Роль музея в эстетическом воспитании ребенка.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 3131 страница
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 05.09.2011
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания школьников в процессе взаимодействия школы и художественного музея
1.1. Эстетическое воспитание в системе общекультурного воспитания
1.2. Содержание, методы, средства художественного музея в эстетическом воспитании школьников
1.3. Музейная экспозиция как феномен культуры, связанный с формированием и развитием общекультурного процесса и эстетического воспитания
Глава 2. Педагогические условия эстетического воспитания школьников на основе взаимодействия музея и школы
2.1. Психолого-педагогические основы деятельности художественного музея в эстетическом воспитании
2.2. Школьный музей как структурно-функциональная модель эстетического воспитания школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ









Фрагмент для ознакомления

В количественном отношении они стали преобладать над всеми другими группами музеев, образующих структуру музейной сети страны. Из среды школьных выделяются музеи-лидеры, которые формируют облик школьного музея этого времени и оказывают влияние на остальные.К числу подобных относится музей ленинградской средней школы № 235 "А музы не молчали", где удалось так организовать поисковую деятельность школьников, что музей стал обладателем уникальных материалов, посвященных искусству и литературе блокадного Ленинграда.В основе поисковой деятельности учащихся челябинской школы № 109 лежал принцип, который вообще обеспечивает жизнеспособность школьного музея. Для своего музея "Судьба семьи в судьбе страны" дети собирали материалы о близких людях: родственниках, родителях, учителях, - в судьбах которых отразилась история родины. Они проникались уважением к старшему поколению семьи, к ее традициям, что, конечно, самым положительным образом влияло на отношение поколений друг к другу.Созданный в московской школе № 113 Музей Л.Н. Толстого замечателен тем, что почти каждый учащийся был причастным к его деятельности. Здеськаждый месяц объявлялся общешкольный День сбора материалов. Причем этими материалами оказывались, например, яркие изречения, найденные детьми при чтении произведений писателя, сочинения школьников, их иллюстрации к произведениям Толстого. Все эти материалы, которые можно было взять в руки, посмотреть, полистать, экспонировались в подвижной части экспозиции – на трех столах, где каждый день менялись экспонаты.Тот же принцип - экспозиция как открытая система - лежал в основе Музея Е.А. Баратынского в школе № 34 Казани, где регулярно устаивались выставки новых поступлений, т.е. показывалось то, что было собрано в результате поисковой деятельности школьников. "Экспозиция, в которой можно легко менять материал,- как совершенно верно замечает А.К.Ломунова, - дает возможность проводить в музее разнообразные игры и викторины с детьми. Например, школьники должны найти "заблудившиеся" экспонаты или вернуть на место "сбежавшие" этикетки".Музейно-выставочный комплекс, посвященный С.А Есенину, московской школы № 641 и открытый к столетию поэта, не только стимулировал творческую работу школьного коллектива, но повлиял на жизнь близлежащих школ. Созданный по инициативе и при участии школы фильм "Тропа к Есенину" был распространен по школам района, в подготовке самодеятельного номера журнала "Мирок" (в нем были опубликованы юношеские стихи поэта) приняли участие коллективы окрестных школ, поэтический праздник на Есененском бульваре готовили вместе с Центром детского творчества "Кузьминки".Музей биологии школы № 3 г. Ухты вырос из экспедиций, которые сначала проводились под руководством учителей членами биологического кружка, а затем практически всеми классами. Некоторые из школьников так увлеклись исследовательской работой, что сделали научные открытия, например, им удалось отыскать новый вид бабочек. (В музее есть специальная доска, на которой указываются фамилии тех, кто сделал что-либо ценное для науки). Но одновременно собранные материалы стали использоваться на уроках, помогая тем самым педагогу активизировать самостоятельную работу учащихся, научить их извлекать знания в процессе наблюдения. Так, при изучении темы "Приспособляемость организмов" перед школьниками стояла задача, рассматривая экспонаты, найти примеры покровительственной и предостерегающей окраски животных тундры тайги, пустыни, обитателей морских и пресных вод, сделать выводы, рассказать о своих наблюдениях.Музей школы № 2 "Природа и человек" Южно-Сахалинска стал своеобразным учебным кабинетом для проведения уроков географии, биологии, его коллекции использовались во внеурочное время (например, при проведении бесед "О хлебе"), а кроме того сюда приходили жители города. Особый интерес у посетителей вызывали две рукописные Красные книги, которые создавались детьми во время экспедиций. В них - изображения редких исчезающих животных, которые воспринимались как знак беды, нависшие над живой природой.