Лирическое и эпическое в творчестве О. Берггольц

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Русская литература
  • 1414 страниц
  • 4 + 4 источника
  • Добавлена 26.10.2013
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
1. Лирическое и эпическое начала в творчестве Ольги Берггольц 4
Заключение 13
Список литературы 14
Фрагмент для ознакомления

«Дневные звезды» - книга поэта, хотя и написанная прозой и лишь изредка в повествование включаются стихи «из тех, что пишутся на полях Главной книги» [1].Свободный переход от прозы к стихам и от стихов к прозе, а ещё чаще такая организация прозы, и внутренняя (насыщенность лиризмом), и внешняя (ритмическая), что проза уже воспринимается как стихи,-вот основной принцип повествования в «Дневных звездах». Ольга Берггольц пишет о поездке в «город детства»: маленький теплоходик выходит на просторы Большой Волги - «несказанный покой царит вокруг, и милая, добрая, не давящая, не поражающая дикой красотой, а ласкающая своим простором русская природа взахлеб, настежь, щедро раскрывалась перед глазами и сердцем... «Приюти ты в далях необъятных! Как и жить и плакать без тебя?» Я твердила эти строки Блока как собственную молитву. О, правда, даже плакать без тебя нельзя, даже горевать. Ничего нельзя. А если ты есть, то все будет, все вернется, даже то, что кажется сейчас невозвратимым. И даже любовь вернется... Строки стихов — чужих и своих — вскипали и уходили, и они были о разном, о многом...»[2,с.101].Обращение к далёкому, казалось бы, безвозвратно ушедшему прошлому, стремление услышать отзвук его в своём сегодняшнем состоянии - характерная черта всего творчества. Как свидетельствуют дневниковые записи Ольги Берггольц,она до последних дней работала над второй частью «Дневных звезд»: «Я буду продолжать эту повесть так же, перемежая сегодня и вчера, и, может быть, в этом отрывке будет больше прошлого, верней, того, что кажется прошлым. Если оно живет, оно всегда сегодняшнее, современное» [1].Новой вершиной творчестваОльги Берггольцстала итоговая книга стихов «Узел» (1965), которую поэтесса писала на протяжении почти 30 лет (с конца 30-х годов). Это, можно сказать, итог глубочайших размышлений большого художника о пережитом. Общая поэтическая мысль её- в стремлении осмыслить индивидуальную судьбу человека в связи с судьбой своего времени. Это лирический дневник, в котором Ольга Берггольц с документальной точностью и лирической свободой поведала о трагических разрывах времени, о разломах человеческой истории, о борениях личности.Название книги - «Узел» - очень точно передаёт замысел автора. Хотя стихотворения, которые составляют сборник, расположены не в хронологическом порядке, перед нами единая книга, последовательно развивающееся лирическое повествование. 4 цикла «Узла» - «Испытание», «Память», «Из ленинградских дневников», «Годы» - не только обладают внутренней цельностью, они сознательно соотнесены друг с другом. Через десятки страниц мы можем услышать ответ на вопрос, заданный в ранее расположенном цикле,- вопрос, обращённый автором к себе, собственной совести, судьбе, а подчас и истории. Через всю книгу, объединяя её, проходит сквозной мотив творчества поэтессы - мотив памяти.Память «диктовала» поэтессенаписать о трагедии поколений, потому что, по мысли Берггольц, «трагедия нашего поколения есть трагедия всего человечества»[1]; память помогла ей воссоздать «огромный нравственный опыт эпохи». «Узел» это не пессимистический сборник. Неразрывность и слитность чувств поэтессы с думами и переживаниями современников определяют внутренний оптимизм трагической итоговой книги стихов Берггольцисторизм ее мышления.В 60-70-е годы ОльгаБерггольц твёрдо отстаивала мысль: исторический опыт военных и противоречия мирных лет могут и должны стать одним из источников внутренней зрелости, мудрости людей. Главенствующая доминанта поэтического стиля Берггольц- интонация обостренно драматическая и очень личная, которая организует движение стиха, подчиняя себе средства поэтической выразительности: «Вот видишь -приходах пора звездопада,/И, кажется, время навек разлучаться... / А я лишь теперь понимаю, как надо / Любить, и жалеть, и прощать, и прощаться» [2, с.211].Поэзия Ольги Берггольц продолжила лучшие традиции русской классической лирики с её открытой гражданственностью и обнажённой исповедальностью.ЗаключениеОльга Берггольц вошла в историю русской литературы XX века как крупный и своеобразный художник, запечатлевший важнейшие страницы жизни своей страны. В литературно-общественной памяти своих современников и новых поколений она навсегда останется символом героического блокадного Ленинграда. Подобно А.Ахматовой, создавшей «Реквием» миллионам узников тюрем и концлагерей, Берггольц создала реквием сотням тысяч погибших ленинградцев. После смерти она хотела быть похороненной на Пискаревеком кладбище — вместе с 600000 блокадников, которые, безусловно, слушали, не могли не слушать ее голос. Но и это ей было запрещено. Список литературыБерггольц О. Ф. Трагедия моего поколения // Литературная газета.— 1990.— 18 июляБерггольцО. Ф.    Собрание сочинений в трех томах: т.3: стихотворения и поэма. Пьеса. Проза. 1954-1975. - Л.: Художественная литература, 1990. - 527с.Лебина Н. А.    ...Нас вместе называют - Ленинград // Вокруг света. - 2003. - № 10.- С.122-129Русские писатели XX века /Под ред. Н.Н. Скатова. – М.: Просвещение, 1998. – С. 165-174.

