ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КРЕАТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НИЗКИМ УРОВНЕМ ВНИМАНИЯ

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 4242 страницы
  • 70 + 70 источников
  • Добавлена 20.01.2013
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. теоретические аспекты исследования особенностей проявления креативности у младших школьников с низким уровнем внимания 9
1.1. Понятие креативности и характеристика творческого мышления 9
1.2. Особенности развития креативности и творческого мышления у детей младшего школьного возраста 19
1.3. Особенности развития креативности у младших школьников с низким уровнем внимания 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
Фрагмент для ознакомления

Для того чтобы ребёнок развивался, необходима внутренняя регуляция интеллектуальной активности, саморегуляции, проявлением которой можно назвать произвольное внимание.Чтобы управлять вниманием детей, надо знать его природу, его физиологические основы. Тогда каждому взрослому станет ясно, что детей нужно сначала научить быть внимательными, а не требовать от них сразу сосредоточенности в полностью сформированном виде.Внимание — это главное условие осуществления познавательных процессов. Оно, не являясь самостоятельным процессом, составляет неотъемлемую часть, свойство различных видов деятельности, в том числе познавательной. Внимание не имеет своего, отдельного и специфического продукта.. Благодаря вниманию достигаются следующие результаты:отбор значимых воздействий, которые соответствуют потребностям данной деятельности;игнорирование других, несущественных для выполняемой деятельности воздействий;удержание, сохранение выполняемой деятельности, пока не будет достигнута цель, т. е. регуляция и контроль деятельности.Внимание обеспечивает ориентировочную и контрольную функции, когда каждый отдельный акт внимания возникает лишь в том случае, если действие контроля становится умственным и сокращенным.Можно выделить шесть основных подходов, объясняющих феномен внимания (Рис. 1). Рисунок 1. Гипотезы вниманияКаждый, из показанных на рисунке подходов, считает главной какую-то одну сторону в сложном комплексе психической деятельности человека, но пока ни одна из этих гипотез не получила всеобщего признания. Возможно, что истинные механизмы внимания или являются формой интеграцией ниже описанных процессов, или обусловлены иными причинами.Внимание человека обладает различными свойствами (Рис. 2). Рисунок 2. Свойства вниманияКонцентрация (сосредоточенность) внимания — это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания обычно связана с глубоким, действенным интересом к деятельности, какому-либо событию или факту. Степень или сила сосредоточенности — это концентрация, или интенсивность, внимания.Концентрация — это поглощение внимания одним объектом или одной деятельностью. Показателем интенсивности является невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями. Например, ребенок собирает новый конструктор. Он полностью поглощен делом, не отвлекается ни на минуту, не замечает, как течет время, не реагирует на телефонные звонки, его можно окликнуть, позвать обедать — он не отвечает, а порой даже и не слышит. В этом случае можно говорить о большой концентрации и интенсивности внимания. Концентрация определяется единством двух важных факторов — повышением интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия. А. А. Ухтомский полагал, что избирательность и концентрация внимания связаны с особенностями функционирования доминантного очага, в частности, концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.Устойчивость и колебания внимания. Внимание характеризуется различной степенью устойчивости. Устойчивость внимания — это длительное удержание внимания на предмете или какой-нибудь деятельности. Устойчивым мы называем такое внимание, которое способно в течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе. Противоположностью устойчивого внимания является внимание неустойчивое, колеблющееся, которое то и дело ослабляется или отвлекается на что-либо. Внимание не может долго задерживаться на каком-то неподвижном объекте (например, точка на листе), если мы не можем рассматривать его с разных сторон. Чем богаче свойства объекта, тем легче сосредоточить на нем внимание в течение длительного времени. Частые колебания неизбежно наступают при наличии