Проблема телесности(души и тела),(феменология тела).

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Философия
  • 1818 страниц
  • 4 + 4 источника
  • Добавлена 22.09.2012
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНИМАНИЕ ФЕНОМЕНА ТЕЛЕСНОСТИ И СООТНОШЕНИЯ ДУШИ И ТЕЛА В ПАРАДИГМЕ ПРЕМОДЕРНА
ГЛАВА 2. ПОНИМАНИЕ ФЕНОМЕНА ТЕЛЕСНОСТИ И СООТНОШЕНИЯ ДУШИ И ТЕЛА В ПАРАДИГМАХ МОДЕРНА И ПОСТМОДЕРНА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Теперь несколько слов о телесности и соотношения души, сознания и тела в парадигме постмодерна.
Условно мы будем считать, что парадигма постмодерна начинает реализовывать себя на Западе приблизительно со второй половины XX века. Хотя, многие философы указывают на то, что постмодерн диагностировали во многом уже Керкегор и Ницше.
В философии постмодерна появляется совсем иной вид телесности – это телесность виртуальная. Безусловно, то, что появление такой телесности становится возможным только в экономически благополучном, и даже черезчур благополучном, обществе потребления.
Интересна, на наш взгляд, концепция, разработанная Ж. Делезом, в которой говорится о человеке, как о «машине желаний». Согласно этому, человек всего лишь удовлетворяет свои потребности и при этом перманентно должен получать удовольствие. Философия Делеза, по мнению такого выдающегося постмодерниста, как М. Фуко, является наиболее адекватным отражением постмодерна. У Делеза появляется некая пост-телесность, обычного тела, как оно было в парадигме модерна, больше нет, есть нечто «ризомо- подобное».
Сознание - душа считается постмодернистами неким анахронизмом, который принадлежит классической европейской культуре, и должен быть подвергнут деконструкции. Поэтому, существовавший в парадигме модерна жесткий дуализм души и тела в постмодерне, снимается за счет устранения как первого, так и второго.
Делая краткий вывод о восприятии телесности в парадигме постмодерна можно сказать, что:
- согласно одному из самых фундаментальных мыслителей постмодерна – Жилю Делезу, телесность переходит из реальной в виртуальную, человеческое тело превращается в некую «машину желаний»;
- сознание – душа считается постмодернистами неким анахронизмом, который принадлежит классической европейской культуре, и должен быть подвергнут деконструкции. Поэтому существовавший в парадигме модерна жесткий дуализм души и тела в постмодерне снимается за счет устранения как первого, так и второго.






















Заключение
Решив поставленные в начале исследования задачи, а именно:
- рассмотрев феномен восприятия телесности и соотношения души и тела в парадигме премодерна;
- охарактеризовав понимание феномена телесности и соотношения души и тела в парадигмах модерна и постмодерна.
Можно сказать, что:
- парадигма премодерна делится на две под-парадигмы – манифестационизма и креационизма, в каждой из которых существует свое специфическое восприятие телесности и соотношения души и тела;
- в под-парадигме манифестационизма, человек четко не отличает еще свое тело от «тела» природы, широкое распространение имеет концепция микро- и макрокосма;
- душа и тело, в манифестационизме, не разделяются и не противопоставляются друг другу, даже после физической смерти человека, его тело и его душа, продолжают, по мнению носителя парадигмы манифестационизма, в другом универсуме;
- вплоть до сократиков, мыслители прибывают в мифологическом сознании, но начиная с Платона, который разрабатывает концепцию идей начинается разделение мира на мир идей и мир вещей. У самого Платона душа обладала безусловной доминацией над телом, она была бессмертна и вечна, а тело исчезало после своей смерти;
- под-парадигма креационизма сохраняет дуальность мира, которая была заложена Платоном. Восприятие телесности в данном случае, теряет ту непосредственную связь с божественным, которой обладала телесность по мысли человека манифестационизма, отныне человеческая телесность должна достигать божественной телесности посредством обряда евхаристии. Средневековье отдавало безусловный примат душе над телом;
- с распространением парадигмы модерна Средневековое представление о доминации души над телом уступает свои позиции;
- все рассмотренные нами представления о телесности и о соотношении души и тела можно поделить на три группы: дуализм, доминация души-сознания; доминация тела;
- к дуализму, из рассмотренных нами философов, мы можем отнести Декарта, к доминации души – Гегеля, Фихте, Гуссерля, Мерло-Понти; к доминации тела – Локка, Маркса, Фрейда;
- согласно одному из самых фундаментальных мыслителей постмодерна – Жилю Делезу, телесность переходит из реальной в виртуальную, человеческое тело превращается в некую «машину желаний»;
- сознание – душа считается постмодернистами неким анахронизмом, который принадлежит классической европейской культуре, и должен быть подвергнут деконструкции. Поэтому существовавший в парадигме модерна жесткий дуализм души и тела в постмодерне снимается за счет устранения, как первого, так и второго.
















