Место и роль славянского мира в развитии западной и восточной цивилизации 9-12вв.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Древняя
  • 1717 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 27.12.2011
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение………………………………………………………………………………….2 1. Возникновение и эволюция древнерусской цивилизации………………………….3 2. Православно-славянская цивилизация………………………………………………9 3. Соотношение истории России в наследие восточной и западной цивилизаций...12 Заключение……………………………………………………………………………...16 Литература………………………………………………………………………………17
Фрагмент для ознакомления

Существует иная крайняя позиция, приверженцы которой пытаются отнести Россию к странам с восточным типом цивилизации.
Сторонники этой позиции считают, что те немногочисленные попытки приобщения России к Западной цивилизации закончились неудачно и не оставили глубокого следа в самосознании российского народа и его истории. Россия всегда была разновидностью восточной деспотии. Одним из важнейших аргументов в пользу такой позиции является цикличность истории России: за периодом реформ неизбежно следовал период контрреформ, за реформацией – контрреформация. Сторонники данной позиции также указывают на коллективистский характер менталитета российского народа, отсутствие в российской истории демократических традиций, уважения к свободе, достоинству личности, вертикальный характер общественно-политических отношений, их преимущественно подданическую окраску и т.д.
Но наиболее крупным течением в исторической и общественной мысли России является идейно-теоретическое, отстаивающее идею самобытности России. Сторонниками этой идеи являются славянофилы, евразийцы и многие другие представители так называемой "патриотической" идеологии. Славянофилы (А. С. Хомяков, К. С.Аксаков,
Ф. Ф. Самарин, И. И. Киреевский и их последователи) идею самобытности российской истории связывали с исключительно своеобразным путем развития России, и, следовательно, с исключительным своеобразием русской культуры. Исходный тезис учения славянофилов состоит в утверждении решающей роли православия для становления и развития русской цивилизации. По мнению А. С. Хомякова, именно православие сформировало " то исконно русское качество, тот "русский дух", который создал русскую землю в ее бесконечном объеме".
Основополагающей идеей русского православия, а, следовательно, и всего строя русской жизни является идея соборности. Соборность проявляется во всех сферах жизнедеятельности русского человека: в церкви, в семье, в обществе, в отношениях между государствами. По мнению славянофилов, соборность является тем важным качеством, которое отделяет русское общество от всей западной цивилизации. Западные народы, отойдя от решений первых семи Вселенских соборов, извратили христианский символ веры и тем самым предали забвению соборное начало. И это породило все изъяны европейской культуры и прежде всего ее меркантилизм и индивидуализм.
Русская цивилизация обладает высокой духовностью, базирующейся на аскетическом мировоззрении, и коллективистским, общинным устройством социальной жизни. Славянофилы считают, что именно православием порождена специфическая, социальная организация – сельская община, "мир", имеющий в себе нравственное и хозяйственное значение.
Сельскохозяйственная община в описании славянофилам выглядит идеализированной, приукрашенной. Экономическая деятельность общины изображается в гармоничном сочетании общественных и личностных интересов, а все члены общины являются по отношению друг к другу "товарищами и пайщиками". Вместе с тем, они все же признавали, что в устройстве общины существуют и негативные моменты, порожденные крепостным правом. Славянофилами осуждалось крепостное право и они выступали за его отмену.
Однако главным достоинством сельской общины славянофилы считали те духовно-нравственные принципы, которые она воспитывает у своих участников: готовность отстаивать общие интересы, патриотизм, честность и т.д. По их мнению, эти качества возникают у членов общины не сознательно, а инстинктивно, путем соблюдения древних религиозных обычаев и традиций.
