Игра как средство эстетического воспитания дошкольного возраста

  • 71 страница
  • 56 источников
  • Добавлена 26.11.2013
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ 7
1.1. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АВТОРОВ 7
1.2. ЗНАЧЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 15
1.3 ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ 37
2.1. МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 37
2.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 43
2.3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ В ДОУ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 49
2.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71



Фрагмент для ознакомления

В интерьер групповой комнаты включены предметы искусства. Учтено, что декоративно-прикладное искусство — это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определенное место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего — в его духовном мире.
Эстетическое оформление комнаты не должно быть неизменным, детей всегда привлекает новое, интересное, красочное. В связи с этим в интерьере предусмотрены складные ширмы, позволяющие изменять пространство, устроена выставка художественных произведений, выставка работ детей, уголок театрально-игровой деятельности с варьирующимися декорациями.
Театрализованная игра не может развиваться без насыщения предметной среды специфическими атрибутами. Для проведения театральной игры с куклами нужна развивающая среда, включающая разнообразные театральные игрушки.
В совместную работу по развитию предметной среды, подбору реквизита, музыкального сопровождения и художественного оформления игр-драматизаций следует подключать родителей детей.
В групповой комнате есть ширма для театра кукол, подобран материал для декораций и компоненты костюмов для театрализованных игр по народным сказкам, куклы Бибабо для сказок «Репка», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Колобок». При замене костюмов эти же куклы могут быть использованы в иных театрализованных играх. В уголке театра есть и наборы для игры с настольным театром, а также и необходимые для игр на фланелеграфе материалы.
Созданная для проведения театрализованных игр среда дает каждому ребенку одинаковые возможности усвоить умения, приобрести новые качества, развить знания. Такого рода среда является единым эстетическим театрально-игровым пространством жизни детей в ДОУ, которое предполагает взаимосвязанные и взаимовлияющие формы организации театра в ДОУ.
Театрализованные игры зачастую сопровождаются музыкой, вследствие этого важным компонентом среды является фонотека и музыкальный центр.
Результаты I раздела.
В целом эмоциональный фон среды обеспечивает для детей комфортные условия и развивает их театральное творчество.
Оформление и содержание развивающей среды, созданной в старшей экспериментальной группе для проведения театрализованных игр можно оценить положительно. Среда включает в себя элементы декораций и костюмов, различные театральные игрушки, размещенные в удобном для детской игры месте. Все материалы и дидактические пособия доступны детям в любое время их пребывания в ДОУ.
II раздел – «Кукла оживает».
Задачи: обучение юных кукловодов приемам работы с куклой; развитие речи, сенсомоторики, пластики движений.
Раздел включает 6 развивающих занятий.
Занятие 1. «Как играют с куклами в театре Бибабо».
Цель: вызвать у детей интерес к кукольному театру Бибабо, развивать желание заниматься игрой с куклами.
Содержание занятия:
Взрослые показывают дошкольникам кукольный спектакль «Три медведя» и дают каждому ребенку возможность поиграть после спектакля с любой понравившейся куклой. Задача: дети должны осознать, что играть с куклами Бибабо нелегко, этому необходимо учиться.
Занятие 2. «Ручки отдыхают».
Цель: научить детей снимать мышечное перенапряжение, давать рукам отдых. Специальные упражнения включаются в каждое игровое занятие для расслабления мышц детских рук.
Содержание занятия:
1. Простая поза - поставить на локоток руку с куклой (на ладонь другой руки или на стол).
2. Упражнения на маятникообразные движения руки с куклой.
«Кукла на качелях».
Выпрямить в локте руку с куклой, надетой на нее, поднять руку вверх, водить влево-вправо, вперед-назад.
«Кукла висит вниз головой»
Расслабленно, свободно повесить руку с надетой на нее куклой, затем размахивать вперед-назад прямой рукой.
«Кукла на карусели»
Согнуть в локте руку с куклой, полусогнутой рукой вращать перед собой, рукой с надетой на нее куклой описывать круги слева направо и справа налево.
«Кукла на лодочке»
Опустить вниз руку с куклой, влево-вправо слегка размахивать рукой.
3. Упражнения, в которых дети снимают куклу с руки.
«Поменяй ручку»
Дети по сигналу быстро снимают куклу с одной руки и одевают на другую.
«Куклы переодевают местами».
Дети по сигналу быстро меняются друг с другом куклами.
«Кукла отдыхает».
Ребенок снимает с руки куклу и укладывает ее к себе на плечо или на колени. Руки ребенка находятся в произвольном положении.
«Кукла засыпает»
Ребенок укладывает как в кроватку руку с куклой на локоть другой руки и укачивает ее.
Занятие 3. «Какая кукла особенно нравится?»
Цель: вызвать у детей интерес к куклам Бибабо, развивать желание заниматься игрой с куклами.
Содержание занятия:
Детям читают сказку «Теремок», затем дети знакомятся с имеющимися игрушками, обсуждают их, выбирают себе роль по интересам. Дети должны понять, что следует учиться – как куклам двигаться.
Занятие 4. «Как научить куклу двигаться?»
Цель: вызвать у детей интерес к кукольному театру Бибабо, учить – как куклам двигаться. Освоить точные, осмысленные движения куклы.
Содержание занятия:
Упражнения на движения головы куклы.
«Кукла смотрит вверх-вниз»: слегка разгибается и сгибается указательный палец с куклой.
«Кукла вертит головой»: слегка разгибается и сгибается указательный палец с куклой, выполняя вращательные круговые движения справа налево и слева направо.
«Кукла по сторонам смотрит»: указательный палец с куклой слегка наклоняется вправо-влево.
Упражнения на движения рук куклы.
«Кукла играет на гармони»: кукла соединяет вместе и расставляет руки в различном темпе.
«Кукла аплодирует»: в быстром темпе кукла расставляет руки и соединяет их вместе.
«Кукла моет ручки»: кукла энергично потирает одну ручку о другую.
«Кукла ловит комара»: кукла совершает руками быстрые хватательные движения.
«Кукла отмахивается от мошек»: кукла в быстром темпе совершает руками различные размахивающие движения.
Занятие 5. «Как научить куклу разговаривать?»
