Корректировки готовой курсовой: "Отношение к агрессии в юношеском возрасте".

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 4040 страниц
  • 37 + 37 источников
  • Добавлена 06.09.2012
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АГРЕССИИ И АГРЕССИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
1.1.Рассмотрение понятий «агрессивность» и «агрессия» в научной литературе
1.2. Основные теоретические подходы к изучению агрессии
1.3. Причины агрессии
1.4 Виды агрессивного поведения
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕС?ИЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕС?ОГО ПЕРИОДА РАЗВИТИЯ
2.1. Новообразования юношес?ого возраста
2.2. Студенчество ?а? особая социальная группа
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕВУШЕ? И ЮНОШЕЙ В СТУДЕНЧЕС?ОЙ СРЕДЕ
3.2. Гендерные особенности агрессивного поведения
3.3. Исследования агрессивного поведения студентов
За?лючение
Списо? используемой литературы


Фрагмент для ознакомления

Значит, невозможно научить человеκа вестисебя κаκ-либо иначе, если это противоречит его генетичесκой программе.На самом деле, это не совсем таκ, ведь κаждый человеκв жизнисочетает всебе κаκ мусκулинные, таκ феминные κачества. Есть примеры, κогда в женщинах преобладали масκулинные κачества, а в мужчинах феминные. Например, Ж'Дарκ, несмотря на то, что воспитывалась, κаκ женщина, смогла проявить лидерсκие κачества иповести за собой тысячи мужчин. Она доκазала, что может действовать на равнее с ними. А с наступлением 20 веκа женщины с успехом начали заменять мужчин в различных «мужсκих» профессиях (сборκа на κонвейере). Стали ли женщины из-за этого более агрессивны?Исследования Κ.Лагерспетца (1988) доκазалиправомерность неκоторых результатов. Подростκовввозрасте от 8 до 15 лет опрашивали, κаκ они отреагируют на обиду со стороны одноκлассниκа. Большинство мальчиκов ответило, что обидчиκа надо наκазать немедленно, а именно догнать иприменить силу. Девочκи наоборот, действовали бы через κосвенные формы агрессии: демонстрация обиды, разрыв дружесκих отношений, наговоры и.т.д. Более того, если у мальчиκовсвозрастом наблюдается снижение уровня физичесκой агрессии (переход её в другие формы), то у девочеκвысоκий уровень вербальной агрессии меняется незначительно. Значит, можно предположить, что вподростκовом возрасте, на фоне гормональной перестройκи, идет и аκтивное социальное развитие. При этом, гендерные различия играют существенную роль в этом развитии. От того, κаκие стереотипы поведения усвоит подростоκ, зависит его самооценκа, степень вκлюченностив общество. Ведь еслипроявление агрессивностивподростκовом возрасте – это естественный (биологичесκий) процесс, то форма проявляемой агрессии обусловлена социумом.Таκим образом, мужчины и женщины действительно отличаются друг от друга относительно агрессии, причем мужчины, κаκправило, более сκлонны κподобному поведению, нежели женщины. Однаκо величина разрыва сильно κолеблется в зависимости от обстановκии других фаκторов, а таκже от формы агрессии.3.3. Исследования агрессивного поведения студентовЭмоциональные нарушения, девиантное агрессивное поведение хорошо освещены в работах Э.И. Дранищевй, С. Кулибали, Ю.М. Ковалевской, Х. Копыстянской, В.И Лысенко, Т.Е. Колесиной, Е.И. Кольчитской, Н.В. Аликиной, Р.В. Повелкиным. Агрессивное поведение исследовалось в рамках юношеского возраста освещено в работах О.В. Кобзевой, Т.В.Нечепуренко ,А.Б. Крючковаи др. Работа О.В. Кобзевой посвящена исследованию динамики агрессивного поведения в период подросткового и юношеского возрастов, а также взаимодействию агрессивности с рядом черт в структуре индивидуальности. Анализируя исследования О.В. Кобзевой можно сделать следующие выводы.Проявления агрессивности на протяжении юношеского возраста могут колебаться от повышения до понижения.Агрессивность в юношеском возрасте может рассматриваться как защитный механизм оберегания собственного «Я», причем агрессивность юношей не связана с социальной адаптацией.Агрессивность в юношеском возрасте имеет определенную связь с акцентуациями характера, в частности для юношей с гипертимным и возбудимым типами акцентуации характера более свойственны проявления физической и вербальной агрессии и др. агрессивных реакций во фрустрирующих ситуациях.Работа Т.В. Нечепуренко заключается в выявлении гендерных различий в структуре и проявлениях агрессивности студентов, в их представлениях о ней, а также в индивидуально пических вариантах ее реализации и специфике психокоррекционной работы. В результате анализ проведенного исследования автор делает следующие выводы.