Формирование здорового образа жизни и адекватного отношения к негативным явлениям (курение, алкоголь и т.д.) у воспитанников школы-интерната в подростковом возрасте.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Коррекционная педагогика
  • 2121 страница
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 10.11.2011
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ПОДРОСТКОВ ПОНЯТИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
1.1.Понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», «вредные привычки»
1.2.Составляющие здорового образа жизни (ЗОЖ) школьника
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К КУРЕНИЮ И АЛКОГОЛЮ У ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Цель, задачи и организация исследования
2.2. Результаты исследования
2.3. Формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни у воспитанников школы-интерната в подростковом возрасте
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Фрагмент для ознакомления

Твена «Приключения Тома Сойера». В ходе уроком педагогом могут быть поставлены следующие цели: Познакомить с отрывком из романа М. Твена, учить анализировать поступки героев; развивать навык осознанного чтения, речь учащихся, внимание, воображение; воспитывать негативное отношение к вредным привычкам, в частности к курению.
Для чтения предлагается отрывок, в котором описывается первый опыт курения трубки главным героем и его другом Джо. Перед чтением заранее подготовленные ученики рассказывают о табаке. После чтения отрывка по цепочке сильными учениками педагог задает вопросы и выслушивает ответы учеников:
У. Как вы думаете, почему Джо пошел искать ножик, а Том пошел ему помогать? Как говорил Джо? А Том? Прочитайте.
Найдите в тексте и прочитайте, где и в каком состоянии нашел мальчиков Гек?
Дети отвечают.
– Что же произошло в детском организме? Прочитайте об этом в тексте.
На доске:
Побледнение кожных покровов (нарушение работы сердечно-сосудистой системы)
Тошнота, головокружение, слабость мышц (реакция нервной системы)
Рвота (невосприятие табака пищеварительной системой)
Плохое состояние зубной эмали (появление микротрещин из-за перепада температур, так как температура табачного дыма – 55–60 °С, что на 40 °С выше, чем температура поступающего в рот воздуха)
Помимо литературного чтения, применительно к закреплению полезных привычек, формированию позитивного отношения к физическому и нравственному здоровью большое значение в педагогическом арсенале учителя имеет игра. Игра – это самый эффективный вид деятельности, в цепи ученик – учитель, позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные соотношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Используя игру, учитель раскрывает большой потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам. Какие же игры могут быть использованы для формирования знаний о ЗОЖ.
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
В формировании знаний о здоровом образе жизни у младшего школьника учитель может использовать различные активные группы форм и методов, используя их в построении учебно-воспитательного процесса, варьируя ими, однако наибольшей эффективности в воспитании можно ожидать лишь тогда, когда педагог будет сам являться примером для подражания, и когда работа будет проводиться в системе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в том случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность форм и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников.
В рамках реализации здоровьесберегающих образовательных технологий педагоги могут использовать следующие формы учебной и внеклассной работы: беседы, работу с книгой, утренники, игры, соревнования, уроки и праздники здоровья.
Все эти мероприятия способствуют формированию у ребёнка знаний о ЗОЖ, позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
Для того чтобы исследовать отношение воспитанников школы-интерната подросткового возраста к курению и алкоголю было проведено специальное исследование. Цель исследования – выявить адекватность отношения подростков к курению и алкоголю. В исследовании принимали участие воспитанники 8 класса, 51 детского дома Бакунина 8, 7 типа, всего 11 человек.
Анкетирование показало, что большинство подростков недостаточно осведомлено о вреде курения и алкоголя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Агаджанян, Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания / Н.А. Агаджанян. – М.: Изд-во РУДН, 1998. – 27 с.
Амосов, Н. М. Эксперимент по преодолению старости / Н. М. Амосов. – М.: АСТ, 2003. – 128 с.
Базарный В. Ф. Программа экспресс – диагностики динамики психосенсорного, функционального и физического развития учащихся/В.Ф.Базарный. – Сергиев-Посад.: Загорская типография, 1995. – 70 с.
Брехман, И. И. Валеология – наука о здоровье / И. И. Брехман. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 212 с.
Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 5 /Л.С.Выготский. - М.: Педагогика, 1983. – 382 с.
Грач И.С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы по его формированию /И.С.Грач // Образование. - 2002. - № 5.-С.88-91.
Зайцев Г. К. Школьная валеология /Г.К.Зайцев. – СПб. : Акцидент, 1998. – 159 с.
Казначеев В. П. Здоровье нации – феномен экологии XXI века / В. П. Казначеев // Материалы I Всероссийского форума «III тысячелетие. Пути к здоровью нации». Москва, 15-17 мая 2001. – 194 с.
Колбанов В. В. Валеологическое образование в начальной школе /В.В.Колбанов // Начальная школа. - 1999. - № 1. - С. 41- 43.
Куинджи Н. Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие /Н.Н.Куинджи. - М.: Аспект Пресс, 2000. - - 139 с.
Лесгафт П. Ф. Руководство к физическому образованию детей школьного возраста. Психология нравственного и физического воспитания: избранные психологические труды/П.Ф.Лесгафт. - Воронеж: МОДЭК, 1998. – 410 с.
Матвеев В. Ф. Профилактика вредных привычек школьников/ В.Ф.Матвеев, А.С.Гройсман. – М.: Просвещение,1987. – 114 с.
Овчинникова Л.В. Двигательная активность - неотъемлемый компонент развития личности младшего школьника [Электронный ресурс] / Л. В. Овчинникова //Режим доступа: http://www.conf.muh.ru/ 071025/ thesis_32. htm.
Педагогика здоровья : Программа и методическое руководство для учителей начальной школы / Л.М.Феррои, Е.О.Смирнова, И.В.Вачков и др.; Под ред. В.Н.Касаткина. - М. : Линка-Пресс, 1998. - 336с.
Сухомлинский В. А. Антология гуманной педагогики. – М. : Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1997. – 224 с.
Татарникова Л.Г. Валеология - основы безопасности жизни ребенка /Л.Г.Татарникова, Н.Б.Захарович, Т.О. Калинина. - СПб.: PETROC, 1995. - 128 с.
Ушинский К. Д. Пед. соч.: в 6 т. Сост. С. Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 1990.
Формирование здорового образа жизни российских подростков [Текст] : для классных руководителей 5-9 классов : учебно-методическое пособие / [ Л. В. Баль и др.] ; под ред. Л. В. Баль, С. В. Барканова. - М. : Владос, 2003. – 190с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета «Вредно ли курить?»
Инструкция: прочтите, пожалуйста, эти утверждения и найдите нужный вариант ответа.

