Портретная деталь и ее функции в романе И.А.Гончарова "Обломов"

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Литература
  • 1010 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 02.11.2013
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Фрагмент для ознакомления

Скорее художественный, пейзажный мотив в портрете Ольги Ильинской выполняет похожую функцию, но представляется в данном случае в более сложном, опосредованном виде. Это описание внешности героини соединяет в себе две точки зрения: мнение героя и мнение автора. Первая частьпортрета со слов: «Ольга в строгом смысле не была красавица...» — это ни что иное, каксравнениевнешности Ольги с известными уже Обломову портретными изображениями женщинна портретах конца 18 — начала 19 века. О качестве художественного вкуса Обломова свидетельствуют слова самого Штольца о тех возвышенных и нежных чувствах, которыепереживал его друг при виде «гравюр рафаэлевских мадонн, Корреджиевой ночи,Аполлона Бельведерского...», но Обломов как бы сам угадывает чистоту и совершенство души Ольги и до глубины души поражается безмятежным спокойствием её внутреннегомира, настолкьо сильно отличающегося отего собственного. Это своего рода и предчувствие героем её перерождением, которое изменит непременно саму внешность Ольги. Следующий аспект в общей портретной характеристике Ольги свидетельствует о смене всего ракурса изображения. Автор, используя художественно-пейзажный мотив, передает впечатление, которое волей свеого характера производит Ольга на человека. Каждый, утверждает Гончаров,останавливался «перед этим так строго и обдуманно артистически созданным существом». В авторском же, особом восприятии внешнего облика героини подчеркнуто ярко заметно преобладание рационального, не чувственного начала, которое не замечает Обломов. Так авторсвоим замечанием добавляет дополнительный штрих в портрет Ильинской, говоря о гармониирационального и эмоционального в облике своей героини. Вместес тем, в этом особенном описании всей внешности Ольги содержится и тревожный сигнал,который заставляет читателя так же вспомнить о гармонии искусно выстроенного пейзажа и его оформлении, окотором уже шла речь ранее: пропорциональный, выверенный снимок с природы это еще не есть пейзаж, эффектная Ольга — человек, которому пока еще не открылась правда жизни, который далек от истины.Интуитивное постижение Обломовым сути и характера Ольги продолжено и в ряде другихпортретных зарисовках, имеющих вид пейзажного этюда. Так дан эскиз словно бы портрета Ольги в сумраке тени в 5 главе 2 части, когда мрак скрываеточертания лица и фигуры, а свм образ героини предстает перед нами через восприятие и понимание Обломовым её пения. Перед нами не объектное изображение героини. Гончаровподчеркивает, что Обломов «смотрел на нее не глазами, а мыслью». Внешнийвид этого переживания передан Гончаровым полу-намеком, рассчитанным на творческую работу читательского воображения и постижение образов. Здесь происходит своеобразное соединение одного портрета с другим. «Зеркальное» отражение соединяет чувстваОбломова и Ольги, и трудновыразимые ощущение счастья, переживаемое героями,не нуждается больше в лишних в подробностях описания его внешнего выражения, которое слишхвой перекрывается внутренним.Душа Обломова очень ярко выразилась в его облике, и Ольга просит его посмотреть на себя в зеркало. Что жедолженувидеть читатель, когда он вглядываетсявместе с героем в зеркало? Счастливого и сияющего, пришедшего к полной гармонии, уже живого человка. С этого момента«художественно-пейзажный» мотив в мимическом портрете Ольги тесно связан с «природными» элементами в описании внешнего облика Обломова, поскольку герой ищет и находитв ней ту же природную естественность, которая присуща и ему. Преображение же, новое рожение сознания Ольги, в полной мере ощютившей чувства и желания, а так же самого Обломова, уподобляется Гончаровым природным процессам: «...