Вам нужна курсовая работа?
Интересует Медицина?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Нарушения ощущения и восприятия у умственно отсталых детей.

  • 32 страницы
  • 26 источников
  • Добавлена 09.06.2012
750 руб. 1 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление


Введение
Глава 1. Современные концепции о физиологических механизмах, лежащих в основе ощущений
Глава 2. Физиологические основы восприятия
Глава 3. Особенности восприятия и ощущений умственно отсталых детей
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Среди детей, перенесших поражение мозга, у которых слуховой анализатор пострадал особенно сильно. Такие дети в некотором отношении могут производить впечатление умственно отсталых. В этих случаях необходимо исследовать состояние слуховых восприятий с помощью соответствующих методик. Такое исследование даст возможность отделить Длинную умственную отсталость от вторичных задержек умственного развития, обусловленных дефектом слуховых восприятий.
Состояние слухового восприятия оказывает существенное влияние не только на развитие речи. В повседневной жизни и в труде человек постоянно и незаметно для себя пользуется данными слуховых восприятий. Так, например, по звуку он находит предмет, который уронил, узнает о действиях других людей или животных, определяет исправность машины, на которой работает, и т.д.
Если весь этот сложный мир звуков остается малодоступным для умственно отсталых детей, не удивительно, что они плохо ориентируются в окружающей обстановке.
Не менее важную роль в ориентировке играют восприятия времени и пространства.
Понятной становится мысль Л. С. Выготского о первичных (ядерных) и вторичных симптомах умственной отсталости. Именно плохие ощущения и восприятия оказываются теми ядерными симптомами, которые тормозят, задерживают развитие высших психических процессов, в частности мышления.
Все указанные недостатки и особенности ощущений и восприятий сглаживаются и компенсируются в процессе обучения и воспитания умственно отсталых детей в специальной школе. По данным К.И. Вересотской, от класса к классу меняется темп зрительных восприятий. При одной и той же продолжительности показа предметов ученики III класса вспомогательной школы узнают предметы во много раз быстрее, чем ученики I класса.
Точно так же проводилось сравнительное экспериментальное изучение и других видов и аспектов ощущений и восприятий. В частности, осуществлялось сравнительное изучение цветоразличения, остроты зрения, полноты обозрения, специфического узнавания, узнавания предметов, предъявленных в необычном положении. Все эти многогранные исследования с неизменностью свидетельствовали о том, что по мере обучения детей в школе от класса к классу происходит совершенствование, развитие ощущений и восприятий.
Развитие ощущений и восприятий может происходить спонтанно благодаря постепенному восстановлению высшей нервной деятельности. Благодаря этому становятся более подвижными и сильными нервные процессы, ускоряется темп и точность ощущений и восприятий. Развитие ощущений и восприятий может происходить под влиянием формирования высших психических функций.
Более всего способствует развитию всех психических процессов усвоение школьной программы. Вместе с тем учитель должен помнить о том, что этому способствует и внешкольная работа, в частности организация подвижных и настольных игр, проведение экскурсий, походов, музыкальных вечеров. Малоспособных детей можно научить слушать и эмоционально воспринимать музыку. Во время прогулок по лесу учитель должен учить детей слушать пение птиц и шелест листьев, во время экскурсий - приучать детей рассматривать, анализировать различные объекты. Рассматривая под руководством учителя картины, читая книги, дети также совершенствуют свои ощущения и восприятия.
Обогащение жизненного опыта детей, расширение круга их представлений и знаний - основные средства улучшения качества восприятий и ощущений.
Развитие отдельных психических функций проходит одни и те же этапы, как в норме, так и при аномалии. Для развития умственно отсталых детей характерно значительное замедление по сравнению с нормой. Закономерностью психического развития детей со специальными потребностями является трудность их адаптации в социуме, затруднено взаимодействие с социальной средой.