Цель: развивать умение детей вести диалог с куклами.
Содержание занятия:
Разыгрываются сценки по мотивам стихотворения К.Чуковского «Телефон».
Занятие 6. «Что может делать кукла Бибабо?»
Цель: вызвать у детей интерес к кукольному театру Бибабо, развивать навыки игры с куклами.
Содержание занятия:
Дети осваивают со своими куклами цирковые номера.
Клоуны
Куклы ходят забавной походкой, повторяют движения друг за другом.
Акробаты.
Куклы перетягивают веревочку как канат; ходят по веревочке как по канату; строят пирамиду; перепрыгивают с тумбы на тумбу.
Силачи.
Куклы друг с другом борются, поднимают штангу и гири.
Жонглеры.
Куклы жонглируют мячами кольцами.
Результаты II раздела:
У детей вызвали интерес к кукольному театру Бибабо, научили ведению с куклами диалога, развили умения двигать головой и руками куклы.
III раздел – театрализованная игровая деятельность.
Раздел включает 3 блока.
1. Работа с детьми. Разыгрываются сценки: игры с куклами, имитирующие игры самих детей.
Куклы с помощью считалки выбирают водящего.
Куклы во время игры стоят в кругу. Водящий старается дотронуться до кукол, которые уклоняются.
Салки с прятками.
Куклы ходят по кругу. По сигналу куклы разбегаются, стараясь спрятаться: за ширмой, за спинкой стула, за спиной взрослого и т.п. Кукла-ведущий старается осалить тех кукол, которые спрятаться не успели.
Салки
Дети с куклами Бибабо на руках становятся парами на небольшом расстоянии друг от друга. Куклы начинают друг перед другом кривляться. По сигналу они должны друг с другом обняться. Водящий старается осалить другую куклу до того, как та «спряталась» в паре.
Вариант игры
Куклы по сигналу должны спиной «прилипнуть» друг к другу. Водящий старается осалить другую куклу до того, как дети это сделают.
Запрещенное движение
Дети становятся в линию с куклами на руках. Водящий становится перед ними и показывает с куклой различные движения. Куклы повторяют за ней. Но одно оговоренное движение повторять нельзя. В случае ошибки «вылетает».
Найди пару
Куклы под музыку гуляют по комнате. Когда музыка обрывается, дети должны найти пару.
2. Работа с детьми. Разыгрываются спектакли «Маша и медведь», «Теремок», «Волк и козлята», «Заюшкина избушка».
Для спектаклей выбраны короткие сказки с небольшим количеством персонажей. Формировались умения точно вести на ширме куклу, передавать в диалогах содержание сказки, развивали эмоциональный отклик на поступки персонажей-кукол, вызывая и желание помочь, сочувствие.
Театрализованная деятельность, предложенная детям, была принята ими с интересом. Отмечено развитие эмоционального восприятия детьми сюжета произведения. Дошкольники начинают распознавать эмоциональное состояние персонажей (радуется, расстроен, удивлен, рассержен) и выражать эмоциональное состояние (радость, обиду, гнев, удивление) мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией. Дети начинают распознавать и адекватно реагировать на эмоции сверстников и взрослых (если человек обижен, - пожалеть его, помочь, радуется - порадоваться вместе с ним, разгневан, - постараться понять причину).
По итогам наблюдений отмечены яркие проявления детьми эмоционального состояния сказочных героев как с помощью вербальных, так и невербальных средств. Например, при обсуждении и проигрывании сказки «Заюшкина избушка» все дети проявляли свое сочувствие к зайчику и возмущение, даже гнев по поводу действий хитрой лисы: дети всхлипывали, вскрикивали, глаза наполнялись слезами, лица были страдающими. Борьба петушка с лисой сопровождалась постоянными проявлениями радости, восторга. Даже дети-зрители повторяли за воспитателем угрозы петушка, взмахивали при этом руками, «прогоняя» лису. В ходе игры дети не просто играли с куклами-персонажами, но и реагировали мимикой на все повороты сюжета: морщили лоб и нос, у них сужались, и расширялись глаза, грустно опускались уголки губ, дети радостно улыбались и пр. В ходе подготовительного чтения пять детей застывали в одной позе (замирание), остальные часто меняли позу: ерзали на стульях, сжимали кулачки и пр. Этим детям явно не сиделось на месте. Проявлялась двигательная активность: дети вскакивали, топали ногами, одна из девочек пыталась подражать движениям зайчика (сложила ручки перед собой и подпрыгивала на месте). В конце сказки, когда петушок выгонял лису из домика у детей наблюдалось полное сопереживание персонажам. Эмоции не утихли и после окончания игры: дети окружили воспитателя, задавали вопросы взволнованными голосами, «взахлеб» осуждали лису, показывали, как они помогли бы петушку ее выгонять и пр. То есть, дети начали лучше понимать красоту поступков положительных персонажей. Детям не терпелось начать подготовку к следующей игре, они хотели узнать, есть ли для других сказок красивые куклы и декорации, кто будет изображать героев сказки и пр.
3. Совместная работа детей и воспитателей с родителями:
включение родителей в работу по написанию сценариев для детских игровых театрализованных спектаклей;
изготовление родителями совместно с детьми декораций и кукол Бибабо для театрализованных игр;
участие родителей в качестве зрителей или актеров в постановке и проведении театрализованных игр.
создание фотоальбома «Наш театр»
Результаты III раздела: разработаны содержание и методы опытно-экспериментальной работы по повышению уровня эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами театрализованной игры.
После проведения формирующего этапа опытно-экспериментальной работы, направленного на повышение уровня эстетической воспитанности дошкольников посредством игры, было проведено контрольное исследование по методикам констатирующего эксперимента. В контрольном исследовании принимали участие те же две группы детей – ЭГ и КГ, которые принимали участие в констатирующем эксперименте.
Результаты контрольного исследования сформированности художественно-эстетического вкуса дошкольников представлены в таблице 3. Средние значения показателей художественно-эстетического вкуса детей ЭГ и КГ после проведенной опытно-экспериментальной работы представлены в виде гистограммы на рисунке 3.
Результаты контрольного исследования сформированности художественно-эстетического вкуса показали, что в контрольной группе и до, и после формирующего эксперимента у одного дошкольника высокий уровень художественно-эстетического вкуса, у пяти детей - средний, и у двух дошкольников - низкий уровень. Средние значения показателей сформированности художественно-эстетического вкуса незначительно возросли (рис. 3), что можно объяснить развитием этих детей КГ в результате занятий по программе ДОУ.