Агрессивность юношей по сравнению с агрессивностью девушек характеризуется значительно меньшей рефлексивностью и большей эгоцентричностью, предметностью, субъектностью, интернальностью и склонностью к физической агрессии. Гендерная специфика проявляется в основном в связях когнитивного, а также эмоционального и регуляторного компонентов. В случае невозможности управлять своими естественными побуждениями юноши просто отдаются им и переходят на уровень физической агрессии. А девушки – непроизвольно эмоционально реагируют на личностно затрагивающие их ситуации, но при этом испытывают трудности, связанные с попытками контроля проявлений агрессии, считая их чрезмерными и неадекватными. Выявлена гендерная специфика психологической структуры агрессивности, которая проявляется в наличии «фактора женских представлений об агрессивности», а также в содержании «аффективного фактора» женской и мужской агрессивности, который, помимо аффективности и эмоционально-личностных и операциональных трудностей, у девушек включает в себя переменные поведенческого компонента (физическая и вербальная агрессия) и эгоцентричность, а у юношей – переменную рефлексивность. Обосновано выделение четырех женских (аффективно-агрессивный, эгоистически-агрессивный, экстернально-агрессивный, интернально-неагрессивный) и четырех мужских (аффективно-инструментальный, экстернально-инструментальный, рефлексивный и интернально-неагрессивный) индивидуально-типических вариантов реализации агрессивности. Выявлена гендерная специфика первых трех индивидуально-типических вариантов реализации агрессивности, которая проявляется: – у представителей наиболее агрессивного (первого) типа – в значительно более выраженной инструментальности юношей, их большей склонности к физической агрессии и меньшей рефлексивности; – у представителей второго типа – в том, что агрессивное поведение девушек, скорее, произвольно и инструментально, а у юношей оно носит экстернальный характер; – у представителей третьего типа – в том, что представители данного типа агрессивности в гораздо большей степени аффективны, чем наименее агрессивные юноши и девушки, однако аффективность юношей связана с рефлексивностью, а у девушек такой связи нет (кроме того, девушки гораздо более экстернальны по сравнению с представителями наименее агрессивного типа). Показано, что наибольшей общностью для юношей и девушек обладает реализация агрессивности по интернально-неагрессивному типу, который характеризуется минимальными показателями практически по всем переменным агрессивности. По сравнению с остальными типами они в наименьшей менее склонны к использованию агрессии в инструментальных целях. Инструментальность агрессии у них может проявиться только в случае, если они сильно мотивированы на достижение личных или общественных целей. Установлено, что социальные представления юношей и девушек о мужской агрессивности носят характер физичности и инструментальности, а о женской агрессивности – избыточной эмоциональности. Доказана эффективность предложенных направлений психокоррекционной работы с высокоагрессивными юношами и девушками с использованием приемов танатотерапии.А.Б. Крючкова проводила исследование, целью которого заключалась в раскрытии общих тенденций и гендерных различий в структуре и проявлениях агрессивности старших школьников, определить специфические связи переменных агрессивности с различными свойствами темперамента. В результате ею были сделаны следующие выводы.1. Установлены общие для юношей и девушек характеристики: – структура агрессивности у старшеклассников обоих полов представлена тесной связью практически всех регуляторно-динамических и мотивационно-смысловых переменных. Исключение составила лишь астеничность, которая не обнаружила прямых связей с другими переменными агрессивности; – агрессивное поведение у обоих полов может возникать как спонтанно, наосновании импульсивных и аффективных реакций, так и осознанно, в результате принятого решения; – проявления физической и вербальной агрессии и у девушек, и у юношей сопровождаются стеническими эмоциями; – оба пола сталкиваются с трудностями в управлении и регулировании воей физической и вербальной агрессии; – физическая и вербальная агрессия у обоих полов может как прогнозироваться, так и возникать импульсивно; – юноши и девушки могут совершать агрессивные действия, идущие вразрез с мнением общества, лишь на основании своих личных убеждений и личного мнения; – старшеклассникам обоих полов свойственна высокая готовность к агрессивным действиям; – и юноши и девушки расценивают многие жизненные ситуации как «требующие» и провоцирующие агрессию; – старшеклассники обоих полов обладают широким репертуаром агрессивных форм поведения и имеют скудный набор навыков онструктивного взаимодействия, самопрезентации, разрешения конфликтов; – и юноши и девушки часто испытывают раздражение, гнев, бывают вспыльчивы и аффективны; – универсальной формой проявления агрессии для старшеклассников обоих полов выступает вербальная агрессия. 2. Раскрыты гендерные различия в структуре агрессивности:– различия в реализации стенических эмоций: у юношей стеничность может возникать при реализации любых целей, мотивов и задач, у девушек стенические эмоции сопровождают только личностно значимые цели и эгоцентрические мотивы. Аффективное поведение по причине всплеска стенических эмоций вызывает у девушек астенические переживания, связанные с чувством вины за проявленную несдержанность; – различия в реализации астеничности: астеничность у юношей возникает как следствие агрессивного поведения любого характера. У девушек астеничность обратно коррелирует с предметностью и интернальностью: чем выше понимание смысла и цели агрессивного поступка, тем ниже астеничность; чем менее осознаваем смысл агрессивного поступка, тем сильнее чувство вины, следующее за ним; – социоцентрические мотивы и социально значимые цели у юношей чаще формируются и реализуются осознанно, а эгоцентрические, личностно значимые могут возникать на основе эмоциональных реакций. При реализации эгоцентрических мотивов девушки могут вполне сознательно применять агрессию, проявлять грубость, гнев и осознанно регулировать силу этих реакций; – для юношей большее значение имеет продуктивность агрессивных действий, они чаще, чем девушки, используют агрессию как средство повышения личного авторитета, статуса, независимости.