двух условий: если внимание направлено на совершенно неизменный, неподвижный объект, с которым ничего не происходит, и если мы сами при этом пассивны, не выполняем никакой работы. По ведущему анализатору различают зрительное, слуховое, кинестетическое, вкусовое, обонятельное  и другие виды внимания. Устойчивость внимания у людей различна. Одни могут очень долго, без отвлечения сосредоточиваться на предмете своей деятельности, другие обладают этой способностью в значительно меньшей степени. Но и у одного и того же человека устойчивость внимания может колебаться. Это зависит от осознания цели деятельности и ее значимости, от отношения к выполняемой работе. И если хотя бы одно из перечисленных свойств внимания ослаблено, это неминуемо скажется на работоспособности учащегося.Различают 3 основных вида внимания:- непроизвольное - возникает само собой без усилий, фиксируется только то, что ярко и эмоционально, произвольное - требует у человека усилий для своего возникновения, оно необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо,- послепроизвольное - когда интерес и увлеченность возникает в процессе работы, это снимает волевое напряжение.Ни одно психическое явление невозможно вне связи с вниманием. В 1 -2 классах преобладает непроизвольное внимание. Младший школьник с трудом может сосредоточиться. Упражнения на уроках должны стимулировать дальнейшее развитие непроизвольного внимания, чтобы оно было концентрированным и устойчивым, а к концу начального обучения - произвольным. А это возможно, если учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает эмоциональное восприятие, а также при постоянной систематической работе педагогов, направленной на внедрение в учебный материал упражнений развевающих отдельные свойства вниманияСегодня проблемы связанные с развитием внимания у школьников, как никогда вызывают беспокойство. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, сколь либо долго удерживать внимание при решении учебных задач. Конечно, школьные психологи ведут работу в этом направлении, но практически охватить всех учащихся развивающей коррекционной работой не удаётся. Рассматривая креативность, как творческую способность, нужно сказать, что ее проявление и развитие тесно связано не только с перцептивными особенностями и интеллектом, но с эмоционально-волевой сферой, характерологическими особенностями, выражающимися в деятельности. Создание определенных психолого-педагогических условий может способствовать развитию креативности. Работа с младшими школьниками с низким уровнем внимания с использованием креативности должна вестись по двум направлениям:-Использование нестандартных специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания.-Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Обычно причина глобальной невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения - дети схватывают общий смысл и, довольствуясь им, "пренебрегают частностями". Надо научить детей преодолеть глобальное восприятие и попытаться научить воспринимать содержание с учётом элементов на фоне смысла целого.Важнейшим приоритетом обновления современного образования является творческая индивидуальность учащегося, ее способность творить и создавать окружающий мир. В этой ситуации происходит переориентация всей системы обучения и воспитания «... от человека образованного к человеку творческому. Творчество предполагает новое видение действительности, преодоление штампов и стереотипов, готовность к отказу от привычных схем и способов работы, стандартов поведения и мышления, способность к самоизменению. В этих условиях необычайно актуализируется построение педагогических систем, создающих необходимые предпосылки для раскрытия и развития креативности каждого школьника. На основании многочисленных исследований (М.К. Акимова, Н.А. Аминов, П.П. Блонский, Н. Гарднер, В.В. Давыдов, Е.Е. Данилова, З.И. Калмыкова, М.