Связь движений и музыки

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Музыка
  • 2222 страницы
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 13.04.2013
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
Часть 1. Исторические виды взаимосвязи движений и музыки
Часть 2. Принципы взаимосвязи движений и музыки на современном этапе развития искусства
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Первый уровень – внешний. С точки зрения хореографа, это подбор музыки для танца. При выборе музыкальной композиции для танца необходимо учитывать следующие параметры:
Художественное содержание музыкального произведения.
Доступность музыки для постановщика и исполнителей, соответствие характера музыки и сценическому амплуа (если есть).
Высокая художественная ценность музыкальной композиции, и адекватное ее восприятие всеми участниками танцевально-музыкального процесса.
Выразительность музыки, наличие ярких образов, возбуждающих творческую активность хореографа и исполниетелей.
Второй уровень – внутренний. Он связан с преобразованием музыкального материала в процессе постановки. При постановки танца на определенную музыку возможно использование обработки и аранжировки музыкального произведения. Основные правила успешной аранжировки связаны с двумя законами:
Не нарушать драматургию танца.
Не нарушать характер музыки.
При аранжировке музыкального произведения возможно менять следующие параметры:
Темп. В области музыки темп не является четко фиксированной категорией. В произведениях музыкальной классики композиторы обозначают темп словом (например – Adagio espressivo, Andante sostenuto), в котором запечатлен общий характер звучания (быстро-средний темп – медленный темп) и отчасти характер музыки («espressivo» - «выразительно», «sostenuto» - «сдержанно»). В некоторых случаях композиторы выставляют метрономические указания, тогда темп можно определить достаточно точно. В случае метрономических указаний им желательно следовать. Но если темп обозначен итальянским термином, здесь мы должны учитывать фактор стилевой (в каждом музыкальном стиле были свои градации движения, так в средневековье быстрый темп не был таким стремительным, как в XX веке) и образный (используя принцип небольшого ускорения и замедления темпа, можно подобрать такой темп, при котором музыка будет звучать в характере, написанном композитором, а танец будет органично следовать характеру музыки). В некоторых случаях, в целях удобства хореографии, возможно исходит от танца при выборе темпа, не нарушая при этом характер музыки.
Динамика. Динамический уровень музыки можно регулировать в аранжировке, учитывая такие факторы, как объем зала (в маленьком зале громкое звучание неуместно), а также музыкальный стиль. Как и в случае с темпом, каждая эпоха диктует свои закономерности динамической организации музыки (динамические контрасты в музыке Возрождения не были столь сильны, как в эпоху романтизма).
Музыкальную композицию возможно сократить, руководствуясь целью создания собственной хореографической концепции. При этом необходимо следить за тем, чтобы музыкальный образ не изменил свои основные черты.
Третий уровень – уровень синтеза музыки и танца, их полноценного взаимодействия на основе ритма.
Ритм – важнейшее средство выразительности как в музыке, так и в хореографии.
В музыке ритм – это триединство ритма, метра и темпа, организующее временное становление музыкальных звуков.
Ритм в хореографии – это определенное чередование положений человеческого тела во времени, он подчиняется общим законам хореографической композиции.
Наряду с понятием ритма, в двух видах искусства также используется понятия метра.
Метр в музыке – это равномерное чередование сильных и слабых долей.
Аналог метра в хореографии – чередование пластически сильных и слабых движений, организующее динамику целого.
В области темпа в музыке и хореографии используется понятие унисон – это когда хореографический темп совпадает с музыкальным темпом.
Ритм в музыке и хореографии является не только способом организации во времени, но и важнейшим выразительным средством. Так некоторые танцевальные жанры – мазурка, танго, полонез, вальс, и другие – отличаются своеобразными и запоминающимися ритмическими рисунками, являющимися основным и репрезентантами данного танца.
Музыка дает танцу ритмическую основу, она определяет общий эмоциональный строй, характер, образную выразительность. Когда говорят о необходимости выражения музыки в танце, имеется в виду совпадение образного строя, стиля музыки, темпа, структуры музыкального языка и пластического рисунка, структуры формы, соответствие темпа, метроритма. В музыкальном материале заложен определенный замысел. Воплотить его в движении, раскрыть образ музыки, и – возможно – внести собственную исполнительскую интерпретацию образного содержания музыки: вот основные цели взаимодействия движения и музыки в современном танце.
Образное содержание музыки передается через соответствующие средства. Музыка строится из ряда музыкальных фраз, которые следуют последовательно одна за другой. Чередование различных интонационных форм во времени в музыке соотносится с танцевальной фразой, с рисунком танца в целом. Также в рисунке танца находит отражение динамика и музыкальная форма музыкального произведения, его темп (особенно – смены темпов).
Музыкальное произведение и движения под музыку организуются по законам драматургии. Имеет большое значение кульминация (от латинского «вершина», это центральный напряженный момент в музыке, выраженный средствами динамики, восхождения в мелодии, уплотнения фактуры и т.п.), в том числе тихая кульминация (в отдельных произведениях композитора используют кульминации на тихой динамике, они могут быть связаны с трагическим образом смерти, или быть лирическим и концептуальным центром произведения). Кульминация должна быть ярко выражена в движении, подготовлена и воплощена в соответствии с характером музыки.
Каждое движение под музыку в танце - это живая ткань образа. Исполнитель должен пластически мыслить в каждый момент звучания, раскрывать характер музыки через интонацию, жест, движения, позы. Хореограф составляет общую канву танца, исполнитель может найти индивидуальные штрихи, оттенки, соответствующие настроениям музыки.
Как для исполнителя, так и для хореографа принципы взаимодействия движения и музыки – основа, дающая простор для творчества.



