Метод замещающего онтогенеза.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Нейропсихология
  • 99 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 21.08.2013
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
1.Суть метода замещающего онтогенеза (МЗО)
2. Комплексное нейропсихологическое сопровождение развития ребенка
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

В коррекционный процесс поэтапно включены упражнения 1-го, 2-го и 3-го уровней, однако удельный вес и время применения тех или иных методов варьируются в зависимости от исходного статуса ребёнка. Чем глубже дефицит, тем больше внимания и времени уделяется отработке 1-го уровня, с постепенным переходом к следующему уровню. Автоматизмы 2-го уровня ассимилируются в программы 2-го и 3-го уровней в качестве составляющей любого из упражнений.   Соответственно применение методов разного уровня требует продуманной стратегии и тактики, основанной на дифференциально-диагностической нейропсихологической квалификации недостаточности, имеющейся у ребёнка.   Системный подход к коррекции и абилитации психического развития ребенка диктует необходимость включения в программу смежных методов. Межпредметные связи с педагогикой, логопедией, нейрофизиологией, возрастной психологией, этологические психотехники, используемые в детском возрасте, позволяют расширить рамки воздействия, оказываемого на развитие ребенка. Они помогают установить контакт с детьми, выбрать наиболее оптимальные методы коррекции, обучения и воспитания ребёнка, предупредить аномальное развитие его личности. ЗаключениеПри помощи метода замещающего онтогенеза можно стабилизировать и скоординировать работу отдельных зон мозга, простроить разнонаправленные мозговые связи, обеспечивающие его работу как единой системы. Эти задачи решаются через систему специально подобранных упражнений, ориентированных на оптимизацию работы сенсомоторного, базового уровня, являющегося фундаментом высших когнитивных функций. Драматургия коррекционного процесса разворачивается в соответствии с естественными этапами онтогенеза, помогая ребенку восполнить пробелы его развития.При достаточном трудолюбии, обеспечивающем регулярность занятий, метод замещающего онтогенеза дает впечатляющие результаты. С его помощью простраивается прочный каркас, фундамент психической деятельности, опираясь на который, высшие психические функции реализуются более гармонично. Как следствие, симптомы, свидетельствующие о неблагополучном развитии ребенка, либо исчезают, либо успешно корригируются при помощи направленных на них методов.Метод замещающего онтогенеза, к сожалению, пока еще не имеет широкого распространения, на которое он имеет право претендовать, доказав свою высокую продуктивность.Список литературыАктуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / под ред. Л.С. Цветковой. – М.: МПСИ, 2001. – 272 с.Астапов В.М. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: хрестоматия / В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Изд. «Питер», 2008.– 256 с.Бодалев А.А. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин. – СПб.: Изд-во «Речь», 2002. – 440 с.Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека / А.Р. Лурия. – М.: Академический проект, 2000. – 512 с.Микадзе Ю.В. Дифференциальная нейропсихология детского возраста / Ю.В. Микадзе // Вопросы психологии. – 2002. – №4. – С. 111–119.Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2007. - 474 с.

Список литературы
1.Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / под ред. Л.С. Цветковой. – М.: МПСИ, 2001. – 272 с.
2.Астапов В.М. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: хрестоматия / В.М. Ас¬тапов, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Изд. «Питер», 2008.– 256 с.
3.Бодалев А.А. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин. – СПб.: Изд-во «Речь», 2002. – 440 с.
4.Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека / А.Р. Лурия. – М.: Академический проект, 2000. – 512 с.
5.Микадзе Ю.В. Дифференциальная нейропсихология детского возраста / Ю.В. Микадзе // Вопросы психологии. – 2002. – №4. – С. 111–119.
6.Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2007. - 474 с.

Вопрос-ответ:

В чем суть метода замещающего онтогенеза (МЗО)?

Метод замещающего онтогенеза - это комплексный подход к коррекции развития ребенка с особыми образовательными потребностями. Он основан на принципе воспроизведения стадий онтогенеза, то есть развития эмбриона, с активизацией тех возможностей организма, которые были недостаточно развиты или несформированы изначально.

Что включает в себя комплексное нейропсихологическое сопровождение развития ребенка?

Комплексное нейропсихологическое сопровождение развития ребенка включает в себя различные упражнения и методики на разных уровнях. Это могут быть упражнения на развитие крупной и мелкой моторики, орофациальной сферы, речи, внимания и памяти и другие. Все эти упражнения проводятся поэтапно, учитывая исходный статус ребенка и его потребности.

Какие уровни метода замещающего онтогенеза применяются в коррекционном процессе?

В коррекционном процессе поэтапно включаются упражнения на 1-й, 2-й и 3-й уровни метода замещающего онтогенеза. Однако их удельный вес и время применения зависят от исходного статуса ребенка. Если у него глубокий дефицит, больше внимания и времени уделяется отработке 1-го уровня, с последующим переходом к следующим уровням. Автоматизация и консолидация достижений также происходит на всех уровнях.

Какие методы и упражнения применяются на первом уровне метода замещающего онтогенеза?

На первом уровне метода замещающего онтогенеза применяются упражнения, направленные на развитие крупной моторики и фиксацию основных движений. Это могут быть упражнения на координацию движений, позы, навыки хождения и бега, лазания и т.д. Они помогают активизировать недостаточно развитые или несформированные двигательные навыки ребенка.

Что такое метод замещающего онтогенеза (МЗО)?

Метод замещающего онтогенеза (МЗО) - это комплексный подход к коррекции развития ребенка с нарушениями, основанный на использовании упражнений разных уровней и постепенном переходе от одного уровня к другому. В зависимости от степени дефицита ребенка, внимание и время уделяются отработке определенного уровня.

Какие упражнения включены в метод замещающего онтогенеза?

Метод замещающего онтогенеза включает упражнения трех уровней. Начиная с первого уровня, затем переходя к второму и третьему уровням. Вес и время применения каждого упражнения зависит от исходного статуса ребенка и глубины его дефицита.

Как проводится комплексное нейропсихологическое сопровождение развития ребенка?

Комплексное нейропсихологическое сопровождение развития ребенка включает применение метода замещающего онтогенеза. В процессе коррекции используются упражнения разных уровней, при этом уделяется больше внимания и времени упражнениям первого уровня при более глубоком дефиците, и постепенно переходят к упражнениям второго и третьего уровней.

Как изменяется внимание и время применения упражнений в методе замещающего онтогенеза?

Внимание и время применения упражнений в методе замещающего онтогенеза меняются в зависимости от исходного статуса ребенка. Чем глубже дефицит, тем больше внимания и времени уделяются отработке упражнений первого уровня. Постепенно, с улучшением состояния ребенка, переходят к упражнениям второго и третьего уровней.

Какие результаты можно ожидать от применения метода замещающего онтогенеза?

Результаты применения метода замещающего онтогенеза могут быть разными и зависят от степени дефицита ребенка. Однако, благодаря комплексному подходу и постепенному переходу от одного уровня к другому, можно ожидать улучшения развития ребенка и снижения его нарушений.