Таблица 3
Результаты контрольного исследования сформированности художественно-эстетического вкуса дошкольников, баллы


Дети ЭГ КГ Эстетическое осознание произведения искусства Развитие художественного вкуса Умение творчески создавать продукты ручного творчества Уровень Эстетическое осознание произведения искусства Развитие художественного вкуса Умение творчески создавать продукты ручного творчества Уровень 1 3 3 2 Высокий 2 1 1 Низкий 2 2 2 2 Средний 3 3 2 Высокий 3 2 3 3 Высокий 2 3 2 Средний 4 3 3 2 Высокий 2 2 2 Средний 5 2 2 3 Средний 1 2 2 Низкий 6 2 2 2 Средний 2 2 2 Средний 7 2 3 3 Высокий 2 2 3 Средний 8 2 2 2 Средний 2 2 2 Средний Ср.знач. 2,3 2,5 2,4 - 2,0 2,1 2,0 -
В экспериментальной группе результаты получились следующие: до формирующего эксперимента только у одного из дошкольников был выявлен высокий уровень сформированности художественно-эстетического вкуса, у пяти детей - средний, и у двух дошкольников - низкий уровень. После формирующего эксперимента высокий уровень художественно-эстетического вкуса выявлен у четырех дошкольников, и еще у четырех детей - средний, низкий уровень сформированности художественно-эстетического вкуса не выявлен ни у кого из детей ЭГ. Средние значения всех показателей значительно возросли (рис. 3), что можно объяснить развитием детей ЭГ в результате проведенных занятий формирующего эксперимента.

