Социальная работа с девиантными подростками

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Социальная работа
  • 8484 страницы
  • 63 + 63 источника
  • Добавлена 15.03.2007
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Беспризорность как вид девиантного поведения подростков
1.1. Понятие девиантного поведения и его виды
1.2. Социальные и психологические факторы, причины девиантного поведения подростков
1.3. Беспризорность и безнадзорность как виды девиантного поведения
1.4. Современное состояние проблемы беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних
Глава 2. Анализ деятельность кризисной службы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних: выявление проблем.
2.1. Предмет исследования и его обоснование.
2.2. Отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних.
2.3. Отделение экстренной помощи
2.4. Отделение «Социальная гостиница»
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию социальной работы с девиантными подростками в кризисной службе
3.1. Предложения по совершенствованию функциональных обязанностей специалистов кризисной службы
3.2. Предложения по совершенствованию деятельности отделений кризисной службы
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложения


Фрагмент для ознакомления

Задачи:
Разработка и проведение комплекса организационно-методических, информационно-просветительских мероприятий по организации противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту среди детей, подростков и молодежи Санкт-Петербурга.
Служба профилактики наркозависимости включает в себя:
1. Отдел развития информационных технологий
Круглосуточная линия экстренной психологической помощи "Телефон Доверия по вопросам наркомании" тел. 323-0-174.
Цель: оказание психологической помощи и информационной поддержки зависимых и созависимых, а также супервизорская поддержка специалистов.
Информационно - аналитическая база данных по проблемам, связанным с употреблением ПАВ;
Для зависимых и созависимых:
Очные психологические консультации;
Группа поддержки для созависимых.
Для специалистов, работающих с детьми, подростками и молодежью:
Обучающие программы, тренинги, семинары, презентации, лекции, круглые столы, конференции н т.д.;
Супервизорская поддержка специалистов, оказывающих психологическую помощь.
Сотрудничество и проведение совместных акций и проектов с общественными и государственными организациями
2. Отдел развития социальных технологий
Инициация создания и поддержка студенческого движения "Молодежь против наркотиков", предполагающей активное вовлечение молодых людей в пропаганду здорового образа жизни;
Развитие и поддержка деятельности массового движения "Родители против наркотиков;
Развитие и поддержка деятельности массового движения "Равный равному".
Разработка и сопровождение WEB-страницы в Интернете.
2.2.3. Межрайонные территориальные комплексы
Комплексы оказывают различную социально-психологическую помощь и ведут разнообразные формы коррекционной социозащитной с реабилитационной деятельности по решению проблем детской дезадаптации
Основные задачи:
Выявление источников и причин социальной дезадаптации детей и подростков;
Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков. Осуществление консультационной, стимулирующей и коррекционной работы с подростками по индивидуальным и групповым программам;
Проведение социально-педагогической реабилитации, включая профессионально-трудовые, учебно-познавательные, социокультурные и спортивно-оздоровительные программы;
Выявление случаев жестокого обращения с детьми, содействие их пресечению с помощью Комиссий по делам несовершеннолетних, органов внутренних дел, органов опеки и попечительства;
Юридическая помощь и необходимая подростку правовая защита;
Психологическая и социальная помощь.
Создание комплексов в структуре Центра дает уникальный опыт по работе с детьми, попавшими в тяжелую жизненную ситуацию, по созданию пакета необходимой документации, по позитивным контактам с другими организациями.
2.2.4. Отдел по взаимодействию с судами
Задачи:
Проведение мероприятий по профилактике безнадзорности, беспризорности и преступности среди несовершеннолетних с выполнением социозашнтных функций.
Психолого-социальная помощь и поддержка несовершеннолетним, совершившим правонарушения.
Устранение фактов, способствующих формированию противоп равно го поведения.
Принятие мер по защите прав и законных интересов несовершеннолетних правонарушителей
Развитие воспитательных и реабилитационных мер в отношении несовершеннолетних правонарушителей, вместо карательного и репрессивного подхода
Принятие необходимых мер для возможного прекращения еще на досудебной стадии уголовных дел небольшой и средней тяжести.
Создание нормативной базы по ювенальной юстиции.
Функции:
Социальное сопровождение несовершеннолетних правонарушителей в системе судопроизводства.
Выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений несовершеннолетними.
Профилактика повторного вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений и рецидивной преступности.
Разрешения конфликта ребенка с семьей, социальным окружением.
Направление на психологические консультации для несовершеннолетних, их родителей (лиц, их заменяющих).
Содействие в обеспечении прав и законных интересов несовершеннолетних правонарушителей.
