Формирование у дошкольников представлений о величине предметов.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогика
  • 2020 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 20.11.2011
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ
ЧАСТЬ 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ ПРЕДМЕТОВ
1.1. Величина предметов и особенности ее восприятия детьми дошкольного возраста.
1.2. Методы и приемы формирования представлений о величине предметов у детей дошкольного возраста (обзор методической литературы)
ЧАСТЬ 2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ ПРЕДМЕТОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация работы с детьми младшего дошкольного возраста по формированию представлений о величине предметов
2.2. Описание дидактических игр и упражнений по формированию представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА



Фрагмент для ознакомления

Развивать внимание. Развивающая игра-занятие.
2.2. Дидактические пособия по ознакомлению детей 5-го года жизни с величиной предметов

В дидактических пособиях для воспитателя детского сада раскрывается сущность работы по формированию элементарных математических представлений у детей в данной возрастной группе и даются примерные конспекты занятий, описание игр и пр.
Конспекты занятий по математике и игр — удачно найденное методикой дидактическое средство, повышающее при правильном отношении к нему и использовании эффективность педагогической деятельности воспитателя. Конспекты занятий облегчают подготовку к самому занятию, процесс подготовки гораздо меньше времени, т.к. в календарном плане можно сослаться на соответствующий конспект (книга, параграф, страница) и не разрабатывать план занятия. При этом существование конспектов отнюдь не означает прямое следование готовому материалу, они оставляют возможность для творчества в использовании разнообразных методов и приемов, дидактических средств, форм организации работы и т. д. Педагог может комбинировать, выбирать оптимальные варианты из нескольких, создавать новое по аналогии с имеющимся.
Анализ дидактических пособий по математике, ориентированных на работу с детьми среднего дошкольного возраста, показал, что ознакомление детей с величиной предметов включено в качестве раздела во всех дидактических пособиях по формированию элементарных математических представлений для воспитателя детского сада.
Так, к программе «Детство» (раздел «Первые шаги в математику», средняя группа) разработаны следующие методические пособия:
Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях СПб., 2003г.
Михайлова З.А. Математика от трех до семи:  Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов.- СПб.: «Детство-ПРЕСС», 2003.
Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. - М., 1996.
Смоленцева А.А., Пустовойт О.В., Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л., Математика до школы. - СПб., 1998.
Жукова Р. Математика. Средняя группа. Разработки занятий. - М.: Корифей, 2007.
Методика  В.П. Новиковой «Математика в детском саду» (авторская программа) эффективно используется педагогами детского сада в работе по сенсорному развитию и формированию элементарных математических представлений у воспитанников. Методика в пособиях дается в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения. В конце каждого пособия дана специальная методика для проверки знаний, полученных детьми в процессе занятий. 
Для детей среднего дошкольного возраста изданы:
Новикова В.П. Математика в детском саду. 4-5 лет — Мозаика-Синтез, 2009.
Новикова В.П. Математика в детском саду. Раздаточный материал для детей 3-5 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2009.
Можно также назвать следующие дидактические пособия по математике, включающие ознакомление детей среднего дошкольного возраста с величиной предметов:
Безруких М.М., Филиппова Т.А. Развивающие игры с карточками для детей 4-5 лет. Дидактические наглядные материалы; методические рекомендации. - М.: Вентана-Граф, 2010.
Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2006.
Султанова М.Н. Султанова М.Н. Путешествие в страну математики. Дидактические игры для детей 4-5 лет. - М.: Вентана-Граф, 2010. – (К программе «Тропинки»).
Целищева И. И., Румянцева И. Б. Математика вокруг нас. Средняя группа ДОУ.  - М.: "Илекса" , 2008. – (к программе "Родничок").
Арапова-Пискарева Н. А.       Формирование элементарных математических представлений в детском саду.  Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-синтез, 2006.
 Помораева И. А., Позина В. А.       Занятия  по формированию элементарных математических представлений в средней  группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Козлова В.А. Пых: Книга по математике для детей и воспитателей. – М.:   Школьная Пресса, 2002.
Козлова В.А. Квадратенок: Дидактические игры по математике для дошкольников. – М.: Школьная Пресса, 2002.
Дорожин Ю. Г., Денисова Д. Математика для малышей. Средняя группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. – (К "Программе воспитания и обучения в детском саду" под общей редакцией М.А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой). 
Таким образом, в дидактических пособиях к разделу программ по обучению дошкольников средней группы математике, в том числе – по ознакомлению детей с величиной предметов, даны подробные методические указания и приведены конспекты занятий, где определены четкие параметры, на которые необходимо опираться.











ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, подчеркнем, что формирование у дошкольников представлений о величине предметов создает основу для овладения ими математическими понятиями. Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как связано с развитием способности отождествления, распознавания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия и готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики.
Познание величины дошкольниками осуществляется, с одной стороны, на сенсорной основе, а с другой — опосредуется мышлением и речью. Адекватное восприятие величины зависит от опыта практического оперирования предметами, развития глазомера, включения в процесс восприятия слова, участия мыслительных процессов: сравнения, анализа, синтеза и др.
Исходя из особенностей детских представлений о величине предметов, педагогическая работа строится в определенной последовательности. Так, в младшем и среднем дошкольном возрасте дети определяют размеры предметов путем непосредственного их сравнения (приложения или наложения), в старшем — применяется и опосредованный способ сравнения. Постепенно усложняется и содержание знаний детей о свойствах величины. В младшем возрасте дети узнают о возможности сравнивать величины, в среднем — об относительности величин, а в старшем — об изменчивости. Расширяется также и круг сравниваемых предметов.
В данной работе предложен цикл занятий на тему «Величина предметов», направленный на формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о величине предметов, умение видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимость, развитие интеллектуальных и творческих качеств личности ребёнка.

ЛИТЕРАТУРА



Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно-методическое пособие. —— СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002. — 479 с.
Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М.‚ 1999.
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.; Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. - СПб.: «Детство-Пресс», 2006. —244 с.
Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1974.- 368с.
Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие / Сост. З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, А. А. Столяр, Р.Л.Непомнящая, А.М. Вербенец.– СПб: Детство-Пресс, 2000.
Михайлова 3. А. Игровые задачи для дошкольников. — СПб.: Детство-Пресс, 2007.
Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2008. - 384с.
Соломенникова О.А. Основные и дополнительные программы дошкольных образовательных учреждений. Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 224 с.
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. //Под ред. А.Столяра. – М.:"Просвещение", 1988.
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А.А. Столяра. – М., 1981. С.9.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. //Под ред. А.Столяра. – М.:"Просвещение", 1988. С.124.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. //Под ред. А.Столяра. – М.:"Просвещение", 1988. С.125.
Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно-методическое пособие. —— СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002. С.112.
См. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1974.
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. //Под ред. А.Столяра. – М.:"Просвещение", 1988. С.125.
Соломенникова О.А. Основные и дополнительные программы дошкольных образовательных учреждений. Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2010. С.44.
См. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно-методическое пособие . —— СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002; Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие / Сост. З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, А. А. Столяр, Р.Л.Непомнящая, А.М. Вербенец.– СПб: Детство-Пресс, 2000; Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2008.
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. //Под ред. А.Столяра. – М.:"Просвещение", 1988. С.127.
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. //Под ред. А.Столяра. – М.:"Просвещение", 1988. С.128.
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. //Под ред. А.Столяра. – М.:"Просвещение", 1988. С.129.












2

ЛИТЕРАТУРА



1.Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно-методическое пособие. —— СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002. — 479 с.
2.Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М.‚ 1999.
3.Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.; Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. - СПб.: «Детство-Пресс», 2006. —244 с.
4.Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1974.- 368с.
5.Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие / Сост. З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, А. А. Столяр, Р.Л.Непомнящая, А.М. Вербенец.– СПб: Детство-Пресс, 2000.
6.Михайлова 3. А. Игровые задачи для дошкольников. — СПб.: Детство-Пресс, 2007.
7.Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2008. - 384с.
8.Соломенникова О.А. Основные и дополнительные программы дошкольных образовательных учреждений. Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 224 с.
9.Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. //Под ред. А.Столяра. – М.:"Просвещение", 1988.

Вопрос-ответ:

Почему формирование представлений о величине предметов важно для детей дошкольного возраста?