Заключение

Физиологической основой ощущений и восприятий являются нервные процессы, происходящие в специальных нервных механизмах. Эти нервные механизмы И.П. Павлов назвал анализаторами, так как ими осуществляется анализ и синтез воздействий, исходящих из внешнего мира и внутренней среды организма человека.
Анализаторы включают в себя периферические, проводящие и центральные (корковые) отделы. В периферических отделах анализаторов происходит превращение раздражений, поступающих из внешней или внутренней среды в специальное нервное возбужденние. Основным нервным аппаратом являются воспринимающие приборы (рецепторы), в которых осуществляется начальный, первый этап анализа воздействий среды. Так, зрительные раздражения перерабатываются в нервном аппарате глаза — палочковых и колбочковых клетках сетчатой оболочки глаза, слуховые раздражения — в нервных клетках кортиева органа, расположенного в улитке внутреннего уха, осязательные раздражения анализируются специальными рецепторами, заложенными в коже (пачиниевы тельца, клетки Мейснера); начальный анализ обонятельных раздражений осуществляется обонятельными клетками, размещающимися в слизистых покровах носовых ходов, и т.д.
Проводящие отделы анализаторов состоят обычно из трех нейронов. Возникшее в периферическом отделе анализаторов нервное возбуждение передается по первому нейрону в спинной, продолговатый или в средний мозг. Затем возбуждение передается через спинальные связи на второй нейрон, проводящий это возбуждение до зрительных бугров в промежуточном мозге. Отсюда возбуждение идет по третьему нейрону до центральных отделов анализаторов, расположенных в коре больших полушарий головного мозга. В корковых, мозговых концах анализаторов осуществляется высший анализ и синтез, обеспечивающий формирование ощущения и наиболее тонкие приспособительные реакции воспринимающих органов.
Физиологические механизмы ощущений и восприятий тесно связаны друг с другом, находятся в постоянном взаимодействии и единстве. Так, исследованиями последних лет показано, что анализ зрительных раздражений осуществляется в сетчатке не изолированными друг от друга палочками и колбочками, а их функциональными соединениями, получившими название рецептивных полей. Такие соединения позволяют уже на уровне рецепторов сетчатки глаза, т.е. в периферическом конце анализаторов, производить преобразования раздражений, необходимые для осуществления операций анализа и синтеза в высших отделах зрительной системы. В частности, при слабом освещении, когда нервное возбуждение, возникающее в палочках или колбочках, может оказаться недостаточным для дальнейшей передачи в высшие отделы зрительной системы, образуются большие рецептивные поля, включающие в себя большое число рецепторов, нервные возбуждения всех рецепторов складываются друг с другом, суммируются в выходной клетке рецептивного поля, и в высшие отделы зрительной системы направляется уже импульс, достаточно сильный для сравнения и различения.
На более высоких уровнях зрительной анализаторной системы также осуществляется процесс поэтапной обработки зрительной информации, в которой процессы ощущений и восприятий тесно переплетаются. В частности, в центральных отделах зрительного анализатора, расположенных в затылочной коре больших полушарий головного мозга, обнаружены участки, которые не реагируют на простые признаки, в частности на изменение освещенности; эти же поля не могут выделить в целом такие общие свойства предметов, как величину, форму. Однако они способны выделить такие элементы изображения, как наклон прямых линий, величина угла между двумя линиями контура. То есть между ощущением и восприятием имеются, по этим данным, переходные этапы, в которых простые признаки, характерные для ощущений, объединяются в более сложные признаки, не являющиеся еще целостным восприятием, совокупностью свойств, типичных для определенного предмета. Важную роль в физиологических основах восприятия играет взаимодействие отдельных анализаторов друг с другом, которое осуществляется благодаря наличию многочисленных нервных связей между различными участками коры головного мозга, являющимися центральными отделами соответствующих анализаторных систем. Одновременное возбуждение этих корковых концов анализаторов приводит к образованию временных нервных связей между ними, к возникновению сложных интегративных нервных процессов.
Благодаря этому взаимодействию мы узнаем предметы и явления окружающего мира по совокупности зрительных, слуховых, обонятельных и т. п. ощущений, которые они вызывают. Цветок, например, узнается нами не только по форме, цвету, но и по запаху; летящий в воздухе самолет по характерным зрительным (величина, цвет, форма) и слуховым признакам (типичный звук моторов и звук, возникающий вследствие преодоления сопротивления воздуха).
Большое значение в нервных процессах, составляющих физиологическую основу восприятия, играет также вторая сигнальная система — речь, организующая наглядно-образное, первосигнальное восприятие. Нервные возбуждения, возникающие при обозначении предметов словом, обеспечивают возможность быстрого и легкого узнавания многих сходных предметов данного вида.
Для развития умственно отсталых детей характерно значительное замедление по сравнению с нормой. Закономерностью психического развития детей со специальными потребностями является трудность их адаптации в социуме, затруднено взаимодействие с социальной средой.
Список литературы

