Игра и когнитивное развитие в раннем возрасте

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Возрастная психология
  • 3434 страницы
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 31.10.2013
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВЗАИМОСВЯЗЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ 7
1.2. РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ 12
1.3. ИГРА В КОНТЕКСТЕ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ 16
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО 19
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 19
2.2. МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 33

Фрагмент для ознакомления

Часто бывает необходимо повторить процесс. Это можно сделать 2-3 раза для того, чтобы убедиться в том, что удалось увидеть лучшие из доступных ребенку способов выполнения задания.
Задания следует начинать с демонстрации ребенку собранной доски, которая потом у него на глазах «ломается». Ребенка просят «все починить, найти каждому кусочку свое место, так, чтобы стало гладенько». Если ребенок не справляется, ему дают возможность собирать детали поочередно, а лишь затем всю доску целиком.
Нормативы: 15 мес. – вкладывает круг без показа;
18 мес. – выполняя задание с самой простой доской Сегена, вкладывает круг, а на него накладывает две другие фигуры;
2 года – выполняя задание с самой простой доской Сегена, размещает все три блока, делает около 4 ошибочных проб;
2,5 года - собирает 2 простые доски Сегена;
3 года – собирает отдельные фигуры из элементов.
3,5 года – может собрать более сложные доски Сегена, но только после того, как собрал отдельные фигуры из кусочков.
4 года – может сложить квадрат из двух половинок, круг из 4 равных частей, собирает 3 из 4 досок Сегена, самую сложную доску Сегена собирает без предварительной работы над отдельными фигурами частично.
5 лет – выполняет все задания.
Задания демонстрируют развитие у ребенка представлений о форме и возможности организации действий в соответствии с представлениями, способности производить сенсорные дифференцировки, узнавать простые геометрические фигуры, зрительно воспринимать их, устанавливать между ними сходство и различие, воспринимать геометрическую фигуру на фоне, а также развитие ориентации в пространственных отношениях и понимание отношения части и целого.
3. Задание с соотнесением предметов.
Предложите ребенку по вашему выбору задания, для успешного выполнения которых требуется учет размера предмета и соотнесение размеров двух предметов. К числу таких заданий могут быть отнесены: собирание пирамиды, складывание разных по размеру цилиндров, чашек, матрешек и пр., один в другой, или наоборот, выстраивание из таких элементов высоких фигур. Продемонстрируйте ребенку правильно собранную модель, а затем попросите его сделать такую же. В более сложных пробах модель разрушают на глазах у ребенка и просят его помочь собрать ее снова. В течение нескольких минут следует воздерживаться от подсказки и наблюдать за самостоятельной работой ребенка. Отмечают особенности самостоятельных действий, а также особенности сопровождающей их речи.
Нормативы:
1 год – снимает кольца с пирамидки;
15 мес. – пытается нанизывать кольца пирамидки;
18 мес. – собирают пирамидку без учета размера колец;
2 года – вкладывает один объект в другой, затрудняется, если видит перед собой больше двух объектов;
2,5 года – хорошо вкладывает цилиндры и чашки, работая, как правило, методом проб и ошибок, может вложить две матрешки одна в другую;
3 года – легко выполняет задания на вкладывание, ориентируясь на размер, пытается строить вертикальные модели, удерживает задачу, понимает ошибки, усваивает помощь; при помощи взрослого может вложить четыре матрешки одна в другую, собирает пирамидку с учетом размера колец, но иногда игнорирует различия между верхом и низом колец;
3,5 года – строит вертикальные модели, сам себя корректирует, очень легко усваивает помощь, ориентируется на размер, самостоятельно собирает пять матрешек в одну, правильно собирает пирамидку.
Задания демонстрируют способность организовать и осуществить систему целесообразных действий, обнаружить ошибки и исправить их, выявить определенное понимание заданий и путей их решения, как методом проб и ошибок, так и на основе зрительного сравнения и дифференциации размеров объектов. В процессе выполнения заданий очень хорошо проявляется обучаемость ребенка.
4. Задания с предметами быта.
Дети, воспитывающиеся в условиях нормальной семьи, начиная со второго года жизни приобретают умение выполнять разумные действия и системы действий, адекватные специфическим предметам быта. Об этом можно спросить родителей или, предъявив ребенку соответствующий предмет, попросить его выполнить с ним определенное действие.
Нормативы: 15 мес. – подносит ложку ко рту, хорошо сам пьет из чашки, может вынуть таблетки из бутылочки, рисует каракули карандашами, проявляет интерес к книге;
18 мес. – снимает варежки, носки, листает книгу, переворачивая одновременно 2-3 страницы, указывает на картинки, ест самостоятельно густую пищу ложкой, умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия: если на глазах у ребенка спрятать игрушку под одним из двух одинаковых предметов, а затем предметы поменять местами, он находит игрушку на новом месте.
2 года – запускает волчок, вставляет ключ в замочную скважину, поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, кормит и баюкает куклу, возит машину, листает книгу – каждую страницу отдельно, сам надевает носки, туфли, штанишки, в игре воспроизводит ряд логически связанных действий.
2,5 года – подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта, в игре действует взаимосвязано и последовательно (будит куклу, одевает, кормит, ведет на прогулку и т.д.). Самостоятельно одевается, но еще не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы.
3 года - подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта, в игре исполняет роль, одевается самостоятельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки при небольшой помощи взрослого.