Список литературы:
1.Аристотель. О душе. М., 2010.
2.Августин. О граде Божьем. М., 1998.
3.Бэкон Ф. Новый Органон. М., 1987.
4.Гегель Ф.В.Г. Феноменология духа. М., 2003.
5.Делез Ж. Анти Эдип. М., 1996.
6.Декарт Р. Размышление о первой философии. М., 2003
7.Дугин А.Г. Постфилософия. М., 2009.
8.Зинченко В.П. Проблемы психологии развития. М., 1995.
9.Маркс К. Экономическо-философские рукописи. СПб., 2009.
10.Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб., 1999.
11.Младшая Эдда, пер. О. А. Смирницкой, под. ред. М. И. Стеблин-Каменского, Л., 1970.
12.Новалис. Фрагменты. М., 1934.
13.Подорога В.А. Феноменология тела. М., 1995.
14.Спиноза Б. О Боге, человеке и его счастье. М., 2006.

Мы употребляем слово «парадигма» в платоновском понимании. Согласно Платону, который кстати впервые и употребляет этот термин, парадигма означает то, что предопределяет проявление, но само при этом не проявляется.
Идея парадигмального анализа была предложена современным отечественным социологом и философом А.Г. Дугиным.
Младшая Эдда, пер. О. А. Смирницкой, под. ред. М. И. Стеблин-Каменского, Л., 1970. - С. 11.
Платон. Диалоги. М., 2011. С. 56.
Аристотель. О душе. М., 2010. С. 42.
Августин. О граде Божьем. М., 1998.
Безусловно, что слово душа в данном контексте Марксом не употреблялось, а всего лишь было использовано нами, под давлением конструируемого нарратива.
Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб., 1999. С. 76.
Ризома, один из терминов философии Делеза, у ризомы нельзя выделить ни начала, ни конца, ни центра, ни центрирующего принципа («генетической оси»), ни единого кода.









17

Список литературы:
1.Аристотель. О душе. М., 2010.
2.Августин. О граде Божьем. М., 1998.
3.Бэкон Ф. Новый Органон. М., 1987.
4.Гегель Ф.В.Г. Феноменология духа. М., 2003.
5.Делез Ж. Анти Эдип. М., 1996.
6.Декарт Р. Размышление о первой философии. М., 2003
7.Дугин А.Г. Постфилософия. М., 2009.
8.Зинченко В.П. Проблемы психологии развития. М., 1995.
9.Маркс К. Экономическо-философские рукописи. СПб., 2009.
10.Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб., 1999.
11.Младшая Эдда, пер. О. А. Смирницкой, под. ред. М. И. Стеблин-Каменского, Л., 1970.
12.Новалис. Фрагменты. М., 1934.
13.Подорога В.А. Феноменология тела. М., 1995.
14.Спиноза Б. О Боге, человеке и его счастье. М., 2006.

