Прокомментировать код к дипломной работе

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Программирование
  • 106106 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 29.06.2013
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
The Abstract 3
Введение 6
1. Технико-экономическое обоснование разработки. Постановка задачи 8
1.1 Цель работы 8
1.2 Назначение, область применения разрабатываемого электронного учебника 8
1.3 Электронный учебник в образовательном процессе 8
2. Понятие электронного учебника. Требования, предъявляемые к электронным учебникам и тестирующим системам 11
2.1 Понятие электронного учебника 11
2.2 Обоснования проведения работы и требования к тестирующим системам 15
2.2 Выводы 16
3. Разработка структуры электронного учебника. 18
3.1 Структура электронного учебника 18
3.2 Существующие модели структуры 18
3.3 Разработка процедуры обучения 20
3.4 Классификация и взаимосвязь разделов электронного учебника 24
4. ВЫБОР ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ ПРОГРАММНОЙ СИСТЕМЫ 26
4.1 Выбор среды программирования 26
4.2 Основные характеристики HTML 31
4.3 Структурное объектно-ориентированное программирование 31
5.Проектирование элементов учебнОГО ПОСОБИЯ 34
5.1 Текст электронного учебного пособия 34
5.2 Графические изображения в учебном пособии 34
5.3 Разработка программы проведения интерактивного тестирования 36
5.3 Разработка раздела практических заданий 41
6. Разработка интерфейса 44
7. Экспериментальная часть 48
7.1 Методы и результаты экспериментального исследования 48
7.2 Тестирование методом «белого ящика» 49
7.3 Тестирование методом «черного ящика» 52
8 Разработка программной документации 54
8.4 Описание применения 54
8.5 Руководство оператора 55
8.6 Руководство программиста 64
8.4. Разработка программы и методики испытания 65
8.4.1 Объект испытаний 65
8.4.2 Цель испытаний 66
8.4.3 Требования к программе 66
8.4.4 Требования к программной документации 66
8.4.5 Средства и порядок испытаний 66
9 Экономическая часть 68
9.1 Ленточный график 68
9.2 Составление сметы затрат на разработку 69
9.3.Определение цены создания системы 71
9.4. Расчет показателей экономической эффективности 74
10. Безопасность и экологичность проекта 76
10.1 Обеспечение безопасности при эксплуатации компьютерной техники 76
10.1.1 Электромагнитные поля и излучения 76
10.1.2 Неблагоприятный микроклимат рабочей зоны 78
10.1.3 Повышенный уровень шума 79
10.1.4 Повышенный уровень вибрации 80
10.1.5 Повышенное значение напряжения в электрической цепи 80
10.2 Расчет общей освещенности 81
10.3 Пожарная безопасность 84
Заключение 86
Литература 87
Листинг ПрограммА электронного учебного пособия 88

