколько важно иметь достаточное время для личной и семейной жизни?
а) очень важно
б) не очень важно
7. Какое значение вы придаете приемлемым условиям труда?
а) большое
б) небольшое
8. Насколько для вас важно работать с людьми, которые хорошо взаимодействуют друг с другом?
а) очень важно
б) не очень важно
9. Насколько вам важно жить в районе, приемлемом для вас лично и вашей семьи?
а) очень важно
б) не очень важно
10. Насколько важно для вас иметь хорошие возможности для продвижения по
службе?
а) очень важно
б) не очень важно

11. Насколько для вас важно быть в курсе достижений научно-технического
прогресса?
а) очень важно
б) не очень важно

Параметр «дистанция власти» – вопросы 1,2
«Тенденция к избеганию неопределенностей» – 3, 4, 5
«Индивидуализм-коллективизм» – 6, 7, 8, 9
«Мужественность-женственность» – 10, 11.

Результаты обработки анкеты
№ вопроса Количество ответов Процентное соотношение А) Б) А) Б) 1 8 34 19 81 2 12 30 29 71 3 17 25 59,5 40,5 4 40 2 95 5 5 19 23 45 55 6 42 0 100 0 7 36 6 86 14 8 39 3 93 7 9 39 3 93 7 10 36 6 86 14 11 12 30 29 71



