Поднять оригинальность готовой работы с 15 до 60% по АП: "Психология как учение о душе"

  • 0 страниц
  • 0 источников
  • Добавлена 22.05.2013
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Фрагмент для ознакомления

Принцип нервизма станет основой для развития мозгцентрической точки зрения на локализацию души.


2.2 Эмпедокл. Учение о четырех «корнях». Биопсихизм. Принцип подобия и теория истечений

Как сказано в предыдущей главе, уже у Алкмеона обнаруживаются переходы от признания единого материального начала и обращение к четырем стихиям как основным элементам, определяющим общее строение организма и его физическое и душевное состояние. Философская же схема строения мира и человека в целом на основе четырех корней (вода, воздух, земля, огонь), была развита врачом и философом древности Эмпедоклом (490–430 гг. до н. э.). Он продолжил развивать материалистическую линию в философии и психологии, но, в отличие от своих предшественников, он заменил теорию единого первоначала на учение o четырех «корнях». Первоэлементами мироздания по его мнению являются четыре корня – вода, воздух, земля, огонь [9].
Организмы животных и растений, как и весь мир, состоят из этих четырех корней. Различия между животными и растениями заключаются в неодинаковом соотношении и степени выраженности у тех и других первоначального развития этой коренной системы. Наиболее совершенными по своим пропорциям являются у растений – сок, у животных и человека – кровь. Так, кровь представлена одной частью земли, одной частью огня и двумя частями воды. Кровь у животных и человека и сок растений есть ведущие структуры организма. Именно кровь и сок благодаря наиболее совершенному сочетанию в них корней рассматривались Эмпедоклом в качестве носителей душевных функций. У человека центром движения крови является сердце, поэтому именно оно, a не мозг, является органом души. Кровь определяет и мысли, и ощущения, и чувства. С кровью связаны также особенности общей активности и подвижности человека. То, в какой мере снабжается кровью тот или другой орган тела, определяет возможности этих частей тела [8].
Для Эмпедокла принцип подобия приобрел универсальное значение. Он распространялся и на ощущения, и на побудительные силы, и даже на мирообразующие силы – Душу. Природа побудительных состояний такова, что все живое стремится к недостающему подобному. Душа пробуждается тогда, когда подобное встречается c подобным [9].
Эмпедокл внес новое положение в учение o механизмах восприятия, выдвинул теорию истечений. С помощью этой теории он впервые пытался ответить на вопрос o том, как происходит воздействие внешних предметов на органы чувств и как в них возникает восприятие и ощущение. Процесс восприятия Эмпедокл представлял как механизм истечений. Наиболее полно этот механизм истечений описан философом в отношении зрения. От внешних предметов идут истечения мелких частиц, которые, проникая в поры органов чувств, вызывают образ внешнего предмета в душе [4].
Истечения идут не только от внешних предметов, но и от самих органов чувств. Истечения, идущие из глаз, свидетельствуют об активном участии души и самих органов чувств в акте восприятия. Механизм истечения и принцип подобия были положены в основу объяснения цветового зрения. Эмпедоклу первому принадлежит заслуга в построении теории цветового зрения. Восприятие цветов, по мнению философа, определяется как свойствами воздействующих на глаз предметов, так и характеристиками самого воспринимающего органа, так и активным участием души в этом процессе [2].
В восприятии и ощущении философ видел начальную форму познания, из которого вырастает мышление. Он не сомневался в реальности видимых предметов и адекватности их восприятия органами чувств. Однако душа, как чувственное познание, по мнению ученого, должна контролироваться разумом, позволяющим лучше пользоваться чувствами [3].
Таким образом, Эмпедоклом по-новому были определены границы душевного. В развитии античной психологии взгляды Эмпедокла заняли видное место, как по своей новизне, так и в отношении влияния их на формирование более поздних представлений o человеке и его душевной организации. Воззрения Эмпедокла способствовали укреплению эволюционного подхода к объяснению возникновения и развития душевных проявлений у живых существ, утверждению идеи o материальной природе души, ee внешней и телесной детерминации.