Рис. 3. Результаты контрольного исследования сформированности художественно-эстетического вкуса детей ЭГ и КГ

Результаты контрольного исследования эстетического развития дошкольников на основе анализа созданных детьми творческих работ и на основе оценки воспитателей представлены в сводной таблице 4.
Таблица 4
Результаты контрольного исследования эстетического развития дошкольников


Дети ЭГ КГ Анализ творческих работ Оценка воспитателей Анализ творческих работ Оценка воспитателей Баллы Уровень Баллы Уровень Баллы Уровень Баллы Уровень 1 2 Средний 2 Средний 1 Низкий 1 Низкий 2 2 Средний 2 Средний 2 Средний 2 Средний 3 2 Средний 2 Средний 2 Средний 2 Средний 4 3 Высокий 3 Высокий 2 Средний 2 Средний 5 2 Средний 2 Средний 2 Средний 2 Средний 6 2 Средний 3 Высокий 2 Средний 2 Средний 7 3 Высокий 3 Высокий 1 Низкий 1 Низкий 8 2 Средний 2 Средний 2 Средний 2 Средний Ср.
знач. 2,3 - 2,4 - 1,8 - 1,8 -
Средние значения показателей контрольного исследования эстетического развития детей ЭГ и КГ представлены в виде гистограммы на рисунке 4.

Рис. 4. Результаты контрольного исследования эстетического развития детей ЭГ и КГ
Наблюдения и беседы с воспитателями показали, что после проведения опытно-экспериментальной работы дети ЭГ стали проявлять устойчивый интерес и желание к общению с произведениями искусства; стали лучше уметь рассказывать о них, высказывая свою точку зрения грамотным литературным языком, стали лучше замечать красоту окружающего мира, видеть ее в произведениях искусства, разбираться в настроении и поступках окружающих людей, ценить красоту поступков, уметь сопереживать, понимать различные эмоциональные состояния в произведениях искусства.
Таким образом, результаты контрольного исследования говорят о значительной положительной динамике эстетического воспитания детей экспериментальной группы. Подтверждена гипотеза исследования: эстетическое воспитание детей дошкольного возраста будет более эффективным при использовании игры как средства эстетического воспитания детей.
2.4. Методические рекомендации воспитателям по проведению игры как средства эстетического воспитания

