Вам нужна курсовая работа?
Интересует Право?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Реформа организационной структуры ЕС по Лиссабонскому договору.

  • 39 страниц
  • 57 источников
  • Добавлена 04.07.2011
900 руб. 1 800 руб.
Купить в 1 клик Скачать превью
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ:


ВВЕДЕНИЕ
1. ЛИССАБОНСКИЙ ДОГОВОР, КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ АКТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
1.1. Договор о реформе ЕС 2007 года как новый учредительный акт Европейского Союза
1.2. Основные изменения, внесенные Лиссабонским договором в учредительные документы Европейского союза
1.3. Реформа институциональной структуры по Лиссабонскому договору
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Вопросы функционирования таможенного союза, внутреннего рынка; монетарной политики государств-членов, официальной валютой которых является евро; общей коммерческой политики и заключения международных договоров в ряде случаев также относятся к ведению Союза. К сферам совместной компетенции Договор относит функционирование внутреннего рынка, социальную политику, экономическую, социальную и территориальную политику сплочения, сельское хозяйство и рыболовство, проблемы окружающей среды, защиту потребителей, транспорт, энергетику, пространство свободы, безопасности и правопорядка, общие проблемы здоровья населения, исследования, технологическое развитие, космическое пространство, развитие сотрудничества и гуманитарной помощи, координацию вопросов занятости и социальной политики в странах-членах. В следующих областях Союз будет оказывать поддержку государствам-членам: защита здоровья населения, промышленность, культура, туризм, образование, проблемы молодёжи и спорт.
В табл. 1 приведем схему распределения компетенций между ЕС и национальным правительством.
Таблица 1
Распределение ключевых компетенций между ЕС и
национальными правительствами


Все это существенно активизирует деятельность Европейского союза, впавшую в определенный ступор после его последнего расширения, а также позволяет более оперативно реализовывать согласованные договоренности, будь то по «четырем общим пространствам» или по новому базовому соглашению Россия – Евросоюз. Ведь не секрет, что прежние уставные документы ЕС не создавали для этого должного правового и организационного поля и потому, например, ряд статей Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) Европейский союз – Россия, вступившего в силу в 1997 г., не применялись сторонами, ибо оно не содержало достаточной чистоты использованных юридических конструкций, а подчас реализовывалось даже явочным порядком. Лиссабонский же договор способен более эффективно формализовывать результаты нашего взаимодействия.
Вместе с тем процедура принятия решений в Европейском союзе по Лиссабонскому договору приобрела и дополнительные сложности. Прежний властный треугольник ЕС (Европарламент – Совет министров – Комиссия) превращается теперь в квадратуру: Европейский совет – Европарламент – Совет министров – Комиссия, причем от первого из этих органов ожидается консенсус при принятии решений. А более всех от предпринятых изменений выигрывает Европарламент, где непропорционально большой вес получили «новые европейцы», в том числе недружественно настроенные к России. Лиссабонский договор ставит Европарламент по его полномочиям почти в равное положение с Советом министров ЕС в части формулирования новелл европейского права (ст. 14, 16 и ст. 223–224), расширяя круг совместного принятия ими решений еще на 40 важных сфер, включая сельское хозяйство, энергетику, управление фондами развития и иммиграционную политику.
Усложняет процедуру принятия решений и подключение к ней национальных парламентов стран-членов, которые при определенных условиях могут заблокировать принятие решений и позиции наднациональных властей (показать Брюсселю т. н. «желтую карту»), если, к примеру, были нарушены принципы субсидиарности и пропорциональности.
Вводимая договором законодательная инициатива, исходящая от одного и более миллиона граждан стран – членов Европейского союза (ст. 11.4), может быть выгодна лишь третьим странам, имеющим здесь свое влиятельное политическое лобби, которым не располагает Россия. Все это делает переговорный процесс и реализацию достигнутых договоренностей более чувствительными к постороннему, в том числе антироссийскому, влиянию, осложняя общий климат сотрудничества.
Расширяется область полномочий Евросоюза (вне их остаются в основном налоги, социальное страхование, госдоходы, общая внешняя политика и политика безопасности), в т. ч. за счет космоса, гуманитарной помощи, энергетики, общественного транспорта, телекоммуникаций, электроснабжения, почты, туризма. А главное – ЕС наделяется новыми полномочиями в сфере миротворческих операций, разоружения, предотвращения и ликвидации конфликтов, создания собственных механизмов осуществления общей внешней и оборонной политики, борьбы с трансграничной преступностью, нелегальной иммиграцией, торговлей наркотиками и людьми, оружием, финансовыми махинациями и т. д.
К «узким местам» Лиссабонского договора относится и то, что он не создает каких-либо собственных механизмов обеспечения правоприменения и принуждения к исполнению принимаемых решений. Еврокомиссия может влиять на нарушителей, лишь вынося предупреждения либо через национальные правительства на базе ст. 291, тогда как решающее слово по-прежнему остается за сложной и длительной процедурой, в ходе которой через Суд ЕС получают подтверждение соответствующие обязывающие решения. Как вариант, в результате у Европейского союза могут образовываться лазейки для ухода от обязательств перед Россией.
Сохраняется договором, хотя и в измененной форме, процедура «комитологии», т. е. право Еврокомиссии издавать свои собственные нормативные акты в развитие и конкретизацию ранее принятых на более высоком уровне. Этот «третий канал» законотворчества (после стандартной и специальной процедур) может, безусловно, ускорить реализацию договоренностей, достигнутых с третьими странами. Но он может в равной степени привести и к предвзятой трактовке, и к фактическому изменению таких договоренностей. Поэтому принимаемые решения важно облекать прежде всего в акты прямого действия.
В заключении отметим, что, по словам представителей Европейской Комиссии, Лиссабонский договор — важный шаг в европейской интеграции, который поможет объединенной Европе решить задачи XXI века и откроет возможности для глобализации. Объединенная Европа сможет выступать единым фронтом на международной арене и станет более последовательной в разных направлениях внешней политики, таких как дипломатия, безопасность, торговля и гуманитарная помощь. ЕС сможет лучше соответствовать ожиданиям в области энергетики, изменения климата, трансграничных преступлений и иммиграции. Комиссия также считает, что новый Договор предоставляет значительные преимущества гражданам и поможет разрешить институциональные споры в ближайшем будущем.






ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наш современный многоликий мир предполагает наличие в арсенале своей истории множество разнообразных примеров союзов государств и народов. На сегодняшний день самым завершенным и совершенным с точки зрения юридической техники выглядит Европейский союз. Кроме институтов, действующих с целью укрепления административной составляющей этого регионального объединения, особое впечатление производит практика реализации идеи торжества прав человека: достаточно высокий и стабильный уровень жизни среднего европейского жителя (всемерно поддерживаемый единой денежной единицей - евро); свобода передвижения населения в пределах Европейского союза; введение единых образовательных стандартов для молодежи; признание в качестве общеевропейской ценности культурного многообразия народов Европы и многое другое.
История создания Европейского союза — это беспрецедентный опыт создания уникального межстранового объединения, который может служить примером для изучения и подражания.
Лиссабонский договор 2007 г. - уникальный документ, отражающий переход количества в новое качество, и, соответственно, символизирующий качественно новый этап развития современного Европейского Союза. Он свидетельствует о победе правового реализма над забеганием слишком далеко вперед или попыткой искусственной задержки естественного процесса исторического развития всепроникающих интеграционных процессов.
Вступление в силу Лиссабонского договора с 01 декабря 2009 года существенно меняет облик Европейского союза как крупнейшего экономического и политического партнера России в Европе и в мире. С одной стороны, более четкое определение его компетенций и процедур принятия решений содействует реализации «четырех общих пространств» Россией и ЕС и переговорам о заключении между ними нового базового соглашения. С другой – этот документ усложняет процесс сотрудничества Брюсселя с третьими странами, включая Россию. Влияние антироссийских настроений может возрасти, как и склонность к «двойным стандартам».
К числу наиболее серьезных перемен, предусмотренных Договором, можно отнести реформу структуры ЕС и консолидацию его правопорядка. Соответственно ликвидируется система «трех опор». Исчезает сам термин Сообщество, и переименовывается Договор, учреждающий Сообщество. Он получил наименование Договор о функционировании Европейского Союза. Наряду с Договором о Европейском Союзе, он образует правовую основу ЕС. Реформируется институциональная структура. Реализуется введение единой правовой системы. Осуществляются меры по систематизации правового инструментария.
В преамбулу вносится новый пункт, подтверждающий, что Союз опирается на культурное, религиозное и гуманитарное наследие Европы. Исходя из этого наследия, формируются неотъемлемые и неотчуждаемые права человека, принципы свободы, демократии, равенства и правового государства. Это положение записано в пункте 1 Лиссабонского договора. При изучении документов следует, однако, иметь в виду, что сам Договор о реформе имеет собственную нумерацию и, в том числе, статьи, пункты и разделы. Их не следует путать с нумерацией частей, глав, разделов и статей реформируемых учредительных договоров. Так, статья 1 Договора о реформе включает все изменения, относящиеся к Договору о Европейском Союзе, а ст. 2 содержит новеллы, вносимые в Договор о функционировании ЕС.
В общих положениях закрепляется формула, согласно которой государства-члены наделяют Союз строго определенными полномочиями (компетенцией), необходимыми для достижения общих целей. Эта формула неоднократно повторяется в последующих постановлениях. Указывается, что: «Союз основывается на данном Договоре и Договоре о функционировании Европейского Союза», которые в последующем тексте определяются термином «Договоры». Эти два Договора имеют одинаковую юридическую силу. Таким образом, Союз замещает и наследует Европейскому сообществу.
Самым главным изменением оказалась смена принципа принятия решений.
Было достигнуто решение о том, что принцип «двойного большинства» будет введен частично лишь с 2014 года. Согласно данному принципу для принятия решения необходимо 55% голосов представителей государств ЕС, где проживает не меньше 65% населения Евросоюза.
Противники нового документа отмечают, что введение постов президента и главы общего внешнеполитического ведомства лишь обострит конкуренцию между участниками ЕС за контроль над этими важнейшими направлениями.
Цель принятия Лиссабонского договора заключается в том, чтобы приспособить институты ЕС к функционированию в новых условиях, сделать процедуры принятия и исполнения решений более эффективными.
Стабильная, эффективная европейская семья из 27 и больше членов – курс на формирование именно такого ЕС заложен в Лиссабонском договоре о реформах Евросоюза – документе, который прописывает основы функционирования Большой Европы на ближайшие 15-20 лет.
Список использованной литературы

