Воздействие права на общественную нравственность

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Теория государства и права
  • 1919 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 15.02.2010
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Соотношение права и нравственности
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Различием санкций объясняется то, что нормы права допускают несравненно большую свободу в установлении их и обнаруживают большую способность к видоизменению, нежели нормы нравственности. Общественные взгляды изменяются гораздо медленнее, чем взгляды небольшого числа лиц, в руках которых сосредотачивается государственная власть. Общественное мнение (а не настроение) по вопросам общежития отличается большей устойчивостью, почему и требования нравственности отмечены чертой постоянства. Напротив, правовая санкция находится всецело в руках законодателя. Сегодня он может приложить ее к одному требованию, а завтра к другому, прямо противоположному. Если в действительности резкие колебания довольно редки, то это объясняется тем, что представители государственной власти не в состоянии сами совершенно оторваться от общественной среды. Но мысленно мы можем себе представить такую резкую перемену в содержании норм права, какая совершенно немыслима в содержании норм нравственности. История законодательства дарит иногда хорошими иллюстрациями к этому положению.
При указанном соотношении двух групп социальных норм, изменение санкции должно изменить и самый характер норм. Если нравственной норме, охраняемой общественным мнением, придается юридическая санкция, то норма, не переставая быть нравственной, становится в то же время и правовой, например, в случае присоединения юридической санкции к осуждению родителей за развращение детей. Наоборот, когда у нормы права отнимается юридическая санкция, то она или превратится в нравственную, если встретит поддержку в общественном мнении, или потеряет всякое значение, если такой защиты не найдет в нем. Например, отменяется наказание за ростовщичество: при современном взгляде на этот вопрос можно ожидать, что ростовщичество, как противное норме нравственности, встретит некоторый отпор в общественном мнении. Но представим себе, что отменены взыскания за нарушение постановлений паспортного устава: более чем сомнительно, чтобы общество взяло под свою охрану передвижение без паспорта.
Графически соотношение между правом и нравственностью могло бы быть изображено в виде двух эксцентрических пересекающихся кругов. Исторически степень расхождения или сближения этих кругов может быть весьма различной.
Соединенное действие права и нравственности обуславливается единством целей, преследуемых нормами того и другого вида, - воздействия на поведение индивида с социальной точки зрения.
Поэтому в значительной части право и нравственность совпадают в своем содержании. Нормы нравственности запрещают посягать на жизнь человека, присваивать себе его вещи, не исполнять обещанного. То же буквально повторяют нормы права, запрещая убийство, кражу, повелевая в точности исполнять заключенные договоры. В результате одно и то же действие, нарушая одновременно и норму нравственности и норму права, приводит в движение обе санкции. Убийца подвергается уголовному наказанию и возбуждает негодование общественной среды. Купец, злонамеренно уклоняющийся от платежей, вызывает порицание со стороны тех, среди которых он вращается, и подвергается уголовной каре.
Разъединенное действие права и нравственности обуславливается различием санкции. Право может потребовать того, что нравственно безразлично, и, наоборот, нравственность может требовать того, что юридически безразлично. Вступление чиновника в брак без согласия начальства вызывает действие правовой санкции и не затрагивает моральной. Вступление богатого старика в брак с молоденькой бедной девушкой вызывает действие моральной санкции и не затрагивает правовой. Расхождение права и нравственности может оказаться еще сильнее. Право может запретить то, что требуется нравственностью, и потребовать того, что запрещается нравственностью. Право угрожает наказанием за подачу милостыни на улице, тогда как нравственность подсказывает долг помощи бедным. Право приказывает довести до сведения начальства о пребывании политического преступника, а нравственность требует, уважая самоотверженность гонимого человека, содействовать его бегству. Вспомним драматизм положения Антигоны.
Такое явление столкновения норм права и нравственности возможно только потому, что право вырабатывается в форме закона частью общества, и навязывается остальным через посредство власти. Если бы право вырабатывалось самой общественной средой и держалось его признанием, конфликт был бы немыслим.
Влияние нравственности на право потому именно и возможно, что обе эти общественные силы действуют в одном направлении.
Нравственность сдерживает произвол законодательного творчества.
Право находится под влиянием нравственности постоянно, но влияние это оказывается особенно сильным: 1) на начальных ступенях развития, когда право выражается в форме обычаев, и 2) на высших ступенях, когда законодательная власть подчиняется общественному мнению. Благодаря последнему, право и нравственность сходятся своими корнями. Веления права тем сильнее, чем ближе подходят они к нравственным требованиям, потому что поведение поддерживается одновременно с двух сторон. В интересах твердости правового порядка открыть наибольшую возможность воздействия со стороны общественного мнения на государственную власть, которая является источником права, создаваемого в форме закона.
Право, конечно, способно поддержать требования нравственности, недостаточно обеспеченные неорганизованной санкцией. Но для этого оно само должно быть нравственно, т.е. властвующие, которые создают право, должны испытывать на себе нравственную санкцию. Чтобы право могло поддерживать нравственность, необходимо, чтобы нравственность определяла государственный строй, потому что право есть продукт государства.
Заключение

