Изучение публичной речи в школьных учебниках.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика
  • 2626 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 10.06.2012
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическое исследование ораторского искусства……..5
1.1 Характеристика особенностей публичной речи…………………..5
1.2 Виды публичного красноречия………………………………………7
1.3 Основные требования к ораторской речи и оратору……………9
Выводы по первой главе……………………………………………11
Глава 2. Практическое исследование изучения основ публичной речи в школьных учебниках русского языка в 8-9 классах………………………..13
2.1 Методика проведения публичного выступления…………………13
2.2 Анализ учебного материала по русскому языку по формированию навыков публичной речи в 8-9 классах……………………………………..16
Выводы по второй главе……………………………………………22
Заключение…………………………………………………………24
Список использованной литературы………………………………25

Фрагмент для ознакомления

14, 19, 20, 21, 187, 190-192)
- Монолог (упр.17, 18)
- Развитие воображения (упр. 39, 69)
- Аукцион знаний (упр. 184,
- Межличностное общение (упр. 193, 194)
- Элементы рассуждения, направленные на слушателя (упр. 203) - Конструирование диалогов на тему
- Устная и письменная монологическая речь 7. Умения управлять аудиторией Задания отсутствуют Задания отсутствуют Таким образом, видно, что большинство заданий в учебнике Е.И. Никитиной [5].направлено на развитие связной речи, на формирование навыков работы с изложением, сочинением-описанием, сочинением по картине. В теоретической части дан небольшой материал о благозвучии речи, о смысловых и эмоциональных оттенках устной речи, приведены примеры о роли жестов при публичном выступлении. Практические задания направлены на развитие диалогической и монологической речи, на обогащение лексического запаса слов. В учебнике русского языка под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта [7].заложены основы формирования публичной речи: во многих упражнениях (351, 352, 358) учащимся предлагаются задания по подготовке устного высказывания с соблюдением норм и требований публичной речи: средства выразительности, тема, идея, четкая информация, выражение личного мнения, побуждение слушателей к действиям. Даны точные образцы построения публичного выступления (например, упражнение 385): тезис, главная идея, аргументы, примеры, выводы.
Таблица 2. – Формирование навыков публичной речи на уроках русского языка в 9 классе
Навыки публичной речи «Русская речь» под редакцией Е.И. Никитиной «Русский язык» под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта Виды заданий 1. Изучение теоретического материала - Стилистическое использование синонимов (упр.129) - Языковой анализ разных видов текста (упр. 260)
2. Развитие навыков подготовки речи - Аргументация текста (упр. 67, 165)
- Составления плана к выступлению (упр. 80) - Углубленный план к тексту (упр. 278)
- Логика рассуждения (упр. 283)
- Эмоциональность речи (упр. 283, 284) 3. Обогащение лексического запаса слов - Словарь эпитетов (упр. 9, 11)
- Пополнение словарного запаса, лексическое значение слов (упр.46, 130, 131) - Изобразительные средства(
- Стилистически окрашенные языковые средства (упр.271)
- Пополнение словаря (упр.277, 297)
- Оценочная лексика (упр. 287, 298) 4. Навыки работы с текстом - Диалог с текстом (упр. 2,
- Язык текста (упр.26, 82)
- Оценивание содержания текста (упр. 81, 82)
- Синтаксические средства выразительности речи (упр.182-184) - Экспрессивные синтаксические средства (упр253
- Составление текста по образцу (упр. 254, 255)
- Схемы строения текста (упр.259
- Восприятие текста (упр.314 - 317) 5. Работа с информационным материалом СМИ - Доклад или сообщение на научную тему
- Развертывание и свертывание текста (упр. 289, 290)
- Речь, произнесенная при открытии памятника 6. Навыки контакта со слушателями - Монологическая речь на фоне музыки (упр. 7, 11)
- Устный рассказ однокласснику (упр. 15, 16)
- Развитие воображения (упр. 94, 95)
- Обсуждение в группе (упр.165)
- Роль сравнений (упр.194) - Развитие коммуникативных навыков (упр.257
- Устная монологическая речь (упр.276) 7. Умения управлять аудиторией Задания отсутствуют. Задания отсутствуют. В учебнике Е.И. Никитиной отражены теоретические понятия особенностей публичной речи: правильность и точность использования слов разной стилистической окраски, например, слов-синонимов – «семантические синонимы, благодаря разнообразным смысловым оттенкам, могут передавать тончайшие нюансы человеческой мысли» [6, с. 140].
В учебнике много заданий, направленных на развитие коммуникативных навыков, которые предполагают работу в паре, в группе. Для развития контакта с ровесниками (одноклассниками) используются сравнения (упражнения 191-197): они способствуют говорящему и слушающему представить тот предмет или явление, о котором идет речь. В учебнике русского языка под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта [8].даны прекрасные образцы схем типологического строения текста, много заданий на разметку текстов, систематизированы средства связи предложений в тексте: лексические, морфологические, синтаксические (§30). Для формирования навыков устной публичной речи предложен практический материал (образец) по составлению углубленного плана: план текста, композиция, типологическое строение текста, стилистически окрашенные языковые средства (упражнение 278). Большую роль для формирования основ публичной речи играют комплексные задания для анализа текста: восприятие текста, интонационная работа с текстом, особенности темы, идеи, анализ языковых средств. В данном учебнике предусмотрена одна из интересных работ в нетрадиционном жанре – сочинение на тему «Речь, произнесенная на открытии памятника писателю». Эта публичная речь имеет классическую схему ораторского искусства: подбор необходимого материала для речи, составление плана и распределение материала в логической последовательности, литературная обработка речи (содержание), запоминание текста выступления и произнесение речи с использованием нужной интонации, жестов. (Материал к подготовке данного урока качественно дан в книге Т.О. Скиргайло) [9, с. 47].
Таким образом, мы наглядно увидели, что формированию коммуникативных и риторических умений на уроках русского языка уделено недостаточно времени, теоретические сведения практически отсутствуют во всех исследуемых учебниках. Мало заданий в учебниках на формирование умений и навыков контакта с одноклассниками, отсутствуют задания на формирование и развитие умений управлять собой и аудиторией.