2.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2. 3.1 Результаты методики «Задания с кубиками»
По предлагаемой методике выяснялись способности производить пространственные дифференцировки, вычленять элементы и правильно ориентировать их друг относительно друга.
Таблица 2. Экспериментальные данные диагностики по заданиям с кубиками
Код 2 балла – отказ выполнять задания 3 балла – ниже нормы 4 балла – возрастная норма 5 баллов – выше нормы 01 - - 4 - 02 - - 4 - 03 - - 4 - 04 - 3 - - 05 - - - 5 Итог 0 3 8 5 В % 0% 20% 60% 20%
Анализ полученных данных по заданиям с кубиками говорит о том, что соответствует возрастной норме или развиты выше нормы большинство детей – 80%, или 4 детей из 5 обследованных.


Рис.1. Диаграмма результатов выполнения задания с кубиками


2.3.2. Результаты методики «Задания с геометрическими формами»
По предлагаемой методике выяснялась возможность организации действий в соответствии с представлениями о форме предметов.
Таблица 3. Данные диагностики по заданиям с геометрическими формами
Код 2 балла – отказ выполнять задания 3 балла – ниже нормы 4 балла – возрастная норма 5 баллов – выше нормы 01 - 3 - - 02 - - - 5 03 - - 4 - 04 2 - - - 05 - - 4 - Итог 2 3 8 5 В % 20% 20% 40% 20%
Анализ полученных данных по заданиям с геометрическими формами говорит о том, что соответствует возрастной норме или развиты выше нормы большинство детей – 60%, или 3 детей из 5 обследованных.


Рис.2. Диаграмма результатов выполнения задания с формами


2. 3.3 Результаты методики «Задания с соотнесением предметов»
По предлагаемой методике выяснялась возможность выполнения заданий детьми на основе зрительного сравнения и дифференциации размеров объектов.                                                                    
Таблица 4. Данные диагностики по заданиям с соотнесением предметов
Код 2 балла – отказ выполнять задания 3 балла – ниже нормы 4 балла – возрастная норма 5 баллов – выше нормы 01 - 3 - - 02 - - 4 - 03 - - 4 - 04 - 3 - - 05 - - - 5 Итог - 3 8 5 В % 0% 40% 40% 20%
Анализ полученных данных по заданиям с соотнесением предметов говорит о том, что соответствует возрастной норме или развиты выше нормы также большинство детей – 60%, или 3 детей из 5 обследованных.


Рис.3. Диаграмма результатов выполнения задания с формами

2. 3.4 Результаты методики «Задания с предметами быта»
По предлагаемой методике выяснялось умение выполнять системы действий, адекватные специфическим предметам быта.
Таблица 5. Данные диагностики по заданиям с предметами быта
Код 2 балла – отказ выполнять задания 3 балла – ниже нормы 4 балла – возрастная норма 5 баллов – выше нормы 01 - - 4 - 02 - - - 5 03 - - 4 - 04 - 3 - - 05 - - - 5 Итог 0 3 8 5 В % 0% 20% 40% 40%
Анализ полученных данных по заданиям с предметами быта говорит о том, что соответствует возрастной норме или развиты выше нормы большинство детей – 80%, или 4 детей из 5 обследованных.

