Этический аспект в общении с руководителем

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Этика
  • 2929 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 04.12.2011
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Глава 1. Категория «этика» в деловом общении
1.1. Этика делового общения. Ее место в корпоративной культуре
1.2. Правила субординации при общении с руководителем
Глава 2. Средства, обеспечивающие соблюдение этики в общении с руководителем
2.1. Этические правила реагирования на критику руководителя
2.2. Активное слушание – средство обеспечения этики коммуникации в структуре «подчиненный - руководитель»
Глава 3. Рекомендации относительно этики общения с руководителем
3.1. Актуальные этические нормы и принципы делового общения «снизу - вверх»
3.2 Пример разработанных правил этики поведения с руководителем
3.3. Рекомендации этического общения с руководителем
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Используя те или иные нормы, можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать своим союзником, но можно и настроить его против себя, сделать своим недоброжелателем.
Рассмотрим некоторые этические нормы и принципы, которые можно использовать в деловом общении с руководителем.
Важно стараться помогать руководителю в создании в коллективе доброжелательной нравственной атмосферы, упрочнении справедливых отношений. Помнить, что «ваш» руководитель нуждается в этом в первую очередь.
Не следует пытаться навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Важно высказывать предложения или замечания тактично и вежливо. Не следует начальнику прямо что-то приказать, но лучше сказать: «Как вы отнесетесь к тому, если бы ...?» и т.д.
Не рекомендуется разговаривать с начальником категорическим тоном, говорить всегда только «да» или только «нет». Сотрудник, вечно поддакивающий, надоедает и производит впечатление льстеца. Человек, который всегда говорит «нет», служит постоянным раздражителем.
Следует быть верным и надежным, однако, не подхалимом. Подчиненному важно иметь свой характер и принципы. Человеку, который не имеет устойчивого характера и твердых принципов, нельзя довериться, его поступки нельзя предвидеть.
Не стоит обращаться за помощью, советом, предложением и т.д. «через голову», сразу к руководителю вашего руководителя, за исключением экстренных случаев. Иначе такое поведение может быть расценено как неуважение или пренебрежение к мнению начальника или как сомнение в его компетентности. В любом случае, непосредственный руководитель в этом случае теряет авторитет и достоинство.
Если подчиненного наделили ответственностью, можно деликатно поднять вопрос и о правах: ответственность не может быть реализована без соответствующей степени свободы действий.

3.2 Пример разработанных правил этики поведения с руководителем

1. При приветствии начальника рекомендуется называть его имя и отчество. Важно помнить: любому человеку всегда приятно слышать свое имя. Руку для рукопожатия подчиненный подает после того, как подал ее начальник.
Если подчиненный сидит, а в комнату вошел его начальник и обратился к нему, необходимо встать и ответить на вопросы начальника.
Докладывать руководителю по тому или иному вопросу следует кратко, по существу, без «философствования» и «исторических экскурсов».
Беседуя с руководителем, подчиненному важно следите за своей речью, так как от этого зависит насколько точно его поймет начальник. Правильный и литературный стиль речи вызывает уважение и привлекает внимание к тому, кто говорит и оставляет хорошее впечатление о нем.
Какая бы ни была напряженная ситуация, подчиненному важно стараться говорить ровным, спокойным голосом. Кто кричит, того часто не слышат.
В случае, когда подчиненный докладывает руководителю о возникновении проблемной ситуации следует заранее подготовить и сообщить начальнику несколько вариантов решения этого вопроса и возможные последствия, которые могут наступить при реализации конкретного варианта.
При получении от руководителя того или иного задания подчиненному следует обязательно зафиксировать его письменно. Сразу после того, как начальник закончил ставить задачи важно зачитать ему, как была понята задача. Можно уточнить у руководителя время выполнения, требуемый результат (форма отчетности), полномочия подчиненного и средства, которые ему необходимы для решения данной задачи.
В случае, если подчиненный по каким либо причинам не можете выполнить поставленную вам задачу, необходимо в кратчайшие сроки сообщить начальнику об этом, сообщив ему все причины, которые помешали выполнению данной задачи.
Подчиненному всегда следует помнить, что у начальника есть право управлять, что дает ему законные основания ставить перед подчиненными производственные задачи и требовать их качественного выполнения.