Приложение 2


Ситуация № 1. Ваш непосредственный начальник, минуя Вас, дает распоряжение Вашему подчиненному, который уже занят выполнением Вашего срочного распоряжения. Вы и Ваш непосредственный начальник считаете свои распоряжения неотложными. Выберите наиболее приемлемый вариант Ваших действий:
А. Буду строго придерживаться субординации, не оспаривая решения начальника, предложу подчиненному отложить выполнение моего текущего распоряжения.
Б. Все зависит от того, насколько авторитетен в моих глазах мой начальник.
В. Выражу свое несогласие с решением непосредственного начальника, предупрежу его о том, что впредь в таких случаях буду отменять его распоряжения подчиненному без согласования со мной.
Г. В интересах дела отменю распоряжение непосредственного начальника, прикажу подчиненному продолжать выполнение моего распоряжения.
Ситуация № 2. Вы получили одновременно два срочных распоряжения: от Вашего непосредственного начальника и прямого (вышестоящего). Времени для согласования сроков и условий у Вас нет. Необходимо приступить к их выполнению. Выберите наиболее приемлемый вариант Ваших действий:
A. В первую очередь буду выполнять распоряжение того начальника, которого лично более уважаю.
Б. Сначала буду выполнять распоряжение, на мой взгляд, наиболее важное.
B. Буду выполнять распоряжение прямого начальника.
Г. Буду выполнять распоряжение своего непосредственного начальника.
Ситуация № 3. Между двумя Вашими подчиненными возник конфликт, который мешает их успешной службе. Каждый из них в отдельности обращался к Вам с тем, чтобы Вы приняли его сторону и разрешили конфликт. Ваша позиция в этой ситуации:
A. Мое дело — не допустить, чтобы они конфликтовали на службе, а решить сам конфликт — это их личное дело.
Б. Лучше всего поручить разобраться в этом активу коллектива.
B. Прежде всего попытаться разобраться в причинах конфликта самому и найти способ примирить конфликтующих.
Г. Выяснить, кто из членов коллектива служит авторитетом для конфликтующих, и воздействовать на них через этих людей.
Ситуация № 4. В самый напряженный период завершения планового мероприятия в коллективе нарушена служебная дисциплина, в результате чего допущен сбой. Начальнику неизвестен виновный или их группа. Однако выявить виновных и наказать их надо. Что предпринять в данной ситуации?
A. Оставить выяснение фактов по этому делу до окончания выполнения срочного мероприятия.
Б. Подозреваемых в нарушении вызвать к себе и строго поговорить с ними с глазу на глаз, предложив назвать нарушителей.
B. Сообщить о случившемся авторитетным членам коллектива и предложить им обсудить создавшееся положение, выявить конкретных нарушителей.
Г. Для повышения служебной дисциплины и служебных показателей, не теряя времени на разговоры, провести совещание, выявить и наказать нарушителей, предупредить о недопущении подобных фактов.
Ситуация № 5. Вам предоставлена возможность выбрать себе заместителя. Имеются несколько кандидатур, характеризующихся описанными ниже качествами. Выберите одну из кандидатур.
A. Первый предпочитает избегать конфликтов с сослуживцами, стремится прежде всего к тому, чтобы наладить доброжелательные, товарищеские отношения, создать в коллективе атмосферу взаимного доверия и дружеского расположения, что, однако, не всеми понимается правильно.
Б. Второй предпочитает в интересах дела идти на конфликты с сослуживцами, не боится «испортить» личные отношения во имя достижения поставленной цели.
B. Третий предпочитает строго придерживаться своих должностных прав и обязанностей, требует того же от Вас и своих подчиненных, добивается четкого выполнения функциональных обязанностей.
Г. Четвертый всегда сосредоточен на достижении своей цели, напористый в организационных вопросах и всегда стремится добиваться своего, не придавая большого значения возникающим недоразумениям и конфликтам во взаимоотношениях с подчиненными.
Ситуация № 6. Ситуация аналогична предыдущей (№ 5). Кандидаты отличаются друг от друга следующими особенностями во взаимоотношениях с непосредственным начальником:
A. Первый быстро соглашается с мнениями, указаниями непосредственного начальника (то есть Вашими), безоговорочно и пунктуально выполняет любые его распоряжения, независимо от своего отношения к делу
Б. Второй может быстро согласиться с мнением и распоряжением начальника и безоговорочно выполнить любое его распоряжение, но только в том случае, если начальник лично авторитетен в его глазах.
B. Третий кандидат обладает неуживчивым характером, склонен к спорам, бывает замкнут, труден в контакте, но зато очень опытный специалист, умелый организатор, творчески выполняет любое распоряжение и добивается оптимальных результатов.
Г. Четвертый обладает богатым опытом и профессиональными способностями, но всегда стремится решать все самостоятельно, избегать лишних контактов с начальником, не любит, когда ему мешают, ответственен и имеет чувство собственного достоинства.
Ситуация № 7. Когда Вам случается быть в праздничной компании, к чему Вы более склонны?
A. Вести разговор на близкие вам темы, особенно по профессии.
Б. Выяснять взаимоотношения по спорным или принципиальным вопросам, чтобы отстоять свою точку зрения.
B. Не выделяться, поддерживать общую тему разговора, веселое настроение в компании.
Г. Добиваться согласия спорящих, быть их посредником или судьей.
Ситуация № 8. Ваш подчиненный по причине недисциплинированности не выполнил распоряжение в установленный срок, хотя давал обещание. Ваша реакция:
A. Сначала добиться выполнения распоряжения, а потом уже поговорить наедине, воспитывать, а если надо, и наказать.