Список литературы
1. Берггольц О. Ф. Тра¬гедия моего поколения // Литературная газета.— 1990.— 18 июля
2. Берггольц О. Ф. Собрание сочинений в трех томах: т.3: стихотворения и поэма. Пьеса. Проза. 1954-1975. - Л.: Художественная литература, 1990. - 527с.
3. Лебина Н. А. ...Нас вместе называют - Ленинград // Вокруг света. - 2003. - № 10.- С.122-129
4. Русские писатели XX века /Под ред. Н.Н. Скатова. – М.: Просвещение, 1998. – С. 165-174.

Вопрос-ответ:

Какие особенности присутствуют в творчестве Ольги Берггольц?

В творчестве Ольги Берггольц присутствуют особенности сочетания лирического и эпического начал. Её книга "Дневные звезды" написана прозой, но иногда включает в себя стихи "из тех, что пишутся на полях Главной книги". В её произведениях свободно переходят проза и стихи, создавая ощущение объединения двух форм. Проза также насыщена лиризмом и имеет ритмическую структуру, что делает её похожей на стихотворение.

Какую книгу написала Ольга Берггольц?

Ольга Берггольц написала книгу под названием "Дневные звезды". Эта книга представляет собой сочетание прозы и стихов. Хотя она написана прозой, в нее включены стихи, которые пишутся на полях "Главной книги". В книге присутствует свободный переход от прозы к стихам и наоборот. Проза также насыщена лиризмом и имеет ритмическую структуру, поэтому ее можно воспринимать как стихотворение.

Какая книга Ольги Берггольц написана в прозе, но включает стихи?

Книга Ольги Берггольц под названием "Дневные звезды" написана в прозе, но в ней иногда включаются стихи "из тех, что пишутся на полях Главной книги". Этот переход от прозы к стихам и наоборот создает ощущение объединения двух форм. Проза в этой книге также насыщена лиризмом и имеет ритмическую структуру, что делает ее похожей на стихотворение.

Что представляет собой книга "Дневные звезды" Ольги Берггольц?

Книга "Дневные звезды" Ольги Берггольц представляет собой сочетание прозы и стихов. Она написана прозой, но иногда включает в себя стихи "из тех, что пишутся на полях Главной книги". В книге присутствует свободный переход от прозы к стихам и от стихов к прозе. Проза в ней также насыщена лиризмом и имеет ритмическую структуру, что придает ей поэтическое звучание.

Какие особенности характерны для лирического начала в творчестве Ольги Берггольц?

Особенностью лирического начала в творчестве Ольги Берггольц является ее способность свободно переходить от прозы к стихам и обратно. Также заметна насыщенность лиризмом и ритмическая организация прозы, благодаря чему проза уже воспринимается как стихи.

Что такое эпическое начало в творчестве Ольги Берггольц?

Эпическое начало в творчестве Ольги Берггольц - это прозаическая форма изложения, в которой доминируют повествовательные элементы. В отличие от лирического начала, эпическое насыщено деталями, событиями и описаниями.

Что можно сказать о книге "Дневные звезды" Ольги Берггольц?

Книга "Дневные звезды" является произведением поэта, в котором преобладает прозаическая форма, однако в него изредка включаются стихи. Это позволяет читателю ощутить свободный переход от прозы к стихам и обратно. Проза в "Дневных звездах" также насыщена лиризмом и имеет ритмическую организацию, что придает ей характер стихов.

Что отличает прозу Ольги Берггольц от стихов?

Проза Ольги Берггольц отличается от стихов тем, что она является более эпической формой изложения, где преобладают повествовательные элементы, детали и описания. Стихи же являются более лирической формой, где выражаются эмоции, чувства и внутренний мир автора.