Фрагмент для ознакомления

Подсчитаем все затраты на разработку и внедрение, для этого составим смету(таб.9.7.).Таблица 9.7.Смета затрат№ н/пСтатья затратСумма (руб.)1Затраты на текущий ремонт и профилактику технического оборудования1387,5 руб.2Затраты на запасные части555 руб.3.Фонд заработной платы 19200 руб.4.Налоговые отчисления69120 руб.5. Амортизация технического оборудования6937,5 руб.6.Затраты на электроэнергию:1185 руб.7.Материалы8715 руб.8.Накладные расходы18000 руб.9.Прочие затраты6000 руб.ИТОГО:126035 руб.Автоматизированная система для работы отдела закупок и сбыта, разработана отделом IT технологий для внутреннего пользования, поэтому ценой программного продукта для компании выступает его себестоимость, т.е затраты на его разработку, внедрение и применение. Цена данного продукта будет складываться только из затрат на его создание (126035 руб.), прибыли в размере 25% от затрат (31509 руб.) и НДС 18 % (28357.875 руб.)9.4. Расчет показателей экономической эффективностиДля оценки экономической эффективности определим цену аналогичного программного обеспечения. В качестве аналога выступает электронное учебное пособие «Информатика. Телекоммуникационные технологии». Цена аналога составляет 18 000 руб.В качестве аналога выступает электронное учебное пособие «Информатика. Телекоммуникационные технологии». Рассматриваемое пособие содержит два теоретических раздела и 2 практических задания, тестирующую системуСчитаем, что прибыль от реализации проекта может быть выраженаСчитаем что для окупаемости П=0, тогдаОтсюда Таким образом точка окупаемости равна 7 электронным учебным пособиям. Набор функций аналогичен разрабатываемому пособию, однако в предлагаемом собственном пособие содержится больше тем теоретического характера и более насыщен практикум по дисциплине.Безопасность и экологичность проекта10.1 Обеспечение безопасности при эксплуатации компьютерной техникиВ процессе решения, поставленной в дипломной работе задачи, необходимо разработать электрическую схему специализированного связного адаптера, разработать прошивку для конфигурации ПЛИС. Для выполнения перечисленных задач инженеру потребуется находиться в вычислительном центре. В данном разделе дипломной работы рассматриваются проблемы охраны труда в помещении вычислительной лаборатории согласно ГОСТ 12.0.003-74.К основным ОВПФ в вычислительном центре относятся:повышенный уровень шума на рабочем месте;неблагоприятный микроклимат рабочей зоны;повышенный уровень вибрации;недостаточная освещенность рабочей зоны (отсутствие или недостаток естественного света;опасный уровень напряжения в электрической цепи, замыкание которого может пройти через тело человека;повышенный уровень электромагнитных излучений.Воздействие указанных неблагоприятных факторов способствует развитию различных болезней и переутомлений, поэтому необходимы меры по снижению этих факторов.10.1.1 Электромагнитные поля и излученияНепременной составляющей персонального компьютера является дисплей (ВДТ), обеспечивающий связь машины с оператором. В сущности, дисплей является телевизором специального назначения, генерирующим, как и обычный телевизор, широкий спектр ЭМП, отрицательное воздействие которых на человека давно известно. В области телевидения проблема обеспечения электромагнитной безопасности зрителей решается тривиально: исходя из того факта, что интенсивность ЭМП резко падает при удалении от источника, телезрителям просто рекомендуется смотреть передачи с расстояния не менее 2 - 3 м от экрана, где уровни ЭМП пренебрежимо малы.При работе на компьютере проблема состоит в том, что пользователь по необходимости размещается в непосредственной близости от экрана, вынужденно подвергая себя воздействию ЭМП.ПЭВМ генерирует в окружающее пространство широкий спектр ЭМП различной интенсивности, в том числе: - электростатическое поле; - переменные низкочастотные ЭМП; - электромагнитное излучение радиочастотного диапазона; - электромагнитное излучение оптического (видимого) диапазона; - ультрафиолетовое (УФ) и рентгеновское излучения ЭЛТ. Кроме того, на рабочем месте пользователя всегда присутствует электромагнитный фон промышленной частоты, обусловленный как ПЭВМ, так и сторонними источниками.Рентгеновское и ультрафиолетовое излучения практически полностью поглощаются внутри корпуса дисплея, а интенсивность излучений радиочастотного диапазона пренебрежимо мала, поэтому радиочастотные, УФ и рентгеновское излучения в качестве вредных производственных факторов не рассматриваются. Источником электростатического поля является экран дисплея, несущий высокий электростатический потенциал (ускоряющее напряжение ЭЛТ). Заметный вклад в общее электростатическое поле вносят электризующиеся от трения поверхности клавиатуры и мыши.ПДУ электромагнитного поля и поверхностного электростатического потенциала ВДТ нормируются в соответствии с СаНПиН 2.2.2.542-96 и приведены в таблице 10.1.Таблица 10.1ПДУ электромагнитного поля и поверхностного электростатического потенциала ВДТВид поляДиапазон частотЕдиница измеренияПДУмагнитное поле5Гц- 2кГцнТл250магнитное поле2- 400 кГц,нТл25электрическое поле5Гц- 2кГцВ/м25электрическое поле2- 400 кГцВ/м2,5эквивалентный (поверхностный) электростатический потенциалВ50010.1.2 Неблагоприятный микроклимат рабочей зоныРабота инженера за персональным компьютером малоподвижна, его энергозатраты не превышают 172 Дж/с. Данные работы относятся к категории – легкая (Iа). Нормы микроклимата для теплого и холодного периодов определены в ГОСТ 12.1.005-88 и приведены в таблице 10.2.Таблица 10.2 Нормы микроклиматаПараметрыТеплый периодХолодный периодТемпература, С23-2522-24Относительная влажность, %40-6040-60Скорость движения воздуха, м/с0,10,1Объем помещений, в которых размещены работники вычислительного центра, не должен быть меньше 19.5 м3/чел с учетом максимального числа работающих в смену. Нормы подачи свежего воздуха в помещение, где расположены компьютеры, приведены в таблице 10.3.Таблица 10.3 Нормы подачи свежего воздуха в помещениеХарактеристика помещения, м3/челОбъемный расход подаваемого в помещение свежего воздуха, м3/ч в часОбъем до 20Не менее 30Объем 20-40Не менее 20Объем более 40Естественная вентиляцияДля обеспечения нормирования параметров микроклимата необходимо установить кондиционер. Современные кондиционеры не только регулируют температуру, но и обеспечивают необходимую циркуляцию воздуха, а также влажность. К тому же на них устанавливаются фильтры, что позволяет очищать воздух от примесей и пылей.10.1.3 Повышенный уровень шумаПри работе на персональном компьютере шум, воздействующий на инженера, не должен превышать максимально допустимых уровней звукового давления, определенных в ГОСТ 12.1.003-83* и указанных в таблице 10.4.