Вам нужнакурсовая работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Изучение публичной речи в школьных учебниках.

  • 26 страниц
  • 12 источников
  • Добавлена 10.06.2012
700 руб.1 400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическое исследование ораторского искусства……..5
1.1 Характеристика особенностей публичной речи…………………..5
1.2 Виды публичного красноречия………………………………………7
1.3 Основные требования к ораторской речи и оратору……………9
Выводы по первой главе……………………………………………11
Глава 2. Практическое исследование изучения основ публичной речи в школьных учебниках русского языка в 8-9 классах………………………..13
2.1 Методика проведения публичного выступления…………………13
2.2 Анализ учебного материала по русскому языку по формированию навыков публичной речи в 8-9 классах……………………………………..16
Выводы по второй главе……………………………………………22
Заключение…………………………………………………………24
Список использованной литературы………………………………25

Фрагмент для ознакомления

14, 19, 20, 21, 187, 190-192)
- Монолог (упр.17, 18)
- Развитие воображения (упр. 39, 69)
- Аукцион знаний (упр. 184,
- Межличностное общение (упр. 193, 194)
- Элементы рассуждения, направленные на слушателя (упр. 203) - Конструирование диалогов на тему
- Устная и письменная монологическая речь 7. Умения управлять аудиторией Задания отсутствуют Задания отсутствуют Таким образом, видно, что большинство заданий в учебнике Е.И. Никитиной [5].направлено на развитие связной речи, на формирование навыков работы с изложением, сочинением-описанием, сочинением по картине. В теоретической части дан небольшой материал о благозвучии речи, о смысловых и эмоциональных оттенках устной речи, приведены примеры о роли жестов при публичном выступлении. Практические задания направлены на развитие диалогической и монологической речи, на обогащение лексического запаса слов. В учебнике русского языка под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта [7].заложены основы формирования публичной речи: во многих упражнениях (351, 352, 358) учащимся предлагаются задания по подготовке устного высказывания с соблюдением норм и требований публичной речи: средства выразительности, тема, идея, четкая информация, выражение личного мнения, побуждение слушателей к действиям. Даны точные образцы построения публичного выступления (например, упражнение 385): тезис, главная идея, аргументы, примеры, выводы.
Таблица 2. – Формирование навыков публичной речи на уроках русского языка в 9 классе
Навыки публичной речи «Русская речь» под редакцией Е.И. Никитиной «Русский язык» под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта Виды заданий 1. Изучение теоретического материала - Стилистическое использование синонимов (упр.129) - Языковой анализ разных видов текста (упр. 260)
2. Развитие навыков подготовки речи - Аргументация текста (упр. 67, 165)
- Составления плана к выступлению (упр. 80) - Углубленный план к тексту (упр. 278)
- Логика рассуждения (упр. 283)
- Эмоциональность речи (упр. 283, 284) 3. Обогащение лексического запаса слов - Словарь эпитетов (упр. 9, 11)
- Пополнение словарного запаса, лексическое значение слов (упр.46, 130, 131) - Изобразительные средства(
- Стилистически окрашенные языковые средства (упр.271)
- Пополнение словаря (упр.277, 297)
- Оценочная лексика (упр. 287, 298) 4. Навыки работы с текстом - Диалог с текстом (упр. 2,
- Язык текста (упр.26, 82)
- Оценивание содержания текста (упр. 81, 82)
- Синтаксические средства выразительности речи (упр.182-184) - Экспрессивные синтаксические средства (упр253
- Составление текста по образцу (упр. 254, 255)
- Схемы строения текста (упр.259
- Восприятие текста (упр.314 - 317) 5. Работа с информационным материалом СМИ - Доклад или сообщение на научную тему
- Развертывание и свертывание текста (упр. 289, 290)
- Речь, произнесенная при открытии памятника 6. Навыки контакта со слушателями - Монологическая речь на фоне музыки (упр. 7, 11)
- Устный рассказ однокласснику (упр. 15, 16)
- Развитие воображения (упр. 94, 95)
- Обсуждение в группе (упр.165)
- Роль сравнений (упр.194) - Развитие коммуникативных навыков (упр.257
- Устная монологическая речь (упр.276) 7. Умения управлять аудиторией Задания отсутствуют. Задания отсутствуют. В учебнике Е.И. Никитиной отражены теоретические понятия особенностей публичной речи: правильность и точность использования слов разной стилистической окраски, например, слов-синонимов – «семантические синонимы, благодаря разнообразным смысловым оттенкам, могут передавать тончайшие нюансы человеческой мысли» [6, с. 140].
В учебнике много заданий, направленных на развитие коммуникативных навыков, которые предполагают работу в паре, в группе. Для развития контакта с ровесниками (одноклассниками) используются сравнения (упражнения 191-197): они способствуют говорящему и слушающему представить тот предмет или явление, о котором идет речь. В учебнике русского языка под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта [8].даны прекрасные образцы схем типологического строения текста, много заданий на разметку текстов, систематизированы средства связи предложений в тексте: лексические, морфологические, синтаксические (§30). Для формирования навыков устной публичной речи предложен практический материал (образец) по составлению углубленного плана: план текста, композиция, типологическое строение текста, стилистически окрашенные языковые средства (упражнение 278). Большую роль для формирования основ публичной речи играют комплексные задания для анализа текста: восприятие текста, интонационная работа с текстом, особенности темы, идеи, анализ языковых средств. В данном учебнике предусмотрена одна из интересных работ в нетрадиционном жанре – сочинение на тему «Речь, произнесенная на открытии памятника писателю». Эта публичная речь имеет классическую схему ораторского искусства: подбор необходимого материала для речи, составление плана и распределение материала в логической последовательности, литературная обработка речи (содержание), запоминание текста выступления и произнесение речи с использованием нужной интонации, жестов. (Материал к подготовке данного урока качественно дан в книге Т.О. Скиргайло) [9, с. 47].
Таким образом, мы наглядно увидели, что формированию коммуникативных и риторических умений на уроках русского языка уделено недостаточно времени, теоретические сведения практически отсутствуют во всех исследуемых учебниках. Мало заданий в учебниках на формирование умений и навыков контакта с одноклассниками, отсутствуют задания на формирование и развитие умений управлять собой и аудиторией.

