Вам нужна дипломная работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Формирование связаности речи у детей четвертого года жизни

  • 70 страниц
  • 70 источников
  • Добавлена 08.02.2012
3 050 руб. 6 100 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития связной речи дошкольников
1.1.Психолого-лингвистические подходы к изучению
развития связной речи в онтогенезе
1.2. Развитие предпосылок связной речи детей дошкольного возраста
1.3.Закономерности развития связной речи детей дошкольного возраста
Глава 2. Педагогический аспект исследования предпосылок связной речи
2.1. Изучение состояния работы по связной речи в педагогической практике
2.2. Содержание и методика развития предпосылок связной речи у детей 4 года жизни
2.3. Влияние экспериментального обучения на развитие связности речи детей 4 года жизни.
Заключение
Список литературы
Приложения

Фрагмент для ознакомления

Она  рекомендовала  частое  восприятие  художественных  образов  на  лучших  образцах  изобразительного  искусства, рекомендовала  соединить  их  с  живым  художественным  словом.Рассматривание  нюансов  на  картинках, получение  эстетического  впечатления  от  соединения  художественного  образа  и  живого, облегчённого  в  художественную  форму  слова  педагога, безусловно, создаёт  основу  для  собственного  воплощения, создания  образов  через  изобразительную  деятельность.В связи с этим нами были проведена серия занятий с детьми (приложение 2)На первом занятие «Пересказ рассказа по серии сюжетных картинок «Мячик»» мы учили детей пересказывать рассказ по серии сюжетных картинок, в которых четко выделяются начало и конец действия.Так же расширяли активный словарь детей за счет названий качеств предмета (мяч круглый, гладкий, разноцветный, холодный, большой, мягкий (или твердый)) и действий.Упражняли детей в правильном употреблении имен существительных с предлогами «на», «возле», «около», учили детей четко произносить звук «в» изолированно, в словах и предложениях; закрепить произношение звука [ф].При необходимости мы задавали детям вопросы-подсказки, например: какой мяч по форме, какой на ощупь: гладкий или шероховатый и т. п.В качестве подсказок производили действие сами или предлагали ребенку сделать то же, что и он. Например: «Что я делаю? Что ты делаешь?».)На втором занятие по картинке «Мишка».Мы упражняли детей в употреблении имен существительных в винительном падеже; активизировали употребление в речи имен прилагательных, глаголов, уточнили произношение звука [ш].Значительное внимание  уделяли консультативно-просветительской работе с семьями.Нами были проведена совместно с воспитателями   выставка «Почитай мне, мама» -  выставка художественной литературы для детей и дидактического материала, так же нами было организован просмотр видеозаписей разнообразных форм работы  по развитию речи  «Система  артикуляционных и основных дыхательных упражнений», «Пальчиковые игры и  упражнения для развития речи», «Использование малых фольклорных форм в развитии  устной речи дошкольников», «Уровень развития связной речи детей 3-5 лет» -  консультация с показом видеозаписи занятия.Родители  участвовали в педагогических советах:  «Совместная деятельность  детского сада и  семьи для успешного речевого развития ребенка», «Формирование монологической  речи дошкольников как средство активизации их речевой деятельности». Так же нами были подготовлены и проведены собрания  «Речедвигательные игры в развитии монологической речи дошкольников»,  «Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей».Тесное сотрудничество с семьей, условия, которые созданы в ДОУ для  речевого развития детей, способствуют   успешному формированию устной речи воспитанников. 2.3. Влияние экспериментального обучения на развитие связности речи детей 4 года жизни.Реализация всего намеченного содержания с использованием разработанных занятий положительно повлияла на уровень самостоятельности и связности высказываний детей, обогатила представления детей о структуре связного высказывания, способах соединения отдельных его частей в единое целое. Об этом свидетельствуют данные контрольного эксперимента, в ходе которого: выявлялась динамика нарастания связности речи у детей 4 лет в результате опытного обучения, сравнивались результаты работы в контрольной и экспериментальной группах.В контрольном эксперименте были использованы те же виды заданий и средств наглядности, что и на констатирующем этапе, но детям предоставлялась большая самостоятельность при их выполнении.Все данные контрольного эксперимента представлены в таблицах 3, 4.Таблица 3.Диагностика связности речи детей 4 года жизни на контрольном этапе (Экспериментальная группа)Ф.,И. ребёнка(возраст)1 задание2 заданиеУровеньсвязной речиОлеся Б.3.565ВСофья К.3.655ВКирилл Т.3.964ВНаталья М.3.762СВлад М.443СНикита Ц.3.343СМаша Д.3.756ВВера С.3.856ВАлина У.3.945ВДима Н.3.464ВНаглядно это представлено на рисунке 3.Рис.3.Динамика развития связного высказыванияна контрольном этапе (Экспериментальная группа)Таблица 4.