Таблица 10.4 Нормы уровня шумаУровни звукового давления (дБ), в октавных полосах со средне геометрическими частотами (Гц)Уровни звука и эквивалентные уровни, дБА631252505001000200040008000507161544945424038Существуют разные аппаратные решения для создания «тихих» ПК. Их можно применять как по отдельности, так и в комплексе. Перечислим некоторые из них:Звукоизолирующая прокладка. Прокладка из звукопоглощающей пены, устанавливаемая внутри корпуса, заглушает практически все звуки, создаваемые компонентами ПК. Однако вместе со звуком затрудняется и отвод наружу тепла. Оболочка для жёсткого диска. Диск, заключенный в изолирующую оболочку, гудит тише, но такая конструкция устанавливается только в отсек, соседствующий с CD-приводом. Звукопоглощающий корпус. Если вы собираете ПК самостоятельно, возможно, имеет смысл приобрести корпус с тихими вентиляторами охлаждения как самого корпуса, так и блока питания, а также с расширенными вентиляционными отверстиями. Вентиляторы охлаждения корпуса. Вентиляторы охлаждения корпуса, имеющие специальную конструкцию и термостатический контроль, с одной стороны, подают достаточно воздуха для охлаждения системы, а с другой - создают минимум шума. Вентиляторы охлаждения блока питания. Самым шумным компонентом ПК часто является блок питания. В таких случаях для обретения спокойствия достаточно заменить его на более тихий.10.1.4 Повышенный уровень вибрацииРаботающие персональные компьютеры создают вибрацию, вызванную вращением электродвигателей вентиляторов, дисководов. Нормы вибрации по ГОСТ 12.1.012-90 приведены в таблице 10.5.Таблица 10.5 Нормы вибрацииВид вибрацииСреднеквадратическое значение виброскорости, м/с*10-2 (не более)Логарифмические уровни виброскорости (дБ), в октавных полосах со среднегеометрическими частотами (Гц)В вычислительных центрах12481631,5631252601,18910,063820,032760,028750,028750,02875Однако работающая компьютерная техника не создает значительных вибраций. Исключение составляют только приводы чтения дисков. Но их относительное время работы невелико, и для снижения вибрации достаточно переставить системный блок со стола на пол. Для большего снижения уровня вибрации часто бывает достаточно открыть корпус, снять крышку и хорошенько подтянуть крепежные винты таких компонентов, как блок питания, дисководы, материнская плата и вентиляторы. Иногда в комплекте с блоком поставляются пластиковые или резиновые шайбы, которые еще больше снижают вибрацию. Недорогие наборы пластиковых прокладок изолируют вентиляторы и другие источники вибраций от корпуса. Существуют такие наборы и для жёстких дисков.10.1.5 Повышенное значение напряжения в электрической цепиПредельно допустимые уровни напряжений и токов в зависимости от времени прикосновения регламентируются в ГОСТ 12.1.038-82* и приведены в таблице 10.6Таблица 10.6Предельно допустимые уровни напряжений и токовРод токаНорми-руемая вели-чинаПредельно допустимые уровни, не более, при продолжительности воздействия тока, t, с.0,010,10,20,30,40,50,60,70,80,91,0Пере-менный, 50ГцU, ВI, мА6505002501651251008570656550Посто-янныйU, ВI, мА65050040035030025024023022021020010.2 Расчет общей освещенностиПомещения, где расположены компьютеры, должны иметь определенное освещение. Нормы освещенности определены в СНиП 23-05-95 и приведены в таблице10.7 для данного типа работ.Рассчитываемое помещение имеет следующие характеристики:длина А – 10 м;ширина В – 8 м;высота – 3,7 м;длина подвеса светильников – 0,2 м;высота рабочей поверхности – 0,8 м;Необходимо рассчитать освещение помещения исходя из того, что будет использоваться 20 светильников.Для данного вида работ достаточно использовать одно общее освещение без применения местного. В качестве источников света выбраны люминесцентные лампы, так как они обладают высокой световой отдачей, большим сроком службы, равномерный спектр.Таблица 10.7Характеристика зрительной работыРазряд и подразряд зрительной работыКонтраст объекта различения с фономХарактеристика фонаМинимальный размер объекта различения,(мм)Искусственное освещениеЕстественное освещениеОсвещенность, лкКЕО, %При комбинированном освещенииПри общем освещенииПри верхнем или верхнем и боковом освещенииСредняяточностьIV (г)БольшойСветлыйот 0,5 до 1,0-2004Световой поток одного светильника определяется по формуле,где EH – нормируемое значение освещенности (см. таблицу 10.1),КЗ – коэффициент запасаS – освещаемая площадьZ=EСР/EМИН, где EСР и EМИН – среднее и минимальное значения освещенностиn – число светильниковUОУ – коэффициент использования светового потокаДля люминесцентных ламп коэффициент Z принимается равным 1,1Значения коэффициента запаса для различных помещений приведены в таблице 10.8Таблица 10.8Значения коэффициента запасаТип помещенияТип источника светагазоразрядныенакаливанияС незначительным содержанием пыли и копоти1,51,3Со средним содержанием пыли и копоти1,81,5Открытые территории1,51,4Используя таблицу 4.2 находим Z=1,5Индекс помещения определяется по формуле ,где А и В – длина и ширина помещения соответственно, hР – высота подвеса над рабочей поверхностью.Так как в рассчитываемом помещении побеленный потолок и светлые стены, то примем значения коэффициентов отражения равными ρП=0,7; ρС=0,5; ρР=0,1. Используя найденные коэффициенты отражения и индекс помещения найдем коэффициент использования светового потока UОУ=0,35Вычислим необходимый световой поток светильника лкДля обеспечения требуемого светового потока выберем лампу ЛДЦ40-1, обеспечивающую световой поток в 2200 лкЛампы будем размещать в светильниках ЛСП02-2x40-13-15, которые имеют габаритные размеры 1234x280x159 ммВнешний вид светильника представлен на рисунке 10.1Рисунок 10.1 – Внешний вид светильникаСветильники с люминесцентными лампами устанавливают рядами, параллельно длинной стороне помещения или стенке с окнами.Расстояние между светильниками по длине и ширине помещения выбирается из условия La / Lb l,5.Расстояние от крайних светильников до стены выбирается из 0,3 0,5 La, 0,3 0,5 Lb. L1 ~ 0, 6-0,7 м, L2 ~2 м.Схема размещения светильников в помещении приведена на рисунке 10.2Рисунок 10.2 – Схема расположения светильников в помещении10.3 Пожарная безопасностьСогласно НПБ 105-03 помещения, где располагаются персональные компьютеры, относятся к категории ‘В’ пожарной опасности, при которой горючие и трудногорючие жидкости, твердые материалы и вещества, а также материалы, которые при взаимодействии с водой, воздухом или друг с другом способны только гореть.СНиП 2101-97 регламентирует число, размеры и конструкторские решения устройства эвакуационных путей. В соответствии с ним выбираем:число выходов – 2;высота потолка в проходах – не менее 2 м;ширина проходов – не менее 0.8 м. Проходы должны иметь естественное и искусственное освещение.