Договор о Европейском Союзе от 7 февраля 1992 г., с изменениями, внесенными Амстердамским договором от 2 октября 1997 г. и Ниццким договором от 26 февраля 2001 г. // http://www.eulaw.edu.ru.
Договор, учреждающий Европейское Сообщество: составлен в Риме, 25 марта 1957 г. / консолидированный текст с учетом Ниццких изменений // http://www.eulaw.edu.ru.
Договор о реформах ЕС: принят в Лиссабоне 13 декабря 2007 г. // http://bookshop.europa.eu/is-bin/INTERSHOP.enfinity/WFS/EU-Bookshop-Site/en_GB/-/EUR/ViewPublication-Start?PublicationKey=FXAC07306
Артамонова О. Международная правосубъективность Европейского союза // Журнал российского права. – 2002. - № 8. –С.12-18.
Бартенев, С. А. Ниццкий договор и дальнейшее развитие европейского права и Европейского Союза /С. А. Бартенев. //Правовые проблемы укрепления Российской государственности. Часть 17. -Томск : Изд-во Томского университета, 2004. -С. 352 – 354с.
Бирюков М.М. Европейское право до и после Лиссабонского договора. – М.: Научная Книга, 2010. – 240с.
Бирюков М.М. "Конституция для Европы" и реформирование на ее основе Европейской Комиссии и судебной системы Европейского Союза // Журнал российского права. - М.: Норма. – 2005. - № 8. - С. 128-143.
Бирюков М.М. Европейское право / М. М. Бирюков. – М. : Омега-Л, 2006. – 128 с.
Бирюков М.М. Новый Европейский союз образца 2004 г. и международное право // Московский журнал международного права. - М.: Междунар. Отношения. - 2004. - № 3. - С. 139-166
Бирюков М.М. Особенности институциональной структуры европейских сообществ и Европейского Союза и последние изменения в статусе Европейского Совета // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. - М.: Изд-во РУДН, 2005, № 1 (17). - С. 90-98
Бусыгина И. Евросоюз: от частного к общему // Россия в глобальной политике. – 2010. -Том 8.- №1.(январь - февраль). – С. 121-129.
Введение в право Европейского Союза. Учебник 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. Кашкина С.Ю.– М. Эксмо. 2008. -384 с.
Голуб П. Евросоюз перешел на новые правила межгосударственной игры // Российская газета – 2009. - №5053 (229)
Европа вчера, сегодня, завтра / под ред. Н.П. Шмелева. - М., 2002.-344с.
Европейский Союз на пороге XXI века / под ред. Ю.А. Борко, О.В. Буторина, -М., 2001.-511с.
Европейский Союз. Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями – М. Инфра-М. 2008. -704 с.
Европейский Союз: Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями /Кашкин С.Ю. – М.: ИНФРА-М,, 2008.-495с.
Европейское международное право: учебник / отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова, П.В. Саваськов. - М.: Норма, 2005. - 408 с
Европейское право: Учебник / под ред. Л.М, Энтин - М.: Норма, 2000. -467с.
Зверева Т. Лиссабонский трамплин // Эхо планеты. -2009. - № 48. –С.29.
Иванов И.Д. Лиссабонский договор и интересы России /// Россия в глобальной политике. 2010. - № 1. –С.135-144.
Каламкарян Р.А. Мигачев Ю.И. Международное право. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – С. 462.
Капустин А.Я. Европейский союз: интеграция и право – М.: РУДН, 2000. -399с.
Комментарий к основополагающим актам Европейского Союза в редакции Лиссабонского договора. / под ред. С.Ю. Кашкин - М.:, 2008. – 521с.
Конституции государств Европейского Союза. - М.: Инфра-Норма, 1997.
Конституции зарубежных государств / под ред. В.В. Маклаков - М.: БЕК, 2000. -721с.
Конституция Европейского Союза: Договор, устанавливающий Конституцию для Европы (с комментарием). – М.: ИНФРА-М, 2005. – 622 с.
Костюнина Г.М. Интеграционные объединения мира / Г.М. Костюнина, Н.Н. Ливенцев // Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник / под ред. А.С. Булатова и Н.Н. Ливенцева. – М., Магистр, 2008. – С.164-187.
