Аппарат и его виды в журнале "Наше наследие"

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Книговедение
  • 2727 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 10.03.2013
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Аппарат издания и его виды
Глава 2. Анализ аппарата журнала «Наше наследие»
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

1838. Фрагмент. Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь
В журнале после содержания представлена информация о том, какое именно художественное изображение представлено на обложке. При этом дается информация не только об авторе, но и о материалах, на которых выполнен оригинал, а также о месте хранения данного произведения искусства, т.е. фактически представлено полное музейное описание объекта художественного творчества. В трех рассмотренных номерах изображения на обложке соотнесены с какими-либо материалами в основной части журнала, поэтому после музейной характеристики изображения дается еще один элемент аппарата издания – отсылочный, например:

№ 99 (2011) Портрет режиссера В.Э.Мейерхольда См. в номере статью И. Вакар «Петр Кончаловский: Взгляд из нового века» и статью В. Гаевского «Две «Дамы» № 101 (2012) Фото [музея] Т. Наместниковой См. в номере материалы к 100-летию открытия музея № 102 (2012) Портрет неизвестной с цветами и фруктами См. в номере статью С. Усачевой «Мастер «живописи плодов и овощей»
Как видим, ссылка может даваться на один или несколько материалов в данном номере издания с указанием конкретных названий или без них.
Наконец, в верхнем левом углу обложки содержится название издания и указание на его тип и номер, а именно: «Наше Наследие. Иллюстрированный культурно-исторический журнал. № 101 2012». Та же информация повторяется на первой странице, представляющей содержание журнала.
Следующий тип информации в аппарате периодического издания имеет содержательно-тематическую функцию. Сюда относится оглавление, содержание издания, позволяющие понять, что имеется в издании и как можно легко найти необходимый материал. В журнале «Наше наследие» в начале издание предлагается «Содержание журнала», разбитое на несколько постоянных и временных рубрик. Ниже эти рубрики представлены в сопоставлении по пяти номерам журнала:

№ 98 (2011) № 99 (2011) № 100 (2011) № 101 (2012) № 102 (2012) Материалы без рубрики есть есть нет есть есть Памятные даты Российскому государственному архиву литературы и искусства – 70 лет нет 300 лет со дня рождения М.В. Ломоносова К 100-летию открытия ГМИИ им. А.С. Пушкина 200 лет со дня рождения И.А. Гончарова Бородинская годовщина К 90-летию С.О.Шмидта 175 лет со дня кончины А.С.Пушкина Тематическая рубрика «POPOFF & CO» нет нет нет Портрет художника в неизвестности Галерея журнала «Наше наследие» есть есть есть есть есть Книжный знак есть нет нет нет нет
Как видим, на настоящий момент в журнале можно отметить лишь одну безусловно постоянную рубрику – «Галерея журнала «Наше наследие», в которой обычно представлено 2-3 материала о скульпторах, художниках, отдельных экспозициях. Рубрика «Книжный знак» была относительно постоянной раньше и предлагала рецензии на книги, выходящие по близкой журналу тематике. Очевидно, в силу того, что таких изданий немного, рубрика возникает не в каждом номере.
В случае, когда в период подготовки издания отмечается какая-либо памятная дата, журнал готовит большую подборку материалов, посвященных этому событию. В первом номере за 2012 год (№ 101) таких тем три: столетие открытия ГМИИ им. А.С. Пушкина, трехсотлетие Бородинского сражения и 175 лет со дня смерти А.С. Пушкина. Каждая из этих тем получает освещение в нескольких соответствующих материалах.
Наконец, в двух (№№ 98, 102) из рассмотренных номеров присутствуют тематические подборки материалов, однако их нельзя назвать традиционными.
В целом, необходимо отметить довольно свободную рубрикацию журнала, что, на наш взгляд, допустимо при таком редком выходе изданий (максимум – 4 раза в год). Отметим, что довольно большое количество материалов дается без рубрикации.
Рассмотрим, как реализуются ориентировочная, подготовительная, пояснительная и отсылочная функции аппарата журнала, т.е. как оформляется текст основного материала при помощи различных элементов ориентирования читателя.
Обычно перед началом материала дается информация как минимум об авторе текста и фотографий, например: «Владимир ПОТРЕСОВ. Фото В. Некрасов, И. Хилько, Т. Наместникова» (№ 98. 2011).
Авторские материалы могут также сопровождаться традиционно оформленными библиографическими ссылками, которые обычно даются в конце публикации (например, в статье Л. Маркиной «Царственная москвичка», опубликованной в № 98 от 2011 г.). Здесь предлагается 17 концевых сносок, которые содержат информацию об источниках цитирования. Аналогичным образом в этом номере журнала оформлена статья Н. Пресновой «Дщерь Петрова» в усадебном Подмосковье» и многие другие.
Материал С. Усачевой «Итальянские ландшафты Федора Матвеева» помимо упомянутых выше концевых сносок сопровождается предисловием автора. Использование этого элемента аппарата издания оправдано, т.к. в отличие от предыдущих статей номера здесь рассматривается такое имя и такой объект, которые могут быть плохо знакомы читателю, поэтому для обеспечения реализации функции ориентирования читателя в журнале автор предлагает после заголовка материала один абзац, позволяющий кратко охарактеризовать тему публикации.
Отметим специфическое оформление интервью в рамках журнала «Наше наследие». В № 98 от 2011 г. издания предлагается тематический блок, посвященный юбилею Российского государственного архива литературы и искусства, который начинается интервью с директором архива. Редакция журнала находит нужным сопроводить публикацию пояснением по поводу причины размещения интервью, а также благодарностями за помощь в подготовке данного материала. Отметим, что в этом случае «слова от автора (редакции)» даются курсивом, как и вопросы журналиста, что позволяет читателю более легко ориентироваться в тексте.
Как было отмечено выше, интервью завершается благодарностями за помощь в подготовке материалов, и эти благодарности выполняют роль своеобразной скрепы между интервью и последующими публикациями, представляющими собой материалы данного архива. Приведем данный текст с небольшими купюрами:
Редакция благодарит сотрудников РГАЛИ <…>.
Тексты, ставшие предметом публикации в подборке (см. далее), печатаются по автографам (кроме специально оговоренных случаев), в современной орфографии и пунктуации, с сохранением особенностей авторского правописания; сокращения и любые редакторские конъектуры раскрываются в угловых скобках, явные опечатки исправляются без оговорок.
Таким образом, в конце интервью редакция дает пояснение по поводу следующих материалов. Каждый из материалов архива в публикации журнала оформлен единообразно: самому тексту предшествует предисловие, набранное более мелким шрифтом и раскрывающее особенности данного текста (здесь может характеризоваться автор текста, особенности хранящегося документа и т.п.). Далее следует текст документа из архива, а после него – примечания, которые отличаются от примечаний к материалам, упомянутым выше. Здесь примечания носят не отсылочно-цитатный характер, а пояснительный: они разъясняют значения слов и выражений, которые могут быть непонятны современному читателю. В этих примечаниях курсивом даются фамилии исторических лиц, в том числе и фамилия автора документа, если он сопровождал текст собственными примечаниями. В конце публикации указание на авторство дается следующим образом: «Публикация, предисловие и примечания [имя]».
Таким образом, аппарат журнала «Наше наследие» включает в себя следующие основные элементы: обложку с типичным оформлением (произведение искусства, наименование журнала, номер и год выпуска), содержание (с возможной, но не стабильной рубрикацией; информацией о иллюстрации на обложке), предисловия, примечания и комментарии редакции к материалам публикации по мере необходимости. Так, примечания могут иметь как отсылочный характер (т.е. указывать на источник цитаты), так и пояснительный (т.е. разъяснять непонятные читателю слова и выражения). Шрифтовое оформление текста издания несколько непоследовательно: редакционный или авторский комментарий может даваться как при помощи выделения текста курсивом, так и посредством набора более мелким кеглем. В рамках одной публикации единство средств сохраняется, однако на протяжении номера издания они могут комбинироваться.
Заключение