Оказание подростку необходимой помощи (лечение от наркомании, алкоголизма, направление на психотерапевтическое лечение).
Помощь в трудоустройстве.
Взаимодействие специалистов Отдела с судьями по делам несовершеннолетних федеральных районных судов Санкт-Петербурга, районными и городскими прокураторами и ГУВД Санкт-Петербурга и Ленин градской области.
Права:
Запрашивать и получать от структурных подразделений Центра, структурных подразделений территориальных управлении административных районов города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, детских и подростковых учреждений, структурных подразделений ГУВД Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга, общественных и иных организаций, учреждений и предприятий, расположенных на территории Санкт - Петербурга и Ленинградской области, необходимую для выполнения своих задач информацию.
При необходимости требовать направления несовершеннолетних в учреждения здравоохранения.
В необходимых случаях (если несовершеннолетние остались без опеки и попечительства, а также в случаях их невозможного пребывания по месту жительства по объективным причинам) содействовать в направлении несовершеннолетних в учреждения социальной защиты. Привлекать к работе Отдела специалистов подразделений Центра, других организаций, учреждений и предприятий.
Проводить совещания и вести переписку по вопросам, входящим компетенцию Отдела.
Участвовать в подготовке и проведении семинаров, конференций "круглых столов" по темам, входящим в компетенцию Отдела.
2.2.5. Отдел восстановительного обучения и перспективы его развития.
Создание отдела, ориентированного на решение социально-педагогических проблем, является важным шагом на пути создания условий обеспечивающих определенный уровень социальной защиты детей и подростков, находящихся тяжелой жизненной ситуации, расширении новых услуг в реабилитационном пространстве.
Проблема социальной защиты детства стала особенно актуальной как в связи с появлением негативных явлений в обществе, так и в связи с кризисе воспитания, утрате общей цели в ценностном вакууме. В стране сегодня не хотя бы некоторого согласия относительного того, что мы строим, куда идем, по каким законам хотим жить.
Отдел восстановительного обучения (ОВО) входит в систему института социализации личности и обеспечивает каждому ребенку: защищенность прав на развитие, образование, здоровый образ жизни социальную активность;
Основной задачей "ОВО" является создание условий по оказанию помощи безнадзорным детям различного возраста в решении их проблем, которые и могут быть решены как самостоятельно, так н с помощью семьи.
Деятельность "ОВО" ориентирована на:
объединение творческого потенциала государственных, общественных неформальных и других организаций с целью осуществления целевой программы "Семейная политика. Социальная защита семьи и детства в Санкт Петербурге" Комитета по делам семьи, детства и молодежи и в рамка реализации мероприятия "Организация восстановительного обучения несовершеннолетних, выпадающих из системы общего обязательной образования ", осуществляемого СПбГУ "Городской центр профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних"
мероприятия по созданию условий для естественного и культуросообразного развития ребенка, способного оптимистически смотреть на жизнь, искать единые решения сложных морально-этических вопросов оздоровления микросреды;
мероприятия практической подготовки социальных педагогов и социальных работников Центра в системе непрерывного образования.
"ОВО" базируется на связях с различными организациями, ориентированных на оказание всесторонней дифференцированной помощи в социальном становлении личности.
Основная идея концепции - приоритетность интересов и потребностей ребенка.
"ОВО" структурируется на основе руководящей идеи: внешней и внутренней защищенности ребенка. Под защищенностью подразумевается способность человека по мере взросления отстаивать право на автономность и неприкосновенность внутреннего мира своей личности, способность противостоять невзгодам жизни и оказывать посильную помощь нуждающемуся в ней.
Защищенность ребенка обеспечивается:
набором в ОВО, который осуществляется, не зависимо от уровня подготовленности, возраста, морального и материального благополучия семьи, сроков пребывания на улице и непосещения общеобразовательной школы;
правом находиться в ОВО в зависимости от собственных интересов, потребностей и потребностей родителей;
правом выбора образовательного учреждения по окончании "ОВО" для получения основного и среднего полного образования;
правом на бесплатное обслуживание социальными, психологическими, медицинскими и юридическими службами;
правом на культурное развитие в условиях крупного мегаполиса;
правом на охрану здоровья и здоровый образ жизни.
"ОВО" - основное звено Службы профилактики безнадзорности, выполняющее функции:
поиска и создания оптимальных условий для решения социальных проблем ребенка;
разработки и апробации программ индивидуального обучения и образовательных маршрутов на этапе восстановительного обучения:
разработки и апробации программ культурологического развития ребенка;
разработки и апробации программ практико-ориентированной деятельности подростков в реабилитационном пространстве в рамках допрофессиональной подготовки.