лицо её наполнялось постепенно сознанием; в каждую чертупробирался луч мысли, догадки, и вдруг все лицо озарилось сознанием... Солнцетак же иногда, выходя из-за облака, понемногу освещает один куст, другой, кровлю и вдруг обольет светом целый пейзаж...». Мотив «зеркала», отражения одного человека в другом появится визображении чувств героев в один из самых решающих моментов их отношений,когда в саду Ольга вдруг, внезапно и для самой себя, осознала свою власть над Обломовым. Гончаров не дает здесь конкретного описания внешности героини, охваченной предощущением счастья и безмятежно сбывшихся мечтаний, а использует известный прием психологического параллелизма, предоставляя читателю самостоятельно воссоздать уже знакомые ему по предыдущим описаниям черты Ольги. Как мы уже говорили выше, одним из важнейших поэтических приемов Гончарова можно с уверенностью назвать прием «развертывания точки в перспективу», используя которыйписатель рисует первый портрет, самый главный портрет героя. Помещая статичную, не меняющуюся, недвижимую фигуру Обломова вцентр созданной интерьерной композиции, Гончаров таким образом демонстрирует возможностистатического изображения в ходе постижении идеи образа. Этот же прием оказывается продуктивен и в раскрытии образа ОльгиИльинской. В решающие моменты действия её поза, жесты, выражение лица словно бы застывают. Писатель требует от читателя самого пристального внимания к внешним проявлениям внутренних движений, сила которых особенно отчетливо видна в описаниях, в той её разновидности, которую мы называем характеристикой партрета. Внутренний же смысл чувства переживаемого героиней в определенный момент переводится в другое измерение, словно мы смотрим на это чужими глазами: писатель предлагает читателю отвлечься отсиюминутного восприятия к постижению сущностного смысла образа статуи образа, который сопровождает Ольгу на всем протяжении романа. Необходимо, однако, отметить, что каждое появление этого образа несет свой особый, неповторимый оттенок смысла. А внешний покой и неподвижность в сцене последнего объяснения героев в доме Ильинской— это ничто иное, какпризнак предельного напряжения эмоциональных и физических сил перед решающим признанием, перед тем моентом, который должен стать определяющим в жизни Обломова. В мимическом портрете Ольги в последней части романа дважды повторен мотив покоя как мотив, который венчает сам процесс внутреннего развития героини. Она обретаетразумное счастье с экономным и терпеливым Штольцем, с тем, кто подходит ей гораздо больше, нежели статичный, непождвижный Обломов. Осознание чувства полного обретенного счастьяпередано в повествовании через заострения внимания на внешней неподвижности героини:«Она устремила глаза на озеро, на даль и задумалась так тихо, так глубоко, какбудто заснула... Не бегала у нее дрожь по плечам, не горел взгляд гордостью...Она все сидела, точно спала... она не шевелилась, почти не дышала...» Развертывание точки в перспективу — обретение внутренних смыслов образастатуи, которые обусловленны различными сюжетными ситуациями, приводит уже в самом финале кзакономерному художественному итогу.Повествование о героях в 4 части практически полностью исключает обращениеписателя к их портретированию, так как оно неа данном этапе оказывается совершенно не неужным. Это не случайно, поскольку и в первомпортрете Обломова, и в первом портретном описании Ольги, как мы видели, дается намек на ту черту, к которойнеизбежно придут они оба, и на то чувство, которое так ярко доминировало в отношнеиях между ними, на внутреннюю сосредоточенность, послужившую мотивом ихсближения. Оба героя, по итогам романа, достигли пределов своего внутреннего развития, толькоостановка Обломова произошла гораздо раньше, чем та же остановка Ольги. Механизм приема портретирования, как часть единого целого в основном повествовании, содержал в себе не только источник объяснения характеров героев, как один из главных мотивов романа, но иреализациюзамысла автора в целом.ЛИТЕРАТУРА И ПРИМЕЧАНИЯ1. Гончаров И.А. Полн. собр. соч.: В 8-и т. Т. 8. М., 1955. С. 70. 2.Петров В.М. Прямое и непрямое воздействие искусства: проблема методологии и методики исследования. М., 1977; 3.Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988;4.Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13-и т. Т. X. М., 1956. С. 343; 5.Дружинин А.В. Прекрасное и вечное. М., 1988. С. 128–133; 6.Боткин В.П. и Тургенев И.С. Неизданная переписка. 1859–1869. М.;Л, 1930. С. 239. 7. Цейтлин А.Г. И.А. Гончаров. М., 1950. С. 311–351; 8.Пруцков Н.И. Мастерство Гончарова-романиста. М.;Л., 1962; 9. Гейро Л.С. Роман И.А. Гончарова «Обломов» // ГончаровИ.А. Обломов. Литературные памятники. Л., 1987; 10. Мейлах Б.С. Талант писателя и процессы творчества. М., 1969. С. 32–33.

