Коммуникативная культура учителя

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная психология
  • 2222 страницы
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 05.11.2012
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
1.Педагогическое общение: структура, виды, функции.
2.Понятие коммуникативной культуры учителя
3.Коммуникативная культура учителя как условие личностно -ориентированного образования.
4.Коммуникативные качества и свойства личности педагога
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Показателем коммуникативной культуры учителя является, прежде всего, гуманистическая позиция, т.е. интерес к другому человеку, к изучению самого себя, а затем уже средства, техники общения [9]. Для учителя важно помнить, что оптимальное общение – это не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями; общий язык с детьми – это не язык команд и послушания, а язык доверия. Педагогу для успешной работы необходимы не только предметные и психолого-педагогические знания, но и особое умение – это умение общаться. Человек начинает овладевать навыками общения с малых лет, однако не все, повзрослев, в достаточной мере умеют общаться. Согласно типологии отечественного психолога Е.А. Климова, профессия педагога относится к типу профессий «человек – человек», и поэтому умение общаться является для педагога ведущим, профессионально важным качеством. Общение – основа педагогической деятельности. От того, как педагог общается с учащимися, зависит степень их познавательного интереса к предмету, а значит, и учебная мотивация. Стиль педагогического общения в значительной мере определяет результативность овладения учащимися предметными знаниями и умениями, влияет на культуру межличностных отношений, создает соответствующий морально-психологический климат учебного процесса [11]. Общение является важным условием социализации личности.Педагогическое общение – это процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, содержанием которого является обмен информацией, познание личности партнера по педагогическому общению, а также организация совместной деятельности.Благоприятный психологический климат в классе, учебной группе и в учебном заведении является показателем успешного общения педагога с учащимися. Основу коммуникативной культуры учителя составляют личностные качества, ценностные ориентации, установки, проявляющиеся в отношении к людям, а также техника общения, такая как владение речью, мимикой, жестами, движениями, приемами воздействия на другого человека, приемами саморегуляции, создания рабочего творческого самочувствия [16].Коммуникативные качества и свойства личности педагогаПедагогическое образование в современном обществе направлено на общекультурную подготовку. Общекультурная подготовка предполагает введение в школьную программу ряда человековедческих дисциплин, например истории, литературы и т.д., а также углубленное изучение конкретной области знания.Успешность педагогического взаимодействия зависит от уровня речевой культуры педагога, формирование которой является одной из важных задач профессионального становления педагога и особенно его саморазвития и самовоспитания.К коммуникативным качествам, составляющим основу педагогического общения можно отнести характеристики речи (например, четкая дикция, выразительность); личностные особенности (общительность, открытость, умение слушать людей, чувствовать их) [5].При стихийном формировании коммуникативной культуры учителя происходит переход к авторитарному стилю общения, что приводит к возникновению межличностные конфликтов, напряженности в отношениях между учителем и учеником, к падению дисциплины, снижению успеваемости, нежеланию учиться, психическим травмам, а также к отклоняющемуся от социальных норм поведению учеников. Основой коммуникативной культуры учителя является общительность. Общительность – это устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро устанавливать контакты. Наличие у педагога такого качества, как общительность, является показателем его высокого коммуникативного потенциала. Общительность включает в себя такие составляющие, как коммуникабельность (т.е. способность испытывать удовольствие от общения), желание находиться в обществе, эмпатия (т.е. умение сочувствовать, переживать) и идентификация (т.е. умение понимать внутренний мир другого) [18].