На интерес к театрализованным играм у детей среднего и старшего возраста влияют содержание произведения, включение их в ситуацию театра, подготовки спектакля, желание показать спектакль малышам, родителям. Укреплению интереса способствует участие в оформлении спектакля, в творческой работе по изготовлению театральных игрушек, сочинению инсценировок.
Задача воспитателя в том, чтобы, сохранив интерес детей к театрализованной деятельности, сделать ее средством эстетического воспитания, что в свою очередь должно помочь расширить содержание спектакля и еще больше повысить интерес к нему.
Занятия по театрализованной деятельности могут включать разыгрывание сказок и сценок.
Занятия в основном строятся по единой схеме:
введение в тему, создание эмоционального настроения;
театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:
выбор детьми роли по желанию;
назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
проигрывание ролей в парах.
При этом возникают две основные проблемы:
что делать, если ролей не хватает на всех детей;
кто будет играть отрицательных персонажей.
Первую проблему помогают решить подгрупповая организация занятий, парное проигрывание ролей. Кроме того, можно придумать дополнительные роли.
Вторая проблема - исполнение ролей отрицательных персонажей - несколько сложнее и требует индивидуального подхода к каждому рeбенку. В большинстве случаев дети хотят исполнять роли добрых, сильных и находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких, нечестныx. Поэтому следует подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все: и дети, и взрослые - артисты, которые должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли, причем зачастую сыграть роль отрицательного героя намного сложнее. Однако иногда бывает и так: стремление активно участвовать в театрализованной деятельности и привлечь внимание к себе толкает ребенка к постоянному исполнению отрицательных ролей. Постепенно образ как бы «прилипает» к нему, и, в конце концов, к этому ребенку начинает складываться определенное отношение. Поэтому целесообразно, чтобы каждый из детей исполнял как отрицательные, так и положительные роли.
Во время занятий необходимо:
выслушивать ответы и предложения детей;
если дети не отвечают, не требовать объяснений, а перейти к действию с персонажем;
при встрече детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;
в заключении различными способами вызывать у детей радость.
Из предлагаемых условий для театрализованных игр в дошкольных образовательных учреждениях можно выделить три основных:
1) с раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него.
2) воспитывать у детей интерес к театрализованной деятельности.
3) заботиться об оснащении театрализованных игр.
Существует много методик руководства театрализованными играми для детей старшего дошкольного возраста, но наблюдая за деятельностью детей каждый воспитатель самостоятельно определяет для себя приемлемую, ссылаясь на известные методики, которые должны включать в себя обязательные критерии: разыгрывание сказок и сценок по ролям, подгрупповая организация ролей, исполнение детьми как отрицательных, так и положительных ролей, объяснение детям смысловой нагрузки игр, сказки, сценки, роли, диалогов.
Проводя предварительную работу (чтение и обсуждение сказок, обсуждение элементов костюмов и декораций и пр.) по эстетическому воспитанию дошкольников, воспитателям необходимо помнить, что методика данных занятий имеет ряд отличительных особенностей:
1. Все занятия подразумевают направленность на развитие эмоциональной сферы ребенка и эстетического восприятия произведений литературы и искусства.
2. Важно свободное общение детей с педагогом и друг с другом, когда в процессе работы можно свободно, не поднимая руки, высказать свои мысли, объяснить возникающие эмоции, не согласиться с мнением других, в том числе взрослых.
3. Размещение на занятии (вокруг экрана, стола) свободное, по выбору детей, на стульях, скамейках или прямо на ковре, благодаря чему ребенок может менять позу и не уставать от неподвижного сидения.
4. Речь детей совершенно свободная, без специально заученных фраз.
5. На первых этапах работы использование педагогом приема «подсказок»: вопрос и несколько вариантов ответа.
6. Свое мнение педагог высказывает только после детей, ни в коем случае не давая его как единственно верное.
7. Задача каждого занятия, - не ускорять искусственным путем развитие ребенка, заложив в него определенный набор знаний, а расширить его путем зрительного восприятия, развития органов чувств, обогащения эмоционального мира ребенка.
Проводя занятия, важно акцентировать внимание на следующих аспектах:
соответствие программных задач ДОУ для данного возраста с учетом индивидуальных особенностей детей;
правильность личного подхода педагога к предлагаемым произведениям;
доступность и дифференцированность в подаче материала;
развитие восприятия ребенка, способствуя наилучшим образом усвоению нового, опираясь на уже известный или личный опыт;
умение детей «ориентироваться» в усвоенном ранее материале;
развитие способности воспринимать и понимать произведения литературы и искусства во взаимосвязи с окружающим миром;
работа над развитием зрительной культуры;
формирование навыков межличностного общения по поводу увиденного и услышанного;
эмоциональная форма подачи материала.
Строя занятия, необходимо помнить, что повторение ранее пройденного материала, выяснение уровня его усвоения, а также закрепление происходит в процессе последующих занятий, не выделяя на это отдельного времени, т. е. материал последующих занятий должен опираться или соприкасаться с уже известным детям материалом, опираясь на обретенный ранее зрительный опыт и знания (метод сквозного подхода).
Важно учитывать, что активность восприятия ребенка возрастает, а усталость наступает позже, если в ходе занятия в детском саду используется занимательная фабула, сюжетная интрига, построенная на поиске чуда, разгадке тайны, загадки, выполнении сказочного задания.
Неспособность старших дошкольников к длительному статическому напряжению, неустойчивость их внимания, потребность в движении и действии делают необходимыми в подготовке и организации игр, в том числе – театрализованных, следующие методы и приемы:
– равноправный ценностный диалог, в котором ребенок «переживает ценности», близкие его малому личностному опыту;
– введение персонажа-проводника, роль которого исполняет кукла или ведущий занятие педагог, выступающий в соответствующем образе;
– использование символического атрибута и предмета-заместителя, концентрирующего восприятие детей на определенном этапе занятия;
– обращение к «художественному слову», выразительным движениям, изобразительной деятельности (декламация, пантомима, пластические этюды, рисование эскизов декораций и элементов костюмов персонажей и пр.).


