Статусное положение в группе сверстников ребенка с агрессивными проявлениями.

  • 62 страницы
  • 50 источников
  • Добавлена 28.12.2013
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы социально-психологического статуса и агрессивного поведения в психологии 6
1.1 Понятие социально-психологического статуса 6
1.2 Понятие агрессии и агрессивного поведения в психологии 9
Выводы по 1 главе 14
Глава 2. Теоретические аспекты изучения статусного положения в группе сверстников старшего дошкольника с агрессивными проявлениями 17
2.1 Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников 17
2.2 Психологические особенности агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте 21
2.3 Статус и факторы, влияющие на его становление в группе сверстников 25
Выводы по 2 главе 28
Глава 3. Экспериментальное исследование влияния социально-психологического статуса старшего дошкольника в группе на агрессивность поведения 30
3.1 Организация проведения исследования 30
3.2 Констатирующий эксперимент (1 этап исследования) 31
3.3. Формирующий эксперимент (2 этап исследования) 36
3.4 Контрольный этап эксперимента 41
3.5 Результаты и их интерпретация 42
Выводы по 3 главе 58
Заключение 60
Список литературы 62
Приложение А 66
Приложение Б 67
Приложение В 69
Приложение Г 72
Приложение Д 73
Приложение Е 74
Фрагмент для ознакомления

