Вам нужна дипломная работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Дидактические игры как средство развития математических представлений у детей пятого года жизни.

  • 68 страниц
  • 65 источников
  • Добавлена 19.06.2012
3 050 руб. 6 100 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
1.2. ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЬМИ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ
1.3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИКЕ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
2.1. КОНСТАТИРУЮЩЕЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ
2.2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ
ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
2.3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Фрагмент для ознакомления

4. Игра «Что изменилось».
На столе находятся 7-8 геометрических фигур, разных по форме, размеру и цвету. Дети запоминают расположение фигур, после изменений определяют новое расположение фигур, изменение в количестве.
5. Игра «Составь геометрическую фигуру из счетных палочек» Отсчитывая каждый раз по шесть палочек, дети составляют из них новую фигуру и называют ее. Выигрывает тот, кто составит наибольшее число фигур.
6. Игра «Угадай, какая фигура» с использованием блоков Дьенеша.
Перед ребенком выкладывался набор карточек, описывающих какой-либо блок Дьенеша. Ребенок находит нужный блок и, если ответ верен, сам загадывает и описывает с помощью карточек какой-либо блок.
7. Игра «Нарисуй половинку».
Материал: Нарисованные на половину рисунки. Дети дорисовывают рисунки, так чтобы получились предметы и фигуры. Затем называют узнанные ими фигуры.
8. Игра «Закрась рыбку».
Ребенок должен закрасить рыбку, которая состоит из геометрических фигур, нарисованных справа. - Почему ты закрасил эту рыбку? Закрась только те геометрические фигуры справа, из которых состоит рыбка. Какие фигуры ты закрасил?
Раздел IV. Пространственные представления
Цель: развитие пространственных представлений
Проведены игры:
1. «Рисование по клеточкам».
1 этап. Анализ готового рисунка и его воспроизведение.
2 этап. Выполнение заданий под диктовку.
Материал: Лист в клетку, в середине листа отмечена красная точка.
1 этап – упражнения на нахождение середины листа, на нахождение конкретной строчки, определенной точки в ней. Например: «Отсчитай четвертую строчку от верхней строчки, найди в ней 3 клетку». После того как дети справятся с заданием, рассматривают несложные рисунки и перерисовывают.
2 этап – работа всей группы. От указанной заданной точки надо двигаться в том направлении, которое называет воспитатель. Задания усложняется постепенно: крестик, самолетик, бегущий человек. Текст задания повторяется только один раз.
2. Игры «Я иду по дорожке», «Трудные виражи», «Путешествие по реке» и другие.
Материал: Рисунок с дорожками разной формы, в одном конце каждой – девочка, а в другом лес (с дорожками, у одного конца которых стоит машина, у другого - дом; с волнами у одного конца кораблик) Траектория дорожки усложняется от первой к последней.
Проведение: Ребенок должен карандашом, не отрывая руки, «пробежать» по изгибам дорожек, комментируя свои действия: «иду налево», «поворачиваю направо» и пр.
3. Обведи предметы слева от мишки и раскрась предметы, которые справа от него. Какие предметы ты раскрасил? Какие предметы обвел?
4. Закрась предметы слева от мишки и обведи предметы которые справа от него. Какие предметы ты обвел? Какие предметы раскрасил?
5. Нарисуй справа как можно больше предметов из геометрических фигур слева.
6. «Узнай, где что спрятано»
Детям подсказывают направление поисков (повернись налево, два шага направо и пр.)
7. «Куда пойдёшь, то и найдёшь»
Детям называют направление поисков сюрприза (сначала налево, сейчас - направо и пр.)
«Дойди до флажка».
Игра-лабиринт на спортивной площадке.
«Слева, справа, ниже, выше - нарисуешь, как услышишь»
Дети рисуют по заданию воспитателя.
«Что находится слева (справа) от тебя?»
Дети называют предметы в комнате в соответствии с заданием.
«Встань впереди или сзади товарища»
Дети выполняют задание воспитателя.
Раздел V. Представления о времени
Цель: развитие представлений о времени.
Игра 1. «Раскрась картинки»
Раскрась картинки на которых нарисовано утро (вечер). Сколько картинок ты раскрасил и почему?
Игра 2. «Времена года»
Соедини большие картинки с маленькими, так чтобы они относились к одному времени года. Какую картинку с какой ты соединил и почему?
Игра 3. «Какое время года?»
Дети смотрят на разные картинки с временами года и угадывают загадку:
Ежегодно приходят к нам в гости:
Один – седой, другой – молодой,
Третий – скачет, четвёртый – плачет! (Времена года)
Игра 4. “Когда это бывает”.
Дети смотрят на сюжетные картинки (дети катаются на лыжах, купаются и пр.) и определяют времена года.
Проведена также игра «Волшебные часы».
Цель: Формирование понятия времени. Расширять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь). Учить правильно употреблять эти термины в речи.
Материал: Часы с картинками частей суток, игрушки и картинки (петушок, курочки, зайчики и капуста).
