Орнамент («арабесковость мусульманского сознания»).

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Искусствоведение
  • 77 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 22.02.2013
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Арабесковость мусульманского сознания 4
Виды орнамента 6
Заключение 9
Список источников 10
Приложение 11
Фрагмент для ознакомления

Эти мастерские были своеобразными лабораториями творческого опыта, законодателями моды. Роль дворцовых мастерских в развитии мусульманского искусства трудно переоценить. Именно здесь вырабатывалась единая профессиональная, элитарная художественная традиция с присущими ей приемами оформления, эталонными композициями и элементами орнамента, ставшими классикой искусства ислама, а также стиль, отличавшийся особой утонченностью и изяществом линий. Благодаря распространению единой религии и связанной с ней эстетики все страны мусульманского мира были охвачены единым стилем искусства. Большую роль в этом процессе сыграли также миграции мастеров, насильственные или добровольные. Появление орнамента было непосредственным образом связано с востребованностью единых эстетических приоритетов в этнически и политически разнородном мусульманском мире.


Заключение
Лучшие орнаменталисты создавали эскизы для оформления монументальных зданий, ковров, тканей, художественного металла и т. д. В результате был выработан единый стиль, объединивший различные виды искусства мусульманского Востока. Орнамент стал важнейшим концептуальным и визуальным акцентом художественной культуры региона. Его тотальное распространение в рамках исламской культуры было связано со стремлением искусства говорить на адекватном его ценностям языке, с позиций неизобразимости божества, присущей этой религии: раз Аллах не имеет конкретных человеческих черт, значит, и созданный им мир должен воплощаться с помощью абстрагированных от реалий форм.
Не запрет на изображение реального мира, а потребность в идеальных формах лежит в основе орнаментальной природы исламской художественной культуры. Сложение орнаментальных систем, характерных для исламского искусства, приходится на X - XII вв. Первые орнаментальные разработки создавались для оформления рукописных книг.
Мусульманский орнамент, который по праву является одним из феноменов мировой художественной культуры, вошел в XXI в. как символ поэтического восприятия мира.


Список источников
Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — Спб.: Азбука-классика, 2004-2009.
Ивановская В.И. Исламские орнаменты, Изд. В.Шевчук, 2007, с. 208
Керимов Л. Азербайджанский ковер. Том II, Баку, «Гянджлик», 1983, с. 279
Масиньон Л. Методы художественного выражения у мусульманских народов // Арабская средневековая культура и литература. М., 1978.
Смирнов А.В. Логико-смысловые основания арабо-мусульманской культуры: семиотика и изобразительное искусство. — М.: ИФРАН, 2005
Пиотровский М.Б. О мусульманском искусстве Санкт-Петербург, Издательство «Славия», 2001

Приложение
Рис. 1. Орнамент простой гирих.

Рис. 2. Орнамент ислими.

Рис. 3. Арабески XVIII в. Турция.

Ивановская В.И. Исламские орнаменты, Изд. В.Шевчук, 2007, с. 208
Масиньон Л. Методы художественного выражения у мусульманских народов // Арабская средневековая культура и литература. М., 1978.
М.Б.Пиотровский О мусульманском искусстве Санкт-Петербург, Издательство «Славия», 2001 г.
Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — Спб.: Азбука-классика, 2004-2009.
Смирнов А.В. Логико-смысловые основания арабо-мусульманской культуры: семиотика и изобразительное искусство. — М.: ИФРАН, 2005, с.- 139-140
Керимов Л. Азербайджанский ковер. Том II, Баку, «Гянджлик», 1983, 279 с.