Н. Шардаков, и др.) установлено, что особенно актуальным для развития креативности является младший школьный возраст. Методика развития творческих способностей детей с низким уровнем внимания должна опираться на следующие принципы:деятельности - любое развитие происходит в процессе какой-либо деятельности;индивидуальности - необходимо учитывать, что индивидуальные особенности развития внимания каждого ребёнка позволяют тренировать его способности лишь в определённых пределах;последовательности - предлагать упражнения надо начиная с самых простых, постепенно усложняя их по мере овладения;поэтапности - включать в учебную деятельность упражнения для развития внимания , приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий;цикличности - включать развивающие упражнения необходимо определёнными циклами, повторять эти циклы в течение учебного года целесообразно несколько раз;психологической комфортности - ребёнок не должен чувствовать свои неудачи;сотрудничества педагога со школьной психологической службой и родителями.Таким образом, у детей необходимо формировать положительную мотивацию к учению, предполагающую проявление волевых усилий в процессе овладения знаниями, что и является, по сути, развитием познавательной активности ребёнка.В большей степени стимулируют творческие способности детей педагоги, имеющие в своем личностном арсенале четкие и достаточно укоренившиеся ориентации на поддержание в детях естественного творческого процесса. Учителю необходимо в ходе профессионального самосовершенствования развивать в себе конструктивные личностные установки, помогающие детям сохранять уверенность в своей значимости, в интересности своих спонтанных идей и образов, в том, что самостоятельные поиски - это важный и достойный уважения процесс, полезный для саморазвития личности. При наличии у педагога такого рода установок, которые будут неминуемо проявляться в конкретной работе, естественное творческое, испытательное отношение ребенка к себе и к окружающей природе будет не угасать, а, наоборот, поддерживаться и закрепляться.Эта система развивается, достраивается и перестраивается в процессе учебной деятельности. Каждый структурный компонент имеет свои содержательные характеристики, которые более полно раскрываются при их взаимодействии между собой.Данная теоретическая модель показывает влияние креативной среды и психолого-педагогического сопровождения на процесс развития внимания младших школьников.Креативная среда включает в себя три уровня, на которых происходит воздействие или взаимодействие младшего школьника с микро-, макро- и мегаокружением. То есть, на внимание ученика оказывают влияние родители, учителя, друзья, класс, школа, населенный пункт, в котором он проживает.Психолого-педагогическое сопровождение имеет три направления, одно из которых рекомендовано психологом образовательного учреждения и выбрано родителями младшего школьника для обучения в школе: традиционное обучение («Школа России»), коррекционное обучение (общеобразовательная школа VII вида),развивающее обучение («Школа 2000 - 2100»: А.А. Леонтьев).Результат креативного процесса младшего школьника - креативный продукт (с одной стороны - творческие разработки, поделки, результаты творческой деятельности как результат креативного процесса учащегося, и с другой - творческая личность младшего школьника, как результат влияния психолого-педагогического сопровождения и креативной среды).Развитие внимания путем креативных способностей младших школьников обеспечивается превращением потенциальных возможностей в актуальные с опорой на личностные и когнитивные ресурсы учащихся.Таким образом младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Поэтому развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, - значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАлиева Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития. - М: ИП РАН, 1991.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: «Академия», 2002.Бирженюк Г.М. основы региональной культурной политики и формирования культурно-досуговых программ, С-Пб., 1992 г.Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М.: Знание, 1983. – 96 с.Брушлинский, А.В. К психологии творчества / А.В. Брушлинский. – М., 1997.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.Вопросы психологии способностей: Сборник статей/Под ред. Крутецкого В.А. – М.: Педагогика, 1973. – 216 с.Волкова Т. Н. Развитие памяти и внимания. - М., 2006 Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 томах. Том 4. Детская психология/Под ред. Эльконина Д.Б. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. 3 изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.Волков, Б. С., Младший школьник: Как помочь ему учиться. - М.: Академический Проект, 2004. -142с.Голубовский В. “Актёр – самостоятельный художник” М. 2000.Гальперин П.Я. Котик Н.Р. К психологии творческого мышления//Вопросы психологии. – 1982. - №5.