Мещерякова О.М. Суверенитет государств - членов Европейского союза и механизмы принятия решений // Юрист-международник. – 2008. - N 2. – С.5-9.
Осадчая И. Европейский союз – вчера, сегодня, завтра // Наука и жизнь. -2003.- №6 –С.5-15.
Право Европейского Союза в вопросах и ответах. Учебное пособие / Под ред. д.ю.н., проф. С.Ю. Кашкина. – М.: "Проспект", 2005 г. – 304 с.
Право Европейского Союза. Учебник для вузов / Под ред. Кашкина С.Ю.– М. Юрайт. 2010. -1120 с.
Россия и Европейский Союз: документы и материалы / Под ред. С.Ю. Кашкина. – М.: Юрид. лит., 2003. – 560 с.
Сиджански Д. Федералистское будущее Европы. От Европейского Сообщества до Европейского Союза.- М., 1998. – 429с.
Смирнова Е.В. Объединение Европы: как свершившееся или желаемое? (Мнение исследователя в ракурсе истории права) // История государства и права.- 2009.- N 17. -С. 30-39.
Современное развитие Европейского Союза: международно-правовой подход. Дис. … докт. юрид. наук: 12.00.10 / Бирюков М.М. - М., 2004. - 334 c.
Современные международные отношения. Учебник / Под ред. А.В. Торкунова. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000. –455с.
Толстухин А.Э. Право Европейского союза: новая модель регулирования межгосударственных отношения // Государство и право. – 1997. - №10. – С.84-89.
Хобби Ю.С. Проблема определения правовой природы Европейского союза //Международное публичное и частное право. – 2009. - N3. – С.12-18.
Черковец О. Европейский Союз - уроки интеграции // Экономист - 1998. - № 10.-С.11-15.
Энтин М.Л Все встало на свои места. К вступлению в силу Ниццского договора // Журнал Европейского Союза «Европа». – 2003. - 5 (28). - С. 28-30.
Энтин М.Л Зачем надо изучать право Европейского Союза // Журнал Европейского Союза «Европа», 2 (25), февраль 2003 г.- С.28-29.
Энтин М.Л. Суд европейских сообществ: правовые формы обеспечения западноевропейской интеграции.- М., 1987. – С.18.
Договор, учреждающий Европейское сообщестов // http://eulaw.edu.ru/documents/legislation/uchred_docs/evr_soob_nice.htm
Доклад Еврокомиссии 2006г. // http://europa.eu.int/growthandjobs/annual-report_en.htm
Евроконституция: попытка номер два // http://www.podrobnosti.ua.
Завершен процесс ратификации Лиссабонского договора о реформе ЕС // http://news.mail.ru/politics/3046361/
Зубченко Л. Лиссабонская стратегия Евросоюза: разочарования и надежды // http://www.perspektivy.info/oykumena/europe/lissabonskaja_strategija_jevrosojuza_razocharovanija_i_nadezhdy_2007-09-26.htm
Иванов И.Д. Лиссабонский договор и интересы России // http://www.globalaffairs.ru/numbers/42/13274.html
Кузнецова Е.С. Достойный преемник проекта Евроконституции // Независимая газета. – 2007. - 12. - 24 // http://www.ng.ru.
Лиссабонский договор // http://ru.wikipedia.org/wiki/Лиссабонский_договор
Лиссабонский договор о реформе Евросоюза вступил в силу // http://www.zaxid.net/newsru/2009/12/1/113020/
Энтин М.Л. Договор о реформе // Вся Европа.ru . 2007. - №11(16) // http://www.alleuropa.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=464
Энтин М.Л. Краткий комментарий к проекту Договора, изменяющего Договор о ЕС, а также Договор, учреждавший Европейское сообщество (№12(17), 2007) // http://www.alleuropa.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=500
Энтин М.Л. Краткий комментарий к проекту Договора, изменяющего Договор о ЕС, а также Договор, учреждавший Европейское сообщество // http://www.alleuropa.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=500
Энтин М.Л. Договор о реформе // http://www.cry.ru.
Энтин М.Л. Новые горизонты Европарламента // http://www.mgimo.ru.