низкийизолированныеСопоставляя полученные данные, увидели, что большинство детей, имеющих низкий статус в группе, имеют также и повышенный уровень агрессивности (Примечание: в таблице совпадения выделены жирным шрифтом для наглядности). Данный результат позволяет сделать предварительный вывод, что часть гипотезы находит свое подтверждение: дети, имеющие повышенный уровень агрессии, имеют низкий статус в группе сверстников. Результаты 2 этапа экспериментаДля полного подтверждения гипотезы, провели формирующий эксперимент – цикл занятий, с целью коррекции агрессивности детей.Также была проведена повторная диагностика6 детей, у которых был выявлен повышенный уровень агрессии на 1 этапе. Обработав данные диагностики, их результаты представили следующим образом (см. таблицу3.3):Таблица 3.3Результаты исследования методики «Несуществующее животное» (2 этап)П № детей Фамилия имя Набранные баллы (сумма параметров рисунка)Уровень агрессивности7Коля Е.10низкий12Рома Л.10низкий15Александр О.11средний16Николай П.15средний21Иван Ф.11средний23Анастасия Я.13среднийОжидаемый результат 2 этапа - улучшение уровня агрессии, по сравнению с диагностикой констатирующего этапа - нашел свое подтверждение, после сравнения результатов первого и второго этапа по диагностике уровня агрессии у детей с повышенным уровнем агрессии (см. рис3.2):Рис 3.2. Результат соотношения данных 1 и 2 этапа эксперимента по выявлению уровня агрессииКак видим, после проведения 1 цикла занятий с детьми по понижению уровня агрессии, все дети с повышенным уровнем агрессии улучшили свои показатели:из 7 детей трое детей, имевшие ранее средний показатель теперь имеют низкий уровень агрессии; 1 ребенок с высоким уровнем агрессии понизил свой уровень до состояния среднего уровня;3 детей не сдают свои позиций и еще сохраняют средний уровень агрессивности, но уже наблюдаются изменение уровня агрессии в сторону понижения.Получив эти данные, предположили, что 2 цикл занятий значительно улучшит показатели, которые покажет нам контрольный этап эксперимента.Результаты 3 этапа экспериментаНа контрольном этапе, после 2 цикла занятий, была опять проведена диагностика агрессивности (методика «Несуществующее животное») с теми же детьми (6 детей с первоначальным повышенным уровнем агрессии).В результате обработки данных получены следующие результаты по уровню агрессивности данных детей:№7 - Коля Е. набрал в сумме 9 баллов по параметрам рисунка, что соответствует низкому уровню агрессивности.№12 - Рома Л. Набрал 8 баллов, что также соответствует низкому уровню агрессивности.№ 15 - Александр О. набрал 9 баллов (низкий уровень);№ 16 -Николай П. - 13 баллов (средний уровень);№ 21- Иван Ф.набрал 9баллов (низкий уровень);№ 23- Анастасия Я. - 13 баллов, что соответствует среднему уровню агрессиисогласно принятой иерархии баллов по уровням агрессии.Далее, соотнесли все полученные результаты ив целом получили динамику понижения уровня агрессии данных детей, из которой видно, что повышенный уровень агрессии на заключительном этапе эксперимента остался только у одного ребенка против шести первоначальных(см. рис.3.3):Рис. 3.3. Результат соотношения данных 1, 2, 3 этапа эксперимента по выявлению уровня агрессии у детей с повышенным уровнем агрессииРезультаты диагностики в процентном соотношении к группе на заключительном этапе (после проведения цикла занятий) распределились следующим образом (рис. 3.4):Рис.3.4. Процентное соотношение уровня агрессииАнализируя полученные данные по диагностике всех трех этапов понижения уровня агрессии у детей с ее повышенным показателем, приходим к следующим выводам:Первоначальная диагностика позволила выявить 6 детей с повышенным уровнем агрессии.После применения цикла занятий на 2 этапе эксперимента наблюдаем, что появилась положительная динамика понижения агрессии и продолжили занятия с детьми.Диагностика агрессии на контрольном этапе показала, после проведенного цикла занятий, из 6 детей с повышенной агрессивностью, остался только 2детей. Но и здесь видим улучшение показателей: с первоначальных 21 балла у Анастасии Я. и Коли П. - 19 баллов (высокий и средний уровень соответственно) на контрольном этапе стало по 13 баллов у обоих детей, что ближе к низкому показателю. Дальнейшая работа с даннымидетьми, позволит скорректировать их уровень агрессии до низкого уровня.В процентном соотношении динамику уровня агрессии в группе первого и третьего этапа эксперимента можно наглядно представить в виде диаграммы (см. рис. 3.5.):Рис. 3.5. Процентное соотношение общей динамики уровня агрессии после проведенного эксперимента.Таким образом, видим, что уровень агрессии детей можно значительно снизить, если проводить с ними целенаправленные занятия.