Данилевский: о культурно-исторических типах в истории

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История Мировая
  • 1616 страниц
  • 1 + 1 источник
  • Добавлена 12.11.2013
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение 3
Основная часть 4
Заключение 14
Список литературы 16

Фрагмент для ознакомления

На рубеже 30-40-х гг. XIX столетия в среде дворянской интеллигенции зародились два различных течения общественной и политической мысли. Условно они были названы славянофильством и западничеством. Представителей данных течений сильно волновали вопросы, связанные с исторической судьбой России, её местом и ролью среди других народов и цивилизаций, особенностями российского политико-правового опыта и традиций в этой сфере. Наконец, западники и славянофилы проводили сравнительное сопоставление исторического опыта стран Европы и народов Востока.
Самый главный принципиальный момент в концепциях западников и славянофилов – противопоставление национального и общечеловеческого, русского национального и европейского общечеловеческого. Западники полагали, что основой цивилизационного процесса развития народов является отрешение от случайности и ограниченности национального, для того, чтобы вступить в сферу существенности и всеобщности – область общечеловеческого.
Н.Я. Данилевский также уделяет внимание реформам Петра Великого и их влиянию на культурное развитие России.
На первый взгляд очевидно, что Петру Великому удалось вывести Россию из плена национальной ограниченности, достойно ввести её в мировой цивилизационный процесс. Западники полагали, что Европа уже преодолела национальные преграды, соответственно, и России следует влиться в этот новый источник общечеловеческой жизни, чтобы считаться цивилизованной страной.
Данилевский также призывает различать понятия «общечеловеческое» и «всечеловеческое». Общечеловеческое находится выше народного, в него включено все народное, которое существовало и существует во все эпохи. Всечеловеческое невозможно осуществить в рамках одной народности. Общечеловеческая цивилизация не может существовать, так как неполнота бытия нежелательна и невозможна. Однако и всечеловеческой цивилизации также не может существовать, поскольку она является недостижимым идеалом. Точнее, как отмечает Н. Данилевский, этот идеал возможно достичь только благодаря совместному или последовательному развитию всех культурно-исторических типов в прошедшем, настоящем и будущем.
Поскольку культурно-исторический тип России обладал политической независимостью на стадии зарождения, Россия, по мнению Данилевского, должна перенести петровскую реформу как болезнь. Здесь особенно важно отметить, что Данилевский не выступал против реформ и необходимости их проведения, также он не считал, что не следует заимствовать некоторые технические плоды европейской цивилизации. Иными словами, прогресс на вызывал у Данилевского отрицательного мнения.
Однако вся беда заключается в том, что после знакомства с Европой Петр Великий в буквальном смысле влюбляется в Европу и европейскую культуру. И именно это вызвало у Петра Великого желание превратить Россию в Европу. И Петр, по замечанию Данилевского, «видя плоды европейского дерева сделал вывод о превосходстве самого растения над русским еще бесплодным ростком. Не приняв во внимание разность в возрасте, Петр захотел срубить его под самый корень и заменить другим».
Кроме того, Данилевский призывает в государственной деятельности Петра различать два разных аспекта - государственную деятельность и реформирование быта русского народа. Как полагает Данилевский, государственная деятельность заслуживает всяческих похвал. Чего нельзя сказать о реформировании быта русского народа. Именно это нанесло вред будущему нашего Отечества.
Заключение


В заключение необходимо заметить, что труд Н.Я. Данилевского вызвал очень много споров и множество как восторженных, так и критических отзывов. В частности, В. Соловьев ставил под сомнение тот факт, что возможно точно определить понятие культурно-исторического типа. Также очень высоко труд Данилевского был оценен В.В. Зеньковским. Особенно ценным, по мнению Зеньковского, является тот факт, что Данилевский призывает вновь почувствовать прелесть и самобытность славянского мира, излечиться от болезни западничества. Мы также полагаем, что это является самым главным в труде Н.Я. Данилевского.
В фундаментальном труде «Россия и Европа: Взгляд на  культурные  и политические отношения славянского мира к германо-романскому» Н.Я.  Данилевским была изложена культурная модель  культурно-исторических   типов, которые представляют собой автономные и духовно непроницаемые друг для друга организмы. Как полагал Данилевский, невозможно разделить историю по ступеням развития (то есть на древность, средневековье, новое время и пр.), это вступает в противоречие с правилами естественной системы, поскольку сюда не включено многообразие исторических  явлений и взаимосвязей. Им было предложено новое деление истории - по  типам организации.
Только в пределах одного определенного культурно-исторического типа возможно, по мысли Данилевского, деление по ступеням развития. Вместе с тем, это деление носит подчиненный характер, поскольку главное значение имеет различие культурно-исторических   типов  как отличающихся друг от друга  типов организации в разных сферах.
Итак, культурно-исторический тип представляет собой совокупность народов, которых объединяют общие языковые, этнические и часто религиозные признаки. В развитии каждого культурно-исторического типа возможно выделить три этапа - племенной (длится примерно 1000 лет), государственный (пределах 400 лет) и период цивилизации (50 – 100 лет). Затем происходит постепенное угасание активности культурно-исторического типа, он гибнет.

