Православные тенденции в стихах и прозе О. Берггольц.

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Русская литература
  • 2020 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 08.11.2013
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
нет
Фрагмент для ознакомления

И ничего не меняется. Ольгу Берггольц начинают травить, обвиняя в упадничестве, индивидуализме, в том, что допускает крупные ошибки, восхваляя «безыдейно-этическое» творчество Ахматовой. И тогда они с мужем спасаются бегством. И нет сил уже писать, вдохновение ушло, а сама Ольга от жизненный невзгод стала спиваться. Самоубийство она не могла себе позволить, воспитанная в православной вере, но доводила себя до могилы алкоголем. Но в памяти народа и по сей день живут ее бессмертные слова: «Никто не забыт, ничто не забыто».
Впрочем, относятся они не только к Великой Отечественной, но и к другой, подлой, внутренней войне, отобравшей у многих веру в справедливость. К кому-то эта самая справедливость пришла действительно поздно — после их смерти. XX съезд наконец-то дал дорогу многим стихам Берггольц о ее личной трагедии и о трагедии всего народа, и всё равно некоторые напечатали только посмертно.
Но даже здесь Ольга проявляет истинно христианское смирение. Не в силах ничего изменить в собственной судьбе, в полной мере осознавая всю бесчувственность истории, она, тем не менее, пытается изо всех своих сил помогать другим. Не только близким, не только дорогим ей и просто знакомым людям, но и абсолютно неизвестным жителям обледенелого Ленинграда, умиравшим от голода и фашистских преследований. Лирика поэта продолжает, несмотря ни на что, оставаться глубоко личной, по-женски тёплой, проникнутой душевным теплом — теплом, которое могло бы быть отдано детям и друзьям, но судьба распорядилась так, что они погибли, наверное, поэтому Берггольц, лично столкнувшаяся с болью, страданиями и смертью не теряет главного в нашей жизни — милосердия. Способности не только не упасть духом, но и продолжать сочувствовать, сопереживать бедам других, уметь утешить, желать помочь.
И правда, чем дальше, тем более явно звучит в ее стихах мотив Господа. Так, можно привести в пример стихотворение 1956 года «Рассыпали набор…»:
Рассыпали набор —
тягчайших дней,
Светлейших, пламенных —
Его не понимаю.
Рассыпали набор — всей книжки,
всей моей…
О, Господи, к Тебе в тоске, взываю…
Разобрали набор…
1959 год
В тоске, в тоске взываю. Безысходность, тоска, нет утешения, нет перемен. Так и жила Ольга Федоровна, топя свою тоску в стихах и алкоголе.
Но, подводя итоги, можно сказать следующее: Ольге Берггольц пришлось от чистой детской веры в «светлое завтра» прийти к осознанию «лжи и кошмара» всего происходящего; в тоске и отчаянии она жаждала «действительного, вечного»; в записях 1949 года встречаются строки: «Господи, люблю Тебя и верю радости Твоей, без которой нельзя жить и быть. Господи! Господи!.. молиться хочется и плакать». И, несмотря на то, что имя Господа крайне редко встречается в её творчестве, православные мотивы, тем не менее, видны. Встречается то почти монастырская аскетичность, суровость и вместе с этим чистота помыслов, то торжественный колокольный звон, объявляющий о благой вести — и, конечно же, милосердие и сострадание, менее всех к себе, но настолько сильное к другим, что оно и рождало прекрасные стихотворения. Оно давало Берггольц силы тогда, когда кругом умирали друзья, близкие и простые люди, но Ольга нашла в себе силы прожить целых 65 лет, пережив многих из тех, кто не хотел видеть её в живых.
Терпение, милосердие, самопожертвование, неизменное жизнелюбие, вера в Бога, который рано или поздно восстановит справедливость — вот те составляющие поэзии Ольги Берггольц, которые можно назвать православными. Она не стремилась ни к власти, ни к богатству, ни даже к славе, но хотела, чтобы даже многие годы спустя мы помнили, что пришлось вынести людям в то время, чтобы мы помнили их подвиг и всегда хранили в сердце своем любовь к ближним, стремление помочь, сделать жизнь дорогих нам людей лучше, светлее и счастливее.
В завершение можно процитировать строки самого поэта:

Друзья твердят: «Все средства хороши,
чтобы спасти от злобы и напасти
хоть часть Трагедии,
хоть часть души...»
А кто сказал, что я делюсь на части?

И как мне скрыть - наполовину - страсть,
чтоб страстью быть она не перестала?
Как мне отдать на зов народа часть,
когда и жизни слишком мало?
Нет, если боль, то вся душа болит,
а радость - вся пред всеми пламенеет.
И ей не страх открытой быть велит -
ее свобода,
та, что всех сильнее.