Используя принципиальную установку, что община - лучшая форма социальной организации жизни, славянофилы призывали общинный принцип сделать всеобъемлющим, т.е. перенести его в городскую жизнь, в промышленность. Общинное устройство должно составлять также основу государственной жизни и по их словам, способно, заменить собой "мерзость административности в России".
Славянофилы утверждали, что по мере распространения в российском обществе "общинного принципа", будет все более укрепляться "дух соборности". Главным принципом социальных отношений будет самоотречение каждого человека в пользу всех. В результате в едином потоке сольются социальные и религиозные устремления людей. В итоге будет решена задача нашей внутренней истории, которую они определяли как "просветление общинного народного начала началом церковным, общинным".
Основой славянофильства является идеология панславянизма. В их представлении об особой судьбе России является идея об особости, исключительности славянства. Другое важнейшее направление, отстаивающее идею самобытности России, - евразийство (П. А. Карсавин, Г. В. Флоровский, И. С. Трубецкой, и др.). В отличие от славянофилов, евразийцы, настаивали на исключительности русского этноса и России, представляющей собой особый тип цивилизации, отличный как от Востока, так и от Запада. Этот особый тип цивилизации ими назван евразийским.
В евразийской концепции цивилизационного процесса особое место занимает географический фактор (природная среда) – "месторазвитие" народа. По их мнению, этой средой определяются особенности различных народов и стран, их самосознание и судьба. Россия простирается на срединном пространстве Европы и Азии, которое приблизительно очерчивают три великие равнины: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская и Туркестанская. Эти громадные равнины, лишены естественных резких географических рубежей, и естественно они наложили отпечаток на историю России, создали своеобразный культурный мир.
Важная роль в аргументах евразийцев отведена особенностям этногенеза русской нации. Русский этнос вырабатывался не только на основе славянского этноса, но под сильным влиянием угрофинских и тюркских племен. Особо выделялось влияние на русское самосознание и российскую историю восточного "туранского", преимущественно тюркско-татарского элемента, который связан с татаро-монгольским игом.
Методологические установки евразийцев в существенной мере разделялись и видным российским мыслителем Н. А. Бердяевым.
В русской народной индивидуальности, по мнению Бердяева, одной из важнейших характеристик, является ее глубокая противоречивость и поляризованность. Сложность и противоречивость русской души, отмечено им, могут быть связаны с тем, что в России встречаются и взаимодействут два потока мировой истории: Запад и Восток. Русский народ является не чисто европейским и не чисто азиатским народом. Россия является целой частью света, огромным Востоко-Западом, она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролось два начала, западное и восточное.
Н.А. Бердяев считал, что имеется соответствие между безграничностью, необъятностью русской земли и русской души. В душе русского народа есть такая же безграничность, необъятность, устремленность в бесконечность, как и в русской равнине.
Бердяев утверждает, что русский народ, не был народом культуры, которая основана на рациональных упорядоченных началах. Он был народом откровений и вдохновений. В основание русской души легли два противоположных начала: аскетически-монашеское православие и языческая дионистическая стихия. Этой двойственностью пронизываются все важнейшие характеристики русского народа: гипертрофия государства и анархизм, деспотизм, жестокость, вольность, склонность к насилию и доброта, мягкость, человечность, искание и правды обрядоверие, безличный коллективизм и обостренное сознание личности, индивидуализм, национализм, универсализм и самопохвальство, всечеловечность, эсхатологически-миссионерская религиозность и внешнее благочестие, воинствующее безбожие и искание Бога, наглость и смирение, рабство и бунт. Этими противоречивыми качествами русского национального характера и предопределена, по мнению Бердяева, вся сложность и катаклизмы российской истории.
Следует отметить, что каждая из концепций, определяющих место России в мировой цивилизации, базируется на определенных исторических фактах. Вместе с тем, в этих концепциях ясно просвечивает односторонняя идеологическая направленность.