Список литературы



Данилевский Н.Я. Россия и Европа.- СПб., 1995./Электронный ресурс// http://www.vehi.net/danilevsky/index.html



Данилевский Н.Я. Россия и Европа.- СПб., 1995./Электронный ресурс// http://www.vehi.net/danilevsky/index.html
Там же.
Данилевский Н.Я. Россия и Европа.- СПб., 1995./Электронный ресурс// http://www.vehi.net/danilevsky/index.html
Данилевский Н.Я. Россия и Европа.- СПб., 1995./Электронный ресурс// http://www.vehi.net/danilevsky/index.html
Данилевский Н.Я. Россия и Европа.- СПб., 1995./Электронный ресурс// http://www.vehi.net/danilevsky/index.html
Данилевский Н.Я. Россия и Европа.- СПб., 1995./Электронный ресурс// http://www.vehi.net/danilevsky/index.html
Там же.
Данилевский Н.Я. Россия и Европа.- СПб., 1995./Электронный ресурс// http://www.vehi.net/danilevsky/index.html
Там же.
Данилевский Н.Я. Россия и Европа.- СПб., 1995./Электронный ресурс// http://www.vehi.net/danilevsky/index.html
Данилевский Н.Я. Россия и Европа.- СПб., 1995./Электронный ресурс// http://www.vehi.net/danilevsky/index.html
Данилевский Н.Я. Россия и Европа.- СПб., 1995./Электронный ресурс// http://www.vehi.net/danilevsky/index.html












16

Список литературы



1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа.- СПб., 1995./Электронный ресурс// http://www.vehi.net/danilevsky/index.html

Вопрос-ответ:

Что такое славянофильство и западничество?

Славянофильство и западничество - это два различных течения общественной и политической мысли, которые зародились в среде дворянской интеллигенции на рубеже 30-40-х гг. XIX столетия. Славянофилы считали Россию уникальной и особой цивилизацией, отделяющейся от Запада, и придавали большое значение духовности и традициям. Западники, напротив, стремились приблизить Россию к европейским образцам и политическим структурам.

Какие вопросы волновали представителей славянофильства и западничества?

Представителей славянофильства и западничества волновали вопросы, связанные с исторической судьбой России. Они интересовались местом и ролью России среди других народов и цивилизаций, особенностями российского политико-правового опыта и традициями. Эти вопросы имели большое значение для определения будущего пути и развития страны.

Что считали славянофилы особым в России?

Славянофилы считали Россию уникальной и особой цивилизацией. Они полагали, что Россия имеет свою собственную путь развития, который отличается от западной модели. Они придавали большое значение духовности, народным традициям и самобытности России.

Чего стремились добиться западники?

Западники стремились приблизить Россию к европейским образцам и политическим структурам. Они считали, что Россия должна освободиться от своей исторической особенности и стать частью западного мира. Они выступали за модернизацию и реформы в стране, чтобы достичь уровня развитых западных государств.

Какие вопросы были важны для определения будущего пути и развития России?

Вопросы, связанные с исторической судьбой России, её местом и ролью среди других народов и цивилизаций, особенностями российского политико-правового опыта и традициями, были важны для определения будущего пути и развития страны. Они привлекали внимание представителей славянофильства и западничества и влияли на формирование их идей и установок.

Какие были два основных течения в русской общественной мысли 30-40-х годов XIX века?

На рубеже 30-40-х гг. XIX столетия в среде дворянской интеллигенции зародились два различных течения общественной и политической мысли: славянофильство и западничество.

Чем интересовались представители славянофильства и западничества?

Представителей данных течений сильно волновали вопросы, связанные с исторической судьбой России, её местом и ролью среди других народов и цивилизаций, особенностями российского политико-правового опыта и т.д.

Можно ли сказать, что основная разница между славянофильством и западничеством состояла в их взглядах на Россию?

Да, именно взгляд на Россию был основным различием между славянофильством и западничеством. Славянофилы считали Россию уникальной и особой цивилизацией, которая имеет свои особенности и должна развиваться в соответствии с ними, в то время как западники придерживались мнения, что Россия должна следовать западным образцам развития.

Какие были основные идеи славянофильства и западничества?

Основные идеи славянофильства заключались в признании уникальности и самобытности России, приоритете духовных ценностей перед материальными, специфической роли православной религии и традиций. Западники же выступали за модернизацию России в соответствии с западными образцами, распространение гражданских свобод и прав, развитие образования и промышленности.

Какие идеи славянофильства и западничества имели влияние на дальнейшую историю России?

Идеи славянофильства и западничества сыграли значительную роль в формировании общественного и политического мышления в России. Они повлияли на последующие исторические события, включая реформы в Российской империи и появление лидеров и партий в русской политической жизни.