Диагностика связности речи детей 4 года жизни на контрольном этапе (Контрольная группа)Ф.,И. ребёнка(возраст)Составление рассказа по сюжетной картинкеСоставление рассказа по серии сюжетных картинокУровеньсвязной речиКатя М.3.934СМаксим К.423СМаша П.3.834САндрей Д.3.722НАндрей К.3.533СЛиза С.3.322НМарина А.3.744СЕгор А.3.834СИван Г.3.643СЮля Б.3.543СНаглядно это представлено на рисунке 3.Рис.4 Динамика развития связного высказыванияна контрольном этапе (Контрольная группа)Из 10 человек в экспериментальной группе, принявших участие в эксперименте, 7 детей показали высокие результаты при повторном выполнении заданий и лишь у 3 детей был выявлен средний уровень связности речи, что свидетельствует о положительной динамике. Благодаря целенаправленной работе по составлению рассказов по картине и сюжетным картинкам дети стали намного наблюдательнее и внимательнее. У детей отмечается сознательное отношение к рассматриванию картин, что отражается в речи: дети с помощью языковых средств стараются подробно рассказать о событиях, изображённых на картинах или картинках, увереннее подбирают и используют слова, характеризующие настроения, внутренние переживания, эмоциональные состояния героев. Дети стали чувствительнее к многообразию слов, стали стараться подбирать наиболее точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей. Выводы к главе 2.Данные констатирующего этапа исследования свидетельствовали о необходимости проведения обучения с целью формирования специальных умений для построения связных высказываний детей 3-4 лет.В процессе работы по обучению детей составлять рассказы по картине и сюжетным картинкам удалось решить воспитательные задачи: почти все дети научились выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно исправлять их. Приобретённые навыки по соблюдению установленных правил дети используют и в повседневной жизни - в общении между собой, при взаимодействии друг с другом в разных видах детской деятельности. ЗаключениеДанные констатирующего этапа исследования свидетельствовали о необходимости проведения обучения с целью формирования специальных умений для построения связных высказываний детей 3-4 лет.По результатам исследования нами была проведена работа по выявлению наиболее эффективных приемов работы по серии сюжетных картинок с целью развития связной детской речи.В своей работе мы руководствовались следующими условиями:Создание развивающей среды в группе.Развитие связной речи с использованием сюжетных картинок;Работа с родителями.После реализации данных условий на контрольном этапе эксперимента нами были получены положительные результаты, так из 10 человек в экспериментальной группе, принявших участие в эксперименте, 7 детей показали высокие результаты при повторном выполнении заданий и лишь у 3 детей был выявлен средний уровень связности речи, что свидетельствует о положительной динамике. Благодаря целенаправленной работе по составлению рассказов по картине и сюжетным картинкам дети стали намного наблюдательнее и внимательнее. Список литературыАлексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 1998. - 400 с.Алиева Т.И. Некоторые подходы к изучению восприятия художественной литературы детьми среднего дошкольного возраста// Разнообразие форм воспитания и обучения дошкольников в психолого-педагогическом аспекте: Сб. науч. тр./ Под ред. Л.А. Парамоновой. - М.: АПН СССР, 1990. - С.82-89Алексеева М. М. , Ушакова 0. С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста: Межвуз. сб. научн. трудов. М. , 1983. - С. 27-43. Ананьев Б. Г. К теории внутренней речи в психологии // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. М. , 1996. - Т. 53. - С. 155-173. Богатырева А.Н. Возрастные особенности понимания и употребления слов детьми 3-5 лет: Дис. канд. психол. наук. - М., 1990. - с. 17. Брудный А. К. проблеме понимания текста// Исследование речемыслительной деятельности. - Алма-Ата, 1994. - С.80-86 Брушлинский А. В., Поликарпов В. А. Мышление и общение. -Минск: "Университетское", 1990. 214 с. Базовкина Т. А. О некоторых приемах обучения детей связной речи //' Опыт обучения детей русскому языку в детских садах / Под ред. JI. А. Пеньевской. М. , 1992. - С. 28-40. Баканова С. Я. К вопросу о развитии значения слова у детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. Челябинск, 1997. - С. 37-59. Бугреева М. Н. Воспитание внимания и интереса к слову -одно из условий обучения родному языку // Дошкольное воспитание. 1995. - N 2. - С. 22-26. Брунер Дж. Игра, мышление, речь / Перспективы // Вопросы образования. 1987. - N 71-81. Булаховский Л. А. Курс литературного русского языка. Т. 1. - К. : Рад. школа, 1952. - 447 с. Бухбиндер В. А. , Розанов Е. О. О целостности и структуре текста // Вопросы языкознания. 1975. - N 6. - С. 73-86. Венгер Л. Как ускорить процесс понимания сказки// Дошкольное воспитание. - 1991. - № 5. - С.45-49Выготский Л.С. Собрание сочинений: Т.2. - М.: Педагогика, 1982. - 504 с.Выготский Л.С. Лекции по психологии. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 144 с.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. Изд-во Академии пед. НаукРСФСР: М., 1961.-471 с. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с. Гризик Т. И.Развитие речи детей 4—5 лет: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. — М.: Просвещение, 2005.