Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Влияние эмоций на познавательные процессы.

  • 27 страниц
  • 18 источников
  • Добавлена 11.06.2012
700 руб. 1 400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Глава 1. Эмоции и познавательная деятельность как взаимосвязанные психические процессы
1.1. Связь эмоций и познавательной деятельности человека
1.2. Физиологические основы взаимосвязи эмоций и когнитивных процессов
Глава 2. Изучение влияния эмоций на познавательные процессы
2.1. Современные исследования влияния эмоций на познавательные процессы
2.2. Влияние эмоций на социально-когнитивные процессы
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

По-видимому, это происходит потому, что это требует от человека большего внимания. С точки зрения субъекта, в переполненном интервале событий больше, и это, следовательно, требует от него больших усилий [10]. Прошлое время в памяти кажется тем больше, чем оно было более насыщено событиями, и тем короче, чем более оно был пустым [10].С настоящим временем наоборот: оно кажется тем быстрее, чем больше в нем событий, и тем дольше и монотонней, тем более трудоемким, «тягучим», чем меньше событий [8].Роль этого фактора, связанного с эмоциональными переживаниями, Рубинштейн представил как закон эмоциональной оценки времени. Он гласит, что время, заполненное позитивными событиями и положительными эмоциями, сжимается, а наполненное негативными событиями и отрицательными эмоциями, растягивается [10].По мнению некоторых исследователей, существуют возрастные различия в восприятии времени: недооценка малых и переоценка больших промежутков времени наблюдается у детей и подростков чаще, чем у взрослых. Взрослые склонны к переоценке минутных интервалов в среднем на 133%, дети и подростки в возрасте от 7 до 19 – 175% [9, c. 36].В субъективной оценке восприятия времени существуют и индивидуальные различия. Можно выделить два типа восприятия времени – брадихроническое и тахихроническое [10]. Первый демонстрирует более или менее сильную тенденцию к ускорению времени, второй - к замедлению, задержке. Первый переоценивает, второй недооценивает длительность временных интервалов.В одной и той же ситуации восприятие времени может быть чрезвычайно разнообразным в зависимости от физического и эмоционального состояния. В состоянии депрессии или отчаяния, время течет медленно [10].Кант впервые предложил объяснение феномену субъективного сжатия времени: чем больше впечатлений человек получает в течение определенного периода времени, тем меньше ему кажется временной интервал [9]. Психологические измерения восприятия длины временного интервала были проведены французским философом XIX века М. Гильо, автором «Происхождения идеи времени». По его мнению, только этим феноменом сжатия времени можно объяснить тайны, как несколько событий пролетают за секунды, хотя в действительности длятся несколько часов [10]. С развитием экспериментальной психологии было множество противоречащих фактов. Оказалось, что заполненные моменты, как правило, оцениваются в более длинные промежутки. Когда время заполнено разнообразными впечатлениями, кажется, что недели, месяцы, годы жизни идут быстро [8]. Эта разница в восприятии краткосрочных и долгосрочных сегментов времени - только первое противоречие. Второе вытекает из закона, сформулированного американским психолог Уильямом Джеймсом в XIX-XX в.: «время, наполненное интересным и разнообразным опытом, кажется быстрым в своем течении, но при мысли о нем как о прошлом, кажется, оно длилось очень долго. Наоборот, время, не заполненное никакими впечатлениями, кажется долгим, а по прошествии коротким» [7, c. 79].Дискретность времени ясно видна, когда разные люди пытаются нарисовать на бумаге свои мысли о собственном прошлом, настоящем и будущем. Эксперименты показали различные типы концепций времени: прошлое, настоящее и будущее могут соприкасаться, пересекаться, включаться друг в друга, проявляя большую или меньшую преемственность психологического времени [10]. Однако, иногда прошлое, настоящее и будущее могут располагаться в полной изоляции друг от друга. Это означает отсутствие связи времен, дискретность субъективного времени.