2.2.6. Схема информационного обмена и взаимодействия СПБ ГУ "ГЦ ПБНН" по вопросам профилактики беспризорности и безнадзорности в Санкт-Петербурге
СПб ГУ "ГЦ ПБНН" выполняет ряд функций, в том числе и социозащитные. Деятельность Центра направлена на профилактику безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, а также на оказание помощи несовершеннолетним, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации. Он взаимодействует с различными государственными, общественными и другими органами и организациями. Это прослеживается в указанной схеме. При выявлении безнадзорного подростка, а также несовершеннолетнего, оказавшегося в тяжелой жизненной ситуации, сведения о нем заносится в единую городскую базу Оперативно-диспетчерского отдела. Необходимо отметить, что информация о таком подростке может быть получена либо от него самого, либо от его законных представителей, либо от уличных социальных работников, либо от представителей государственных, общественных учреждений.
Оперативно-диспетчерский отдел функционирует в нескольких направлениях:
экстренная помощь по принципу 911,
поиск ушедших из дома или из социозашитных учреждений города. Экстренная помощь выражается:
в устройстве несовершеннолетнего в социозащитное учреждение (приют). Сведения о несовершеннолетнем перепроверяются, составляется оперативный лист, осуществляется поиск наличия свободных мест в приютах. С согласия подростка сопровождается дежурным социальным работником в приют. В дальнейшем этот подросток патронируется тем же социальным приютом, который выясняет причины нахождения его на улице, ухода из семьи. Сбор информации осуществляется как по месту прописки ребенка, так и по росту его фактического проживания. Социальный работник взаимодействует со всеми учреждениями и органами, находящимися в веденье Территориального Управления Административного района (ТУАР): РУВД, ПППН, инспектором охране прав ребенка, РУО (школа, либо ПУ), поликлиникой, КДН. Такое взаимодействие позволяет объективно и всесторонне изучить проб семьи подопечного, установить индивидуальный подход к нему, вы работ маршрут социального сопровождения. При выявлении безнадзорного ребенка, не желающего устроиться в при информация о нем ребенке также поступает в базу данных ОДО и социальный работник, закрепленный за районом проживания указанного подростка, выяснение причины н условия нахождения подростка на улице н вне семьи, действуя по указанной схеме, и вырабатывает индивидуальный маршрут социального сопровождения. При необходимости и в зависимости от ситуации социальный работник прибег к помощи психолога и юриста;
в оказании экстренной помощи девочкам и девушкам, которые пострадали от сексуального насилии и эксплуатации. Потерпевшая направляется в Стационар кризисного содержания. Информация о подростке, как правило, поступает в ГУВД, органов прокуратуры;
в оказании медицинской помощи несовершеннолетнему, находящемуся в тяжелой жизненной ситуации. Помощь оказывается через диспетчера ОДО, который взаимодействует с органами здравоохранения. Независимо от причин нахождения ребенка на улице и его желания нежелания оформиться в приют, гарантируется медицинская помощь, социальное сопровождение.
Помимо этого осуществляется работа по социальному сопровождению несовершеннолетних правонарушителей. Социальная работа несовершеннолетним правонарушителем начинается с момента возбуждения уголовного дела, таким образом, социальный работник взаимодействует с органами следствия. Социальный работник выясняет, какие факторы легли в оси совершения противоправных действий (деликтов): ближайшее окружение подростка, психологический климат в семье и многое другое; т.е. действует по указанной схеме взаимодействия до приговора суда и непосредственно после приговора.
Поиск детей, ушедших из дома или социозащитных учреждений осуществляется уличными социальными работниками, которые непосредственно работают на улице, владеют информацией о количестве детей, знают характер депривации, и причины девиантного поведения, отслеживают миграцию безнадзорных, взаимодействуют с ГУВД, городской прокуратурой и др.
Территориальные комплексы, входящие в состав ГУ "ГЦПБНН", занимаются социальным сопровождением детей и подростков групп социального проживающих непосредственно на территории местонахождения комплексов. На площадках Комплексов социальной защиты детей и подростков функционирует отдел восстановительного обучения, который осуществляет коррекцию предметных умений и навыков ребенка в образовательной деятельности. Сотрудники комплексов в пределах своих компетенций взаимодействуют с различными районными учреждениями, органами исполнительной и законодательной власти, обеспечивающими соблюдения прав детей в рамках Конвенции ООН "О правах ребенка".