Б. Поговорить с ним наедине, выяснить и обсудить причины срыва, добиться выполнения распоряжения, в случае повторного нарушения наказать строже.
B. Сначала поговорить с теми, кто больше знает о провинившемся, и посоветоваться о том, какую форму, меру воздействия применить к нему.
Г. Отменить распоряжение, передать вопрос на решение актива коллектива. В дальнейшем вести тщательный контроль над службой провинившегося, вовремя исправлять нарушения.
Ситуация № 9. Ваш подчиненный игнорирует Ваши распоряжения, делает все по-своему, не устраняет того, что Вы велели исправить. Ваше поведение в отношении него?
A. Разобравшись в мотивах упорства и видя их несостоятельность, применить обычные уставные меры наказания, не теряя времени на разговоры.
Б. В интересах дела вызвать его на откровенный разговор и постараться переубедить, расположить к себе, настроить на благоприятные служебные контакты в дальнейшем.
B. Прежде всего попытаться воздействовать на него через активных и авторитетных для него сослуживцев.
Г. Сначала подумать о том, что зависит от Вашего поведения, не делаете ли Вы сами ошибок, а уж затем выяснить, в чем прав или не прав этот подчиненный.
Ситуация № 10. В уже сложившийся коллектив, где имеется конфликт между двумя группировками по поводу внедрения новшеств, назначается новый руководитель. Каким образом, по Вашему мнению, он должен разрешить имеющийся конфликт?
А. Не обращая внимания на сопротивление новому сторонников старого стиля службы, опираться на представителей противоположной группировки, вести работу по внедрению новшеств, не вовлекаясь в конфликты и воздействуя силой своего примера.
Б. В первую очередь попытаться привлечь на свою сторону и переубедить тех, кто не соглашается с нововведениями, хочет работать по-старому
В. Прежде всего в решении конфликта опираться на актив коллектива, поручив ему разрешить возникшие споры и устранить разногласия.
Г. Попытаться примирить сторонников старого и нового стилей работы путем постановки новых перспективных задач, поддерживая лучшие служебные традиции коллектива и отвергая косное и вредное для дела.
Ситуация № 11. Один из Ваших подчиненных внезапно заболел. Остальные очень заняты подготовкой важного мероприятия. Часть работы, порученная заболевшему, также должна быть выполнена в срок. Как Вы поведете себя в данной ситуации?
A. Распоряжусь: «Вы выполняйте распоряжение вместо заболевшего. Вы выполняйте другое распоряжение, а Вы помогите сослуживцам, когда выполните свое распоряжение» и т. д.
Б. Предложу: «Давайте подумаем вместе, кто возьмет на себя это распоряжение. Ведь оно все равно должно быть выполнено. Пусть каждый скажет, что он должен выполнить за этот период, а потом мы решим вместе, как выполнить часть работы, порученную заболевшему».
B. Скажу коллективу так: «Я очень загружен службой, распределите-ка между собой эту работу. Выручайте друг друга и весь коллектив. Он поправится — отработает. Давайте за дело!».
Г. Скажу и сделаю так: «Если никто из вас не хочет выполнить его работу, я сам сделаю ее!»
Ситуация № 12. У Вас создались натянутые отношения с сослуживцем. Допустим, что причины этого Вам не совсем ясны, но нормализовать отношения необходимо. Что Вы предпримете для этого в первую очередь?
А. Вызову его на откровенный разговор, чтобы выяснить причины натянутых отношений.
Б. Прежде всего попытаюсь разобраться в своем собственном поведении по отношению к сослуживцу.
В. В первую очередь обращу внимание сослуживца на служебные вопросы, которые страдают от наших натянутых отношений.
Г. Обращусь к другим сослуживцам, которые хорошо знают его, и попрошу их быть посредниками в нормализации наших отношений.
Ситуация № 13. Вы недавно назначены руководителем подразделения, в котором раньше работали на нижестоящей должности. Вы вызвали подчиненного для выяснения его частых опозданий на службу, но сами неожиданно опоздали на 15 минут. Как Вы начнете беседу при встрече с подчиненным?
A. Независимо от своего опоздания, сразу потребую письменное объяснение его частых опозданий.
Б. Извинюсь перед подчиненным, а затем начну беседу.
B. Объясню причину своего опоздания и, используя его как пример, покажу подчиненному, чего можно было бы ожидать от меня как руководителя, если бы я также часто опаздывал, как и он.
Г. В интересах дела отменю беседу и перенесу ее на более удобный момент.
Ситуация № 14. Вы служите начальником отдела уже второй год. Подчиненный обращается к Вам с просьбой дать отпуск за свой счет на четыре дня по поводу бракосочетания. «Почему на четыре?» — с недоумением спрашиваете Вы. «А помните, когда женился Иванов, ему разрешили», — невозмутимо отвечает подчиненный. «Я могу отпустить Вас только на три дня, согласно действующему положению», — отвечаете Вы и подписываете документ. Однако подчиненный выходит на службу через четыре дня. Ваши действия в этом случае?
A. Сообщу о нарушении служебной дисциплины непосредственному начальнику, пусть он решает.
Б. Потребую от подчиненного отработать четвертый день за счет выходного. Скажу, что Иванов тогда тоже отработал.
B. В виде исключения в беседе ограничусь публичным замечанием, ведь люди женятся не часто. В документах поставлю день без выработки/отгул.
Г. Возьму всю ответственность на себя. Просто скажу, что так поступать не следовало. Но уж раз женился, поздравляю, желаю счастья.
Ситуация № 15. Вы — начальник отдела. В нерабочее время один из ваших подчиненных выпил и в состоянии опьянения случайно испортил дорогостоящее оборудование. Другой, пытаясь отремонтировать оборудование, получил легкую травму. Виновник звонит Вам после работы домой по телефону и спрашивает, что же им теперь делать. Как Вы ответите на этот звонок?
