Психологический особенности межличностных отношений детей в подростковом возрасте. (Только теория)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 2020 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 03.11.2013
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Сущность общения и межличностных отношений 5
1.1. Понятие о межличностных отношениях 5
1.2. Роль общения в межличностных отношениях 8
Глава 2. Межличностные отношения в подростковом возрасте 11
2.1. Проблема межличностных отношений подросткового возраста в отечественной психологии 11
2.2. Специфика межличностных отношений в подростковом возрасте 15
Заключение 19
Список литературы 20

Фрагмент для ознакомления

Поведение же подростков неотделено от коллектива. Межличностные отношения со сверстниками дают подросткам информацию о сексуальной составляющей жизни. Родители, по вполне объяснимым причинам данную часть информации от подростка скрывают, однако, отсутствие ее может привести к неправильному сексуальному воспитанию в дальнейшем, что существенно затруднит жизнь человека впоследствии. Подростковое взаимодействие является также специфическим видом механических отношений. Именно в группе подросток учится подчиняться коллективной дисциплине, отстаивать свои права и соотносить личные интересы с интересами социума. В отсутствии общества сверстников отношения взрослого и подростка априори не равные, а потому достаточно сложно заслужить статус и признание, а также выработать механизмы выработки этого статуса. Соревновательность подростков в группах становится ценнейшей школой жизни. Наконец, межличностные взаимоотношения становятся специфическим видом межличностного контакта. Именно благодаря ощущению принадлежности, солидарности и товарищеской взаимопомощи у подростка возникает чувство защищенности и благополучия. Осознание признания или отверженности становится главнейшим для юного человека. В основе межличностного взаимодействия подростков лежат следующие задачи:Установить отношения с окружающими, добиться вхождения в их средуОбщаться с новыми, интересными для подростка людьмиБыть принятым и признанным в социальных группах.Выработать умение гетеросексуальных контактов.Выявить и выработать необходимые модели взаимоотношений с противоположным поломОсваивать поведение, характерное для своего пола.Примечательно, что притяжение в подростковой среде может быть полярным. Так, зачастую у умных и рассудительных детей закадычными друзьями становятся дети неуспевающие, интересующиеся лишь развлечениями. Данный факт объясняется тем, что у противоположных по складу темперамента людей подростки находят те качества, которых им не достает самим. При этом в дружеских отношениях подростки избирательны, хотя круг их общения существенно расширен. Контакты возникают не только благодаря общности интересов, но и способам развлечений, а также общностью места проведения свободного времени.Социальная поддержка в подростковом возрасте играет очень большую роль и служит своеобразным буфером в борьбе со стрессами. В том случае, если эта поддержка отсутствует, подросток начинает испытывать огромные душевные мучения. Как правило, подростки стремятся походить на своих более успешных товарищей; особенно часто копирование осуществляется в младшем подростковом возрасте. Последствия отверженности подростка сверстниками могут быть очень тяжелыми – он может впасть в депрессию, совершать правонарушения, или же стать подверженным наркомании. Дружеские отношения необходимы подросткам, прежде всего, потому, что они неуверенны в себе и очень переживают из-за этого. Стремление подростка привлечь к себе внимание ровесников может проявляться по-разному. Это может быть демонстрация достоинств (и хорошо, если это будет прямой способ, а не желание нарушать правила, установленные взрослыми). Примечательно, что среди причин девиантного поведения огромное место занимает неудовлетворенность тем положением, которое подросток занимал в среде сверстников. С точки зрения В.М. Минаевой проблемы межличностных отношений в подростковом возрасте обусловлены следующими причинами:Сложность выбора правильного поведения в окружающем коллективе;заниженная самооценка;неумение выдержать критику, болезненная реакция на нее;боязнь стать отвергнутым коллективом;застенчивость;очень частое состояние подавленности и тревоги;недоверие к окружающим.Иными словами, можно говорить о том, что межличностные отношения играют огромную роль в жизни каждого подростка. Благодаряим юные девушки и юноши учатся моделям поведения взрослого мира, находят себя, добиваются признания в коллективе, а также получают информацию, которую не могут получить от взрослых. ЗаключениеНа основании изложенного материала можно сделать вывод о том, что поставленные в ходе написания курсовой работы цели были выполнены, задачи решены. Первая глава данной работы рассматривает теоретические положения межличностных отношений и одной из важнейших ее частей – общения.в ходе исследования был сделан вывод о том, что межличностные отношения имеют общую характеристику, независимо от периода жизни человека, хотя и приобретают некоторые специфические черты. В работе был сделан акцент на межличностных отношениях подросткового возраста, причем внимание уделялось в большей степени ценности отношения со сверстниками, так как отношения с родителями в этом возрасте отходят на второй план. Важность межличностных контактов давно была отмечена ведущими психологами и педагогами. Выработано огромное количество гипотез, которые выделяют два противоположно-направленных процесса – стремление к социализации, слиянию с коллективом и стремлению к индивидуализации, которое может привести к чувству одиночества подростка. Процесс общения приводит к возникновению личности, его становлению, самоутверждению, вырабатывает коммуникативные навыки, учит восприятию себя и других в окружающем мире.Общение играет огромную роль в жизни каждого подростка. Через взаимодействие со сверстниками подросток получает необходимую ему информацию, вырабатывает специфический тип эмоционального контакта. Жизненно-важным для него становится установление теплых отношений, так как только в коллективе сверстников он может получить признание и освободиться от стресса. Если этого, по каким-либо причинам не происходит, то возможно возникновение девиантного поведения или депрессии. Список литературыАндриенко, Е.В.Социальная психология: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Е.В. Андриенко; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 264 с.Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ.ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г.//http://vocabulary.ru/dictionary/1095/word/mezhlichnostnye-otnoshenijaВолков, Б.С. Возрастная психология [Текст]: в 2-х ч.:учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. ОПД. Ф. 01-Психология/ Б.С. Волков. - М.: Владос. Ч. 2: От младшего школьного возраста до юношества. - 2005. - 344 с.Возрастная и педагогическая психология: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин.- М.: Академия, 2001. - 368 с.Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 томах./ Л. С. Выготский. – Том 4. – М: Просвещение, 1982. – С. 5-42Гамезо, М. В.Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учеб.пособие для студ. пед. Вузов/ М.В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова; под ред. М.В. Гамезо. - М.: Пед. общество России, 2004. - 512 с.Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: учеб.пособие для студ. вузов/ О.Б. Дарвиш; под ред. В.Е. Клочко. - М.: Владос-пресс, 2005. - 264 с.Кле, М. Психология подростка: Психосексуальное развитие: пер. с фр. /М. Кле. - М.: Педагогика, 1991. - 172 с.Коваленко, С.В. Психологические детерминанты развития межличностных отношений в подростковом возрасте/ С. В. Коваленко/ Психология обучения. - 2007 - №9. - с.64-72Косарецкая, С.В. О неформальных объединениях молодежи./ С. В. Косарецкая – М. , 2004 г. – 159 с. Кулагина, И.Ю.Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб.пособие для студ. высш. спец. учеб. Заведений/ И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Юрайт, 2001.- 464 с.Мудрик, А.В. Социализация человека: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А.В.Мудрик . - М.: Академия, 2004. - 300 с.Мухина, В.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. - М.: Академия, 2000 г.Парыгин, Б. Д. Социальная психология: учеб.пособие для студентов вузов/ Б. Д. Парыгин. - Спб.: СпбГУП, 2003 . - 615 с.Поливанова, К.Н. Психология возвратных кризисов: учеб.пособие для студ. вузов/ К.Н. Поливанова. - М.: Академия, 2000. - 184 с.Практическая психология образования/ под. Ред. И.В. Дубровиной. - М.: 1998.Психология подростка: учеб. / под ред. А. А. Реана . - СПб. Прайм-Еврознак, 2006. - 480 с.Психология развития/ Сост. и общ.ред. СпбГУ. - Спб.: Питер, 2001. - 512 с.Рогов, Е.И. Психология общения/ Е.И. Рогов. - М.: Владос, 2001. - 335с.Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие для вузов/ Л.Д. Столяренко . - Ростов на/ Д.: Феникс, 2002. - 672 с.Столяренко, Л.Д. 100 экзаменационных ответов по психологии экзаменационный экспресс-справочник/ Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - Ростов н/Д: Март, 2002. - 253 с.Эльконин, Д.Б.Психология развития: учеб.пособие для студ. вузов по спец. "Психология"/Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2001. - 144 с.