Но такие качества, как невыразительная речь, дефекты речи, необщительность, замкнутость и погруженность в себя являются серьезными препятствиями во взаимодействии учителя и ученика. Педагогическая деятельность предполагает общение постоянное и длительное. Поэтому педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом.Коммуникативная культура учителя предполагает владение коммуникативными умениями и развитие коммуникативных способностей [6]. Коммуникативные умения учителя характеризуются умением устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении, управлять своими эмоциями, понимать психологическое состояние учеников, а также умение наблюдать и переключать внимание. В совокупности такие умения и способности составляют технику педагогического общения. ЗаключениеКоммуникативная культура педагога является одним из важнейших компонентов педагогической культуры.Коммуникативная грамотность обеспечивается владением будущим учителем знаниями философских, психолого-педагогических положений о человеке как высшей ценности общества, о роли общения в развитии личности; степенью сформированности педагогического мышления.Коммуникативная культура в значительной степени определяет компетентность педагога, способного к обеспечению эффективного педагогического общения в ходе осуществления субъектного взаимодействия и развития соответствующих личностно-ориентированных взаимоотношений всех участников образовательного процесса.Особая роль отводится позиции педагога в общении, которая характеризуется признанием ученика как равного партнера в условиях сотрудничества, ориентацией на интересы ученика и перспективы его развития.Профессиональная культура педагога не ограничивается его компетентностью в определённой области знаний и методической культурой. В условиях модернизации образования педагог - не только транслятор знаний, но и организатор развивающего, воспитывающего образовательного пространства, а это немыслимо без культуры педагогического общения. Общение - главное орудие педагогической деятельности. Практически все трудности, с которыми сталкивается учитель, объясняются нарушением культуры общения. Это невозможность наладить контакт с учащимися, невозможность понять внутреннюю психологическую позицию воспитанника, сложности в организации диалога на занятиях, неумение гибко реагировать на спонтанно возникающие нестандартные ситуации, конфликты с родителями, несовпадение установок, интересов, потребностей. В современных условиях отхода от авторитарной педагогики социальная значимость коммуникативной культуры заключается в том, что учитель, владеющий ею, способен создать благоприятную психологическую атмосферу во взаимоотношениях между субъектами образовательного процесса и утверждать ведущие принципы модернизации образования: гуманизации, гуманитаризации и демократизации. Список использованной литературыАухадеева, Л. А. Подготовка будущего учителя: структурное исследование коммуникативной культуры / Л. А. Аухадеева // Интеграция образования. - Саранск, - 2006. - № 2.Бакулина И. Проблема коммуникативных умений учителя.  //Педагогические технологии.-2008.-№2.Бодалев А.А. Психология общения. - М., 1998.Введенский В.Н. Профессиональная компетентность педагога., Спб., Просвещение., 2004.Вильгельм А . М ., Глотова Г . А . Исследование представлений педагогов о коммуникативной культуре учителя // Психол. вестн. Урал.гос. ун-та. 2009. Вып. 7. Грехнев, В.С. Культура педагогического общения: Книга для учителя/ В.С. Грехнев. – М: Просвещение, 1990.Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.Зарецкая И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя. – М.: Сентябрь, 2002.Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. / В.А. Кан-Калик — М.: Просвещение, 1987.Леонтьев, А.А. Педагогическое общение / А.А. Леонтьев. – М.: Знание, 1979. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1981. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций / учеб.пособие : 4 изд. перераб. и доп./ Б.Т. Лихачев. – М.: Юрайт, 2001. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания: учеб.пособие / А.В. Мудрик; Пед. о-во России. – М., 2001. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993-1999.Рыданова, И. И. Основы педагогики общения / И.И. Рыданова. – Мн.: Беларускаянавука, 1998. Станкин М.И. Психология общения. - М., 1996.Сластенин В.А. Педагогика: Учеб.пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. Шевцова, Е.В. Взаимосвязь профессиональной и коммуникативной культуры личности будущего специалиста / Е. В. Шевцова // Сб. науч. трудов СевКазГТУ. Серия «Гуманитарные науки». Вып. № 10. –Ставрополь, 2003.

