Стеллы: архаическая и классическая

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Древняя
  • 2323 страницы
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 02.09.2012
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание:
Содержание:
Введение
Глава 1. Развитие древнегреческого искусства в VII – IV вв. до н.є.
1.1 Архаический период в греческом искусстве
1.2 Классический период в греческом искусстве
Глава 2. Разновидности стел и символичность надписей на них
2.1 Архаическая и классическая стела
2.2 Символизм древнегреческой скульптуры
Заключение
Список литературы:


Фрагмент для ознакомления

Наличие или отсутствие одежды тоже объясняется с точки зрения соотнесенности бессмертия с женским или мужским началом. В этом отношении идея ритуального бессмертия женщины оказывается крайне устойчивой, так что и архаика, и классика проходят под знаком наготы рождения/перехода в основном мужских персонажей. Женские персонажи в период архаики закутаны наглухо, а в период классики неизменно сохраняют одежду как атрибут защищенности божественным бессмертием (редким исключением является божественная обнаженная ипостась Афродиты в троне Людовизи). Полностью обнаженная женская фигура появляется только в поздней классике, в частности у Праксителя.
Наличие пары смертный — бессмертный предполагает ритуал символического вступления в брак как путь к возврату в жизненный круг. Знаком такого брака могли быть многочисленные «божественные» вещи, вещи-символы богини-матери: цветок (знак космического лона), пальметта (знак пальмы как мирового древа), арибал с маслом (сосуд — древний символ хаоса и женских хтонических божеств, масло — по словам Л. Акимовой, «женская субстанция, которая «облекает» незащищенное тело мужчины защитным покровом, «спасает» его и дает ему жизнь»), диадема или головная повязка (брачный атрибут), псицы (жрицы Артемиды и Гекаты, символ ночной мрачной ипостаси богини-спасительницы), сфинксы/свинги (знаки бесформенного изначально-хаотичного женского начала), ящерица (хтоническое земноводное), трон (поза сидения означает переход/рождение), интерьер храма (порождающее лоно) и другие.
Оружие в руках мужских персонажей, а также сцены войны, борьбы, состязания, ритуальной еды являются знаками жизни, которая отвоевывает себя у хаоса-смерти. Драгоценности — это специфически женский атрибут бессмертия. Такая низменная на первый взгляд вещь, как стригиль, которым атлеты счищают с себя грязь, в связи с тем что он является вариантом серпа, отсылает мысль к мифу об оскоплении Урана.
Всё составное, собранное из частей, — ожерелье, герма бога (столб с бюстом), трофеи (груда оружия и доспехов, которая постепенно превращается в составленную полую фигуру), — символизирует возрожденного бога (наподобие Осириса или Ивана Царевича.
Символическое значение имеют разного рода подставки под ноги (отрыв от праха земного и смерти), сандалии (обретение защиты), босоногость (состояние перехода). Поза сидения в женских надгробиях означает рождение/возрождение. Женщина, утрачивая бессмертие в патриархальной парадигме, все равно способна возродить самое себя. Однако партнер в новой ситуации ей все же необходим.
Возрождающим партнером мог быть человек, чужой по крови. На такую роль годился супруг (Стела из Хрисафы. Чета героизированных умерших с адорантами, 540–530 гг. до н.э.), сын, сыновья (Палион с о. Парос. Стела из Икарии. Сидящая Аполлония с сыновьями. 460 г. до н.э.), служанка (Стела Гегесо из Афин, 410 г. до н.э.), плакальщицы.
Подпорные пилоны и ствол дерева смотрятся как отдаленное эхо мирового древа, которое появляется вновь в скульптуре на излете высокой классики (Поликлет. «Раненая амазонка»; особенно часто у Праксителя — «Аполлон Сауроктон», «Отдыхающий сатир»).
Ребенок при взрослом — это метафорический образ ожившей/новорожденной ипостаси умершего. Он появляется раньше всего в надгробиях, позднее он перебирается на руки к «молодым отцам» (Пракситель. «Гермес с младенцем Дионисом». Из Олимпии. 340 г. до н.э.) и, наконец, он засыпает на ступенях надгробий как эмбрион души, свернутый до времени в спираль (Стела юноши с реки Иллис. 330 г. до н.э.).
Все вышеперечисленные символы в произведениях греческого искусства смотрятся как полнокровные вещи реального мира. Однако не следует поддаваться этой «реалистической» иллюзии и стоит помнить, что мы имеем дело с древним метафорически-мифологическим искусством. При интерпретации различных символов необходимо обращать внимание на такие вещи, как ранжированность символов по вертикали: нижние регистры всегда означают связь с хаосом и миром смерти, с материнским и телесным, верхние — с упорядоченным космосом, с отцовским и духовным аспектами бытия.
Большое символическое значение имеет расположение героев по направляющей левое – правое. При этом надо помнить, что для архаики и частично для классики характерен так называемый внутренний наблюдатель, и соответственно победитель в схватке или в споре за жизнь будет расположен с левой стороны от нас. В поздней классике утверждается наблюдатель внешний, и картина переворачивается, начинает отсчитываться от него.
Так, становление греческих полисов сопровождалось формированием новой культуры, новой системы духовных ценностей, которые стали органической частью греческой цивилизации. Основными параметрами новой системы духовных ценностей были рационализм мышления грека, сознание ценности человеческой личности, прославление активности, смелости и умения человека в борьбе с природой, чувство неразрывной связи гражданина и полиса, понятие свободы как высшей нравственной категории. Эти понятия находили отражение в искусстве создания скульптур, барельефов, письменности.