Данилова Н.Н. Психофизиология. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 373 с. Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-методическое пособие / Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: РАО, 1997. - 136 с. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни: Дисс. ... канд. пед. наук. М., 1999.Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М.: Наука, 1982. - 159 с. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: «Феникс»,1997.-480 с.Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. М., Сов. Россия , 1973 - 160 с.Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М.: Наука, - 1969. - 307 с. Лепская Н.И. Язык ребенка /онтогенез речевой коммуникации /. - М.: МГУ им. Ломоносова, 1997. - 151 с. 97.Леушина A.M. Развитие связной речи у дошкольников/ Ученые записки ЛГПИ им. Герцена, Т. 35. - 1941. - С.21-72 Лурия А.Р. Язык и сознание/ Под ред. Е.Д. Хомской. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1998. - 416 с.Маркова А.К. Периодизация речевого развития// Вопросы психологии. - 1973. -№ 6.-С.96-106Пиаже Ж. Генетический аспект языка и мышления// Психолингвистика/ Под ред. A.M. Шахнаровича. - М.: Прогресс, 1984. -С.325-335Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - СПб.: Союз, 1997. - 256 с.Поддьяков Н.Н. Проблемы речевого и умственного развития детей дошкольного возраста// Проблемы изучения речи дошкольника: Сб. науч. тр./Под ред. О.С. Ушаковой. -М.: РАО, 1994. - С. 119-126Протасова Е.Ю. Роль порядка слов в организации детского высказывания// Становление речи и усвоение языка ребенком. Сб. ст. -М.: Московского ун-та, 1985. - С.46-58Родионова Е.А. Общение как условие формирования речи// Психология формирования и развития личности. - М., 1981. - С. 179-196Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: «Питер», 1999. - 416 с.Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. - М: Педагогика, 1976.-416 с.Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. Т.1. - М.: Педагогика, 1989.-488 с.Сохин Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников// Вопросы психологии. - 1989. - № 3. - С.39-43Сохин Ф.А. О задачах развития речи// Дошкольное воспитание. - 1975. - № 8. - С.43-48Сохин Ф.А., Ушакова О.С. Связь развития речи с умственным, эстетическим и нравственным воспитанием в процессе обучения родному языку// Развитие речи дошкольника: Сб. науч. тр./ Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: АПН СССР, 1990. - С.5-26Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) . –– М.: Просвещение, 1981Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. - М.: изд. РАО, 1994. - 41 с.Ушакова О.С. Развитие связной речи/ Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: АПН СССР, 1987. - С.22-39Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-7 лет// Дошкольное воспитание. -1995.-№ 1.-С.59-66Ушакова О.С. Речевое воспитание в дошкольном детстве /развитие связной речи/: Автореф. дис. д-ра пед. наук. - М., 1996. - 40 с.Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д., Зачесова И.А. Речь человека в общении. -М: Наука, 1989.- 192 с.Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М.: Педагогика, 1989. - 208 с.Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие для педвузов и сред. пед. учеб. заведений / Сост.: М.А. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 2000.- 560 с.Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.Шадрина Л.Г. Формирование предпосылок связной речи детей младшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1990. - 17 с.Шахнарович A.M., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики /на материале онтогенеза речи/. - М.: Наука, 1990.- 168 с.Швачкин Н.Х. Развитие речевых форм младшего дошкольника// Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./ Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. - С: Международный Образовательный Психологический Колледж, 1995. - С. 102-111Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. - М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1958. - 115 с.Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. - М: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1997. -416с.Эльконин Д.Б. Детская психология. - М: Учпедгиз, 1960. - 327 с.Юдина Е.Г. Конференция «Диагностика в системе дошкольного образования»// Вопросы психологии. - 2001. - №1. - С. 149-153Ядэшко В.И. Развитие речи от трех до пяти. - М.: Просвещение, 1966. -95 с.Якубинский Л.П. Избранные работы. Язык и его функционирование. -М.: Наука, 1986.-206 с.ПриложенияПриложение 1.Приложение 2.Занятие № 1 «Мячик»Программное содержание:Связная речь: учить детей пересказывать рассказ по серии сюжетных картинок, в которых четко выделяются начало и конец действия.Словарь: расширять активный словарь детей за счет названий качеств предмета (мяч круглый, гладкий, разноцветный, холодный, большой, мягкий (или твердый)) и действий.Грамматический строй речи: упражнять детей в правильном употреблении имен существительных с предлогами «на», «возле», «около».Звуковая культура речи: учить детей четко произносить звук «в» изолированно, в словах и предложениях; закрепить произношение звука [ф].