A. «Действуйте согласно инструкции. Сделайте все, что требуется по правилам техники безопасности».
Б. «Доложите о случившемся дежурному. Составьте акт о поломке оборудования. Завтра разберемся».
B. «Без меня ничего не предпринимайте. Я сейчас приеду, разберусь и помогу».
Г. «В каком состоянии пострадавший? Если необходимо, срочно вызовите скорую помощь. Я буду в 9 часов утра».
Ситуация № 16. Однажды Вы слышите, как несколько начальников спорят о том, как лучше обращаться с подчиненными. К какой из четырех точек зрения присоединились бы Вы?
A. Чтобы подчиненный хорошо работал, нужно подходить к нему индивидуально, учитывая характер и темперамент, считаясь с его личностью.
Б. Все это мелочи. Главное в оценке людей — это их деловые качества, исполнительность. Каждый должен делать то, что ему положено.
B. Успеха в руководстве можно добиться лишь в том случае, если подчиненные доверяют своему руководителю, уважают его.
Г. Лучшие стимулы в работе — это четкие распоряжения, приличная зарплата и своевременная премия.
Ситуация № 17. После реорганизации Вам необходимо срочно, согласно новому штатному расписанию, перекомплектовать в коллективе ряд отделов. Какой путь Вы выбираете?
A. Возьмусь задело сам, изучу все списки кандидатов, предложу руководству свой проект новых отделов и фамилии их руководителей.
Б. Предложу решить этот вопрос отделу кадров, ведь это их работа.
B. Соберу актив коллектива. Во избежание конфликтов предложу подать свои предложения по составу отделов заинтересованным подчиненным. Затем обсудим их на совещании.
Г. Вначале обсужу вопрос о предстоящей работе этих отделов со специалистами и руководством в интересах дела.
Ситуация № 18. В Вашем коллективе имеется подчиненный, который скорее числится, чем служит. Уволить его нет юридических оснований, а загрузить функциональными обязанностями пока нет возможности. Что делать с этим подчиненным в дальнейшем?
A. Лично поговорю с ним откровенно с глазу на глаз и предложу уволиться по собственному желанию.
Б. Предложу руководству сократить эту должность.
B. Попытаюсь все же использовать данного подчиненного на вспомогательных работах, более четко определить круг его функциональных обязанностей.
Г. Создам в подразделении такое отношение к этому подчиненному, чтобы он сам понял необходимость перехода на другое место работы.
Ситуация № 19. При распределении премии некоторые подчиненные посчитали, что их незаслуженно обошли, и обратились к Вам с жалобой. Что Вы им ответите?
A. «Премии распределяет и присуждает актив коллектива, я тут ни при чем».
Б. «Не волнуйтесь, Вы получите премию в другой раз».
B. «Хорошо, я еще раз обсужу этот вопрос, постараюсь учесть Ваши претензии».
Г. «Премия распределена согласно утвержденному положению в соответствии с достижениями каждого в служебной деятельности».
Ситуация № 20. Вы недавно назначены начальником большого отдела. Еще не все знают Вас в лицо. Идя по коридору, Вы видите Ваших подчиненных, о чем-то оживленно беседующих и не обращающих на Вас никакого внимания. Возвращаясь через 20 минут, Вы застаете их за тем же занятием. Как Вы себя поведете?
A. Остановлюсь. Дам им понять, что я — новый начальник, вскользь замечу, что вижу их здесь давно. Задам вопрос: «Не случилось ли чего? Если нет работы, зайдите ко мне в кабинет».
Б. Спрошу, кто их непосредственный начальник, попрошу, чтобы он зашел ко мне.
B. Поинтересуюсь, что их волнует, о чем разговор, как идут дела, нет ли претензий к руководству. После этого замечу, что пора работать.
Г. Прежде всего поинтересуюсь, как обстоят дела в их отделе, каковы сроки окончания работы, загрузка, что мешает работать ритмично.
Обработка и интерпретация результатов
В представленной далее таблице подсчитайте баллы за каждый из выбранный вами вариант в каждой из двадцати ситуаций. 1 балл оценивается в 5%, так как максимальное количество баллов по каждой шкале может равняться 20, что составляет 100%.
Подсчитывая сумму баллов по всем шкалам, можно сделать вывод о стиле руководства, учитывая, что равномерное распределение ответов (от 4 до 6 баллов) свидетельствует о гибкости руководителя, его способности активно адаптироваться к ситуации, об умении перестраивать стиль руководства.
Доминирующий стиль руководства по шкале фиксируется в случае, когда больше 50% ответов приходится на одну шкалу.
Стиль руководства незначителен или отсутствует, если руководитель не дает ответов по данному типу или их незначительное количество (до 2-3).
Сочетание у руководителя преобладающих выборов «Д» и «С» говорит о его инициативности, «О» и «К» характеризуют исполнительский стиль.
Отсутствие ответов по шкале «К» и преобладание ответов по шкалам «Д», «С», «О» характеризует руководителя с авторитарным стилем.
Наиболее универсальным считается гибкий стиль; остальные могут быть полезны в зависимости от требований служебной деятельности и уровня развития коллектива.
Таблица для определения стиля руководства
Номер ситуации Возможные ответы по шкалам Д К С О 1 г б в а 2 б а г в 3 а г в б 4 а в б г 5 б а г в 6 в б г а 7 а г б в 8 а в б г 9 б в г а 10 г б а в 11 а б г в 12 в б г а 13 г б в а 14 б в г а 15 а г в б 16 б а в г 17 г в а б 18 в г а б 19 г б в а 20 г в а б Сумма баллов % по шкале Критерии классификации стилей руководства
Авторитарный: если шкалы Д, С, О > 4, а шкала К < шкалы О.
Демократический: если шкалы Д + К> = С + О.
Не вмешивающийся: если шкала Д 4.
Гибкий: если все шкалы Д=К=С=О>4.
Односторонний: если любая из шкал Д, К, С, О > 10.
Инициативный: если шкалы Д + С >= К + О.
Исполнительный: если шкалы К + О > Д + С.
Невыраженный: если все шкалы Д, К, С, О < 3.