Уровень агрессии детей снизился. Как это повлияло на изменение статуса в группе сверстников позволила увидеть повторная диагностика метода «Два дома» на контрольном этапе.Интерпретация ее результатов представлена в таблице 3.4:Таблица 3.4Соотношение социометрических статусов в группе (3 этап: контрольный)П №Фамилия имя Количество выборовСоциометрический статус в группеПоложительных«+»Отрицательных«-»1Илья А.10-популярные2Мария А.5-предпочитаемые3Галина Б.41предпочитаемые4Виктор В.6-предпочитаемые5Варвара Г.4-предпочитаемые6Светлана Д.2-обычные7Коля Е.2-обычные8Петр Е. 81популярные9Максим И.2-обычные10Даниил К.51предпочитаемые11Петр К.5-предпочитаемые12Рома Л.2-обычные13Мария М.31обычные14Александр Н.5-предпочитаемые15Александр О.2-обычные16Николай П.23обычные *17Елизавета Р.5-предпочитаемые18Лия С.9-популярные19Гоша Т.3-предпочитаемые20Владислав Т.4-предпочитаемые21Иван Ф.2-обычные22Инна Х.2-обычные23Анастасия Я.-3отвергаемые24Наталия Ш.2-обычные25Динара Я.1-обычныеДля наглядности картины изменений социометрических статусов в группе детей, представили результаты 1 и 3 этапа диагностики социометрии в следующей таблице 3.5:Таблица 3.5.Соотношение социометрических статусов в группе (3 этап: контрольный)П №Фамилия имя 1 этап диагностики3 этап диагностикиКоличество выборовСоциометрический статус в группеКоличество выборовСоциометрический статус в группеПоложительных«+»Отрицательных«-»Положительных«+»Отрицательных«-»1Илья А.9-популярные10-популярные2Мария А.4-предпочитаемые5-предпочитаемые3Галина Б.33обычные41обычные4Виктор В.62предпочитаемые6-предпочитаемые5Варвара Г.4-предпочитаемые4-предпочитаемые6Света Д.23обычные2-обычные7Коля Е.--изолированные2-обычные8Петр Е. 91популярные81популярные9Максим И.11обычные2-обычные10Даниил К.51предпочитаемые51предпочитаемые11Петр К.4-предпочитаемые5-предпочитаемые12Рома Л.11обычные2-обычные13Мария М.21обычные31обычные14Александр Н.4-предпочитаемые5-предпочитаемые15Александр О.--изолированные2-обычные16Николай П.-10отвергаемые23Обычные --17Елизавета Р.5-предпочитаемые5-предпочитаемые18Лия С.10-популярные9-популярные19Гоша Т.4-предпочитаемые3-предпочитаемые20Владислав Т.4-предпочитаемые4-предпочитаемые21Иван Ф.--изолированные2-обычные22Инна Х.1-обычные2-обычные23Анастасия Я.-7отвергаемые-3отвергаемые24Наталия Ш.2-обычные2-обычные25Динара Я.--изолированные1-обычныеИтак, по результатам диагностики социометрического исследования 3 этапа видим, что 5 детей изменилось статусное положение в группе по сравнению с первоначальной диагностикой:№ 17 – Коля Е. – был «изолированный» – стал «обычный»№ 15- Александр О. - «изолированный» – «обычный»№ 16- Николай П. - «отвергаемый» - «обычный»№ 21- Иван Ф.- «изолированный» – «обычный»№ 25- Динара Я.- «изолированный» – «обычный»Выводы:№ 7 - Коля Е. на 1 этапе социометрической диагностики не получил ни одного голоса в предпочтении выбора детей: ни положительного, ни отрицательного, то есть, он находился в изоляции от других детей. По первичным результатам диагностики уровня агрессии, этот ребенок имел средний уровень агрессии (14 баллов – сумма баллов по параметрам рисунка), после проведения цикла занятий, его уровень агрессии снизился до 10 баллов, что соответствует низкому уровню агрессии, на контрольном этапе – 9 баллов. Контрольный этап показал изменение социометрического статуса в группе в лучшую сторону – получил два положительных выбора.№ 15- Александр О.- по 1 социометрической диагностике не получил ни одного голоса в предпочтении выбора детей: ни положительного, ни отрицательного, то есть, он также находился в изоляции от других детей. По первичным результатам диагностики уровня агрессии, этот ребенок обнаружил средний уровень агрессии (15 баллов), а после проведения цикла занятий, его уровень агрессии снизился до 11 баллов, что также соответствовало среднему уровню агрессии, который достиг низкого уровня на контрольном этапе – 9 баллов. Контрольный этап показал изменение социометрического статуса в группе в лучшую сторону – получил два положительных выбора.№ 16- Николай П. - на 1 этапе социометрической диагностики получил 10 отрицательных выборов и ни одного положительного, то есть, ребенок имел статус «отвергаемого». По первичным результатам диагностики уровня агрессии, этот ребенок имел средний уровень агрессии (19 баллов), после проведения цикла занятий, его уровень агрессии снизился до 15 баллов, что также соответствовало среднему уровню агрессии, который снизился еще на два балла на контрольном этапе –13 баллов. Контрольный этап показал изменение социометрического статуса в группе в лучшую сторону – получил два положительных выбора и три отрицательных. № 21- Иван Ф.