Выводы по 2 главе

Для исследования возможностей игры как средства эстетического воспитания детей дошкольного возраста, было проведено констатирующее исследование. Предложена методика исследования и разработаны критерии оценивания уровня эстетического развития Констатирующее исследование выявило в основном низкий и средний уровни эстетического развития детей. В связи с этим нами проведен формирующий этап эксперимента.
Для проведения опытно – практической работы разработана и апробирована на практике программа, направленная на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игры. Программа включает игровые занятия занимательного характера, имеющие интересное содержание, и театрализованные игры, развивающие у детей дошкольного возраста эстетическое восприятие произведений литературы и искусства, а также явлений жизни. Педагогические условия организации в ДОУ игры как средства эстетического воспитания детей дошкольного возраста ориентированы на возрастные особенности и возможности эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста.
Контрольное исследование показало, что у дошкольников контрольной группы изменений в показателях методик практически не произошло, а у дошкольников экспериментальной группы под влиянием формирующего эксперимента выявлена значительная положительная динамика по всем выделенным критериям эстетического развития. Анализ результатов проведенного контрольного исследования говорит о том, что гипотеза исследования подтверждена: эстетическое воспитание детей дошкольного возраста будет более эффективным при использовании игры как средства эстетического воспитания детей.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе данной работы решены все поставленные задачи и достигнута цель исследования.
Проведенное исследование показало, что проблема эстетического воспитания достаточно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы. Эстетическое развитие, как одна из форм духовного развития личности ребенка, является одновременно необходимым аспектом других элементов развития, формирования мировоззрения личности. Эстетическое воспитание направлено на активизацию творческих способностей человека, на повышение его общей культуры. Специфика эстетического воспитания заключается в том, что его конечной целью выступает гармонически развитая личность. Поэтому в настоящее время эстетическое воспитание приобретает особое значение.
В ходе работы для оценки уровня эстетического воспитания детей 5-6 лет было проведено констатирующее исследование, результаты анализа которого выявили в основном низкий и средний уровни эстетического воспитания детей по всем выделенным нами критериям.
На основе результатов констатирующего исследования разработана и апробирована на практике программа, направленная на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игры. Программа включает игровые занятия занимательного характера, имеющие интересное содержание, и театрализованные игры, развивающие у детей дошкольного возраста эстетическое восприятие произведений литературы и искусства, а также явлений жизни. Педагогические условия организации в ДОУ игры как средства эстетического воспитания детей дошкольного возраста ориентированы на возрастные особенности и возможности эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста.
Контрольное исследование, проведенное по предложенной методике исследования и разработанным критериям оценивания уровня эстетического развития, показало, что у дошкольников контрольной группы изменений в показателях методик практически не произошло, а у дошкольников экспериментальной группы под влиянием формирующего эксперимента выявлена значительная положительная динамика по всем выделенным критериям эстетического развития. Анализ результатов проведенного контрольного исследования говорит о том, что формирующий эксперимент был достаточно эффективным.
Можно в целом отметить следующие результаты проведенной опытно– практической работы:
- повышение уровня эстетического развития, являющегося компонентом личностного развития детей;
- повышение у детей уровня эстетического вкуса и восприятия произведений искусства (формируется система эстетических представлений, взглядов, убеждений, адекватного восприятия произведений литературы и искусства; вырабатываются истинные критерии общечеловеческих ценностей);
- повышение возможности реализации творческого потенциала личности детей (постепенно у детей формируется представление о наиболее подходящем, соответствующем именно его способностям и склонностям, увлечении).
Итак, подтверждена гипотеза исследования: эстетическое воспитание детей дошкольного возраста будет более эффективным при использовании игры как средства эстетического воспитания детей.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов диагностического исследования, предложенных занятий, направленных на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игры, и рекомендаций для воспитателей по их организации и проведению, в условиях дошкольного учреждения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Абраменкова В.В. Игра формирует душу ребенка // Мир психологии. – 2000. - № 4. – С. 74-81.
Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя детского сада. - М., КНОРУС, 2003. - 121 с.
Беляева Е. В. Эстетика: курс лекций. 2-е изд. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005.
