Трубопроводный транспорт в годы ВОВ

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Водоснабжение
  • 1414 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 01.05.2013
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Первое «боевое крещение». 3
«Артерия жизни» 7
Трубопровод «Астрахань - Саратов». 10
Заключение 13
Список литературы 14
Фрагмент для ознакомления

Строительство трубопровода по распоряжению Государственного Комитета Обороны началось в апреле 1941 года. Работы вели под постоянными налетами авиации противника. Из-за нехватки труб, арматуры, оборудования пришлось демонтировать нефтепровод «Баку - Батуми-2», часть нефтепровода «Грозный – Туапсе» и 60-километровый участок нефтепровода «Кош – Армавир». В срочном порядке трубы, оборудование перебрасывали к месту строительства. Почти все работы выполняли вручную. Большинство стыков труб было выполнено ручной дуговой сваркой. Общая протяженность водных переходов составила 11.2 км. Керосинопровод, протяженностью 655 км, с восьмью насосными станциями построили в рекордно короткие сроки: с апреля по ноябрь 1943 года. Сооружение железной дороги Кизляр - Саратов и керосинопровода «Астрахань - Урбах – Саратов» позволило осуществлять на астраханских нефтебазах новые перевалочные операции, связанные с другими видами транспорта. Поскольку в строительстве трубопровода «Астрахань-Саратов» были применены трубы нефтепровода «Баку-Батуми», приведем короткую справку и об этом нефтепроводе. Нефтепровод Баку — Батуми построен в 1928—1930 годах для транспортировки нефти из района нефтедобычи в окрестностях Баку к побережью Чёрного моря в порт Батуми. Техническое руководство разработкой и строительством нефтепровода осуществляла Экспертно-техническая комиссия Госплана СССР, которую возглавлял академик В. Г. Шухов. При строительстве нефтепровода использовались 10-дюймовые стальные трубы. Для соединения труб применялась электродуговая сварка.Надо отметить, что в строительстве трубопровода «Астрахань-Саратов» принимало участие большое количество людей – и специалисты – нефтяники, в том числе и эвакуированные из Азербайджана, и масса мобилизованных из различных районов страны, даже из далекого Таджикистана. И, конечно, заключенные – основная «рабсила» на всех стоящихся объектах того времени. Строительством многочисленных подводных переходов более чем 600-километрового трубопровода занималась организация ЭПРОН (Экспедиция подводных работ особого назначения) НКВД СССР, подводники, строившие, кстати, впоследствии и подводные переходы через Волгу на магистральном нефтепроводе «Зольное-Кряж» Куйбышевского нефтепроводного управления.А в строительстве трубопровода «Астрахань-Саратов» участвовало Главное управление аэродромного строительства НКВД СССР – точнее, его подразделение СУ-2, которое, так сказать, обслуживалось контингентом Каспийского исправительно-трудового лагеря.Из воспоминаний бывшего начальника Саратовского РНУ П.И.Чулина: - Представьте себе – 1942 год. Одним из важнейших стратегических участков боев Великой Отечественной становится Сталинград. Его, согласно приказу заместителя наркома нефтяной промышленности СССР Н. Байбакова, необходимо в кратчайший срок обеспечить нефтепродуктами, в том числе – керосином. И становится ясно, что каким-то образом за считанные месяцы придется построить все эти 680 километров трубы. В итоге, так оно и вышло – нефтепровод «Саратов – Астрахань», так необходимый в военное время, был создан всего за 9 месяцев.Но это была адская работа. Все делалось, как можно догадаться, вручную. Около 1500 трудилось только заключенных, а сколько еще людей пришлось «мобилизовать» из различных колхозов, совхозов. «Забирали» всех – мужчин, женщин. Для некоторых из них эта работа во имя фронта стала последним важным делом в жизни… Наконец «Саратов – Астрахань» был построен. И, в итоге, труба честно прослужила около двадцати лет.ЗаключениеВсё – для фронта, всё – для победы… В последующие периоды Великой Отечественной войны трубопроводчикам приходилось решать множество других, не менее сложных задач в интересах обеспечения Красной Армии горючим. Так, к весне 1943 года по поручению Государственного Комитета Обороны был спроектирован нефтепродуктопровод Астрахань – Сайханы – Урбах – Саратов. В разработке этого проекта приняли участие и специалисты треста «Нефтепроводпроект» (В.А. Бунчук, В.П. Белов, И.Я. Ихлев, П.В. Долинский и другие). По проектам треста «Нефтепроводпроект» сооружены перевалочная база в Красноводске (1943 год) и многие другие объекты, выполнен огромный объём работы по восстановлению трубопроводов, нефтебаз, резервуаров и т.д.Работники Института, награжденные орденами и медалями СССР. Слева направо: нижний ряд: Н.И. Васильев, Е.А. Васильева, А.Н. Байков, И.И. Медведков, Н.С. Списков. Верхний ряд: В.И. Федоров, Е.Я. Дронова, Н.И. Данилова, В.Ф. Самохина, М.С. Кудасевич, Л.С. Барсукова, Н.С. Кузнецова, С.Я. Горелик.Глядя на эти и многие другие события прошедшей войны через призму сегодняшнего дня, вновь и вновь не перестаёшь удивляться мужеству, самоотверженности, стойкости всех тех, кто на своих плечах вынес все неимоверные тяжести боёв и труда во имя Победы. Воистину – велика Победа 1945-го, велик подвиг поколения Победителей!Список литературыАбузова Ф. Ф., Алиев Р. А., Новосёлов В. Ф. и др. Техника и технология транспорта и хранения нефти и газа. М.: 1992.Бородавкин П.П. Подземные магистральные трубопроводы. М.: 1982.www. ngfr.ruWikipediamylearn.ruwww.trubotex.ruwww.pseudology.orgwww.trubarm.ru