2.2.7. Программа "Стационар кризисного содержания"
По оценкам специалистов в Петербурге находится около 2000 беспризорных и порядка 40 000 безнадзорных детей и подростков. Из общего числа безнадзорных -30 % составляют девочки. По результатам анонимного опроса выявлено, что каждая четвертая из них испытала физическое и сексуальное насилие. Актуальность проблемы сексуального насилия несовершеннолетних чрезвычайно высока, но до недавнего времени не было комплексного подхода к решению данной проблемы на уровне города.
По инициативе Комитета по делам семьи, детства и молодежи Администрации Санкт-Петербурга и поддержки губернатора Санкт-Петербурга, при финансовой поддержке Администрации города Милана в июне 2000 года организован Стационар кризисного содержания для девочек и девушек, подвергшихся сексуальному насилию и эксплуатации.
Стационар выступает как учреждение защитно-охранной, медико-психологической, социально-правовой помощи и поддержки девочкам и девушкам, подвергшимся сексуальному насилию и эксплуатации.
"Стационар кризисного содержания является моделью, экспериментальной площадкой, в которой на основе практических наработок создаются методические и методологические основы работы с детьми пострадавшими от сексуального насилия. Первоначальной задачей стационара являлась разработка и апробация основных форм работы с девочками - клиентами стационара с учетом их особенностей, которая в настоящий момент выполнена. Настоящая справка знакомит с полученными результатами работы коллектива Стационара.
Основной целью работы Стационара кризисного содержания является комплексная реабилитация несовершеннолетних жертв сексуального насилия, сексуальных домогательств, развратных действий.
Выстроилась трехуровневая реабилитационная деятельность:
1. реабилитационно-восстановительная работа стационарного характер (круглосуточное пребывания пациенток до 3-х месяцев);
2. реабилитационная работа амбулаторного характера, включающая себя:
юридические консультации;
психотерапевтические консультации;
социальную поддержку семей;
3. предупредительно-профилактическая, просветительская работа:
социально-психолого-медико-педагогическое сопровождение детей и их семей;
постреабилитация.
Основные виды помощи, осуществляемые в стационаре:
психотерапевтическая
социальная
медицинская
юридическая
информационная
рекреационная (организация досуга, формирование здорового образа жизни, допрофессиональная подготовка).
С момента открытия услугами Стационара воспользовались 47 человек, из них:
амбулаторно -12 человек, (1 - мальчик)
стационарно - 35 человек.
Клиенты поступали в Стационар различными путями:
По личным заявлениям и заявлениям родителей;
По направлениям социозащитных учреждений;
По направлениям правоохранительных органов;
По направлениям органов здравоохранения, образования, опеки попечительства Муниципальных образований.
Основными причинами обращений девочек являлись:
развратные действия со стороны взрослых;
сексуальное насилие в анамнезе;
сексуальные домогательства;
инцест;
изнасилование.
Реабилитационный процесс осуществлялся через поэтапное выполнение индивидуальных программ реабилитации несовершеннолетних и восстановление их социального статуса в семье, школе, в коллективе сверстников, а также через включение в различные виды деятельности, осуществляемой Стационаром.
На каждого ребенка, прошедшего через Стационар были собраны определенные документы: карты первичного знакомства и социального сопровождения, дающие необходимые сведения о клиенте, медицинские документы, документы, удостоверяющие личность, сведения о семье, на каждую девочку разрабатывается индивидуальный план реабилитации, в зависимости от сложности проблем клиента определялся срок пребывания в учреждении.
Через Стационар прошло 35 человек, причем проживали:
до недели -16 чел.
до одного месяца - 2 чел.
до трех месяцев - 15 чел.
более трех месяцев - 2 чел.
За время пребывания в Стационаре девушки проходили реабилитацию по индивидуальному плану, в который вошли следующие виды услуг:
индивидуальная и групповая работа с психотерапевтом; медицинское консультирование;
социальное и юридическое сопровождение;
приобщение к начальным профессиональным умениям и навыкам самообслуживания.
Поэтому в целостный процесс реабилитации включаются блоки:
Психотерапевтический;
Социальный;
Юридический;
Медицинский;
Рекреационный;
Административно-организационный
2.3. Направления совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав.