Таковы некоторые примеры, подтверждающие актуальность школьных музеев. Однако в 1990-ых гг. они переживают известный кризис и подвергаются модификациям, связанным с коренными изменениями в общественной и экономической жизни страны. Часть музеев приходит в упадок либо закрывается, что объясняется сменой идеологических приоритетов (вследствие чего некоторые музеи, прежде всего военно-исторического профиля, теряют актуальность), слабой преемственностью в работе руководителей (на смену энтузиастом 1970-1980 гг. не всегда приходят новые кадры), материальными трудностями и отсутствием правового статуса школьного музея. С другой стороны, некоторым музеям удается не только "выжить" в условиях нового времени, но и отразить его требования и тенденции. Поэтому "кризис" можно расценивать как обретение школьным музеем нового качества. Этот процесс связан с осознанием того, что школьный музей представляет собой открытую систему. В чем же его особенность как открытой системы?Школьный музей служит своим творцам. Те, кто создают этот музей (актив, учащиеся и педагоги школы, совет содействия и пр.), являются и его основными "потребителями" или "пользователями". Это отличает его от многих других музеев, которые создаются одной группой лиц (специалисты-музеологи) для другой (аудитория).Школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через свои собрания и формы деятельности он связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин и с дополнительным образованием учащихся. Подобная связь существует между школой и музеями других типов, но не является столь тесной и интенсивной.Школьный музей более, чем какой-либо другой, включен в жизнь местного сообщества, а "качество жизни" его самого непосредственным образом связано с отношением к нему со стороны местной администрации (включая учебный округ района и методический центр руководства работой музея), а также - близлежащих предприятий и учреждений, местных средств массовой информации и, наконец, жителей района (в том числе и прежде всего проживающих на данной территории родителей учащихся).Актуализация школьного музея как открытой системы связана с четким осознанием следующих позиций.Создание в школе музея, который мало чем отличается от государственных по содержанию и оформлению, едва ли можно признать главным положительным итогом работы учащихся и учителей. Термин школьный должен определять не местонахождение, а специфику музея. Он нужен школе в той степени, в какой оказывается не церемониальным залом, куда приглашают почетных гостей или где проводят торжественные линейки, а побудителем творческой активности детей, способом улучшения и углубления их контактов с педагогом, средством обогащения учебного процесса. Так было в период зарождения школьного музея в России, таковыми должны остаться критерии оценки его деятельности и в настоящем.Думается, что школьный музей актуален тогда, когда он не стремится походить на классическое музейное учреждение. А в таком музее ценность музейного предмета определяется его образовательным назначением.Школьный музей призван оставаться по преимуществу музеем детского творчества и детского труда, а потому ключевыми для характеристики его деятельности должны быть слова поиск - открытие - творчество. Это музей, который создается детьми и одновременно для детей.Его специфика в том, что он входит структуру школы, отвечает ее потребностям. А потому правомерность существования и эффективность деятельности школьного музея определяются, во-первых, степенью включенности в его работу учащихся той или иной школы (по возможности всех, а не только членов актива музея) и, во-вторых, использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе (не только учителями-энтузиастами, а всем педагогическим коллективом).ЗАКЛЮЧЕНИЕУникальная роль музея в формировании лучших человеческих качеств общепризнанна и неоспорима. Уникальность воздействия музея определяется подлинным произведением, которое представляет собой результат творческой, интеллектуальной деятельности художника. Особенность его в том, что идеалы и суждения ушедших эпох передаются современнику через конкретный вещественный памятник. Пройдя ценностный анализ, включенное в среду музейного общения, произведение искусства становится музейным экспонатом. В современных условиях музейная экспозиция понимается как визуально-пространственный текст, своеобразная музейная модель мира, обращенная к зрителю. Это обеспечивает вхождение ребенка в экспозицию как в образовательное пространство. В основе всех видов и форм музейной коммуникации лежит процесс восприятия. Его основа – непрерывный комплекс ощущений в пространстве и времени, и, по данным исследований современных психологов, именно зрительное восприятие – наиболее важная и развитая для процесса познания система. Особенность коммуникативного пространства художественного музея, его основное отличие от музеев исторических, литературных, естественнонаучных, где главной функцией экспозиции является ее информативность, заключается прежде всего в том, чтобы возбудить у зрителя художественное восприятие, эстетическое переживание произведений искусства. Основы организации единого образовательного пространства школы и художественного музея с целью эстетического воспитания учащихся средних и старших классов и повышения эстетической воспитанности учащихся предполагают взаимосвязь эстетического восприятия, духовного переживания художественного образа и продуктивной творческой деятельности учеников в музейной среде и в школе, где школьники получают эстетические знания и умения, опыт эмоционального и художественно-ценностного отношения к миру и человеку в нем, опыт творческой и коммуникативной деятельности.