1. Андриенко, Е.В.Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Е.В. Андриенко; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 264 с.
2. Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г.// http://vocabulary.ru/dictionary/1095/word/mezhlichnostnye-otnoshenija
3. Волков, Б.С. Возрастная психология [Текст]: в 2-х ч.:учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. ОПД. Ф. 01-Психология/ Б.С. Волков. - М.: Владос. Ч. 2: От младшего школьного возраста до юношества. - 2005. - 344 с.
4. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин.- М.: Академия, 2001. - 368 с.
5. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 томах./ Л. С. Выготский. – Том 4. – М: Просвещение, 1982. – С. 5-42
6. Гамезо, М. В.Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. Вузов/ М.В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова; под ред. М.В. Гамезо. - М.: Пед. общество России, 2004. - 512 с.
7. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов/ О.Б. Дарвиш; под ред. В.Е. Клочко. - М.: Владос-пресс, 2005. - 264 с.
8. Кле, М. Психология подростка: Психосексуальное развитие: пер. с фр. /М. Кле. - М.: Педагогика, 1991. - 172 с.
9. Коваленко, С.В. Психологические детерминанты развития межличностных отношений в подростковом возрасте/ С. В. Коваленко/ Психология обучения. - 2007 - №9. - с.64-72
10. Косарецкая, С.В. О неформальных объединениях молодежи./ С. В. Косарецкая – М. , 2004 г. – 159 с.
11. Кулагина, И.Ю.Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студ. высш. спец. учеб. Заведений/ И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Юрайт, 2001.- 464 с.
12. Мудрик, А.В. Социализация человека: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А.В.Мудрик . - М.: Академия, 2004. - 300 с.
13. Мухина, В.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. - М.: Академия, 2000 г.
14. Парыгин, Б. Д. Социальная психология: учеб. пособие для студентов вузов/ Б. Д. Парыгин. - Спб.: СпбГУП, 2003 . - 615 с.
15. Поливанова, К.Н. Психология возвратных кризисов: учеб. пособие для студ. вузов/ К.Н. Поливанова. - М.: Академия, 2000. - 184 с.
16. Практическая психология образования/ под. Ред. И.В. Дубровиной. - М.: 1998.
17. Психология подростка: учеб. / под ред. А. А. Реана . - СПб. Прайм-Еврознак, 2006. - 480 с.
18. Психология развития/ Сост. и общ. ред. СпбГУ. - Спб.: Питер, 2001. - 512 с.
19. Рогов, Е.И. Психология общения/ Е.И. Рогов. - М.: Владос, 2001. - 335с.
20. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие для вузов/ Л.Д. Столяренко . - Ростов на/ Д.: Феникс, 2002. - 672 с.
21. Столяренко, Л.Д. 100 экзаменационных ответов по психологии экзаменационный экспресс-справочник/ Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - Ростов н/Д: Март, 2002. - 253 с.
22. Эльконин, Д.Б.Психология развития: учеб. пособие для студ. вузов по спец. "Психология"/Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2001. - 144 с.