ЗаκлючениеВ данной курсовой работе мы постарались как можно полнее осветить проблему агрессивности в молодежной среде. Поэтому цель исследования заключалась в проведении теоретического анализа отношения к агрессии в юношеском возрасте.Объектом выступила – агрессия как личностное образование в раннем юношеском возрасте. Предметом исследования – отношение к агрессии в юношеском возрасте.В результате теоретического анализамы определили агрессию, как характерологическую черту человека, выраженной в его готовности к агрессивным действиям в различных ситуациях и вкратце остановился на теории происхождения агрессии. Поскольку, на наш взгляд, рассмотренные теории представляют определенный интерес, в следующем разделе мы обратимся к более подробному рассмотрению подходов к изучению агрессии.Мы определили основные теории происхождения агрессии и пришли к выводу, что все теории агрессии достаточно интересны, однако ни одна в отдельности теория не может в полной мере объяснить природу происхождения агрессивного поведения. Только взятые в комплексе теоретические воззрения на проблему агрессии смогут пролить свет на это, все более проникающее в нашу жизнь, явление.В отношении причин агрессии можно сказать следующее. З. Фрейд, полагают, что причиной агрессии является врожденным свойством человека. Согласно фрустрационной теории Дж. Долларда причина агрессии кроется в невозможности удовлетворения своих потребностей.Иногда причины агрессии лежат в не совсем удачном детства. Причина агрессии также может быть скрыта в плохом сне и отдыхе, плохого питания и истощения нервной системы. В качестве причины агрессии может выступать недовольство в какой-либо сфере жизни.Рассмотрев различные классификации видов агрессивного поведения, мы выделяем, предложенную А. Басом. Для нас она является наиболее интересной, так как разделение видов агрессии здесь построено на основе ее проявления, а не мотива. На наш взгляд, классифицирование агрессии по форме проявления охватывает большинство агрессивных действий, а также дает более широкие возможности для диагностики различных форм агрессии.Проанализировав юношеский возраст мы обобщили основные психологические особенности данного периода. К ним относятся: формирование самосознания, появление возможности самовоспитания, возросшая волевая регуляция, формирование собственного мировоззрения, стремление к самоутверждению своей независимости, оригинальности, пренебрежение к советам старших. Также в этом возрасте происходит жизненное определение человека, приобретение определенной степени психологической зрелости, стремление профессионального самоопределения, завершение полового созревания, формирование зарождающейся сексуальности.Юношесκий возраст – период аκтивного формирования мировоззрения человеκа – системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется самооценκа и самопознание, что оκазывает сильное влияние на развитие личности в целом. Самооценκа является центральным новообразованием подростκового возраста, а ведущей деятельностью – общение и общественно значимая деятельность. В отношении студенческой молодежи, можно сказать, чтов целом студенчество как социальную группу можно охарактеризовать следующим образом.Студенты не занимает самостоятельного места в системе производства,статус студента имеет незначительные временные границы, а социальный статус студентаопределяется характером общественного строя иустанавливается в зависимости от уровня социально-экономического и культурногоразвития страны.Трансформация российского общества вызвала к жизни новыйнаправлений в области молодежной исследования, связанные с проблемами адаптациимолодежи в новых социально-экономических и политических отношений, в том числе:проблемы рынка труда, социальной защиты молодежи и молодых семей. Из всех проблем,молодежи и студенчества исключительного внимания заслуживаетпроявление агрессивности и агрессивного поведения, определяющих стержень личности и оказывающих влияние на содержание социальной активности, придающих смысл и направление общественной позиции молодого человека.Гендерный анализ агрессивности показал, что мужчины и женщины действительно отличаются друг от друга относительно агрессии, причем мужчины, κаκ правило, более сκлонны κ подобному поведению, нежели женщины. Однаκо величина разрыва сильно κолеблется в зависимости от обстановκи и, других фаκторов, а таκже от формы агрессии.Агрессивное поведение у обоих полов может возникать как спонтанно, наосновании импульсивных и аффективных реакций, так и осознанно, в результате принятого решения.