Неоспоримо и обратное влияние права на нравственность. Право вмешивается в борьбу мотивов, определяющих нравственное поведение и действует как психический фактор. Оно подавляет одни мотивы и укрепляет другие. Принуждая, страхом угрозы, к требуемому поведению, нормы права превращают данное поведение в привычное, а потому само по себе желательное. Мотивы антисоциального поведения, сдержанные правовой угрозой и потому не осуществляемые во вне, постепенно ослабевают, отпадают, а вместе с тем исчезает опасное с нравственной стороны поведение. "Регулируйте чувства человека и его действия, и вы неизбежно повлияете на его действия и его чувства. Заставьте человека отрешиться от ненависти к его брату, и он, наверное, не решится его убить; если же вы убедите его не убивать брата, вы неизбежно ослабите до некоторой степени силу его ненависти.
Список использованной литературы

Васильев А.В. "Источники и формы права" как научная категория // Источники права: проблемы теории и практики. Материалы конференции 22-25 мая 2007 г. С. 35-37
Гумплович Л. Общее учение о государстве. Перевод со 2-го немецкого издания Тип. т-ва "Обществ. польза" 1910 г.
Коркунов Н.В. Проблемы права и нравственности // Русская философия права. Антология 2-е изд., доп. Алетейя 1999 г.
Липень С.В. Основные исторические концепции права: содержание и политическое значение // Онтология и аксиология права. Тезисы докладов и сообщений Второй международной научной конференции (октябрь 2005 г.) Изд-во Омск. акад. МВД России 
Лазарев В. О роли доктринального толкования права // Советская юстиция. № 14 1969 г.
Петражицкий Л.и. Право, государство и теория нравственности // Русская философия права. Антология 2-е изд., доп. Спб 1999 г.


Лазарев В. О роли доктринального толкования права // Советская юстиция. № 14 1969 г.
Гумплович Л. Общее учение о государстве. Перевод со 2-го немецкого издания Тип. т-ва "Обществ. польза" 1910 г.
Васильев А.В. "Источники и формы права" как научная категория // Источники права: проблемы теории и практики. Материалы конференции 22-25 мая 2007 г. С. 35-37
Гумплович Л. Общее учение о государстве. Перевод со 2-го немецкого издания Тип. т-ва "Обществ. польза" 1910 г.
Там же.
Коркунов Н.В. Проблемы права и нравственности // Русская философия права. Антология 2-е изд., доп. Алетейя 1999 г.
Там же.
Коркунов Н.В. Проблемы права и нравственности // Русская философия права. Антология 2-е изд., доп. Алетейя 1999 г.
Там же.
Петражицкий Л.и. Право, государство и теория нравственности // Русская философия права. Антология 2-е изд., доп. Спб 1999 г.
Липень С.В. Основные исторические концепции права: содержание и политическое значение // Онтология и аксиология права. Тезисы докладов и сообщений Второй международной научной конференции (октябрь 2005 г.) Изд-во Омск. акад. МВД России 
Петражицкий Л.И. Право, государство и теория нравственности // Русская философия права. Антология 2-е изд., доп.
Там же.












19

Список использованной литературы

1.Васильев А.В. "Источники и формы права" как научная категория // Источники права: проблемы теории и практики. Материалы конференции 22-25 мая 2007 г. С. 35-37
2.Гумплович Л. Общее учение о государстве. Перевод со 2-го немецкого издания Тип. т-ва "Обществ. польза" 1910 г.
3.Коркунов Н.В. Проблемы права и нравственности // Русская философия права. Антология 2-е изд., доп. Алетейя 1999 г.
4.Липень С.В. Основные исторические концепции права: содержание и политическое значение // Онтология и аксиология права. Тезисы докладов и сообщений Второй международной научной конференции (октябрь 2005 г.) Изд-во Омск. акад. МВД России
5.Лазарев В. О роли доктринального толкования права // Советская юстиция. № 14 1969 г.
6.Петражицкий Л.и. Право, государство и теория нравственности // Русская философия права. Антология 2-е изд., доп. Спб 1999 г.