Я так хочу, так верю, так люблю.
Не смейте проявлять ко мне участья.
Я даже гибели своей не уступлю
за ваше принудительное счастье...
1949
Ольга Федоровна Берггольц скончалась 13 ноября 1975 года. Желание музы блокадного Ленинграда лежать после смерти на Пискаревском кладбище, среди умерших в блокаду друзей, не исполнилось – поэтессу похоронили на Литераторских мостках (Ленинградское Волково кладбище). Не исполнилась и ее последняя просьба, которую пытаются выполнить друзья, — чтобы «Ныне отпущаеши» звучало над ней, когда она уже не услышит.
— Ну что вы? Ведь Берггольц коммунист. Она давно отреклась от религии…
И еще один маленький момент, о котором следует упомянуть в завершении реферата. Сестра ее, Мария Федоровна, рассказывая об Ольге, упомянула тот факт, что вера, даже не православная, а в широком понимании, была с Ольгой всю жизнь. И в атеистическом государстве, когда после смерти поэтессы прошло 40 дней, муж Марии Федоровны будучи очень верующим человек пошел в церковь подать записку за упокой рабы Божией Ольги, чтобы всем миром помолились за нее. Он отдал записку, а священнослужитель спросил у него: «Это за Ольгу Берггольц». – «Да!» «Вы знаете, у нас таких записок уже более сорока, мы их даже отдельно откладываем». И во время службы, как удар колокола, раздавалось ее имя – Ольга, имена-имена, Ольга, Ольга. И так было не в одной церкви. И знали, что она – коммунистка, да только желали люди так. В народе есть такое выражение: «Вера веру слышит, вера вере голос подает». И это еще раз доказывает, что Ольга верила, даже будучи коммунисткой, верила, но все же в более глобальном смысле этого слова, она все же была верующей.
По датам смерти, а не по датам рождения, поминают святых и мучеников. Ольга Берггольц и была такой мученицей. Похоронившая двух маленьких дочек и двух мужей и, будучи избитой следователем НКВД, утратившая в утробе младенца, а затем пережившая страшную блокаду Ленинграда, потерявшая здоровье, эта стоическая женщина являет собой потрясающий пример мужества. Сила ее — явно от Духа, и мученическая жизнь ее, «за все и за всех виноватой», — явная миссия, исполнение завета и ретрансляция духовного послания.
А памятник на могиле поэтессы появился только в 2005 году.
Список литературы
www.tvkultura.ru
http://rupoem.ru/berggolc/all.aspx#ne-nayavu-no
«Вспоминая Ольгу Берггольц». Сборник; Лениздат, 1979
Берггольц О. Ф. Верность. - Ленинград: Советский писатель, 1970.- 368 с.
Берггольц, О. Ф. Избранные произведения. -Ленинград: Советский писатель , 1983.- 607 с.
Берггольц, О. Ф. Память. Книга стихов. - Москва, 1972.- 302 с.
Кетлинская В.К. Собрание сочинений. - М: Художественная литература, 1980 г. - 564 с
Мысль, вооруженная рифмами: Поэтическая антология: Из истории русского стиха. - Ленинград : Изд-во Ленинградского университета, 1983. - 448 с
Ольга Берггольц. Ольга. Запретный дневник. Стихи, проза, дневники, архивные материалы. СПб.: «Азбука-классика», 2010. – 544 с. + вкл. (64 с.)
Хренков, Д. Т. От сердца к сердцу. О жизни и творчестве Ольги Берггольц.- Ленинград: Советский писатель, 1982.- 255 с.
http://rupoem.ru/berggolc/all.aspx#ne-nayavu-no
Ольга Берггольц. Ольга. Запретный дневник. Стихи, проза, дневники, архивные материалы. СПб.: «Азбука-классика», 2010. – аннотация (http://lib.rus.ec/b/416262/read)
Там же – http://lib.rus.ec/b/416262/read
Там же – http://lib.rus.ec/b/416262/read
Ольга Берггольц. Ольга. Запретный дневник. Стихи, проза, дневники, архивные материалы. СПб.: «Азбука-классика», 2010. – http://lib.rus.ec/b/416262/read
Кетлинская В.К. Собрание сочинений. - М: Художественная литература, 1980 г. - с.218
Ольга Берггольц. Ольга. Запретный дневник. Стихи, проза, дневники, архивные материалы. СПб.: «Азбука-классика», 2010. - .с 63
Ольга Берггольц. Собрание сочинений в трех томах. – Л.: «Художественная Литература», 1988. – с. 48
www.tvkultura.ru
Кетлинская В.К. Собрание сочинений. - М: Художественная литература, 1980 г. - с.225
http://rupoem.ru/berggolc/all.aspx#ne-nayavu-no
Ольга Берггольц. Ольга. Запретный дневник. Стихи, проза, дневники, архивные материалы. СПб: «Азбука-классика», 2010. – http://lib.rus.ec/b/416262/read
Кетлинская В.К. Собрание сочинений. - М: Художественная литература, 1980 г. - с.228
Кетлинская В.К. Собрание сочинений. - М: Художественная литература, 1980 г. - с.231
Библия
Ольга Берггольц. Собрание сочинений в трех томах. – Л.: «Художественная Литература», 1988. – с. 74
http://rupoem.ru/berggolc/all.aspx#ne-nayavu-no
http://rupoem.ru/berggolc/all.aspx#ne-nayavu-no
Ольга Берггольц. Ольга. Запретный дневник. Стихи, проза, дневники, архивные материалы. СПб.: «Азбука-классика», 2010. – http://lib.rus.ec/b/416262/read
Берггольц, О. Ф. Память. Книга стихов. - Москва, 1972.- с. 67
http://rupoem.ru/berggolc/all.aspx#ne-nayavu-no
Берггольц, О. Ф. Избранные произведения. - Ленинград: Советский писатель , 1983.- с.163









