МАРИИНСКИЙ ДВОРЕЦ: ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ В АРХИТЕКТУРНОМ АНСАМБЛЕ ИСААКИЕВСКОЙ ПЛОЩАДИ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История искусств
  • 2929 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 06.03.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ИСТОРИОГРАФИЯ
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСТВО ШТАКЕНШНЕЙДЕРА. МАРИИНСКИЙ ДВОРЕЦ
1.1 Биография архитектора
1.2 Строительство Мариинского дворца. Особенности оформления.
1.3 Дворцы постройки Штакеншнейдера: сравнительная характеристи-ка
1.4 История Мариинского дворца и его обитателей
1.5 Значение творчества А.И. Штакеншнейдера
ГЛАВА 2. РОЛЬ МАРИИНСКОГО ДВОРЦА В АНСАМБЛЕ
ИСААКИЕВСКОЙ ПЛОЩАДИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Фрагмент для ознакомления

На первом заседании Бюро ВСНХ 27 декабря присутствовал глава Советского правительства В.И.Ленин, произнес речь о необходимости "чрезвычайных революционных мер" против угрозы голода, саботажа и общей разрухи. Этот эпизод отмечен памятной доской на фасаде здания.
Затем череда учреждений сменяла друг друга в течение нескольких лет. С 1945 года Мариинский дворец является резиденцией представительной власти города. Сейчас оно называется Законодательное собрание.

1.5 Значение творчества А.И. Штакеншнейдера

Мариинский дворец был построен всего за пять лет, несмотря на вполне солидные размеры самого дворца, сложность внутренней отделки и одновременное строительство служебных корпусов – конюшен, кухни, помещений для слуг... Объем работ был огромный, требовал большого штата помощников. Андрей Иванович всегда их сам тщательно подбирал. При этом он смело брал на работу молодых выпускников Академии художников, которых по-отечески опекал и которым всячески помогал.
«За особое искусство и отличные познания в архитектуре», обнаруженные при строительстве дворца, А.И. Штакеншнейдер получил звание профессора Академии художеств. У него появилась еще одна обязанность - он стал преподавателем архитектурного класса Академии художеств. Учиться к нему шли охотно, чувствуя его внимательное отношение и заботу. В 1858 году у А.И. Штакеншнейдера обучалось более шестидесяти воспитанников, гораздо больше, чем у трех других профессоров архитектуры, вместе взятых. Поражает необычное трудолюбие Андрея Ивановича. Кроме того, что он много и плодотворно работал сам, выполняя заказы двора и частные заказы не только в Петербурге и его пригородах, но и в разных уголках России (в частности, он много работал в Крыму), помимо преподавательской деятельности, он как член различных комиссий и комитетов, должен был участвовать в заседаниях, участвовать в приемке построек других архитекторов.
В истории русской архитектуры Штакеншнейдер занимает определенное место как наиболее яркий представитель ранней эклектики. Центр нашего города немыслим без его произведений.
Штакеншнейдер работал в различных уголках России (Крым, Новгород, Тамбовская и Орловская губернии).
Многочисленные произведения Штакеншнейдера очень разнообразны в отношении стилей, которые он, однако, не соблюдал в полной строгости, внося в них, с целью достижения пущей роскоши, произвольные изменения и прибавки. Главное и самое лучшее из его созданий - Мариинский дворец (нынешнее здание Государственного совета). Кроме него, в Санкт-Петербурге им сооружены дворцы великого князя Николая Николаевича Старшего (теперь Ксениевский институт) и великого князя Михаила Николаевича, детская больница, часовня на Николаевском мосту, некоторые из зданий придворного ведомства и несколько частных домов, в том числе дом княгини Белосельской (переделанный впоследствии в дворец великого князя Сергия Александровича). Особенно богаты его постройками Петергоф и ближайшие окрестности. Здесь сельский домик у Запасного пруда, павильоны на Царицыном и Ольгинском островах и на Самсоновском канале и церковь на Бабигоне, дачный дворец Марии Николаевны в Сергиевке, Собственная Его Величества дача и прочее. В Царском Селе сооружен Штакеншнейдером памятник великой княгине Александре Николаевне, в Сергиевской пустыни близ Стрельны - церковь-усыпальница графа Кошелева, в гостилицах Петергофского уезда - дом графа Протасова, в Орианде, в Крыму, - дворец императрицы Александры Федоровны и прочее. Из прочих трудов Штакеншнейдера заслуживают быть упомянутыми постройки, произведенные в Зимнем, Мраморном и Аничковском дворцах, внутренняя отделка Старого Эрмитажа, для предполагавшегося пребывания в нем цесаревича Николая Александровича, в Санкт-Петербурге, а также некоторые переделки в Ораниенбаумском и Стрельнинском дворцах.
Андрей Иванович, внук переселившегося в Россию немца-кожевника, сын мельника, говорил по-русски с неистребимым акцентом, но все свои таланты, все силы без остатка отдал России. "Архитектор Высочайшего Двора", академик и профессор архитектуры, воспитатель целой плеяды учеников, он стал одним из немногих людей, которые определили облик Северной Пальмиры и пути развития русского зодчества в середине ХIХ века. ГЛАВА 2. РОЛЬ МАРИИНСКОГО ДВОРЦА В АНСАМБЛЕ
ИСААКИЕВСКОЙ ПЛОЩАДИ