- на 1 этапе социометрической диагностики не получил ни одного голоса в предпочтении выбора детей: ни положительного, ни отрицательного, то есть, он находился в изоляции от других детей. По первичным результатам диагностики уровня агрессии, этот ребенок имел средний уровень агрессии (15 баллов), после проведения цикла занятий, его уровень агрессии заметно понизился и достиг 11 баллов, что также соответствовало среднему уровню агрессии, но с показателями ближе к низкому, на контрольном этапе – 9 баллов. Контрольный этап показал изменение социометрического статуса в группе в лучшую сторону – получил два положительных выбора.№ 25- Динара Я.на 1 этапе социометрической диагностики не получила ни одного голоса в предпочтении выбора детей: ни положительного, ни отрицательного, то есть, находится в изоляции от других детей. По результатам диагностики уровня агрессии, этот ребенок имеет низкий уровень агрессии (9 баллов). Контрольный этап показал изменение социометрического статуса в группе в лучшую сторону – получила 1 положительный выбор.Что касается № 23 - Анастасии Я. –у которой, по первоначальной диагностике мы выявили самый высокий уровень агрессии - 21 балл, и после цикла занятий, на контрольном этапе - 13 баллов (средний уровень), то ее статусное положение в группе изменилось незначительно: при первоначальной диагностике Настя набрала 7 отрицательных выборов, на контрольном 3 отрицательных выбора, то есть, ребенок по-прежнему, относится к категории «отвергаемые». Общую динамику изменения социометрического статуса можно увидеть на рис.3.6. ниже, где представлено процентное соотношение результатов первого и третьего этапов эксперимента по всей группе:Рис.3.6. Процентное соотношение общей динамики изменения социометрических статусов в группе по результатам эксперимента.Таким образом, опираясь на полученные результаты, можем перейти к выводам эксперимента.Выводы по 3 главеВ третьей главе работы провели экспериментальное исследование, цель которого – изучение взаимосвязи и влияния агрессивного поведения на статусное положение ребенка в группе старшего дошкольного возраста.Были подобраны комплекс методик для диагностики агрессивности у детей дошкольного возраста и социометрические методики, для выявления статусного положения ребенка в группе.Исследование проходило в три этапа. На первом этапе, проводили первоначальные диагностикиуровня агрессии детей и выявлялисоциометрический статус детей в группе.По результатам первого этапа выяснили, что в исследуемой группе, состоящей из 25 детей – 3 детей – популярные; 9 детей – предпочитаемые; 4 детей – изолированные и 2 детей – отвергаемые; 7 детей – обычные. Диагностика уровня агрессивности на 1 этапе эксперимента показала, что 18 имеют низкий уровень агрессии, 7 детей имеют повышенный уровень агрессивности, из них:6 детей – имеют средний уровень агрессии и 1 ребенок – высокий уровень агрессии.На втором этапе (формирующий эксперимент) был проведен цикл занятий по снижению уровня агрессии детей и их сплоченности в группе и проведены промежуточные диагностики уровня агрессии у детей с выявленными агрессивными проявлениями. Промежуточная диагностика агрессии после проведения 1 цикла занятий с детьми показала, что все дети с повышенным уровнем агрессии улучшили свои показатели: из 7 детей 3 детей, имевшие ранее средний показатель теперь имеют низкий уровень агрессии; 1 ребенок с высоким уровнем агрессии понизил свой уровень до состояния среднего уровня; 3 детей еще сохраняли средний уровень агрессивности, но уже наблюдались понижения уровней. После диагностики были продолжены занятия с детьми.На третьем этапе провели контрольный эксперимент, который показал, что после проведенного цикла занятий, из 7 детей с повышенной агрессивностью, остались только 1ребенок, но уже со значительным улучшением показателей уровня агрессии, которые можно скорректировать при дальнейшей работе с данным ребенком. Проведенная повторная социометрическая диагностика позволила увидеть как изменился статус детей-аутсайдеров в группе сверстников, после снижения у них уровня агрессии: 5 детей-аутсайдеров (отвергаемые и изолированные) изменили статусное положение в группе по сравнению с первоначальной диагностикой; еще один ребенок-аутсайдер, не изменил своего положения в группе, хотя отрицательных выборов стало намного меньше (3 из 7 предыдущих). С данным ребенком необходимо проводить индивидуальную работу по коррекции агрессии и изменения статусного положения в группе. Таким образом, опираясь на результаты исследования, считаем, что действительно существует взаимосвязь агрессивных проявлений у ребенка старшего дошкольного возраста и его статусным положением в группе сверстников. Данные диагностик