Игра как средство воспитания детей в зарубежной и русской педагогике 19-начала 20 века

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История педагогики
  • 1616 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 23.10.2013
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Концепции использования игры в процессе воспитания и обучения российских и зарубежных педагогов и психологов.
Глава 2. Основные виды игр и их характеристика.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Фрагмент для ознакомления

На занятиях, которые всегда были коллективными, ученики могли свободно передвигаться по классу, изучая и «исследуя» предметы и явления.
В игровой школе К. Пратта обучение полностью основывалось на создании и использовании игровых ситуаций. Для учеников проводились экскурсии, но не в музеи, а в магазины, мастерские, стройки и прочие места, где они могли набираться жизненного опыта. После такой экскурсии они «воспроизводили» то, что там видели (например, сооружали дом из кубиков, организовывали рождественские распродажи и т.д.).
















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Детство — важный этап формирования личности человека: именно в этот период ребенок получает первые представления о жизни, у него формируется определенное отношение к людям, к труду, навыки и привычки, поведение и черты характера.
Ведущий вид деятельности детей этого возраста, особенно дошкольного — игра, которая выполняет важнейшие функции воспитания и образования:
- с помощью игры получают развитие духовные и физические силы ребенка: внимание, память, фантазия, дисциплинированность и пр.;
- формируются многие положительные качества и черты характера ребенка;
- познавательные способности (интерес и готовность к учению);
- игра – это своеобразный, присущий детскому возрасту способ усвоения общественного опыта, познания ребенком окружающего мира, путем активного участия в повседневной жизни людей. Игра важна еще и потому, что готовит ребенка к будущему, для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полноценной и счастливой.
Задача взрослых (родителей и педагогов) – создать все необходимые условия для разнообразной игровой деятельности и внимательно, умело управлять ею.
Нужно привлекать детей к игре, но надо помнить: успех в передаче знаний и культуры следующим поколениям будет зависеть от того, как взрослые будут строить игры, какое содержание в них вкладывать. От этого зависит и успешный процесс развития творческих способностей детей, требующий грамотного, педагогического руководства, а именно установления таких способов руководства этим процессом, где применяются методы и приемы, содействующие правильному развитию и раскрытию творческого потенциала детей. Подобное руководство игровой деятельностью осуществляется, в основном, с применением творческих упражнений и заданий. Цель такой работы – достижение определенного уровня формирования детских навыков и проверка эффективного использования творческих упражнений и заданий на практике, без применения методов принуждения.
Все качества и свойства личности формируются в детском возрасте в активной игровой деятельности, в тех ее видах, которые основаны на принципах повседневной жизни людей и общественного бытия.
Являясь основой его творческого развития, игра - это еще и своеобразный мостик от мира детей к миру взрослых: эти миры воздействуют друг на друга – в играх дети зачастую исполняют определенные социальные роли взрослых, а взрослые, в свою очередь, часто используют игры, чтобы лучше познать мир (деловые игры – кейсы), повысить самооценку (спортивные игры) и уровень интеллекта (сюжетно-ролевые игры).
Игра для детей – это еще и шанс научиться важным вещам, например, ориентированию в незнакомых условиях, в окружающем мире (пространстве и времени, вещах, животных, структурах, других людях). Но говоря о важности игры в жизни детей, не стоит забывать, что игра имеет значимость и для взрослых. Это видно на примере желания взрослых людей прикоснуться к миру театра, кино, политики и так далее.













СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Сикорский И.А. О детях трудных в воспитательном отношении.- Киев: Типография Котомина и Кº, 1882.
Фребель, Ф. Педагогические сочинения. Том 1: Воспитание человека / Фрёбель Ф. – М.: Книгоиздательство К. И. Тихомирова, 1913.
Gross K. Das Seelenleben des Kindes: Ausgewählte Vorlesungen. - Berlin: Reuther und Reichard, 1923.
Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения. // Известия АПН РСФСР. Вып. 7. / Под общ. ред. А. А. Смирнова. - М.: 1947.
Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Т.II. - М.: 1952.
Крупская Н.К. Роль игры в детском саду. Т. 6. - М.: 1959.
Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. - М.: 1973.
Флерина Е.А. Игра и игрушка. - М.: 1973.
Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М.: 1978.
Кон И.С. Социологическая концепция Герберта Спенсера. // История буржуазной социологии XIX — начала XX века / Под ред. И. С. Кона. Утверждено к печати Институтом социологических исследований АН СССР. — М.: Наука, 1979.
Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М.: 1982.
Аникеева Н.П. Педагогика и психология игры. - М.: 1986.
Карпова С.Н., Лысюк Л.С. Игра и нравственное развитие дошкольников. – М.: 1986.
Педагогическое наследие. / И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо. – М.: Просвещение, 1987.
Мухина B.C. Игрушка как средство психологического развития ребенка. – М.: 1988.
Зворыгина Е.В. Игра дошкольника. – М.: 1989.
Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. - Кемерово, 1992.
Выготский Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка. // Вопросы психологии. – 1996, №6.
Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - М.: Наука, 1997.
Урунтаева Г.А. Роль игрушки в психическом развитии ребенка. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд. - М.: Академия, 1997.
Аникеева Н.П. Воспитание игрой: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1999.
Петроченко Г.Г. Развитие детей 6 – 7 летнего возраста и подготовка их к школе. - М.: 1999.
Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: ВЛАДОС, 1999.
Любина Г.А. Игра в Монтессори-группе. – М.: 2001.
Ушинский К.Д. Опыт педагогической антропологии. / Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Ч. 1. - М.: Изд-во УРАО, 2002.
Педагогика и психология игры. Межвузовский сборник научных трудов. – Новосибирск: НГПИ, 2005.
Дьюи Дж. От ребёнка — к миру, от мира — к ребёнку (Сб. статей). — М.: Карапуз, 2009.
Корчак Я. Как любить ребенка. – М.: АСТ, 2011.
Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. / Сост.,пер. и предисл. Д.Сильвестрова. Комм. Д.Харитоновича. - Спб: Издательство Ивана Лимбаха, 2011.




Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Т.II. - М.: 1952. – С. 147.
Ушинский К.Д. Опыт педагогической антропологии. / Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Ч. 1. - М.: Изд-во УРАО, 2002. – С. 98.
Крупская Н.К. Роль игры в детском саду. Т. 6. - М.: 1959. – С. 88.
Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - М.: Наука, 1997. – С. 67.
Пряников В.Г. История образования и педагогической мысли. - М.: Эксмо, 2004. - С. 73.

Дьюи Дж. От ребёнка — к миру, от мира — к ребёнку (Сб. статей). — М.: Карапуз, 2009.
Педагогика и психология игры. Межвузовский сборник научных трудов. – Новосибирск: НГПИ, 2005. – С. 75.













2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Сикорский И.А. О детях трудных в воспитательном отношении.- Киев: Типография Котомина и К?, 1882.
2.Фрёбель, Ф. Педагогические сочинения. Том 1: Воспитание человека / Фрёбель Ф. – М.: Книгоиздательство К. И. Тихомирова, 1913.
3.Gross K. Das Seelenleben des Kindes: Ausgewahlte Vorlesungen. - Berlin: Reuther und Reichard, 1923.
4.Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения. // Известия АПН РСФСР. Вып. 7. / Под общ. ред. А. А. Смирнова. - М.: 1947.
5.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радяньска школа, 1969.
6.Кон И.С. Социологическая концепция Герберта Спенсера. // История буржуазной социологии XIX — начала XX века / Под ред. И. С. Кона. Утверждено к печати Институтом социологических исследований АН СССР. — М.: Наука, 1979.
7.Педагогическое наследие. / И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо. – М.: Просвещение, 1987.
8.Выготский Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка. // Вопросы психологии. – 1996, №6.
9.Аникеева Н.П. Воспитание игрой: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1999.
10.Петроченко Г.Г. Развитие детей 6 – 7 летнего возраста и подготовка их к школе. - М.: 1999.
11.Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: ВЛАДОС, 1999.
12.Любина Г.А. Игра в Монтессори-группе. – М.: 2001.
13.Ушинский К.Д. Опыт педагогической антропологии. / Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Ч. 1. - М.: Изд-во УРАО, 2002.
14.Педагогика и психология игры. Межвузовский сборник научных трудов. – Новосибирск: НГПИ, 2005.
15.Корчак Я. Как любить ребенка. – М.: АСТ, 2011.
16.Хёйзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. / Сост.,пер. и предисл. Д.Сильвестрова. Комм. Д.Харитоновича. - СПб: Издательство Ивана Лимбаха, 2011.