Стиль «авторитарный». Характеризуется преимущественно жесткими способами управления, пресечением инициативы подчиненных, единоличным принятием решений. Преобладающие ориентации: на дело (цели, задачи, план); на себя (опора на личный опыт, склонность к риску, волевым решениям); на официальную субординацию (фактор власти, соблюдение установленных правил). Однако отсутствует ориентация на межличностный контакт, демократические и коллегиальные установки, что может отрицательно влиять на социально-психологический климат в коллективе.Ситуативное применение авторитарного стиля оправдано в случаях, когда в еще несформированном коллективе необходим строгий контроль, нет единства мнений, часты нарушения дисциплины или же предстоит выполнение ответственной задачи, но отсутствует активное ядро, на которое руководитель в полной мере мог бы положиться.
Стиль «демократический». Сочетает в себе ориентацию на дело и межличностные контакты с соблюдением официальных норм субординации. Применяется объективное оценивание подчиненных, стимулирование их труда в соответствии с их личным вкладом, разумное распределение ролей между неформальными лидерами, а также коллегиальность в обсуждении и принятии решений с уважением отдельного мнения и обязательностью принятого группой решения, делегирование необходимой доли полномочий заместителям или отдельным лидерам. Достоинством стиля является то, что он способствует установлению в коллективе деловых и товарищеских отношений в их гармоничном дополнении и проведению руководящих установок через ядро коллектива при необходимой мере контроля. Стиль наиболее приемлем в коллективах с высоким уровнем развития и на отдельных этапах его становления, что требует от руководителя определенной управленческой компетентности, реалистичности оценок результатов.
Стиль «не вмешивающийся». Руководитель осуществляет минимальное руководство. Стиль оправдан в ситуации руководства высокоразвитым коллективом профессионалов с высокими уровнями сплоченности, сотрудничества и взаимопомощи, при сознательной дисциплине, коллегиальности принятия группового решения и обязательности его выполнения каждым сотрудником. В остальных случаях невмешательство руководителя может приводить к негативным последствиям, проявлению анархии, формированию неблагоприятного морально-психологического климата в организации, явной или скрытой конфронтации, срывам в деятельности, текучести кадров, их неудовлетворенности условиями труда и профессией.
Стиль «гибкий». Характеризуется гармоничным сочетанием ориентации на дело, межличностные контакты и официальную субординацию, что позволяет руководителю легко приспосабливаться к требованиям ситуации, сохраняя за собой право решающего голоса при коллегиальном принятии решений. Руководитель склонен вдумчиво относиться к производственным и социальным вопросам, отстаивать интересы дела и коллектива, учитывать индивидуальные особенности подчиненных и проявления неформального лидерства в коллективе.
Стиль «односторонний». Характеризуется преобладанием акцентуации руководителя, что сопряжено с нанесением ущерба отвергаемой стороне его работы: доминирование ориентации на дело, как правило, приводит к трудностям в социально-психологической области руководства, поскольку ее игнорирование дестабилизирует коллектив вопреки явной заинтересованности руководителя в результатах труда. Аналогично, акцент на межличностные контакты без делового опосредования дает руководителю ограниченное представление об управляемых явлениях, вопреки его желанию наладить контактные и доверительные отношения с подчиненными: в его оценках отсутствует основной объективный компонент — результат труда и вклад в него как группы в целом, так и каждого отдельного подчиненного. Односторонняя акцентуация только на себя еще более явно свидетельствует о неблагополучном способе адаптации руководителя к требованиям своей профессии: неадекватности его уровня притязаний и самооценки, затруднениях в освоении управленческих функций и поведенческих ролей. Наконец, ориентация только на официальную субординацию делает вообще невозможным эффективное руководство в связи с явными пробелами в установках руководителя.
Стиль «инициативный». Стиль характеризуется одновременным преобладанием ориентации руководителя на дело и на себя. Такой руководитель очень инициативен и настойчив, превыше всего ценит деловые качества, способен добиваться хороших результатов в деятельности, своевременного и качественного выполнения задания всем коллективом (особенно если это подкреплено личным авторитетом). Однако ему необходимо помнить, что ориентация на чисто деловые отношения с подчиненными оказывает отрицательное воздействие на коллектив. Поэтому благоприятный социально-психологический климат в коллективе возможен, если его руководитель окажется способным периодически переключаться и на решение социально-психологических задач.
Стиль «исполнительный». Стиль руководителя отличается сочетанием преобладания официальной субординации и межличностных контактов. Данный стиль адекватен, если возглавляемый коллектив достиг высокого уровня развития коллективистских отношений, интеграции и единства мнений по поводу распределения ролей между формальными и неформальными лидерами, а руководитель выполняет строго по необходимости собственно управленческие функции. Такая ситуация достаточно редка. Руководителю в этом случае следует обратить внимание на отсутствующую в его представлениях об оптимальном стиле руководства ориентацию на дело и на самого себя (с учетом, прежде всего, своего реального положения в коллективе и характера межличностных и деловых предпочтений в нем). Вероятно, что ему недостает инициативности и решительности в принятии самостоятельных решений, способности к разумному риску, стремления к дальнейшему росту.
Стиль «невыраженный». Наблюдается в случае малой выраженности всех четырех стилей, что встречается довольно редко и преимущественно у начинающих руководителей, установки и личные ориентации которых еще не определены. Возможна связь этого явления с малой личной заинтересованностью руководителя в своей профессии или должности, отсутствием четкой регламентации деятельности групповыми нормами на начальных этапах становления коллектива, случайностью комплектования кадров подразделения.