Созданием Мариинской площади, как называлась площадь перед зданием дворца Марии Николаевны в прошлом веке, мы обязаны архитектору К. И. Росси. Это была часть обширной Исаакиевской площади, значительно расширенной благодаря устройству широкого моста через реку. Реконструкция территории была предложена Росси при проектировании им на месте Чернышева дома дворца для великого князя Михаила Павловича. Дворец для него появился в другом месте, но в 1818 году как часть россиевского замысла был построен новый мост через Мойку по проекту инженера-архитектора В. Гесте. Мост, называвшийся по-старому Синим, стал настолько широким, что воспринимается, действительно, как часть большой площади.
Ансамбль Исаакиевской площади к тому времени еще не сложился, сам Исаакиевский собор был в строительных лесах. Разрабатывая план дворца, А.И. Штакеншнейдер учел все особенности его местоположения, поэтому Мариинский дворец хорошо сочетается с собором и является второй по значимости частью ансамбля площади. Несколько асимметричный план Мариинского дворца - его левое крыло и средняя часть намного длиннее правого крыла - был определен очертаниями участка. Более того, правое крыло расположено слегка под углом к площади, так как к нему примыкали служебные постройки. Здесь были уже постройки XVIII- начала XIX вв., такие, как дом Мятлева, здание, расположенное на месте, где в начале XX века появилось Германское посольство, дом Лобанова-Ростовского архитектора О. Монферрана и дом на месте гостиницы "Астория", (которая также будет построена позже). Дома министра и министерства Государственных имуществ были закончены по проекту Н.Е.Ефимова в 1853 г., а сооружение собора завершилось через четырнадцать лет после постройки Мариинского дворца. Но Штакеншнейдер понимал, что старые здания служили как бы фоном, и ренессансные фасады, созданные архитектором Ефимовым, играли подчиненную роль. Доминантой площади являлся, конечно, Исаакиевский собор. Вскоре после завершения его строительства Петербург посетил известный французский писатель и художественный критик Теофиль Готье. Он дал очень высокую оценку сооружению Монферрана. "Мне вне всякой системы, — писал он, — классический стиль представляется наиболее соответствующим собору, этому центру православного культа. Эти классические формы вне моды и времени, вечные, не могущие устареть или стать варварскими для новых поколений, сколько бы ни простояло здание, накладывают на него печать истинной красоты... Архитектор здесь не стремился удивить, он искал красоты, и, конечно, Исаакиевский собор — самая прекрасная церковь, построенная в наше время. Ее архитектура превосходно соответствует Санкт-Петербургу, самой молодой и новой столице".
Штакеншнейдер учитывал не только масштабы площади, но и архитектуру собора, как самого значительного компонента ансамбля площади, поэтому и выбрал для фасада дворца классический стиль. Воспитанный на традициях классицизма Академией художеств, он, как уже отмечалось, в 1830-е годы строил согласно новому направлению в архитектуре, но здесь пришлось ему обратиться к старому стилю. Создав стилевую перекличку с Исаакиевским собором, Штакеншнейдер придал Мариинскому дворцу тоже решающую роль в общей композиции застройки площади. При всех новых сооружениях, появившихся на Исаакиевской площади в более позднее время, Мариинский дворец не утратил этого главенствующего значения.
Т. Готье высказался и относительно Мариинского дворца: "...фасад Мариинского дворца крайне скромен и прост, его архитектурное убранство выдержано в строгом стиле. Архитектор понял, что для того, чтобы на такой гигантской площади здание производило впечатление, надо оперировать крупными формами. Любой другой стиль диссонировал бы с окружающей застройкой. Господин Штакеншнейдер выказал отменный вкус, отказавшись от малейшей доли какого бы то ни было кокетства".
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Мариинский дворец является пространствообразующим зданием в ансамбле Исаакиевской площади, формируя ее контур (илл.3).
Здания дома министра и министерства Государственного имущества, появившиеся в 1853 году, также подчинены зданию Мариинского дворца. Композиционно они являются как бы продолжением боковых ризалитов дворца, образуя строгий симметричный ансамбль (илл.4).