свидетельствуют, что чем выше уровень агрессии ребенка, тем ниже его статус в группе. Дети не хотят поддерживать отношения с агрессивно-настроенными детьми, стараются избегать их, не приглашают играть в совместные игры, а значит, такие дети вынуждены находиться в категории «изолированных и «отвергаемых» детей. ЗаключениеТаким образом, исходя из проделанной работы, в соответствии с целью и гипотезой исследования, можем представить следующие выводы:1. Опираясь на теоретический анализ психологической литературы, выяснили, что статус – это положение индивида или группы в социальной системе; статус важен в жизни человека, так как обладание статусом позволяет ему ожидать и требовать определенного отношения к себе со стороны других людей.Статус в системе межличностных или общественных отношений включает в себя два понятия: «социальный статус» и «социометрический»: социальный статус – это положения, занимаемое человеком в социальной системе общества; социометрический статус – положение человека в системе внутренних отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы. Социометрический статусвключает в себя личностные характеристики индивида.Что касается агрессии, то в психологии под агрессией понимается «враждебное поведение в отношении окружающих людей». И проблема детского агрессивного поведения - одна из самых значительных проблем современной психологии. 2. На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы, выяснили, что дети старшего дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей. Возраст до семи лет является первоначально становлением личности. Личностное развитие ребенка характеризуется возникновением эмоционального предвосхищения последствий своего поведения; самооценки; усложнение и осознание переживаний; проявляется интерес к коллективным формам деятельности и стремление во всех видах деятельности быть лучшим.В основе же агрессивного поведения детей могут быть различные мотивы: спонтанная демонстрация себя, достижение своих практических целей, подавление и унижение другого ребенка. А главные проблемы детей с агрессивными проявлениями лежат в сфере отношений со сверстниками. Повышению статуса в группе сверстников способствуют такие качества личности ребенка, как успешность коммуникативной деятельности — общительность, способность быть источником информации, передать ее эмоционально, быть интересным собеседником, уметь не только говорить, но и внимательно слушать.Причинами низкого статуса ребенка в группе сверстников могут быть такие личностные качества ребенка, как эгоизм, низкий уровень игровой деятельности, а также агрессия, которая проявляется в стремление обратить на себя внимание, используя для этих целей деструктивные действия. 3. Проведенное экспериментальное исследование, цель которого было изучение взаимосвязи и влияния агрессивного поведения на статусное положение ребенка в группе старшего дошкольного возраста, показало, что действительно существует взаимосвязь агрессивных проявлений у ребенка старшего дошкольного возраста и его статусным положением в группе сверстников. Данные полученных диагностик свидетельствуют, что чем выше уровень агрессии ребенка, тем ниже его статус в группе. Дети не хотят поддерживать отношения с агрессивно-настроенными детьми, стараются избегать их, не приглашают играть в совместные игры, а значит, такие дети вынуждены находиться в категории «изолированных и «отвергаемых» детей. И задача воспитателя, в данном случае, состоит в том, чтобы с помощью специально разработанных занятий, которые способствуют понижению агрессии, помогают сплачивать детей, видеть и слышать друг друга, помочь изменить статусное положение ребенка в лучшую сторону, так как с помощью подобных занятий удалось достигнуть положительных результатов по понижению уровня агрессивности ребенка, тем самым изменить социометрический статус в группе.Таким образом, считаем, что цель достигнута, гипотеза исследования подтвердилась.Список литературыДобреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Краткий курс. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 231 с.Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. - М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.-640 с.Платонов Ю.П. Социальные статусы и социальные роли. www.elitarium.ru.Петровский, А. В.. Психология. Словарь. [Текст]: М. Политиздат, 1990 г.Ремшмидт Т. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. Г.И. Лойдиной / Под ред. Т.А. Гудковой. – М.: Мир, 1994. – 319 с.Ожегов С.И. Толковый словарь современного русского языка. М., 1999. С.18.Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б. Г Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 440 с.