Современное состояние проблемы девиантного поведения несовершеннолетних говорит о необходимости совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав. Рассмотрим основные направления, изложенные в “Концепции развития и совершенствования системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних в Санкт-Петербурге.
Современная профилактическая работа базируется на принципах охранно-защитной концепции и реализуется через широкую сеть разноведомственных учреждений, оказывающих социальную, правовую, психологическую, медицинскую и педагогическую помощь детям и семьям группы риска.
За последние пять лет в России органами исполнительной власти всех уровней создано около 3 тыс. различных служб и учреждений, проведена большая работа по законодательному, нормативно-правовому и кадровому обеспечению этого нового направления социальной практики. Однако недостаточная эффективность профилактической деятельности различных ведомств, отсутствие логически и организационно отработанной координации между ними снижают результативность их совместных усилий.
Недостаточное внимание уделяется социально-правовому и медико-социальному патронажу семей группы риска, что приводит к их дальнейшей Деморализации и распаду.
Органы местного самоуправления, которые по закону обязаны защищать права и интересы несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, в силу объективных причин не могут выполнять эти функции удовлетворительно.
При существующем положении дел, сотрудники органов опеки и попечительства не в состоянии в полной мере осуществлять социальный патронаж неблагополучных семей, выполнять весь спектр действий, связанных с устройством детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, обеспечивать полноценную защиту прав и интересов детей.
Недостаточно организована пропаганда здорового образ; жизни на государственном, региональном и местном уровнях Продекларированная государственная политика в области профилактики наркомании и токсикомании практически не получает необходимой материальной поддержки. Не расширяется сеть наркологических учреждений для несовершеннолетних, практически отсутствуют специальные учреждения для лечения подростков от алкоголизма.
Несмотря на значительную распространенность задержек общего и психического развития среди детей и подростков, неоправданно сокращается сеть вспомогательных школ для детей с недостаточностью умственного развития, не создаются специальные учебно-воспитательные и реабилитационные учреждения для детей и подростков с асоциальным поведением, имеющих отклонения в интеллектуальном и психическом развитии.
Недостаточна работа правоохранительных органов по защите детей и подростков от физического, психического, сексуального насилия, от вовлечения их в преступную и антиобщественную деятельность. Отсутствие в уголовно-правовой статистике показателей, характеризующих несовершеннолетних, потерпевших от преступных посягательств, свидетельствует о недооценке этого явления.
На сегодняшний день не отлажена координация деятельности разных ведомств в сфере профилактики детской безнадзорности и правонарушений.
Комиссии по делам несовершеннолетних при органах исполнительной власти всех уровней, которые должны осуществлять координацию и контроль за этой деятельностью, функционируют, по сути дела, на общественных началах и не имеют в достаточной степени ни нормативно-правового, ни кадрового, ни информационного обеспечения этой деятельности.
Становление государственной политики в сфере профилактики детской безнадзорности и беспризорности, ориентированной на решение проблем несовершеннолетних, оказавшихся вне социальных связей, требует дальнейшего развития правовой и нормативной базы для обеспечения реальных прав детей на достойную форму существования и защиты в социальной среде.
В современных условиях актуальной задачей становится формирование единой согласованной политики на всех уровнях законодательной, исполнительной и судебной власти по профилактике безнадзорности, с учетом наработанного опыта и специфических особенностей отдельных регионов.
Санкт-Петербургу, в силу объективных социально-экономических, демографических, этнокультурных и др. особенностей, необходима собственная ясная концепция совершенствования системы профилактики безнадзорности. Существует настоятельная потребность в выработке эффективных инструментов и механизмов реализации уже существующих законодательных актов и социальных программ, в разработке местной законодательной базы, а также перспективных проектов, адресованных группам социального риска среди несовершеннолетних и их семей.
Заключение