Материал: мяч (новый); кукла; сюжетные картинки (см. приложение, с. 55); «волшебный куб» (на одной из граней — изображение самолета, на другой — ежика) или картинки с изображением самолета и ежа.Ход занятияВоспитатель. Дети, посмотрите, какой мяч я вам принесла. Хотите с ним поиграть? Становитесь в кружок, будем передавать мяч друг другу. Потрогайте его и скажите, какой он. (Дети становятся в круг. Воспитатель дает мяч первому ребенку.)— Какой мяч? (Ребенок называет одно из свойств и передает мяч другому ребенку.)При необходимости воспитатель задает детям вопросы-подсказки, например: какой мяч по форме, какой на ощупь: гладкий или шероховатый и т. п.Воспитатель. Что можно делать с мячом? (Играть, бросать, катить, ловить, подбрасывать.) (В качестве подсказок воспитатель производит действие сам или предлагает ребенку сделать то же, что и он. Например: «Что я делаю? Что ты делаешь?».)Воспитатель. а я знаю историю про одного мальчика, который тоже играл с мячом и с ним что-то приключилось. Хотите я вам ее расскажу? Тогда садитесь и слушайте.— Мальчик Ваня любил играть с мячом. (Выставляется первая картинка сюжета.)— Однажды он подбрасывал мяч возле стола. На столе стояли чайник и чашка на блюдце. Вдруг... (Выставляется вторая сюжетная картинка.)— Вдруг мяч попал на стол. Чайник упал и разбился. Вот такая история.— Как вы думаете, Ваня расстроился? (Да.) Почему?— Что Ваня делал неправильно? Можно ли играть с мячом у стола с посудой?— Как вы думаете, что было потом? (Ответы.) 3_.Раздается стук в дверь.Воспитатель. Кто к нам идет? «Входит» новая кукла.— Здравствуй, кукла. Как тебя зовут? (Валя.) Воспитатель побуждает детей сказать: «Здравствуй, Валя».— Кукла Валя любит играть. Валя, идем с нами играть! Физкультминутка.Девочки и мальчики прыгают, как мячики, Ручками хлопают, ножками топают, Глазками моргают, после отдыхают. (Повторить упражнение 2 раза.)Воспитатель. Кукла Валя принесла «волшебный» кубик. (Воспитатель показывает детям куб.)— Что здесь нарисовано? (Самолет.)— Самолет, когда летит, «поет» такую песенку: «В-в-в».— Какую песенку поет самолет? (Ответы.)— Кто здесь нарисован? (Ежик.) Ежик поет такую песенку: «Ф-ф-ф».— Какую песенку поет ежик?Если Валя покажет самолет, вы должны петь песенку самолета («в-в-в»), а если ежика — его песенку («ф-ф-ф»).Кукла «показывает» то одну, то другую картинку на кубике, а дети хором и индивидуально произносят соответствующие звуки.Примечание: вместо куба могут быть использованы игрушки или картинки с изображением самолета и ежика, которые показываются детям поочередно.Кукла. Ой, а что это за картинки? Что здесь случилось?Воспитатель. Валя не слышала историю про Ваню и мячик.. Кто хочет рассказать Вале, что случилось?Воспитатель предлагает ребенку устный план: «Сначала расскажи, во что играл Ваня, где он играл, как получилось, что чайник разбился».Рассказ ребенка. Кукла положительно его оценивает, просит еще кого-нибудь из детей рассказать эту историю. (Ответы 3—4-х детей.) Кукла «благодарит» детей за рассказы, прощается.Занятие № 2 «Мишка»Программное содержание:Связная речь: учить детей составлять продолжение рассказа по серии сюжетных картинок.Словарь и грамматика: упражнять детей в употреблении имен существительных в винительном падеже; активизировать употребление в речи имен прилагательных, глаголов.Звуковая культура речи: уточнить произношение звука [ш].Материал: игрушечный медведь, сюжетные картинки; игрушки: мяч, машина, зайчик, карандаш, краски, книжки (игрушки не из групповой комнаты).Ход занятияВоспитатель. Дети, кто-то к нам идет в гости. Угадайте, кто это: шерсть у него лохматая, густая, он косолапый, громко рычит. Кто это? (Медведь.)«Входит» Мишка, здоровается.— Поздоровайтесь с Мишкой за лапу, потрогайте его. Какой Мишка? (Мягкий, пушистый, мохнатый.)— а что Мишка умеет делать? (Ходить, бегать, рычать, есть мед.) Мишка. Дети, покажите, как я хожу; как рычу; как ем мед; как сплю. Дети имитируют движения.Воспитатель. Дети, спросите у Мишки, где он сейчас живет. Мишка. Я живу дома у мальчика Андрюши. Посмотрите, как я у него оказался.Выставляется первая картинка серии.Воспитатель. Дети, как появился Мишка у Андрюши? (Ответы детей.)— У Андрюши был день рождения. Дедушка с бабушкой принесли ему в подарок игрушечного медведя. Мишка был красивый, коричневого цвета, лохматый. Андрюша очень обрадовался подарку.— Мишка, а как вы играли с Андрюшей?Мишка. А я вам сейчас покажу. (Выставляется вторая картинка.) Воспитатель. Дети, скажите, как Андрюша играл с Мишкой? При необходимости можно задать дополнительные вопросы:— Куда посадил Андрюша Мишку?— Какая была машина: грузовая или легковая?— Как Мишка сидит в машине? (Прямо, спокойно.)— Как вы думаете. Мишке нравилось кататься на машине?Каждый детский ответ оформляется воспитателем в полное предложение: «Мишка сидит в кузове машины прямо, спокойно» и т. п.Воспитатель. Давайте и мы поиграем с Мишкой. Физкультминутка.Игра малой подвижности по выбору воспитателя.Воспитатель. Мы наигрались, даже устали немного. Садись, Мишка, отдохни. А мы расскажем историю про тебя. Расскажем о том, как ты попал к Андрюше, кто тебя подарил, какой ты был, как Андрюша с тобой играл, нравилось ли вам играть вместе.