Ход игры: Воспитатель: Дети, сегодня я вас познакомлю с часами, которые говорят когда спать, когда вставать, когда работу начинать. И еще есть интересные картинки. Это не простые часы, они показывают части суток. (тикают часы). Стрелка, стрелка покрутись, время суток покажись!
(Стрелка остановилась на части суток – утро) . Что здесь нарисовано? (зайчик просыпается). Какое это время суток? - утро, зайчик просыпается. Да, правильно изображено утро, зайчик просыпается. Воспитатель показывает игрушечного петушка и читает потешку:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка.
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Деткам спать не даешь?
Воспитатель: показывает картинку с изображением петушка, сидящего на заборе на фоне встающего солнышка и задает вопрос: «Когда просыпаются детки?». Воспитатель обращает внимание на курочек: «Кто еще просыпается вместе с петушком? Сколько всего курочек?»
Доброе утро! Птицы запели
Добрые люди, вставайте с постели
Прячется вся темнота по углам
Добрые люди идут по делам!
Воспитатель: Скажите, а что делают люди по утрам? (когда утром люди встают они умываются, заправляют постель, делают зарядку, завтракают). Стрелка, стрелка покрутись, время суток покажись!
Воспитатель: Что здесь нарисовано, ребята? (зайчик радуется солнышку). А когда это бывает? Динь - дилень, динь – дилень, наступил прекрасный день! День самое светлое время суток. Именно в это время люди стараются делать серьезные и важные дела. А что мы делаем днем? (днем играют, рисуют, поют, читают, гуляют, занимаются). Давайте поиграем в игру «Не ошибись».Воспитатель в разном порядке показывает геометрические фигуры, а дети выполняют соответствующие движения: круг — прыгают, квадрат — хлопают в ладоши, треугольник — приседают, прямоугольник — шагают на месте. Пока мы играли наступило время обеда! Наш Зайчик тоже проголодался. С ним вместе проголодались и зайчата. Давайте их покормим! Возьмем один кочан капусты и дадим первому зайчику. Всех зайцев накормили? (не всех! Остальные зайчики остались без капусты!) Ребята, дайте каждому зайчику по кочану капусты. Каждому зайчику хватило? Никого не обидели? Прибежал еще один зайчонок. Пять зайчиков и четыре кочана капусты – сравните чего меньше (Четыре кочана меньше, чем пять зайчиков) Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять?
Смотри скорей, который час
Тик-так, тик-так, тик-так!
Налево раз, направо раз
Тик-так, тик-так, тик-так!
(тикают часы)
Стрелка, стрелка покрутись, время суток покажись!
Воспитатель: Что здесь нарисовано? (на картинке нарисован зайчик, который смотрит телевизор). Какое это время суток? - вечер.
Солнце за гору садиться,
Звезды зажигаются,
На траву роса ложится,
Вечер начинается!
Что вечером делают люди!
(вечером люди возвращаются с работы домой, ужинают, смотрят телевизор, расправляют кровати и готовятся ко сну!)
Воспитатель: А кому вечером, перед сном поют колыбельную песню? - вечером перед сном колыбельную песню родители поют своим детям, чтобы они крепко спали, и им приснились хорошие сны.
Вечер — солнышко садится,
Всех зовет угомониться.
Хочет посмотреть в тиши
«Спокойной ночи, малыши!»
Воспитатель: Ребята, давайте споем колыбельную песню нашим куклам.
Стрелка, стрелка покрутись, время суток покажись!
Воспитатель: Что здесь нарисовано, ребята? Какое время суток? - на картинке изображена ночь. Ребята, а что вы ночью делаете? - ночью спят.
Правильно, ночью дети и взрослые отдыхают, потому что работали, учились, занимались делами – устали! И только звезды подмигивают весело друг другу! Вот мы и познакомились со всеми частями суток. Давайте их назовем. Дети вместе с воспитателем называют части суток.
Утро, день, вечер, ночь –
Убежали сутки прочь,
Чтоб о сутках не жалеть
Нужно каждый час беречь,
Чтоб успеть потанцевать,
Почитать, порисовать,
Поиграть с друзьями,
И помочь конечно маме!
Тик-так, тик-так,
Знаем сутки мы вот так!
Предложенные дидактические игры включались в занятия, а также проводились на прогулках, в сюжетных играх и пр.
Следует отметить, что в ходе проведения дидактических игр математические представления детей постепенно развивались. Если сначала только часть детей охотно выполняли задания и отвечали на вопросы, то постепенно все большее количество детей стали проявлять активность и самостоятельность. Детям было интересным решать загадки, помогать персонажам. При ответах на вопросы дети с азартом включались в соревнование, например - кто больше назовет в комнате предметы знакомой геометрической формы, кто на прогулке назовет приметы весны и пр. Называя, например, приметы времен года, дети приводили примеры из своего опыта, из прочитанных им книг и пр. («а у нас на даче я видел как листочки будут желтыми», «а я знаю – зимой у зайки шубка меняется!» и пр.). Особенно нравились детям сюрпризные моменты, занимательность заданий, красочность иллюстративного материала.
Таким образом, нами разработано содержание опытно-экспериментальной работы, способствующее развитию математических представлений у детей пятого года жизни посредством дидактических игр.