Проявления физической и вербальной агрессии и у девушек, и у юношей сопровождаются стеническими эмоциями.Оба пола сталкиваются с трудностями в управлении и регулировании своей физической и вербальной агрессии.Физическая и вербальная агрессия у обоих полов может как прогнозироваться, так и возникать импульсивно.Юноши и девушки могут совершать агрессивные действия, идущие вразрез с мнением общества, лишь на основании своих личных убеждений и личного мнения. Старшеклассникам обоих полов свойственна высокая готовность к агрессивным действиям.Перспективы исследования видятся нам в более глубоком изучении особенностей агрессивности в юношеском возрасте путем анализа ее проявлений во взаимосвязи с личностными особенностями.Списоκиспользуемой литературыАбрамова А.А. Агрессивность при депрессивных расстройствах: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2005. - 152 c.Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебниκ для вузов. - 2-е изд., - М., 1997.282с.Алфимова М.Б. Психогенетика агрессивности : учебное пособие / М.Б. Алфимова. – СПб.: Питер, 2003. – 418 с. Андреева Г.М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия : Теоретические подходы / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. – М. : Аспект Пресс, 2002. – 286 с.Бандура, А. Подростκовая агрессия. - М., 1999. – 330с.Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль : учебное пособие / Л. Берковиц. – СПб.: прайм–ЕВРОЗНАК, 2004. – 512 с.Бэрон Р. Агрессия : учебное пособие / Р. Бэрон. – СПб.: Питер, 2003. – 464 с. Волкова Е.В. Скажем «нет» агрессии! // Психологическая газета. - 2003. - № 5. - С. 17-21.Выбор молодежью жизненного пути // Под ред. Е. М. Бабосова, М. Х. Титмы. Минсκ: Науκа и техниκа. 2008. с. 13. Гинзбург М. Р. Психологичесκое содержание личностного самоопределения // Вопр. психол. 2004. № 3.Дроздов А.Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте социальной ситуации // СоцИс. - 2003. - № 4. - С.31-34.Дусавицκий А.Κ. О студенчесκом возрасте κаκ завершающем этапе становления личности//Вестниκ Харьκовсκого ун-та-№200.-1980, с.9-13.Ениκеев М.И. Общая и социальная психология. - М.: Изд-во гр. НОРМА-ИНФА М, 2010.С.180.Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. - 2001. - № 1. - С. 60-71.Ермолаева М.В. Психология развития / М.В. Ермолаева. – М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 354 с.Зотова Л.Э. Психологические факторы агрессивного поведения старшеклассников: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2006. - 188 c.Иванова Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям / Л.Ю. Иванова // Проблемы личности, профилактика отклонений в ее развитии. – М. : Просвещение, Архангельск : МОДЭК. Режим доступа/ http://www.lib.msu.ru/journal.Кобзева О.В. Динамика агрессивности и ее взаимодействия с личностными особенностями в подростковом и юношеском возрастах // диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – М., 2006.Кон И.С.Особенности социализации мальчиков и девочек // Вопросы воспитания. Научно-практический журнал, 2010. – № 1(2). – C. 54–58.Кон И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. – М. : «Педагогика», 1998. – 233 с.Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. – СПб. : Питер, 2003. – 125 с.Крючкова А.Б. Специфика соотношения агрессивности со свойствами темперамента у юношей и девушек // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – М., 2010. Масагутов Р.М., Ениколопов С.Н. Показатели агрессивности у заключенных юношей с различным статусом в неформальной иерархии воспитательной колонии // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25, № 1. - С. 119-124.Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2006. - 608 с.Нечепуренко Т.В. Гендерные различия в проявлениях агрессивности студентов // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – М., 2009.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб : Питер, 2000. – 693 с.Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поисκи в западной философии и науκе.- М.,2001,г. с.89-133.Садовская А.В. Понятие враждебности. Основные направления и методы исследования враждебности // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2007. - № 7. – С.59-66.Секун В.И. Индивидуально-психологические особенности и взаимоотношения студентов / В.И. Секун. – М. : Просвещение, 1996. – 136 с.Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. – М. : Знание, 1996. – 254 с.Столяренко Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д : «Феникс», 2003. – 544 с.Фельдштейн, Д.И. Психология взросления / Д.И. Фельдштейн. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2004. – 672 с.Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. – М. : Наука, 1985. – 624 с.Фромм Э. Бегство от свободы. / Пер. с англ. А. Лактионова. – М.: АСТ; АСТ Москва, 2009. – 174 с.Фурманов И.А. Детсκая агрессивность: психодиагностиκа и психоκорреκция. - Минсκ, 2006.-с.3-19. Хъелл Л. Теории личности / Л. Хъелл, Д. Зиглер. – СПб. : «Питер», 2007. – 356 с.Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации: Избранные психологические труды /под ред. Е.М. Борисовой. – СПб. : Харвес, 2001 – (Серия «Психологи Отечества»).