Готсдинер А.Л. К проблеме многосторонних способностей//Вопросы психологии. – 1991. - №4.Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М.: Проматей, 1993.Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. - Фрунзе, 1990. - С. 2-18. Гин А.А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 1999. Гин С.И. Мир Фантазии: Метод. пособие для учителей нач. кл. / Система проф. разработчиков, консультантов и преподавателей ТРИЗ. - Гомель, 1995. Добрынин Н.Ф. Внимание. В кн.: Общая психология. / Под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение, 1977. С.187. Дормашев Ю.Б, Романов А.Я. Психология внимания. – М.: Триволта, 1999. – 336 с. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология - М: Академия-с 368Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. Учебное издание. Методическая библиотека.-М. Знание, 2008.-с14-17.Данилова Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии/ Ж Под. ред. И.В.Дубровиной.- М.: Прогресс, 1990.-312 с.Дружинин В.Н. Психология общих способностей.- С-Пб., «Питер», 2000..Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. – М.: Академия, 1996. – 224 с.Дьюи Д. Психология и педагогика мышления/Пер. с англ. Николаевой Н.М., под ред. Виноградова Н.Д. – М.: Совершенство, 1997. – 208 с. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. - М., 1996.Ермолаев О.Ю, Марютина Т.Н. Внимание школьника. – М.: Просвещение, 1987. – 120 с. Зак, А. З., Развитие теоретического мышления у младших школьников. - М., 1984.Касумова Б.С. Условия формирования творческого мышления на уроках математики / Б.С. Касумова // Начальное образование: инновации и ценности. Теория и практика/ Материалы международной научно-практической конференции. – М.: Изд. «Гном и Д», 2008. – С.208-210 (0,25 п.л.)Касумова Б.С. Дивергентные математические задачи как средство развития креативности мышления младших школьников / Б.С. Касумова, Н.Г.Гашаров // Начальное образование: инновации и ценности. Теория и практика/ Материалы международной научно-практической конференции. – М.: Изд. «Гном и Д», 2008. – С.206-208 (0,25 п.л.) (личный вклад 80%) Касумова Б.С. Развитие креативности мышления младших школьников в группе продленного дня / Н.Г.Гашаров, Б.С. Касумова // Начальная школа: реалии, проблемы, перспективы. Сб. науч. трудов. - Махачкала: ДГПУ, 2007. – С.146-147 (0,3 п.л.) (личный вклад 70%)Касумова Б.С. Комбинаторные задачи как средство развития дивергентного мышления / Б.С. Касумова, Н.Г.Гашаров, Х.М.Махмудов // Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции (17-19 октября 2007 г.). – Махачкала: ДГПУ, 2007. – С. 71-74 (0,4 п.л.) (личный вклад 50%)Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З.И. Калмыкова. – М., 1981.Константинова Л.Б. Развитие творческих способностей младших школьников. // Начальная школа. – 2000, № 7, с. 66-71.Лернер, И.Я. Проблемное обучение / И.Я. Лернер. – М., 1994.Ларина, Э. В., Особенности развития мышления у младших школьников в различных условиях обучения: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М.,2002. - 22 с.Литвин С.С. Развитие творческого воображения - М., 1996.Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. – М.: Знание, 1984. – 80 с.Лук А.Н. Мышление и творчество. – М.: Политиздат, 1996. – 144 с.Майк Кордуэлл. Психология. А-Я: Словарь - справочник. / Пер. с англ. Ткаченко К.С. - М.: ФАИР - ПРЕСС, 2000.Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. - Мн.: Харвит, М.: ACT, 2000.Мелик - Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. - М., 1995.Немов Р.С. Психология. В 2-х книгах. – М.: Просвещение, 1995.Одаренные дети. Под ред. Бурменской Г.В., Слуцкого В.Н. - М., 1991. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Богоявленской Д.Б. - М., 1997.Пономарев Я.А. Психология творчества. - М.,: Наука, 1988.Проблемы оценки способностей/Под ред. Брянкина С.В. – М.: МОГИФК, СГИФК, 1971. – 165 с.Психологическая диагностика: Учебное пособие/Гуревича К.М., Акимова М.К., Берулова Г.А. и др. Редактор-составитель Борисова Е.М. – Бийск: НИЦ БГПИ, 1993. – 324 с.Психология детства: практикум: тесты, методики для психологов, педагогов, родителей. Под ред. Реан А. - С-Пб., 2004. Психология детства. Под ред. Реан А.А. - С-Пб., 2003.Петрусинский В.В. “На пути к совершенству. Искусство экспромта” - М., 1990.Развитие и диагностика способностей. / Отв. ред. Дружинин В.Н., Шадриков В.Д. - М.: Наука, 1991.