2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Целью контрольного этапа эксперимента явилось выявление динамики уровня развития математических представлений у детей пятого года жизни.
Для этого нами проведено контрольное диагностическое исследование по методикам констатирующего эксперимента (раздаточный материал был заменен). В таблице 4 приведены результаты диагностики развития математических представлений у детей пятого года жизни после проведения формирующего этапа эксперимента с детьми экспериментальной группы.
Таблица 4
Результаты диагностики уровней развития математических представлений у детей пятого года жизни
Контрольный этап эксперимента
Дети Экспериментальная группа Балл Уровень 1.Маша К. 9 Средний 2. Оля З. 8 Средний 3.Иван С. 10 Средний 4.Илья О. 8 Средний 5.Коля П. 10 Средний 6.Валя Л. 13 Высокий 7.Алина Ф. 8 Средний 8.Мира К. 9 Средний 9.Сережа Г. 12 Высокий 10.Петя Р. 10 Средний 11.Оля М. 8 Средний 12.Ира М. 9 Средний 13.Алеша Е. 8 Средний 14.Миша П. 5 Низкий 15.Марина А. 9 Средний Анализ средних результатов по группам испытуемых показал, что уровень развития математических представлений у детей экспериментальной группы значительно повысился (в среднем 9,1 балл из 15 баллов).
В таблице 5 приведены результаты статистической обработки данных контрольного этапа исследования.
Таблица 5
Результаты контрольного исследования уровней развития математических представлений у детей пятого года жизни

Группа Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень В % Колич. детей В % Колич. детей В % Колич. детей Экспериментальная 13,3% 2 80,0% 12 6,7% 1
Рис.3. Процентное соотношение детей пятого года жизни
с различными уровнями развития математических представлений