В заключение данного раздела после того, как было рассмотрено влияние эмоций на процессы восприятия,следует подчеркнуть, чтовлияние эмоциональной сферы проявляется в различныхкогнитивных процессах (не только вперцептивных, а также вмнестических, гностических, интеллектуальных).2.2. Влияние эмоций на социально-когнитивныепроцессыОдин из первых и наиболее известных экспериментов по изучению избирательного восприятия провели Джером Брунер и Лео Постман в 1949 году. Они сделали вывод, что большинство реакций на несоответствие виденного ожидаемому может быть отнесено к одному из четырех типов: доминантной реакции, компромиссу, отвергающей реакции или реакции узнавания. Эксперименты, а также опыты, которые проводили Брунер и Постман, показали, что на социальное восприятие сильнейшим образом влияет твердая уверенность, предубеждение и опыт. Психологи относятся к этим влияниям как к «когнитивным» факторам. Но на социальное восприятие влияет не только то, что люди ожидают увидеть, но и то, что они хотят увидеть. Факторы, имеющие дело с надеждами, желаниями и эмоциональными привязанностями, были названы «мотивационными» факторами.Вскоре после первых экспериментов по избирательным когнитивным процессам, в 1957 году, Леон Фестингер выдвинул теорию «когнитивного диссонанса». С 50- х годов она выдержала сотни экспериментов, в том числе и наиболее искусных и увлекательных во всей психологии. Несомненно, когнитивный диссонанс является ярким примером влияние эмоций на познавательные процессы в социально-психологическом плане.В одной ситуации раздражитель (например, черта личности) может быть воспринята одним образом, в другой ситуации — совершенно иным. Здесь мы сталкиваемся с так называемыми иллюзиями восприятия. Рассмотрим типичные социально-психологические эффекты и факторы, оказывающие влияние на познавательные процессы:Эффект контрастаПример - риэлтер недвижимости, показывающий покупателю ряд квартир заниженного качества с тем, чтобы потом показать целевую квартиру и способствовать положительному решению покупателя.Эффект первичностиПервые впечатления — наиболее важные, но вторые и третьи впечатления по- прежнему демонстрируют влияние эффекта первичности.Эффект недавности Этот эффект часто проявляется, когда люди способны вспомнить последнее впечатление более ясно, чем первое.Эффект ореолаТак же, как и в случаях с эффектом контраста, первичности и недавности, эффект ореола показывает, что реакция людей на внешние раздражители зависит от контекста. Кроме того, не существует и раздражителя, оторванного от контекста. Факторы ситуации сильнейшим образом влияют на восприятие людей — вне зависимости от того, является раздражитель геометрической фигурой, личным качеством, юридическим аргументом или салатом.Эффекты привязки и подгонкиВыражаются в том, что люди подгоняют несоответствующие величины под привязку, независимо от того, связана ли оценка с вероятностью атомной войны, ценой на дом или любой другой темой.Фактор социальной желательностиПроявляется в эгоцентрических императивах - социальных морально-этических нормах, которые человек усвоил как свои.Факторы эгоцентрических императивовВсе социальные морально-этические нормы, которые человек усвоил как свои.Факторы социальной фасилитацииПовышение эффективности (в плане скорости и продуктивности) деятельности личности в условиях ее функционирования в присутствии других людей, которые в сознании субъекта выступают в роли либо простого наблюдателя, либо конкурирующего с ним индивида или индивидов.В плане социально-психологического восприятия и оценки времени есть своего рода «маршруты» - от одного события к другому [10]. Они могут быть расширены, соединяя в хронологическом порядке далекие друг от друга события и близкие по времени. Аналогия позволяет в первом приближении описывать возможный механизм преемственности: чем короче длина фактического хронологического отношения между событиями, тем более насыщено время. Но установление связи между событиями может быть проблематичным. Для понимания природы преемственности необходимо учитывать не только степень связанности событий, но и быть уверенным в присутствии этой связи [10].