О природе двойственности мозга. Диагностика "левшества"

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Нейропсихология
  • 1818 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 29.01.2014
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
Глава 1. О природе двойственности мозга
Глава 2. Проблема «левшества» в нейропсихологии
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Соответственно, структура психических функций и межфункциональных связей становится иной. Это, в свою очередь, приводит к иной, более вариативной последовательности системогенеза по сравнению с праворукими. Для леворуких более характерным является невыраженная функциональная специализация, неустойчивость во взаимодействии произвольных и непроизвольных уровней вертикальной системы регуляции психической деятельности.Атипия психического развития — одна из особенностей лиц с наличием фактора левшества. Многочисленные нейробиологические, нейрофизиологические данные подтверждают, что церебральный онтогенез их обладает разнообразными специфическими чертами: не дифференцируются внутрии межполушарные связи, они менее избирательны, выявляется отставание в развитии биоэлектрической ритмики мозга и т.д.Одной из особенностей детей-левшей, которую отмечают некоторые исследователи, являются испытываемые левшами затруднения в ориентировке в пространстве. Такие же затруднения (хотя и в более сглаженном виде) встречаются и у взрослых левшей. Ориентировка в пространстве, в первую очередь ориентировка в пространственных отношениях, является комплексным процессом. Наряду со зрительным восприятием в нем участвуют также кинестетические сигналы, которые идут от ведущей (правой или левой) руки и придают пространству, в котором живет человек, известную асимметричность. Ориентировка в пространстве с четким разделением правой и левой сторон складывается в онтогенезе сравнительно поздно и обнаруживает большую зависимость от выделения ведущей руки, вызывает известные затруднения в случаях амбидекстрии (обоерукости), стертого (переученного) левшества, а также в случаях явного левшества. Леворукие дети имеют некоторые особенности адаптации к школе, им гораздо труднее, чем остальным детям, в начальный период обучения, так как им присущ высокий уровень тревожности, повышенная эмоциональность и впечатлительность. Детей-левшей характеризует неуверенность в себе, возбудимость, что сочетается в то же время с ответственностью, добросовестностью, а также хорошим пониманием социальных нормативов.Нейропсихологическое исследование нарушений психических функций, изменения их развития в результате различных повреждений мозга, в силу своей уникальности и специфики, дает богатый материал для понимания как структурного состава психических функций, динамики их изменений в разные возрастные периоды, так и связи этих функций с отдельными зонами мозга и интегративной работой мозга. Л. С. Выготский, рассматривая разные варианты диагностики, выделяет следующие виды:нормативная возрастная диагностика — выяснение с помощью возрастных норм данного состояния развития, характеризуемого как со стороны созревшего, так и несозревшего процесса. клиническая диагностика — диагностика, стремящаяся к определению внутреннего состояния развития, обнаруживающегося во внешних признаках. симптоматическая диагностика — изучение симптомокомплексов детского развития как внешних признаков. С точки зрения Л.С. Выготского наиболее адекватной для работы с детьми является научная диагностика, основной принцип которой заключается в переходе от симптоматической к клинической.Комплекс коррекционной работы детей-левшей дошкольного и младшего школьного возраста представляет собой следующие блоки:тренинг зрительно-моторной координации; тренинг восприятия фигуры-фона; тренинг константности восприятия; тренинг положения фигуры в пространстве; тренинг восприятия пространственных отношений.ЗаключениеПраво или леворукость — одно из важнейших его психофизиологических свойств, отражение которого актуализируется в типе мозговой организации психических процессов.Структурно-функциональная организация мозга левшей в целом и леворуких в частности имеет свои особенности, проявляющиеся в специфическом протекании психических процессов и в ином их топическом распределении по сравнению с правшами. Атипия психического развития — одна из особенностей лиц с наличием фактора левшества. Многочисленные нейробиологические, нейрофизиологические данные подтверждают, что церебральный онтогенез их обладает разнообразными специфическими чертами: не дифференцируются внутри и межполушарные связи, они менее избирательны, выявляется отставание в развитии биоэлектрической ритмики мозга и т.д.Для леворуких более характерным является наличие неустойчивости во взаимодействии произвольных и непроизвольных уровней вертикальной системы регуляции психической деятельности.Раннее выявление типов функциональных асимметрий (в возрасте 5–7 лет) необходимо для каждого ребенка, что поможет сориентировать родителей в индивидуально-психологических особенностях детей. Список литературыБезруких М.М. Ступеньки к школе. – М., 2000. Выготский Л.С. Собрание соч. в 6 т. – М., 1982-1984.Джексон Дж. Х. О природе двойственности мозга // Хрестоматия по нейропсихологии / ред. Е.Д. Хомская. – СПб., 2010.Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. – М., 1994.Леутин В. П., Николаева Е. Н. Функциональная асимметрия головного мозга: мифы и действительность. – СПб., 2005.Постоева В.А., Пахомов В.П. Современные нейропсихологические представления о феномене левшества // Вестник ТГПУ. – 2010. - № 2.Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М., 2002.Семенович А. В. Эти невероятные левши: практическое пособие для психологов и родителей. 4 изд. – М., 2009.Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. – М., 2000. Хомская Е.Д. Нейропсихология индивидуальных различий. – М., 1997.Цветкова Л.С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. – М., 2001.