Проговаривая план рассказа, воспитатель указывает на сюжетные картинки.Воспитатель. Послушай, Мишка, рассказ Лены. (3—4 рассказа детей.) При необходимости воспитатель помогает наводящими вопросами или подсказывает начало предложения.Мишка внимательно слушает, подбадривает детей, дает положительную оценку.Воспитатель. Дети, давайте и мы подарим что-нибудь Андрюше. А Мишка передаст ему наши подарки, например, что-нибудь из этих игрушек (обращает внимание на приготовленные «для дарения» игрушки, книги, карандаши).— Я подарю Андрюше книжку. Он будет ее читать.— А что ты подаришь? Что Андрюша будет с подарком делать?В зависимости от времени и желания детей выбор могут сделать все дети или только некоторые.Воспитатель складывает подарки, в пакет, отдает Мишке; Мишка прощается с детьми и уходит.Занятие № 3 «Оторвали Мишке лапу»Программное содержание:Связная речь: учить детей составлять короткий рассказ по серии сюжетных картинок (3 картинки).Словарь и грамматика: учить детей подбирать слова с противоположным значением с опорой на картинки; упражнять в употреблении глаголов в повелительном наклонении; закреплять умение согласовывать имена существительные с прилагательными и числительными а роде, падеже.Звуковая культура речи: способствовать подготовке артикуляционного аппарата к произношению шипящих звуков.Материал; серия сюжетных картинок; игрушка «Мишка»; картинки, изображающие противоположные понятия (веселый — грустный, молодой — старый, толстый — худой).Ход занятияВоспитатель. Сегодня на занятия к нам обещал прийти Мишка. Помните Мишку, который принес нам эти картинки? (Выставляются картинки с предыдущего занятия.)— Какой Мишка был веселый!Стук в дверь. «Входит» Мишка. Грустно здоровается.Воспитатель. Мишка, что случилось? Почему ты такой грустный?Мишка. Да, раньше я был веселый, а теперь, наоборот, грустный. Мы так хорошо играли с мальчиком Андрюшей. (Обращает внимание на картинки.) Но однажды случилась беда.Воспитатель. Мы очень волнуемся за тебя. Что же случилось?Мишка. Мне так грустно, что я даже не могу рассказывать. Я вам покажу картинки, и вы все поймете.Предыдущая серия картинок убирается; выставляется серия «Оторвали Мишке лапу». Дети рассматривают картинки.Воспитатель. Дети, вы догадались, что случилось с Мишкой? (Ответы.)— Сейчас, Мишка, мы во всем разберемся.Первая картинка — это начало истории? Да? (Мишка «соглашается».) Воспитатель оставляет для рассматривания первую картинку. Воспитатель. Кто пришел к Андрюше в гости? (Девочка.)— Как ее зовут? (Например, Даша.)— Кого Андрюша показывает Даше? (Мишку.)— Что сказал Андрюша? («Смотри, Даша, какого...» (дети продолжают предложение; например: «Мишку мне подарили»).)Воспитатель оформляет все предложение: «Смотри, Даша, какого мне Мишку подарили дедушка и бабушка».Воспитатель. Что же было дальше? (Выставляется вторая сюжетная картинка.)— Что сделали дети? (Подняли Мишку, взяли.)— За что они взяли Мишку? (За лапы.)— Что делают Андрюша и Даша? (Тянут его.)— Андрюша и Даша взяли Мишку за лапы и стали тянуть его к себе. Тянули-тянули... и... что случилось? (Выставляется третья сюжетная картинка.)Ответ детей: «Оторвали ему лапу».Воспитатель. Тянули-тянули и оторвали Мишке лапу. Ай-ай-ай!— Мишка, все так и было? (Да.)— Но сейчас у тебя лапка на месте. Дети, как вы думаете, что было потом? Ответы детей воспитатель оформляет в предложения, например: «Андрюша стал плакать. Мама взяла нитку с иголкой и пришила Мишке лапу».Воспитатель. Мишка, а у тебя сейчас не болит лапка? (HemJ— Дети, пожалейте Мишку, скажите, чтобы он не грустил. (Дети гладят Мишку, говорят: «Мишка, не грусти».)— Дети, попросите Мишку поиграть с нами. Скажите, что мы его не обидим.Физкультминутка.Па выбору воспитателя или детей.Воспитатель. Дети, а вы никогда не отбираете друг у друга игрушки? Не рвете, не ломаете их?Мишка. А если вы увидите, что кто-то так делает, то расскажите им мою историю.Воспитатель. Правильно. Я расскажу им твою историю. Однажды к Андрюше в гости пришла девочка Даша. Андрюша ей сказал: «Смотри, какого красивого Мишку мне подарили дедушка и бабушка. Даша и Андрюша захотели поиграть с Мишкой. Взяли Мишку за лапы и стали тянуть к себе. Тянули-тянули... И оторвали Мишке лапу.Мишка. А вы, дети, сможете рассказать мою историю? Я хочу послушать. (3—4 рассказа по желанию детей.)Воспитатель. Мишка, наши дети знают стихотворение про то, как оторвали Мишке лапу. Кто расскажет нашему гостю это стихотворение? (2—3 ребенка рассказывают стихотворение «Уронили Мишку на пол...» (по желанию).)Воспитатель. Дети, смотрите, Мишка уже не грустный, а какой? (Веселый.)— Дети, посмотрите, на этой картинке девочка какая? (Грустная.) А здесь какая? (Веселая.)Мишка. Как мне нравится говорить «наоборот».Воспитатель. Посмотрите на эти картинки, (Выставляются две картинки с изображением молодого и старого человека.)— Этот дядя какой? (Молодой.)— А этот? (Старый.)А вот еще два дяди. (Выставляется следующая пара картинок.)— Этот дядя... какой? (Толстый.) А этот? (Худой.)Мишка. Какие интересные картинки «наоборот»! Можно я их покажу своему мальчику Андрюше?Воспитатель. Конечно, можно. До свидания, Мишка!