Осадчая И. Европейский союз – вчера, сегодня, завтра // Наука и жизнь. -2003.- №6 –С.3.
Осадчая И. Европейский союз – вчера, сегодня, завтра // Наука и жизнь. -2003.- №6 –С.5.
Евроконституция: попытка номер два // http://www.podrobnosti.ua.
Бирюков М.М. "Конституция для Европы" и реформирование на ее основе Европейской Комиссии и судебной системы Европейского Союза // Журнал российского права. - М.: Норма. – 2005. - № 8. - С. 131.
Бирюков М.М. Особенности институциональной структуры европейских сообществ и Европейского Союза и последние изменения в статусе Европейского Совета // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. - М.: Изд-во РУДН, 2005, № 1 (17). - С. 93.

Комментарий к основополагающим актам Европейского Союза в редакции Лиссабонского договора. / под ред. С.Ю. Кашкин - М.:, 2008. – С. 41.

Европейский Союз: Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями /Кашкин С.Ю. – М.: ИНФРА-М,, 2008.
Мещерякова О.М. Суверенитет государств - членов Европейского союза и механизмы принятия решений // Юрист-международник. – 2008. - N 2. – С.5.
Европейский Союз: Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями /Кашкин С.Ю. – М.: ИНФРА-М,, 2008.

Комментарий к основополагающим актам Европейского Союза в редакции Лиссабонского договора. / под ред. С.Ю. Кашкин - М.:, 2008. – С. 45.

Европейский Союз: Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями /Кашкин С.Ю. – М.: ИНФРА-М,, 2008.

Комментарий к основополагающим актам Европейского Союза в редакции Лиссабонского договора. / под ред. С.Ю. Кашкин - М.:, 2008. – С. 47.

Мещерякова О.М. Суверенитет государств - членов Европейского союза и механизмы принятия решений // Юрист-международник. – 2008. - N 2. – С.4.
Ст. 9f Договора о ЕС// СПС Консультант +
Европейский Союз. Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями – М. Инфра-М. 2008. – С.159.

Право Европейского Союза. Учебник для вузов / Под ред. Кашкина С.Ю.– М. Юрайт. 2010. –С.315.
Ст. 9d Договора о ЕС // СПС Консультант +
ст. 9е Договора о ЕС// СПС Консультант +
Лиссабонский договор // http://ru.wikipedia.org/wiki/Лиссабонский_договор
Энтин М.Л. Краткий комментарий к проекту Договора, изменяющего Договор о ЕС, а также Договор, учреждавший Европейское сообщество // http://www.alleuropa.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=500