Согласно ГОСТ 12.4.009-83* помещения вычислительного центра объемом 200 м2 должны иметь следующие средства пожаротушения:углекислотный огнетушитель ОУ-8 – 1 шт;порошковый огнетушитель ОП-5-01 – 1 шт;спринклерная система пожаротушения.Технические характеристики спринклеров приведены в таблице 10.9Таблица 10.9 Технические характеристики спринклеровПараметрЗначениерасход Q0,6 - 2,5 л/cрабочее давление Pp6 -10 барзащищаемая площадь Sз12 м2-30 м2угол распыла120°-240°Cинтенсивность орошения qср0,03 -0,08 л/(с·м2)среднеквадратическое отклонение Sq<50%Возможность работы на растворах пенообразователяЗаключениеВ данном дипломном проекте был разработан интерактивный электронный учебник по курсу “Вычислительная техника и информационные технологии”, который предназначен для дистанционного обучения студентов. Благодаря дружественному и простому в использовании интерфейсу у пользователя есть возможность быстро и эффективно освоить данный курс, попробовать на практике свой знания, с помощью программы самоконтроля проверить, усвоен ли материал. В рамках дипломного проекта были проанализированы основные требования к разработке электронных интерактивных учебников и тестирующих систем. В результате чего был спроектирован электронное интерактивное учебное пособие с оптимальными возможностями.Основными преимуществами электронного учебника являются:1. Дружественный интерфейс, помогающий пользователю эффективнее изучать учебный материал;2. Эффективная система самоконтроля, с эффективной защитой от несанкционированного доступа;3. Практический раздел, позволяющий обучаемым более эффективно освоить курс;При испытании электронного учебника были получены хорошие результаты. Кроме того, наработки в этой сфере могут служить хорошей базой для дальнейшего развития функциональных возможностей данного программного продукта.ЛитератураБеспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютера (педагогика третьего тысячелетия). М.: Изд-во Моск. психол.-соц. Ин-та-Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2002. - 352 с.Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003Челышкова М.Б. Адаптивное тестирование в образовании М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003.- 440 с.Каймин В.А., Горелов Ю.Н., "Об электронных учебниках по информатике и финансовому менеджменту", / Материалы конференции "Информационные технологии в образовании", Троицк. 1998.Смирнов А.Н. Проблемы электронного учебника // "Математика в школе", 2000 год., №5.Гиндикин С.Г., Рассказы о физиках и математиках. - 3-е изд., расширенное. М.: МЦНМО, 2001. - 448 с/Архангельский А.Я. 100 компонентов общего назначения библиотеки Delphi 5. — М.: Бином, 1999. — 266 с.Архангельский А.Я. Программирование в Delphi 6. — М.: Бином, 2001. — 564 с.Архангельский А.Я. Язык SQL в Delphi 5. — М.: Бином, 2000. — 205 с.Буч Г. Объектно-ориентированное проектирование с примерами применения. М., 1992. - 654с.Гофман В.Э. Хомоненко А.Д. Delphi 5. - СПб.: - Санки-Петербург, 2000. –800с.Гофман В.Э. Хомоненко А.Д. Delphi 6. - СПб.: - Санки-Петербург, 2001. –1145с.Культин Н.Б. Delphi 6: Программирование на Object Pascal. — М.: Бином, 2001. — 526 с.Культин Н.Б. Delphi 7: Программирование на Object Pascal. — М.: Бином, 2003. — 535 с.Шумаков П.В., Фаронов В.В. Delphi 5. Руководство разработчика баз данных. — М.: Нолидж, 2000. — 635 с.Якобсон А., Буч Г., Рамбо, Дж Унифицированный процесс разработки программного обеспечения. - СПб.: Питер,2002.-496 с.ЛистингПрограммА электронного учебного пособияunit main; // главный модуль приложенияinterface // интерфейсная часть модуляuses // используемые библиотеки Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, RzDlgBtn, RzButton, ExtCtrls, RzPanel, view, RzLabel, StdCtrls;Type Tmainform = class(TForm) // описание базового класса формы RzPanel1: TRzPanel; // панель RzButton1: TRzButton; // кнопка RzPanel2: TRzPanel; // кнопка RzButton2: TRzButton; // кнопка RzButton3: TRzButton; // кнопка RzButton4: TRzButton; // кнопка RzButton5: TRzButton; // кнопка Label1: TLabel; // надпись RzLabel1: TRzLabel; // надпись Label2: TLabel; // надпись Label3: TLabel; // надпись// заголовки процедур- обработчиковprocedure RzButton2Click(Sender:TObject);procedure RzButton3Click(Sender:TObject);procedure RzButton4Click(Sender:TObject);procedure FormCreate(Sender:TObject);procedure RzButton1Click(Sender:TObject);procedure RzButton5Click(Sender:TObject); private { Private declarations } public { Public declarations } end;// описание составного типа для чтения структурированных файлов с вопросами для тестирования TVopros= record tema:integer; //номер темы soder:string[100]; // содержание вопроса otvet1:string[50]; // вариант ответа 1 otvet2:string[50]; // вариант ответа 2 otvet3:string[50]; // вариант ответа 3 prav:integer; // Номер правильного ответа end; totvet=record // составной тип для чтения/записи каталогизированного // файла с ответами студента FIO:string[20]; // ФИО Студента Nomer:string[6]; // номер группы test:string[25]; // тема теста datetest:string[15]; // дата тестирования vsego:word; // всего заданных вопросов osh:word; // количество ошибок v: array[1..10] of string[1]; // массив для фиксации ответов на вопросы end; TVoprosFile = file of TVopros; // описание файла с вопросами TOtvetFile = file of TOtvet; // описание файла с результатами ответовvar mainform: Tmainform; // экземпляр формы path,name_file:string; // путь к файлу cur_tem,cur_vopros,cur_count:word; //текущий вопрос, ответ, и количество vopros:array[1..10] of Tvopros; // текущий ответы на вопросы student, f_student:totvet; // буферные переменные для файла //Файловая переменная. gF : TVoprosFile; gf2:TOtvetFile; gFileName,gShortFileName : String;//Полное имя файла gFileName1,gShortFileName1 : String;//Полное имя файлаimplementation // секция реализации uses Htmlabt , edit, test; // используемые модули{$R *.dfm}procedure Tmainform.FormCreate(Sender:TObject);/* Процедура создания и установки формы*/begin Left := Left div 2+100;Top := Top div 2;cur_vopros:=0;end;procedure Tmainform.RzButton1Click(Sender:TObject);/* Процедура чтения в окно html документа*/begin mainform.Visible:=false; path:=ExtractFilePath(Application.ExeName); // директория файла name_file:=path+'html\index.html'; // путь к файлу htmlform.Viewer.LoadFromFile(name_file); // загрузка html документа Caption := htmlform.Viewer.DocumentTitle; // задание заголовка документаhtmlform.Show; // просмотр документаend;procedure Tmainform.RzButton2Click(Sender:TObject);//установка панели на тестирующую формуbegin mainform.Visible:=false; // убрать с экрана главное окно testform.Show; // показать формуtestform.RzPanel1.Top:=0; // координаты панелиtestform.RzPanel1.left:=0;// координаты панелиend;procedure Tmainform.RzButton3Click(Sender:TObject);// процедура проверки пароля при входе администратораbegin mainform.Visible:=false; // убрать с экрана