ЛИТЕРАТУРА И ПРИМЕЧАНИЯ
1. Гончаров И.А. Полн. собр. соч.: В 8-и т. Т. 8. М., 1955. С. 70.
2.Петров В.М. Прямое и непрямое воздействие искусства: проблема методологии и методики исследования. М., 1977;
3.Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988;
4.Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13-и т. Т. X. М., 1956. С. 343;
5.Дружинин А.В. Прекрасное и вечное. М., 1988. С. 128–133;
6.Боткин В.П. и Тургенев И.С. Неизданная переписка. 1859–1869. М.;Л, 1930. С. 239.
7. Цейтлин А.Г. И.А. Гончаров. М., 1950. С. 311–351;
8.Пруцков Н.И. Мастерство Гончарова-романиста. М.;Л., 1962;
9. Гейро Л.С. Роман И.А. Гончарова «Обломов» // Гончаров
И.А. Обломов. Литературные памятники. Л., 1987;
10. Мейлах Б.С. Талант писателя и процессы творчества. М., 1969. С. 32–33.

Вопрос-ответ:

Какую функцию выполняет портретная деталь в романе "Обломов"?

Портретная деталь в романе "Обломов" выполняет функцию развития художественного и пейзажного мотива, а также помогает передать особенности внешности и характера героини.

Что представляет собой описание внешности Ольги Ильинской в романе "Обломов"?

Описание внешности Ольги Ильинской представляет собой сочетание мнения героя и мнения автора. Это сравнение ее внешности с известными портретными изображениями, которые уже знакомы Обломову.

Какие функции выполняет пейзажный мотив в портрете Ольги Ильинской?

Пейзажный мотив в портрете Ольги Ильинской выполняет функции передачи окружающей обстановки и создания определенного настроения. Он помогает читателю визуализировать сцены и уточнять ощущения, которые вызывает героиня.

Как связаны точки зрения героя и автора при описании внешности Ольги Ильинской?

Описание внешности Ольги Ильинской связывает в себе две точки зрения: героя и автора. Герой передает свое мнение о внешности Ольги, а автор, через портретные изображения, сравнивает ее с известными образами, чтобы лучше передать ее внешнюю привлекательность.

Какая функция у портретной детали в романе "Обломов"?

Портретная деталь в романе "Обломов" выполняет функцию артистического прослойки между психологическими портретами героев и их внешними проявлениями. Она помогает создать яркий образ героини и передать ее особенности характера через описание внешности.

Какую функцию выполняет портретная деталь в романе "Обломов"?

Портретная деталь в романе "Обломов" выполняет функцию раскрытия характера героини, Ольги Ильинской, а также передачи эмоциональной атмосферы.

Каким образом автор передает характер героини через описание ее внешности?

Описание внешности героини соединяет в себе две точки зрения: мнение героя и мнение автора. Это позволяет читателю лучше понять и почувствовать Ольгу Ильинскую как личность.

Какое значение имеет пейзажный мотив в портрете Ольги Ильинской?

Пейзажный мотив в портрете Ольги Ильинской выполняет функцию передачи настроения и эмоционального состояния героини. Он помогает читателю глубже вжиться в ее внутренний мир и понять ее характер.

Какую важность имеет сравнение внешности Ольги с другими портретными изображениями?

Сравнение внешности Ольги с известными портретами помогает создать более полное представление о ее внешности и придает этому описанию дополнительную силу и выразительность.