В течение последних десяти лет Россия переживает глобальные политические и экономические преобразования, связанные со сменой общественной формации. Смена государственного устройства наряду с потерей идеологических ориентиров на фоне безудержного развития капиталистического рынка привела к значительным искажениям в реализации программы демократизации постсоветского общества. Масштабность и высокая скорость социально-политических изменений особенно тяжело сказались на наименее защищенных слоях общества. В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей и подростков, попавших в особо трудные условия.
В данной работе мы рассмотрели основные вопросы социальной работы с девиантными подростками в Санкт-Петербурге: определили понятие девиантного поведения, выделили социально-психологические факторы девиантного поведения подростков, осветили современное состояние проблемы девиантного поведения подростков в Санкт-Петербурге, рассмотрели деятельность организации “Городской центр профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних”. Важно отметить такие новые направления работы центра как отдел восстановительного обучения и программа “кризисный стационар”. Таким образом обеспечивается комплексный подход к решению проблемы девиантного поведения подростков, заключающийся в анализе психологических, социальных, юридических, медицинских аспектов проблемы.

Список литературы

Афанасьев В., Гилинский Я. Девиантное поведение и социальный контроль в условиях кризиса российского общества. СПб,1995.
Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М., 2000
Беличева С.А. Основы превентивной психологии М.1994
Выготский Л. С. Психология., М., 2000
Гилинский Я. Девиантология, СПб., 2004
Гревцов Ю. И. Социология права. СПб., 2001
Дети улиц. СПб., 2001.
Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
Кондратишко В.Ф. Проблема изучения социальных связей и поведения безнадзорных детей: Автореф. канд. дисс. — М., 1974. — 23 с.
Конфликтология. Под ред.А. С. Кармина. СПб ., 2000.
Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. СПб., 1996
Личко Е. Акцентуаций характера и психопатии у подростков. М., 1999.
Личность и группа. Под ред. Б. Д. Парыгина. Л., 71
Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2000
Можчинский. Агрессия подростков. СПб., 1999.
Невский И. А., Колесова Л. С. Подростки группы риска в школе. М., 1997
Овчарова Р. В. Практическая психология образования. М., 2003 – 448с., С. 336
Основы социальной работы. Ред. П. Д. Павленок. М 1999
Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб., 1999.
Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А. А. Реана., М.., 2002.
Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков. М., 2000
Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.,2000.
Ремшмидт. Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.,1994.
Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения у детей и подростков. М., 1996.
Социология молодежи. Под ред. Лисовского В. Т., СПб., 1996
Социальная работа с семьей. СПбГУ 2001.
Социальные и психолого – педагогические проблемы воспитания детей. СПбГУ., 2001.
Технологии комплексного подхода к решению проблемы семейного неблагополучия: отчет о программе “Создание зоны безопасности, свободной от детского труда, в Кировском районе СПб”. СПб., 2003
Фролов С.С. Социология. - М.: Логос, 1996
Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. М., 1996
Яковлев А.М. Преступность и социальная психология. — М, 1971. — 288 с.








Гилинский Я. Девиантология, СПб., 2004
Беличева С.А.Основы превентивной психологии М.1994
Яковлев А.М. Преступность и социальная психология. — М, 1971. — 288 с.
Гилинский Я. Девиантология, СПб., 2004
Исаев Д.. Девиантное поведение детей и подростков www.narcom.ru
Овчарова Р. В. Практическая психология образования. М., 2003 – 448с., С. 336
Беличева С.А.Основы превентивной психологии М.1994

Выготский Л. С. Психология., М., 2000
Кон И.С. Психология юношеского возраста. — М.: Просвещение, 1979.— 176с. с. 366
Кон И. С. Психология старшеклассника. М.,1980.
Кондратишко В.Ф. Проблема изучения социальных связей и поведения безнадзорных детей: Автореф. канд. дисс. — М., 1974. — 23 с.
Яковлев А.М. Преступность и социальная психология. — М.: Юрид. лит., 1971. — 288 с.
Беличева С.А.Основы превентивной психологии М.1994
Ремшмидт. Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.,1994.
Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989
Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А. А. Реана., М.., 2002.
Выготский Л. С. Психология., М., 2000
Овчарова Р. В. Практическая психология образования. М., 2003 – 448с., С. 336
Невский И. А., Колесова Л. С. Подростки группы риска в школе. М., 1997
Дети улиц. Часть 3. СПб., 2001. С. 12
Дети улиц. Часть 3. СПб., 2001. С. 15