Списо? используемой литературы

1.Абрамова А.А. Агрессивность при депрессивных расстройствах: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2005. - 152 c.
2.Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебни? для вузов. - 2-е изд., - М., 1997.282с.
3.Алфимова М.Б. Психогенетика агрессивности : учебное пособие / М.Б. Алфимова. – СПб.: Питер, 2003. – 418 с.
4.Андреева Г.М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия : Теоретические подходы / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. – М. : Аспект Пресс, 2002. – 286 с.
5.Бандура, А. Подрост?овая агрессия. - М., 1999. – 330с.
6.Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль : учебное пособие / Л. Берковиц. – СПб.: прайм–ЕВРОЗНАК, 2004. – 512 с.
7.Бэрон Р. Агрессия : учебное пособие / Р. Бэрон. – СПб.: Питер, 2003. – 464 с.
8.Волкова Е.В. Скажем «нет» агрессии! // Психологическая газета. - 2003. - № 5. - С. 17-21.
9.Выбор молодежью жизненного пути // Под ред. Е. М. Бабосова, М. Х. Титмы. Минс?: Нау?а и техни?а. 2008. с. 13.
10.Гинзбург М. Р. Психологичес?ое содержание личностного самоопределения // Вопр. психол. 2004. № 3.
11.Дроздов А.Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте социальной ситуации // СоцИс. - 2003. - № 4. - С.31-34.
12.Дусавиц?ий А.?. О студенчес?ом возрасте ?а? завершающем этапе становления личности//Вестни? Харь?овс?ого ун-та-№200.-1980, с.9-13.
13.Ени?еев М.И. Общая и социальная психология. - М.: Изд-во гр. НОРМА-ИНФА М, 2010.С.180.
14.Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. - 2001. - № 1. - С. 60-71.
15.Ермолаева М.В. Психология развития / М.В. Ермолаева. – М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 354 с.
16.Зотова Л.Э. Психологические факторы агрессивного поведения старшеклассников: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 2006. - 188 c.
17.Иванова Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям / Л.Ю. Иванова // Проблемы личности, профилактика отклонений в ее развитии. – М. : Просвещение, Архангельск : МОДЭК. Режим доступа/ http://www.lib.msu.ru/journal.
18.Кобзева О.В. Динамика агрессивности и ее взаимодействия с личностными особенностями в подростковом и юношеском возрастах // диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – М., 2006.
19.Кон И.С. Особенности социализации мальчиков и девочек // Вопросы воспитания. Научно-практический журнал, 2010. – № 1(2). – C. 54–58.
20.Кон И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. – М. : «Педагогика», 1998. – 233 с.
21.Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. – СПб. : Питер, 2003. – 125 с.
22.Крючкова А.Б. Специфика соотношения агрессивности со свойствами темперамента у юношей и девушек // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – М., 2010.
23.Масагутов Р.М., Ениколопов С.Н. Показатели агрессивности у заключенных юношей с различным статусом в неформальной иерархии воспитательной колонии // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25, № 1. - С. 119-124.
24.Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2006. - 608 с.
25.Нечепуренко Т.В. Гендерные различия в проявлениях агрессивности студентов // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – М., 2009.
26.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб : Питер, 2000. – 693 с.
27.Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поис?и в западной философии и нау?е.- М.,2001,г. с.89-133.
28.Садовская А.В. Понятие враждебности. Основные направления и методы исследования враждебности // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2007. - № 7. – С.59-66.
29.Секун В.И. Индивидуально-психологические особенности и взаимоотношения студентов / В.И. Секун. – М. : Просвещение, 1996. – 136 с.
30.Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. – М. : Знание, 1996. – 254 с.
31.Столяренко Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д : «Феникс», 2003. – 544 с.
32.Фельдштейн, Д.И. Психология взросления / Д.И. Фельдштейн. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2004. – 672 с.
33.Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. – М. : Наука, 1985. – 624 с.
34.Фромм Э. Бегство от свободы. / Пер. с англ. А. Лактионова. – М.: АСТ; АСТ Москва, 2009. – 174 с.
35.Фурманов И.А. Детс?ая агрессивность: психодиагности?а и психо?орре?ция. - Минс?, 2006.-с.3-19.
36.Хъелл Л. Теории личности / Л. Хъелл, Д. Зиглер. – СПб. : «Питер», 2007. – 356 с.
37.Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации: Избранные психологические труды /под ред. Е.М. Борисовой. – СПб. : Харвес, 2001 – (Серия «Психологи Отечества»).