В рамках издания различают следующие виды аппарата: опознавательный (выходные сведения), справочно-поисковый (оглавление, содержание, вспомогательные указатели, колонтитулы, списки иллюстраций), пояснительный, или научно-вспомогательный (предисловие, вступительная статья, послесловие, примечания и комментарии), и библиографический (библиографические ссылки, пристатейные списки и указатели).
Анализ аппарата журнала «Наше наследие» позволил охарактеризовать специфику использования данных видов аппарата издания в рамках тематической периодики. Прежде всего, необходимо отметить, что журнал относится к сравнительно небольшой группе научно-популярных изданий, причем приближается по своему содержанию и оформлению к научным. Именно поэтому, вероятно, одной из самых заметных черт его аппарата является обилие научно-вспомогательных аппаратных элементов, а именно: предисловий, примечаний разного типа и комментариев.
Журнал также имеет несколько таких стандартных элементов аппарата периодического издания, как выходные данные, содержание со вспомогательными указателями-рубрикантами.
Список использованной литературы


Антонова С.Г. и др. Редакторская подготовка изданий. М.: Логос, 2004. 496 с.
Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т. Редактирование. М.: Изд-во МГУП, 1999. 256 с.
Васильев С.Л. Ориентирование читателя в информационном пространстве газеты и журнала. Тюмень, Мандрика, 2006. 112 с.
Васильев С.Л. Удобочитаемость газеты. Краснодар, КубГУ, 1999. 72 с.
Галкин С.И. Оформление газеты и журнала: от элемента к системе. М.: МГУ, 1984. 152 с.
Гарсиа М. Как сделать содержание компактным // КАК. 2005. № 2. С. 23.
Жарков И.A. Технология редакционно-издательского дела. М.: Изд-во МГУП, 2002. 83 с.
Кричевский В.Г. Типографика в терминах и образах. М.: Слово, 2000. Т. 1. 144 с.
Накорякова К.М. Редактирование материалов массовой информации. М.: Изд-во МГУ, 1982. 112 с.
Рудер Э. Типографика. М.: Книга, 1982. 288 с.
Свешникова И.К. Технология редакционно-издательского дела. М.: Изд-во МГАП «Мир книги», 1995. 116 с.
Система средств массовой информации в России / Под ред. Я.Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2003. 266 с.
Соловьев В.И., Рябинина Н.З. Редакторская подготовка периодических изданий. М.: Изд-во МГАП «Мир книги», 1993. 100 с.
Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М.: Аспект Пресс, 2000. 320 с.
Феличи Дж. Типографика: шрифт, верстка, дизайн. СПб.: БХВ-Петербург, 2004. 496 с.
Шкондин М.В. Трансформация типологической структуры российских СМИ: системные аспекты // Вестн. МГУ. Сер. 10. Журналистика. 2000. № 1. С. 3-5.