2

1.Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.
2.Афанасьев В., Гилинский Я. Девиантное поведение и социальный контроль в условиях кризиса российского общества. СПб,1995.
3.Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М., 2000
4.Беличева С.А. Основы превентивной психологии М.1994
5.Божович Л.И. Проблемы формирования личности, М: Институт практической психологии, 1995
6.Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра.-М.Просвещение.1989
7.Василькова Ю.В., Василькова Т.А.. Социальная педагогика. М.,1999.
8.Выготский Л. С. Психология., М., 2000
9.Гилинский Я. Девиантология, СПб., 2004
10.Гревцов Ю. И. Социология права. СПб., 2001
11.Дети риска. Практические аспекты психологической помощи детям, пострадавшим от насилия. СПб., 2002
12.Дети улицы. Подростково-молодежные альтернативы СПб., 2000; 2001; часть 1,2
13.Доэл М., Шадлоу С., Практика социальной работы, М., “Ао Аспект Пресс”, 1995
14.Доэл М., Шадлоу С., Обучение практике социальной работы. М., “Ао Аспект Пресс”, 1995
15.Келасьев В. Н. Некоторые стратегии ограничения деструктивных последствий конфликтов. – В кн. “Конфликт и социальный порядок”. Изд. СпбГУ, СПб,2002, с. 171-180
16.Комплексные методики активизации социальной работы с семьей. Под. ред. Меновщикова В. Ю., М.,2001
17.Кон И.С. Социология личности. — М.: Политиздат, 1967 с. 22
18.Кон И.С. Психология юношеского возраста. — М.: Просве¬щение, 1979.— 176с.с. 366
19.Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
20.Кондратишко В.Ф. Проблема изучения социальных связей и поведения безнадзорных детей: Автореф. канд. дисс. — М., 1974. — 23 с.
21.Конфликтология. Под ред.А. С. Кармина. СПб ., 2000.
22.Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. СПб., 1996
23.Кочетов А.И. Перевоспитание подростка. — М.: Педагогика, 1972.—120с.
24.Крайг Г. Психология развития. СПб.; Питер,2000
25.Личко Е. Акцентуаций характера и психопатии у подростков. М., 1999.
26.Личность и группа. Под ред. Б. Д. Парыгина. Л., 71
27.Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2000
28.Можчинский. Агрессия подростков. СПб., 1999.
29.Невский И. А., Колесова Л. С. Подростки группы риска в школе. М., 1997
30.Немов Р. С. Психология. Книга 3., М., 2001
31.Овчарова Р. В. Практическая психология образования. М., 2003 – 448с., С. 336
32.Основы социальной работы. Ред. П. Д. Павленок. М 1999
33.Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб., 1999.
34.Психология семейных отношений с основами психологического консультирования. Под ред. Е.Г. Силяевой. М. «Академия», 2002
35.Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А. А. Реана., М.., 2002.
36.Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков. М., 2000
37.Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.,2000.
38.Ремшмидт. Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.,1994.
39.Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии. СПб., Питер., 2002
40.Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения у детей и подростков. М., 1996.
41.Семья и социализация ребенка.//Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. М. «Академия», 2001
42.Социология молодежи. Под ред. Лисовского В. Т., СПб., 1996
43.Социальная работа с семьей. Международная программа “Уличные дети Санкт-Петербурга: от эксплуатации к образованию” Под. ред. Вороновой Е. А., Смирновой В. Е. Издательство СПбГУ 2001.
44.Социальные и психолого-педагогические проблемы воспитания детей. Международная программа “Уличные дети Санкт-Петербурга: от эксплуатации к образованию” Под. ред. Вороновой Е. А., Смирновой В. Е. Издательство СПбГУ., 2001.
45.Теория и методология социальной работы. М., 1994
46.Технологии комплексного подхода к решению проблемы семейного неблагополучия. Отчет о программе “Создание зоны безопасности, свободной от детского труда, в Кировском районе СПб”. Под. ред. Вороновой Е. А. СПб., 2003
47.Технологии социальной работы по профилактики безнадзорности несовершеннолетних в учреждениях социального обслуживания семьи и детей. Научно-методическое пособие. М., 2001
48.Филатов А.И. Психологические особенности социализации выпускников закрытых учебно-воспитательных учреждений. Вопросы психологии. 94,2
49.Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х.. Методика работы с детьми группы риска. СПб., 2002
50.Эриксон Э.. Идентичность: юность и кризис. М. 1996
51.Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Психологическая энциклопедия. М.,2001
52.Фролов С.С. Социология. - М.: Логос, 1996
53.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997
54.Шипунова Т. В. Преступность несовершеннолетних и превентивные стратегии. Журнал социологии и социальной антропологии. СПб., № 4. 2002.
55.Шипунова Т. В. Жестокое обращение с детьми в семье: определение, генезис, перспективы исследований. Криминология: вчера, сегодня, завтра – СПб., 2002. № 1 (2)
56.Щербаков Н. Ю., О понятиях индивидуальности и индивидуализации. В сб.: Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь. СПб., 1998.
57.Щербаков Н. Ю., Васильева С. М. Причины подростковой агрессивности в школе. В сб. “Социальная ситуация в современном российском обществе и проблемы профилактики правонарушений” под ред. Е. А. Вороновой и С. А. Васильевой., СПб.,2002. стр. 20-34
58.Яковлев А.М. Преступность и социальная психология. — М, 1971. — 288 с.
59.McConnell J. Understanding Human Behavior. Fifht Edition. Michigan, 1986. pp: 380-381.
60.Zimbardo P., Weber A. Psychology. 1994. pp: 345-351.
61.www.besprizornik.spb.ru
62.www.podrostok.spb.ru
63.http://pedlib.ru/