Батуев А.С., Куликов Г.А. Введение в физиологию сенсорных систем. – М., 1993
Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников Ростов н/Д., 2004
Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. – М., 1983. – Т. 5: Основы дефектологии
Греченко Т.Н. Психофизиология. – М., 1999.
Данилова Н.Н. Психофизиология. Учебник для вузов. – М., 2002
Данилова Н.Н., Крылова А.Л., Физиология высшей деятельности. – М., 1997
Евлахова Э.А. Особенности восприятия сюжетно-художественных картин учащимися вспомогательной школы. – М., 1958
Кейдель В.Д. Физиология органов чувств. – М., 1975
Крылова А.Л., Черноризов А.М. Зрительный анализатор: нейронные механизмы зрения. – М., 1997. – 183с
Лурия А. Р. Ощущения и восприятие. – М., 1975
Невская А.А., Леушина Л.И. Асимметрия полушарий и опознание зрительных образов. – Л., 1990
Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. – М., 2003
Нудельман М.М. Методы исследования воображения аномальных детей. – М., 1978
Основы физиологии / Под ред. П. Стерки. – М., 1995
Основы физиологии человека // Учебник для высших учебных заведений / Под ред. Б.И. Ткаченко в 2-х томах – СПб., 1994
Особенности умственного развития учащихся вспомогательных школ /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965
Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. – М., 2002
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999
Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. – М., 2003
Соколов E.H. Принцип векторного кодирования в психофизиологии // Психология. 1995. № 4. С.3-13
Соколов Е.Н. Рефлекторные механизмы действия раздражителя на анализаторы // Хрестоматия по ощущению и восприятию. – М., 1975
Соколов Е.Н. Физиология высшей нервной деятельности. – М., 1981
Соловьев И.М. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы - М., 1953
Трофимова, Н.М. Основы специальной педагогики и психологии / Н.М. Трофимова, С.П. Дуванова. — СПб., 2005
Шмидт Р. Основы сенсорной физиологии. – М., 1984
Шульговский В.В. Основы нейрофизиологии. – М., 2000


Греченко Т.Н. Психофизиология. – М., 1999. – 572с
Крылова А.Л., Черноризов А.М. Зрительный анализатор: нейронные механизмы зрения. – М., 1997. – 183с
Соколов Е.Н. Физиология высшей нервной деятельности. – М., 1981
Невская А.А., Леушина Л.И. Асимметрия полушарий и опознание зрительных образов. – Л., 1990. – 215с
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999. –623с
Батуев А.С., Куликов Г.А. Введение в физиологию сенсорных систем. – М., 1993. – 342с
Лурия А. Р. Ощущения и восприятие. – М., 1975. – 319с
Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. – М., 2003. – 544 с
Данилова Н.Н. Психофизиология. Учебник для вузов. – М., 2002. – 373с
Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. – М., 2003. – 544 с
Данилова Н.Н., Крылова А.Л., Физиология высшей деятельности. – М., 1997. – 512с
Основы физиологии / Под ред. П. Стерки. – М., 1995
Соколов E.H. Принцип векторного кодирования в психофизиологии // Психология. 1995. № 4. С.3-13
Соколов Е.Н. Рефлекторные механизмы действия раздражителя на анализаторы // Хрестоматия по ощущению и восприятию. – М., 1975. – 520с
Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. – М., 2003.
Соколов Е.Н. Рефлекторные механизмы действия раздражителя на анализаторы // Хрестоматия по ощущению и восприятию. – М., 1975. – 520с
Батуев А.С., Куликов Г.А. Введение во физиологию сенсорных систем. – М., 1983.
Кейдель В.Д. Физиология органов чувств. – М., 1975.
Основы физиологии человека // Учебник для высших учебных заведений / Под ред. Б.И. Ткаченко в 2-х томах – СПб., 1994.
Основы физиологии человека // Учебник для высших учебных заведений / Под ред. Б.И. Ткаченко в 2-х томах – СПб., 1994
Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. – М., 2002. – 160 с.
Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников Ростов н/Д., 2004. – 352 с.
Трофимова, Н.М. Основы специальной педагогики и психологии / Н.М. Трофимова, С.П. Дуванова. — СПб., 2005
Нудельман М.М. Методы исследования воображения аномальных детей. – М., 1978
Соловьев И. М. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы - М., 1953
Э.А. Евлахова Особенности восприятия сюжетно-художественных картин учащимися вспомогательной школы. – М., 1958
Особенности умственного развития учащихся вспомогательных школ /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965
Особенности умственного развития учащихся вспомогательных школ /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965
Особенности умственного развития учащихся вспомогательных школ /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965
Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. – М., 1983. – Т. 5: Основы дефектологии.