20

Список литературы
1. www.tvkultura.ru
2. http://rupoem.ru/berggolc/all.aspx#ne-nayavu-no
3. «Вспоминая Ольгу Берггольц». Сборник; Лениздат, 1979
4. Берггольц О. Ф. Верность. - Ленинград: Советский писатель, 1970.- 368 с.
5. Берггольц, О. Ф. Избранные произведения. -Ленинград: Советский писатель , 1983.- 607 с.
6. Берггольц, О. Ф. Память. Книга стихов. - Москва, 1972.- 302 с.
7. Кетлинская В.К. Собрание сочинений. - М: Художественная литература, 1980 г. - 564 с
8. Мысль, вооруженная рифмами: Поэтическая антология: Из истории русского стиха. - Ленинград : Изд-во Ленинградского университета, 1983. - 448 с
9. Ольга Берггольц. Ольга. Запретный дневник. Стихи, проза, дневники, архивные материалы. СПб.: «Азбука-классика», 2010. – 544 с. + вкл. (64 с.)
10. Хренков, Д. Т. От сердца к сердцу. О жизни и творчестве Ольги Берггольц.- Ленинград: Советский писатель, 1982.- 255 с.

Вопрос-ответ:

Какие обвинения в адрес Ольги Берггольц были озвучены?

Ольгу Берггольц обвиняют в упадничестве, индивидуализме и в том, что она допускает крупные ошибки. Ее критикуют за предпочтение "безыдейно-этического" творчества Ахматовой.

Почему Ольгу Берггольц начали травить?

Ольгу Берггольц начали травить из-за обвинений в упадничестве и индивидуализме, а также из-за того, что она допускает крупные ошибки. Ее критики также восхищаются "безыдейно-этическим" творчеством Ахматовой.

Что сделала Ольга Берггольц, чтобы спастись?

Ольга Берггольц и ее муж спаслись бегством, когда она почувствовала, что ее начали травить и обвинять. Они покинули свое место жительства, чтобы избежать дальнейших неприятностей.

Что случилось с Ольгой Берггольц после начала травли?

После начала травли Ольга Берггольц потеряла силы и вдохновение для писательской деятельности. Она стала пить и спиваться от жизненных невзгод, хотя не могла позволить себе совершить самоубийство из-за своей православной веры.

Какие последствия претерпела Ольга Берггольц из-за травли?

Из-за травли Ольга Берггольц потеряла вдохновение и силы для писательской деятельности. Она стала пить и погрузилась в алкоголизм. Но она не совершила самоубийство из-за своей веры.

Что пишет Ольга Берггольц?

Ольга Берггольц пишет стихи и прозу с православными тенденциями.

Почему Ольгу Берггольц начинают травить?

Ольгу Берггольц начинают травить, обвиняя в упадничестве, индивидуализме и допуске крупных ошибок.

Какую творчество Ахматовой восхваляют?

Ахматова восхваляют за её "безыдейно-этическое" творчество.

Почему Ольга Берггольц и её муж спасаются бегством?

Ольга Берггольц и её муж спасаются бегством из-за преследований и угроз.

Что происходит с Ольгой Берггольц из-за жизненных невзгод?

Из-за жизненных невзгод Ольга Берггольц начала спиваться и утопать в алкоголе.