главное окно if InputBox('ввод пароля','Введите пароль','') = 'admin' then //проверка пароля editform.Show else begin ShowMessage('Пароль неправильный'); // контроль правильности пароля mainform.Visible:=true;; end;end;procedure Tmainform.RzButton4Click(Sender:TObject);// формирование окна о программеbeginAboutBox := TAboutBox.CreateIt(Self, 'Учебное пособие ', 'TFrameViewer');Try// формирование окна о программе как исключения AboutBox.ShowModal;finally AboutBox.Free; // освобождение окна end;end;procedure Tmainform.RzButton5Click(Sender:TObject);// процедура выхода из приложенияbeginmainform.Close; //закрытие программыend;end.unit view; // модуль просмотраinterface // интерфейсная часть модуляuses // используемые библиотеки Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, RzButton, ExtCtrls, RzPanel, Htmlview, Menus, Readhtml, FramView;Const// описание константы для истории MaxHistories = 6; {size of History list}type Thtmlform = class(TForm) // описание формы для просмотра html RzPanel1: TRzPanel; // панель FwdButton: TRzBitBtn; //кнопка backbutton: TRzBitBtn; //кнопка RzBitBtn3: TRzBitBtn; //кнопка ReLoadButton: TRzBitBtn; //кнопка MainMenu: TMainMenu; //меню File1: TMenuItem; //пункт меню PrinterSetup1: TMenuItem; //пункт меню Printpreview: TMenuItem; //пункт меню Print1: TMenuItem; //пункт меню N1: TMenuItem; //пункт меню Exit1: TMenuItem; //пункт меню HistoryMenuItem: TMenuItem; //пункт меню About1: TMenuItem; //пункт меню Viewer: TFrameViewer; //просмотрщик файлов RzBitBtn1: TRzBitBtn; // кнопка RzBitBtn2: TRzBitBtn; //кнопка// заголовки процедурprocedure About1Click(Sender:TObject);procedure RzBitBtn2Click(Sender:TObject);procedure RzBitBtn1Click(Sender:TObject);procedure Exit1Click(Sender:TObject);procedure ViewerHistoryChange(Sender:TObject);procedure FwdButtonClick(Sender:TObject);procedure HistoryClick(Sender:TObject);procedure FormCreate(Sender:TObject);procedure backbuttonClick(Sender:TObject);procedure ReLoadButtonClick(Sender:TObject);procedure RzBitBtn3Click(Sender:TObject); private { Private declarations }// массив для сохранения истории окон Histories: array[0..MaxHistories-1] of TMenuItem; public { Public declarations } end;var htmlform: Thtmlform; // экземпляр формы просмотра i:word; // счетчикimplementationuses main, Htmlabt; // используемые модули{$R *.dfm}procedure Thtmlform.ReLoadButtonClick(Sender:TObject); // процедура перезагрузки файлаbeginwith htmlform.Viewer do begin ReLoadButton.Enabled := False; ReLoad; // перезагрузка ReLoadButton.Enabled := CurrentFile <> ''; Viewer.SetFocus; end;end;procedure Thtmlform.Exit1Click(Sender:TObject);// процедура закрытия просмотраbegin htmlform.Close; // закрытие окна mainform.Visible:=true; // показать главное окноend;procedure Thtmlform.FormCreate(Sender:TObject);// процедура открытия формы просмотраbegin Left := Left div 2;Top := Top div 2;Viewer.HistoryMaxCount := MaxHistories; {defines size of history list}for I := 0 to MaxHistories-1 do begin {create the MenuItems for the history list} Histories[I] := TMenuItem.Create(HistoryMenuItem); // настройка истории просмотра HistoryMenuItem.Insert(I, Histories[I]); // настройка истории просмотра with Histories[I] do begin OnClick := HistoryClick; Caption := 'XX'; Tag := I; end; end;end;procedure Thtmlform.FwdButtonClick(Sender:TObject);// просмотр следующей страницыbegin htmlform.Viewer.GoFwd;end;procedure Thtmlform.About1Click(Sender:TObject);// процедура вызова окна о программеbeginAboutBox := TAboutBox.CreateIt(Self, 'Вычислительная техника и информационные технологии ', 'TFrameViewer');try AboutBox.ShowModal; // запуско формы о программеfinally AboutBox.Free; // освобождение окна end;end;procedure Thtmlform.backbuttonClick(Sender:TObject);// процедура возвращения на предыдущую страницуbegin with Viewer do begin if Sender = BackButton then// формирование истории HistoryIndex := HistoryIndex +1Else// формирование истории HistoryIndex := HistoryIndex -1; end;end;procedure Thtmlform.HistoryClick(Sender:TObject);// загрузка по истории просмотраbegin Viewer.HistoryIndex := (Sender as TMenuItem).Tag;end;procedure Thtmlform.RzBitBtn1Click(Sender:TObject);// закрытия окна просмотраbegin htmlform.Close;// передача управления в главное окно mainform.Visible:=true;end;procedure Thtmlform.RzBitBtn2Click(Sender:TObject);// выход и закрытие окнаbegin htmlform.close; mainform.RzButton1Click(sender);end;procedure Thtmlform.ViewerHistoryChange(Sender:TObject);// просмотр истории просмотра страницvar I: integer; // указатель на текущую страницу Cap: string[80]; // массив для сохраненияBegin// работа с событием по просмотру with Sender as TFrameViewer do begin {check to see which buttons are to be enabled} FwdButton.Enabled := FwdButtonEnabled; BackButton.Enabled := BackButtonEnabled; {Enable and caption the appropriate history menuitems} HistoryMenuItem.Visible := History.Count > 0; for I := 0 to MaxHistories-1 do with Histories[I] do if I < History.Count then Begin Cap := History.Strings[I]; if TitleHistory[I] <> '' then Cap := Cap + '--' + TitleHistory[I]; Caption := Cap; {Cap limits string to 80 char} Visible := True; Checked := I = HistoryIndex; end else Histories[I].Visible := False; end;end;end.// модуль тестированияunit test;interfaceuses // используемые библиотеки Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, RzButton, ExtCtrls, RzPanel, RzRadChk, RzRadGrp, StdCtrls, Mask, RzEdit,main;Type // компоненты формы тестирования, кнопки и панели TTestForm = class(TForm) RzPanel1: TRzPanel; RzButton1: TRzButton; RzPanel2: TRzPanel; RzButton2: TRzButton; RzButton3: TRzButton; RzButton4: TRzButton; RzButton5: TRzButton; RzButton6: TRzButton; RzPanel3: TRzPanel; RzPanel4: TRzPanel; RzCheckGroup1: TRzCheckGroup; // группы для фиксации правильных ответов RzCheckBox1: TRzCheckBox; RzCheckBox3: TRzCheckBox; RzCheckBox2: TRzCheckBox; RzPanel5: TRzPanel; RzBitBtn1: TRzBitBtn; // кнопки RzBitBtn2: TRzBitBtn; RzEdit1: TRzEdit; // окна редактирования RzEdit2: TRzEdit; Label1: TLabel; // надписи Label2: TLabel;// заголовки процедур модуляprocedure RzBitBtn1Click(Sender:TObject);procedure RzButton6Click(Sender:TObject);procedure RzButton4Click(Sender:TObject);procedure RzButton3Click(Sender:TObject);procedure RzButton2Click(Sender:TObject);procedure RzButton5Click(Sender:TObject);procedure RzBitBtn2Click(Sender:TObject);procedure RzButton1Click(Sender:TObject); private { Private declarations } public { Public declarations } end;var TestForm: TTestForm; // экземпляр формы j:integer; // счетчик a:array[0..10] of word; // массив ответов t,s:word; //переменные циклов gf1:TOtvetFile; // файл для чтения и записи ответовimplementation{$R *.dfm}procedure TTestForm.RzBitBtn1Click(Sender:TObject);begin// процедура отображения и