Вам нужна курсовая работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Диалоговое общение как средство патриотического воспитания.

  • 34 страницы
  • 22 источника
  • Добавлена 16.06.2012
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1.Теоретические основы патриотического воспитания младших школьников посредством диалогового общения
1.1. Основные понятия патриотического воспитания: их сущность и соотношение
1.2.Особености патриотического воспитания младших школьников
1.3. Роль диалогового общения в формирование патриотической воспитанности младших школьников
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование патриотического воспитания младших школьников посредством диалогового общения
2.1.Изучение особенностей патриотической воспитанности младших школьников
2.2.Патриотическое воспитание младших школьников с использование диалогового общения
2.3.Результаты контрольного эксперимента
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Поиск средств решения этой проблемы привел к необходимости повышения эффективности воспитательного процесса через создание организационно - педагогических условий патриотического воспитания посредством диалогового общения. Формы патриотического воспитания младших школьников черездиалоговое общение:беседы, классные часы, читательские конференции ;тематические утренники, проведение совместных праздников;торжественные линейки, уроки Мужества, Вахты Памяти;экскурсии, целевые прогулки, игры гражданско-патриотического содержания, походы по историческим местам и местам боевой славы;смотры строя и песни, военно-спортивные игры;конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества;ролевые игры, проигрывание ситуаций;встречи с ветеранами ВОВ, знаменитыми земляками;социальные акции, операции.В своей работе мы опирались на следующие условия развития патриотической воспитанности через диалоговое общение:Развитие интереса к истории своей родословной, бережное отношение к семейным традициям.Изучение истории своего края, его настоящего и будущего. Изучение истории, культуры, быта, традиций Отечества. Участие в работе органов классного и школьного самоуправления.Реализуя первое условие,проводятся тематические классные часы: «История нашей семьи», «Моя семья в фотографиях», «Памятные даты нашей семьи», «Дедушкин альбом». Детям предлагается отобразить тему «Моя семья» в рисунках, подобрать фотографии, рассказывающие о членах их семей. Эта работа необходима при проведении диагностики. Затем дети рассказывают о своих семьях. Часто занятия на эту тему проводятся в форме ролевой игры. Необходимо помочь ученику определить тему игры ( «День рождения», «Вечером всей семьёй», «Семейный праздник», «Поход в театр», «Поход в музей») и направить развитие сюжета. На занятиях «Мой воскресный день», «Праздники нашего дома» дети рассказывают о том, как их семьи проводят выходные и праздничные дни. Классный час, посвященный Дню Матери, позволяет детям испытать чувство гордости за своих мам, дает наглядный пример проявления внимания и чуткости. Не зря В. А. Сухомлинский говорил, что любовь к Родине начинается с любви к матери. В теме «Семья» я начинаю использовать проектную технологию. Дети совместно с родителями в 1 классе участвуют в таких проектах, как: «Я и моё имя», «История нашей фамилии», «Семейное древо», «Герб моей семьи», «Моя семья в годы войны». К этому занятию привлекаются дедушки и бабушки, сохранившие семейные предания и традиции. Подобная совместная деятельность заставляет её участников бережнее относиться к своим традициям, способствует сохранению семейных связей.В результате реализации первого этапа у детей появляется чувство гордости за свою семью, растет интерес родителей к своим генеалогическим корням, выявляются новые факты семейных биографий, связанные с Великой Отечественной войной. Реализуя второе условие,начинается изучение истории своего края, его настоящего и будущего, культуры, быта и традиций. Классные часы «Моя малая Родина» частично выстраиваются на знаниях учащимися своего родного города, его улиц, предприятий, культурных и исторических памятников и затем пополняются в течение последующих лет обучения.Исследовательский проект «Чьи имена носят улицы нашего города?», викторина «Знаешь ли ты историю своего города?» позволяют расширить знания учащихся о родном городе. Экскурсии являются составной частью работы в данном направлении.Постепенно дети приходят к осознанию понятия «малая родина», своей сопричастности к ее делам и заботам.При реализации третьего условиядети готовы воспринимать более сложный материал. Проводится цикл классных часов о родной стране: «С чего начинается Родина», «Наша страна – Россия», «О гербе, флаге и гимне», «Я гражданин России», «Москва – столица нашей Родины». Дети получают представление о правах и обязанностях граждан России, изучают историю гимна, герба, флага нашей Родины.Школьные стенды были посвящены символам Российского государства, выдающимся людям страны, позволяли вести работу в этом направлении. На данном этапе большая роль отводилась внеклассным мероприятиям по теме: «Человек – защитник своего Отечества». Начинаем с истоков. Именно защитникиземли русской, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Святогор, до сих пор любимы и узнаваемы многими поколениями. Младшим школьникам доступно содержание этих мероприятий, они понимают, что за время своей истории Россия много раз боролась с врагами, посягавшими на её свободу и независимость. В этой борьбе проявлялись главные качества граждан нашей страны: героизм, мужество, умение отказаться от своего блага ради спасения родной земли. Игра « Историческое лото» позволяет воспитанникам задуматься над смыслом крылатых выражений, дошедших до нас из глубины веков: «Кто с мечом на русскую землю придет, от меча и погибнет», «Лучше смерть, чем позор», «Сам пропадай, а товарища выручай». Разработаны внеклассные мероприятия «Во славу Отечества», «Честь имею».Младшему школьнику трудно перенестись в мыслях на многие тысячелетия назад, а, изучая историю, нельзя искажать ее факты. В музее дети могут осознать, какой трудный долгий путь, насыщенный историческими событиями прошел наш родной город от маленькой деревянной крепости до большого промышленного города. Воспитанию патриотизма через диалоговое общение способствует участие класса в школьном конкурсе строя и песни, в акциях «Мой сосед – ветеран», «Посылка солдату», подготовка фоторепортажа «Есть такая профессия – Родину защищать», составление устного журнала «Орден в твоем доме». Среди наиболее распространенных и действенных форм патриотического воспитания школьников важное место занимают Уроки Мужества. Опыт работы в младших классах показывает, что рассказ о героических традициях становится более эффективным, если он опирается на местные факты, преломляется через традиции своего народа. Дети встречались с ветеранами Великой Отечественной войны, людьми, строившими участок железной дороги «Старый Оскол - Ржава». Их живое слово оставляет в душах детей самое неизгладимое впечатление.Встрече с ветеранами предшествовала большая поисковая работа. Учащиеся приносили вырезки из газет, книги местных авторов об освобождении города, фотодокументы, оформляли стенд «Они освобождали Родину», выставку рисунков - «Мы победили!», готовили материал о своих родственниках - участниках войны.