После проведения формирующего эксперимента анализ результатов контрольной диагностики показал, что по всем показателям у детей экспериментальной группы отмечена значительная положительная динамика.
Наибольший интерес у детей по-прежнему вызвало задание "Преврати геометрические фигуры в предметы". Дети вновь с интересом дорисовали геометрические фигуры, преобразовывая их в изображение знакомых им предметов, увлеченно комментировали изображения. Фантазии стали еще более разными – мультипликационные персонажи – смешарики, Лунтик, голова Шрека и более реалистичные – руль машины, будка собаки и пр. Дети с интересом фантазировали, предлагали по несколько вариантов рисунков.
Задание «Собери зоосад» дети выполняли также с интересом, радовались, что определили по слуху (на количество хлопков в ладоши, сделанных взрослым) количество животных. В задании «Помоги Буратино» весело рассказывали взрослому, сколько же монет Карабас Барабас подарил Буратино. Задание "Найди пару" вызвало у большинства детей оживление, они очень хотели помочь зайчикам. Гораздо больший интерес вызвало и задание «Почини коврик». Дети в основном гораздо быстрее находили картинки с геометрическим изображением «порванных» ковриков, набор геометрических фигур – «заплаток».
В то же время, один из детей экспериментальной группы, показавший в целом низкий уровень освоения геометрических представлений, просто покрасил прямоугольник черным, заявив, что это – «черный ящик», где что-то лежит. Что именно - мальчик предложил угадать экспериментатору. У этого ребенка по-прежнему наибольшие трудности вызвало задание, позволяющие оценить развитие умений выделять и абстрагировать свойства геометрических фигур; сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам, а также задание "Найди пару", в котором геометрические фигуры отличались тремя свойствами. С этим ребенком педагоги должны проводить дополнительную работу. Родители с ребенком не занимаются: семья относится к «неблагополучным».
Таким образом, в целом выявлена положительная динамика уровней развития математических представлений у детей пятого года жизни, что подтвердило эффективность использования дидактических игр как средства развития математических представлений у детей пятого года жизни.
Выводы по главе 2
1. Выявленные в результате констатирующего этапа эксперимента низкие показатели развития математических представлений у детей пятого года жизни послужили основанием для поиска методов совершенствования работы по развитию математических представлений у детей.
2. Программа опытно-экспериментальной работы по развитию математических представлений у детей пятого года жизни посредством дидактических игр содержит 5 разделов, ориентированных на основные разделы образовательной области «Познание». Разнообразие дидактических игр, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал, и заниматься математикой с увлечением.
3. Контрольное диагностическое исследование показало, что по всем показателям у детей экспериментальной группы отмечена значительная положительная динамика. Анализ результатов контрольного этапа эксперимента подтвердил гипотезу исследования: использование дидактических игр в процессе развития математических представлений у дошкольников повышает уровень развития математических представлений у детей пятого года жизни.
ВЫВОДЫ
В данной работе достигнута цель исследования и решены исследовательские задачи.
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому еще в дошкольном возрасте важно познакомить ребенка с основами математических знаний.
В работе рассмотрены особенности развития математических представлений у детей пятого года жизни.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития математических представлений у детей пятого года жизни показал, что наиболее эффективным инструментом формирования математических представлений у детей пятого года жизни являются разнообразные дидактические игры. Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний дошкольников. Дидактические игры учат детей понимать математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, ориентироваться во времени.
Дидактическая игра интересует детей намного более, чем обычное задание. Дидактическая игра привлекает интерес ребенка и тем самым способствует развитию внимания, памяти, мышления, сенсорного развития, воображения. Это постепенно подготовит дошкольников к последующему обучению в школе. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
Для оценки эффективности применения дидактических игр в процессе развития математических представлений у детей пятого года жизни нами проведено эмпирическое исследование, включающее констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Методики исследования и тестовые задания подбирались в соответствии с целью исследования и учетом возрастных особенностей испытуемых дошкольников.
Проведенное эмпирическое исследование выявило у детей пятого года жизни низкие первоначальные показатели развития математических представлений. Это послужило основанием для проведения основанием для выявления педагогических условий, направленных на совершенствование работы по развитию математических представлений у детей.
Нами были определены педагогические условия и на их основе была разработана программа, направленная на развитие математических представлений у детей пятого года жизни посредством дидактических игр.
Надо перечислить условия
Программа содержит 5 разделов, ориентированных на основные разделы формирования математических представлений образовательной области «Познание» программы «От рождения до школы». Учитывая возрастные психологические особенности детей пятого года жизни, для проведения занятий выбраны игровые методики.
Предложенные дидактические игры проводились как в повседневной жизни, например, на прогулках, так и включались в занятия, проводимые в соответствии с программными требованиями.
Игровые приемы помогали дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, привить вкус к учению; выработать у детей привычку максимально полно включаться в процесс обучения, что достигается благодаря заинтересованности и положительным эмоциям ребёнка; привить любовь к конкретному предмету – математике; дать необходимые современному дошкольнику знания в области математики, развивать соответствующие способности детей. Занимательный математический материал являлся хорошим средством воспитания у детей желание проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.
Контрольное диагностическое исследование подтвердило гипотезу исследования: использование дидактических игр в процессе развития математических представлений у дошкольников повышает уровень развития математических представлений у детей пятого года жизни.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Афонькина Ю. В., Урунтаева Г. А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада/ Под ред. Г. А. Урунтаевой.- М.: Просвещение,1995.
Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнениях. - СПб.: КАРО, 2007.
Белошистая А.В. Современные программы математического образования дошкольников. – Ростов на Дону: «Феникс», 2005.
Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики. М.: ВЛАДОС, 2003.
Блехер Ф.Н. Математика в детском саду и нулевой группе. -М.: Учпедгиз, 1934.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., Просвещение,1985. - 175с.
Боряева Л.Б. Организация пространственно-развивающей среды // Формирование элементарных математических представлений у дошкольников.- М.:Просвещение, 2002.
Венгер Л.А., Воспитание сенсорной культуры ребенка/ Л.А. Венгер, Г.Пилюгина, Н.Б. Венгер.-М.: Просвещение, 1998.- 220 с.
Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса: Методические рекомендации. - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.
Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.– 1008 с.
Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983.
Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000.
Давайте поиграем /под редакцией А.А.Столяра. - М., 1996.
Данилова В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях – М.: “Просвещение”, 1987.
Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. Обучение математике в детском саду. – М., 1997.
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.; Под ред. Т. И. Бабаевой, 3.А. Михайловой, Л. М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. - СПб.: «Детство-Пресс», 2006. —244 с.
Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1981.
Дошкольник 4-5 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство» / Т.И. Бабаева и др. - СПб.: «Детство-Пресс», 2006. —214с.
Ерофеева Т.И. Знакомимся с математикой: Пособие для детей старшего дошкольного возраста. – М., 2005 .
Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. М:1992.
Житко И.В. Развивающие игры для дошкольников: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / И.В. Житко, А.А. Петрикевич, М.М. Ярмолинская. - Минск, 2007.
Зайцев В.В Математика для детей дошкольного возраста. Занятия с детьми 3-5 –летнего возраста: пособие для воспитателей и родителей. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999.
Запорожец Л.В. Избранные психологические труды 2 т. - М., 1986.
Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста /Под. Ред. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко,- М.: Просвещение, 1989.
Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др.; Под ред. Л.Г. Нисканен. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др.; Под ред. Л.Г. Нисканен. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие. - М.: Академия, 1998.
Корнеева ГА., Родина Е.В. Современные подходы к обучению дошкольников математике //Дошкольное воспитание. — 2000. — № 3. — С. 46 — 49.
Короткова Н.А. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста // Ребёнок в детском саду. — 2002. — № 1.
Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1974.
Макеева Т.А. Новые подходы в организации обучения дошкольников: Современные проблемы дошкольного образования: материалы междунар. научно-практ. конф. — М., 1996.
Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов./ Авт.-сост. З.А. Михайлова. Э.Н. Иоффе. - СПб., 1999.
Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие / Сост. З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Р.Л. Непомнящая, А.М. Вербенец.– СПб: Детство-Пресс, 2000.
Метлина А.С. Математика в детском саду. – М.: “Просвещение”, 1984.
Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. - М., 1985.
Михайленко Н.Я. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: метод. рекомендации / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова.— М., 1993.
Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста: Учебное пособие. - Санкт-Петербург: "Детство-пресс", 2008. -384с.
Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: “Просвещение”, 1985.
Михайлова З.А. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. – СПб., 1997.
Михайлова 3.А., Непомнящая Р.Л. Литературный материал с математическим содержанием. Методическое пособие для воспитателей, родителей. — СПб.: «Икар», 1999.
Носова Е.А. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. - Л., 1990.
От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-синтез, 2010. - 304 с.
Парамонова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: система занятий в группах детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Просвещение, 1996. – 144 с.
Пласкина Л.И. Математика в детском саду: Мет. пособие для детей.- М., 1994.- 68 с.
Программы дошкольных образовательных учреждений / Сост. О. А. Соломенникова. М. : Аркти, 2003.
Сай М.К., Удальцова Е.И. Математика в детском саду. Минск.: “Народная Асвета”, 1990.
Сербина Е. В.Математика для малышей. М., Просвещение, 1992.- 80 с.
Смоленцева А.А. Математика до школы / А.А.Смоленцева, О.В.Пустовойт, З.А.Михайлова, Р.Л.Непомнящая. - СПб., 1998.
Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. - М.: Просвещение,1993.
Соколова Е.И. Учимся считать. – М.: Академия развития, 2002. – 36с.
Сохина В.П. Восприятие формы дошкольниками и конструирование / Хрестоматия. Сост. Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – С. 76-78.
Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. – М.: “Просвещение”, 1988.
Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1980.
Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия / Состав. З.А. Михайлова, E. Д. Носова, А. А. Столяр, М. Н. Полякова, А. М. Вербенец. - Издание 2, испр. и дополн. – СПб: ЦВПО, 2006.
Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. Методическое пособие. – М.: Айрис-Пресс, 2006.
Фидлер М. Математика уже в детском саду. - М., 1981.
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А.А.Столяра.- М., 1988. - 270 с.
Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005.
Шабалин С.Н. Предметно-познавательные моменты в восприятии формы дошкольником // Ученые записки кафедры психологии Гос. пед. ин-та им. А.И.Герцена. — Л., 1939. — Т. 18. - С.59 - 106.
Шаталова Е.В. Использование математических загадок в детском саду. – Белгород, 1997.
Шаталова Е.В. Педагогическая практика по теории и методике развития математических представлений у детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2005 .- 75 с.
Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников. - М.: МПСИ, 2005. - 324 с.
Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Академия, 2004.- 362 с.