Заключение
Древнегреческая стела – воплощение двух направлений искусства – письма и скульптуры.
Древнегреческий язык — язык поэм «Илиада» и «Одиссея» Гомера, философии и литературы времени золотого века Афин. На нём говорили в полисах классической эпохи, в империи Александра Македонского, древнегреческий язык был вторым официальным языком Римской империи и основным на ранних этапах существования Восточной Римской империи.
Изображение движения в скульптуре со временем менялось. В архаической скульптуре вид движения можно было бы назвать «движением действия», оправданным мотивом этого действия: герои бегут, состязаются, угрожают оружием, протягивают предметы. Нет такого действия – архаическая статуя неподвижна. В классический период, начиная со скульптур Поликлета, появляется так называемое «пространственное движение», означающее перемещение в пространстве без видимой цели, определенного мотива. Тело статуи движется или вперед, или вокруг своей оси («Вакханка» Скопаса).
Оглянувшись назад, мы видим, как скульпторы Древней Греции сумели всего за два века вдохнуть в загадочных, молчаливых, холодных кор жизнь и превратить их в чувственных, кружащихся в пляске вакханок.
Проведя исследование важнейших проблем древнегреческой истории, мы установили: древнейшую племенную организацию и возникновение первых сословий, социальную структуру греческого архаического общества, в том числе положение рабов и отпущенников, показана связь политического развития и социально-экономического прогресса в Аттике.
В целом немногочисленные и разнообразные источники по истории различных периодов греческой истории позволяют показать основные направления развития древнегреческого общества — от начальных этапов формирования классового рабовладельческого общества и государства до завоевания греческих полисов и эллинистических государств Римом.
Основными источниками для раскрытия темы можно назвать письменные и художественные источники. Обычай греков архаического периода изображать символические рисунки и надписи на каменных стелах является уникальной возможностью понять мировоззрение греков, их философию, эстетические идеалы и стремления. Именно скульптура, в том числе стела, и надписи на ней дает нам возможность судить о религиозных, философских, эстетических представлениях древних греков. Сегодня произведения греческого искусства (скульптура, в том числе стела) стали рассматриваться как ценнейшее достояние лучших европейских музеев.
Изучив литературу и источники мы выяснили, что в XIX - ХХ вв. история Древней Греции приобретает важное значение в европейской исторической науке. Этому способствовало несколько обстоятельств. Одно из них — достижения классической филологии и методов источниковедческого анализа, получившие наиболее яркое выражение в работах русских ученых Книповича, Андреева, иностранных историков Херфорда-Коха, Фицгардинга и др.
В ходе исследования удалось установить, что плодотворное воздействие на разработку греческой истории имела также возможность введения в научный оборот все большего количества источников, прежде всего археологических и эпиграфических, найденных на территории Греции и Причерноморья. В этой работе памятники архаического и классического периода, греческого искусства были изучены, классифицированы по различным историческим периодам, выявлена история разных стилей.