Подобные занятия оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят.Применение в воспитательной работе разнообразных методов, форм, создание определенных организационно-педагогических условий позволяют обеспечитьповышение эффективности патриотического воспитания. 2.3.Результаты контрольного экспериментаВ процессе контрольного этапа эксперимента было выявлено, что большинство учащихся имеют средний и высокий показатель воспитанности патриотизма (Таблица 3).Таблица 3.Уровни сформированности патриотической воспитанности младших школьников (контрольный этап)КомпонентыПоказателиИнтеллектуально-когнитивныйЭмоционально-чувственыйДеятельностно-практическийВысокий55%70%80%Средний45%30%20%НизкийПоказатели патриотической воспитанности младших школьников и результата контрольного отражены на рисунке 2.Рис. 2 - Показатели патриотической воспитанности учащихся после формирующего экспериментаЭксперимент доказал, что целенаправленная системная работа с учащимися привела к положительным результатам, что подтвердило предположение об эффективности патриотического воспитания младших школьников посредством диалогового общения.ЗаключениеИдея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности. Проходящие в РФ процессы общественно-политических и социально-экономических преобразований выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, в полном смысле слова демократического государства, обеспечивающего на деле конституционные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищенности.Успешное решение этих задач требует глубокого осмысления российскими гражданами всего происходящего, выработки активной жизненной позиции и повсеместное вовлечение их в полноценную практическую деятельность в интересах общества и государства. Это предполагает необходимость формирования у граждан, прежде всего у подрастающего поколения, за которым будущее страны, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств. Среди них важное значение имеет патриотизм, который понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активной деятельности самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном служении Родине.Диалоговые педагогические технологии представляются наиболее высокий потенциал « открытости»- к миру, к личности ребёнка к его духовным и физическим потребностям. Само определение данной технологии как коммуникативно-диалоговой предполагает активнейшее участие ребёнка в «производстве» высококлассной продукции – активной грамотной, а главное, глубоко индивидуальной личности человека.Овладевая данной технологией , мы в немалой степени способствуем субъективизации обьекта обучения и воспитания, а это значит установление длительной и плодотворной обратной связи, как желанной цели всех сторон.С точки зрения аспекта воспитания, они имеют неоспоримое преимущество перед всеми остальными. Воспитательный потенциал их чрезвычайно высок благодаря тому, что в ходе обучения ребёнок ненавязчиво подключается к процессу обсуждения актуальных для современного общества проблем, поиска и аргументации их наиболее оптимальных решений, оценки и обсуждения самых разных вопросов в процессе коммуникативного общения. Постепенно, и что важно, планомерно и предсказуемо достигаются такие воспитательные цели, как формирование культуры речи, развитие дискуссионных навыков, демократических убеждений, этически и эстетически выверенных подходов к социальной жизни.Открытость и, следовательно, перспективность диалоговой коммуникации обуславливается такими важными её атрибутами как актуализация и ответственное воспроизведение изучаемых сведений с их последовательным интегрированием, анализ, критическая оценка и отбор информации в связи с обсуждаемой проблемой, усвоение навыков постановки самих проблем, построение силлогизмов, оценочных заключений, отстаивание мнения, обмен знаниями,Учащиеся начинают ощущать те незримые, но крепкие нити социальных связей и отношений, которые, с одной стороны, стимулируют развитие у ребёнка общественно-ценностных элементов сознания, а с другой – выступают духовным фоном становления нравственной зрелости.Список литературыБеляев, А.В. Социально-педагогические проблемы гражданственности: История и современность / А.В. Беляев. -Ставрополь : Изд-во СГУ, 1996. - 188с.Бондаревская, Е.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. - Ростов-на-Дону : Учитель, 1999. - 560 с.Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону : Изд-во РГПУ, 2000. - 193с.Бодалев А.А. Психология общения. - М.: Изд-во «ИПП»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 256с.Бодалев А.А. Психология общения: Избранные психологические труды. -2-е изд. - М.: Московский психолого-социологический институт; Воронеж:НПО «МОДЭК», 2002. - 256с.Капустина, З.Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России / З.Я. Капустина // Педагогика. - 2003. - № 9, - С. 45-49.Кузнецова А.В., Кублицкая Е.А. [Текст] Гражданский патриотизм – основа формирования новой российской идентичности. М., 2005 - с. 112Кузнецова А.В. [Текст] Патриотическая идея в Российском обществе: генезис, состояние, тенденции. М., 2004 – с. 163Лутовинов, В.И. Современное понимание гражданско -патриотического воспитания российской молодежи / В.И. Лутовинов // Молодежь и общество. - 2007. - №3.Майер А. А. Проекция принципов диалогичности и проблемности на процесс профессиональной подготовки педагога дошкольного образования: Сборник тезисов докладов Всероссийской конференции "Образование в век глобализации". - М.: МСЭУ, 2003. - С. 47 - 49.Максименко Н. З. [Текст] Патриотическое воспитание учащихся - важнейший аспект этнопедагогической подготовки будущих учителей. // Начальная школа № 7. - 2000 год.Материалы с сайта: [Текст] http://festival.1september.ruПсихолого-педагогический словарь / Автор-составитель В.А. Мижериков. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. - 544 с.Ромашина С. Я. Дидактические основы формирования культуры коммуникативного воздействия педагога: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Барнаул: Издательство БГПУ, 2002. - 204 с.Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: 1994.Ромашина, С. Я. Фасилитация развития субъектов в дошкольном образовании / С. Я. Ромашина, А. А. Майер. - С .8-13.Ромашина С. Я. Принципы проблемности и диалогичности в реализации функций дидактического коммуникативного воздействия учителя на класс // Проблемность и диалог в современном образовании в эпоху глобализации: Материалы III Московской международной конференции "Образование в XXI веке - глазами детей и взрослых" в рамках Всероссийской конференции "Образование в век глобализации". - М.: "Лингвастарт", 2003. - С. 50 - 52.Руссу, И.Н. Воспитание гражданственности у учащихся общеобразовательной школы / И.Н. Руссу. - Кишинев : Штиинца, 1976. - 192с.Суколенов, И.В. Теория и практика гражданского образования в общеобразовательных учреждениях России (историко-педагогические аспекты): автореф. дис. ... д-ра пед. наук / И.В. Суколенов. - М. : [Б.и.], 2001. - 37 с. Суколенов, И.В. Теория и практика патриотического воспитания учащихся в современных условиях / И.В. Суколенов. - Курган : КУ,2006. - 177 с.Скалкин В.Л. «Обучение диалогической речи» М.,1989.Филонов, Г.Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития / Г.Н. Филонов // Педагогика. - 1999. - №8. - С.45-51.