ПРИЛОЖЕНИЕ
Конспект занятия по сказке «Репка».
Тема: театрализованное занятие по сказке «Репка».
Цели:
- образовательная - закрепление представлений о количестве, счете, величине, форме, положении в пространстве, времени;
- воспитательная - нравственно – этическое воспитание (задать детям правильные жизненные ориентиры, заложить основы представлений о труде и работе в коллективе, о важности дружбы и взаимопомощи).
Оборудование: стол-сцена, картонные фигурки-игрушки на подставках – персонажи сказки (дед, бабка, внучка, собака Жучка, кошка Мурка, мышка) и репка.
Сообщение темы и цели занятия.
Сегодня мы с вами послушаем интересную сказку, а помогут нам вот эти веселые игрушки.
Ход занятия.
Воспитатель: Посадил дед репку.
Дед: Солнце светит. Благодать!
Время огород сажать.
Вырастай, репка,
И желта, и крепка.
Ты расти, старайся,
Силы набирайся!
Воспитатель: дети, как вы думаете, какое сейчас время суток? (утро)
Репка: Я расту, расту, расту,
К небу листики тяну.
Солнца силу соберу,
В корешке приберегу.
Выше! Выше! Шире! Шире!
Я расту, стараюсь,
Соком наливаюсь!!!
Воспитатель: дети, как вы думаете, какой формы репка? (круг)
Воспитатель: Выросла репка большая-пребольшая.
Дед: Вот так репка у меня!
Знать, не зря старался я!
Вырву репку из земли,
Воспитатель: Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может!
Дед: Дерну раз! Дерну два!
Не выходит… Вот беда!
Крепко держится земли.
Эй, бабуля, помоги!
Воспитатель: Ну что, ребята - трудно деду тянуть одному! Нужны ему помощники? Да! - Позвал дед бабку.
Воспитатель: дети, давайте посчитаем, сколько помощников у деда?
Бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут!
Бабка: Взяли дружно!
Дед: Взяли вместе!
Бабка: Дело же стоит на месте!
Бабка: Просто репка велика!
Дед: А помощница одна!
Воспитатель: Позвала бабка внучку. Дети, давайте посчитаем, сколько теперь помощников у деда?
Бабка: Ну-ка, внученька, бери,
Репку с нами потяни.
Воспитатель: Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку –
тянут-потянут, вытянуть не могут!
Внучка: Ну-ка, дружно!
Бабка: Ну-ка, вместе!
Дед: Эх! Репка все еще на месте!
Бабка: Ну-ка, внученька, беги,
Жучку в помощь позови.
Воспитатель: Позвала внучка Жучку. Дети, давайте посчитаем, сколько теперь помощников у деда?
Дед: Так, немного отдохнули.
Бабка: Снова репку потянули.
Жучка: Я за внучку ухвачусь!
Внучка: Я за бабушку возьмусь!
Воспитатель: Позвала бабка внучку. Дети, давайте посчитаем, сколько теперь помощников у деда?
Бабка: Я тяну за дедку…
Дед: Я опять за репку… Дернем раз! Дернем два!
Воспитатель: Тянут-потянут, вытянуть не могут!
Внучка: Нужно помощь срочно звать.
Жучка: Кошку побегу искать.
Жучка убегает за кошкой, а та сама идет.
Кошка: Незачем меня искать!
Я сама шла помогать.
Воспитатель: Дети, давайте посчитаем, сколько теперь помощников у деда?
Воспитатель: кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут!
Все: И раз! И два!
Дед: Репка двинулась едва!
Дед: Говорю я вам опять:
Мышку в помощь надо звать.
Внучка: Мышка! Мышка! Выходи!
Жучка: Репку вырвать помоги!
Воспитатель: появляется мышка. Дети, давайте посчитаем, сколько теперь помощников у деда?
Мышка: Пи-пи-пи! Помочь спешу!
Кошка: Я мышей не выношу…
Бабка: Мурка, перестань сердиться!
Дед: Так работать не годится!
Внучка: Нам не время препираться.
Нужно всем за дело браться.
Дед: Внучка верно говорит –
Дело-то пока стоит!
Бабка: Взялись дружно!
Взялись смело!
Жучка: Коль мы вместе – споро дело!
Воспитатель: дети, давайте вместе посмотрим, кто из помощников за кем? (мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку).
Мышка: Раз-два! Давай!
Кошка: Силы больше прилагай!
Жучка: Три-четыре! Потянули!
Внучка: Пять-шесть! Дело есть!
Бабка: Тянем, тянем! Дед, смотри!
Дед (радостно): Репку вытянули мы!!!
Воспитатель: Вот теперь помощников много! Сколько же их?
Тянут-потянут, - вытянули репку!
Дед: Наша репка – всем на диво!
Все осматривают репку.
Бабка: Как желта-то!
Внучка: Как красива!
Жучка: Точно целая гора!
Кошка: И наверное, вкусна.
Мышка: Коли спарить иль сварить…
Дед: Что об этом говорить.
Нужно всех благодарить!
Бабка: Да печурку затопить!
Репку сладкую сварить,
Всех работников кормить!
Дед: Ну а правда наша в том –
Очень дружно мы живем.
Итог занятия.
Вопросы к детям по теме занятия (что поняли (дед один не справился, помощников было много), какие слова непонятны, что понравилось, как дети помогают дома родителям). Детям предлагается также сравнить фигурки персонажей по величине (большая, поменьше, совсем маленькая).
Молодцы, вы хорошо слушали и справились с такими трудными вопросами! Наше занятие окончено, всем большое спасибо.