Вопрос-ответ:

Какое воздействие имеет право на общественную нравственность?

Право оказывает значительное воздействие на общественную нравственность, поскольку установленные нормы права определяют допустимое поведение людей в обществе. Одни правовые нормы могут способствовать развитию высоких нравственных ценностей, в то время как другие могут противоречить или ослаблять нравственные принципы. Кроме того, право устанавливает санкции за нарушение его норм, что также может повлиять на нравственность общества.

Как соотносится право и нравственность?

Соотношение между правом и нравственностью является сложным и многоаспектным. Нравственность накладывает определенные ограничения на правовые нормы, определяя, что считается морально допустимым и недопустимым. Однако право и нравственность не всегда совпадают, и существуют ситуации, когда что-то может быть законным, но неморальным, или наоборот. В то же время, право и нравственность взаимодействуют и взаимно влияют друг на друга, противоречия и совпадения между ними могут вызывать дискуссии и споры.

Почему нормы права более изменчивы, чем нормы нравственности?

Нормы права более изменчивы, потому что они создаются и устанавливаются государственной властью, учитывая конкретные социальные, политические и экономические условия. Правовые нормы могут быть изменены или корректированы законодательными органами в соответствии с изменениями общественных потребностей и ценностей. Нравственность, в свою очередь, чаще основана на устоявшихся традициях, обычаях и общественном мнении, что делает ее менее подверженной быстрым изменениям.

Почему общественные взгляды изменяются медленнее, чем взгляды правящих лиц?

Общественные взгляды изменяются медленнее, поскольку они формируются среди большого числа людей и отражают сложные социальные, культурные и исторические факторы. Правящие лица, находящиеся у власти, могут воздействовать на общественные взгляды через законы, политику и информационные ресурсы. Однако изменить мнение всего общества, особенно при устойчивых традициях и ценностях, требует времени исключительно значительных усилий и обстоятельств.

Какое воздействие осуществляет право на общественную нравственность?

Право оказывает значительное влияние на общественную нравственность, поскольку законы и нормы права являются основой моральных и этических норм общества. Они регулируют поведение людей, определяют допустимые и недопустимые действия, и, таким образом, формируют общественные ценности и нравственность.

Как связаны право и нравственность?

Право и нравственность являются двумя взаимосвязанными и взаимодействующими сферами. Нравственность определяет моральные ценности и принципы, которым следует общество, в то время как право закрепляет эти ценности в форме норм и правовых актов. Право и нравственность, взаимодействуя друг с другом, обеспечивают стабильность и справедливость в обществе.

Почему нормы права допускают большую свободу в установлении и изменении в сравнении с нормами нравственности?

Нормы права, в отличие от норм нравственности, устанавливаются и изменяются законодателями, которые представляют интересы общества в целом. Законодатель имеет возможность принимать законы, изменять их в зависимости от потребностей общества и общественных ценностей. Нормы нравственности, напротив, формируются на основе традиций, обычаев и моральных установок общества, изменение которых происходит гораздо медленнее и охватывает бóльший период времени.

Почему общественные взгляды изменяются медленнее, чем взгляды небольшого числа лиц, в руках которых сосредотачивается государственная власть?

Общественные взгляды на мораль и этику формируются на основе взаимодействия и обмена мнениями между членами общества. Взгляды небольшого числа лиц, которые осуществляют государственную власть, могут измениться быстрее, поскольку они обладают властью и ресурсами для влияния на общественные убеждения. Однако, общественные взгляды изменяются медленнее, поскольку требуются временные и культурные изменения, чтобы новые идеи и ценности были приняты и воплощены в реальность.

Как воздействует право на общественную нравственность?

Право влияет на общественную нравственность через установление норм и правил, которые регулируют поведение в обществе. Оно определяет то, что считается законным и незаконным, наказуемым и ненаказуемым, что, в свою очередь, формирует основу моральных ценностей общества.

В чем состоит соотношение права и нравственности?

Право и нравственность связаны между собой, но имеют отличия. Право регулирует поведение людей с помощью юридических норм и предписаний. Нравственность же определяет моральные нормы и ценности общества. Право и нравственность взаимодействуют, причем иногда может возникать коллизия между ними. В таких случаях, право может использовать санкции для обеспечения соблюдения юридических норм, в то время как нравственность основывается на общественных убеждениях и может оказывать давление на исполнение нравственных ценностей.