Вопрос-ответ:

Что такое девиантное поведение?

Девиантное поведение - это поведение, которое отклоняется от общепринятых норм и правил общества.

Какие существуют виды девиантного поведения?

Виды девиантного поведения включают агрессивное поведение, употребление наркотиков, проституцию, воровство и другие формы отклоняющегося поведения.

Какие социальные и психологические факторы могут быть причиной девиантного поведения у подростков?

Среди социальных факторов могут быть негативное влияние среды, проблемы в семье, отсутствие стабильности в жизни. Психологические факторы могут включать низкую самооценку, трудности в общении, снижение мотивации и т. д.

В чем состоит разница между беспризорностью и безнадзорностью как видами девиантного поведения?

Беспризорность - это состояние, когда ребенок находится без опеки и заботы взрослых. Безнадзорность - это состояние, когда ребенок не получает необходимого контроля и руководства со стороны взрослых и самостоятельно осуществляет свою деятельность.

Каково современное состояние проблемы беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних?

Современное состояние проблемы беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних остается актуальным. Многие подростки сталкиваются с проблемами социальной адаптации, отсутствием поддержки и заботы. Работа кризисной службы в данной области является необходимой для профилактики и решения этой проблемы.

Что такое девиантное поведение и какие есть его виды?

Девиантное поведение - это отклонение от принятых социальных норм и правил, которое может быть обусловлено разными факторами. Виды девиантного поведения могут включать агрессивное поведение, нарушение правил и законов, употребление наркотиков и алкоголя, сексуальные нарушения и другие.

Какие социальные и психологические факторы могут стать причиной девиантного поведения у подростков?

Среди социальных факторов причины девиантного поведения у подростков могут быть неблагополучные семейные условия, низкий социальный статус, отсутствие поддержки со стороны общества. Психологические факторы включают проблемы в самооценке, эмоциональную нестабильность, низкую способность к адаптации и т.д.

В чем разница между беспризорностью и безнадзорностью как видами девиантного поведения?

Беспризорность подразумевает отсутствие постоянного проживания и попечения со стороны взрослых, в то время как безнадзорность означает отсутствие надлежащего контроля и руководства со стороны взрослых. Беспризорные подростки могут быть отделены от семьи, жить на улице или находиться в интернатах, в то время как безнадзорные подростки не получают достаточного внимания и руководства со стороны родителей или опекунов.

Каково современное состояние проблемы беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних?

Современное состояние проблемы беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних остается актуальным. Несмотря на усилия правительства и общественных организаций, число беспризорных и безнадзорных подростков все еще значительно. Проблема требует системного подхода и эффективных мер по предотвращению и решению этой проблемы.

Что такое девиантное поведение и какие виды оно может иметь?

Девиантное поведение - это поведение, которое отклоняется от общепринятых норм и правил. Оно может быть различных видов, например, агрессивное, нарушающее правила, наркотическое, сексуальное и т.д.