3

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
2.Афонькина Ю. В., Урунтаева Г. А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада/ Под ред. Г. А. Урунтаевой.- М.: Просвещение,1995.
3.Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнениях. - СПб.: КАРО, 2007.
4.Белошистая А.В. Современные программы математического образования дошкольников. – Ростов на Дону: «Феникс», 2005.
5.Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики. М.: ВЛАДОС, 2003.
6.Блехер Ф.Н. Математика в детском саду и нулевой группе. -М.: Учпедгиз, 1934.
7.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., Просвещение,1985. - 175с.
8.Боряева Л.Б. Организация пространственно-развивающей среды // Формирование элементарных математических представлений у дошкольников.- М.:Просвещение, 2002.
9.Венгер Л.А., Воспитание сенсорной культуры ребенка/ Л.А. Венгер, Г.Пилюгина, Н.Б. Венгер.-М.: Просвещение, 1998.- 220 с.
10.Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса: Методические рекомендации. - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.
11.Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.– 1008 с.
12.Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983.
13.Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000.
14.Давайте поиграем /под редакцией А.А.Столяра. - М., 1996.
15.Данилова В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях – М.: “Просвещение”, 1987.
16.Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. Обучение математике в детском саду. – М., 1997.
17.Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.; Под ред. Т. И. Бабаевой, 3.А. Михайловой, Л. М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. - СПб.: «Детство-Пресс», 2006. —244 с.
18.Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1981.
19.Дошкольник 4-5 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство» / Т.И. Бабаева и др. - СПб.: «Детство-Пресс», 2006. —214с.
20.Ерофеева Т.И. Знакомимся с математикой: Пособие для детей старшего дошкольного возраста. – М., 2005 .
21.Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. М:1992.
22.Житко И.В. Развивающие игры для дошкольников: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / И.В. Житко, А.А. Петрикевич, М.М. Ярмолинская. - Минск, 2007.
23.Зайцев В.В Математика для детей дошкольного возраста. Занятия с детьми 3-5 –летнего возраста: пособие для воспитателей и родителей. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999.
24.Запорожец Л.В. Избранные психологические труды 2 т. - М., 1986.
25.Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста /Под. Ред. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко,- М.: Просвещение, 1989.
26.Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др.; Под ред. Л.Г. Нисканен. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
27.Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др.; Под ред. Л.Г. Нисканен. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
28.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие. - М.: Академия, 1998.
29.Корнеева ГА., Родина Е.В. Современные подходы к обучению дошкольников математике //Дошкольное воспитание. — 2000. — № 3. — С. 46 — 49.
30.Короткова Н.А. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста // Ребёнок в детском саду. — 2002. — № 1.
31.Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1974.
32.Макеева Т.А. Новые подходы в организации обучения дошкольников: Современные проблемы дошкольного образования: материалы междунар. научно-практ. конф. — М., 1996.
33.Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов./ Авт.-сост. З.А. Михайлова. Э.Н. Иоффе. - СПб., 1999.
34.Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие / Сост. З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Р.Л. Непомнящая, А.М. Вербенец.– СПб: Детство-Пресс, 2000.
35.Метлина А.С. Математика в детском саду. – М.: “Просвещение”, 1984.
36.Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. - М., 1985.
37.Михайленко Н.Я. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: метод. рекомендации / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова.— М., 1993.
38.Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста: Учебное пособие. - Санкт-Петербург: "Детство-пресс", 2008. -384с.
39.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: “Просвещение”, 1985.