Выводы по второй главе
Подводя итог практическому исследованию, можно сделать конкретные выводы:
1. Развитие ораторских способностей в образовательном процессе очень сложный и многогранный процесс, в котором невозможно предусмотреть все тонкости заранее, дать рекомендации на каждый вид публичного выступления.
2. Необходимо научить каждого учащегося старших классов методике написания публичного выступления, предоставляя образцы и рассматривая особенности каждого типа ораторского красноречия. В этом направлении очень важно, чтобы старшеклассники использовали свои творческие способности, индивидуальные возможности, применяли усвоенные риторические и коммуникативные навыки и умения.
3. Предоставленная методическая система заданий по русскому языку в 8-9 классах по формированию навыков публичной речи определяет использование рациональных форм и методов в образовательном процессе, помогает классифицировать эти задания согласно основным навыкам публичной речи.
4. Изученный практический материал свидетельствует, что подготовка к устному выступлению определяется видом ораторской речи, темой выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей. Кроме этого возникает необходимость знания уровня подготовленности аудитории к восприятию темы, возрастных и психологических особенностей, интереса к данной теме.
Заключение
Тема курсовой работы тесно связана со многими науками: русским языком, культурологией, психологией, риторикой. Актуальность исследования темы заключается в возросших требованиях развития коммуникативно-речевых навыков к подрастающему поколению. Устная публичная речь используется в современных условиях развития нашего государства во всех сферах и областях деятельности людей. Публичная речь имеет коммуникативные навыки, которые направлены на стимулирование ответной реакции слушателей.
Публичная речь имеет специфические особенности и общие требования, которые подчинены определенным законам ораторского искусства. Если выступающий хорошо знает излагаемую проблему, увлечен предметом своего выступления, глубоко продумал и прочувствовал тему речи, если он естествен и искренен, если он с удовольствием хочет поделиться своими мыслями, то обязательно аудитория его воспримет адекватно. При подготовке к выступлению и в начале речи у любого человека может возникнуть волнение, которое выражается в виде изменения тембра голоса, интонации речи. Данное волнение служит стимулом к дальнейшей речи, ведь самый ответственный этап ораторского публичного исполнения успешно пройден.
В теоретическом изучение темы и практическом исследовании учебного материала по русскому языку было определено, что любая публичная речь имеет классическую схему ораторского искусства: это подбор необходимого материала для речи, составление плана и распределение материала в логической последовательности, литературная обработка речи (содержание), запоминание текста выступления и произнесение речи с использованием нужной интонации, жестов.
Подчеркнуто, что в анализируемых учебниках отражена методическая система, помогающая сформировать элементарные навыки публичного выступления: это работа над стилистическими и лексическими особенностями текста, выбор стиля и материала, соответствующего особенностям данного стиля, логика изложения основной части и варианты средств для её достижения.
Однако все задания по русскому языку свидетельствуют, что формированию коммуникативных и риторических умений на уроках уделено недостаточно времени, теоретические сведения практически отсутствуют во всех исследуемых учебниках. Мало заданий в учебниках на формирование умений и навыков контакта с одноклассниками, отсутствуют задания на формирование и развитие умений управлять собой и аудиторией.

Список использованной литературы

1. Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская. - Ростов н / Д: изд-во Феникс, 2002. - 544с.
2. Голуб И.Б. Культура письменной и устной речи: учебное пособие / И.Б. Голуб. – М.: КНОРУС, 2010. – 264с.
3. Евтушенко В.С. Особенности публичной речи / В.С. Евтушенко. – М., 2010. – 97с.
4. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично / Д. Карнеги. - М.: "Проспект", 1989. - 419с.
5. Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 8 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений / М.: Дрофа, 2008. – 224с.
6. Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 9 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений / М.: Дрофа, 2008. – 256с.
7. Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2006. – 272с.
8. Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2006. – 272с.
9. Скиргайло Т.О. Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров: Пособие для учителей / Скиргайло Т.О. – М.: ООО ТИД Русское слово – РС, 2008. – 352с.
10. Сопер П. Основы искусства речи / П. Сопер. - М.: Б.И., 1992. - 446с.
11. Шейнов В.П. Риторика / В.П. Шейнов. - Мн.: Амалфея, 2000. - 592с.
12. Шейнов В.П. Искусство управлять людьми / В.П. Шейнов. – М.: АСТ, Минск: Харвест, 2010. – 512с.