Мартынов С.Д. Профессионалы в управлении. М., 2006. – с. 8.
Арсеньев Ю.Н. Организационное поведение. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – с. 126.
Кнорринг В.И. Искусство управления. – М., БЕК, 2005. – с. 141.
Мескон М. Х. Основы менеджмента. - М.: Человек, 2004. – с. 154.
Кнорринг В.И. Искусство управления. – М., БЕК, 2005. – с. 251.

Образцов В.И. «10 путей к успеху». – Калининград, Янтарный сказ, 2006. – с. 137.

Байбурина Э.Р., Е.В.Шустрова. Влияние вознаграждения топ-менеджмента и совета директоров на стоимость крупных российских компаний // Корпоративные финансы, 2008.  - № 4(8). - С. 60-80. 
Мескон М. Х. Основы менеджмента. - М.: Человек, 2004. – с. 174.
Мескон М. Х. Основы менеджмента. - М.: Человек, 2004. – с. 149.
Бреддик У. Менеджмент в организации. - М.: Инфра-М, 2007. – с. 217.
Основы менеджмента: учебное пособие / Л.В. Плахова, Т.М. Анурина, С.А. Легостаева и др. – М.: КРОНУС, 2007. – с. 237.
Управление персоналом: Учебник для вузов/ Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. – с. 176..

Организационное поведение (Управление поведением человека в организации): Учебное пособие. / Смирнов С.В. , Мурашова Е.П. - М.: МГИУ, 2005. – с. 282.
Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности / науч.редактор А.А. Деркач. – М.: ИНФРА-М, 2006. – с. 183.
Пархоменко А. HR-технологии // Корпоративные финансы, 2008. - № 4(8). - С. 23-40. 
Шутенко Н.Д.. Феномен миссии в стратегическом целеполагании российских организаций // Социологические исследования, 2008. - № 5. - С. 84-90. 