Фромм Э. Агрессия. - М.: Олимп, 1998.Платонова Н.М. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Н.М. Платонова. – СПб.: Речь, 2006. – 336с.Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. - Ярославль. 2005Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб: Питер, 2001. - 352 с.Басс А.Г. Психология агрессии // Вопросы психологии. - 1967. - №3 - С.60-67.Клиническая психиатрия. / Под ред.Т.Б. Дмитриевой. - Москва, 1999. – 300 с.Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль . - М., 2002. - 510с.Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб: Питер, 2001. - 352 с.Басс А.Г. Психология агрессии // Вопросы психологии. - 1967. - №3 - С.60-67.Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей/Т.П. Смирнова. – 4-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 154с.Александровский Ю.А. Состояние психическойдезадаптации и их компенсация. – М.: Наука, 1976. – 381с.Генри Паренс. Агрессия наших детей / Пер. с англ. – М.: Издательский Дом «ФОРУМ», 1997. – 167с.Ремшмидт Т. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. Г.И. Лойдиной / Под ред. Т.А. Гудковой. – М.: Мир, 1994. – 319 с.Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и психокоррекция. - Минск, 1996.-с.3-19.Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. 1996. №5. С.3-18.Акимова М.К. Психологическая диагностика: Учебное пособие. / М.К. Акимова – СПб.: Питер, 2005. – 304с.Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки // Избр. психол. труды: В 2 т. Т. 2. М., 1980. 232 с.Бодалев А. А. Об особенностях понимания преподавателем студента. — В кн.: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1998, с. 3—11.Возрастная и педагогическая психология / под ред. М.В. Гамезо, М.: Просв., 1994 г.Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1999.Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов: Феликс, 1997. -480 с.Лоренц К. Агрессия. – М.: Наука, 1994. – 430 с.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.Перешеина Н.В., Задстровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192с.Психолог онлайн. Тесты. Диагностика психических состояний. http://psychologist.nsknet.ru/audit.html/konfliktnost-agressija-emocionalnaja-vozbudimost/test-ocenka-agressivnosti-v-otnoshenijah/Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1991. №1 С. 81-86.Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М.: Просвещение, 1991.Столяренко Л.Д. С 81 Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с.Фурманов И.А. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 319с.Юрчук В.В. Психологический словарь / В.В. Юрчук. Минск: Элайда. 2000. -141с.Немов Р.С. Психология образования. – М., 1994. – С.158.Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга,2000.- 624с.Мухина В.С. Возрастная психология. - М, 2000. – С.228.Мухина В.С. Детская психология. – М., 2000. С. 231-236.Чижова С.Ю. Детская агрессивность. Ярославль, 2001. С. 13-16.Смирнова Е.О., Рудеева Г.Р. Психологические особенности и вариант детской агрессивности // Вопросы психологии. 2002. №1. С. 42-50.Пасечник, В.Н. Агрессивное поведение дошкольника / В.Н.Пасечник //Дошкольное воспитание. 2008. № 5. – с.73-78Репина Т. А. «Отношения между сверстниками в группе детского сада». - М., 1978, с. 254.Коломенский Я. Л. «Психология личных взаимоотношений в группе сверстников». - М., 1980, с. 297.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – Спб.: Питер, 2009. – 400с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 158 с.: ил. — (Психология для всех)Психологическое обследование младших школьников/Венгер А.Л., Цукерман Г.А.-М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.- 159с.:ил.-(Библиотека школьного психолога), с.62.Диагностическая и коордиационная работа школьного психолога. / Под ред. Дубровиной, И.В. Учебное и методическое пособие. - М.: Издательство «Просвещение», 2005. – С.41.ПриложениеАСписок детейПрисвоенный порядковый номерФамилия имя 1Илья А.2Мария А.3Галина Б.4Виктор В.5Варвара Г.6Светлана Д.7Коля Е.8Петр Е. 9Максим И.10Даниил К.11Петр К.12Рома Л.13Мария М.14Александр Н.15Александр О.16Николай П.17Елизавета Р.18Лия С.19Гоша Т.20Владислав Т.21Иван Ф.22Инна Х.23Анастасия Я.24Наталия Ш.25Динара Я.