Шмидт Р. Основы сенсорной физиологии. – М., 1984.
Шульговский В.В. Основы нейрофизиологии. – М., 2000.
Шульговский В.В. Основы нейрофизиологии. – М., 2000












2

Список литературы

1.Батуев А.С., Куликов Г.А. Введение в физиологию сенсорных систем. – М., 1993
2.Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников Ростов н/Д., 2004
3.Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. – М., 1983. – Т. 5: Основы дефектологии
4.Греченко Т.Н. Психофизиология. – М., 1999.
5.Данилова Н.Н. Психофизиология. Учебник для вузов. – М., 2002
6.Данилова Н.Н., Крылова А.Л., Физиология высшей деятельности. – М., 1997
7.Евлахова Э.А. Особенности восприятия сюжетно-художественных картин учащимися вспомогательной школы. – М., 1958
8.Кейдель В.Д. Физиология органов чувств. – М., 1975
9.Крылова А.Л., Черноризов А.М. Зрительный анализатор: нейронные механизмы зрения. – М., 1997. – 183с
10.Лурия А. Р. Ощущения и восприятие. – М., 1975
11.Невская А.А., Леушина Л.И. Асимметрия полушарий и опознание зрительных образов. – Л., 1990
12.Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. – М., 2003
13.Нудельман М.М. Методы исследования воображения аномальных детей. – М., 1978
14.Основы физиологии / Под ред. П. Стерки. – М., 1995
15.Основы физиологии человека // Учебник для высших учебных заведений / Под ред. Б.И. Ткаченко в 2-х томах – СПб., 1994
16.Особенности умственного развития учащихся вспомогательных школ /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965
17.Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. – М., 2002
18.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999
19.Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. – М., 2003
20.Соколов E.H. Принцип векторного кодирования в психофизиологии // Психология. 1995. № 4. С.3-13
21.Соколов Е.Н. Рефлекторные механизмы действия раздражителя на анализаторы // Хрестоматия по ощущению и восприятию. – М., 1975
22.Соколов Е.Н. Физиология высшей нервной деятельности. – М., 1981
23.Соловьев И.М. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы - М., 1953
24.Трофимова, Н.М. Основы специальной педагогики и психологии / Н.М. Трофимова, С.П. Дуванова. — СПб., 2005
25.Шмидт Р. Основы сенсорной физиологии. – М., 1984
26.Шульговский В.В. Основы нейрофизиологии. – М., 2000

характеристика Психологического ощущения и восприятия школьников с умственно отсталых и их коррекция

Реферат

Психологические особенности ощущения и восприятия школьников с умственно отсталых и их коррекция

План

1 Общая характеристика процессов ощущения и восприятия умственно отсталых детей

2 Особенности зрительного и слухового восприятия

3 Восприятие пространства и времени

4 Коррекция недостатков восприятия

1 Общая характеристика процессов ощущения и восприятия умственно отсталых детей

Ощущение-это психический процесс непосредственного отображения отдельных качеств окружающего мира, которые действуют на органы чувств. Восприятие-это психический процесс непосредственного целостного отображения предметов и явлений окружающего мира, которые действуют на органы чувств.

Полноценность ощущений и восприятия зависит от деятельности всех звеньев анализатора - рецепторной, то, что переводит физическую энергию раздражений в энергию нервных импульсов, проводящей и центральной, которые осуществляют обработку информации. Рецепторы у детей-олигофренов могут быть невредимыми, однако, через диффузного поражения коры головного мозга оказывается затронута центральная часть всех анализаторов.

Поэтому все виды ощущений при олигофрении характеризуются замедленностью, диффузностью, недиференцированностью вследствие снижения подвижности и иррадиации нервных процессов.

У детей-олигофренов оказываются смещенными пороги чувствительности. Нижний порог, который определяет интенсивность минимальный стимул, на который реагирует приемник, они опухшие. Это означает, что стимулы низкой интенсивности не вызывает у них реакцию. Верхний порог, который определяет максимальную интенсивность раздражителя, который еще воспринимается как специфический и не вызывает боль, у детей с недоразвитым интеллектом оказывается сниженным.

таким Образом, диапазон, в котором дети-олигофрены адекватно реагируют на визуальные, слуховые, тактильные и другие стимулы, оказывается суженным.

Хотя первичный повреждения органов ощущений при олигофрении чаще всего нет, восприятие у этих детей характеризуется бедностью и неточностью. Все свойства восприятия выявляются недоразвитыми. K. I. Вересотська экспериментально показала его замедленность и слабую активность, Е. С. Бейн - недоразвивание константы, М. М. Нудельман и І.М. Соловьев - суженный объем.

Узнать стоимость работы