Рис.4. Диаграмма результатов выполнения задания с предметами быта



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев поставленные задачи, можем подвести некоторый итог данного исследования:
По проблеме когнитивного развития существует большое количество исследований не только в области психологии, но и в педагогике. Когнитивное развитие в раннем возрасте – развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, мышление, развитие познавательной и интеллектуальной деятельности. Объектом когнитивного развития являются познавательные и интеллектуальные способности.
К раннему возрасту относятся дети 1-3 лет, в раннем возрасте предметная деятельность является ведущей. Восприятие, внимание и память ребенка функционируют и развиваются главным образом в процессе предметных действий малыша.
В раннем возрасте основой становления личности является предметно-игровая деятельность. Игры для детей являются сложным, многофункциональным и познавательным процессом, в результате которого у ребенка вырабатываются новые формы реагирования и поведения, он адаптируется к окружающему его миру, происходит интеллектуальное и эмоциональное развитие.
Исследование игры в контексте когнитивного развития основываются на концепции Ж. Пиаже, смысл который заключается в интерпретации игры через структуру детского мышления.















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Медецина, 2007. - 304с.
Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного возраста: учебное пособие для студ. вузов. - М.: Академический проект, 2005. -256 с.
Выготский, Л.С. Психология. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.:АСТ, 2010. – 671с.
Галигузова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. - М.: Владос, 2007. – 289 с.
Гончаров В.С. Психология проектирования когнитивного развития: Монография. - Курган: Издательство Курганского государственного университета, 2005. - 235 с.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.:Педагогика, 1986. - 240 с.
Когнитивная психология: Учебник для вузов. /Под редакцией В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 480 с.
Коул М. Культурно-историческая психология: Наука будущего.- М.: Ин-т психологии, 1997.- 431 с.
Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.:Академия, 1999. - 456 с.
Обухова Л.Ф.Возрастная психология. - М.:Издательство Юрайт, 2013. -460 с.
Пассов Е.И. Пятое колесо в телеге или когнитивность для коммуникативности. - Л., 2011.
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. - М.: Академия, 2001. - 336 с.
Щелованов, Н.М. Диагностика развития детей раннего возраста / Н.М. Щелованов. - М.: Эксмо, 2005. – 120с.
Эльконин, Д. Психология игры / Д. Эльконин. – М.: Владос, 2007. - 360 с.
Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М.: Наука, 2000. - 499с.
























ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Стадия Характеристика 1. Сенсомоторная (от рождения до 2-х лет) Отличает себя от предметов.
Осознает себя как носителя действия и начинает действовать произвольно; например, дергает за веревку, чтобы привести игрушку в движение, или трясет погремушку, чтобы пошуметь. 2. Предоперационная (2-7 лет) Учится пользоваться речью и представлять предметы словами и в образах.
Мышление все еще эгоцентрично: с трудом принимает точку зрения других.
Классифицирует объекты по одному признаку; например, группирует вместе все красные блоки независимо от формы или все квадратные блоки независимо от цвета. 3. Конкретных операций (7-11 лет) Может мыслить логически об объектах и событиях.
Постигает сохранение количества (6 лет), объема (7 лет) и веса (9 лет).
Классифицирует объекты по нескольким признакам и может упорядочивать их в ряды по одному параметру, например величине. 4. Формальных операций (11 лет и далее) Может мыслить логически об абстрактных высказываниях и систематически проверяет гипотезы.
Начинает интересоваться гипотетическими и идеологическими проблемами, будущим. Таблица 1. Стадии когнитивного развития по Пиаже








Когнитивная психология: Учебник для вузов. /Под редакцией В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 480 с.
Пассов Е.И. Пятое колесо в телеге или когнитивность для коммуникативности. - Л., 2011 - С. 127
Гончаров В.С. Психология проектирования когнитивного развития: Монография. - Курган: Издательство Курганского государственного университета, 2005. – С.6.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.:Педагогика, 1986. – С.148.
Коул М. Культурно-историческая психология: Наука будущего.- М.: Когито-центр: Ин-т психологии, 1997.- С.77.


Обухова Л.Ф.Возрастная психология. - М.:Издательство Юрайт, 2013. – С.134.

Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.:Академия, 1999. - 456 с.


Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.:АСТ, 2010. – С.402.

Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. - М.: Академия, 2001. – С.29.

Пиаже Ж. Психология интеллекта. -- СПб.:Питер, 2003. – 192 с.

Пиаже Ж. Психология интеллекта. -- СПб.:Питер, 2003. – С.55.

Примечание: Возраст указан в среднем. Он может значительно варьироваться в зависимости от интеллекта, культурного фона и социоэкономических факторов, но порядок их следования предполагается одинаковым у всех детей.