Способности ваших детей. Под ред. Линькова Н.П., Шумилина Е.А. - М., 1969.Субботина А.Ю. Развитие воображения детей. - Я.: Академия развития, 1997.Стрейнберг Р., Григоренко В. Инвестиционная теория креативности//Психологический журнал. Том 19. – 1998. - №2.Сидорина И.К., Ганцевич С.М. “От упражнения к спектаклю” - М., 2006.Теплов В.М. Избранные труды в 2-х томах: том 1. – М.: Просвещение, 1985.Теплов Б.М. Способности и одаренность // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1981.Халперн Д. Психология критического мышления. - С-Пб.: «Питер», 2000.Хеллер К.А., Берлет К., Сиервальд В. Лонгитюдное исследование одаренности//Вопросы психологии. – 1991. - №2.Шадриков В.Ф. Деятельность и способности, 1994. – 320 с.Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы и испытания одаренности в их применении к детям школьного возраста. – СПб.: Союз, 1997. – 128 с.Шубинский В.С. Педагогика творчества учащихся. – М.: Просвещение, 1989.Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. — М, 1996.Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант. // Развитие и диагностика способностей. - М: Наука, 1991.Яковлева Е.А. Развитие творческого потенциала у дошкольников//Вопросы психологии. – 1997. - №2. - с.37-42.Яковлева Е.А. Психология развития творческого потенциала личности. – М.: Фланта, 1997.Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. — Магнитогорск, 1991.Ярошевский М.Г. О внешней и внутренней мотивации научного творчества.-М., 1971.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алиева Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития. - М: ИП РАН, 1991.
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: «Академия», 2002.
3. Бирженюк Г.М. основы региональной культурной политики и формирования культурно-досуговых программ, С-Пб., 1992 г.
4. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М.: Знание, 1983. – 96 с.
5. Брушлинский, А.В. К психологии творчества / А.В. Брушлинский. – М., 1997.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
7. Вопросы психологии способностей: Сборник статей/Под ред. Крутецкого В.А. – М.: Педагогика, 1973. – 216 с.
8. Волкова Т. Н. Развитие памяти и внимания. - М., 2006
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 томах. Том 4. Детская психология/Под ред. Эльконина Д.Б. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. 3 изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
11. Волков, Б. С., Младший школьник: Как помочь ему учиться. - М.: Академический Проект, 2004. -142с.
12. Голубовский В. “Актёр – самостоятельный художник” М. 2000.
13. Гальперин П.Я. Котик Н.Р. К психологии творческого мышления//Вопросы психологии. – 1982. - №5.
14. Готсдинер А.Л. К проблеме многосторонних способностей//Вопросы психологии. – 1991. - №4.
15. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М.: Проматей, 1993.
16. Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. - Фрунзе, 1990. - С. 2-18.
17. Гин А.А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 1999.
18. Гин С.И. Мир Фантазии: Метод. пособие для учителей нач. кл. / Система проф. разработчиков, консультантов и преподавателей ТРИЗ. - Гомель, 1995.
19. Добрынин Н.Ф. Внимание. В кн.: Общая психология. / Под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение, 1977. С.187.
20. Дормашев Ю.Б, Романов А.Я. Психология внимания. – М.: Триволта, 1999. – 336 с.
21. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология - М: Академия-с 368
22. Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. Учебное издание. Методическая библиотека.-М. Знание, 2008.-с14-17.
23. Данилова Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии/ Ж Под. ред. И.В.Дубровиной.- М.: Прогресс, 1990.-312 с.
24. Дружинин В.Н. Психология общих способностей.- С-Пб., «Питер», 2000.
25. .Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. – М.: Академия, 1996. – 224 с.
26. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления/Пер. с англ. Николаевой Н.М., под ред. Виноградова Н.Д. – М.: Совершенство, 1997. – 208 с.
27. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. - М., 1996.
28. Ермолаев О.Ю, Марютина Т.Н. Внимание школьника. – М.: Просвещение, 1987. – 120 с.
29. Зак, А. З., Развитие теоретического мышления у младших школьников. - М., 1984.