40.Михайлова З.А. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. – СПб., 1997.
41.Михайлова 3.А., Непомнящая Р.Л. Литературный материал с математическим содержанием. Методическое пособие для воспи-тателей, родителей. — СПб.: «Икар», 1999.
42.Носова Е.А. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. - Л., 1990.
43.От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-синтез, 2010. - 304 с.
44.Парамонова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: система занятий в группах детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
45.Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Просвещение, 1996. – 144 с.
46.Пласкина Л.И. Математика в детском саду: Мет. пособие для детей.- М., 1994.- 68 с.
47.Программы дошкольных образовательных учреждений / Сост. О. А. Соломенникова. М. : Аркти, 2003.
48. Сай М.К., Удальцова Е.И. Математика в детском саду. Минск.: “Народная Асвета”, 1990.
49.Сербина Е. В.Математика для малышей. М., Просвещение, 1992.- 80 с.
50.Смоленцева А.А. Математика до школы / А.А.Смоленцева, О.В.Пустовойт, З.А.Михайлова, Р.Л.Непомнящая. - СПб., 1998.
51.Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. - М.: Просвещение,1993.
52.Соколова Е.И. Учимся считать. – М.: Академия развития, 2002. – 36с.
53.Сохина В.П. Восприятие формы дошкольниками и конструирование / Хрестоматия. Сост. Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – С. 76-78.
54.Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. – М.: “Просвещение”, 1988.
55.Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1980.
56.Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия / Состав. З.А. Михайлова, E. Д. Носова, А. А. Столяр, М. Н. Полякова, А. М. Вербенец. - Издание 2, испр. и дополн. – СПб: ЦВПО, 2006.
57.Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. Методическое пособие. – М.: Айрис-Пресс, 2006.
58.Фидлер М. Математика уже в детском саду. - М., 1981.
59.Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А.А.Столяра.- М., 1988. - 270 с.
60.Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005.
61.Шабалин С.Н. Предметно-познавательные моменты в восприятии формы дошкольником // Ученые записки кафедры психологии Гос. пед. ин-та им. А.И.Герцена. — Л., 1939. — Т. 18. - С.59 - 106.
62.Шаталова Е.В. Использование математических загадок в детском саду. – Белгород, 1997.
63.Шаталова Е.В. Педагогическая практика по теории и методике развития математических представлений у детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2005 .- 75 с.
64.Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников. - М.: МПСИ, 2005. - 324 с.
65.Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Академия, 2004.- 362 с.


Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольника

"Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное открытое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности."

В. А. Сухомлинский.

I В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх не существует обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети-творцы настоящего и будущего. В этом и заключается прелесть игры.

В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, что живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по-разному взрослый. Ребенок - "Новичок", все для него полно новизны.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо других целей, чем играть.

"Игра, есть потребность растущего организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, тело более гибким, а глаза, развить интеллект, находчивость, инициатива" – так писала выдающийся советский педагог.- Н.На. Крупская.

Это так же указывают на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождение детей в жизнь, о связи игр с реальностью, с жизнью.

Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них-труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять для решения определенных образовательных задач. Игра должна быть средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководство игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, волю и поведение в целом.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие ребенка в целом.

II важную роль в воспитании ума и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции рассматривается точка зрения, выраженная словами: "Не каждый будет математиком", безнадежно устарели.

Узнать стоимость работы