Список использованной литературы

1.Аухадеева, Л. А. Подготовка будущего учителя: структурное исследование коммуникативной культуры / Л. А. Аухадеева // Интеграция образования. - Саранск, - 2006. - № 2.
2.Бакулина И. Проблема коммуникативных умений учителя. //Педагогические технологии.-2008.-№2.
3.Бодалев А.А. Психология общения. - М., 1998.
4.Введенский В.Н. Профессиональная компетентность педагога., Спб., Просвещение., 2004.
5.Вильгельм А . М ., Глотова Г . А . Исследование представлений педагогов о коммуникативной культуре учителя // Психол. вестн. Урал. гос. ун-та. 2009. Вып. 7.
6.Грехнев, В.С. Культура педагогического общения: Книга для учителя/ В.С. Грехнев. – М: Просвещение, 1990.
7.Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.
8.Зарецкая И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя. – М.: Сентябрь, 2002.
9. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. / В.А. Кан-Калик — М.: Просвещение, 1987.
10. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение / А.А. Леонтьев. – М.: Знание, 1979.
11. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1981.
12. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций / учеб. пособие : 4 изд. перераб. и доп./ Б.Т. Лихачев. – М.: Юрайт, 2001.
13. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания: учеб. пособие / А.В. Мудрик; Пед. о-во России. – М., 2001.
14. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993-1999.
15. Рыданова, И. И. Основы педагогики общения / И.И. Рыданова. – Мн.: Беларуская навука, 1998.
16. Станкин М.И. Психология общения. - М., 1996.
17. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2002.
18. Шевцова, Е.В. Взаимосвязь профессиональной и коммуникативной культуры личности будущего специалиста / Е. В. Шевцова // Сб. науч. трудов СевКазГТУ. Серия «Гуманитарные науки». Вып. № 10. –Ставрополь, 2003.

Вопрос-ответ:

Что такое педагогическое общение?

Педагогическое общение - это общение педагога с учащимися, коллегами, родителями, которое направлено на осуществление образовательного процесса, взаимопонимание и взаимодействие в педагогической среде.

Что такое коммуникативная культура учителя?

Коммуникативная культура учителя - это совокупность знаний, навыков и умений, позволяющих ему успешно общаться с различными участниками образовательного процесса, проявлять уважение к собеседнику, эмоциональную открытость, готовность к сотрудничеству.

Какую роль играет коммуникативная культура учителя в личностно-ориентированном образовании?

Коммуникативная культура учителя является важным условием личностно-ориентированного образования, так как позволяет учителю построить доверительные отношения с учащимися, учесть их потребности, развивать их индивидуальные способности, формировать у них коммуникативные навыки и компетенции.

Какие коммуникативные качества и свойства должен иметь педагог?

Педагог должен обладать такими качествами, как эмпатия, терпение, внимание, умение слушать и услышать учащихся, умение находить общий язык, умение адекватно реагировать на конфликтные ситуации, готовность к саморазвитию и самоанализу.

Что является показателем коммуникативной культуры учителя?

Показателем коммуникативной культуры учителя является гуманистическая позиция, то есть интерес к другому человеку, готовность изучать самого себя, а затем уже средства и техники общения.

Какова структура педагогического общения и какие виды и функции оно имеет?

Структура педагогического общения включает в себя отправителя (учителя), сообщение (информацию, которую передает учитель), канал передачи (речь, письмо и т.д.), получателя (ученика) и обратную связь (ответ, реакцию получателя). Виды педагогического общения могут быть вербальными (устными и письменными) и невербальными (мимика, жесты, интонация). Функции педагогического общения включают информационную (передача знаний и умений), коммуникативную (развитие навыков общения), мотивационную (возбуждение интереса и желания учиться), контрольную (проверка понимания и усвоения материала) и психологическую (поддержка эмоционального состояния ученика).

Что такое коммуникативная культура учителя?

Коммуникативная культура учителя - это умение эффективно и гармонично взаимодействовать с учениками, коллегами и родителями. Это не только владение навыками общения и коммуникативными техниками, но и глубокое понимание и уважение к другому человеку, умение слушать, быть толерантным и конструктивным в диалоге. Коммуникативная культура учителя основывается на гуманистических принципах и помогает создать доверительные и позитивные взаимоотношения в учебном процессе.

Какая роль коммуникативной культуры учителя в личностно-ориентированном образовании?

Коммуникативная культура учителя является неотъемлемым условием создания личностно-ориентированного образования. Она позволяет учителю установить доверительные отношения с учениками, включить их в активное общение и сотрудничество, а также учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Благодаря коммуникативной культуре учитель может эффективно поддерживать самооценку и мотивацию учеников, помочь им развить коммуникативные навыки и социальную компетентность.