ПриложениеБСоциометрическое исследование. Протокол данных констатирующего эксперимента по методике «Два дома»п. № Кого выбирают 123456789101112131415161718192021222324251*+-+-+-+++2+*-+++-+++-3+*+++-4*++5+*++6+*----7*+-+8+*9+*++++10++-+*++11+++*+-+12+-*++++13++*14+++*-++15+*16+-+*+-17+-*18++-+*-19++*20++--*21+-++*-22++*+23++-*24+-++-*25+-+-+*Приложение ВПротокол данных по исследованию методики «Несуществующее животное» (выявление уровня агрессии детей)Присвоенные порядковые номера детей12345678910111213№ п/пПоказатели агрессивности1Угрожающее название00000000111102Одинокий01011020111123Рисунок расположен в нижней части00110120001104Большое количество зубов00100110000105Рот с зубами и клыками, клюв11011010110106Открытый рот без прорисовки губ, языка, зачеркнутый00000001001007Глаза отсутствуют, пустые, большие, зачеркнутые10100020110108Хвост повернут влево, вниз00110010110109Затемнение линий контура, штриховка110121121100010Наличие деталей: рога, когти, панцирь, иглы, чешуя110101111011011Голова обращена влево или анфас010000001101012Крупное изображение112001011101013Неаккуратность рисунка000001000000014Сверхсильный нажим000001000000015Острые ногти, острые рога, острые наросты100100000000016Реально существующие000100100000017Оружие, режущее, колющее или рубящее000011011011018Описание образа жизни: питается людьми, описание поедания жертв000000000000019Описание образа жизни: любимое или наиболее обычное занятие: ломает деревья00100000001020Описание образа жизни: друзья: злые персонажи001001000000021враги: большое число или отсутствие (боязнь агрессии)120101200110Итого баллов 58896101461087132продолжение таблицы 3.3Присвоенные порядковые номера детей141516171819202122232425№ п/пПоказатели агрессивности1Угрожающее название0220000012002Одинокий0121001112223Рисунок расположен в нижней части0021010202214Большое количество зубов0120011002015Рот с зубами и клыками, клюв122110101106Открытый рот без прорисовки губ, языка 0000000200017Глаза отсутствуют, пустые, большие, зачеркнутые0000000211018Хвост повернут влево, вниз0101001111019Затемнение линий контура, штрихи02010101110110Наличие деталей: рога, когти, панцирь, чешуя02110101120011Голова обращена влево или анфас10100000110012Крупное изображение20100101110013Неаккуратность рисунка00000101000014Сверхсильный нажим00000100000015Острые ногти, острые рога, 02110000000016Реально существующие00010010001017Оружие, режущее, колющее02201101100018Описание образа жизни: питается людьми, описание поедания жертв00100000000019любимое занятие: ломает деревья00100000010020друзья: злые, агрессивные 00200101010021враги: большое число или полное отсутствие боязнь агрессии)220101210101Итого баллов 715219210715101959Приложение ГПротокол данных по исследованию методики «Несуществующее животное». (2 этап)Присвоенные порядковые номера детей71215162123№ п/пПоказатели агрессивности1Угрожающее название0111012Одинокий1111113Рисунок расположен в нижней части2102114Большое количество зубов1012005Рот с зубами и клыками, клюв1112016Открытый рот без прорисовки губ, языка, зачеркнутый0000207Глаза отсутствуют, пустые, большие, зачеркнутые1100118Хвост повернут влево, вниз1010019Затемнение линий контура, штриховка10201110Наличие деталей: рога, когти, панцирь, иглы, чешуя01111111Голова обращена влево или анфас01000112Крупное изображение00011013Неаккуратность рисунка00001014Сверхсильный нажим00000015Острые ногти, острые рога, острые наросты00110016Реально существующие10000017Оружие, режущее, колющее или рубящее01101018Описание образа жизни: питается людьми, описание поедания жертв00010019Описание образа жизни: любимое или наиболее обычное занятие: ломает деревья01010120Описание образа жизни: друзья: злые персонажи00000121враги: большое число или отсутствие (боязнь агрессии)111211Итого баллов 101011151112Приложение ДПротокол данных по исследованию методики «Несуществующее животное». (3 этап)Присвоенные номера детей71215162123№ п/пПоказатели агрессивности1Угрожающее название0111012Одинокий1101103Рисунок расположен в нижней части1101114Большое количество зубов1010005Рот с зубами и клыками, клюв1012016Открытый рот без прорисовки губ, языка, зачеркнутый0000207Глаза отсутствуют, пустые, большие, зачеркнутые1100118Хвост повернут влево, вниз1110019Затемнение линий контура, штриховка10211010Наличие деталей: рога, когти, панцирь, иглы, чешуя00110111Голова обращена влево или анфас01000112Крупное изображение00011013Неаккуратность рисунка00001014Сверхсильный нажим00000015Острые ногти, острые рога, острые наросты00110016Реально существующие11000017Оружие, режущее, колющее или рубящее00111018Описание образа жизни: питается людьми, описание 00000019Описание образа жизни: любимое занятие: ломает деревья01010120Описание образа жизни: друзья: злые персонажи00010121враги: большое число или отсутствие (боязнь агрессии)100101Итого баллов 98913910Приложение ЕСоциометрическое исследование. Протокол данных контрольного эксперимента (3 этапа) по методике «Два дома»п. № Кого выбирают123456789101112131415161718192021222324251*++++++-2+*++++-+++-3++*++++4*++5+*+++6+*-+7*+++8++*+9+*++++10+++*++11+++*++-+12+*++++13++*14+++*++15+*16+++*++17+-*+18++-+*19++++*+20++*21+-+++*+22++*++23+++-+*24+++++-*25+++*