Организационно-педагогические условия реализации эффективного взаимодействия школы и художественного музея (учёт возрастных особенностей школьников; внимание к индивидуальным особенностям и запросам учеников; использование различных видов искусства; включение художественного музея в образовательную среду) обеспечивают эстетическое воспитание учащихся средних и старших классов.Одна из главных задач, которая стоит сегодня перед работниками учреждений культуры и образования - это воспитание национально-сознательного человека, осведомленного в вопросах истории и культуры Отечества, небезразличного к наследию своих предков. Систематическое же посещение музеев на протяжении средней школы, будет содействовать пропаганде историко-культурного наследия.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫБакушинский А.В. Музейно-педагогические экскурсии. - М., 1919. – 20 C.Шиллер Ф. П. Письма из мертвого дома / сост., пер. с нем., примеч., послесл. Дизендорфа В. Ф.; Общест. акад. наук рос. немцев. – М., 2002. – 1024 c.Словарь актуальных музейныхтерминов // Музей. - № 5. – 2009. Мелик-Пашаев А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников. // Вопросы психологии.- 1989.-№1.Арзамасцев В.П. О семантической структуре музейной экспозиции // Музееведение. На пути к музею XXI века. – М., 1989. – 81 c.Верб Э.А. Эстетическая культура школьника: Курс лекций для студентов педагогических вузов и учителей. СПб.: Образование, 1997. – 110 c. Гончаров И.А. Социальные и эстетические характеристики гуманитарного знания. Сыктывкар: СГУ, 1995.– 31c.Дукельский В.Ю. Терминология музейного предмета. // Музейные термины. Терминологические проблемы музееведения. - М.,1986. – 230 c.Зонина С.Н. Эстетическое воспитание школьников средствами музейной экспозиции. Дисс. канд. пед. наук. М., 1999. – 204 c.Инновационные технологии образовательной области «Искусство». Материалы Педагогических чтений «Интеграция в художественной педагогике: методология, методы, технологии». М, 2000. – 355 c.Мазный Н.В. Музейная выставка: история, проблемы, перспективы / Н.В. Мазный, Т.П. Поляков Э.А. Шулепова. - М. : РИК, 1997. – 211 c.Майстровская М. Музейный образ – поиски и находки (экспозиционное искусство 90-х годов) //Музееведение. На пути к музею XXI века: музейная экспозиция. – М., 1996. – 365 c.Мальцева Л.В.Эстетическое воспитание школьников 1-7 классов общеобразовательной школы средствами декоративно-прикладной композиции. Дисс. .канд. пед. наук. Краснодар, 2006. – 184 c.Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина. // Культурно-образовательная деятельность музеев: Сб. статей. М., 1997.- 128 c.МихайловскаяА.И. Музейная композиция (организация и техника)/ - М., 1964. –64 c.Музеи России: поиски, исследования, опыт работы. Сборник научных трудов. Вып.5 Педагогика и культурология музейной деятельности. СПб.: ЭКО, 1999.– 163 c.Музей и школа: диалог в образовательном пространстве. Вып.1. «Направление поиска». Сборник статей. СПб: Специальная литература, 1996. – 108 c.Музей и школа: диалог в образовательном пространстве. Вып.2. «Образ и мысль». Сборник статей. СПб: Специальная литература, 1997. – 544 c.Музейная педагогика в школе. - Вып. 2. - СПб., 2000.– 207 c.Некрасова-Каратеева O.Н. К проблеме музея детского художественного творчества. // Международный музейно педагогический семинар «Здравствуй, музей». Тезисы семинара. - СПб.: Образование-культура, 1995. – 207 c.Некрасова-Каратеева O.Н., Осорина М.В. Психологические особенности восприятия картины зрителем ребенком в музее. / Художественный музей и образование. - СПб.: Образование-культура, 1998.– 432 c. Общие вопросы искусства. Эстетическое воспитание. – Вып.2. – М.: ВЛАДОС. – 2011. – 96 c.Поляков Т.П. Образно – сюжетный метод в системе взаимосвязей традиционных методов построенияэкспозиции // Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: Сб. науч. тр. [Редкол.: В Ю. Дукельский (отв. ред.) и др.]. – М. : НИИК, 1989. – 257 c.Решетников Н.И. Музееведние. Курс лекций. Часть 1. – М. : МГУКИ, 2000. – 256 c. Столяров Б.А. Музейная педагогика - профессия. //Музей и образование: Сб. научн. тр. СПб, 1999 . – 184 c. Фролов А.И. Советские музеи в зеркале прессы // Музееведение. На пути к музею XXI века. – М., 1989. – 375 c.Эренгросс Б.А. Удивительная наука эстетика.- М.: Детская литература, 1977. – 223 c.Юренева М.Ю. Музей в мировой культуре. М., 2003. – 536 c.Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. Учебное пособие по музейной педагогике. – М. 2001.– 223 c.Музей и школа. // www.riku.ru