Именно со строительством дворца связано появление нового расширенного Синего моста, который также является важной частью облика площади (илл.5).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Летят годы, а монументальное здание у Синего моста снаружи выглядит почти так же, как в 1845 году, когда впервые открылись его двери. Что же касается интерьеров, то они изменились довольно сильно. Коллекции произведений искусства, фамильные драгоценности, исторические раритеты унаследовали потомки великой княгини и герцога, разделили их между собой, частично вывезли за границу. Предметы, оставшиеся в России, в основном были национализированы, стали экспонатами Эрмитажа, Русского музея и других государственных хранилищ. Некоторые вещи исчезли в годину великих потрясений.
Когда великокняжеский дворец приспосабливали к потребностям высшего чиновничества империи, личные апартаменты прежних владельцев "волшебного замка" были до неузнаваемости изменены. Лишь кое-где уцелели плафоны, камины, отдельные элементы убранства и декора. После пролетарской революции пострадали многие, в том числе и парадные помещения, превращенные в красноармейские казармы, затем в гостиницу для туристов, позже - в общежитие и аудитории слушателей Промакадемии. Грубые, порой варварские переделки производились в угоду коммунистической идеологии. Правда, еще в 1938-м, затем в 1940-е годы выполнялись некоторые реставрационные работы, но они были эпизодическими. Лишь с конца 1960-х годов эти работы проводятся планомерно и систематически. Мастера во всеоружии научных методов и высокого профессионализма устраняют разрушения, нанесенные временем и людьми, восстанавливают утраченное, убирают искажения, привнесенные в оформление интерьеров в разные времена. Благодаря труду специалистов и заботе депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, которые ежегодно выделяют значительные средства на содержание и ремонт дворца, его парадные залы и гостиные обрели молодость, засияли первозданной красотой.
Несмотря на изменения, произошедшие во внутренних покоях дворца, внешний его облик по-прежнему радует глаз строгими и четкими линиями. Замечательное творение Штакеншнейдера украшает собой Исаакиевскую площадь, подчеркивая стройность и величавость ансамбля.
Подводя итоги данной работы необходимо отметить значимость Мариинского дворца для общественной и культурной жизни города.
Дворец существует далеко не в музейном режиме и используется не только для работы расположенных в нем учреждений. В нем часто проводятся различные конференции, симпозиумы, съезды местного, всероссийского и международного уровня. Устраиваются выставки, концерты, торжественные церемонии. Ежедневно здание осматривают группы туристов и экскурсантов. Не иссякает поток высоких зарубежных гостей. Фактически каждую неделю Мариинский дворец посещают главы государств, парламентов и правительств, делегации городов-побратимов, многих стран и международных организаций, встречаются с депутатами Законодательного Собрания политические и общественные деятели, дипломаты, крупные финансисты, бизнесмены... Почти как у себя дома чувствуют себя здесь отечественные и зарубежные журналисты - для них регулярно проводятся пресс-конференции и брифинги, всегда имеется актуальная информация.
Насыщенной, многогранной жизнью живет Мариинский дворец - один из главных общественно-политических центров Санкт-Петербурга. Его залы, удобные для работы, его богатая история и динамичная современность, его вдохновляющая красота - достояние всего города, всей России и всего мира.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Бенуа А.Н., Лансере Н.Н. Дворцовое строительство императора Николая I. // Старые годы, июнь-сентябрь, 1913.
Готье Т. Путешествие в Россию. М., 1988.
Крашенинников А.Ф. Мариинский дворец и его предшественники.// Невский архив, СПб, 1995, с. 200-236.
Крюковских А.П. Дворцы Санкт-Петербурга. СПб, 2001.
Кукольник Н.В. Мариинский дворец.// Иллюстрация, 1845, Т.1, №№1, 2.
Петров Г. Дворец у Синего моста. СПб. 2001.
Петрова Т.А. Дворец великой княгини Марии Николаевны. СПб, 1997.
Пунин А.Л. Архитектура Петербурга середины XIX века. Л., 1990.
Штакеншнейдер Е.А. Дневники и записки. М.-Л. 1934.
Петров Г. Дворец у Синего моста. СПб. 2001.
Петрова Т.А. Дворец великой княгини Марии Николаевны. СПб, 1997.
Петрова Т.А. Дворец великой княгини Марии Николаевны. СПб, 1997.
Кукольник Н.В. Мариинский дворец.// Иллюстрация, 1845, Т.1, №№1, 2.
Штакеншнейдер Е.А. Дневники и записки. М.-Л. 1934.
Кукольник Н.В. Мариинский дворец.// Иллюстрация, 1845, Т.1, №№1, 2.
Петрова Т.А. Дворец великой княгини Марии Николаевны. СПб, 1997.
Пунин А.Л. Архитектура Петербурга середины XIX века. Л., 1990.
Штакеншнейдер Е.А. Дневники и записки. М.-Л. 1934.
Готье Т. Путешествие в Россию. М., 1988.
Готье Т. Путешествие в Россию. М., 1988.