1 Сколько веществ содержится в табачном дыме? 1.20-30
2. 200-300
3. Свыше 3000 2 Сколько процентов вредных веществ способен задержать сигаретный фильтр? 1. Не более 20%
2. 40%
3. 100% 3 Сколько микрочастиц сажи содержится в 1 куб.см. табачного дыма? 1. До З миллионов
2. До 10000
3. До 1000 4 Верно ли, что в большинстве стран модно курить? 1.Курить никогда не было модно.
2. Курить модно.
3. Мода на курение прошла. 5 Что вреднее? 1. Дым от сигареты.
2. Дым от газовой горелки.
3. Выхлопные газы. 6 На сколько лет раньше рискуют умереть женщины, мужья которых курят? 1. На 4 года
2. На 10 лет
3. На 15 лег 7 Много ли мужчин осуждает курение женщин? 1. 10-20%
2. 40-60%
3. Более 80% 8 Из 1000 подростков, начавших курить, как много умрут от болезней, связанных с курением? 1. Не менее 100 человек.
2. Менее 200 человек.
3. Около 250 человек. 9 У кого наибольшая зависимость от табака? 1. У тех, кто начал курить до 20 лет.
2. У тех, кто начал курить после 20 лет.
3. Табачная зависимость не связана с возрастом, в котором человек начал курить.
Правильные ответы:1.3, 2.1, 3.1, 4.3, 5.1, 6.1,7.3, 8.3, 9.1.