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Бакушинский А.В. Музейно-педагогические экскурсии. - М., 1919. – 20 C.
2.Шиллер Ф. П. Письма из мертвого дома / сост., пер. с нем., примеч., послесл. Дизендорфа В. Ф.; Общест. акад. наук рос. немцев. – М., 2002. – 1024 c.
3.Словарь актуальных музейных терминов // Музей. - № 5. – 2009.
4.Мелик-Пашаев А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников. // Вопросы психологии.- 1989.-№1.
5.Арзамасцев В.П. О семантической структуре музейной экспозиции // Музееведение. На пути к музею XXI века. – М., 1989. – 81 c.
6.Верб Э.А. Эстетическая культура школьника: Курс лекций для студентов педагогических вузов и учителей. СПб.: Образование, 1997. – 110 c.
7. Гончаров И.А. Социальные и эстетические характеристики гуманитарного знания. Сыктывкар: СГУ, 1995. – 31c.
8.Дукельский В.Ю. Терминология музейного предмета. // Музейные термины. Терминологические проблемы музееведения. - М.,1986. – 230 c.
9.Зонина С.Н. Эстетическое воспитание школьников средствами музейной экспозиции. Дисс. канд. пед. наук. М., 1999. – 204 c.
10.Инновационные технологии образовательной области «Искусство». Материалы Педагогических чтений «Интеграция в художественной педагогике: методология, методы, технологии». М, 2000. – 355 c.
11.Мазный Н.В. Музейная выставка: история, проблемы, перспективы / Н.В. Мазный, Т.П. Поляков Э.А. Шулепова. - М. : РИК, 1997. – 211 c.
12.Майстровская М. Музейный образ – поиски и находки (экспозиционное искусство 90-х годов) //Музееведение. На пути к музею XXI века: музейная экспозиция. – М., 1996. – 365 c.
13.Мальцева Л.В.Эстетическое воспитание школьников 1-7 классов общеобразовательной школы средствами декоративно-прикладной композиции. Дисс. .канд. пед. наук. Краснодар, 2006. – 184 c.
14.Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина. // Культурно-образовательная деятельность музеев: Сб. статей. М., 1997.- 128 c.
15.Михайловская А.И. Музейная композиция (организация и техника)/ - М., 1964. – 64 c.
16.Музеи России: поиски, исследования, опыт работы. Сборник научных трудов. Вып.5 Педагогика и культурология музейной деятельности. СПб.: ЭКО, 1999. – 163 c.
17.Музей и школа: диалог в образовательном пространстве. Вып.1. «Направление поиска». Сборник статей. СПб: Специальная литература, 1996. – 108 c.
18.Музей и школа: диалог в образовательном пространстве. Вып.2. «Образ и мысль». Сборник статей. СПб: Специальная литература, 1997. – 544 c.
19.Музейная педагогика в школе. - Вып. 2. - СПб., 2000. – 207 c.
20.Некрасова-Каратеева O.Н. К проблеме музея детского художественного творчества. // Международный музейно педагогический семинар «Здравствуй, музей». Тезисы семинара. - СПб.: Образование-культура, 1995. – 207 c.
21.Некрасова-Каратеева O.Н., Осорина М.В. Психологические особенности восприятия картины зрителем ребенком в музее. / Художественный музей и образование. - СПб.: Образование-культура, 1998. – 432 c.
22. Общие вопросы искусства. Эстетическое воспитание. – Вып.2. – М.: ВЛАДОС. – 2011. – 96 c.
23.Поляков Т.П. Образно – сюжетный метод в системе взаимосвязей традиционных методов построения экспозиции // Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: Сб. науч. тр. [Редкол.: В Ю. Дукельский (отв. ред.) и др.]. – М. : НИИК, 1989. – 257 c.
24.Решетников Н.И. Музееведние. Курс лекций. Часть 1. – М. : МГУКИ, 2000. – 256 c.
25. Столяров Б.А. Музейная педагогика - профессия. //Музей и образование: Сб. научн. тр. СПб, 1999 . – 184 c.
26. Фролов А.И. Советские музеи в зеркале прессы // Музееведение. На пути к музею XXI века. – М., 1989. – 375 c.
27.Эренгросс Б.А. Удивительная наука эстетика.- М.: Детская литература, 1977. – 223 c.
28.Юренева М.Ю. Музей в мировой культуре. М., 2003. – 536 c.
29.Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. Учебное пособие по музейной педагогике. – М. 2001. – 223 c.
30.Музей и школа. // www.riku.ru