Список литературы
1.Безруких М.М. Ступеньки к школе. – М., 2000.
2.Выготский Л.С. Собрание соч. в 6 т. – М., 1982-1984.
3.Джексон Дж. Х. О природе двойственности мозга // Хрестоматия по нейропсихологии / ред. Е.Д. Хомская. – СПб., 2010.
4.Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. – М., 1994.
5.Леутин В. П., Николаева Е. Н. Функциональная асимметрия головного мозга: мифы и действительность. – СПб., 2005.
6.Постоева В.А., Пахомов В.П. Современные нейропсихологические представления о феномене левшества // Вестник ТГПУ. – 2010. - № 2.
7.Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М., 2002.
8.Семенович А. В. Эти невероятные левши: практическое пособие для психологов и родителей. 4 изд. – М., 2009.
9.Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. – М., 2000.
10.Хомская Е.Д. Нейропсихология индивидуальных различий. – М., 1997.
11.Цветкова Л.С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. – М., 2001.

Вопрос-ответ:

Что такое двойственность мозга?

Двойственность мозга - это наличие двух гемисфер, правой и левой, которые выполняют различные функции и могут работать независимо друг от друга.

Какая проблема связана с "левшеством" в нейропсихологии?

Проблема "левшества" заключается в изучении особенностей функционирования мозга у леворуких людей и в поиске объяснения различий в их психических функциях по сравнению с праворукими.

Какие особенности характерны для леворуких людей?

Леворукие люди часто проявляют невыраженную функциональную специализацию и неустойчивость во взаимодействии различных психических функций. Также у них может быть более вариативная последовательность развития образования систем в мозге.

Каким образом диагностируется "левшество"?

Диагностика "левшества" может проводиться путем определения предпочтительной руки при выполнении различных задач, например, письме или использовании инструментов. Также могут использоваться специальные тесты и опросники для оценки бокового преобладания.

Какие последствия может иметь "левшество"?

Левшество может влиять на психические функции человека и его способность к усвоению информации, обучению и выполнению различных действий. Оно также может быть связано с повышенным риском развития определенных психических и неврологических заболеваний.

Что такое двойственность мозга?

Двойственность мозга - это особенность, при которой полушария мозга выполняют разные функции и имеют различное влияние на психические процессы.

Какие проблемы связаны с "левшеством" в нейропсихологии?

Проблема "левшества" в нейропсихологии заключается в исследовании особенностей функциональной асимметрии мозга в леворуких и праворуких людях и их влиянии на планирование и выполнение различных задач.

Какие характеристики более типичны для леворуких людей?

Для леворуких людей более характерным является невыраженная функциональная специализация, неустойчивость во взаимодействии процессов, более вариативная последовательность системогенеза по сравнению с праворукими.

Как можно диагностировать "левшество"?

Диагностика "левшества" может проводиться с помощью различных психологических тестов и оценок, например, путем определения предпочтительности в использовании конечностей, выполнения нагрузочных задач, анализа моторных и когнитивных навыков.

Какие полушария мозга выполняют разные функции у леворуких и праворуких людей?

У леворуких людей чаще функции речи обусловлены в основном правым полушарием мозга, а у праворуких - левым полушарием. Это связано с особенностями организации нервной системы и функционирования разных популяций нейронов в мозге.

В чем заключается природа двойственности мозга?

Одной из основных черт двойственности мозга является существование двух полушарий - правого и левого, каждое из которых отвечает за определенные функции в организме.