Вопрос-ответ:

Как понимается феномен телесности в парадигме премодерна?

В парадигме премодерна феномен телесности понимается преимущественно в контексте религиозных и философских учений. Телесность рассматривается как временный оболочка, хранящая в себе душу, и имеет ценность лишь как средство для достижения высшей духовной сущности.

Как описывается соотношение души и тела в парадигмах модерна и постмодерна?

В парадигмах модерна и постмодерна соотношение души и тела описывается более сложно и разнообразно. В модерне часто возникает разделение на духовные и материальные сферы, с приоритетом духовного. В постмодерне же часто подчеркивается телесный опыт и его влияние на формирование сознания и личности.

Какие изменения произошли в понимании телесности с приходом парадигмы постмодерна?

С приходом парадигмы постмодерна понимание телесности стало менее идеализированным и абстрактным. Появился интерес к телу как конкретному физическому объекту и его роли в формировании личности. Увеличилось внимание к телесным ощущениям, эмоциям и влиянию социального контекста на восприятие тела.

Какими парадигмами можно охарактеризовать западное понимание телесности?

Западное понимание телесности можно охарактеризовать парадигмами премодерна, модерна и постмодерна. В премодерне тело рассматривается как временное и непостоянное, лишь оболочка для души. В модерне тело часто подчинено духовным и рациональным принципам. В постмодерне важность приобретает телесный опыт и его влияние на формирование личности.

Какие тенденции в понимании телесности можно наблюдать в постмодерне?

В постмодерне можно наблюдать рост интереса к телесному опыту и эмоциям, осознанию своего тела и восприятию его в контексте социальных норм и стереотипов. Также постмодернисты выделяют влияние технологий на телесность и исследуют взаимосвязь между телом, сознанием и культурой.

Каково понимание феномена телесности и соотношения души и тела в парадигме премодерна?

В парадигме премодерна тело и душа рассматривались как неразделимые элементы человека. Душа рассматривалась как нечто божественное и связывалась с высшими способностями и духовными аспектами, в то время как тело рассматривалось как низший аспект искусства и бытия. Взгляды на соотношение души и тела различались в зависимости от конкретной религиозной или философской традиции.

Как понимается феномен телесности и соотношение души и тела в парадигмах модерна и постмодерна?

В парадигме модерна происходит сдвиг в понимании феномена телесности и соотношения души и тела. Тело начинается рассматриваться как объект исследования, как механизм, действующий в соответствии с природными законами. Душа же становится объектом психологического анализа. В парадигме постмодерна происходит еще больший раскол между душой и телом. Тело рассматривается как социально конструируемый объект, соотношение души и тела становится более сложным и многообразным.

Как развивается понимание феномена телесности и соотношения души и тела в постмодерн?

В постмодерне развивается понимание феномена телесности и соотношения души и тела в более широком контексте. Тело рассматривается как место социальных, политических и культурных практик. Душа и тело становятся конструируемыми и изменяемыми категориями, связанными с социальными нормами, технологиями и политическими властными отношениями. Рассматривается также влияние визуальной культуры и массмедиа на формирование представлений о телесности.

Какова основная проблема, связанная с соотношением души и тела?

Основная проблема связана с пониманием взаимосвязи и взаимодействия между душой и телом. В течение истории философии существовало множество различных точек зрения на это соотношение. Некоторые философы считали, что душа и тело являются разными и независимыми сущностями, другие - что они взаимосвязаны и влияют друг на друга. Эта проблема остается актуальной и в настоящее время.

Какая разница в понимании телесности и соотношения души и тела в премодерну, модерну и постмодерну?

В премодерну тело и душа рассматривались как разные и неразделимые составляющие человека, связанные с верой и религиозными убеждениями. В модерну идеи души стали менее значимыми из-за развития науки и материализма, что привело к упрощению понимания соотношения души и тела. В постмодерну возникло множество различных теорий и подходов к пониманию телесности, включая феноменологию и культурные аспекты.