Вопрос-ответ:

Какова сущность межличностных отношений?

Сущность межличностных отношений заключается в обмене информацией, эмоциями и опытом между людьми. Они включают в себя взаимодействие, коммуникацию, восприятие и взаимодействие друг с другом. Основные элементы межличностных отношений - это общение, взаимопонимание, сотрудничество и установление эмоциональной связи друг с другом.

Какую роль играет общение в межличностных отношениях?

Общение является ключевым элементом в формировании и поддержании межличностных отношений. Оно позволяет людям выразить свои мысли, чувства и потребности, а также понять и принять точку зрения других людей. Общение способствует развитию эмоциональной связи между людьми, укрепляет сотрудничество и содействует эффективному взаимодействию.

Какая специфика межличностных отношений в подростковом возрасте?

В подростковом возрасте межличностные отношения становятся особенно сложными и конфликтными. Подросткам необходимо установить свою самостоятельность и независимость, что часто приводит к конфликтам с родителями и другими взрослыми. Они также стремятся найти свое место в социальном окружении и устанавливать отношения с друзьями и ровесниками. Возникают эмоциональные колебания и поиски себя, что может влиять на взаимодействие с окружающими.

Какие проблемы связаны с межличностными отношениями в подростковом возрасте?

В отечественной психологии выделяются различные проблемы, связанные с межличностными отношениями в подростковом возрасте. Это конфликты с родителями и взрослыми, проблемы с формированием своей самостоятельности и идентичности, трудности во взаимодействии с ровесниками, стремление получить признание и одобрение от окружающих.

Что такое межличностные отношения?

Межличностные отношения - это взаимоотношения и взаимодействие между людьми, основанные на обмене информацией, эмоциями, ценностями и другими ресурсами.

Какую роль играет общение в межличностных отношениях?

Общение является основой для формирования и поддержания межличностных отношений. Оно позволяет людям выражать свои мысли и чувства, устанавливать контакт друг с другом, разрешать конфликты и создавать совместное понимание.

Какие проблемы связаны с межличностными отношениями в подростковом возрасте?

В подростковом возрасте межличностные отношения могут стать сложными из-за поиска себя и своего места в социальной среде, формирования личности, конфликтов с родителями и сверстниками, а также из-за стремления к самостоятельности и независимости.

Чем отличаются межличностные отношения в подростковом возрасте от других возрастных групп?

В подростковом возрасте межличностные отношения могут быть более интенсивными и эмоциональными, так как в этот период происходит активное формирование личности и построение своего места в обществе. Также могут возникать проблемы в связи с переходом от детства к взрослости.

Какие исследования были проведены на тему межличностных отношений в подростковом возрасте?

Исследования в отечественной психологии посвящены анализу роли межличностных отношений в формировании личности подростка, влиянию семейной и социальной среды на эти отношения, а также их связи с психологическим и социальным благополучием подростков.