Список литературы:
1. Акимова Л. Искусство Древней Греции. Геометрика, архаика. СПб.: Азбука-классика. 2007. – 200 с
2. Античные древности Северного Причерноморья. Сборник научных трудов Академии Наук Украинской ССР. К.: Наукова думка. 1988. – 214 с.
3. Андреев Ю.В, Архаическая Спарта. Искусство и политика. СПб.: Нестор-История. 2008. – 342 с.
4. Архаическая скульптура. Галерея ART-HISTORY. – [Электронный ресурс] – URL - art-line.co.ua›antique/ancient_greece/180-…
5. Архаическая скульптура. [Электронный ресурс] – URL - worldart.at.ua›news/arkhaicheskaja…2011-09-01-324
6. Вальдгауер О.Ф. Лисипп. РСФСР. Государственное издательство. Берлин. 1923. – 50 с.
7. Греческое искусство и его наследники в несредиземноморской Азии. М.: «Искусство». 1985. - 208 с.
8. Книпович Т.Н. Надписи Ольвии (1917-1965). Л.: Изд.Наука. 1968. – 200 с.
9. Краткий обзор ольвийских надписей из раскопок 1920-1954 гг. см. в статье: Книпович Т.Н. Эпиграфические находки из раскопок Ольвии 1920-1954 гг. СА. XXVIII. 1958. – 256 с.
10. Латышев В.В, «Свод античных надписей, найденных в Северном Причерноморье» (в 2-х т., в 4-х вып., 1885—1901). 1916. – 190 с.
11. Ляпустин Б.С, Суриков И.Е. Древняя Греция. Межполисные отношения. – [Электронный ресурс] – URL - lib.rus.ec›Книги›165245/read
12. Медкова Е. Символика в древнегреческом искусстве. [Электронный ресурс] – URL - monsimulacres.at.ua›load/kulturologija…simvolika…
13. Стела. Античный мир. Словарь-справочник: Академик. – [Электронный ресурс] – URL - antiquites.academic.ru›1829/Стела
14. Herford-Koch M. Archische Bronzeplastik Lakoniens. Munster. 1986. – 174.
15. Fitzharding L.F. The Spartans. Thames and Hudson. – 180 s.

Стела. Античный мир. Словарь-справочник: Академик. – [Электронный ресурс] – URL - antiquites.academic.ru›1829/Стела
Латышев В.В, «Свод античных надписей, найденных в Северном Причерноморье» (в 2-х т., в 4-х вып., 1885—1901). 1916. – 190 с.
Книпович Т.Н. Надписи Ольвии (1917-1965). Л.: Изд.Наука. 1968. – С 5.
Краткий обзор ольвийских надписей из раскопок 1920-1954 гг. см. в статье: Книпович Т.Н. Эпиграфические находки из раскопок Ольвии 1920-1954 гг. СА. XXVIII. 1958. – С. 162.
Античные древности Северного Причерноморья. Сборник научных трудов Академии Наук Украинской ССР. К.: Наукова думка. 1988. - С.5
Архаическая скульптура. Галерея ART-HISTORY. – [Электронный ресурс] – URL - art-line.co.ua›antique/ancient_greece/180-…
Архаическая скульптура. [Электронный ресурс] – URL - worldart.at.ua›news/arkhaicheskaja…2011-09-01-324
Андреев Ю.В, Архаическая Спарта. Искусство и политика. СПб.: Нестор-История. 2008. – С 250-270.
Herford-Koch M. Archische Bronzeplastik Lakoniens. Munster. 1986. – S. 74.
Fitzharding L.F. The Spartans. Thames and Hudson. – S. 77.
Herford-Koch M. Archische Bronzeplastik Lakoniens. Munster. 1986.- S. 76.
Fitzharding L.F. – S. 77.
Herford-Koch M. Archische Bronzeplastik Lakoniens. Munster. 1986. – S 76.
Ляпустин Б.С, Суриков И.Е. Древняя Греция. Межполисные отношения. – [Электронный ресурс] – URL - lib.rus.ec›Книги›165245/read
Акимова Л. Искусство Древней Греции. Геометрика, архаика. СПб.: Азбука-классика. 2007. – С. 35-37.
Акимова Л. Искусство Древней Греции. Геометрика, архаика. СПб.: Азбука-классика. 2007. – С. 40.
Медкова Е. Символика в древнегреческом искусстве. [Электронный ресурс] – URL - monsimulacres.at.ua›load/kulturologija…simvolika…
Вальдгауер О.Ф. Лисипп. РСФСР. Государственное издательство. Берлин. 1923. – С. 18.