фиксации ответов на вопросы a[cur_vopros]:=0;// проверка указанного ответаif testform.RzCheckBox1.Checked then a[cur_vopros]:=1;if testform.RzCheckBox2.Checked then a[cur_vopros]:=2;if testform.RzCheckBox3.Checked then a[cur_vopros]:=3;// текущий вопросcur_vopros:=cur_vopros+1;testform.RzCheckBox1.Checked:=false;testform.RzCheckBox2.Checked:=false;testform.RzCheckBox3.Checked:=false;// выбор правильного ответаif cur_voprosvopros[t].prav then begin s:=s+1; student.v[t]:='-'; end;end;// вывод на экранshowmessage('Количество вопросов = '+inttostr(cur_vopros-1)+ ' Количество ошибок = '+inttostr(s) ) ; {*****************************} gShortFileName1 := 'test.txt'; gFileName1 := ExtractFilePath(Application.ExeName) + '\' + gShortFileName1; AssignFile(gF1, gFileName1); if FileExists(gFileName1) then begin Reset(gF1); while not Eof(gF1) do begin //Читаем записи только для того, чтобы перемещать файловый указатель. Read(gF1, f_student); end; end else begin //Создаём файл. И открываем созданный файл в режиме "только запись". Rewrite(gF1); end;// запись результатов теста student.datetest:=datetostr(now); student.vsego:= cur_vopros-1; student.osh:= s; cur_vopros:=0; //Записываем данные о погоде в файл. Write(gF1, student); //Закрываем файл. CloseFile(gF1); testform.RzBitBtn2.Visible:=true;end;end;procedure TTestForm.RzBitBtn2Click(Sender:TObject);// процедура смены панелейbegintestform.RzPanel1.Visible:=true;testform.RzPanel3.Visible:=false;end;procedure TTestForm.RzButton1Click(Sender:TObject);begin// процедура входа в тестирующую процедуру и отображение теста по разделу//'Информационные технологии. Основные понятия'; if ((testform.RzEdit1.Text<>'') and (testform.RzEdit2.Text<>'')) then begin cur_tem:=0;cur_vopros:=0;testform.RzPanel1.Visible:=false;testform.Left:=100; testform.Height:=450; testform.Width:=405;testform.RzPanel3.Visible:=true; student.FIO:=testform.RzEdit1.Text; student.Nomer:=testform.RzEdit2.Text;testform.RzPanel4.Caption:='Информационные технологии. Основные понятия'; student.test:=testform.RzPanel4.Caption;// и мя файла с вопросами gShortFileName := 'v'+inttostr(cur_tem)+'.txt'; gFileName := ExtractFilePath(Application.ExeName) + gShortFileName; AssignFile(gF, gFileName); Reset(gF); j:=1;// чтение вопросов while not(eof(gf)) do begin read(gF, vopros[j]); j:=j+1; end; //Закрываем файл. cur_count:=j; CloseFile(gF); testform.RzBitBtn2.Visible:=false;; testform.RzBitBtn1.Click; end else ShowMessage('Не введелия фамилия студента или номер группы')end;procedure TTestForm.RzButton2Click(Sender:TObject);// процедура входа в тестирующую процедуру и отображение теста по разделу//'ИТ автоматизации офиса и обработки документов';begin if ((testform.RzEdit1.Text<>'') and (testform.RzEdit2.Text<>'')) then begin student.FIO:=testform.RzEdit1.Text; student.Nomer:=testform.RzEdit2.Text; cur_tem:=1;cur_vopros:=0;testform.RzPanel1.Visible:=false;testform.Left:=100; testform.Height:=450; testform.Width:=405;testform.RzPanel3.Visible:=true;testform.RzPanel4.Caption:='ИТ автоматизации офиса и обработки документов'; student.test:=testform.RzPanel4.Caption;// имя файла gShortFileName := 'v'+inttostr(cur_tem)+'.txt'; gFileName := ExtractFilePath(Application.ExeName) + gShortFileName; AssignFile(gF, gFileName);// подготовка к чтению Reset(gF); j:=1; while not(eof(gf)) do begin// чтение вопросов read(gF, vopros[j]); j:=j+1; end; //Закрываем файл. cur_count:=j; CloseFile(gF); testform.RzBitBtn2.Visible:=false;; testform.RzBitBtn1.Click; end else ShowMessage('Не введелия фамилия студента или номер группы')end;procedure TTestForm.RzButton3Click(Sender:TObject);// процедура входа в тестирующую процедуру и отображение теста по разделу//'Мультимедийные технологии';//аналогичная процедураbegin if ((testform.RzEdit1.Text<>'') and (testform.RzEdit2.Text<>'')) then begin student.FIO:=testform.RzEdit1.Text; student.Nomer:=testform.RzEdit2.Text; cur_tem:=2;cur_vopros:=0;testform.RzPanel1.Visible:=false;testform.Left:=100; testform.Height:=450; testform.Width:=405;testform.RzPanel3.Visible:=true;testform.RzPanel4.Caption:='Мультимедийные технологии'; student.test:=testform.RzPanel4.Caption;gShortFileName := 'v'+inttostr(cur_tem)+'.txt'; gFileName := ExtractFilePath(Application.ExeName) + gShortFileName; AssignFile(gF, gFileName); Reset(gF); j:=1; while not(eof(gf)) do begin read(gF, vopros[j]); j:=j+1; end; //Закрываем файл. cur_count:=j; CloseFile(gF); testform.RzBitBtn2.Visible:=false;; testform.RzBitBtn1.Click; end else ShowMessage('Не введенна фамилия студента или номер группы')end;procedure TTestForm.RzButton4Click(Sender:TObject);// процедура входа в тестирующую процедуру и отображение теста по разделу//'Кросс технологии. Видео и телеконференции';//аналогичная процедураbegin if ((testform.RzEdit1.Text<>'') and (testform.RzEdit2.Text<>'')) then begin student.FIO:=testform.RzEdit1.Text; student.Nomer:=testform.RzEdit2.Text; cur_tem:=3;cur_vopros:=0;testform.RzPanel1.Visible:=false;testform.Left:=100; testform.Height:=450; testform.Width:=405;testform.RzPanel3.Visible:=true;testform.RzPanel4.Caption:='Кросс технологии. Видео и телеконференции'; student.test:=testform.RzPanel4.Caption;gShortFileName := 'v'+inttostr(cur_tem)+'.txt'; gFileName := ExtractFilePath(Application.ExeName) + gShortFileName; AssignFile(gF, gFileName); Reset(gF); j:=1; while not(eof(gf)) do begin read(gF, vopros[j]); j:=j+1; end; //Закрываем файл. cur_count:=j; CloseFile(gF); testform.RzBitBtn2.Visible:=false;; testform.RzBitBtn1.Click; end else ShowMessage('Не введенна фамилия студента или номер группы')end;procedure TTestForm.RzButton5Click(Sender:TObject);// закрытие формы и передача управленияbegin testform.Close;// в главное окно mainform.Visible:=true;end;procedure TTestForm.RzButton6Click(Sender:TObject);// процедура входа в тестирующую процедуру и отображение теста по разделу//'Internet, emaile, IP-телефония';//аналогичная процедураbeginif ((testform.RzEdit1.Text<>'') and (testform.RzEdit2.Text<>'')) then begin student.FIO:=testform.RzEdit1.Text; student.Nomer:=testform.RzEdit2.Text; cur_tem:=4;cur_vopros:=0;// настройкаtestform.RzPanel1.Visible:=false;testform.Left:=100; testform.Height:=450; testform.Width:=405;testform.RzPanel3.Visible:=true;testform.RzPanel4.Caption:='Internet, emaile, IP-телефония'; student.test:=testform.RzPanel4.Caption;// имя файла gShortFileName := 'v'+inttostr(cur_tem)+'.txt'; gFileName := ExtractFilePath(Application.ExeName) + gShortFileName; AssignFile(gF, gFileName); Reset(gF); j:=1; while not(eof(gf)) do begin// чтение read(gF, vopros[j]); j:=j+1; end; //Закрываем файл. cur_count:=j; CloseFile(gF); testform.RzBitBtn2.Visible:=false;; testform.RzBitBtn1.Click; end else ShowMessage('Не введена фамилия студента или номер группы')end;end.