Ленинградский психолог Е. Кузьмин определил три типа личности в зависимости от ее отношения к делу: стратеги, тактики, операционалисты [3]. Стратеги стремятся к достижению высочайшего мастерства в своей области, координированию своих действий на долгосрочную перспективу. Операционалисты используют один и тот же тип средств и действий, в результате часто возникают ситуации, когда они не могут справиться с новыми задачами. Тактики занимают промежуточное положение. По словам Кузьмина, стратегов - 10-20%, тактиков - 50-60%, операционалистов-15-20%. По-видимому, по отношению к собственной жизни эти типы также различаются. Стратег соединяет далекие события, мыслит в больших масштабах, видит прочную связь и преемственность времен. Для cтратега жизнь - это непрерывный гладкий путь, для тактика он последовательный, для операционалиста – запутанный и прерывистый.Высшая форма преемственности - чувство непрерывности времени, когда источники и результаты собственных достижений человек видит в своем историческом прошлом и будущем.С выходом в исторический масштаб времени происходит преодоление биологических пределов жизни. В этом случае, нет рождения и смерти с точки зрения человека, усматривающего начало и конец своей жизни, в событиях жизни предшествующих и последующих поколений. В любом случае, понимание исторических аспектов своей жизни расширяет горизонт времени человека, наполняет его время «сверхсилой», заставляя видеть его корни в историческом прошлом и будущем. Тогда смерть перестает быть событием, отсекающим все связи, ломающим психологическое время личности [9]. Поэтому, несмотря на то, что с каждым годом смерть объективно ближе, время может переживаться как непрерывное. Известный факт, что большинство людей с возрастом начинают чувствовать ответственность перед будущими поколениями. Подтвердили это и психологические данные, которые показывают, что переход от подросткового возраста к взрослой жизни совпадает с отказом от эгоцентрической концепции времени [8].Таким образом, механизм внутренних часов связан с собственными представлениями о жизни, о причинно-следственной связи событий, жизненными целями и средствами для их достижения [10].ЗаключениеВ результате изучения и анализа научной литературы по этому вопросу можно сделать следующие выводы.В психологии эмоциями называют процессы, которые отражают опыт, накопленный в виде личной значимости и оценка внутренней и внешней ситуации для жизни человека. Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и характерологическими качествами личности.Эмоции – это функции, регулирующие деятельность субъекта, отражающие важность внутренней и внешней ситуации для осуществления данной деятельности, тем самым способствуя ориентации человека в различных ситуациях.Эмоции отражают окружающий нас мир, и в соответствии с этим управляютпознавательными процессами. Одной из наиболее важных характеристик эмоций является их отношение к познавательным процессам. В современной литературе накоплен ряд конкретных экспериментальных данных о связи эмоций с восприятием,памятью и мышлением.Таким образом, можно заключить, что эмоции являются движущей силой, регулятором познавательных процессов в целом.ЛитератураАнохин П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты. – М., 1984. – 542 с.Болотова А.К. Психология организации времени. – М: Аспект-Пресс, 2006. – 254 с.Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. Психология эмоций. Тексты.– СПб: Питер, 2006. – 404с.Гершон Б.Б. Психология эмоций. – М., 2004. – 440 с.Дружинин В. Психология. – СПб: Питер, 2001. – 656 с.Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб: Питер, 2002. – 464 с.Изард К.Э. Эмоции человека. Под ред. Л.Я. Гозмана, М.С. Егоровой. – М., Просвещение. – 154 с.Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб: Питер. 2008. – 782 с.Кайдаков С.В. Эмоции как фактор познания и действия: автореферат. – М., 1974. – 65 с.Маклаков А. Общая психология. - М., 2005. – 785 с.Марищук В.М. Роль эмоций в накоплении негативного опыта и формы его актуализации // Психология. – 2008. №3. С. 23–27.Мурачковский Н.В. Об особенностях некоторых мыслительных операций в условиях эмоциональной напряженности (эмоционального стресса) // Психология. – 2006г. №4, С. 25–28.Ольшевская О. Роль и значение эмоций. – Мн., 1968. – 359 с.Психология ощущений и восприятия (Хрестоматия). – М: ЧеРо, 1999.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 1998. – 579 c.Симонов П.В. Что такое эмоция? – М., 1962. – 375 с.Чебыкин А.Я. Эмоциональная регуляция учебно-познавательной деятельности. – Одесса, 1992. – 204 с.Шумский П.П., Иванова Л.Н. Эмоции как процесс, влияющий на деятельность человека. – Мозырь, 1998. – 324 с.