5

Список использованной литературы

1.Договор о Европейском Союзе от 7 февраля 1992 г., с изменениями, внесенными Амстердамским договором от 2 октября 1997 г. и Ниццким дого-вором от 26 февраля 2001 г. // http://www.eulaw.edu.ru.
2.Договор, учреждающий Европейское Сообщество: составлен в Риме, 25 марта 1957 г. / консолидированный текст с учетом Ниццких изменений // http://www.eulaw.edu.ru.
3.Договор о реформах ЕС: принят в Лиссабоне 13 декабря 2007 г. // http://bookshop.europa.eu/is-bin/INTERSHOP.enfinity/WFS/EU-Bookshop-Site/en_GB/-/EUR/ViewPublication-Start?PublicationKey=FXAC07306
4.Артамонова О. Международная правосубъективность Европейского союза // Журнал российского права. – 2002. - № 8. –С.12-18.
5.Бартенев, С. А. Ниццкий договор и дальнейшее развитие европейско-го права и Европейского Союза /С. А. Бартенев. //Правовые проблемы укреп-ления Российской государственности. Часть 17. -Томск : Изд-во Томского университета, 2004. -С. 352 – 354с.
6.Бирюков М.М. Европейское право до и после Лиссабонского догово-ра. – М.: Научная Книга, 2010. – 240с.
7.Бирюков М.М. "Конституция для Европы" и реформирование на ее основе Европейской Комиссии и судебной системы Европейского Союза // Журнал российского права. - М.: Норма. – 2005. - № 8. - С. 128-143.
8.Бирюков М.М. Европейское право / М. М. Бирюков. – М. : Омега-Л, 2006. – 128 с.
9.Бирюков М.М. Новый Европейский союз образца 2004 г. и международное право // Московский журнал международного права. - М.: Междунар. Отношения. - 2004. - № 3. - С. 139-166
10.Бирюков М.М. Особенности институциональной структуры европей-ских сообществ и Европейского Союза и последние изменения в статусе Евро-пейского Совета // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. - М.: Изд-во РУДН, 2005, № 1 (17). - С. 90-98
11.Бусыгина И. Евросоюз: от частного к общему // Россия в глобальной политике. – 2010. -Том 8.- №1.(январь - февраль). – С. 121-129.
12.Введение в право Европейского Союза. Учебник 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. Кашкина С.Ю.– М. Эксмо. 2008. -384 с.
13.Голуб П. Евросоюз перешел на новые правила межгосударственной игры // Российская газета – 2009. - №5053 (229)
14.Европа вчера, сегодня, завтра / под ред. Н.П. Шмелева. - М., 2002.-344с.
15.Европейский Союз на пороге XXI века / под ред. Ю.А. Борко, О.В. Буторина, -М., 2001.-511с.
16.Европейский Союз. Основополагающие акты в редакции Лиссабон-ского договора с комментариями – М. Инфра-М. 2008. -704 с.
17.Европейский Союз: Основополагающие акты в редакции Лиссабон-ского договора с комментариями /Кашкин С.Ю. – М.: ИНФРА-М,, 2008.-495с.
18.Европейское международное право: учебник / отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова, П.В. Саваськов. - М.: Норма, 2005. - 408 с
19.Европейское право: Учебник / под ред. Л.М, Энтин - М.: Норма, 2000. -467с.
20.Зверева Т. Лиссабонский трамплин // Эхо планеты. -2009. - № 48. –С.29.
21.Иванов И.Д. Лиссабонский договор и интересы России /// Россия в глобальной политике. 2010. - № 1. –С.135-144.
22.Каламкарян Р.А. Мигачев Ю.И. Международное право. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – С. 462.
23.Капустин А.Я. Европейский союз: интеграция и право – М.: РУДН, 2000. -399с.
24.Комментарий к основополагающим актам Европейского Союза в редакции Лиссабонского договора. / под ред. С.Ю. Кашкин - М.:, 2008. – 521с.
25.Конституции государств Европейского Союза. - М.: Инфра-Норма, 1997.
26.Конституции зарубежных государств / под ред. В.В. Маклаков - М.: БЕК, 2000. -721с.
27.Конституция Европейского Союза: Договор, устанавливающий Конституцию для Европы (с комментарием). – М.: ИНФРА-М, 2005. – 622 с.
28.Костюнина Г.М. Интеграционные объединения мира / Г.М. Костюни-на, Н.Н. Ливенцев // Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник / под ред. А.С. Булатова и Н.Н. Ливенцева. – М., Магистр, 2008. – С.164-187.