Вопрос-ответ:

Что такое агрессивность и агрессия?

В научной литературе агрессивность и агрессия рассматриваются как разные понятия. Агрессивность представляет собой склонность человека к проявлению агрессии, тогда как агрессия - это активное отрицательное поведение, направленное на причинение вреда или нарушение личных границ другого человека.

Какие теоретические подходы используются в изучении агрессии?

В изучении агрессии применяются различные теоретические подходы, включая биологический, психологический и социальный подходы. Биологический подход связывает агрессию с генетическими и физиологическими факторами. Психологический подход изучает влияние личностных особенностей и мотиваций на агрессивное поведение. Социальный подход анализирует влияние социальных и окружающих факторов на агрессию.

Какие причины могут вызывать агрессию?

Причины агрессии могут быть различными. Они включают факторы биологического характера (нарушения в генетической предрасположенности к агрессии), психологические факторы (например, низкая самооценка, неудовлетворенные потребности) и социальные факторы (воздействие окружающей среды, насилие в семье или обществе).

Какие виды агрессивного поведения существуют?

Существует несколько видов агрессивного поведения, включая физическую агрессию (нападение на других людей или нарушение целостности их имущества), вербальную агрессию (оскорбления, угрозы), пассивно-агрессивное поведение (игнорирование, уклонение от ответов) и реактивную агрессию (ответная реакция на агрессию со стороны других людей).

Какие особенности свойственны юношескому возрасту?

Юношеский период развития характеризуется рядом психологических особенностей. Это период роста и изменений как физических, так и эмоциональных. Важные новообразования молодого возраста включают формирование личности, формирование социальной идентичности, появление новых ролей и ответственностей. Студенчество также является особым периодом в жизни, сопряженным с адаптацией к новой социальной группе и ситуации.

Что изучает данная статья?

Данная статья изучает отношение к агрессии в юношеском возрасте.

Что такое агрессивность и агрессия?

Агрессивность - это склонность проявлять агрессию, а агрессия - это активное, направленное на нанесение вреда поведение.

Какие теоретические подходы существуют к изучению агрессии?

Существуют различные теоретические подходы к изучению агрессии, включая социально-психологический подход, биологический подход, социо-культурный подход и др.

Какие причины агрессии?

Причины агрессии могут быть различными, включая биологические факторы, социальное окружение, семейную среду, различные стрессы и др.

Какие виды агрессивного поведения существуют?

Существуют различные виды агрессивного поведения, такие как физическая агрессия, вербальная агрессия, пассивно-агрессивное поведение и др.