Выводы по второй главе
Подводя итог практическому исследованию, можно сделать конкретные выводы:
1. Развитие ораторских способностей в образовательном процессе очень сложный и многогранный процесс, в котором невозможно предусмотреть все тонкости заранее, дать рекомендации на каждый вид публичного выступления.
2. Необходимо научить каждого учащегося старших классов методике написания публичного выступления, предоставляя образцы и рассматривая особенности каждого типа ораторского красноречия. В этом направлении очень важно, чтобы старшеклассники использовали свои творческие способности, индивидуальные возможности, применяли усвоенные риторические и коммуникативные навыки и умения.
3. Предоставленная методическая система заданий по русскому языку в 8-9 классах по формированию навыков публичной речи определяет использование рациональных форм и методов в образовательном процессе, помогает классифицировать эти задания согласно основным навыкам публичной речи.
4. Изученный практический материал свидетельствует, что подготовка к устному выступлению определяется видом ораторской речи, темой выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей. Кроме этого возникает необходимость знания уровня подготовленности аудитории к восприятию темы, возрастных и психологических особенностей, интереса к данной теме.
Заключение
Тема курсовой работы тесно связана со многими науками: русским языком, культурологией, психологией, риторикой. Актуальность исследования темы заключается в возросших требованиях развития коммуникативно-речевых навыков к подрастающему поколению. Устная публичная речь используется в современных условиях развития нашего государства во всех сферах и областях деятельности людей. Публичная речь имеет коммуникативные навыки, которые направлены на стимулирование ответной реакции слушателей.
Публичная речь имеет специфические особенности и общие требования, которые подчинены определенным законам ораторского искусства. Если выступающий хорошо знает излагаемую проблему, увлечен предметом своего выступления, глубоко продумал и прочувствовал тему речи, если он естествен и искренен, если он с удовольствием хочет поделиться своими мыслями, то обязательно аудитория его воспримет адекватно. При подготовке к выступлению и в начале речи у любого человека может возникнуть волнение, которое выражается в виде изменения тембра голоса, интонации речи. Данное волнение служит стимулом к дальнейшей речи, ведь самый ответственный этап ораторского публичного исполнения успешно пройден.
В теоретическом изучение темы и практическом исследовании учебного материала по русскому языку было определено, что любая публичная речь имеет классическую схему ораторского искусства: это подбор необходимого материала для речи, составление плана и распределение материала в логической последовательности, литературная обработка речи (содержание), запоминание текста выступления и произнесение речи с использованием нужной интонации, жестов.
Подчеркнуто, что в анализируемых учебниках отражена методическая система, помогающая сформировать элементарные навыки публичного выступления: это работа над стилистическими и лексическими особенностями текста, выбор стиля и материала, соответствующего особенностям данного стиля, логика изложения основной части и варианты средств для её достижения.
Однако все задания по русскому языку свидетельствуют, что формированию коммуникативных и риторических умений на уроках уделено недостаточно времени, теоретические сведения практически отсутствуют во всех исследуемых учебниках. Мало заданий в учебниках на формирование умений и навыков контакта с одноклассниками, отсутствуют задания на формирование и развитие умений управлять собой и аудиторией.