29.Мещерякова О.М. Суверенитет государств - членов Европейского союза и механизмы принятия решений // Юрист-международник. – 2008. - N 2. – С.5-9.
30.Осадчая И. Европейский союз – вчера, сегодня, завтра // Наука и жизнь. -2003.- №6 –С.5-15.
31.Право Европейского Союза в вопросах и ответах. Учебное пособие / Под ред. д.ю.н., проф. С.Ю. Кашкина. – М.: "Проспект", 2005 г. – 304 с.
32.Право Европейского Союза. Учебник для вузов / Под ред. Кашкина С.Ю.– М. Юрайт. 2010. -1120 с.
33.Россия и Европейский Союз: документы и материалы / Под ред. С.Ю. Кашкина. – М.: Юрид. лит., 2003. – 560 с.
34.Сиджански Д. Федералистское будущее Европы. От Европейского Со-общества до Европейского Союза.- М., 1998. – 429с.
35.Смирнова Е.В. Объединение Европы: как свершившееся или желае-мое? (Мнение исследователя в ракурсе истории права) // История государства и права.- 2009.- N 17. -С. 30-39.
36.Современное развитие Европейского Союза: международно-правовой подход. Дис. … докт. юрид. наук: 12.00.10 / Бирюков М.М. - М., 2004. - 334 c.
37.Современные международные отношения. Учебник / Под ред. А.В. Торкунова. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000. –455с.
38.Толстухин А.Э. Право Европейского союза: новая модель регулирования межгосударственных отношения // Государство и право. – 1997. - №10. – С.84-89.
39.Хобби Ю.С. Проблема определения правовой природы Европейского союза //Международное публичное и частное право. – 2009. - N3. – С.12-18.
40.Черковец О. Европейский Союз - уроки интеграции // Экономист - 1998. - № 10.-С.11-15.
41.Энтин М.Л Все встало на свои места. К вступлению в силу Ниццского договора // Журнал Европейского Союза «Европа». – 2003. - 5 (28). - С. 28-30.
42.Энтин М.Л Зачем надо изучать право Европейского Союза // Журнал Европейского Союза «Европа», 2 (25), февраль 2003 г.- С.28-29.
43.Энтин М.Л. Суд европейских сообществ: правовые формы обеспечения западноевропейской интеграции.- М., 1987. – С.18.
44.Договор, учреждающий Европейское сообщестов // http://eulaw.edu.ru/documents/legislation/uchred_docs/evr_soob_nice.htm
45.Доклад Еврокомиссии 2006г. // http://europa.eu.int/growthandjobs/annual-report_en.htm
46.Евроконституция: попытка номер два // http://www.podrobnosti.ua.
47.Завершен процесс ратификации Лиссабонского договора о реформе ЕС // http://news.mail.ru/politics/3046361/
48.Зубченко Л. Лиссабонская стратегия Евросоюза: разочарования и надежды // http://www.perspektivy.info/oykumena/europe/lissabonskaja_strategija_jevrosojuza_razocharovanija_i_nadezhdy_2007-09-26.htm
49.Иванов И.Д. Лиссабонский договор и интересы России // http://www.globalaffairs.ru/numbers/42/13274.html
50.Кузнецова Е.С. Достойный преемник проекта Евроконституции // Независимая газета. – 2007. - 12. - 24 // http://www.ng.ru.
51.Лиссабонский договор // http://ru.wikipedia.org/wiki/Лиссабонский_договор
52.Лиссабонский договор о реформе Евросоюза вступил в силу // http://www.zaxid.net/newsru/2009/12/1/113020/
53.Энтин М.Л. Договор о реформе // Вся Европа.ru . 2007. - №11(16) // http://www.alleuropa.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=464
54.Энтин М.Л. Краткий комментарий к проекту Договора, изменяющего Договор о ЕС, а также Договор, учреждавший Европейское сообщество (№12(17), 2007) // http://www.alleuropa.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=500
55.Энтин М.Л. Краткий комментарий к проекту Договора, изменяющего Договор о ЕС, а также Договор, учреждавший Европейское сообщество // http://www.alleuropa.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=500
56.Энтин М.Л. Договор о реформе // http://www.cry.ru.
57.Энтин М.Л. Новые горизонты Европарламента // http://www.mgimo.ru.

У нас вы можете заказать