30. Касумова Б.С. Условия формирования творческого мышления на уроках математики / Б.С. Касумова // Начальное образование: инновации и ценности. Теория и практика/ Материалы международной научно-практической конференции. – М.: Изд. «Гном и Д», 2008. – С.208-210 (0,25 п.л.)
31. Касумова Б.С. Дивергентные математические задачи как средство развития креативности мышления младших школьников / Б.С. Касумова, Н.Г.Гашаров // Начальное образование: инновации и ценности. Теория и практика/ Материалы международной научно-практической конференции. – М.: Изд. «Гном и Д», 2008. – С.206-208 (0,25 п.л.) (личный вклад 80%)
32. Касумова Б.С. Развитие креативности мышления младших школьников в группе продленного дня / Н.Г.Гашаров, Б.С. Касумова // Начальная школа: реалии, проблемы, перспективы. Сб. науч. трудов. - Махачкала: ДГПУ, 2007. – С.146-147 (0,3 п.л.) (личный вклад 70%)
33. Касумова Б.С. Комбинаторные задачи как средство развития дивергентного мышления / Б.С. Касумова, Н.Г.Гашаров, Х.М.Махмудов // Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции (17-19 октября 2007 г.). – Махачкала: ДГПУ, 2007. – С. 71-74 (0,4 п.л.) (личный вклад 50%)
34. Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З.И. Калмыкова. – М., 1981.
35. Константинова Л.Б. Развитие творческих способностей младших школьников. // Начальная школа. – 2000, № 7, с. 66-71.
36. Лернер, И.Я. Проблемное обучение / И.Я. Лернер. – М., 1994.
37. Ларина, Э. В., Особенности развития мышления у младших школ¬ьников в различных условиях обучения: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М.,2002. - 22 с.
38. Литвин С.С. Развитие творческого воображения - М., 1996.
39. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. – М.: Знание, 1984. – 80 с.
40. Лук А.Н. Мышление и творчество. – М.: Политиздат, 1996. – 144 с.
41. Майк Кордуэлл. Психология. А-Я: Словарь - справочник. / Пер. с англ. Ткаченко К.С. - М.: ФАИР - ПРЕСС, 2000.
42. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. - Мн.: Харвит, М.: ACT, 2000.
43. Мелик - Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. - М., 1995.
44. Немов Р.С. Психология. В 2-х книгах. – М.: Просвещение, 1995.
45. Одаренные дети. Под ред. Бурменской Г.В., Слуцкого В.Н. - М., 1991.
46. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Богоявленской Д.Б. - М., 1997.
47. Пономарев Я.А. Психология творчества. - М.,: Наука, 1988.
48. Проблемы оценки способностей/Под ред. Брянкина С.В. – М.: МОГИФК, СГИФК, 1971. – 165 с.
49. Психологическая диагностика: Учебное пособие/Гуревича К.М., Акимова М.К., Берулова Г.А. и др. Редактор-составитель Борисова Е.М. – Бийск: НИЦ БГПИ, 1993. – 324 с.
50. Психология детства: практикум: тесты, методики для психологов, педагогов, родителей. Под ред. Реан А. - С-Пб., 2004.
51. Психология детства. Под ред. Реан А.А. - С-Пб., 2003.
52. Петрусинский В.В. “На пути к совершенству. Искусство экспромта” - М., 1990.
53. Развитие и диагностика способностей. / Отв. ред. Дружинин В.Н., Шадриков В.Д. - М.: Наука, 1991.
54. Способности ваших детей. Под ред. Линькова Н.П., Шумилина Е.А. - М., 1969.
55. Субботина А.Ю. Развитие воображения детей. - Я.: Академия развития, 1997.
56. Стрейнберг Р., Григоренко В. Инвестиционная теория креативности//Психологический журнал. Том 19. – 1998. - №2.
57. Сидорина И.К., Ганцевич С.М. “От упражнения к спектаклю” - М., 2006.
58. Теплов В.М. Избранные труды в 2-х томах: том 1. – М.: Просвещение, 1985.
59. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1981.
60. Халперн Д. Психология критического мышления. - С-Пб.: «Питер», 2000.
61. Хеллер К.А., Берлет К., Сиервальд В. Лонгитюдное исследование одаренности//Вопросы психологии. – 1991. - №2.
62. Шадриков В.Ф. Деятельность и способности, 1994. – 320 с.
63. Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы и испытания одаренности в их применении к детям школьного возраста. – СПб.: Союз, 1997. – 128 с.
64. Шубинский В.С. Педагогика творчества учащихся. – М.: Просвещение, 1989.
65. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. — М, 1996.
66. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант. // Развитие и диагностика способностей. - М: Наука, 1991.
67. Яковлева Е.А. Развитие творческого потенциала у дошкольников//Вопросы психологии. – 1997. - №2. - с.37-42.
68. Яковлева Е.А. Психология развития творческого потенциала личности. – М.: Фланта, 1997.
69. Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. — Магнитогорск, 1991.
70. Ярошевский М.Г. О внешней и внутренней мотивации научного творчества.-М., 1971.