1. Абузова Ф. Ф., Алиев Р. А., Новосёлов В. Ф. и др. Техника и технология транспорта и хранения нефти и газа. М.: 1992.
2. Бородавкин П.П. Подземные магистральные трубопроводы. М.: 1982.
3. www. ngfr.ru
4. Wikipedia
5. mylearn.ru
6. www.trubotex.ru
7. www.pseudology.org
8. www.trubarm.ru

Вопрос-ответ:

Когда началось строительство трубопровода?

Строительство трубопровода началось в апреле 1941 года.

Сколько нефтепроводов пришлось демонтировать из-за нехватки материалов?

Из-за нехватки труб, арматуры, оборудования пришлось демонтировать нефтепроводы «Баку - Батуми-2», часть нефтепровода «Грозный – Туапсе» и 60-километровый участок нефтепровода «Кош – Армавир».

Какие работы велись во время строительства трубопровода?

Работы велись под постоянными налетами авиации противника.

Какой трубопровод называется «Артерией жизни»?

«Артерией жизни» называется трубопровод «Астрахань - Саратов».

На какой трубопровод пришлось демонтировать часть нефтепровода «Грозный – Туапсе»?

Часть нефтепровода «Грозный – Туапсе» пришлось демонтировать из-за нехватки материалов.

Когда было начато строительство трубопровода?

Строительство трубопровода началось в апреле 1941 года.

Какие работы были выполняемые во время строительства?

Работы вели под постоянными налетами авиации противника.

Почему пришлось демонтировать другие нефтепроводы?

Из-за нехватки труб, арматуры, оборудования пришлось демонтировать нефтепровод «Баку - Батуми-2», часть нефтепровода «Грозный – Туапсе» и 60-километровый участок нефтепровода «Кош – Армавир».

Какой был прозвище трубопровода «Астрахань - Саратов»?

Трубопровод «Астрахань - Саратов» получил прозвище «Артерия жизни».