2.3 Душа в трудах Александрийских врачей

Исследования александрийских врачей привели их к твердому убеждению, что действительным органом души является головной мозг. Более того, ими была установлена некоторая специализация в локализации функций души. Герофил функции души связывал c мозговыми желудочками. Эpaзистрат соотносил функции души c из​вилинами и мембранами головного мозга, a самому мозговому веществу припи​сывал двигательные функции. Кроме того, ими было обнаружено, что от этих двух названных структур мозга отходят разные нервные волокна. Установленная связь каждого из нервных путей c различными участками мозга, несущими разные функции, позволила сделать предположение o том, что и эти два рода нервов должны влиять на выполнение различных функций души [1].
Установив анатомическую основу психики и связав душевные явления c мозгом, александрийские врачи попытались выявить механизмы тех изменений в мозге и нервной системе, которые стоят за многочисленными функциями души. Здесь они были вынуждены обратиться к понятию пневмы, введенному еще стоиками. Пневма рассматривалась ими в качестве материального носителя души и жизни. При вдыхании воздух из легких проникает в сердце. Смешиваясь в нем c кровью, воздух образует жизненную пневму, которая растекается по всему телу, наполняя все его части, включая и головной мозг. В мозге растительная пневма преобразуется в животную (душевную) пневму, которая нап​равляется в нервы, a через них - к мышцам и органам чувств, приводя и те и другие в действие [3].
Опыт александрийских врачей по изучению работы и строения мозга, нервов и других частей тела, а также организма в целом не остался бесследным и забытым. Он был обобщен, расширен и уг​лублен представителем древней медицины Галеном (130—200 гг. до н. э.). Гален - известный древнеримский мысли​тель, работавший в течение ряда лет врачом у гладиаторов. Он систематически занимался анатомированием трупов, благодаря чему ему удалось описать строение кровообращения, мышечной и нерв​ной систем, системы дыхания. По Галену жизнь возникла в результате постепенного развития природы, а душевное есть порождение органической жизни.
За исходную основу всех проявлений души и ее деятельности он принимал кровь. Гален полагал, что кровь образуется в печени в результате соединения воздуха и переваренной пищи. Далее через вены она поступает к сердцу, a от него по артериям растекается по всему телу. На пути к мозгу кровь, испаряясь и очищаясь, превращается в психическую пневму. Гален выделял два вида пневмы: жиз​ненную (кровь) и психическую (мозговую), возникающую из жизненной пневмы путем очищения. Органами души он считал мозг, печень и сердце [4].
Динамика и состояние крови обусловливают не только эмо​циональное функционирование души, но и общую активность человека, его темперамент и даже характер. Тип темперамента зависит от преобладания артериальной или венозной крови. Люди с преобладанием артериальной крови более мужественны, подвижны, энергичны. У кого же доминирует в смеси венозная кровь, те малоподвижны и медлительны. Итак, все функции души, начиная от ощущений и кончая индивидуальным разумом, темпераментом и характером, имеют в своей основе гуморально-мозговые процессы [8].
В целом же учение Галена занимало по тому времени передо​вые позиции в области естествознания и философии. Больше то​го, анатомия, физиология, психофизиология Галена оставались последним словом науки вплоть до Нового времени. Поскольку все названные проявления души зависимы от тела, то c гибелью тела они исчезают. Однако Гален не смог до конца остаться последовательным сторонником материалистической линии. Подобно Аристотелю, он, помимо индивидуальной разумной души, приписывал человеку еще и божественный разум, делая уступку идеализму [9].
Таким образом, установив анатомическую основу психики и связав душевные явления c мозгом, александрийские врачи попытались выявить механизмы тех изменений в мозге и нервной системе, которые стоят за многочисленными функциями души. Здесь они были вынуждены обратиться к понятию пневмы, введенному стоиками. Пневма рассматривалась в качестве материального носителя жизни и души. Однако они не смогли до конца остаться последовательными сторонниками материалистической линии.















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Взгляды представителей античных школ философии и Гераклита оказали большое влияние на развитие философско-психологических систем последующих древних мыслителей, у которых ученья о душе, выдвинутые ими, получили дальнейшую конкретизацию. Среди наиболее важных положений античных школ философии и Гераклита необходимо выделить:
- идею o зависимости психического от общих законов природы (Логоса) и материальной природе души;
- положение o внешней и телесной детерминации душевного;
- сохранение жизнедеятельности (бодрствование, сон) и души (познавательные и побудительные силы);
- внутреннюю зависимость и соотношение души (познавательных и побудительных сил), относительный характер последних;
- изменчивость душевных состояний, переход их из одно​го в другое;
- процессуальный характер душвного и его развитие (самовозрастание);
- введение первого психологического термина «психея» для обозначения психических явлений.
Вершиной античного материализма был атомистический материализм, родоначальником которого являдся Демокрит. С его точки зрения, душа - это источник активности, энергии тела. После смерти человека душа рассеивается в воздухе, a потому душа тоже смертна. Эпикур объяснял происхождение мира и души как результат столкновения атомов. По его мнению, душу имеет только те существа, которые могут ощущать. Сократ впервые рассматривал душу как источник нравственности человека, a не как источник активности тела. Платон считал, что существует идеальный мир, в котором находятся души, или идеи, вещей, те совершенные образы, которые становятся прообразами реальных предметов.
Новые моменты в античный атомистический материализм внесли стоики. Душа человека, c их точки зрения, по своей при​роде материальна. Она подобна теплому дыханию. В основе своей душа едина, на части не делима, но может проявляться в различ​ных способностях, каждая из которых определяется разной сте​пенью интенсивности и развития пневмы.
Большой вклад в формирование психологических знаний внесли Сократ, Платон. Важнейшие положения их учений определили направление развития психологических исследований на многие века вперед. Из представлений o душе исчезали признаки ee подчиненности строгим законам и неотвратимым причинам, действующим в физической природе.
Душа мыслилась Аристотелем как способ организации живого тела, действия которого носят целесообразный характер. Он считал душу присущей всем живым организмам (в том числе растениям) и подлежащей объективному, опытному изучению. Душа не может существовать без тела и в то же время не является телом.
Вопросы o природе души, ee внешней обусловленности и те​лесных основаниях ставились в древнее время не только филосо​фами, но также представителями медицины. Обращение древних врачей к этим вопросам побуждалось их медицинской практикой, их личным опытом и собственными наблюдениями за работой различных систем организма. Александрийские врачи установили анатомическую основу психики и связав душевные явления c мозгом, попытались выявить механизмы тех изменений в мозге и нервной системе, которые стоят за многочисленными функциями души.