1.6 Анкета «Отношение к алкоголю»
Инструкция: прочтите эти утверждения и укажите, согласны вы с ними или нет.

1. Здоровый человек может выпить три кружки пива за один час без последующей потери самоконтроля или замедления реакции.
2.Употребление алкоголя в смеси с определенными наркотиками может привести к смертельному исходу.
3. Крепкие напитки (виски, ром, джин, водка и т.д.) являются более вредными для организма, чем другие алкогольные напитки (вино, пиво и т.д.).
4. Алкоголь-это яд.
5. Половина дорожных происшествий является результатом вождения в нетрезвом виде.
6. Алкоголь препятствует быстрой реакции.
7. Алкоголь отравляет печень и может вызвать омертвение тканей (после чего они не восстанавливаются).
8. Беременные женщины не должны пить, поскольку исследования показали, что алкоголь способен повредить еще не родившемуся ребенку и иногда может вызвать у него умственную отсталость.
9. Большинство алкоголиков - деградировавшие люди с низким уровнем образования.
10. Алкоголь искажает ощущения и иногда приводит к тому, что выпившему человеку становится жарко при опасно холодной погоде.
11. Подросток может стать алкоголиком от пива.
12. Многие алкоголики начинают пить до 20-летнего возраста.

А теперь оцените свой результат:
Да – 2, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 12.
Нет – 1, 3, 9, 10.











2

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Агаджанян, Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания / Н.А. Агаджанян. – М.: Изд-во РУДН, 1998. – 27 с.
2.Амосов, Н. М. Эксперимент по преодолению старости / Н. М. Амосов. – М.: АСТ, 2003. – 128 с.
3.Базарный В. Ф. Программа экспресс – диагностики динамики психосенсорного, функционального и физического развития учащихся/В.Ф.Базарный. – Сергиев-Посад.: Загорская типография, 1995. – 70 с.
4.Брехман, И. И. Валеология – наука о здоровье / И. И. Брехман. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 212 с.
5.Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 5 /Л.С.Выготский. - М.: Педагогика, 1983. – 382 с.
6.Грач И.С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы по его формированию /И.С.Грач // Образование. - 2002. - № 5.-С.88-91.
7.Зайцев Г. К. Школьная валеология /Г.К.Зайцев. – СПб. : Акцидент, 1998. – 159 с.
8.Казначеев В. П. Здоровье нации – феномен экологии XXI века / В. П. Казначеев // Материалы I Всероссийского форума «III тысячелетие. Пути к здоровью нации». Москва, 15-17 мая 2001. – 194 с.
9.Колбанов В. В. Валеологическое образование в начальной школе /В.В.Колбанов // Начальная школа. - 1999. - № 1. - С. 41- 43.
10.Куинджи Н. Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие /Н.Н.Куинджи. - М.: Аспект Пресс, 2000. - - 139 с.
11.Лесгафт П. Ф. Руководство к физическому образованию детей школьного возраста. Психология нравственного и физического воспитания: избранные психологические труды/П.Ф.Лесгафт. - Воронеж: МОДЭК, 1998. – 410 с.
12.Матвеев В. Ф. Профилактика вредных привычек школьников/ В.Ф.Матвеев, А.С.Гройсман. – М.: Просвещение,1987. – 114 с.
13.Овчинникова Л.В. Двигательная активность - неотъемлемый компонент развития личности младшего школьника [Электронный ресурс] / Л. В. Овчинникова //Режим доступа: http://www.conf.muh.ru/ 071025/ thesis_32. htm.
14.Педагогика здоровья : Программа и методическое руководство для учителей начальной школы / Л.М.Феррои, Е.О.Смирнова, И.В.Вачков и др.; Под ред. В.Н.Касаткина. - М. : Линка-Пресс, 1998. - 336с.
15.Сухомлинский В. А. Антология гуманной педагогики. – М. : Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1997. – 224 с.
16.Татарникова Л.Г. Валеология - основы безопасности жизни ребенка /Л.Г.Татарникова, Н.Б.Захарович, Т.О. Калинина. - СПб.: PETROC, 1995. - 128 с.
17.Ушинский К. Д. Пед. соч.: в 6 т. Сост. С. Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 1990.
18.Формирование здорового образа жизни российских подростков [Текст] : для классных руководителей 5-9 классов : учебно-методическое пособие / [ Л. В. Баль и др.] ; под ред. Л. В. Баль, С. В. Барканова. - М. : Владос, 2003. – 190с.