Либман А.М. «Власть и организационное развитие». Журнал «Менеджмент в России и за рубежом», 2005. - №5. – С. 21-25.
Социально-психологические методы практической работы, в коллективе: диагностика и воздействие. М.: Инфра-М, 2007. – с. 211.
Арсеньев Ю.Н. Организационное поведение. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – с. 179.
Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. — М.: Юристъ, 2005. – с. 142.
Бабинцев В.П., Бояринова И.В., Реутов Е.В.. Лидерство и аутсайдерство // Социологические исследования, 2008.  - № 2. - С. 76-83. 

Апарина Н.Ф.. Курбатова М.В. Социальный капитал предпринимателя: формы его проявления и особенности в современной российской экономике // Экономический вестник Ростовского государственного университета, 2008.  - № 4. - С. 45-61. 
Егоршин А.П. Основы управления персоналом: учебное пособие для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2008. – с. 167.
Егоршин А.П. Основы управления персоналом: учебное пособие для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2008. – с. 203.
Мартынов С.Д. Профессионалы в управлении. М., 2006. – с. 154.
Бабинцев В.П., Бояринова И.В., Реутов Е.В.. Лидерство и аутсайдерство // Социологические исследования, 2008.  - № 2. - С. 76-83. 

Рансдорф М. Секреты успеха и задачи менеджмента на современном этапе. // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - №6. – С. 13-17.

К. Камерон, Р. Куинн. Диагностика и изменение организационной культуры. – СПб.: изд-во «Питер», 2007. – с. 217.










2









Источники власти

Первичные

Вторичные

          внешние данные личности: физические, одежда и т.д.
          предварительная информация о личности: звания, стиль общения и т.д.
          коммуникативные данные: умение говорить, общаться.

Общая культура
          поведение в быту
       поведение в неформальной обстановке

Деловые качества
          практические результаты деятельности
          забота о подчиненных
          справедливые требования
          не уходит от персональной ответственности
          Экспертная власть - подчиненный верит в способности, опыт и знания руководителя, которые позволяют обратиться к нему за советом и помощью

Эталонная
(на основе харизмы)
          подчинение личности на подсознательном уровне

 Зависимость через
          Власть информации - возможность доступа и контроля информации
          Принятие решения - руководитель обладает полномочиями для принятия решения (или может влиять).
          Вознаграждение подчиненного - руководитель обладает полномочиями поощрить за выполненную работу
          Принуждение - руководитель обладает полномочиями наказать за неисполнительность.
          Распределение ресурсов – материалы, рабочая сила, финансовые средства и т.п.

Через традиции
          государственности (атрибуты власти) – гимн, флаг, герб и т.д.
          ценности общества – патриотизм
          законность власти - подчиненный уверен в праве руководителя отдавать приказы
          почтительное отношение к должности
          проведение праздников- сплачивают народ, уверенность в своих силах.
 