Бойченко H. A. Сюжетно-ролевые игры дошкольников. - Киев: «Радянська школа», 1982. – 126с.
Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник. – М.: Высш. шк., 2002.
Бычков В. В. Эстетика. - М., 2002.
Васильева Л.С., Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании дошкольников/ Программа, учебно-методическое пособие для дошкольных учреждений — М., 2003.
Ветлугина И.А. Эстетическое воспитание в детском саду. – М., 1985. – 68с.
Виноградова Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: Практическое пособие / H. A. Виноградова, Н.В. Позднякова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. – 108с.
Волынкин В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: Учебное пособие. - М.: Феникс , 2007.
Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е.Н.Степанова. - М., 2006.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1996. – №6. – С.75- 77.
Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.
Герасимов С.А. Система эстетического воспитания школьников / Под ред. С.А. Герасимова. - М.-Л., 2000.
Доронова Т.Н. Игра в дошкольном возрасте / Т.Н. Доронова, О.А. Карабанова. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. – 112с.
Дьяченко О. М. Психологические особенности развития дошкольников / О. М. Дьяченко, Т. В.Лаврентьева. - М.: Эксмо. 2009. – 292с.
Ежов В.С. Эстетическая культура человека. - Новосибирск, 2003. – 147 с.
Житко И.В. Развивающие игры: учебное пособие / И.В. Житко, А.А. Петрикевич, М.М. Ярмолинская. - Минск, 2007. – 165с.
Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М.: Педагогика, 2001. – 112 с.
Запорожец А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры // Дошкольное воспитание. – 1965. - № 10. – С. 17 – 19.
Каптерев П. О природе детей. - М.: Карапуз, 2005. – 288с.
Карабанова, О.А. Игра в дошкольном и младшем школьном возрасте / О.А.Карабанова, Е.В.Соловьева. – М.: Айрис-Пресс, 2004. — 168с.
Козлова С.А., Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова - М.: Академия, 2002. - 416 с.
Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. - М.: Мозаика – синтез, 2009.
Комарова Т., Филлипс О. Эстетическая развивающая среда в ДОУ: Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2007.
Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников. - М.: Педагогика, 2002.
Лобода Т. В. История исследования игры и ее роли в психическом развитии ребенка дошкольного возраста // Современные исследования социальных проблем. – 2011. - №1(05). – С.78 -80.
Ломова В. Ф. Нравственно-эстетическое развитие личности в учреждении дополнительного образования// Современные технологии в образовании. - Екатеринбург, 2006.
Лыков С.В., Волобуева Л.М. История дошкольной педагогики в России. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 520 с.
Марецкая Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника. - М.: «Гном-Пресс», 2005.
Михайленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду Пособие для воспитателя / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - 2-е изд., испр. – М.: Гном и Д, 2001. - 96 с.
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. ( 2-е издание. ( Екатеринбург: Деловая книга, 2006.
Морозова Т.В. Торшилова Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет: Теория и диагностика Изд. 2-е, перераб., доп. - М.: Деловая книга, 2004.
Мухина В.С. Детская психология. – М.: ООО АПРЕЛЬ Пресс, 2001. – 352с. 
Основы эстетического развития / Под редакцией Кушаева Н.А.- М., 2002.
Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб.: Издательство «Питер», 2000.- 288с.
От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-синтез, 2010. - 304 с.
Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М.: Школьная Пресса, 2004.
Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. - М.: Детство-Пресс, 2010.
Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под ред. Н.Н. Поддьяков, Н.Я. Михайленко. - М., 1987. – 232с.
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред.М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой, В.В.Гербовой. – М., 2008.
Пряжников Н. С. Методы активизации духовного потенциала личности. — М.: МПСИ, 2008.
Ребенок в мире культуры/ Под общ. ред. Р. М. Чумичевой. - Ставрополь, 2001.
Репина О. К. Исследование игровой деятельности старших дошкольников // Психологическая наука и образование. – 2006. - № 2. – С. 55-69.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.  - СПб.: 2002 - 720 с. 
Система работы по художественно-эстетическому воспитанию. Старшая группа. - М.: Корифей, 2009.
Смирнова Е. О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2006. – 366 с.
Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М.: Педагогика, 2003.
Титов Б. А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. - СПб, 1997. – 278с.
Торшилова Е.М. Интеллектуальное и эстетическое развитие: история, теория, диагностика. – Дубна: Феникс++, 2007.
Урунтаева Г. А. Детская психология. М.: Академия, 2006. - 368 с.
Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. (М., 2005. – 212 с.
Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх // Художественное творчество и ребенок. – М., 2001.
Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.
Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. – 362с.
Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А. А. Беляева и др. — М., 2006.