Список использованной литературы

1. Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская. - Ростов н / Д: изд-во Феникс, 2002. - 544с.
2. Голуб И.Б. Культура письменной и устной речи: учебное пособие / И.Б. Голуб. – М.: КНОРУС, 2010. – 264с.
3. Евтушенко В.С. Особенности публичной речи / В.С. Евтушенко. – М., 2010. – 97с.
4. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично / Д. Карнеги. - М.: "Проспект", 1989. - 419с.
5. Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 8 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений / М.: Дрофа, 2008. – 224с.
6. Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 9 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений / М.: Дрофа, 2008. – 256с.
7. Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2006. – 272с.
8. Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2006. – 272с.
9. Скиргайло Т.О. Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров: Пособие для учителей / Скиргайло Т.О. – М.: ООО ТИД Русское слово – РС, 2008. – 352с.
10. Сопер П. Основы искусства речи / П. Сопер. - М.: Б.И., 1992. - 446с.
11. Шейнов В.П. Риторика / В.П. Шейнов. - Мн.: Амалфея, 2000. - 592с.
12. Шейнов В.П. Искусство управлять людьми / В.П. Шейнов. – М.: АСТ, Минск: Харвест, 2010. – 512с.











2

Заключение
Тема курсовой работы тесно связана со многими науками: русским языком, культурологией, психологией, риторикой. Актуальность исследования темы заключается в возросших требованиях развития коммуникативно-речевых навыков к подрастающему поколению. Устная публичная речь используется в современных условиях развития нашего государства во всех сферах и областях деятельности людей. Публичная речь имеет коммуникативные навыки, которые направлены на стимулирование ответной реакции слушателей.
Публичная речь имеет специфические особенности и общие требования, которые подчинены определенным законам ораторского искусства. Если выступающий хорошо знает излагаемую проблему, увлечен предметом своего выступления, глубоко продумал и прочувствовал тему речи, если он естествен и искренен, если он с удовольствием хочет поделиться своими мыслями, то обязательно аудитория его воспримет адекватно. При подготовке к выступлению и в начале речи у любого человека может возникнуть волнение, которое выражается в виде изменения тембра голоса, интонации речи. Данное волнение служит стимулом к дальнейшей речи, ведь самый ответственный этап ораторского публичного исполнения успешно пройден.
В теоретическом изучение темы и практическом исследовании учебного материала по русскому языку было определено, что любая публичная речь имеет классическую схему ораторского искусства: это подбор необходимого материала для речи, составление плана и распределение материала в логической последовательности, литературная обработка речи (содержание), запоминание текста выступления и произнесение речи с использованием нужной интонации, жестов.
Подчеркнуто, что в анализируемых учебниках отражена методическая система, помогающая сформировать элементарные навыки публичного выступления: это работа над стилистическими и лексическими особенностями текста, выбор стиля и материала, соответствующего особенностям данного стиля, логика изложения основной части и варианты средств для её достижения.
Однако все задания по русскому языку свидетельствуют, что формированию коммуникативных и риторических умений на уроках уделено недостаточно времени, теоретические сведения практически отсутствуют во всех исследуемых учебниках. Мало заданий в учебниках на формирование умений и навыков контакта с одноклассниками, отсутствуют задания на формирование и развитие умений управлять собой и аудиторией.

Антонимы в школьных учебниках














Антонимы в школьных учебниках

Содержание

1.Цели и принципы обучения лексикологии и лексикографии

.Анализ программ и учебников

.1Теоретический материал в учебных комплексах

.2Дидактический материал

Вывод

Список используемых источников

Введение

важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий. Среди основных целей, на достижение которых должны быть направлены на изучение русского языка в школе, называется «развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; овладение способностью моделировать речевое поведение в соответствии с задачами коммуникации».

Одним из актуальных разделов изучения в средней школе является «Лексикология», потому что именно знания, полученные при изучении тем в этом разделе, способствуют развитию речи, получение знаний логическая модель построения языковых структур.

Лексические понятия имеют различные степени трудности понимания. На первый взгляд, антонимы относятся не на этом уровне лексических понятий. Но, как и в изучении других тем раздела «Лексикология», и здесь есть трудности.

рассмотрим, в качестве материала исследования антонимов, представленный в услуги школьных программ.- Н.М.Шанского, В. В. Бабайцевой и М. М. Разумовской.

.Цели и принципы обучения лексикологии и лексикографии

Лексикология изучается на уроках русского языка в начальной школе, а затем продолжить и дополнить новой информацией в средней школе.

«Лексикология - раздел языкознания, который изучает слово как единицу словарного состава языка (лексики) и всю лексическую систему (лексику). Лексикография - наука о составлении словарей».

Целью изучения раздела лексикологии (и прилегающих к ней фразеологии):

.Дать представление о основная единица лексики - слово.

.Дать представление о лексическом значении слова:

А) показать двустороннюю природу слова (план выражения - план содержания);

Узнать стоимость работы