Список литературы
1.Беляев, А.В. Социально-педагогические проблемы гражданственности: История и современность / А.В. Беляев. -Ставрополь : Изд-во СГУ, 1996. - 188с.
2.Бондаревская, Е.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. - Ростов-на-Дону : Учитель, 1999. - 560 с.
3.Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону : Изд-во РГПУ, 2000. - 193с.
4.Бодалев А.А. Психология общения. - М.: Изд-во «ИПП»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 256с.
5.Бодалев А.А. Психология общения: Избранные психологические труды. -2-е изд. - М.: Московский психолого-социологический институт; Воронеж:НПО «МОДЭК», 2002. - 256с.
6.Капустина, З.Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России / З.Я. Капустина // Педагогика. - 2003. - № 9, - С. 45-49.
7.Кузнецова А.В., Кублицкая Е.А. [Текст] Гражданский патриотизм – основа формирования новой российской идентичности. М., 2005 - с. 112
8.Кузнецова А.В. [Текст] Патриотическая идея в Российском обществе: генезис, состояние, тенденции. М., 2004 – с. 163
9.Лутовинов, В.И. Современное понимание гражданско -патриотического воспитания российской молодежи / В.И. Лутовинов // Молодежь и общество. - 2007. - №3.
10.Майер А. А. Проекция принципов диалогичности и проблемности на процесс профессио¬нальной подготовки педагога дошкольного образования: Сборник тезисов докладов Всерос-сийской конференции "Образование в век глобализации". - М.: МСЭУ, 2003. - С. 47 - 49.
11.Максименко Н. З. [Текст] Патриотическое воспитание учащихся - важнейший аспект этнопедагогической подготовки будущих учителей. // Начальная школа № 7. - 2000 год.
12.Материалы с сайта: [Текст] http://festival.1september.ru
13.Психолого-педагогический словарь / Автор-составитель В.А. Мижериков. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. - 544 с.
14.Ромашина С. Я. Дидактические основы формирования культуры коммуникативного воздей¬ствия педагога: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Барнаул: Издательст¬во БГПУ, 2002. - 204 с.
15.Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: 1994.
16.Ромашина, С. Я. Фасилитация развития субъектов в дошкольном образовании / С. Я. Ромашина, А. А. Майер. - С .8-13.
17.Ромашина С. Я. Принципы проблемности и диалогичности в реализации функций дидакти¬ческого коммуникативного воздействия учителя на класс // Проблемность и диалог в совре¬менном образовании в эпоху глобализации: Материалы III Московской международной кон¬ференции "Образование в XXI веке - глазами детей и взрослых" в рамках Всероссийской кон¬ференции "Образование в век глобализации". - М.: "Лингвастарт", 2003. - С. 50 - 52.
18.Руссу, И.Н. Воспитание гражданственности у учащихся общеобразовательной школы / И.Н. Руссу. - Кишинев : Штиинца, 1976. - 192с.
19.Суколенов, И.В. Теория и практика гражданского образования в общеобразовательных учреждениях России (историко-педагогические аспекты): автореф. дис. ... д-ра пед. наук / И.В. Суколенов. - М. : [Б.и.], 2001. - 37 с.
20. Суколенов, И.В. Теория и практика патриотического воспитания учащихся в современных условиях / И.В. Суколенов. - Курган : КУ,2006. - 177 с.
21. Скалкин В.Л. «Обучение диалогической речи» М.,1989.
22.Филонов, Г.Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития / Г.Н. Филонов // Педагогика. - 1999. - №8. - С.45-51.

Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников в ДОУ

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО "Уральский государственный педагогический университет"

Институт социального образования

Кафедра " социальная педагогика







Выпускной квалификационной работы

Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников в ДОУ

 
 

 
 
 
 
Екатеринбург 2012

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты применения фольклора в воспитании патриотизма старших дошкольников

.1 Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников

.2 Содержание патриотического воспитания старших дошкольников

.3 Использование фольклора в воспитании патриотизма старших дошкольников

Глава 2. Практика патриотического воспитания дошкольников средствами фольклора

.1 Анализ деятельности по патриотическому воспитанию в ДОУ

.2 Комплекс мероприятий по патриотическому воспитанию средствами фольклора

.3 Анализ результатов патриотического воспитания старших дошкольников детского сада "Солнышко" средствами фольклора

Вывод

Список литературы

Приложения

Введение

Актуальность темы исследования. Проблема патриотизма и подготовки кадров была актуальна уже с самых древних времен. Тем не менее, тонкий, единой системы, отражающей всю полноту данной проблемы, не существует. Главной задачей, приоритетом по формированию патриотизма на этапе дошкольного возраста можно считать "обретение родины". Но не следует забывать о том, что преподаватель, не будучи патриотом сам, не сможет пробудить в ребенке чувство любви к Родине.

Процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в мире [3].

Для воспитания чувства патриотизма важно давать детям начальные представления о нашей стране, людях, обычаях, истории, культуре. Старший дошкольный возраст, в силу непосредственности душевных и эмоциональных реакций, в силу еще не потерял открытости души, наиболее важен для формирования патриотических чувств. Для общества патриотическое воспитание дошкольников-это фундамент как раз того поликультурного пространства, создание которого предусматривается программой правительства.

Узнать стоимость работы