Список литературы
1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 1998. - 400 с.
2.Алиева Т.И. Некоторые подходы к изучению восприятия художественной литературы детьми среднего дошкольного возраста// Разнообразие форм воспитания и обучения дошкольников в психолого-педагогическом аспекте: Сб. науч. тр./ Под ред. Л.А. Парамоновой. - М.: АПН СССР, 1990. - С.82-89
3.Алексеева М. М. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте // Развитие речи и речевого общения дошкольников5 Сб. научн. трудов / Под ред. О. С. Ушаковой. М. ; изд-во РАО, 1995. - С. 70-94.
4.Алексеева М. М. , Ушакова 0. С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста: Межвуз. сб. научн. трудов. М. , 1983. - С. 27-43.
5.Алексиева С. Активизация словесного творчества детей // Дошкольное воспитание, 1990. N 9. С. 78-82.
6.Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М. : Медицина, 1997. - 303 с.
7.Ананьев Б. Г. К теории внутренней речи в психологии // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. М. , 1996. - Т. 53. - С. 155-173.
8.Богатырева А.Н. Возрастные особенности понимания и употребления слов детьми 3-5 лет: Дис. канд. психол. наук. - М., 1990. - с. 17.
9.Брудный А. К проблеме понимания текста// Исследование речемыслительной деятельности. - Алма-Ата, 1994. - С.80-86
10.Брушлинский А. В. , Поликарпов В. А. Мышление и общение. -Минск: "Университетское", 1990. 214 с.
11.Базовкина Т. А. О некоторых приемах обучения детей связной речи //' Опыт обучения детей русскому языку в детских садах / Под ред. JI. А. Пеньевской. М. , 1992. - С. 28-40.
12.. Баканова С. Я. К вопросу о развитии значения слова у детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. Челябинск, 1997. - С. 37-59.
13. Брчакова Д. О связности в устных коммуникантах // Синтаксис текста. М. : Наука, 1999. - С. 248-261.
14.Бугреева М. Н. Воспитание внимания и интереса к слову -одно из условий обучения родному языку // Дошкольное воспитание. 1995. - N 2. - С. 22-26.
15.Брунер Дж. Игра, мышление, речь / Перспективы // Вопросы образования. 1987. - N 71-81.
16. Булаховский Л. А. Курс литературного русского языка. Т. 1. - К. : Рад. школа, 1952. - 447 с.
17. Бухвостов С. С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. Курск, 1978. - 58 с.
18.Бухбиндер В. А. , Розанов Е. О. О целостности и структуре текста // Вопросы языкознания. 1975. - N 6. - С. 73-86.
19.Венгер Л. Как ускорить процесс понимания сказки// Дошкольное воспитание. - 1991. - № 5. - С.45-49
20.Ворошнина Л.В. Обучение творческому рассказыванию// Дошкольное воспитание. - 1991. - № 2. - С.2-10
21.Выготский Л.С. Собрание сочинений: Т.2. - М.: Педагогика, 1982. - 504 с.
22.Выготский Л.С. Лекции по психологии. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 144 с.
23.Гавриш Н.В. Формирование образности речи старших дошкольников в процессе обучения родному языку: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1991.-20 с.
24.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. Изд-во Академии пед. Наук РСФСР: М., 1961.-471 с.
25.Гурович Л.М. О содержании ознакомления детей с художественной литературой в детском саду// Содержание знаний и умений в обучении детей дошкольного возраста: Сб. науч. тр./ Отв. Ред. Т.И. Бабаева. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1984. - С.40-45
26.Данилова Н.Н. Психофизиология. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 373 с.
27.Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-методическое пособие / Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: РАО, 1997. - 136 с.
28.Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М.: Наука, 1982. - 159 с.
29.Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: «Феникс»,1997.-480 с.
30.Калмыкова Л. Преемственность и перспективность в развитии речи дошкольников и младших школьников// Дошкольное воспитание. - 1984. -№ 12.-С.36-42
31.Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. М.: Педагогика, 1972. - 152 с.
32.Карпинская Н.С. Развитие художественных способностей дошкольников в процессе игры-драматизации// Известия Академии пед. наук РСФСР, Вып. 100/ Под ред. Н.П. Сакулиной. - М., 1950. - С.7-139
33.Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М.: Наука, - 1969. - 307 с.
34.Лепская Н.И. Язык ребенка /онтогенез речевой коммуникации /. - М.: МГУ им. Ломоносова, 1997. - 151 с. 97.
35.Леушина A.M. Развитие связной речи у дошкольников/ Ученые записки ЛГПИ им. Герцена, Т. 35. - 1941. - С.21-72 98