2

Список источников
1. Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — Спб.: Азбука-классика, 2004-2009.
2. Ивановская В.И. Исламские орнаменты, Изд. В.Шевчук, 2007, с. 208
3. Керимов Л. Азербайджанский ковер. Том II, Баку, «Гянджлик», 1983, с. 279
4. Масиньон Л. Методы художественного выражения у мусульманских народов // Арабская средневековая культура и литература. М., 1978.
5. Смирнов А.В. Логико-смысловые основания арабо-мусульманской культуры: семиотика и изобразительное искусство. — М.: ИФРАН, 2005
6. Пиотровский М.Б. О мусульманском искусстве Санкт-Петербург, Издательство «Славия», 2001

Вопрос-ответ:

Вопрос: Что такое арабесковость мусульманского сознания?

Ответ: Арабесковость мусульманского сознания - это сложный и узнаваемый орнамент, характерный для искусства и культуры мусульманского мира. Он отличается изящными изгибами и переплетениями линий, а также узорами в виде растений, геометрических фигур и каллиграфии.

Вопрос: Какие виды орнамента существуют в мусульманском искусстве?

Ответ: В мусульманском искусстве существует множество видов орнамента. Некоторые из них включают геометрические мотивы, речевую каллиграфию, арабески, изображения растений и животных. Каждый вид орнамента имеет свою уникальность и символическое значение.

Вопрос: Какие мастерские играли важную роль в развитии мусульманского искусства?

Ответ: Роль дворцовых мастерских в развитии мусульманского искусства трудно переоценить. Именно в этих мастерских вырабатывалась единая профессиональная, элитарная художественная традиция. Они становились лабораториями творческого опыта и законодателями моды.

Вопрос: Что можно найти в списке источников по орнаменту мусульманского искусства?

Ответ: В списке источников по орнаменту мусульманского искусства можно найти книги, статьи, исследования, музейные коллекции, онлайн-ресурсы и прочие материалы, которые помогут более глубоко понять и изучить этот вид искусства.

Вопрос: Какие художественные элементы входят в орнамент мусульманского искусства?

Ответ: Орнамент мусульманского искусства включает в себя различные элементы, такие как геометрические фигуры, арабские надписи, изображения растений, животных и абстрактные формы. Эти элементы используются для создания сложных и красивых узоров, которые являются визуальным выражением мусульманского сознания.

Какой смысл вкладывается в понятие «арабесковость мусульманского сознания»?

Арабесковость мусульманского сознания - это концепция, которая описывает особый вид орнамента и его значимость в культуре и искусстве исламского мира. Это искусство узоров и декоративных элементов, которые отражают духовность и символизм мусульманской религии.

Какие виды орнамента существуют в исламской культуре?

В исламской культуре существует множество видов орнамента. Он может быть геометрическим, растительным, каллиграфическим или абстрактным. Каждый вид орнамента имеет свою уникальность и символическое значение.

Какую роль играли дворцовые мастерские в развитии мусульманского искусства?

Дворцовые мастерские имели огромное значение в развитии мусульманского искусства. Они были центрами творчества и инноваций, где создавались новые орнаментальные приемы и композиции. Мастерские также выполняли роль законодателей моды, определяя эстетические стандарты и тренды в искусстве.

Какова роль дворцовых мастерских в развитии мусульманского искусства?

Роль дворцовых мастерских в развитии мусульманского искусства трудно переоценить. Именно здесь вырабатывалась единая профессиональная, элитарная художественная традиция с присущими ей приемами оформления, эталонными композициями и элементами орнамента, ставшими символами мусульманского сознания.

Какие виды орнамента существуют в мусульманском искусстве?

Существует большое разнообразие видов орнамента в мусульманском искусстве, такие как геометрический орнамент, растительный орнамент и каллиграфический орнамент. Каждый из них имеет свои особенности и символику.

Какие источники можно использовать для дополнительного изучения орнамента в мусульманском искусстве?

Для дополнительного изучения орнамента в мусульманском искусстве можно использовать следующие источники: книги, статьи, научные исследования. Также полезно ознакомиться с работами искусства, на которых присутствует орнамент, и посетить музеи или выставки, где можно увидеть оригинальные экземпляры мусульманского орнамента.