1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютера (педагогика третьего тысячелетия). М.: Изд-во Моск. психол.-соц. Ин-та-Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2002. - 352 с.
2. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003
3. Челышкова М.Б. Адаптивное тестирование в образовании М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003.- 440 с.
4. Каймин В.А., Горелов Ю.Н., "Об электронных учебниках по информатике и финансовому менеджменту", / Материалы конференции "Информационные технологии в образовании", Троицк. 1998.
5. Смирнов А.Н. Проблемы электронного учебника // "Математика в школе", 2000 год., №5.
6. Гиндикин С.Г., Рассказы о физиках и математиках. - 3-е изд., расширенное. М.: МЦНМО, 2001. - 448 с/
7. Архангельский А.Я. 100 компонентов общего назначения библиотеки Delphi 5. — М.: Бином, 1999. — 266 с.
8. Архангельский А.Я. Программирование в Delphi 6. — М.: Бином, 2001. — 564 с.
9. Архангельский А.Я. Язык SQL в Delphi 5. — М.: Бином, 2000. — 205 с.
10. Буч Г. Объектно-ориентированное проектирование с примерами применения. М., 1992. - 654с.
11. Гофман В.Э. Хомоненко А.Д. Delphi 5. - СПб.: - Санки-Петербург, 2000. –800с.
12. Гофман В.Э. Хомоненко А.Д. Delphi 6. - СПб.: - Санки-Петербург, 2001. –1145с.
13. Культин Н.Б. Delphi 6: Программирование на OBJECT PASCAL. — М.: Бином, 2001. — 526 с.
14. Культин Н.Б. Delphi 7: Программирование на OBJECT PASCAL. — М.: Бином, 2003. — 535 с.
15. Шумаков П.В., Фаронов В.В. Delphi 5. Руководство разработчика баз данных. — М.: Нолидж, 2000. — 635 с.
16. Якобсон А., Буч Г., Рамбо, Дж Унифицированный процесс разработки программного обеспечения. - СПб.: Питер,2002.-496 с.