Список литературы


1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Краткий курс. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 231 с.
2. Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. - М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.-640 с.
3. Платонов Ю.П. Социальные статусы и социальные роли. www.elitarium.ru.
4. Петровский, А. В.. Психология. Словарь. [Текст]: М. Политиздат, 1990 г.
5. Ремшмидт Т. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. Г.И. Лойдиной / Под ред. Т.А. Гудковой. – М.: Мир, 1994. – 319 с.
6. Ожегов С.И. Толковый словарь современного русского языка. М., 1999. С.18.
7. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б. Г Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 440 с.
8. Фромм Э. Агрессия. - М.: Олимп, 1998.
9. Платонова Н.М. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Н.М. Платонова. – СПб.: Речь, 2006. – 336с.
10. Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. - Ярославль. 2005
11. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб: Питер, 2001. - 352 с.
12. Басс А.Г. Психология агрессии // Вопросы психологии. - 1967. - №3 - С.60-67.
13. Клиническая психиатрия. / Под ред.Т.Б. Дмитриевой. - Москва, 1999. – 300 с.
14. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль . - М., 2002. - 510с.
15. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб: Питер, 2001. - 352 с.
16. Басс А.Г. Психология агрессии // Вопросы психологии. - 1967. - №3 - С.60-67.
17. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей/Т.П. Смирнова. – 4-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 154с.
18. Александровский Ю.А. Состояние психическойдезадаптации и их компенсация. – М.: Наука, 1976. – 381с.
19. Генри Паренс. Агрессия наших детей / Пер. с англ. – М.: Издательский Дом «ФОРУМ», 1997. – 167с.
20. Ремшмидт Т. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. Г.И. Лойдиной / Под ред. Т.А. Гудковой. – М.: Мир, 1994. – 319 с.
21. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и психокоррекция. - Минск, 1996.-с.3-19.
22. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. 1996. №5. С.3-18.
23. Акимова М.К. Психологическая диагностика: Учебное пособие. / М.К. Акимова – СПб.: Питер, 2005. – 304с.
24. Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки // Избр. психол. труды: В 2 т. Т. 2. М., 1980. 232 с.
25. Бодалев А. А. Об особенностях понимания преподавателем студента. — В кн.: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1998, с. 3—11.
26. Возрастная и педагогическая психология / под ред. М.В. Гамезо, М.: Просв., 1994 г.
27. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1999.
28. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов: Феликс, 1997. -480 с.
29. Лоренц К. Агрессия. – М.: Наука, 1994. – 430 с.
30. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
31. Перешеина Н.В., Задстровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192с.
32. Психолог онлайн. Тесты. Диагностика психических состояний. http://psychologist.nsknet.ru/audit.html/konfliktnost-agressija-emocionalnaja-vozbudimost/test-ocenka-agressivnosti-v-otnoshenijah/
33. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1991. №1 С. 81-86.
34. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М.: Просвещение, 1991.
35. Столяренко Л.Д. С 81 Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с.
36. Фурманов И.А. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 319с.
37. Юрчук В.В. Психологический словарь / В.В. Юрчук. Минск: Элайда. 2000. -141с.
38. Немов Р.С. Психология образования. – М., 1994. – С.158.
39. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга,2000.- 624с.
40. Мухина В.С. Возрастная психология. - М, 2000. – С.228.
41. Мухина В.С. Детская психология. – М., 2000. С. 231-236.
42. Чижова С.Ю. Детская агрессивность. Ярославль, 2001. С. 13-16.
43. Смирнова Е.О., Рудеева Г.Р. Психологические особенности и вариант детской агрессивности // Вопросы психологии. 2002. №1. С. 42-50.
44. Пасечник, В.Н. Агрессивное поведение дошкольника / В.Н.Пасечник //Дошкольное воспитание. 2008. № 5. – с.73-78
45. Репина Т. А. «Отношения между сверстниками в группе детского сада». - М., 1978, с. 254.
46. Коломенский Я. Л. «Психология личных взаимоотношений в группе сверстников». - М., 1980, с. 297.
47. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – Спб.: Питер, 2009. – 400с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
48. Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 158 с.: ил. — (Психология для всех)
49. Психологическое обследование младших школьников/Венгер А.Л., Цукерман Г.А.-М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.- 159с.:ил.-(Библиотека школьного психолога), с.62.
50. Диагностическая и коордиационная работа школьного психолога. / Под ред. Дубровиной, И.В. Учебное и методическое пособие. - М.: Издательство «Просвещение», 2005. – С.41.

Влияние акцентуации характера на положение подростков в группе сверстников












ТЕМА:

&';Влияние акцентуации характера на положение подростков в группе сверстников&';

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретический анализ по теме исследования проблемы акцентуации характера у подростков

1.1 Понятие &';акцентуации характера&'; и типы классификации

1.2 Особенности проявления акцентуированных черт характера в подростковом возрасте

1.3 Влияние состояния положения подростка на формирование его личности

Глава 2. Изучение влияния личности акцентуированного характера на положение подростков в группе сверстников

2.1 База, методы и описание этапов исследования

2.2 Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов психодиагностического исследования акцентуации подростков с помощью метода &';Акцент 2-90&';

2.3 Исследование влияния состояния положения подростков, на формирование личности

2.1 Методика исследования акцентуаций характера у подростков

2.2 Результаты исследования диагностики &';Акцент 2 - 90&'; две группы подростков

2.3 Исследование влияния состояния положения подростков, на формирование личности

Глава 3. Коррекция акцентуаций характера у подростков

3.1 Система работы по коррекции акцентуированных подростков

3.2 Описание основных этапов коррекционной работы

3.3 Психолого-педагогической поддержки акцентуированных подростков

Вывод

библиография

Приложение

Введение

Актуальность данной работы заключается в том, что одна из основных проблем подросткового возраста - проблема общения со сверстниками. Именно взаимоотношения с товарищами находятся в центре внимания подростка, именно они во многом определяют поведение, деятельность, а в дальнейшем способствует формированию социальных установок и особенностей личности в этом возрасте. Для подростка важно занять значительное место среди сверстников, быть признанным в группе или быть лидером в коллективе. Но не каждый подросток может этого добиться, так как индивидуальные особенности акцентуированных черт характера и взгляды многих молодых людей мешают занять высокое статусное место, социализироваться именно в той социальной группе, которая для них является желательным. Часто, это связано с тем, что подростки не могут правильно оценить себя, реализовать индивидуальные свойства характера, и, следовательно, не могут найти адекватную для себя референтную группу.

Узнать стоимость работы