Вопрос-ответ:

Какие особенности развития креативности и творческого мышления наблюдаются у детей младшего школьного возраста?

В младшем школьном возрасте развитие креативности и творческого мышления происходит в основном благодаря развитию детской фантазии и представительного мышления. Дети становятся способными к смелым и нестандартным решениям, начинают проявлять интерес к исследованию, экспериментированию и самостоятельному поиску новых путей решения задач. Они обладают способностью рассматривать проблемы с разных сторон и видеть связи между различными объектами и явлениями.

Какие особенности развития креативности наблюдаются у младших школьников с низким уровнем внимания?

У младших школьников с низким уровнем внимания развитие креативности может быть затруднено из-за слабости их концентрации и удержания внимания. Они могут испытывать трудности в генерации новых идей, обладать ограниченным набором стратегий решения проблем и иметь трудности в нахождении альтернативных решений. Однако, с помощью специальных методик и подходов, таких детей можно помочь развить их креативный потенциал и улучшить качество их творческого мышления.

Что такое креативность и как можно охарактеризовать творческое мышление?

Креативность - это способность генерировать новые идеи, находить нестандартные решения проблем. Творческое мышление характеризуется гибкостью, оригинальностью и нестандартностью мыслительных процессов.

Какие особенности развития креативности можно наблюдать у детей младшего школьного возраста?

У детей младшего школьного возраста развивается способность к творческой деятельности, появляется интерес к экспериментированию и самовыражению. Они начинают задавать креативные вопросы и искать на них ответы.

Какие особенности развития креативности можно наблюдать у младших школьников с низким уровнем внимания?

Младшие школьники с низким уровнем внимания часто испытывают затруднения при сосредоточении на задаче и ограничены в выборе идей. Однако, при правильном подходе, их креативность можно развить и стимулировать.

Какие исследования проводились по развитию креативности у младших школьников с низким уровнем внимания?

Существует ряд исследований, направленных на развитие креативности у детей с низким уровнем внимания. В результате этих исследований были разработаны специальные программы и методики, способствующие развитию креативности у данной группы детей.

Какие методы и подходы могут быть использованы для развития креативности у младших школьников с низким уровнем внимания?

Для развития креативности у младших школьников с низким уровнем внимания могут быть использованы такие методы, как игровая деятельность, творческие задания, развитие самостоятельности и инициативности. Важно также создать поддерживающую и стимулирующую атмосферу в классе.

Что такое креативность и как она характеризуется?

Креативность - это способность осуществлять творческие процессы, проявлять оригинальные идеи и находить нестандартные решения задач. Она характеризуется свободой мышления, гибкостью ума, стремлением к экспериментированию и нестандартным подходом к решению проблем.

Как развивается креативность и творческое мышление у детей младшего школьного возраста?

В младшем школьном возрасте креативность и творческое мышление у детей начинают активно развиваться. В этом возрасте дети становятся более самостоятельными и у них появляется свобода выбора в деятельности. Развитие креативности и творческого мышления у младших школьников происходит через игровую деятельность, экспериментирование, поиск нестандартных решений задач и многообразие творческих заданий.

Какие особенности развития креативности у младших школьников с низким уровнем внимания?

У младших школьников с низким уровнем внимания развитие креативности может быть затруднено из-за трудностей с концентрацией и отвлекаемостью. Они могут испытывать трудности в проявлении свободного мышления и несвойственные им ошибки в творческих заданиях. Однако, с помощью специальных методик и индивидуальной работы эти дети могут развить свою креативность и творческое мышление.

Какие теоретические аспекты исследуют особенности проявления креативности у младших школьников с низким уровнем внимания?

Теоретические аспекты исследования особенностей проявления креативности у младших школьников с низким уровнем внимания включают в себя понятие креативности и характеристику творческого мышления, а также особенности развития креативности и творческого мышления у детей младшего школьного возраста. Важно изучить, какие преграды могут возникать у детей с низким уровнем внимания в развитии их креативности и какие методики помогут им преодолеть эти трудности.