Приобщение детей дошкольного возраста к народному творчеству средствами изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация).

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 2828 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 24.11.2011
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Глава 1. Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста
1.1. Сущностная характеристика понятия «творчество»
1.2. Народное творчество: характеристика и отличительные особенности
1.3. Особенности творчества детей дошкольного возраста
1.4. Характеристика изобразительной деятельности и ее особенности в дошкольном возрасте
Глава 2. Условия привлечения дошкольников к народному творчеству через изобразительную деятельность
2.1. Основные условия и средства приобщения дошкольников к народному творчеству
2.2. Формы работы с детьми дошкольного возраста в детском саду
Заключение
Список литературы
Фрагмент для ознакомления

При этом необходимо обязательно проявлять свое отношение к происходящему.
Художественная деятельность непосредственно воздействует на формирование и развитие сенсорных процессов, образного мышления, воображения.
Дошкольный возраст является самым удачным в этом отношении. Поэтому изобразительная деятельность открывает широкие возможности в данное время обучения [14, 312].
А сенсорное развитие является в свою очередь необходимой предпосылкой и основой для умственного воспитания и понимается как целенаправленное формирование ощущений и восприятий, с помощью которых и начинается процесс познания окружающей действительности.


2.2. Формы работы с детьми дошкольного возраста в детском саду

Содержание психолого-педагогической работы по приобщению детей к народному творчеству посредством изобразительной деятельности.
Задачи:
развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественные конструирование и труд);
развитие детского творчества;
приобщение к народному творчеству.
Представим предложенные нами формы работы с детьми дошкольного возраста.
Формы образовательной деятельности
Режимные моменты
Индивидуальные
Подгрупповые
Наблюдение;
Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы;
Игра;
Игровое упражнение;
Проблемная ситуация;
Конструирование из песка;
Обсуждение (произведений искусства, средств выразительности и др.);
Создание коллекций.

Совместная деятельность педагога с детьми
Формы организации детей
Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
Занятия (рисование, аппликация, художественное конструирование, лепка);
Изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр;
Экспериментирование;
Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства;
Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые);
Тематические досуги;
Выставки работ декоративно-прикладного искусства, репродукций произведений живописи;
Проектная деятельность;
Создание коллекций.



Самостоятельная деятельность детей
Формы организации детей
Индивидуальные
Украшение личных предметов;
Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые);
Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства;
Самостоятельная изобразительная деятельность.

Совместная деятельность с родителями
Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
Создание соответствующей предметно-развивающей среды;
Проектная деятельность;
Экскурсии;
Прогулки;
Создание коллекций.










Выводы по второй главе
Подведем итоги и основные выводы по рассмотренной второй главе нашего исследования:
Заложенный в человека творческий потенциал и творческие способности проявляются в дошкольном возрасте. Таким образом, дошкольный возраст является самым подходящим для приобщения к народному творчеству.
Одной из предпосылок приобщения детей дошкольного возраста к народному творчеству является создание интересной содержательной стороны жизни ребенка.
Привлечение детей дошкольного возраста к народному творчеству можно добиться только при проведении целенаправленного, организованного, систематического обучения с использованием различных видов изобразительной деятельности.
Для приобщения детей к народному творчеству через изобразительную деятельность следует разработать специальные методические приемы и формы работы.











ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенная работа подтвердила наше предположение о том, что у детей дошкольного возраста может быть сформировано чувство любви к родному краю, проявляющееся в устойчивом интересе к различным сторонам социальной действительности и в разнообразной инициативной творческой деятельности.
Одним из критериев зарождающегося чувства любви к родному краю является появление и изменение характера интереса и отношения детей к различным образцам народного творчества [13, 241].
У детей дошкольного возраста возможно сформировать достаточно устойчивый и глубокий интерес к произведениям народного творчества как части общей культуры народа.
Показателями этого являются:
желание продолжать занятие, ожидание новой встречи;
обсуждение прошедшего занятия с воспитателями, родителями, сверстниками;
самостоятельное и инициативное выделение народных мотивов в современной одежде, предметах быта, украшениях;
самостоятельная деятельность с привнесением элементов народного творчества и др.
Для детей дошкольного возраста доступно элементарное понимание значения народного творчества в жизни людей, его характерных национальных особенностей и общих черт; сравнение произведений фольклора и декоративно-прикладного искусства разных народов [22, 212].
В общей системе ознакомления детей с явлениями общественной жизни ознакомление с народным творчеством играет особую роль в воспитании любви к родному краю. Оно естественно сочетает в себе гармоническое единство эстетических» нравственных и интеллектуальных влияний, что способствует более эффективному воспитанию высших нравственных чувств. В процессе восприятия и творческой работы с произведениями народного творчества создаются благоприятные условия для формирования эмоциональной активности ребенка, качественного изменения его от ношения к разным сторонам социальной жизни; труду людей, истории, природе родного края и страны и др. [7, 132].
Показателями этого являются:
стремление отразить полученные знания в разнообразной самостоятельной деятельности с элементами творчества;
передача отношения к окружающему через оценку произведения народного творчества;
сравнение идей, отображенных в народном творчестве с жизнью современного общества.
Разнообразная работа с произведениями народного творчества способствовала обогащению деятельности детей, внесению в ее содержание элементов творчества. Появились новые темы игр, в разные по тематике игры вносились атрибуты народного быта, костюмов, обихода и др.
Самостоятельность и творчество детей в изобразительной деятельности проявлялись в варьировании элементов узора, в цветовом и композиционном решении, в выборе техники выполнения и др., в переносе традиционных мотивов на родного орнамента в сюжетно-тематическое рисование и рисование по сказкам.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада. – Воронеж, 2006.
2. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2008. – №4.
3. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. М.: Айрис-пресс, 2008.
4. Гербова В.В. Рассказывание по восприятию // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
5. Давыдова О.И Федоренко В.И. Колыбельные песни как специфический защитный механизм этноса. Психолого-педагогические проблемы современного образования. Сборник научных статей. Барнаул БГПУ, 2001.
6. Дневник воспитателя развитие детей дошкольного возраста. Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. М: ГНОМ и Д, 2006.
7. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект Под ред. О.С. Ушаковой. М: Совершенство, 2001.
8. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). М.: Издательство: ГНОМ и Д, 2007.
9. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник. М.: Гардарики, 2006. 528 с.
10. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста: Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. – Центр гуманитарной литературы «РОН», 2004.
11. Котова Е.В., Кузнецова С.В., Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников: методическое пособие М.: ТЦ Сфера, 2010.
12. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
13. Народное искусство в воспитании детей. Под ред. Т.С. Комаровой. М: Педагогическое общество России, 2000.
14. Путешествие по Стране Загадок. Сост. Шайдурова Н.В. Барнаул БГПУ, 2000.
15. Рогаткина Т, Овод Г. В нашем театре – сказка. // Дошкольное воспитание. – 2002. – №5.
16. Светлова Г. О сказках Пушкина для малышей // Дошкольное воспитание. – 1999. – №10.
17. Смольникова Н.Г., Ушакова О.С. Развитие структуры связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
18. Струнина Е.М., Ушакова О.С., Шадрина Л.Г. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2007.
19. Струнина Е.И., Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – М.: Владос, 2008.
20. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001.
21. Флерина Е.А. Рассказывание в дошкольной практике // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
22. Фольклор – музыка – театр. Под ред. С.М. Мерзляковой. М: Владос, 1999.
23. Шорохова О.А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
24. Якушева С.Д. Сотворчество - доминанта взаимодействия учителя и ученика в современном школьном образовании // Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика: Тезисы международной конференции с элементами научной школы для студентов, аспирантов и молодых ученых. МГППУ, 6-10 октября 2009г. Институт Психологии Российской Академии Наук.
25. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник.-3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2010.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада. – Воронеж, 2006.
2. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2008. – №4.
3. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. М.: Айрис-пресс, 2008.
4. Гербова В.В. Рассказывание по восприятию // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
5. Давыдова О.И Федоренко В.И. Колыбельные песни как специфический защитный механизм этноса. Психолого-педагогические проблемы современного образования. Сборник научных статей. Барнаул БГПУ, 2001.
6. Дневник воспитателя развитие детей дошкольного возраста. Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. М: ГНОМ и Д, 2006.
7. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект Под ред. О.С. Ушаковой. М: Совершенство, 2001.
8. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). М.: Издательство: ГНОМ и Д, 2007.
9. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник. М.: Гардарики, 2006. 528 с.
10. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста: Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. – Центр гуманитарной литературы «РОН», 2004.
11. Котова Е.В., Кузнецова С.В., Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников: методическое пособие М.: ТЦ Сфера, 2010.
12. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
13. Народное искусство в воспитании детей. Под ред. Т.С. Комаровой. М: Педагогическое общество России, 2000.
14. Путешествие по Стране Загадок. Сост. Шайдурова Н.В. Барнаул БГПУ, 2000.
15. Рогаткина Т, Овод Г. В нашем театре – сказка. // Дошкольное воспитание. – 2002. – №5.
16. Светлова Г. О сказках Пушкина для малышей // Дошкольное воспитание. – 1999. – №10.
17. Смольникова Н.Г., Ушакова О.С. Развитие структуры связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
18. Струнина Е.М., Ушакова О.С., Шадрина Л.Г. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2007.
19. Струнина Е.И., Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – М.: Владос, 2008.
20. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001.
21. Флерина Е.А. Рассказывание в дошкольной практике // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
22. Фольклор – музыка – театр. Под ред. С.М. Мерзляковой. М: Владос, 1999.
23. Шорохова О.А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
24. Якушева С.Д. Сотворчество - доминанта взаимодействия учителя и ученика в современном школьном образовании // Психолого-педагогические проблемы одаренности: теория и практика: Тезисы международной конференции с элементами научной школы для студентов, аспирантов и молодых ученых. МГППУ, 6-10 октября 2009г. Институт Психологии Российской Академии Наук.
25. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник.-3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2010.