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Литература

Аристотель. Сочинения: В 4-х т. - T.4. – M.: Мысль, 1984. - 592 с.
Богомолов, A.C. Античная философия. / A.C. Богомолов – M.: Академия, 1985. – 390 c.
Ждан, A.A. История психологии./ A.A. Ждан – M.: Академия, 2008. – 464 c.
Лучинин, A.C. История психологии./ A.C. Лучинин – M.: Сфера, 2008. – 342 c.
Платон. Сочинения в 4-х т. - T. 2. - M.: Мысль, 1993. – 395 c.
Римские стоики. - M.: Мысль, 1995. – 423 c.
Фрагменты ранних греческих философов. - Ч. 1. - M.: Мысль, 1989. – 448 c.
Якунин, B.A. История психологии./ B.A. Якунин - СПб.: Питер, 2001. – 376 c.
Ярошевский, M.Г. История психологии. От античности до сер. ХХ в./ M.Г. Ярошевский - M.: Академия, 2003. – 401 c.













22

Сообщения Up. Петр

Сообщений Вверх. Петр.

епископ Кассиан (Безобразов)

Первое Послание Св. Петр.

1 Петр. было написано в Риме. 5:13 up. Петр посылает привет. Слово "церковь", восполненное в русском языке, есть и сын, встречается в древних писаниях. Это должно быть понимаемо, как толкование, которое соответствует контексту. "Выбранный вами" (буквально: соизбранная) Церкви, среди которых он живет один. Петр, в своем послании. Где они находятся — Вавилон. Этот Вавилон нельзя отождествлять ни с Вавилон на Евфрате, который в это время лежал в развалинах, ни с Старым Каиром в Египте, как это предполагалось некоторыми исследователями нового времени. В дошедших до нас памятников древности служение прп. Петр никогда не сообщает ни в Месопотамии, ни в Египте. Но в Апокалиптической пишет Вавилоном называется Рим. Толкование Апк. 14:8, 16:19, 17: 5 д. с древнейших времен распространялось и в 1 Петр. 5:13. Вместо написания 1 Петр. надо считать Рим. В этот символ звучит аллегория и осуждение. Оправдано аллегория в укажите местонаписания сообщения? Неизбежно недоумение разрешается просто. Петр писал в эпоху, когда началось преследование. Вероятно, что он скрывал его жительства. Но сообщение отправлялось через Силуана (5:12), — и на него могла быть возложена оплаты, чтобы обнаружить и шифр.

Послание адресовало Малоазийским христианам: "идите, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии (1:1). Церкви в Галатии и в Азии были основаны up. Павел и состояла в большинстве из язычников происхождения. Начало христианства в других провинциях Малой Азии нам неизвестно. Вполне возможно, что и он, если не прямо, то косвенно, было связано с трудами ап. Павел. Во всяком случае, такие показания 1 Петр., режим 1:14, 18, 2:25 и, особенно, 4:3-4, говорить о языческом прошлом, большая часть читателей послания. Не может быть никаких сомнений в том, что из всех Малоазиатских Церквей наиболее значительными были в Азии. В нем, то есть, в первую очередь, к Церкви Ефесской, и говорил со своим посланием Петр, обращался, вероятно, убеждении, что пульс церковной жизни, бил эти годы Ефесе. Это предположение тем более оправдано, что прп. Петр, в своем послании, уже знакомы, как Евреев, так и с Мак. Мы имеем право думать, что Петр, как и Иаков, был философии истории Евреев.

В своем первом послании, ap. Петр, несомненно, задавался целью подтвердить учение ап. Павел. Ознакомление с содержанием I Петр. покажет нам, что оно во многих важных местах обнаруживает точки соприкосновения с Ефес. Такое совпадение не может быть случайным. По крайней мере, в двух случаях ап. Петр ссылается на учение, уже преподанное читателям (см. 1:12, 25) . Принимая во внимание тот факт, что во втором послании Апостол ссылается непосредственно на Пол (см. III, 15-16), мы получаем право толковать ссылки I Петр. в том же смысле, и объяснить это совпадение с Эфес. сознательным подтверждением ап. Петр учения уже умершего Павла. Такое понимание не предполагает никакой иерархии старшинства up. Петр. Мы увидим в свое время, что и Иуда подтвердил в своем послании, учение прп. Петр. Подтверждает переживший, по праву и долгу пережившего, и доказывает лишний раз единство христианского мира и Nt откровение.

Узнать стоимость работы