30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Медецина, 2007. - 304с.
2. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного возраста: учебное пособие для студ. вузов. - М.: Академический проект, 2005. -256 с.
3. Выготский, Л.С. Психология. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.:АСТ, 2010. – 671с.
5. Галигузова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. - М.: Владос, 2007. – 289 с.
6. Гончаров В.С. Психология проектирования когнитивного развития: Монография. - Курган: Издательство Курганского государственного университета, 2005. - 235 с.
7. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.:Педагогика, 1986. - 240 с.
8. Когнитивная психология: Учебник для вузов. /Под редакцией В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 480 с.
9. Коул М. Культурно-историческая психология: Наука будущего.- М.: Ин-т психологии, 1997.- 431 с.
10. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.:Академия, 1999. - 456 с.
11. Обухова Л.Ф.Возрастная психология. - М.:Издательство Юрайт, 2013. -460 с.
12. Пассов Е.И. Пятое колесо в телеге или когнитивность для коммуникативности. - Л., 2011.
13. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. - М.: Академия, 2001. - 336 с.
14. Щелованов, Н.М. Диагностика развития детей раннего возраста / Н.М. Щелованов. - М.: Эксмо, 2005. – 120с.
15. Эльконин, Д. Психология игры / Д. Эльконин. – М.: Владос, 2007. - 360 с.
16. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М.: Наука, 2000. - 499с.

Вопрос-ответ:

Какие связи существуют между игровой деятельностью и когнитивным развитием в раннем возрасте?

Игровая деятельность в раннем возрасте имеет значительное влияние на развитие психических процессов у детей. Через игру ребенок осваивает новые знания, учится решать задачи, развивает воображение и творческое мышление. Когнитивное развитие обогащается благодаря игре, в которой дети активно взаимодействуют с окружающим миром и постигают его закономерности.

Какие психические процессы развиваются в раннем возрасте?

В раннем возрасте развиваются такие психические процессы, как восприятие, внимание, память, мышление и речь. Ребенок начинает узнавать мир через ощущения, учиться сосредотачиваться на определенных объектах или явлениях, запоминать информацию, делать выводы и генерировать новые идеи. Игра является важным инструментом для развития этих процессов, так как она позволяет ребенку активно взаимодействовать с окружающим миром и использовать свои познавательные способности.

Как развивается игровая деятельность в раннем возрасте?

Игровая деятельность в раннем возрасте проходит через несколько стадий развития. Сначала ребенок знакомится с простыми игрушками и начинает исследовать их форму, цвет и текстуру. Постепенно он начинает играть с другими детьми, наслаждаясь совместными играми и общением. В дальнейшем игры становятся более сложными и включают множество различных ролей, сюжетных линий и правил. Игра помогает ребенку развивать свою фантазию, социальные навыки и познавательные способности.

Как игра влияет на когнитивное развитие?

Игра влияет на когнитивное развитие, расширяя кругозор ребенка и помогая ему усвоить новые знания. В процессе игры дети могут экспериментировать, решать задачи, учиться строить причинно-следственные связи и прогнозировать результаты своих действий. Игра также способствует развитию внимания и памяти, так как ребенку необходимо следить за событиями и запоминать определенные правила и условия игры.

Какие психические процессы развиваются в раннем возрасте?

В раннем возрасте развиваются такие психические процессы, как внимание, восприятие, память, мышление, речь и другие. Важно отметить, что развитие этих процессов неразрывно связано с игровой деятельностью ребенка.

Как развивается игровая деятельность у детей в раннем возрасте?

Игровая деятельность у детей в раннем возрасте проходит через несколько стадий. Сначала это простая мимикрия, затем появляются ролевые игры, имитация взрослых действий и т.д. Игра является важным средством развития ребенка и способствует его когнитивному развитию.

Как игра влияет на когнитивное развитие ребенка в раннем возрасте?

Игра имеет огромное значение для когнитивного развития ребенка в раннем возрасте. Она способствует формированию и развитию его мышления, внимания, памяти, речи. Через игру ребенок учится решать проблемы, осваивает новые знания и навыки, развивает свою фантазию и креативность.

Какие организационные методы используются для исследования познавательной деятельности детей раннего возраста?

Для исследования познавательной деятельности детей раннего возраста используются различные организационные методы, например, наблюдение за игрой ребенка, эксперименты с предметами, тестирование с использованием специальных методик и т.д. Все эти методы позволяют получить данные о когнитивном развитии детей и его связи с игровой деятельностью.

Какие результаты могут быть получены в исследовании по познавательной деятельности детей раннего возраста?

Результаты исследования по познавательной деятельности детей раннего возраста могут показать, какие когнитивные процессы развиваются у детей через игру, какие факторы оказывают влияние на их развитие, какие методики и организационные подходы эффективны для исследования. Такие результаты могут быть полезными для педагогов, родителей и специалистов в области психологии развития.