68

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Абраменкова В.В. Игра формирует душу ребенка // Мир психологии. – 2000. - № 4. – С. 74-81.
2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя детского сада. - М., КНОРУС, 2003. - 121 с.
3. Беляева Е. В. Эстетика: курс лекций. 2-е изд. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005.
4. Бойченко H. A. Сюжетно-ролевые игры дошкольников. - Киев: «Радянська школа», 1982. – 126с.
5. Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник. – М.: Высш. шк., 2002.
6. Бычков В. В. Эстетика. - М., 2002.
7. Васильева Л.С., Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании дошкольников/ Программа, учебно-методическое пособие для дошкольных учреждений — М., 2003.
8. Ветлугина И.А. Эстетическое воспитание в детском саду. – М., 1985. – 68с.
9. Виноградова Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: Практическое пособие / H. A. Виноградова, Н.В. Позднякова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. – 108с.
10. Волынкин В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: Учебное пособие. - М.: Феникс , 2007.
11. Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е.Н.Степанова. - М., 2006.
12. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1996. – №6. – С.75- 77.
13. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.
14. Герасимов С.А. Система эстетического воспитания школьников / Под ред. С.А. Герасимова. - М.-Л., 2000.
15. Доронова Т.Н. Игра в дошкольном возрасте / Т.Н. Доронова, О.А. Карабанова. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. – 112с.
16. Дьяченко О. М. Психологические особенности развития дошкольников / О. М. Дьяченко, Т. В.Лаврентьева. - М.: Эксмо. 2009. – 292с.
17. Ежов В.С. Эстетическая культура человека. - Новосибирск, 2003. – 147 с.
18. Житко И.В. Развивающие игры: учебное пособие / И.В. Житко, А.А. Петрикевич, М.М. Ярмолинская. - Минск, 2007. – 165с.
19. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М.: Педагогика, 2001. – 112 с.
20. Запорожец А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры // Дошкольное воспитание. – 1965. - № 10. – С. 17 – 19.
21. Каптерев П. О природе детей. - М.: Карапуз, 2005. – 288с.
22. Карабанова, О.А. Игра в дошкольном и младшем школьном возрасте / О.А.Карабанова, Е.В.Соловьева. – М.: Айрис-Пресс, 2004. — 168с.
23. Козлова С.А., Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова - М.: Академия, 2002. - 416 с.
24. Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. - М.: Мозаика – синтез, 2009.
25. Комарова Т., Филлипс О. Эстетическая развивающая среда в ДОУ: Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2007.
26. Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников. - М.: Педагогика, 2002.
27. Лобода Т. В. История исследования игры и ее роли в психическом развитии ребенка дошкольного возраста // Современные исследования социальных проблем. – 2011. - №1(05). – С.78 -80.
28. Ломова В. Ф. Нравственно-эстетическое развитие личности в учреждении дополнительного образования// Современные технологии в образовании. - Екатеринбург, 2006.
29. Лыков С.В., Волобуева Л.М. История дошкольной педагогики в России. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 520 с.
30. Марецкая Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника. - М.: «Гном-Пресс», 2005.
31. Михайленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду Пособие для воспитателя / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - 2-е изд., испр. – М.: Гном и Д, 2001. - 96 с.
32. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте.  2-е издание.  Екатеринбург: Деловая книга, 2006.
33. Морозова Т.В. Торшилова Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет: Теория и диагностика Изд. 2-е, перераб., доп. - М.: Деловая книга, 2004.
34. Мухина В.С. Детская психология. – М.: ООО АПРЕЛЬ Пресс, 2001. – 352с.
35. Основы эстетического развития / Под редакцией Кушаева Н.А.- М., 2002.
36. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб.: Издательство «Питер», 2000.- 288с.
37. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-синтез, 2010. - 304 с.
38. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М.: Школьная Пресса, 2004.
39. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. - М.: Детство-Пресс, 2010.
40. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под ред. Н.Н. Поддьяков, Н.Я. Михайленко. - М., 1987. – 232с.
41. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред.М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой, В.В.Гербовой. – М., 2008.
42. Пряжников Н. С. Методы активизации духовного потенциала личности. — М.: МПСИ, 2008.
43. Ребенок в мире культуры/ Под общ. ред. Р. М. Чумичевой. - Ставрополь, 2001.
44. Репина О. К. Исследование игровой деятельности старших дошкольников // Психологическая наука и образование. – 2006. - № 2. – С. 55-69.
45. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: 2002 - 720 с.
46. Система работы по художественно-эстетическому воспитанию. Старшая группа. - М.: Корифей, 2009.
47. Смирнова Е. О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2006. – 366 с.
48. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М.: Педагогика, 2003.
49. Титов Б. А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. - СПб, 1997. – 278с.
50. Торшилова Е.М. Интеллектуальное и эстетическое развитие: история, теория, диагностика. – Дубна: Феникс++, 2007.
51. Урунтаева Г. А. Детская психология. М.: Академия, 2006. - 368 с.
52. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М., 2005. – 212 с.
53. Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх // Художественное творчество и ребенок. – М., 2001.
54. Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.
55. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. – 362с.
56. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А. А. Беляева и др. — М., 2006.

Опубликовано

Опубликовано

Министерство образования Республики Беларусь

Учебные заведения

"Белорусский государственный педагогический университет

имени Максима Танка"

Факультет дошкольного образования

Кафедра общей и дошкольной педагогики

Курсы

ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Исполнитель:

Батура Анжелика V.

Минск 2012

Содержание

Введение

Глава 1. Игра как средство воспитания эстетического детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

1.1 Генезис понятия "игра" как средство воспитания эстетической дошкольников

1.2 Классификация игр для детей дошкольного возраста

1.3 Творческие игры детей дошкольного возраста

Глава 2. Пути эстетического воспитания детей дошкольного возраста с помощью игры

2.1 Определение уровня формирования у детей эстетических качеств и чувства

2.2 Организация работы по эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста

2.3 Контрольная работа по выявлению формирования у детей уровня сформированности компетенции эстетические чувства у детей дошкольного возраста

Вывод

Список литературы

Приложения

Введение

Игра - своего рода социальная практика ребенка. Еще К. Д. Ушинский отметил, что игры детей, живущих в различных условиях, различны: "у одной девочки кукла стряпает, шьет, моет, гладит; у другой принимает гостей, спешит в театр или на раут; в третьей бьет людей, становится копилку, считает деньги".

Игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их компетенции. Игра-естественная, важнейшая деятельность, удовлетворяющая стремление к движению, действию, к переосмысливанию впечатлений окружающей жизни. Актуальность данной работы заключается в том, что дети учатся многому в игре: уточняют знания об окружающем, приобретают организационные навыки, преодолевают робость, учатся готовить необходимое для игры, у них развивается речь, воображение. Хорошо развивающийся ребенок много и с увлечением играет. В ней, больше, чем в любой другой деятельности, у ребенка развивается активность, самостоятельность, инициативу, развивает логику и мышление, ребенок развивается эстетически, физиологически, психически, так и психологически. Цель и задачи работы состоят в следующем:

Узнать стоимость работы