Вопрос-ответ:

Для чего нужно технико-экономическое обоснование разработки дипломной работы The Abstract3?

Технико-экономическое обоснование разработки нужно для определения целесообразности и эффективности создания электронного учебника. В ходе обоснования производится анализ рынка, расчет затрат и ожидаемой прибыли, определение конкурентоспособности продукта.

Какая цель работы предлагается в дипломной работе The Abstract3?

Целью работы является разработка электронного учебника, который будет использоваться в образовательном процессе. Задача заключается в создании удобного и функционального инструмента для обучения студентов.

Какое назначение и область применения имеет разрабатываемый электронный учебник, описанный в дипломной работе The Abstract3?

Назначение разрабатываемого электронного учебника состоит в облегчении процесса обучения студентов по соответствующей дисциплине. Он предназначен для использования в образовательных учреждениях, а также может быть полезным для самостоятельного обучения.

Какой вклад электронный учебник вносит в образовательный процесс, согласно дипломной работе The Abstract3?

Электронный учебник вносит значительный вклад в образовательный процесс, предоставляя студентам удобный доступ к информации, позволяющий более эффективно усваивать учебный материал, выполнять практические задания и проверять свои знания.

Каким требованиям должны соответствовать электронные учебники и тестирующие системы, согласно дипломной работе The Abstract3?

Электронные учебники и тестирующие системы должны быть удобными в использовании, иметь понятный и интуитивно понятный интерфейс, обеспечивать возможность интерактивного обучения и проверки знаний, быть доступными на разных устройствах и операционных системах.

Какова цель работы?

Целью работы является разработка электронного учебника и его внедрение в образовательный процесс.

В какой области может применяться разрабатываемый электронный учебник?

Разрабатываемый электронный учебник может применяться в любой области, где требуется обучение с использованием современных технологий.

Какие требования предъявляются к электронным учебникам и тестирующим системам?

К электронным учебникам и тестирующим системам предъявляются требования относительно удобства использования, наглядности материалов, доступности для разных категорий пользователей.

Какая информация содержится в технико-экономическом обосновании разработки?

В технико-экономическом обосновании разработки содержатся данные о затратах, ожидаемых доходах, прогнозируемых результатах и другие экономические показатели, а также технические характеристики проекта.

Зачем нужен электронный учебник в образовательном процессе?

Электронный учебник облегчает процесс обучения, позволяет ученикам получать доступ к материалам в любое удобное для них время и обучаться в интерактивном формате.

Какие задачи решает разработка электронного учебника?

Разработка электронного учебника имеет несколько задач. Одна из них - обеспечение доступа к образовательным материалам в электронном формате, что позволяет обучающимся получать знания гибким и удобным способом. Другая задача - создание интерактивных и мультимедийных материалов, которые позволяют сделать процесс обучения более интересным и эффективным. Кроме того, разработка электронного учебника может включать создание системы тестирования и контроля знаний, что позволяет преподавателям оценивать успеваемость студентов.