36.Лурия А.Р. Язык и сознание/ Под ред. Е.Д. Хомской. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1998. - 416 с.
37.Маркова А.К. Периодизация речевого развития// Вопросы психологии. - 1973. -№ 6.-С.96-106
38.Пиаже Ж. Генетический аспект языка и мышления// Психолингвистика/ Под ред. A.M. Шахнаровича. - М.: Прогресс, 1984. -С.325-335
39.Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - СПб.: Союз, 1997. - 256 с.
40.Поддьяков Н.Н. Проблемы речевого и умственного развития детей дошкольного возраста// Проблемы изучения речи дошкольника: Сб. науч. тр./Под ред. О.С. Ушаковой. -М.: РАО, 1994. - С. 119-126
41.Протасова Е.Ю. Роль порядка слов в организации детского высказывания// Становление речи и усвоение языка ребенком. Сб. ст. -М.: Московского ун-та, 1985. - С.46-58
42.Психология и педагогика. Учеб. пособие/ Под ред. К.А. Абульхановой, Н.В. Васиной, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. - М.: «Совершенство», 1998.-320 с.
43.Родионова Е.А. Общение как условие формирования речи// Психология формирования и развития личности. - М., 1981. - С. 179-196
44.Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: «Питер», 19999. - 416 с.
45.Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. - М: Педагогика, 1976.-416 с.
46.Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. Т.1. - М.: Педагогика, 1989.-488 с.
47.Смольникова Н.Г. Формирование структуры связного высказывания у старших дошкольников: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1996. - 23 с.
48.Сохин Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников// Вопросы психологии. - 1989. - № 3. - С.39-43
49.Сохин Ф.А. О задачах развития речи// Дошкольное воспитание. - 1975. - № 8. - С.43-48
50.Сохин Ф.А., Ушакова О.С. Связь развития речи с умственным, эстетическим и нравственным воспитанием в процессе обучения родному языку// Развитие речи дошкольника: Сб. науч. тр./ Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: АПН СССР, 1990. - С.5-26
51.Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. - М.: изд. РАО, 1994. - 41 с.
52.Ушакова О.С. Развитие связной речи/ Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: АПН СССР, 1987. - С.22-39
53.Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-7 лет// Дошкольное воспитание. -1995.-№ 1.-С.59-66
54.Ушакова О.С. Речевое воспитание в дошкольном детстве /развитие связной речи/: Автореф. дис. д-ра пед. наук. - М., 1996. - 40 с.
55.Ушакова О.С, Гавриш Н.В. Знакомим дошкольника с художественной литературой: Конспекты занятий. -М: «Сфера», 1998, - 224 с.
56.Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д., Зачесова И.А. Речь человека в общении. -М: Наука, 1989.- 192 с.
57.Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М.: Педагогика, 1989. - 208 с.
58.Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
59.Шадрина Л.Г. Формирование предпосылок связной речи детей младшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1990. - 17 с.
60.Шахнарович A.M., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики /на материале онтогенеза речи/. - М.: Наука, 1990.- 168 с.
61.Швачкин Н.Х. Развитие речевых форм младшего дошкольника// Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./ Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. - С: Международный Образовательный Психологический Колледж, 1995. - С. 102-111
62.Шпунтов А.И. Интонационные особенности устной речи детей 6-7 лет// Характеристика связной речи дошкольников и первоклассников. Сб. науч. трудов/ Под ред. Т.А. Ладыженской. - М., 1980. - С.66-79
63.Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. - М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1958. - 115 с.
64.Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. - М: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1997. -416с.
65.Эльконин Д.Б. Детская психология. - М: Учпедгиз, 1960. - 327 с.
66.Эльконин Б.Д., Эльконинова Л. Знаковое опосредование, волшебная сказка и субъективность действия// Вестник МГУ. Серия 14. -Психология. - 1993. - № 2. - С. 62-70
67.Юдина Е.Г. Конференция «Диагностика в системе дошкольного образования»// Вопросы психологии. - 2001. - №1. - С. 149-153
68.Ядешко В.И. Развитие речи от трех до пяти. - М.: Просвещение, 1966. -95 с.
69.Якобсон П.М. Психология и художественное восприятие// Художественное восприятие/ Под ред. Б.С. Мейлаха. - Л.: Наука, 1971. -С.67-79
70.Якубинский Л.П. Избранные работы. Язык и его функционирование. -М.: Наука, 1986.-206 с.