3.3. Рекомендации этического общения с руководителем

Достаточно часто в не сложившихся отношениях с начальником виноваты сами подчиненные: где-то не сдержались и проявили ненужные эмоции, где-то сказали лишнее...[4, стр. 31].
Рассмотрим рекомендации для избегания наиболее частых ошибок и нарушений этики в общении с руководителем [10, стр. 23].
Прежде всего, запомните – в разговоре с начальником никогда нельзя повышать голос! Даже, если он сам кричит, и при этом совершенно неправ, даже, если ваше терпение на исходе – не кричите. Чтобы случайно не сорваться в остром разговоре, сосредоточьтесь на своем состоянии, глубоко вдохните и начните про себя считать до десяти или до скольки понадобиться, чтобы полностью себя контролировать. Терпеливо подождите, пока начальник успокоится, и лучше не спорьте, иначе во власти эмоций вы обязательно скажете то, о чем впоследствии будете жалеть. Эмоции проходят, а слова остаются в памяти.
Если вы хороший специалист, имеете богатый опыт работы, то, понятно, что у вас имеется собственное мнение по различным обсуждаемым производственным вопросам. И вполне возможно, что оно может не совпадать с мнением начальника. Это нормально, тем более, что и начальники могут ошибаться. Если вы увидели такую ошибку, не бойтесь сказать об этом, но запомните – делать это нужно только с глазу на глаз, в присутствии других коллег или посторонних людей указывать руководителю на недостатки, ошибки или недочеты недопустимо.
Высказывая свое мнение или позицию по тому или иному вопросу, вы не должны ограничиваться только констатацией факта – ваше мнение должно быть аргументированным. Если вам не хватает аргументов, лучше промолчите и доработайте вопрос, и только потом выскажите свое мнение.
Не занимайтесь интригами, не обсуждайте решения и указания начальства со своими коллегами. Даже, если вам кажется, что какое-либо задание или указание нецелесообразно или ошибочно, то обсудите его, в первую очередь, с начальником, аргументируя свою позицию. Но, в случае несогласия вы должны выполнить распоряжение, не проявляя неудовольствие и, тем более, не комментируя это во всеуслышание.
Случается и так, что многие работники по возможности старательно избегают контактов с начальством. Даже, если им непонятно задание, или возникают текущие вопросы, они стесняются подойти за разъяснениями, опасаясь, что их сочтут некомпетентными или непонятливыми. Это принципиальная ошибка! Обязательно спрашивайте все, что вам непонятно или нужно для дела, иначе, если вы выполните задание, но представите начальнику неправильный вариант, в вашем профессионализме он усомнится еще больше.
Будьте всегда внимательны: наблюдайте за своим руководителем, старайтесь понять, что он за человек, как относится к другим сотрудникам. Такое наблюдение даст вам возможность лучше понять то, как ваш начальник формирует свои отношения с людьми в принципе, что немаловажно для понимания, как вам себя вести.
Как сложится карьера, во многом зависит от того как человек будете общаться с начальником. И здесь немаловажную роль играет то, как надо разговаривать и что вообще говорить [7, стр. 113].
Существуют определенные фразы, которые нужно вычеркнуть из своего лексикона когда вы общаетесь с начальником, а именно:
Никогда не говорите: “Я думал, что кто-то другой занимается этим вопросом…”.
Перед вами была поставлена задача, попытайтесь ее выполнить.
“Мне никто об этом ничего не говорил…”
Получается, что вы не замечаете того, что происходит вокруг вас. Может создаться впечатление, что вы не умеете правильно распределять свое рабочее время.
“А я и не знал, что вы хотите, чтобы это сделал я…”.
Это означает, что вы способны действовать только тогда, когда вам об этом напоминают и ваши действия контролирует руководство.
“У меня не было времени” или “Я был занят…”
Умение выполнять работу в срок – обязательная характеристика успешного работника.
“Я не догадался спросить…”.
Успешный работник должен уметь рассчитывать и предвидеть на несколько шагов вперед.
“Но до конца срока еще есть время…”.
Современные требования не терпят работы второсортного качества, сделанной наспех в авральном режиме.
“Но они сказали, что это будет сделано вовремя…”
Работа не была вами сделана, потому что вы не смогли проконтролировать процесс, не смогли учесть возможные проблемы и пути их устранения.
Этими правилами лучше всего не пренебрегать и применять их к своим отношениям в общении с начальником.