2

1.Антонова С.Г. и др. Редакторская подготовка изданий. М.: Логос, 2004. 496 с.
2.Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т. Редактирование. М.: Изд-во МГУП, 1999. 256 с.
3.Васильев С.Л. Ориентирование читателя в информационном пространстве газеты и журнала. Тюмень, Мандрика, 2006. 112 с.
4.Васильев С.Л. Удобочитаемость газеты. Краснодар, КубГУ, 1999. 72 с.
5.Галкин С.И. Оформление газеты и журнала: от элемента к системе. М.: МГУ, 1984. 152 с.
6.Гарсиа М. Как сделать содержание компактным // КАК. 2005. № 2. С. 23.
7.Жарков И.A. Технология редакционно-издательского дела. М.: Изд-во МГУП, 2002. 83 с.
8.Кричевский В.Г. Типографика в терминах и образах. М.: Слово, 2000. Т. 1. 144 с.
9.Накорякова К.М. Редактирование материалов массовой информации. М.: Изд-во МГУ, 1982. 112 с.
10.Рудер Э. Типографика. М.: Книга, 1982. 288 с.
11.Свешникова И.К. Технология редакционно-издательского дела. М.: Изд-во МГАП «Мир книги», 1995. 116 с.
12.Система средств массовой информации в России / Под ред. Я.Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2003. 266 с.
13.Соловьев В.И., Рябинина Н.З. Редакторская подготовка периодических изданий. М.: Изд-во МГАП «Мир книги», 1993. 100 с.
14.Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М.: Аспект Пресс, 2000. 320 с.
15.Феличи Дж. Типографика: шрифт, верстка, дизайн. СПб.: БХВ-Петербург, 2004. 496 с.
16.Шкондин М.В. Трансформация типологической структуры российских СМИ: системные аспекты // Вестн. МГУ. Сер. 10. Журналистика. 2000. № 1. С. 3-5.

Вопрос-ответ:

Какие виды аппарата есть в журнале "Наше наследие"?

В журнале "Наше наследие" существуют различные виды аппарата, включающие в себя оглавление, содержание, статьи, рисунки, фотографии, библиографический указатель и другие элементы, которые помогают читателю освоить содержание и структуру публикаций.

Какая информация представлена о художественном изображении на обложке журнала?

В журнале "Наше наследие" после содержания представлена информация о художественном изображении на обложке, включающая информацию об авторе, материалах, на которых выполнен оригинал, и месте хранения данного произведения искусства.

Какие вопросы описывает глава 2 статьи "Анализ аппарата журнала «Наше наследие» 1838"?

Глава 2 статьи "Анализ аппарата журнала «Наше наследие» 1838" описывает вопросы, связанные с анализом аппарата журнала, такие как структура выпуска, наличие оглавления, содержания, библиографического указателя, а также анализ рисунков, фотографий и других элементов, использованных в журнале.

Какая информация представлена о художественном изображении на обложке журнала "Наше наследие"?

На обложке журнала "Наше наследие" представлена информация о художественном изображении, включая выставленный фрагмент, который выполнен на холсте маслом, и является частью коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь.

Какие виды аппарата помогают читателю освоить содержание и структуру публикаций в журнале "Наше наследие"?

В журнале "Наше наследие" читателю помогаются освоить содержание и структуру публикаций различные виды аппарата, такие как оглавление, содержание, статьи, рисунки, фотографии, библиографический указатель и другие элементы.

Каковы основные виды аппарата в журнале "Наше наследие"?

Основные виды аппарата в журнале "Наше наследие" включают в себя редакционный аппарат, технический аппарат и художественный аппарат.

Что включает в себя редакционный аппарат журнала "Наше наследие"?

Редакционный аппарат журнала "Наше наследие" включает в себя главного редактора, редакторов по разделам, корректоров, искусствоведов и других специалистов, занимающихся подготовкой и выпуском журнала.

Что включает в себя технический аппарат журнала "Наше наследие"?

Технический аппарат журнала "Наше наследие" включает в себя верстальщиков, дизайнеров, фотографов, макетчиков и других специалистов, отвечающих за визуальное оформление журнала.

Что включает в себя художественный аппарат журнала "Наше наследие"?

Художественный аппарат журнала "Наше наследие" включает в себя редактора-художника, иллюстраторов, художников по верстке и других специалистов, отвечающих за художественное оформление журнала.

Какие сведения представлены о художественном изображении на обложке журнала "Наше наследие"?

О художественном изображении на обложке журнала "Наше наследие" представлена информация об авторе, материалах, на которых выполнен оригинал, а также о месте хранения данного произведения искусства.

Какие виды аппарата журнала "Наше наследие" представлены в статье?

В статье представлены два вида аппарата журнала "Наше наследие": аппарат издания и анализ аппарата журнала "Наше наследие" 1838.