Вопрос-ответ:

Какое значение имеет приобщение детей дошкольного возраста к народному творчеству с использованием изобразительной деятельности?

Приобщение детей дошкольного возраста к народному творчеству через изобразительную деятельность имеет огромное значение. Оно способствует развитию художественного мышления, воображения, творческих способностей и эстетического восприятия. Такой подход помогает детям погрузиться в культуру своего народа, понять его традиции и ценности. Также изобразительная деятельность способствует развитию мелкой моторики рук и координации движений.

Как можно охарактеризовать понятие "творчество" в контексте детей дошкольного возраста?

Понятие "творчество" в контексте детей дошкольного возраста можно охарактеризовать как процесс, результатом которого является оригинальное и самостоятельное проявление художественных способностей ребенка. Творчество в этом возрасте направлено на развитие воображения, эмоционального и эстетического восприятия, формирование навыков и умений в изобразительной деятельности.

В чем заключаются особенности творчества детей дошкольного возраста?

Особенности творчества детей дошкольного возраста заключаются в их способности к фантазированию, безудержной творческой активности и непосредственности. Дети в этом возрасте еще не ограничены стандартами и правилами в творческом процессе, поэтому их идеи и выражение собственного мира уникальны и оригинальны. Также дети дошкольного возраста имеют большую пластичность и гибкость мышления, что способствует развитию художественного творчества.

Что представляет собой народное творчество и какие у него отличительные особенности?

Народное творчество представляет собой художественную деятельность народа, передающуюся из поколения в поколение и выражающую его культуру, традиции и ценности. Отличительными особенностями народного творчества являются его коллективность, аутентичность, простота и доступность для каждого члена общества. Народные художественные произведения отражают мировоззрение народа, его историю и культурные особенности.

Что такое творчество?

Творчество - это процесс, в ходе которого человек создает что-то новое, оригинальное, проявляет свои творческие способности и мысли.

Какие особенности имеет народное творчество?

Народное творчество - это форма художественной деятельности, связанная с традициями, обычаями и культурой определенного народа. Оно отличается коллективностью, передачей наследия от поколения к поколению и уникальностью каждой рукотворной вещи.

Какие особенности творчества детей дошкольного возраста?

Творчество детей дошкольного возраста характеризуется свободой выражения, восприятием мира через эмоции, использованием воображения и фантазии, а также непредсказуемым и оригинальным подходом к творческой деятельности.

Что такое изобразительная деятельность в дошкольном возрасте?

Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте - это форма художественной деятельности, включающая лепку, рисование, аппликацию и другие виды изобразительного искусства. Она помогает детям развивать мелкую моторику, воображение, эстетическое восприятие и самовыражение.

Какие условия нужны для привлечения детей дошкольного возраста к народному творчеству средствами изобразительной деятельности?

Для привлечения детей дошкольного возраста к народному творчеству средствами изобразительной деятельности необходимы поддержка взрослых, доступность материалов и инструментов, создание атмосферы доверия и свободы выражения, а также использование интересных и понятных для детей сюжетов и сказок.

Почему важно приобщать детей дошкольного возраста к народному творчеству средствами изобразительной деятельности?

Приобщение детей дошкольного возраста к народному творчеству средствами изобразительной деятельности имеет множество положительных аспектов. Во-первых, это способствует развитию художественного вкуса и эстетического восприятия детей. Они учатся ценить и понимать красоту в различных проявлениях народных ремесел и искусства. Во-вторых, такая деятельность развивает творческое мышление и фантазию детей, помогает им выражать свои эмоции и мысли через художественные средства. Кроме того, знакомство с традиционными методами изобразительного искусства позволяет детям увидеть и понять наследие своей культуры, узнать о народных традициях и обычаях.