Формирование представлений о величине предметов важно для детей дошкольного возраста, так как оно помогает развивать их представления о мире и основы математического мышления. Различение и сравнение предметов по их размеру и объему позволяет детям улучшить восприятие окружающего пространства, а также развить навыки сравнения, классификации и сортировки.

Какое восприятие величины предметов характерно для детей дошкольного возраста?

Дети дошкольного возраста имеют особое восприятие величины предметов. Они могут воспринимать величину объектов через тактильные ощущения (твердость, гладкость), зрительное восприятие (высота, ширина, длина) и пространственное восприятие (объем, расположение). Кроме того, они еще не имеют развитых математических понятий о величине и могут использовать собственные понятия и оценки при восприятии предметов.

Какие методы и приемы используются для формирования представлений о величине предметов у дошкольников?

Для формирования представлений о величине предметов у детей дошкольного возраста можно использовать различные методы и приемы. Некоторые из них включают использование разнообразных игр и упражнений, использование различных материалов и предметов для сравнения и измерения, а также проведение коллективных и индивидуальных занятий, основанных на сенсорном опыте и взаимодействии с окружающей средой.

Какие игры и упражнения могут помочь в формировании представлений о величине предметов у детей дошкольного возраста?

Существует множество игр и упражнений, которые могут помочь в формировании представлений о величине предметов у детей дошкольного возраста. Некоторые из них включают игры с конструкторами и блоками, сортировку и сравнение предметов по их размеру и весу, измерение длины и объема предметов, а также проведение коллективных групповых игр, таких как "Большой-маленький", "Тяжелый-легкий", "Длинный-короткий" и другие.

Почему формирование представлений о величине предметов важно для детей дошкольного возраста?

Формирование представлений о величине предметов является важной задачей для детей дошкольного возраста, так как она напрямую связана с развитием предметно-пространственных представлений, логического мышления и абстрактного мышления. Умение различать предметы по величине, сравнивать их и работать с разными единицами измерения является основой для понимания математических понятий, развития интеллекта и формирования умения ориентироваться в окружающем мире.

Какие особенности восприятия величины предметов у детей дошкольного возраста?

Дети дошкольного возраста воспринимают величину предметов с помощью органов зрения и осязания. Однако, их восприятие может быть неполным и не точным, из-за недостаточного развития моторики и слабого контроля движений. У детей возможна тенденция к субъективной оценке величины предметов, а также затруднения в сравнении и классификации по размеру. Поэтому, для формирования представлений о величине предметов, необходимо использовать специальные методы и приемы, а также дидактические игры и упражнения, которые помогут детям развить восприятие величины и научиться работать с разными единицами измерения.

Какие методы и приемы можно использовать для формирования представлений о величине предметов у детей дошкольного возраста?

Существует ряд методов и приемов, которые могут быть использованы для формирования представлений о величине предметов у детей дошкольного возраста. Некоторые из них включают игровую деятельность, использование различных предметов для сравнения, проведение коллективных игр и упражнений, использование визуальных материалов, таких как картинки и рисунки, а также использование различных игровых приемов, например, игры-задания, групповые игры и составление разнообразных серий предметов по величине.

Какие основные педагогические принципы лежат в основе формирования представлений о величине предметов у детей дошкольного возраста?

Основные педагогические принципы, которые применяются при формировании представлений о величине предметов у дошкольников, включают принцип активности, принцип доступности и принцип сознательности. Принцип активности предполагает, что ребенок активно включается в обучение и самостоятельно экспериментирует с предметами разной величины. Принцип доступности означает, что материалы должны быть доступны и понятны для ребенка, а обучение должно быть организовано на его уровне развития. Принцип сознательности предполагает, что ребенок осознает и осмысляет полученные знания о величине предметов.

Какие методы и приемы используются при формировании представлений о величине предметов у детей дошкольного возраста?

Методы и приемы, используемые при формировании представлений о величине предметов у детей дошкольного возраста, включают игровые задания с весами, линейками и мерными стаканчиками, конструирование из материалов разной величины, сравнение предметов по величине с помощью наглядных моделей и изображений, упражнения на классификацию и сортировку предметов по их величине. Также используются различные игры, головоломки и пазлы для развития навыков оценки и сравнения величины предметов.