Вопрос-ответ:

Какова роль музея в эстетическом воспитании ребенка?

Музей играет важную роль в эстетическом воспитании ребенка, так как предоставляет возможность ознакомиться с различными формами искусства, расширить кругозор и развить творческое мышление.

Каковы теоретические основы эстетического воспитания школьников?

Теоретические основы эстетического воспитания школьников заключаются в изучении и формировании эстетической культуры, развитии творческих способностей, воспитании потребности в прекрасном и развитии эстетического вкуса.

Какие методы и средства используются художественным музеем в эстетическом воспитании школьников?

Художественные музеи используют различные методы и средства для эстетического воспитания школьников, такие как проведение выставок, мастер-классов, экскурсий, организация творческих занятий и др.

Как музейная экспозиция связана с формированием и развитием общекультурного процесса и эстетического воспитания?

Музейная экспозиция представляет собой важный элемент культуры, через который передаются ценности и идеалы общества. Она способствует формированию общекультурного процесса и развитию эстетического воспитания, так как позволяет ребенку ознакомиться с разнообразием искусства и открыть для себя новые миры красоты и творчества.

Какие педагогические условия необходимы для эстетического воспитания школьников?

Для эстетического воспитания школьников необходимы такие педагогические условия, как наличие художественного музея, умение педагогов организовать образовательный процесс, создание привлекательной и стимулирующей среды, развитие творческого мышления и воображения у детей.

Зачем нужен музей в эстетическом воспитании ребенка?

Музей играет важную роль в эстетическом воспитании ребенка, поскольку предоставляет уникальную возможность познакомиться с различными проявлениями искусства и культуры. Взаимодействие с произведениями искусства расширяет кругозор, развивает творческое мышление, фантазию и эстетический вкус ребенка.

Какое место занимает эстетическое воспитание в системе общекультурного воспитания?

Эстетическое воспитание является одной из важных составляющих системы общекультурного воспитания. Через познание искусства и культуры, ребенок развивает свое восприятие и владение средствами художественной выразительности, учится ценить и понимать красоту, формирует свой эстетический вкус и активно включается в культурную жизнь общества.

Какие методы и средства художественного музея используются в эстетическом воспитании школьников?

Художественный музей использует разнообразные методы и средства, чтобы эффективно воспитывать эстетический вкус у школьников. Это могут быть экскурсии, мастер-классы, лекции, интерактивные программы, выставки и многое другое. Они позволяют детям познакомиться с различными видами искусства, развить свое творчество и выразительность, а также научиться анализировать и интерпретировать произведения искусства.