7

Список литературы:
1. Акимова Л. Искусство Древней Греции. Геометрика, архаика. СПб.: Азбука-классика. 2007. – 200 с
2. Античные древности Северного Причерноморья. Сборник научных трудов Академии Наук Украинской ССР. К.: Наукова думка. 1988. – 214 с.
3. Андреев Ю.В, Архаическая Спарта. Искусство и политика. СПб.: Нестор-История. 2008. – 342 с.
4. Архаическая скульптура. Галерея ART-HISTORY. – [Электронный ресурс] – URL - art-line.co.ua›antique/ancient_greece/180-…
5. Архаическая скульптура. [Электронный ресурс] – URL - worldart.at.ua›news/arkhaicheskaja…2011-09-01-324
6. Вальдгауер О.Ф. Лисипп. РСФСР. Государственное издательство. Берлин. 1923. – 50 с.
7. Греческое искусство и его наследники в несредиземноморской Азии. М.: «Искусство». 1985. - 208 с.
8. Книпович Т.Н. Надписи Ольвии (1917-1965). Л.: Изд.Наука. 1968. – 200 с.
9. Краткий обзор ольвийских надписей из раскопок 1920-1954 гг. см. в статье: Книпович Т.Н. Эпиграфические находки из раскопок Ольвии 1920-1954 гг. СА. XXVIII. 1958. – 256 с.
10. Латышев В.В, «Свод античных надписей, найденных в Северном Причерноморье» (в 2-х т., в 4-х вып., 1885—1901). 1916. – 190 с.
11. Ляпустин Б.С, Суриков И.Е. Древняя Греция. Межполисные отношения. – [Электронный ресурс] – URL - lib.rus.ec›Книги›165245/read
12. Медкова Е. Символика в древнегреческом искусстве. [Электронный ресурс] – URL - monsimulacres.at.ua›load/kulturologija…simvolika…
13. Стела. Античный мир. Словарь-справочник: Академик. – [Электронный ресурс] – URL - antiquites.academic.ru›1829/Стела
14. Herford-Koch M. Archische Bronzeplastik Lakoniens. Munster. 1986. – 174.
15. Fitzharding L.F. The Spartans. Thames and Hudson. – 180 s.

Вопрос-ответ:

Какие периоды можно выделить в греческом искусстве?

В греческом искусстве можно выделить архаический и классический периоды.

Что характерно для архаического периода в греческом искусстве?

Архаический период в греческом искусстве характеризуется использованием стелл и символическим содержанием надписей на них.

Что отличает классический период в греческом искусстве?

Классический период в греческом искусстве отличается большим разнообразием стел и более глубоким символизмом древнегреческой скульптуры.

Какие разновидности стел можно выделить?

В древнегреческом искусстве выделяют архаические и классические стелы.

Чем обусловлен символизм древнегреческой скульптуры?

Символизм древнегреческой скульптуры обусловлен идеей бессмертия и соотнесенностью с женским или мужским началом.

Что представляет собой архаический период в греческом искусстве?

Архаический период в греческом искусстве - это период с VII по IV вв. до н.э., когда происходило развитие древнегреческой скульптуры и архитектуры. В это время формировались основные характеристики греческого искусства, такие как идеализация и канонический стиль.

Что характеризует классический период в греческом искусстве?

Классический период в греческом искусстве - это период с V по IV вв. до н.э., когда греческое искусство достигло своего расцвета. В это время были созданы такие известны произведения, как Парфенон и Статуя Зевса в Олимпии. Характерные черты классического искусства - гармония, симметрия и идеальность форм.

Какие разновидности стел существуют и какие символы встречаются на них?

Существуют архаические и классические стелы. На архаических стелах часто изображены сцены из повседневной жизни и религиозные символы, такие как боги и герои. Классические стелы, напротив, чаще содержат изображения воинов и символы военной доблести.

Какая символика присуща древнегреческой скульптуре?

Древнегреческая скульптура имела глубокий символический смысл. Одна из основных идей, заключенных в ней, - это идея бессмертия и вечности. Для греков смерть не была концом, а переходом в другой мир. Символы бессмертия на скульптурах часто связаны с различными атрибутами богов и героев. Также символизм древнегреческой скульптуры связан с ритуалами и обрядами, которые проводились в древней Греции.