2

Заключение
Тема курсовой работы тесно связана со многими науками: русским языком, культурологией, психологией, риторикой. Актуальность исследования темы заключается в возросших требованиях развития коммуникативно-речевых навыков к подрастающему поколению. Устная публичная речь используется в современных условиях развития нашего государства во всех сферах и областях деятельности людей. Публичная речь имеет коммуникативные навыки, которые направлены на стимулирование ответной реакции слушателей.
Публичная речь имеет специфические особенности и общие требования, которые подчинены определенным законам ораторского искусства. Если выступающий хорошо знает излагаемую проблему, увлечен предметом своего выступления, глубоко продумал и прочувствовал тему речи, если он естествен и искренен, если он с удовольствием хочет поделиться своими мыслями, то обязательно аудитория его воспримет адекватно. При подготовке к выступлению и в начале речи у любого человека может возникнуть волнение, которое выражается в виде изменения тембра голоса, интонации речи. Данное волнение служит стимулом к дальнейшей речи, ведь самый ответственный этап ораторского публичного исполнения успешно пройден.
В теоретическом изучение темы и практическом исследовании учебного материала по русскому языку было определено, что любая публичная речь имеет классическую схему ораторского искусства: это подбор необходимого материала для речи, составление плана и распределение материала в логической последовательности, литературная обработка речи (содержание), запоминание текста выступления и произнесение речи с использованием нужной интонации, жестов.
Подчеркнуто, что в анализируемых учебниках отражена методическая система, помогающая сформировать элементарные навыки публичного выступления: это работа над стилистическими и лексическими особенностями текста, выбор стиля и материала, соответствующего особенностям данного стиля, логика изложения основной части и варианты средств для её достижения.
Однако все задания по русскому языку свидетельствуют, что формированию коммуникативных и риторических умений на уроках уделено недостаточно времени, теоретические сведения практически отсутствуют во всех исследуемых учебниках. Мало заданий в учебниках на формирование умений и навыков контакта с одноклассниками, отсутствуют задания на формирование и развитие умений управлять собой и аудиторией.

Вопрос-ответ:

Почему изучение публичной речи важно для учеников?

Изучение публичной речи помогает ученикам развивать навыки коммуникации, уверенности в себе и умения выступать перед аудиторией. Эти навыки могут быть полезными как в учебе, так и в будущей профессиональной деятельности.

Какие особенности публичной речи рассматриваются в исследовании?

В исследовании рассматривается характеристика особенностей публичной речи, такие как ясность, убедительность, эмоциональная выразительность и организация выступления.

Какие виды публичного красноречия упоминаются в статье?

В статье упоминаются виды публичного красноречия, такие как демонстративное, дидактическое и ораторское красноречие.

Какие требования предъявляются к ораторской речи и оратору?

Ораторская речь должна быть грамотной, убедительной, информативной и культурной. Оратору необходимо обладать хорошей позой, голосом, жестами и манерой речи.

Какая методика применялась в практическом исследовании?

В практическом исследовании использовалась методика изучения основ публичной речи в школьных учебниках русского языка в 8-9 классах. Подробные результаты исследования представлены в главе 2 статьи.

Какие темы рассматриваются в главе 1 статьи?

В главе 1 статьи рассматриваются особенности публичной речи, виды публичного красноречия и основные требования к ораторской речи и оратору.

Какие требования предъявляются к ораторской речи и оратору?

Основные требования к ораторской речи и оратору обсуждаются в главе 1 статьи, но конкретные детали можно найти в тексте.

Что изучается в главе 2 статьи?

В главе 2 статьи проводится практическое исследование изучения основ публичной речи в школьных учебниках русского языка в 8-9 классах.

Какова методика проведения публичного исследования в главе 2?

Методика проведения публичного исследования в главе 2 статьи описывается, но для подробностей рекомендуется обратиться к самому тексту.

Какие выводы делаются по первой главе статьи?

Выводы по первой главе описаны в самой статье и могут быть прочитаны для получения полной информации.

В чем заключается теоретическое исследование ораторского искусства?

Теоретическое исследование ораторского искусства заключается в изучении особенностей публичной речи, видов публичного красноречия и основных требований к ораторской речи и оратору.

Какие особенности имеет публичная речь?

Публичная речь характеризуется использованием специальных приемов и методов, направленных на воздействие на аудиторию, убеждение слушателей в правильности высказываемых идей, использование яркой и эмоциональной речи.