Литература

1.Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты. – М., 1984. – 542 с.
2.Болотова А.К. Психология организации времени. – М: Аспект-Пресс, 2006. – 254 с.
3.Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. Психология эмоций. Тексты.– СПб: Питер, 2006. – 404с.
4.Гершон Б.Б. Психология эмоций. – М., 2004. – 440 с.
5.Дружинин В. Психология. – СПб: Питер, 2001. – 656 с.
6.Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб: Питер, 2002. – 464 с.
7.Изард К.Э. Эмоции человека. Под ред. Л.Я. Гозмана, М.С. Егоровой. – М., Просвещение. – 154 с.
8.Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб: Питер. 2008. – 782 с.
9.Кайдаков С.В. Эмоции как фактор познания и действия: автореферат. – М., 1974. – 65 с.
10.Маклаков А. Общая психология. - М., 2005. – 785 с.
11.Марищук В.М. Роль эмоций в накоплении негативного опыта и формы его актуализации // Психология. – 2008. №3. С. 23–27.
12.Мурачковский Н.В. Об особенностях некоторых мыслительных операций в условиях эмоциональной напряженности (эмоционального стресса) // Психология. – 2006г. №4, С. 25–28.
13.Ольшевская О. Роль и значение эмоций. – Мн., 1968. – 359 с.
14.Психология ощущений и восприятия (Хрестоматия). – М: ЧеРо, 1999.
15.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 1998. – 579 c.
16.Симонов П.В. Что такое эмоция? – М., 1962. – 375 с.
17.Чебыкин А.Я. Эмоциональная регуляция учебно-познавательной деятельности. – Одесса, 1992. – 204 с.
18.Шумский П.П., Иванова Л.Н. Эмоции как процесс, влияющий на деятельность человека. – Мозырь, 1998. – 324 с.

Влияние языка на когнитивные процессы

Ðåôåðàò ï&"; ôèëîñîôèè

/ì&";æåò áûò  èñïîëüçîâàí è êàê ðåôåðàò ï&"; ëèíãâèñòèêå/

À&сколько;ò&";ð: Àäà Ìèíåå&сколько;à, 1 êóðñ

Íàïèñàí &сколько; äåêàáðå 1997 года,

ààùèùåí íà 9 áàëë&";&сколько; /5 ï&"; 5-áàëë í&";é ñèñòåìå/ &сколько; Ëàòâèéñêîì óíèâåðñèòåòå íà ôàêóëüòåòå óïðàâëåíèÿ ïðåäïðèíèìàòåëüñêîé äåÿòåëüíîñòüþ.

&Сколько;ëèÿíèå ÿàûêà íà ïîçíàâàòåëüíûå ïð&";öåññû.

&Сколько;&сколько;åäåíèå.

Ïðè ë&торн;á&";é ï&";ïûòêå ï&";íÿò  îòíîøåíèå ìåæäó êóë òóð&";é è ïîçíàâàòåëüíûìè ïðîöåññàìè, íåîáõîäèìî ïðåæäå &сколько;ñåë&"; ðàññìîòðåòü ïð&";áëåìó ÿàûêà. ßàûê ÿ&сколько;ëÿåòñÿ íå ò&";ë ê&"; ñðåäñò&сколько;&";ì, ïðè ï&";ì&";ùè ê&";ò&";ð&";ë&"; ìû ï&";ëó&разделяй;àåì á&";ë øó&торн; &разделяй;àñò  ñ&сколько;åäåíèé &"; êóë òóðå è ïîçíàâàòåëüíûõ ïð&";öåññàõ, íî-ñîãëàñíî íåê&";ò&";ðûì òå&";ðèÿì (ñì. íèæå)- òàêæå è &";ñí&";&сколько;íûì ôàêò&";ð&";ì, îïðåäåëÿþùèì íàøè ìûñëèòåëüíûå ïð&";öåññû.

Узнать стоимость работы