Заключение
Человек составляет основу организации, ее сущность и ее основное богатство. Однако с позиций управления нельзя говорить о человеке вообще, потому что все люди разные. Люди ведут себя по-разному, у них различные способности, различное отношение к своему делу, к организации, к своим обязанностям, люди имеют различные потребности, их мотивы к деятельности могут существенно отличаться. Наконец, люди по-разному воспринимают действительность окружающих их людей и самих себя в этом окружении. Все это говорит о том, что управление человеком в организации исключительно сложное, но в то же время исключительно ответственное и важное для судьбы организации дело. Менеджер должен очень много знать о людях, с которыми он работает, для того чтобы пытаться успешно управлять ими.
Но проблема управления человеком в организации не сводится только к взаимодействию работника и менеджера. В любой организации человек работает в окружении коллег, товарищей по работе. Он является членом формальных и неформальных групп. И это оказывает на него исключительно большое влияние, либо, помогая более полно раскрываться его потенциалу, либо подавляя его способности и желания работать производительно, с полной отдачей. Группы играют очень важную роль в жизни каждого члена организации. Поэтому менеджмент должен учитывать этот факт в построении работы организации, в управлении кадрами, рассматривая каждого работника как индивида, обладающего набором определенных характеристик, как специалиста, призванного выполнять определенную работу, как члена группы, выполняющего определенную роль в групповом поведении, и как человека, который учится и меняет свое поведение в соответствии с принципами корпоративного обращения. Как говорилось выше, важно как руководитель строит процесс коммуникации с подчиненными, однако не маловажноно и как подчиненный осуществляет процесс коммуникации с руководителем.
В процессе работы мы достигли поставленной нами цели, а именно, мы исследовали этические особенности общения в системе «подчиненный - руководитель».
В процессе достижения поставленной цели, нами были выполнены следующие задачи:
1. Исследовали категорию «этика» в деловом общении.
2. Рассмотрели этические моменты ведения делового общения, их место в корпоративной культуре.
3. Исследовали этические правила реагирования на критику руководителя.
4. Рассмотрели технику активного слушания и использования различных видов вопросов для соблюдения этики общения с руководителем.
5. Рассмотрели актуальные этические нормы и принципы делового общения «снизу - вверх».
6. Разработали пример правил этики поведения с руководителем.
7. Разработали рекомендации этического общения с руководителем.

Список литературы

Белолипецкий В.К., Павлова Л.Г. Этика и культура управления. – К.: ИКЦ «МарТ», 2006.
Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 224 с.
Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 208 с.
Громова Л.А. Этика управления. – СПб.: Питер, 2007.
Загвязинский В.В. Педагогический портрет современного менеджмента / Социально-гуманитарные проблемы менеджмента / Сборник научных трудов Донецкой государственной академии управления. – Донецк, 2003. – Вып. 19. – С. 146-150.
Зельдович Б.З. Деловое общение. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2007. – 456 с.
Измайлова М.А. Деловое общение / М.А. Измайлова. – 2-е изд. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. – 252 с.
Кибанова А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В. Этика деловых отношений. – М.: Инфра-М, 2007. – 368 с.
Кузин Ф. А. Культура делового общения: Практическое пособие. — 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Ось-89, 2002. 320 с.:ил.
Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения. – М.: Издательское объединение "ЮНИТИ", 2005. – 279 с.
Макгир К. Как стать руководителем проэктов // Директору информационной службы. – 2003. - № 3. – С. 18-20.
Овчинникова Н.В., Этика и культура управления. – М.: Издательство «Спутник +», 2010. – 427 с.
Рева В.Е. Деловое общение. – Пенза.: ПГУ, 2006.
Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Учебник / Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 416 с.
Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. – М.: Академия 2007. – 160 с.