Заключение

Для того чтобы несколько народов слепились, склеились, сплавились в единую нацию и тем более цивилизацию, их как мирные, так и военные контакты на протяжении длительного времени должны быть намного более тесными, чем с остальными, "внешними" народами. Такая "цивилизационная ситуация" существовала в 5-15 веках и продолжает оставаться по настоящее время в западной и восточной частях географической Европы, но не в ее центре. Как показывает мировая история, для возникновения новой цивилизации необходима или одна, или несколько точек кристаллизации этой новой цивилизации, которая является ничем иным, как фазовым переходом наций и народов из одного уровня своего политического, экономического, культурного, языкового и разного прочего развития в другой. Цивилизации и создаются, как правило, на стыке этих разных уровней развития разных народов. Блеск Рима и нищета остальной части западной Европы и создали западную цивилизацию. Славянские народы по языку, культуре, укладу жизни, экономике и по многому чему еще, еще с допотопных времен были примерно на одном уровне своего развития. Поэтому они и не "склеились" в единую славянскую цивилизацию. Это примерно, как в физике, - одноименные заряды отталкиваются друг от друга, а разноименные - притягиваются. Поскольку восточные славяне – славяно-россы – находились на более высоком уровне своего эволюционного развития по отношению к остальным "азиатам", то именно они и создали свою самостоятельную восточную российско-евразийскую цивилизацию.










Литература

Бердяев Н.А. Русская идея. В сб. "О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья" – М., 1990.
Белковец Л. П., Белковец В. В. История России. Курс лекций. — Новоси­бирск: Новосибирское книжное издательство, 2007.
История России, курс лекций, И.А.Исаев, "БЕК", Москва, 2007.
История России. Исаев И.А., "Юрист", Москва, 2008.
Пименов Н.И. Истоки Западной цивилизации. Причины и следствия: монография / Н.И. Пименов. - Магнитогорск, 2011.
Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М.Высшее образование, 2007.
Рогов В.А. История государства России ХX – начала XXI вв. – М., 2008.
Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие / Под ред. З.М. Черниловского. М., 2007.




Белковец Л. П., Белковец В. В. История России. Курс лекций. — Новоси­бирск: Новосибирское книжное издательство, 2007.
Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М.Высшее образование, 2007.

История России, курс лекций, И.А.Исаев, "БЕК", Москва, 2007.

История России, курс лекций, И.А.Исаев, "БЕК", Москва, 2007.

Пименов Н.И. Истоки Западной цивилизации. Причины и следствия: монография / Н.И. Пименов. - Магнитогорск, 2011.

Бердяев Н.А. Русская идея. В сб. "О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья" – М., 1990.
Бердяев Н.А. Указ.соч.

Бердяев Н.А. Русская идея. В сб. "О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья" – М., 1990. Белковец Л. П., Белковец В. В. История России. Курс лекций. — Новоси­бирск: Новосибирское книжное издательство, 2007. История России, курс лекций, И.А.Исаев, "БЕК", Москва, 2007. История России. Исаев И.А., "Юрист", Москва, 2008. Пименов Н.И. Истоки Западной цивилизации. Причины и следствия: монография / Н.И. Пименов. - Магнитогорск, 2011. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М.Высшее образование, 2007. Рогов В.А. История государства России ХX – начала XXI вв. – М., 2008. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие / Под ред. З.М. Черниловского. М., 2007.

Вопрос-ответ:

Какое место и роль занимает славянский мир в развитии западной и восточной цивилизации 9-12 веков?

Славянский мир в 9-12 веках занимал важное место в развитии как западной, так и восточной цивилизации. Славянские народы активно взаимодействовали с другими культурами, усваивая и передавая новые знания, технологии и идеи. Они играли значимую роль в расширении торговых путей и культурного обмена между Западом и Востоком. Также стоит отметить, что славянский мир в значительной мере влиял на формирование и развитие православной цивилизации.

Как возникла и эволюционировала древнерусская цивилизация?

Древнерусская цивилизация возникла в 9 веке на территории современной России. Она развивалась благодаря сближению славянских и византийских культур. При формировании древнерусской цивилизации важную роль сыграло распространение и принятие христианства. Под влиянием византийской культуры развивались литература, искусство и архитектура. Эволюция древнерусской цивилизации привела к образованию мощного государства — Киевской Руси, которое стало одним из великих политических и культурных центров Средневековья.