Вопрос-ответ:

Что такое здоровый образ жизни?

Здоровый образ жизни - это способ жизни, при котором человек сознательно стремится сохранять и укреплять свое физическое и психическое здоровье. Он включает в себя правильное питание, регулярную физическую активность, отказ от вредных привычек (например, курение, употребление алкоголя) и поддержание эмоционального равновесия.

Почему важно формировать здоровый образ жизни у подростков?

Формирование здорового образа жизни у подростков имеет важное значение, так как именно в этом возрасте закладываются основы для будущего здоровья. Правильное питание, физическая активность и отсутствие вредных привычек способствуют развитию и укреплению организма, повышают иммунитет и улучшают физическую и психическую работоспособность.

Какие вредные привычки могут повлиять на здоровье подростков?

Курение и употребление алкоголя являются наиболее распространенными вредными привычками, которые могут негативно сказываться на здоровье подростков. Курение повышает риск развития ряда заболеваний (например, рак легких) и оказывает влияние на функционирование органов дыхания. Употребление алкоголя может привести к нарушениям работы печени, сердечно-сосудистой системы, а также вызвать проблемы с психическим здоровьем.

Как можно формировать здоровый образ жизни у воспитанников школы-интерната?

Формирование здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната можно осуществлять через проведение различных мероприятий и программ, направленных на пропаганду здорового образа жизни и предупреждение вредных привычек. Это могут быть занятия спортом, информационные лекции, организация групп поддержки и т.д. Важно также создать благоприятную обстановку, в которой воспитанники будут осознавать важность здорового образа жизни и стремиться к нему.

Что такое здоровый образ жизни?

Здоровый образ жизни - это система ценностей, привычек и поведения, направленная на поддержание и укрепление физического и психологического здоровья человека.

Какие вредные привычки входят в понятие здорового образа жизни?

К понятию здорового образа жизни относятся такие вредные привычки, как курение, употребление алкоголя, наркотиков, неправильное питание, сидячий образ жизни и другие.

Чем опасно курение для здоровья подростков?

Курение является причиной многих заболеваний, таких как рак легких, хроническая обструктивная болезнь легких, сердечно-сосудистые заболевания и др. Для подростков особенно опасно начать курить, так как их организм находится в периоде активного роста и развития.

Какие меры принимаются в школе-интернате для формирования здорового образа жизни у воспитанников?

В школе-интернате проводятся различные мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни. Это могут быть занятия по физической культуре, лекции о вреде курения и алкоголя, организация спортивных соревнований и т.д. Также воспитатели активно вовлекаются в формирование здорового образа жизни, общаются с воспитанниками на эту тему и консультируют их при необходимости.

Как воспитанники школы-интерната относятся к курению и алкоголю?

Отношение воспитанников школы-интерната к курению и алкоголю может быть разным. Некоторые могут быть осведомлены о вреде этих вредных привычек и относиться к ним отрицательно, другие могут быть неосведомленными или иметь позитивное отношение к использованию алкоголя или курению. Для каждого воспитанника важно проведение работы по пропаганде здорового образа жизни и показа вредности курения и алкоголя.

Что такое здоровый образ жизни?

Здоровый образ жизни - это комплекс практических действий и привычек, которые способствуют сохранению и укреплению физического и психического здоровья. Включает в себя правильное питание, физическую активность, отказ от вредных привычек и рациональный режим дня.