29


Список литературы

1.Белолипецкий В.К., Павлова Л.Г. Этика и культура управления. – К.: ИКЦ «МарТ», 2006.
2.Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 224 с.
3.Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 208 с.
4.Громова Л.А. Этика управления. – СПб.: Питер, 2007.
5.Загвязинский В.В. Педагогический портрет современного менеджмента / Социально-гуманитарные проблемы менеджмента / Сборник научных трудов Донецкой государственной академии управления. – Донецк, 2003. – Вып. 19. – С. 146-150.
6.Зельдович Б.З. Деловое общение. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2007. – 456 с.
7.Измайлова М.А. Деловое общение / М.А. Измайлова. – 2-е изд. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. – 252 с.
8.Кибанова А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В. Этика деловых отношений. – М.: Инфра-М, 2007. – 368 с.
9.Кузин Ф. А. Культура делового общения: Практическое пособие. — 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Ось-89, 2002. 320 с.:ил.
10.Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения. – М.: Издательское объединение "ЮНИТИ", 2005. – 279 с.
11.Макгир К. Как стать руководителем проэктов // Директору информационной службы. – 2003. - № 3. – С. 18-20.
12.Овчинникова Н.В., Этика и культура управления. – М.: Издательство «Спутник +», 2010. – 427 с.
13.Рева В.Е. Деловое общение. – Пенза.: ПГУ, 2006.
14.Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Учебник / Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 416 с.
15.Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. – М.: Академия 2007. – 160 с.

Вопрос-ответ:

Что такое этика делового общения?

Этика делового общения - это набор норм, правил и ценностей, которые регулируют взаимодействие людей в бизнес-среде и определяют правила поведения и коммуникации.

Какое место занимает этика делового общения в корпоративной культуре?

Этика делового общения является основой корпоративной культуры, она определяет нормы, ценности и принципы, которые должны соблюдаться всеми сотрудниками компании при общении друг с другом и с руководителем.

Какие правила субординации существуют при общении с руководителем?

Правила субординации включают уважение, доверие и подчинение руководителю, соблюдение и выполнение его указаний, а также проявление сотрудничества и понимание его роли и ответственности.

Какие средства обеспечивают соблюдение этики в общении с руководителем?

Средства, обеспечивающие соблюдение этики в общении с руководителем, включают этические правила реагирования на критику и активное слушание, которые способствуют конструктивному и эффективному общению.

Что такое активное слушание и как оно обеспечивает этику коммуникации в структуре "подчиненный - руководитель"?

Активное слушание - это практика, при которой слушающая сторона активно вовлекается в процесс коммуникации, проявляет интерес и внимание к высказываниям руководителя, задает уточняющие вопросы и демонстрирует понимание. Взаимное активное слушание способствует этическому общению и укреплению взаимоотношений в структуре "подчиненный - руководитель".

Какова роль этики в деловом общении?

Этика в деловом общении играет важную роль, поскольку она определяет правила и нормы поведения во время коммуникации в рабочей среде. Она помогает установить взаимоотношения на основе доверия, уважения и эффективного взаимодействия. Благодаря этике мы можем построить гармоничные отношения и создать положительную корпоративную культуру.

Какую роль играет этика в деловом общении?

Этика в деловом общении играет очень важную роль. Она определяет правила и нормы поведения, которые помогают поддерживать доверие и сотрудничество между участниками коммуникации. Кроме того, этика в деловом общении способствует эффективной коммуникации и помогает избежать конфликтов и неправильного понимания.