Выводы.
Основные принципы взаимодействия движения и музыки связаны с подбором музыки для танца, изменением музыки с целью хореографии (если это необходимо), взаимодействием музыки и танца через ритм (ритм как средство временной организации музыки и танца, а также как средство художественной выразительности).
Заключение

Органическая связь музыки и движения, существующая уже не одно столетие и даже тысячелетие, являет собой великолепный пример «перевода» языка звуков на язык движения. Этот перевод всегда является маленькой тайной. Тайной является и сама музыка, легшая в основу этого взаимодействия. Чтобы разгадать ее, надо проникнуться музыкой изнутри, всей душой, всем телом, всем существом человека. Каждое движение должно стать необходимым элементом целостной формы - совокупности ритмических движений, выражающих избранное музыкальное произведение.
Синтез музыки и движения не идентичен простому переводу музыки на язык танца. Художественное слияние различных средств выразительности (эмоциональности музыки, зримости и пластики танца) в конечном итоговом единстве – вот высшая цель музыкально-хореографического целого.
В курсовой работе были рассмотрены исторические виды взаимодействия движения и музыки, сформулированы основные принципы взаимосвязи движений и музыки на современном этапе. В заключении сделаны выводы о роли и значении взаимосвязи музыки и движения.
Таким образом, цели и задачи курсовой работы выполнены.

Список литературы

Клюев, Е.В. Риторика. Инвенция. Диспозиция. Элокуция. Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: «ПРНОР», 2001.
Никитин, Ю.В. Мастерство хореографа в современном танце. – М.: «ГИТИС», 2011.
Ницше, Ф. Рождение трагедии их духа музыки, или Эллинство и пессимизм / Фридрих Ницше Сочинения в 2-х томах, том 1. – М.: «Мысль», 1990.
Облап, С.М. Методика преподавания народно-сценического танца. Учебно-методическое пособие для средних специальных и высших учебных заведений культуры, искусств и дополнительного образования. - Томск, 2012.
Рыбкина, Т. Музыка, рожденная движением: Танцы позднего Возрождения (опыт ритмического анализа). Электронные источники, режим доступа: http://copy.yandex.net/?text=%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D1%8C%20%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D0%B8%20%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B8%20%D0%B2%20%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B5&url=http%3A%2F%2FiKompozitor.ru%2Flinks%2FMZ-2011-02_p24-27.pdf&fmode=envelope&lr=67&mime=pdf&l10n=ru&sign=953284055c5eaa9380e55b1e99822ee5&keyno=0
Сапонов, М. Искусство импровизации: импровизационные виды творчества в западноевропейской музыке. – М.: «Музыка», 1982.
Танцы Средневековья. Электронные источники, режим доступа: http://www.alldanceworld.ru/tancy-srednevekovya/