Какую роль играет православно-славянская цивилизация?

Православно-славянская цивилизация играет значимую роль в истории и культуре славянских народов. Она объединяет множество традиций, обычаев и ценностей, которые были сформированы и развивались под влиянием православия. Православно-славянская цивилизация имеет свой характерный образ жизни, свое видение мира и свои культурные особенности. Она оказывала и продолжает оказывать влияние на формирование и развитие славянских народов.

Какое место и роль занимает славянский мир в развитии западной и восточной цивилизации 9-12 веков?

Славянский мир в 9-12 веках занимал важное место в развитии как западной, так и восточной цивилизации. Христианизация славян, принятие культуры и цивилизации Византии, а также развитие экономических и политических связей с Западной Европой позволили славянам играть значительную роль в истории того времени.

Как возникла и эволюционировала древнерусская цивилизация?

Древнерусская цивилизация возникла в IX веке, когда варяги основали государство под названием Киевская Русь. В средние века Киевская Русь стала одним из крупнейших и мощных государств Европы. Под влиянием Византии и ее православной культуры, древнерусская цивилизация испытала эволюцию и процветала как экономически, так и культурно. Однако, в XIV веке она пала под нашествием монголо-татарского ига и была раздроблена на множество независимых княжеств.

Что представляет собой православно-славянская цивилизация?

Православно-славянская цивилизация представляет собой уникальное сочетание православной религии и славянской культуры. Она имеет особое место в истории России и других славянских стран. Православие играло важную роль в формировании и развитии славянской цивилизации, определяя ее моральные, этические и духовные ценности. Славянская культура, в свою очередь, оказывала влияние на различные аспекты православной религии, включая ритуалы, традиции и иконографию.

Какое место и роль занимал славянский мир в развитии западной и восточной цивилизации в 9-12 веках?

Славянский мир в 9-12 веках играл важную роль в развитии как западной, так и восточной цивилизации. На западе, славянские народы, особенно в Европе, взаимодействовали с другими германскими и кельтскими племенами, влияв на их культуру, обычаи и язык. Восточная цивилизация, особенно Византийская империя, имела тесные связи с Восточнославянскими государствами, как Киевская Русь, что способствовало обмену знаниями, торговле и культурному влиянию.

Как развивалась древнерусская цивилизация?

Древнерусская цивилизация развивалась многообразно и в нескольких направлениях. В этот период формировались государственные структуры, такие как Киевская Русь. Также происходил активный обмен культурой и идеями с Восточной Европой через торговлю и военные экспансии. Древнерусская цивилизация также приняла христианство и создала собственную христианскую церковь - Православную церковь.

Какую роль играла православно-славянская цивилизация?

Православно-славянская цивилизация играла важную роль в формировании и развитии России и других славянских стран. Принятие христианства стало одним из важнейших этапов в формировании славянской идентичности и культуры. Православие стало не только религией, но и духовным и культурным центром, объединяющим славянские народы и предоставляющим им общую платформу для развития и самоидентификации.

Какая связь существует между историей России и восточной и западной цивилизацией?

История России в 9-12 веках находится под влиянием как восточной, так и западной цивилизаций. С одной стороны, Россия имела тесные связи с Византией и другими восточными государствами, что повлияло на ее религиозные, культурные и политические аспекты. С другой стороны, контакт с Западом, особенно с Германией и Польшей, внес значительные изменения в экономическую, правовую и административную системы России.

Какое место и роль занимает славянский мир в развитии западной и восточной цивилизации 9-12 веков?

Славянский мир играл значительную роль в развитии как западной, так и восточной цивилизации в период с 9 по 12 век. С одной стороны, славянские племена активно участвовали в формировании и расширении Киевской Руси, которая являлась восточной цивилизацией и оказывала значительное влияние на соседние славянские земли. С другой стороны, славянские народы активно взаимодействовали с западными странами, особенно с Германией и Польшей, и внесли свой вклад в западноевропейскую культуру и цивилизацию.