Развитие повествовательной речи у детей 5-ого года жизни (по игрушке)

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития описательной речи у детей пятого года жизни

1.1 Лингвистические и психологические основы обучения детей дошкольного возраста описательным утверждения

1.2 Особенности овладения дошкольниками навыками описательной речи

1.3 Состояние проблемы формирования речи-описания детей в теории дошкольного воспитания

Глава 2. Педагогические условия формирования связных высказываний типа описания у детей 5 года жизни

2.1 Характеристика описательной речи детей 5 года жизни (по данным констатирующего эксперимента)

2.2 Содержание и методика экспериментального обучения

Вывод

библиография

Приложение

Введение

Проблема связной речи занимает центральное место в исследованиях речевого онтогенеза. Это связано с социальной значимостью и ролью как высшей формы речемыслительной деятельности в развитии личности ребенка.

Сущность связной речи и механизмы ее развития представлены в трудах Л. с Выготского, Н. И. Жинкина, A. M. Леушиной, СЛ. Рубинштейна, д. Б. Эльконина и др.

В отечественной методике развития речи определяются основные направления, содержание и методы обучения детей монологической речи в детском саду. (A. M. Бородич, Н. Ф. Виноградова, Н. В. Елкина, А. В. Колосовская, Е. П. Короткова, Л. А. Пеньевская, Е. А. Смирнова, Н. Г. Смольникова, Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, О. С. Ушакова, Л., Шадрина и др.).

Дальнейшей разработки требуют вопросы формирования связности речи в середине группы, с учетом возраста и индивидуальных различий детей 5 года жизни.

Пятый год жизни - период высокой речевой активности, интенсивного развития всех сторон речи (М. М. Алексеева, А. Н. Гвоздев, М. М. Кольцова, Г. М. Лямина, О. С. Ушакова, В. И. Яшина). В этом возрасте происходит переход от ситуативной речи к контекстной (А. М. Леушина, А. М. Люблинская, Л. С. Рубинштейн, д. Б. Эльконин).

Исследования некоторых ученых показывают большие возможности детей этого возраста в умственном развитии. Н. Н. Поддъяков отметил: "...ребенок овладевает необходимыми язык средства для построения связного выражения".(50)

О. М. Бабак, изучая структуру клеток прецентральной и постцентральной зоны коры головного мозга у детей дошкольного возраста, показало, что оно у детей пяти лет мало чем отличается от тринадцатилетних.

Узнать стоимость работы