2

Список литературы

1.Клюев, Е.В. Риторика. Инвенция. Диспозиция. Элокуция. Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: «ПРНОР», 2001.
2.Никитин, Ю.В. Мастерство хореографа в современном танце. – М.: «ГИТИС», 2011.
3.Ницше, Ф. Рождение трагедии их духа музыки, или Эллинство и пессимизм / Фридрих Ницше Сочинения в 2-х томах, том 1. – М.: «Мысль», 1990.
4.Облап, С.М. Методика преподавания народно-сценического танца. Учебно-методическое пособие для средних специальных и высших учебных заведений культуры, искусств и дополнительного образования. - Томск, 2012.
5.Рыбкина, Т. Музыка, рожденная движением: Танцы позднего Возрождения (опыт ритмического анализа). Электронные источники, режим доступа: http://copy.yandex.net/?text=%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D1%8C%20%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D0%B8%20%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B8%20%D0%B2%20%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B5&url=http%3A%2F%2FiKompozitor.ru%2Flinks%2FMZ-2011-02_p24-27.pdf&fmode=envelope&lr=67&mime=pdf&l10n=ru&sign=953284055c5eaa9380e55b1e99822ee5&keyno=0
6.Сапонов, М. Искусство импровизации: импровизационные виды творчества в западноевропейской музыке. – М.: «Музыка», 1982.
7.Танцы Средневековья. Электронные источники, режим доступа: http://www.alldanceworld.ru/tancy-srednevekovya/

Вопрос-ответ:

Какую роль играет выбор музыки при создании танца?

Выбор музыки при создании танца играет важную роль, так как она определяет настроение, эмоции и общую атмосферу танцевального произведения. Музыка должна соответствовать художественному содержанию танца и быть доступной для постановщика и исполнителей.

Какие параметры учитывает хореограф при выборе музыки для танца?

Хореограф при выборе музыки для танца учитывает несколько параметров. В первую очередь, он обращает внимание на художественное содержание музыкального произведения - оно должно соответствовать общей концепции и идеи танца. Также важным фактором является доступность музыки для постановщика и исполнителей, чтобы они могли прочувствовать и передать эмоции, а также соответствие характера музыки задуманной хореографом танцевальной композиции.

Как связаны движения и музыка в искусстве танца?

Движения и музыка в искусстве танца тесно связаны. Музыка становится источником вдохновения для хореографа, она определяет ритм, динамику и настроение движений. В свою очередь, движения танцоров помогают передать эмоции и музыкальные мотивы, создавая единую и гармоничную композицию. Танец и музыка обогащают друг друга и создают особую атмосферу на сцене.

Какие принципы взаимосвязи движений и музыки применяются на современном этапе развития искусства?

На современном этапе развития искусства применяются различные принципы взаимосвязи движений и музыки. Некоторые хореографы предпочитают создавать танцевальные произведения, которые полностью соответствуют музыкальным композициям, подчеркивая их ритм и мелодию. Другие же хореографы используют принцип контраста, сочетая музыку разных жанров с неподвижностью или рывками движений. Однако, независимо от принципа, важно всегда сохранять гармонию и синхронность между движениями танцоров и музыкой.

Как связаны движения и музыка в искусстве?

В искусстве существует глубокая связь между движениями и музыкой. Музыка может вдохновить хореографа на создание определенных движений, в то время как движения могут воздействовать на выбор музыки. Эта взаимосвязь позволяет передавать определенные эмоции и создавать хореографические произведения, которые наполняются смыслом благодаря музыке.

Какую роль играет подбор музыки для танца?

Подбор музыки для танца играет важную роль, так как она помогает передать художественное содержание и эмоции хореографического произведения. Кроме того, выбор музыки должен быть доступным для постановщика и исполнителей, чтобы они могли свободно воплощать хореографию.

Какие параметры нужно учитывать при выборе музыки для танца?

При выборе музыки для танца необходимо учитывать художественное содержание музыкального произведения, его доступность для постановщика и исполнителей, а также соответствие характера музыки. Все эти параметры помогают создать гармоничное сочетание движений и музыки.

Каких видов взаимосвязи движений и музыки можно выделить из истории искусства?

Из истории искусства можно выделить различные виды взаимосвязи движений и музыки, такие как балет, танцы народов мира, современные хореографические направления. В каждом из этих видов связи движений и музыки можно проследить свои особенности и развитие в разные исторические периоды.

Какие принципы взаимосвязи движений и музыки применяются на современном этапе развития искусства?

На современном этапе развития искусства применяются различные принципы взаимосвязи движений и музыки. Это могут быть абстрактные хореографические композиции, где движения и музыка существуют независимо друг от друга, а также композиции, где движения и музыка гармонично сочетаются и передают общую идею произведения.

Каков исторический контекст связи движений и музыки?

Исторически связь движений и музыки имела различные формы выражения. В древние времена музыка сопровождала ритуалы и обряды, а танец являлся частью религиозных и общественных празднеств. В классической музыке эпохи барокко связь движений и музыки достигла наивысшего уровня развития в балете. В современном искусстве связь движений и музыки стала еще более разнообразной и глубокой.