28

1.Бенуа А.Н., Лансере Н.Н. Дворцовое строительство императора Николая I. // Старые годы, июнь-сентябрь, 1913.
2.Готье Т. Путешествие в Россию. М., 1988.
3.Крашенинников А.Ф. Мариинский дворец и его предшественни-ки.// Невский архив, СПб, 1995, с. 200-236.
4.Крюковских А.П. Дворцы Санкт-Петербурга. СПб, 2001.
5.Кукольник Н.В. Мариинский дворец.// Иллюстрация, 1845, Т.1, №№1, 2.
6.Петров Г. Дворец у Синего моста. СПб. 2001.
7.Петрова Т.А. Дворец великой княгини Марии Николаевны. СПб, 1997.
8.Пунин А.Л. Архитектура Петербурга середины XIX века. Л., 1990.
9.Штакеншнейдер Е.А. Дневники и записки. М.-Л. 1934.

Вопрос-ответ:

Кто был автором проекта Мариинского дворца?

Архитектором Мариинского дворца был Андрей Иванович Штакеншнейдер.

Какие особенности оформления отличают Мариинский дворец?

Мариинский дворец имеет неоклассический стиль оформления, с использованием колонн, пилястр и балюстрад. Он также имеет богато украшенную фасадную часть и просторные залы внутри.

Какие другие дворцы были построены Штакеншнейдером?

Архитектор Штакеншнейдер также построил Винтерштейнский дворец и Белые каменные дворцы, которые являются частью архитектурного ансамбля Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге.

Какие знаменитые личности жили в Мариинском дворце?

В Мариинском дворце проживали различные члены императорской семьи Российской империи, включая императрицу Марию Александровну и великую княгиню Марию Николаевну. Позднее, после 1917 года, дворец использовали в качестве государственной резиденции и места проведения культурных мероприятий.

Каково значение творчества Штакеншнейдера?

Творчество Штакеншнейдера имеет огромное значение в архитектурной истории России. Он был одним из ведущих архитекторов своего времени и сделал значительный вклад в создание Исаакиевской площади, а также других знаменитых архитектурных сооружений в Санкт-Петербурге.

Кто был автором проекта Мариинского дворца?

Автором проекта Мариинского дворца был архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер.

Какие особенности оформления Мариинского дворца?

Мариинский дворец имеет роскошное оформление иронического стиля, с элементами классицизма и барокко. Он украшен статуями, колоннами, балюстрадами и другими декоративными элементами.

Какие дворцы были построены Штакеншнейдером?

Штакеншнейдер также спроектировал и построил дворцы в других местах, такие как Царское Село и Гатчина. Отличительной особенностью его творчества является гармоничное сочетание архитектурных стилей и высокая степень детализации в оформлении зданий.

Какова история Мариинского дворца и его обитателей?

Мариинский дворец служил резиденцией для российских императоров и основной площадкой для проведения государственных мероприятий. Его история богата различными событиями, такими как приемы и балы, а также важные политические встречи и декларации.

Какую роль играет Мариинский дворец в ансамбле Исаакиевской площади?

Мариинский дворец является одним из главных зданий, формирующих архитектурный ансамбль Исаакиевской площади. Он занимает центральное положение и является одной из самых известных достопримечательностей Санкт-Петербурга.

Какая роль играет Мариинский дворец в архитектурном ансамбле Исаакиевской площади?

Мариинский дворец играет важную роль в архитектурном ансамбле Исаакиевской площади. Он является одним из ключевых сооружений этого исторического комплекса и является крупнейшим и самым роскошным дворцом Санкт-Петербурга. Вместе с Исаакиевским собором и Спасским собором, Мариинский дворец создает гармоничное и величественное архитектурное пространство Исаакиевской площади.