Вопрос-ответ:

В каком веке активно использовалась игра в педагогике?

Игра активно использовалась в педагогике в 19-начале 20 века.

Какие концепции использования игры в воспитании и обучении были разработаны российскими и зарубежными педагогами?

Российскими и зарубежными педагогами были разработаны различные концепции использования игры в воспитании и обучении, которые отличались друг от друга.

Какие виды игр существуют и как они характеризуются?

Существует множество видов игр, каждый из которых характеризуется определенными особенностями и целями.

Каким образом использовалась игра на занятиях в коллективе?

На занятиях, которые всегда были коллективными, игра использовалась для свободного передвижения учеников по классу, изучения и «исследования» предметов и явлений.

Каким образом происходило обучение в игровой школе К. Пратта?

В игровой школе К. Пратта обучение полностью основывалось на создании и использовании игровых ситуаций.

Какие концепции использования игры в процессе воспитания и обучения существовали в русской и зарубежной педагогике 19-начала 20 века?

В русской и зарубежной педагогике 19-начала 20 века существовали различные концепции использования игры в процессе воспитания и обучения. Некоторые педагоги искали способы использования игры для развития интеллектуальных способностей детей, другие подчеркивали ее значение как средства формирования моральных качеств и социализации. Еще одной концепцией была игра как средство физической и эмоциональной разгрузки, а также средство обучения детей практическим навыкам и умениям.

В чем заключается особое значение игры на занятиях в школе К. Пратта?

В игровой школе К. Пратта обучение полностью основывалось на создании и использовании игровых ситуаций. Ученики могли свободно передвигаться по классу, изучая и "исследуя" предметы и явления. Такой подход к обучению позволял детям активно участвовать в процессе, развивать свою интуицию, наблюдательность, логическое и творческое мышление.

Какие основные виды игр существуют и как их можно характеризовать?

Основные виды игр включают сюжетные игры, конструктивные игры, игры с правилами, имитационные игры и спортивные игры. Сюжетные игры характеризуются наличием определенного сюжета или ролей, в которые включаются дети. Конструктивные игры предполагают использование различных строительных материалов или игрушек для создания объектов или структур. Игры с правилами имеют четкие правила и ограничения, которые нужно соблюдать. Имитационные игры предполагают моделирование поведения и деятельности взрослых или других персонажей. И, наконец, спортивные игры связаны с физической активностью и соревнованием.

Какие концепции использования игры в процессе воспитания и обучения существовали в русской педагогике 19-начала 20 века?

В русской педагогике 19-начала 20 века существовали различные концепции использования игры в процессе воспитания и обучения. Некоторые педагоги придерживались концепции, согласно которой игру следовало использовать как средство отдыха и развлечения, а другие считали, что игра должна служить целям обучения и развития ребенка. Примером первой концепции может быть школа А. С. Макаренко, где игра рассматривалась как форма активного отдыха, а примером второй концепции - школа К. Пратта, где обучение полностью основывалось на использовании игровых ситуаций.

Каким образом игра использовалась на занятиях в школе К. Пратта в конце 19 века?

В игровой школе К. Пратта, которая была основана в конце 19 века, обучение полностью основывалось на создании и использовании игровых ситуаций. Ученики могли свободно передвигаться по классу и изучать и "исследовать" предметы и явления. Вместо традиционных учебных занятий, дети учились через игру и взаимодействие с окружающей средой. Такой подход позволял развивать у детей творческое мышление, наблюдательность и самостоятельность, а также способствовал формированию у них позитивной мотивации к обучению.