8

18

34

82

0

10

20

30

40

50

60

70

80

90

количество

процентное соотношение

а) часто

б) редко

Список использованной литературы

1.Албастова Л.М., Игнатов В.Г. Теория управления. – Ростов-на-Дону: Изд-во МаРТ, 2006. – 311с.
2.Апарина Н.Ф.. Курбатова М.В. Социальный капитал предпринимателя: формы его проявления и особенности в современной российской экономике // Экономический вестник Ростовского государственного университета, 2008. - № 4. - С. 45-61.
3.Арсеньев Ю.Н. Организационное поведение. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 327с.
4.Байбурина Э.Р., Е.В.Шустрова. Влияние вознаграждения топ-менеджмента и совета директоров на стоимость крупных российских компаний // Корпоративные финансы, 2008. - № 4(8). - С. 60-80.
5.Бабинцев В.П., Бояринова И.В., Реутов Е.В.. Лидерство и аутсайдерство // Социологические исследования, 2008. - № 2. - С. 76-83.
6.Бреддик У. Менеджмент в организации. - М.: Инфра-М, 2007. – 432с.
7.Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. — М.: Юристъ, 2005. – 381с.
8.Герасимов Б.Н., Чумак В.Г., Яковлева Н.Г. Менеджмент персонала: учебное пособие/Ростовна Дону: Феникс, 2005г. - 448с.
9.Даулинг Гр. Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2005. – 274с.
10.Егоршин А.П. Основы управления персоналом: учебное пособие для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 472с.
11.Загоруйко И., Федоров В. Как управлять персоналом коммерческой организации // Человек и труд. - 2009. - №1. - С. 101-106.
12.Зайцева О.Н., Радугин А. и др. Основы менеджмента. – М.: Центр, 2006г. – 311с.
13.К. Камерон, Р. Куинн. Диагностика и изменение организационной культуры. – СПб.: изд-во «Питер», 2007. – 259с.
14.Кнорринг В.И. Искусство управления. – М., БЕК, 2005. – 293с.
15.Ковалев С.В. Управление качеством работы персонала. – М.: Издательство "Альфа-Пресс", 2009. - 384с.
16.Козырева П.М.. К вопросу о доверии в трудовых коллективах // Социологические исследования, 2008. - № 11. - С. 24-33.
17.Комаров Е.И. Стимулирование и мотивация в современном управлении персоналом // Управление персоналом. – 2007. - №1. - С. 25 – 27.
18.Кравченко А.И., Кравченко К.А. Основы менеджмента: управление людьми. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2006. – 307с.
19.Куликова В.Н. Как заставить собеседника принять вашу точку зрения/ В.Н. Куликова. – М.: АСТ, 2006. – 277с.
20.Либман А.М. «Власть и организационное развитие». Журнал «Менеджмент в России и за рубежом», 2005. - №5. – С. 21-25.
21.Мартынов С.Д. Профессионалы в управлении. М., 2006. – 385с.
22.Менеджмент / Ю.Ф. Гордиенко, Д. В. Обухов, М. С. Зайналабидов.- М.: ОАО «Московские учебники»; Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 387с.
23.Мескон М. Х. Основы менеджмента. - М.: Человек, 2007. – 357с.
24.Мордовин С.К. Управление персоналом: современная российская практика. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 304с.
25.Обозов Н.Н. Психология менеджмента. - СПб.: Питер, 2007. – 193с.
26.Образцов В.И. «10 путей к успеху». – Калининград, Янтарный сказ, 2006. – 177с.
27.Основы менеджмента: учебное пособие / Л.В. Плахова, Т.М. Анурина, С.А. Легостаева и др. – М.: КРОНУС, 2007. – 284с.
28.Организационное поведение (Управление поведением человека в организации): Учебное пособие. / Смирнов С.В. , Мурашова Е.П. - М.: МГИУ, 2005. – 305с.
29.Пархоменко А. HR-технологии // Корпоративные финансы, 2008. - № 4(8). - С. 23-40.
30.Питер Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления.- 2-е изд. М: Прогресс, 2006. – 293с.
31.Практикум по теории управления: Учебное пособие/ Под ред. Ю.В. Васильева, В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. -2-е изд. доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. - 304 с.
32.Проблемы развития личности и коллектива. Ростов н/Д., 2006. – 198с.
33.Пугачев В.П. Руководство персоналом: Учебник-М.: АспектПресс, 2006г. - 416с.
34.Свергун О., Пасс Ю., Дьякова Д., Новикова А. HR – практика. Управление персоналом: как это есть на самом деле. - СПб.: Питер, 2005. – 217с.
35.Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2007. - 451с.
36.Социально-психологические методы практической работы, в коллективе: диагностика и воздействие. М.: Инфра-М, 2005. – 236с.
37.Спивак В.А. Корпоративная культура. - СПб.: Питер, 2007. – 321с.
38.Спивак, В.А. Организационное поведение и управление персоналом: учеб. пособие для вузов .— 2-е изд., перераб. и доп . - СПб.: Питер, 2007. – 279с.
39.Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности / науч.редактор А.А. Деркач. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 359с.
40.Рансдорф М. Секреты успеха и задачи менеджмента на современном этапе. // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - №6. – С. 13-17.
41.Управление организацией. /Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. —М.: ИНФРА-М, 2007. – 357с.
42.Управление персоналом: Учебник для вузов/ Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. – 393с.
43.Шейн Э.Г. Организационная культура и лидерство. – СПб.: Изд-во «Питер», 2005. – 329с.
44.Широкова Г.В.. Жизненный цикл организации: эмпирические исследования и теоретические подходы // Российский журнал менеджмента, 2007. - № 3. - С. 85-90.
45.Шутенко Н.Д.. Феномен миссии в стратегическом целеполагании российских организаций // Социологические исследования, 2008. - № 5. - С. 84-90.

Узнать стоимость работы